Бельгийские лошади тяжеловозы. Брабансон (Бельгийский тяжеловоз, Фландерская лошадь)

Тяжеловозы - лошади, отличающиеся мускулистым телом, мощной шеей и ногами. Их призванием является перевозка тяжёлых грузов, а трудолюбие и выносливость этих животных успешно используются в сельском хозяйстве. Одной из таких пород является брабансонская, получившая широкое распространение на территории Бельгии. Об особенностях этих лошадей, их характере, сфере применения и правилах ухода мы поговорим далее в нашей статье.

Историческая справка

В средневековой Европе тяжеловозные лошади использовались преимущественно в качестве рыцарских коней. А всё благодаря тому, что только такие мощные и сильные животные могли выдержать груз человеческого тела, облачённого в рыцарские доспехи и вооружённого тяжёлым оружием.

Такие кони были неспособны быстро и ловко скакать, они также не отличались выносливостью. Учёные утверждают, что в европейских странах самыми распространёнными породами тяжеловозов были брабансоны, шайры, першероны, клейдесдаль.

Множественные военные конфликты, проходившие на территории современной Бельгии, стали причиной появления различных иностранных пород, к которым относят фламандские и арденские. Селекционные работы бельгийских специалистов привели к появлению верховой лошади лесного типа, которая в дальнейшем получила название брабансон.

Такое название не стало случайным, ведь центром разведения этих лесных коней в XIX веке стала небольшая провинция Брабант. Представителей этой породы часто называют также бельгийскими тяжеловозами.

Брабансоны, в результате селекционных работ, получили отличительную характеристику - желание выживать. За чистотой породы очень строго следили, кастрируя слабых жеребцов и эксплуатируя беременных кобыл, чтобы потомство боролось за жизнь и было выносливым.

По окончании рыцарских времён необходимость в тяжеловозах стала существенно меньше, и селекционеры решили, что появилась необходимость облегчить породу, скрестив брабансонов с рысаками.

Описание и отличительные черты

Кони породы брабансон отличаются своей мощью и силой. Они коренасты, имеют объёмный корпус с короткой шеей и невысокими мощными конечностями. Высота среднего представителя породы - 168–173 см, что является невысоким ростом для тяжеловозов, которые могут достигать 190–200 см в холке.
Лошади имеют хорошую мускулатуру, массивный костяк. Вес таких тяжеловозов может составлять 800–1000 кг.

Окрас представителей брабансон чаще всего рыже-чалый с конечностями чёрного цвета, также встречаются кони соловые и рыжие, реже можно увидеть серых, гнедых и саврасых лошадей.

В конце XIX века породу разделили на 3 линии в соответствии с их внешним видом и происхождением:

  1. Первая - Gros de la Dendre, родоначальником был конь Оранж Первый, обладавший гнедым окрасом и могучим обликом.
  2. Вторая - Greys of Hainault, представителем которой был Байярд - конь, от которого берут свои корни рыжие, серые, чалые и буланые тяжеловозы.
  3. Третья - Collosses de la Mwhaigne, основателем линии стал конь Жан Первый. К этой группе относят самых мощных и сильных лошадей с очень крепкими ногами.

Знаете ли вы? Несмотря на разнообразие мастей брабансонов, встретить вороную или серую лошадь крайне тяжело.

Внешние особенности

Главной отличительной чертой брабансонов являются их сухие ноги, что подразумевает широкие пясти, сухопарые сухожилия с хорошей плотностью, хороший угол сгиба у скакательных суставов и отличный мускулистый верх. Рог копыт имеет светлый окрас, а сами они крупные, округлые и слегка приплюснутые.
Исключительно благодаря такому сочетанию характеристик, лошади этой породы могут быть столь мощными и выносливыми, переносить большие физические нагрузки.

