Wheelie (Полное руководство по езде на заднем колесе)! Велосипед. Учимся ездить на его заднем колесе Как встать на заднее колесо на велике


Катание на одном колесе – трюк сложный и необычайно опасный… так считают те, кто ни разу сам не пробовал его повторить. На самом деле он не опаснее и не сложнее многого того, что вы и так делаете каждый день. Вы ходите на двух ногах… и не падаете? Потому что однажды научились держать баланс в вертикальном положении. Балансировать на одной точке опоры – тоже вопрос навыка и практики. Как научиться ездить на заднем колесе велосипеда и что нужно знать перед первой тренировкой? Давайте начнём с теоретического экскурса: в среде BMX-еров этот трюк называют «вилли». Мотоциклисты старой школы пользуются термином «козлить». Откуда взялось такое странное слово: козы, одни из немногих представителей животного царства, способны довольно ловко ходить на задних ногах. Выглядит коза при этом… ну примерно так же, как вставший на дыбы велосипед.

Но когда «козлят» парнокопытные, они не падают на спину. Велосипедист – может. Поэтому первый этап подготовки к обучению заключается в подборе защитной экипировки: шлем и налокотники – обязательно, мотоциклетная куртка – по желанию. Совет привязать на спину подушку звучит комично, однако некоторые на начальном этапе именно так и делают. Но подушка лишь разбалансирует ваше чувство равновесия, так что на практике от неё нет никакой пользы. Второй этап: найдите подходящую площадку. Идеальный вариант – искусственное покрытие стадиона, в меру мягкое и безупречно ровное. Падать на него не так опасно, как на голый асфальт. И третий: подготовьте велосипед. Сиденье опустите максимально вниз. Настройте передачу

  • на педалях – самая малая звёздочка
  • на колесе – третья

И, конечно, проверьте на всякий случай исправность тормозов. Финальный этап подготовки: нужно выбрать безветренный день для катания. Вот и всё – теперь непосредственно о том, как на велосипеде встать на заднее колесо, как удержать баланс. Существует мнение, что от чужих советов мало толка. Что пока не упадёшь пару раз, пока тело само не поймёт, как делать нельзя, ничему не научишься. Но мы с вами всё же постараемся избежать лишних падений: вы, читатели, нужны мне живыми и здоровыми.

Разгоняемся до скорости 10-15 км/ч. Кладём палец на рычаг заднего тормоза. Глубокий вдох, и-и-и… одновременно с толчком педали чуть зажимаем тормоз, переносим центр тяжести на заднее колесо, а руками отрываем переднее от дороги. Насколько сильно нужно рвать руль, чтобы поднять колесо, но не опрокинуться? Тут только практика покажет. Пусть в первый раз оно лишь слегка приподнимется и тут же вернётся обратно на землю. Потом – выше, дольше. Сразу пытаться поставить мировой рекорд определённо не стоит. Руки при выполнении трюка необходимо постоянно держать прямыми, а колени немного развести в стороны для баланса. Но основную задачу балансировки выполняет туловище: именно уходом корпуса назад вы перемещаете центр тяжести всего тела. Следите только, чтобы спина сохраняла вертикальное положение относительно земли.

Не получилось с первого раза? Скажу честно: с первого раза получается только у уникумов и десятилетних детей. Чем младше велосипедист, тем он меньше опасается падения – соответственно, лучше владеет ситуацией и собой. Определённую сложность для взрослых добавляет большой вес. Но если вы уверенно держитесь в седле на двух колёсах, то и на одно через недельку тренировок встанете во всей красе. Сначала только чуть-чуть оторвётесь от земли, потом сможете проехать метр, а потом и десять метров, на зависть случайным прохожим. Главное – соблюдать осторожность и ничего не бояться.

 | 

Все начинается еще в детстве, как только ты маленьким мальчиком увидел немного старшего от себя парня катающегося на велосипеде, да еще и когда тот ездит на заднем колесе, то сердце тут же начинает биться чаще, и ты уже видишь себя в этом образе. Так уж мы мужчины устроены, нам адреналин подавай, да побольше, так вот, этот прекрасный гормон можно получить, выяснив как научиться ездить на заднем колесе велосипеда, и постепенно научившись этому, чем мы собственно и займемся. Конечно, для этого процесса необходима практика, тем не менее, не помешает взять некоторые советы из теории.

