Тактика прохождения дистанции в лыжных гонках. Лыжные ходы

Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика.

Равнинные участки.

В условиях удовлетворительного и плохого скольжения (мягкая лыжня, рыхлая опора для палок) равнинные участки следует проходить попеременным двухшажным и иногда попеременным четырехэтажным ходом. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. При особо благоприятных условиях (отличное скольжение, твердая опора для палок, жесткая лыжня) равнинные участки целесообразно проходить одновременным бесшажным ходом, так как он даёт преимущество в скорости при заметной экономии сил. Спортивная практика этому яркое подтверждение. Все сильнейшие лыжники проходят равнинные участки дистанции, расположенные на старте и финише, только одновременным бесшажным ходом. При хорошем скольжении равнинные участки лучше проходить сочетанием одновременного бесшажного с одновременным одношажным ходом (скоростной вариант) или сочетанием попеременного двухшажного с одновременным одношажным ходом (скоростной вариант).

На современных гоночных трассах подъёмы составляют 1/3 её длины. Подъёмы могут преодолеваться скользящим, беговым и ступающим шагом, если лыжник использует попеременный двухшажный ход, а также «полуелочкой», «елочкой». Выбор способа преодоления подъёма зависит от крутизны и длины склона, состояния лыжни и опоры для палок, смазки лыж, физической и технической подготовленности лыжника и его работоспособности в данное время. Известно, что почти все подъемы имеют переменную крутизну, а это требует разнообразных способов их преодоления. Скользящим шагом целесообразно преодолевать отлогие склоны. Подъём беговым шагом лучше применять на средних и крутых склонах, а также на более отлогих при плохом скольжении. Подъём ступающим шагом эффективен на крутых склонах. При слабой подготовке или не удачной смазке, когда крутизна склона не позволяет подниматься даже ступающим шагом, следует применять способы подъёма «полуёлочкой» или «ёлочкой».

При преодолении подъемов тактически рационально применять такие способы или их сочетания, которые лучше соответствуют особенностям микрорельефа. В целях поддержания высокого темпа гонки и наиболее быстрого преодоления подъёма применяют в гору, по мере укорочения длины и скорости скольжения, сочетание нескольких способов, т.е. отлогую часть склона преодолевают скользящим шагом, среднюю беговым, а заключительную (крутую) - ступающим шагом. Переход от одного способа к другому должен быть своевременным, точным и быстрым, без потери скорости. Попытка сохранить способ подъёма, когда длина скольжения лыжи значительно укоротилась, приводит к значительным, неэкономичным изменениям.

Равнинные участки после подъемов: лыжниками целесообразно проходить сочетанием попеременного двухшажного хода с одновременным одношажным. Такое сочетание к тому же способствует лучшему протеканию восстановительных процессов в организме лыжника, существенно снимает нагрузку с мышц ног, выполнявших большую работу во время преодоления подъёма. Однако если равнинный участок после крутого подъёма все же имеет незначительно восходящую крутизну, то проходить его рациональнее попеременным двухшажным ходом. Если после подъёма следует открытый спуск, то подъём надо преодолевать в быстром темпе и очень активно начать вход в спуск. Для этого необходимо выполнить 3-4 беговых шага, 2-3 раза сильно оттолкнуться палками (одновременный бесшажный ход или одновременный одношажный - стартовый вариант) и сразу же принять стойку спуска. Если же после спуска сразу начинается подъём, то лыжнику следует перед входом в подъём несколько раз оттолкнуться руками. Применив этот тактический приём, лыжник несколько дольше поддержит падающую скорость и проскользит в начале подъёма еще несколько метров по инерции. Переходить на попеременный двухшажный ход следует только тогда, когда крутизна подъёма возросла и скорость значительно снизилась.

Неровные участки, имеющие конфигурацию морских волн, следует проходить одновременным бесшажным ходом.

Открытые спуски: на открытых спусках лыжник значительно снижает свою двигательную активность, создавая тем самым наиболее благоприятные условия для восстановления сил и функций организма. Открытые длинные спуски лучше проходить в стойке «отдыха». Ноги как можно больше следует выпрямить в коленных суставах (но не полностью), туловище согнуть в пояснице, до горизонтального положения, а руки поставить в сомкнутом положении впереди верхней части тела. Такая поза хорошо обтекаема и выгодна с физиологической точки зрения - позволяет хорошо расслабить мышцы ног, плечевого пояса и спины. Лыжниками используются и низкая стойка, так достигается еще меньшее лобовое сопротивление воздуха и скорость несколько увеличивается. Но при этом снижается способность к амортизации толчков, гораздо больше устают мышцы ног, хуже «отдыхают» мышцы спины и рук, плохо просматривается трасса. Поэтому при выборе стойки применительно к тому или иному спуску лыжнику необходимо учитывать все обстоятельства. Весьма важно при прохождении открытых спусков акцентировать внимание на глубоком выдохе, который тоже способствует расслаблению мышц и лучшему восстановлению работоспособности организма.