Брабансонов можно легко узнать среди других лошадей благодаря следующим внешним особенностям:

  1. Голова. Она довольно вытянута, но при этом имеет небольшой размер. Если смотреть на тяжеловоза в профиль, кажется, что его лоб немного приплюснут, поскольку он широкий и прямой. У брабансона огромные и глубокие глаза, пухлые губы, широкие ноздри и прямые уши.
  2. Шея. Она очень мощная, широкая и короткая. Имеет небольшой изгиб и хорошо поставлена.
  3. Туловище. Могучее тело коня выглядит массивно, особенно его передняя часть. Брюхо брабансонов глубокое с округлыми рёбрами.
  4. Спина короткая без провислости.
  5. Ноги. Значительно выделяют эту породу лошадей среди других именно сухие конечности. Скакательный сустав довольно велик, если сравнивать с размером средней лошади, около 52 см в объёме, в то время как обхват запястья составляет 41 см. Внешне брабансонов легко отличить благодаря тому, что на путовых суставах и бабках ног имеются густые «чёлки». У них, как и у большинства тяжеловозов, короткие, но мощные ноги, обладающие широкой и крепкой артикуляцией.
  6. Высота в холке. Эта порода имеет средний, как для тяжеловоза, рост: около 168–173 см, во многом благодаря коротким ногам.
  7. Масть. Большинство скакунов имеют рыже-чалую, гнедую, саврасую, бурую окраску.
  8. Вес. Средний конь этой породы весит почти тонну: от 800 до 1000 кг.

Знаете ли вы? Бельгийский тяжеловоз Бруклин Суприм из города Огден американского штата Айова стал самым тяжёлым конём в мире. Рекордный вес был зафиксирован на отметке 1440 кг при 198 см в холке.

Характер

Брабансоны, несмотря на свой мощный вид, обладают очень спокойным и мягким характером. Как правило, они очень трудолюбивы и покорны. В современной жизни их часто используют в качестве помощников во время лесозаготовки, а управляют ими лишь при помощи устных команд, которым они хорошо подчиняются.
Эти лошадки очень умны и понимают, что от них требует хозяин, дружелюбно относятся к нему, за что нередко получают прозвище «дочка» или «сынок».

Представители данной породы неприхотливы к корму, им не требуются особые условия по уходу, они редко болеют.

Плюсы и минусы

Преимуществами породы брабансон являются:

  • хорошая выносливость, работоспособность и трудолюбие;
  • скороспелость: выездка жеребят начинается с 20-месячного возраста, а достигнув двух лет, лошадь уже может выполнять тяжёлую работу;
  • большая продолжительность жизни;
  • продолжительная племенная служба до 22 лет у жеребцов;
  • покладистый и дружелюбный характер.

К недостаткам породы можно отнести только небольшую скорость скакуна.

Знаете ли вы? Бельгийские тяжеловозы использовались не только для перевозки грузов, но и активно участвовали в международных выставках, завоёвывая первые места. К примеру, в 1878 году жеребец Бриллиант стал лучшим на международном чемпионате в Париже, являясь при этом прямым наследником Оранжа Первого. А в начале XX века конь Балагур был продан в США на одном из аукционов за рекордную сумму - более 47 тыс. долларов.

Сфера применения

В современном мире брабансоны имеют большую востребованность в сельскохозяйственной отрасли, причём существует тенденция к увеличению поголовья.
Этих лошадей используют на фермах и в больших городах Бельгии. Они также эффективно используются для работ на поле в России, Бельгии и США, несмотря на наличие современной техники.

Брабансонов можно встретить и при работах на лесозаготовке и лесопилке - там, где неудобно и неэффективно использовать технику. Они трудятся в Голландии, Северной Германии, Бельгии и Франции.

Брабансоны также активно используются для улучшения качеств других пород, для чего их скрещивают, к примеру, с беспородными кобылами и в результате получают хороших рабочих лошадок. Имеются также данные о том, что бельгийский тяжеловоз принимал участие в выведении таких европейских холоднокровных пород, как шайр и суффольк.

Знаете ли вы? Лошади обладают уникальным зрением. Они могут видеть предметы вокруг себя практически на 360 °, однако из-за того, что глаза у них расположены сбоку, им приходится поворачивать морду, если предмет находится ближе, чем 4 м, чтобы лучше его рассмотреть. Вблизи лошадь может чётко распознать мимику своего хозяина и его жесты.