Подготовка

Итак, езда на заднем колесе имеет незатейливое название «вилли» от англ. Wheellie. На велосипеде нужно установить спереди на цепь самую маленькую звездочку, а сзади на среднюю звездочку, лучше всего, чтоб она была третья, потому что на четвертой будет сложнее. Хотя если вы человек со спортивным опытом, то, пожалуйста. Необходимо определиться с площадкой для тренировки, она должна быть ровной, но если будет небольшой подъем, это ничего. Быстро не разгоняйтесь, сделайте наклон вперед, на руль, при этом педали нужно продолжать крутить. В момент, когда нога, которая толкает, будет вверху, нужно резким движением рвануть руль на себя, при этом оставаться сидеть на сиденье и нажимать на педаль. Здесь самое важное найти баланс и оказаться вверху, чтоб не вылетел, и чтоб колесо сразу не опускалось.

Техника

Главной задачей в том чтоб научиться ездить на заднем колесе велосипеда состоит в умении держать равновесие, или же учиться этому. А теперь к делу, при отклонении корпуса назад, нажимаем плавным и коротким движением на задний и отпускаем. Опять-таки, со временем тело само будет чувствовать с какой силой нажимать.

После переноса баланса вперед, снова жмем на педаль, но еще сильнее. По поводу наклонов в правую или левую сторону, все не так сложно, необходимо для противовеса использовать колени, ну и руль, конечно. При наклоне вправо выставляется в сторону левое колено и т.д.

Первые проблемы

Самый главный страх перед падением, поэтому можно потренироваться, например, врывать руль максимально резко, чтоб велосипед вылетел, и вы смогли сгруппироваться и приземлиться на ноги. Когда едите и набираете разгон не нужно делать наклон к рулю и вставать, а педаль нажимается плавным образом.

Как научиться ездить на заднем колесе велосипеда видео

1. Предмет обучения

Вилли. По-английски - wheelie. Слово это изначально означает езду на заднем колесе на любом двухколесном транспорте, и, в общем-то, любым способом. Однако на MTB «вилли» называется езда на заднем колесе, при которой райдер сидит на сидушке и держит баланс наклоном тела, тормозом и кручением педалей. Трюк когда райдер едет на заднем колесе крутя педали стоя называется, хотя так тоже можно довольно далеко ехать (это актуально для триалистов - у них нет сидушек).

2. Скорость

Сложно точно назвать скорость, с которой лучше всего учиться делать вилли. В принципе, для освоения это не так уж и важно, главное - не ставьте очень большую или очень маленькую передачу. Передача должна быть примерно такая, с какой вы обычно перемещаетесь по тротуарам - ну, или чуть легче. Обычно это в районе от 1-5 до 2-4 (однако, опять же, в других статьях советовали даже больше 2-4 - пробуйте все варианты). Учиться дергать нужно где-то с 10-12 км/ч - с места (или с маленькой скорости) делать вилли будет гораздо сложнее.

3. Место

Естественно, поверхность должна быть ровная и без выбоин - по такой, даже умея, тяжело ездить. Учиться делать вилли гораздо легче в горку. Почему - описано ниже. Под горку не стоит даже пытаться - это будет только сбивать.

4. Подготовка

Сразу оговорюсь - абсолютно все делаем, не отрывая пятой точки от седла. Толчковая нога - та, которая при обычной езде (при банике, при всех трюках) находится сзади (на ней удобнее прыгать на одной ноге и ее вы выставите, чтобы не упасть, если вас неожиданно толкнут в спину). Палец держим на заднем тормозе, тормоз должен быть хорошо настроен и отрегулирован - конечно, желательна гидравлика, однако на ви-брейках тоже можно запросто крутить вилли.

Едем. Сгибаем руки в локтях, немного нагибаемся к рулю. Так едем до того момента, пока шатуны не будут параллельны земле (или под углом - так, что передняя нога ниже задней), а толчковая нога не будет находиться сзади. Если непонятно, объясню по-другому - начальное давление на педаль делает толчковая нога - для этого она должна находиться в «заряженном» состоянии, т.е. сзади или сверху. В этот момент делается рывок.

На видео хорошо видно, как выдергивается велосипед в вилли.



5. Рывок

Из этого положения резко прокручиваем педали и, выпрямляя руки, дергаем вел назад.

Внимание : основное усилие делается на педали, корпусом просто перемещаем центр тяжести назад. Если сильно дергать руками, велосипед будет сильно колбасить, и удержать баланс будет сложнее.