Закрытые спуски: при прохождении спусков лыжнику бывает необходимо прибегнуть к торможению. В этих случаях лыжнику следует применить торможение «плугом», упором или соскальзыванием. Стойка в «плуге» применяется для торможения на отлогих, прямых склонах. Торможение выполняется обеими лыжами. Торможение выполняется обеими лыжами. Скорость лыжника на спуске зависит от угла разведения лыж и характера снежного покрова. На крутых склонах, имеющих жесткую, обледенелую лыжню, когда высокая скорость, тормозить «плугом» нецелесообразно. В этих условиях эффективнее применить торможение соскальзыванием. Следует отметить, что торможение соскальзыванием применяется не только для снижения скорости спуска, но и для изменения направления движения. Торможение упором целесообразно применять при спуске наискось или на равнинном участке после выката.

Повороты в движении: современные трассы требуют от лыжника умения быстро, а самое главное, без потери скорости выполнять повороты. Повороты в движении при перемене передвижения на равнинных участках и склонах. Способов поворотов существует много. Это поворот переступанием, упором, «плугом», «ножницами», из упора, на параллельных лыжах. Каждый поворот имеет свои технико-тактические преимущества. Задача лыжника - научиться рационально использовать в ходе гонки преимущества того или иного поворота на равнинных участках, склонах и на выкате со склона (на равнине). Выбор поворота зависит от задачи, которую ставит лыжник на склоне, крутизны и профиля склона, состояния снежного покрова, скорости движения и т.д.

На равнинных участках целесообразно применять поворот переступанием, на склонах - переступанием, упором, «плугом» и на параллельных лыжах. Поворот переступанием - самый простой и наиболее распространенный из всех поворотов, который увеличивает скорость лыжника. На равнинных участках и на отлогих склонах увеличение скорости происходит за активного отталкивания палками. На крутом склоне отталкивание палками и лыжей нецелесообразно (большая скорость).

При большой скорости, когда поворот переступанием уже неприменим, лыжнику следует применять поворот упором. В зависимости от решаемой тактической задачи на спуске - сохранения скорости или торможения - необходимо лыжу в упоре меньше или больше кантовать и загружать. При высокой скорости, для уменьшения крутизны спуска наискось лучше применять поворот «ножницами». Зачастую лыжнику необходимо выполнить полный поворот (из косого спуска в косой в другую сторону). В этом случае целесообразно применить поворот из упора. Этот способ позволяет выполнять поворот любой крутизны на разных склонах с различным состоянием снежного покрова. На раскатанных склонах лучше всего применять поворот на параллельных лыжах. Этот поворот требует наименьшей затраты сил, а самое главное - скорость во время поворота снижается незначительно. Поворот на параллельных лыжах считается самым современным способ. Высококвалифицированные лыжники предпочитают выполнять на спусках поворот этим способом.

Муниципальный район «Таттинский улус»

МОУ Уолбинская средняя общеобразовательная школа

имени В.И.Ленина

ДОКЛАД


ПОДБОР ПРИЕМОВ ТАКТИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ ДЛЯ ТРАССЫ «УОЛБА».

Выполнила: ученица 8 класса

Егорова Александра

Руководитель: Кусатова О.И.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

ГЛАВА 1. Процесс тактической подготовки лыжников- гонщиков………………………………………………………………………...5

1.1. Сущность понятия «тактическая подготовка

лыжников- гонщиков»…………………………………………………5

1.2. Способы передвижения на лыжах……………………………………11

ГЛАВА 2. Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников - гонщиков………………………..…………………………………….………..14

2.1. Приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков..14

2.2. Оптимальные приемы прохождения дистанции на лыжной трассе «Уолба»………………………. …………………………………..…………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..21

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...23

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность : Тема лыжной гонки интересует меня с 4-го класса. Потому – что тогда я начала выступать на лыжных соревнованиях.