Правила ухода и кормления лошадей

Взглянув на мощного бельгийского красавца, можно подумать, что он очень требователен в уходе и питании, однако это не так.
Следует отметить такие ключевые моменты, которые необходимо знать о содержании и кормлении лошадей породы брабансон:

  • жеребята с возраста 35–40 дней приучаются к дроблёному овсу и отрубям;
  • кони этой породы неприхотливы в питании;
  • выпас на полях с богатой растительностью исключает необходимость в подкормке концентрированными кормами;
  • могут содержаться в обычной конюшне, размер которой составляет 4х4 м;
  • этим лошадям требуется территория для свободного выпаса рядом с конюшней;
  • помещение, где живёт тяжеловоз этой породы, должно хорошо проветриваться и в нём должна проводиться регулярная уборка;
  • брабансоны могут хорошо переносить различные природные явления, в частности, морозы, благодаря толстой мышечной прослойке, густой гриве и шерсти на ногах.

Несмотря на то что пик популярности и востребованности лошадей породы брабансон был ещё во времена Средневековья, когда тяжеловозы были крайне необходимы для перевоза рыцарей с доспехами, современных представителей данной породы всё же можно встретить на фермах и лесных производствах, где они активно помогают человеку.
Благодаря своей силе, неприхотливости и доброму нраву эти лошадки становятся надёжными помощниками своим хозяевам.

Брабансон (или бельгийский тяжеловоз) – древняя порода тяжелоупряжных лошадей, предками которых были фламандские лошади. Брабансон – национальное достояние Бельгии: у них практически идеальный для тяжеловозов экстерьер и великолепный характер, послушный и спокойный. Брабансоны весьма трудолюбивы и привязчивы.

История породы лошадей брабансон

Бельгийские лошади, предки брабансонов, славились еще в древние времена. Но в ходе истории порода лошадей брабансон подвергалась множеству изменений, так как требования к лошадям постоянно менялись.


Например, в средние века ценили тяжелых, крепких лошадей, пригодных для транспортировки рыцарей в доспехах. После изобретения пороха потребовались более подвижные и легкие лошади, но крестьянам по-прежнему необходимы были тяжеловозы. А развитие промышленности и товарооборота только укрепило спрос на лошадей-силачей.


С 90-х годов 19 века бельгийские селекционеры начали планомерно улучшать бельгийского тяжеловоза брабансона, задавшись целью получить массивных, крупных, выносливых лошадей. В 1885 г. создали Общество по улучшению бельгийских лошадей, которое издало единую племенную книгу (студбук) для брабансонов. В 1900 г. племенная книга была закрыта, то есть в него не вносились лошади, чьи предки уже не были зарегистрированы в студбуке.




Большое значение для улучшения породы брабансон имели ежегодные конные выставки в Брюсселе.


Ценные качества брабансонов стали причиной огромной популярности этих лошадей как на родине, так и за ее пределами. Брабансон, нечто среднее между арденской и фламандской лошадью, наиболее соответствует требованиям, которые предъявляются к рабочей лошади.

Лошадей породы брабансон разводят не только в Бельгии, но и во Франции, Польше, Швейцарии, Италии, Германии, а также в Северной и Южной Америке.



На фото: лошадь породы брабансон с жеребенком

Описание лошадей породы брабансон

Брабансоны – довольно крупные лошади могучего телосложения. Высота в холке брабансона – 168 – 173 см, но встречаются брабансоны и выше 180 см в холке. Масса брабансона – 800 – 1000 кг. Это настоящие гиганты, при этом очень послушные и флегматичные.


Голова брабансона по сравнению с туловищем кажется легкой, лоб широкий, профиль прямой, глаза большие и красивые.


Шея короткая, сильная.


Грудная клетка мощная, глубокая.


Спина не очень длинная.


Круп брабансона широкий и раздвоенный.


Ноги у брабансонов короткие, но при этом сухие, украшены небольшими щетками.


Копыта крепкие.


Основные масти лошадей породы брабансон: рыжая, чалая, светло-гнедая. Реже встречаются вороные, соловые, буланые и серые лошади.


Брабансоны могут бежать довольно энергичной и быстрой рысью.

Довольно суровая жизнь в ходе истории закалила лошадей породы брабансон и сделала их неприхотливыми к условиям содержания.


Лошади породы брабансон спокойные и добрые, очень трудолюбивые и привязчивые.


Бельгийский тяжеловоз (Брабансон) — это знаменитая порода лошадей, выведенная в Бельгии для тяжелых работ, требующих большой силы и выносливости. Она является промежуточной формой между фламандскими и арденскими лошадьми. Однако в наше время этот красивый богатырский конь стал достоянием и визитной карточкой страны.

Брабансон — порода лошадей, выведенная для выполнения тяжелой работы.