Во время обучения обращайте внимание на силу рывка - у новичков две основные ошибки: «перевыдерг» - вел выдергивается слишком сильно, байкер пугается и резко нажимает на тормоз (повторяться это может много раз) - и «недовыдерг» - вел выдергивается недостаточно, чтобы дойти до точки баланса, байкер едет на заднем, но недолго - из-за ускорения (об этом ниже). И то, и другое нежелательно. Старайтесь найти промежуточное состояние - в этом вся суть вилли.

6. Баланс

Руки во время вилли всегда прямые в локтях . Обычно дело обстоит так: начинающий райдер, проехав метра два, в последний момент сгибает руки и проезжает лишние полметра. Создаётся впечатление, что это помогло, и он начинает при любом маломальском завале вперёд гнуть локти, в итоге, вместо того, чтобы выровняться при помощи подкрута, и поехать дальше, он проезжает те же полметра (в лучшем случае) и переднее колесо опускается на землю.

Крутим педальки. Клонит вперед - крутим быстрее (сильнее отклоняемся корпусом назад, сгибаем спину, съезжаем попой по сидушке), заваливает назад - притормаживаем (выгибаем спину, двигаемся попой на сидушке вперед, можно даже голову наклонить, главное - не сгибать руки! Это не поможет!). Важно научиться тормозить плавно, по чуть-чуть, чтобы не сразу опускать колесо на асфальт, а просто чуть-чуть снижать. Клонит вправо - выставляем левое колено в сторону, правое прижимаем к раме. Рулем и телом совершается поворот (который тоже участвует в балансе - чтобы не упасть вправо, мы вправо поворачиваем). Клонит влево - то же самое, но в другую сторону. На самом деле довольно сложно описать всю технику баланса, тут участвуют и тело, и колени, и переднее колесо, в общем, все, что только можно. Усвоить баланс поможет только практика. А когда вы научитесь хорошо делать вилли, вы сможете поворачивать и даже ездить кругами на заднем колесе.

На видео можно хорошо рассмотреть, как райдер балансирует, чтобы не упасть влево/вправо.



7. Теория

Очень важный момент: это тяжело объяснить на словах, но я попробую. Вот посмотрите на это художество:

Рисунок 1 - вел едет на обоих колесах. Все усилие педалирования переходит в набор (или поддержание) скорости, и вел едет прямо. На рисунке 2 изображена основная ошибка новичков (после согнутых рук, конечно) - велосипед в таком положении будет ехать на заднем колесе, но недолго (если крутить педальки с постоянной силой и скоростью). Вначале вел немного поднимется, «покозлит», но, по мере набора скорости, колесо опустится, и поедете вы, как простой турист. Я не особо силен в физике, но думаю, что это происходит потому, что переднее колесо поднимается не за счет баланса, а только за счет крутящего момента от ускорения, т.е. чем сильнее ускоряетесь - тем выше поднимаетесь. Но ускоряться невозможно вечно, поэтому правильное вилли - это вилли с минимальным ускорением.



5) руки всегда прямые - помните об этом

6) не останавливайтесь на одном-двух оборотах педалей, продолжайте крутить как можно дольше - ноги так же участвуют в балансе, как и тело

7) чувствуйте тормоз - при нажатии на него колесо не должно сразу же биться об землю, оно должно лишь немного опускаться

8) больше дрючьте, но меньше зацикливайтесь - как только чувствуете, что устали, и все перестало получаться - сделайте паузу, займитесь чем-нибудь другим

Когда вы научитесь уверенно ездить на заднем колесе, можно начать учить фишки, связанные с вилли - one-hander, one-footer, no-footer, crankflip и т.д., но об этом - в других статьях.

Мар 15, 2012 автором в рубрике

Безусловно, очень многие видели занимательные видео-клипы, в которых профессиональные райдеры эффектно и эффективно ездят на заднем колесе, выполняя различные трюки. Зрелище, стоит признать, очень захватывающее. Вообще, серф – езда на заднем колесе – приобретает все большую популярность. Без этого элемента не обходится ни один вид экстремального катания. Поэтому нет сомнений насчет того, что практически каждый подросток хотел бы научиться ездить на заднем колесе, чтобы удивить своих прекрасных подруг.

И можно не сомневаться, что практически каждый, у кого есть велосипед , предпринимал самостоятельные попытки научиться ездить серфом. Естественно, в большинстве случаев эти попытки оканчивались неудачно. Однако отчаиваться не нужно, потому что езда на заднем колесе – это вполне достижимая цель. Учиться сложно, но ведь никто не обещал легкой жизни.

Первый урок – правильно выдергиваем руль.