Основные характеристики

Экстерьер этого необычайно могучего коня можно описать следующим образом.

  1. Рост взрослого бельгийского тяжеловеса колеблется между 156 и 168 см в холке . Эти показатели нельзя назвать большими. Однако высокорослость лошадей достигается за счет длинных ног, а это в данной породе не главное. Тяжеловоз должен везти, а не скакать, обгоняя ветер.
  2. Телосложение могучее, сбитое . Туловище у этого достояния Бельгии глубокое, костяк массивный и одновременно крепкий и плотный. Грудная клетка широкая и большая, ребра отличаются особой округлостью. Круп, как у всех тяжеловозов, округлый, широкий, раздвоенный. Большая часть мощи приходится на переднюю часть туловища, поэтому спина и поясница короткие. Традиционная для тяжелых лошадей провислость спины отсутствует.
  3. Ноги у этой лошади сухие, что выгодно отличает эту породу от других аналогичных . Скакательные суставы и запястья отличаются своей объемностью. У копыт расположены небольшие щетки. Сами копыта крепкие, что неудивительно для лошади, которая должна перемещать тяжелые грузы. В запястье обхват составляет в среднем 41 см. Скакательный сустав в обхвате составляет 52 см.
  4. Этот конь отличается и богатырской шеей . Она короткая, широкая, высоко поставленная, с закругленным профилем. По сравнению с тяжелым телом и короткой могучей шеей голова кажется легкой и вроде бы маленькой, с развитым лбом и небольшой горбинкой.
  5. В окрасе жесткого стандарта нет . Однако преобладают светло-гнедые и рыжие лошади. Редко можно встретить вороных и серых тяжеловозов.

Таким образом, богатырский конь из Бельгии представляет собой великолепное зрелище сочетания мощи и подвижности.

Конь этой породы имеет мощный, но в то же время изящный внешний вид.

История

История этой породы уходит в далекое прошлое времен Римской империи. Неудивительно, что за многие века она претерпевала значительные изменения.

Пик расцвета и востребованности приходился, конечно, на средние века, когда тяжелым рыцарям, закованным в десятки килограмм железа, требовались лошади богатырского телосложения.

После того как рыцарские времена закончились, а люди освоили дистанционные способы убийства себе подобных, применение огнестрельного оружия не устранило лошадей с поля боя. По-прежнему были востребованы кони, но только для легкой кавалерии. Появление пушек не сильно изменило судьбу тяжеловозов. Войне по-прежнему нужны были универсальные легкие лошади.

Так конь-тяжеловоз перешел на мирную службу. Сильные лошади сначала были востребованы на крестьянских работах. Потом, когда стали расти города, разворачивалось строительство дорог, развивалась промышленность, тяжеловозы опять тянули свой воз мирной жизни.

Эта востребованность и развитие науки перевели формирование породы на новый уровень. Начался этап целенаправленного селекционного отбора и сохранения чистой породной линии лошадей, являвшихся народной гордостью.

Ранее бельгийские тяжеловозы широко использовались в хозяйстве, но сейчас порода приобрела декоративный характер.

В 1885 году возникла организация под названием «Общество по улучшению бельгийской лошади». Главное назначение этого общества состояло в очищении породы от генетических ответвлений, сформировавшихся в разных регионах страны. За образец отбора была принята брабансонская порода. Через 6 лет после учреждения общества был принят единый студбук для всех лошадей страны. Через 9 лет студбук был закрыт, в результате чего была создана ситуация, при которой породистая линия формировалась только из потомков лошадей, когда-то включенных в студбук.

С тех пор, кроме ведения родословной и других действий по селекции данной породы, стали проводиться регулярные выставки Бельгийского тяжеловоза. Цель каждой выставки — отбор лучших представителей породы. Иными словами, выставки стали элементом общей работы по улучшению породных качеств тяжеловоза.

Две мировые войны внесли свою негативную роль в проведение работ по поддержанию этой породы. Ведь страна была в самом эпицентре боев во время Первой мировой войны. Мало того, именно здесь были впервые применены боевые отравляющие вещества. Вторая мировая война для страны не носила столь разрушительный характер, но на работах по селекции Бельгийского тяжеловоза это также сказалось негативным образом.

Тем не менее, порода была сохранена и даже развита. В настоящее время чистая породная линия Бельгийского тяжеловоза находится под охраной специалистов и государства, являясь своего рода достопримечательностью.

Брабансоны - это одна из крупных шаговых пород лошадей. Отдельные лошади этой породы достигают 175-176 сантиметров в холке и 1 000-1 200 килограммов живого веса. Эти лошади наиболее приспособлены к работе по перевозке грузов шагом и к тяжелым сельскохозяйственным работам.

Создание такой массивной лошади вызвано было потребностью преимущественно крупных городов в мощной транспортной лошади, а также сельского хозяйства, нуждавшегося в такой лошади в связи с усложнением агротехники (как введение травопольных севооборотов, применение сложных машин и орудий т. д.) и интенсификации хозяйства вообще. Брабансоны - это прежде всего продукт интенсивного хозяйства.

Выведена эта порода в Бельгии путем массового отбора жеребцов для использования в случке и целой системы поощрительных мероприятий, как выставки, премирование лучших производителей и их широкое использование и т. п. Существенно также и то, что брабансонский молодняк воспитывался на обильных рационах, состоящих из концентратов, корнеплодов, и пользовался тучными пастбищами. Приданию однотипичности этой породе содействовало то, что со второй половины прошлого века здесь получили очень широкое распространение несколько линий, высоко оцененных на выставках. Среди них первое место занимает линия Оранжа I - Юпитера. Таким образом, бельгийские тяжеловозы являются самыми, пожалуй, «чистокровными», т. е. не имеют примеси крови других пород, как это можно наблюдать у большинства остальных пород.

По общему виду брабансоны являются массивными, коротконогими и толстоногими животными с бочкообразным туловищем и пашной мускулатурой. Голова у них тяжелая, большая, широколобая; шея короткая, толстая; холка широкая, невысокая; спина несколько мягковатая, но широкая; поясница недлинная, мускулистая; круп, как правило, широкий, раздвоенный и умеренно свислый, что не считается пороком при длинном и мускулистом заде. Ноги костистые, короткие, копыта большие и часто с, мягким рогом. Нередко можно наблюдать так называемую «косолапость» (зацепы внутрь), что в известной мере связано с широкой грудью и является как бы механическим приспособлением организма к большей устойчивости. Встречаются также запавшее запястье, ()-обзазность, иксообразность и саблистость задних ног. Неудовлетворительность движений брабансонов и часто тяжелое дыхание является одним из существенных их недостатков. Масти чаще встречаются рыжая, гнедая и чалая. Серых и вороных почти не имеется.

Оброслость у брабансонов небольшая. Так, грива и чёлка чаще короткая; хвост хотя и длинный, но не густой; щетки на ногах небольшие. Темперамент чаще спокойный.

По скороспелости брабансоны стоят на одном из первых мест. Так, по данным Д. М. Лебедева, анергия роста по всем промерам у брабансонов выше, чем у рысаков, а к 2 годам они выглядят уже взрослыми животными. Плодовитость брабансонов сейчас явно недостаточна. Так, по Д. М. Лебедеву, за период с 1927 по 1937 г. брабансонскпе кобылы дали всего 66,2 процента зажеребления, в то время как рысак - 73,4 процента. Следовательно, задачей зоотехников, работающих с этой породой, является повышение их плодовитости. Возможности к этому, конечно, имеются. Так, в породе есть отдельные генеалогические группы, которые за этот же период дали 80 процентов зажереблеипя (Флатер-де-Сен-Жертрюд), 83,3 процента (Сюперб-дю-Жерон) и 100 процентов, как кобылы от Брабансона-де-Шенуа (по Д. М. Лебедеву), Следовательно, низкая плодовитость не является какой-то непреодолимой преградой. Отбор, подбор, высокая техника проведения случки и содержания конского поголовья с успехом эту преграду ликвидируют.

Племенная работа с брабансонской породой в ряде стран, в том числе и у нас, велась в пределах небольшого количества мужских линий. Так, у нас в основном было две старых линии: Энди-жен-дю-Фосто и Жерфо II, из которых, естественно, выделили несколько новых линий, причем некоторые из них были созданы в СССР. Дадим краткую характеристику главнейшим из линий, которые имеют значение в нашем коннозаводстве.