Приступаем к обучению. Необходимо усвоить, что для езды на заднем колесе райдер ни в коем случае не должен сидеть – он должен находиться на педалях. Во время движения требуется постепенно переносить вес своего тела на заднее колесо. Одновременно вместе с этим необходимо прямыми руками (только прямыми, ни в коем случае не согнутыми) медленно подтягивать руль за собой. Ноги также работают – они плавно сгибаются до прямого угла в 90 градусов.

Таким образом, самое главное, что должен уяснить любой начинающий серфист, — прямые руки и согнутые в коленях ноги. В противном случае ничего не получится.

Второй урок – контроль за велосипедом

На какой скорости необходимо ездить? Это зависит только от райдера. К примеру, если велосипеды едут на очень маленькой скорости, то выдернуть руль очень сложно. Зато меньше шансов упасть с велосипеда и набить себе шишек. Короче говоря, вы подобрали оптимальную скорость, плавно выдернули руль. Остается только поймать точку равновесия. Самая простая часть пути пройдена. Теперь необходимо научиться удерживать равновесие. А сделать это, меду прочим, не так то и просто. Требуется балансировать при помощи движений руля, а также рук и ног. Придется потратить немало времени на то, чтобы держать равновесие во время езды на заднем колесе.

Третий урок – совершенствуем свои навыки

В общем-то, на этом все. Основы серфа вы теперь знаете. Остается только еще раз все перечитать и приступать к тренировкам. Чтобы добиться успеха, необходимо тренироваться постоянно, а не время от времени. Лишь тогда вы сможете удивить окружающих ездой на заднем колесе.

Включите правильную передачу. Большинство людей, когда учатся ездить на заднем колесе, включают скорость, при которой легче всего крутить педали. Это соответствует самой большой звездочке на заднем колесе и самой маленькой звезде на шатунах. Для начала это подойдет, но для более продвинутого уровня нужно включать вторую звезду на передней перекидке и одну из средних звезд сзади. Вы должны поддерживать скорость 10-15км/ч, а слишком низкая передача не позволит вам хорошо разогнаться, и вы потеряете равновесие.

Убедитесь, что ваш задний тормоз исправен. Задний тормоз это очень важная часть длинной поездки на заднем колесе, убедитесь, что он работает хорошо, чтобы не упасть когда будете ехать на большой скорости. Если он не будет работать, вероятнее всего вы шлепнитесь мягким местом на землю. Во время езды на заднем колесе, вы должны держать один или два пальца на тормозной ручке.

Опустите сидение. Вам нужна максимально стабильная позиция, так что чем ниже будет опущено сидение, тем легче будет сохранять равновесие.

Заблокируйте задний амортизатор. На «хардтеэйлах» гораздо легче ездить на заднем колесе, чем на «двухподвесах». Но если вы обладатель последнего, то поищите, есть ли у него возможность блокировки. Играющий задний амортизатор будет сильно влиять на ваш баланс.

Найдите подходящую тренировочную площадки. Найдите длинную прямую и ровную дорогу, под небольшим уклоном. Учиться ездить в горку проще, чем с горки, так что пользуйтесь этим на первых этапах обучения. Также попробуйте найти место, где не будет ветра. Даже легкий ветер будет вам мешать.

Поднимайте переднее колесо в воздух. Старайтесь направлять велосипед прямо, когда готовитесь стать на заднее колесо. Чтобы поднять переднее колесо, сильно давите на педаль и тяните руль на себя.

Не прекращайте крутить педали. Крутите педали равномерно и интенсивно.

Пользуйтесь тормозом. Когда почувствуете, что начинаете переворачиваться – нажимайте на задний тормоз. При нажатии, переднее колесо будет опускаться, чтобы не дать ему коснуться земли, начинайте более интенсивно педалировать. Езда на заднем колесе требует хорошего чувства равновесия, так как точка баланса находится как раз в том месте, где вы почти падаете назад. С опытом, вы поймете, что проще всего держать велосипед на заднем колесе как раз, когда вы в точке баланса. Когда вы найдете эту точку, вам чаще придется пользоваться тормозами, и аккуратнее крутить педали. Если вам приходится очень интенсивно крутить педали, чтобы поддерживать переднее колесо в воздухе, значит, вам нужно сильнее отклониться назад и ловить точку равновесия. С опытом, вы найдете нужную точку и сможете удерживаться в ней все дольше и дольше. Вскоре, вы сможете объехать на заднем колесе весь город, попутно ловя воздушные поцелуи от своих поклонниц.

Что еще почитать