Линия Клерона-Реми . Представители этой линии, как правило, некрупные, удлиненные лошади, чрезвычайно сухие и имеют хорошие движения; у некоторых из них не отмечается особо развитой груди и костистости. Полноценных мужских продолжателей в этой линии нет, кобылы же довольно высокого качества.

Линия Льоца . У нас была представлена жеребцом Эхо. Дочери его крупны, но недостаточно костисты, имеют ряд дефектов сложения, как свислый круп, саблистость. В Мордовской ГЗК имеются два очень ценных жеребца этой линии: это Альсион-де — Пети-Шассар и Жюлио-де-Брэн. Особенно выделяется первый из них высоким качеством своего потомства в Мордовском ГПР.

Линия Аршидюка-Изумруда . Это лошади среднего роста, сухие, отличающиеся хорошим здоровьем. Корпус у них развит хорошо. Представлена линия у нас преимущественно через детей Изумруда, сына Ноэля.

Линия Боже . В старой линии Эндижена-дю-Фосто у нас выделилась самостоятельная линия жеребца Боже. Как правило, это крупные, массивные, но несколько серые лошади с неудовлетворительными движениями и довольно требовательные к условиям воспитания.

Старая линия Эндижена-дю-Фосто у нас имеет значение через Грииьго, Полэн-де-Вер, Сюперб-дю-Жерон, Ляфлер-де-Коикеран, Эндиго-де-Бель-вю, Эндижен-д’ Ультр и Эндижен-де-Лаваль.

Линия Жерфо II . Старая линия Жерфо II представлена у нас главным образом через 2 жеребцов: 1) Брабансон-де-Шенуа и 2) Флатер-де-Ст. Жертрюд. Потомство первого некрупно и недостаточно костисто, потомство же второго занимает одно из первых: мест по крупности и формату, но также недостаточно костисто.

Меньшее значение для нашего коннозаводства имеют такие линии, как Жана I и др.

Работоспособность брабансонов довольно высокая: так, на специальных испытаниях в Москве на ипподроме жеребец Лин-Орук, 1936 г., от Рулона и Львицы, в возрасте 2 1 / 2 лет вывез 7 550 килограммов при тяговом усилии 354 килограмма и показал скорость на шагу 8 минут 36 4 / 8 секунды на 1 километр, а на рыси - 2 минуты 46 секунд на 1 километр.

В метизации брабансоны, при удовлетворительных условиях воспитания молодняка, в первом поколении от простых кобыл в районах средней полосы Союза ССР дают крупных и сильных лошадей. Во втором поколении (т. е. 3 / 4 -кровные метисы), при достаточно обильном кормлении концентратами, сочными кормами и при хорошем уходе, по калибру и общему типу очень близки к чистопородным брабансонам. Если же условия воспитания неблагоприятны (плохое кормление, холодное и грязное помещение и т. п.), то качество метисов и первой и второй генераций получается низкое.

Основной недостаток в разведении брабансонов в наших заводах и коневодческих фермах - это неудовлетворительное воспитание молодняка. В частности, молодняк мало получает концентратов, набор которых, кроме того, однообразен: ему почти не дается жмых, отруби, различные зерна, богатые белком; молодняк часто не пользуется хорошим пастбищем, зеленой подкормкой и пр. Все это в значительной мере делает оценку линий и приплода отдельных производителей ориентировочной, и если и достоверной, то только для этих малоудовлетворительных условий.

Разводят брабансонов у нас несколько конных заводов и государственных племенных рассадников, причем расположены они преимущественно в северной части черноземной полосы и южной средней полосы СССР.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Брабансонская порода, представляя собой промежуточный тип между фламандскими и арденскими лошадьми, оказалась наиболее отвечающей современным требованиям, предъявляемым к рабочим лошадям в государствах с развитой индустрией, и к настоящему времени получила исключительно широкое распространение по всей Бельгии под названием бельгийской рабочей лошади, или бельгийского тяжеловоза.

Таким образом, Бельгия имеет в настоящее время один тип тяжелой лошади, очень однообразный по характерному для него складу и различающийся лишь по росту и весу (рис. 52). Рост взрослой бельгийской лошади колеблется между 156 и 168 см в холке. Бельгийцы не стремятся к получению очень высоких лошадей. Знаменитый бельгийский жеребец «Рев-д"0р», признанный на международной выставке в Париже в 1900 г. всемирным чемпионом, имел рост в холке 164 см.

Бельгийский тяжеловоз обладает сбитым могучим телосложением, выполненностью форм, сухостью ног, выгодно отличающими его от английских тяжеловозов. Туловище его глубокое, мускулатура могучая, костяк массивный и в то же время плотный и крепкий, грудная клетка солидных размеров, ребра округлые, круп широкий, округлый, раздвоенный, спина и поясница короткие. Наблюдаемая у прежних бельгийцев провислость спины теперь устранена. Скакательные суставы и запястья широкие, как бы выточенные, конечности сухие с небольшими щетками и хорошим крепким копытом. Наследственные костные недостатки, как то: курба, шпат, пипгак, почти не встречаются. Обхват запястья в среднем 41 см, пясти 25 см, а скакательного сустава 52 см.


Шея толстая и короткая, высоко поставленная, в верхней части имеющая большее развитие и более закругленный профиль, чем у других тяжеловозов. Голова, сравнительно с могучим туловищем, легкая, слегка лишь горбатая, с хорошо развитым плоским лбом. Масть преобладает светло-гнедая и рыжая, реже вороная и очень редко встречаются животные серой масти.
Бельгийский тяжеловоз отличается скороспелостью. Выездку жеребят в Бельгии начинают с 20 месяцев, и с 2 лет лошади выполняют обычную работу, в то время как тяжеловозы других пород в тяжелую работу идут лишь с 3 лет. Продолжительность жизни, работоспособность и заводская деятельность бельгийской лошади довольно значительные. По данным проф. Лейдера жеребцы несут племенную службу до 22 лет и более, покрывая нередко до 120 и даже до 150 маток при 5-8-месячных случных периодах. Бельгийские лошади имеют развязный шаг и могут бежать энергичной непринужденной рысью. Животные нетребовательны к корму и уходу и не склонны к простуде. Они отличаются спокойным нравом. Матки плодовиты; по сообщению проф. Лейдера в Бельгии 75-80% покрытых кобыл приносят жеребят.


Отсутствие изнеженности у бельгийских лошадей объясняется соответствующими условиями их содержания в Бельгии. Матки нередко идут в случку на 9-й день после выжеребки. Как правило, после жеребенья кобылы остаются без работы около 10 дней и после этого к жеребенку подпускаются в стойло сначала 4-5 раз, а затем все реже до окончательного отлучения жеребят в возрасте от 3 до 6 месяцев. Сосуны, начиная с 35-40 дней, постепенно приучаются к отрубям и дробленому овсу. Отъемыши до глубокой осени пасутся на искусственных пастбищах, отличающихся богатой растительностью, и подкормки концентрированным кормом обычно не получают. Матки все свободное от работ время также проводят на пастбище, что благотворно отражается на их здоровье, работоспособности и предупреждает изнеженность.
Жеребят, не пригодных для племенных целей, кастрируют в возрасте около одного года. Принятое в Бельгии укорачивание хвостов у лошадей производится у жеребят в возрасте нескольких недель.
Бельгийская лошадь, принадлежа к одной из старейших групп, образовалась на территории современной Бельгии из первичных доисторических лесных лошадей (Кулешов).


Полезные качества бельгийских лошадей известны были с давних пор, еще со времен Юлия Цезаря. В течение продолжительного своего исторического развития бельгийская лошадь подвергалась значительным изменениям в зависимости от изменявшихся требований к ней в разные времена. В средние века, во времена рыцарства, наиболее ценилась бельгийская лошадь с тяжелыми формами и крепким сложением, так как такая лошадь была весьма пригодна для того, чтобы возить тяжело вооруженного и закованного в тяжелые латы рыцаря.
С изобретением пороха (XV век) способы и средства войны резко изменились и нужда в тяжелой лошади отпала. На смену ей потребовалась для военных целей лошадь более легкая и подвижная, для чего производилось скрещивание с арабскими и другими восточными лошадьми. Крестьяне же для сельскохозяйственных работ стремились иметь более тяжелых лошадей. Последние особенно стали цениться и распространяться по мере развития промышленности и усиления товарооборота и также устройства шоссейных дорог.


В связи с усилившимися требованиями на лошадь крупную и массивную, способную перевозить большой груз, подбор племенных животных шел в определенном направлении. Практиковавшееся ранее бессистемное скрещивание было прекращено, и с начала 90-х годов Бельгия встала на твердый путь улучшения своих лошадей исключительно путем разведения в себе. В 1885 г. возникло Общество по улучшению бельгийской лошади, которое поставило себе задачей уничтожить провинциальные разветвления пород и достигнуть однообразного типа лошади, приняв за образец брабансонскую породу. В 1891 г. обществом издан был единый студбук для всех бельгийских лошадей и в 1900 г, он был закрыт, т. е. в него не принимались лошади, родители которых не были записаны в студбук ранее. К 1914 г. уже в нем было зарегистрировано 58 298 жеребцов и 80 199 кобыл. Большое значение для коннозаводства и улучшения пород бельгийских лошадей имели ежегодно устраиваемые выставки рабочих лошадей в Брюсселе, привлекавшие очень большое количество племенных животных и сопровождавшиеся их экспертизой и присуждением премий. Уже с 1900 г. на эту главную выставку стали допускаться лишь те лошади, которые записаны в племенную книгу (студбук).

Наиболее ценными считаются линии знаменитых жеребцов «Оранжа I», правнуками которого являются «Рев-д"0р» - чемпион мира, и знаменитый «Индижен-дю Фосто»; «Альбиона-д"0р» и др. Среди лучших производителей последнего времени, давших в потомстве наибольшее количество премированных, первое место занимает «Авенир д"Эрз» и его сыновья. На национальной бельгийской выставке лошадей в Брюсселе в 1933 г. сын «Авенира д"Эрза» «д"Анти» 4 лет и дочь его «Астрид Пандур» оказались победителями, получив первые призы.
Высокополезные качества бельгийских лошадей создали им громадную популярность за пределами родины. Ежегодно около 25-30 тысяч лошадей экспортируются в разные страны - в Германию, Францию, Швецию и др., причем около 75% довоенного экспорта падало на Германию. В последней так называемая «Рейнская рабочая лошадь» представляет собою почти не измененного бельгийского тяжеловоза.


Что касается распространения бельгийских лошадей у нас, то в прежнее время к нам ввозились главным образом горные ардены, преимущественно в районы нечерноземной полосы. В центральные же районы и на Украину, где крестьянами разводится наиболее крупная товарная лошадь, шли по преимуществу брабансоны (рис. 53). По данным Наркомзема, с явными признаками бельгийской породы имеется в РСФСР до 20 000 лошадей. Среди крестьян ардены пользовались большой популярностью как хорошие улучшатели мелкой крестьянской лошади, придавая последней массивность форм и увеличивая силу тяги. Ардены сохранились до сих пор на некоторых наших госконзаводах, как, например, Уральском, где имеется около 50 арденских маток, Новоалександровском (УССР) и некоторых других. Арденские матки на них обычно не превышают 150 см в холке при обхвате в груди около 183 см, а в пясти 20-21 см. На всех этих заводах Наркомзем, учитывая потребность в более крепком бельгийце для образования более массивной полукровной рабочей лошади для транспорта и сельского хозяйства, ведет работу по укрупнению существующего типа путем соответствующего подбора производителей.


Основным рассадником брабансонов является Починковский госконзавод в Горьковском крае, имеющий штат в бельгийском отделении в 80 маток, а также бельгийцы имеются на ряде заводов в Западной, Ивановской, Московской, Курской и Воронежской областях, а также в УССР (И. Александровский завод).
В последние годы удалось пополнить состав Починковского завода несколькими заграничными ценными жеребцами и матками.
Стандарты выводных премированных в Бельгии производителей значительно выше:
На будущее время предположено увеличивать на конезаводах количество бельгийцев как наиболее ценных рабочих лошадей для промышленных и городских центров, отказываясь постепенно от разведения английских тяжеловозов.


При скрещивании с крестьянскими простыми матками бельгийцы стойко передают потомству свои качества, давая крупных, сильных, пропорционально сложенных метисов рабочего типа. Планом районирования бельгийская лошадь признана основным улучшателем рабочих лошадей на большой территории. В северной части УССР, центральной и западной части БССР, юго-зап. части Западной и Ленинградской областей и в горных районах Уральского хребта - будут применяться несколько более мелкие бельгийцы, а в Ивановской, Курской, Воронежской областях, Мордовской АССР, а также в западной части Горьковского края, в Татреспублике и в центральной части Западносибирского края - более крупные бельгийские лошади.

Что еще почитать