Например у нас каждый год проводятся соревнования по лыжным гонкам на призы 9-кратной чемпионки РС (Я) А.С.Михайловой, нашей землячки. И являюсь их постоянной участницей, завоевывала призовые места. Я хотела бы узнать побольше способов улучшить свой результат, лучше подготовиться к соревнованиям.

Из литературы я узнала о приемах тактики прохождения дистанции лыжников – гонщиков. В школе мы в основном изучаем технику лыжных ходов, а хотелось бы подобрать приемы тактики.

Проблема: как правильно подобрать приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

Объект: Процесс тактической подготовки лыжников-гонщиков.

Предмет: Приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

Цель: Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков на трассе «Уолба».

Гипотеза: Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков может повысить эффективность их подготовки.

1. Раскрыть сущность понятия процесса тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

2. Рассмотреть способы передвижения на лыжах.

3. Подбор приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

4. Анализировать приемы тактики прохождения дистанции лыжников – гонщиков для трассы «Уолба»

Этапы:


    Подготовительный - изучение литературы о приемах тактики.

  1. Организационный - Подбор и апробация приемов тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

  2. Заключительный - анализировать эффективность приемов тактики прохождения дистанции лыжников – гонщиков для трассы «Уолба»

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКА-ГОНЩИКА

1.1. Сущность понятия «тактическая подготовка»
Тактика спортсмена – это искусство ведения соревнования с противником. Победа в соревнованиях или достижение высокого результата зависят от уровня тактического мастерства лыжника. Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата. Тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей – общей и специальной.

Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта. Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.

Специальная тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой в лыжных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика её прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т. д. Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований необходимо тщательно проанализировать эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее.

Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика. В условиях удовлетворительного и плохого скольжения на равнине и в подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный иногда попеременный четырехшажный ходы. Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками. На пологих спусках широко применяются одновременно ходы – одновременный одношажный и двухшажный; бесшажный – чаще всего на леденистых раскатанных участках лыжни и при спусках средней крутизны. При хорошем и отличном скольжении на равнине широкое применение находят попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности следует отдать предпочтение одновременным, так как они дают преимущество в скорости при заметной экономии сил.

Выбор хода во многом зависит от степени овладения им и от индивидуальных особенностей лыжника – силы мышц его верхних конечностей и туловища. Скорость передвижения во многом зависит от сочетания ходов и выбора момента перехода с хода на ход в зависимости от состояния и микрорельефа лыжни и условий скольжения. Все это изучается во время учебно-тренировочных занятий.

Одним из главных методов обучения тактике является повторное прохождение отрезков дистанции, специально подобранных в зависимости от задач тактической подготовки и различных по длине и рельефу. Отрезки подбираются заранее на каждое занятие с учетом контингента и подготовленности занимающихся.

Скорость на склоне во многом зависит от правильного выбора стойки спуска. Низкая стойка обеспечивает наименьшее сопротивление воздуха и дает возможность несколько отдохнуть, но на сложном рельефе применять низкую стойку нецелесообразно, так как это не дает возможности быстро выполнить повороты и затрудняет преодоление неровностей. На длинных и очень пологих спусках, когда применении низкой стойки не увеличивает скорость, лучше передвигаться одновременным бесшажным ходом.

Вторым важным моментом в тактической подготовке является умение правильно распределить силы по дистанции. Из практики известно, что равномерное прохождение трассы наиболее целесообразно для достижения высоких результатов в лыжных гонках, особенно у новичков. Но на пересеченных трассах различной сложности невозможно добиться равномерной скорости, поэтому целесообразно стремиться к относительной равномерности, к оптимальной интенсивности с учетом рельефа трассы.

В ходе тренировочных занятий необходимо проводить тактические учения, где лыжники овладевают приемами борьбы с соперником, находящимся в условиях прямой видимости (старт в одной или соседней паре, общий старт), а также с противниками, стартующими много раньше или позднее. В таких случаях они ориентируются на информацию тренера о времени прохождения отдельных отрезков дистанции.

Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения отрезков дистанции и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнине. Сопоставляя личные ощущения с этими объективными показателями, лыжник овладевает умениями контролировать свою работоспособность.

Рост тактического мастерства неразрывно связан с уровнем развития физических и волевых качеств. В ходе подготовки целесообразно вначале повысить функциональные возможности лыжника применительно к требованиям тактики, а затем попытаться осуществить задуманный план. Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственном контакте (при общем старте), попытка оторваться от него за счет многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого старта. Поэтому, прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему.

При обучении юношей тактике лыжных гонок на первых годах подготовки должны быть решены следующие задачи:

1. Научить правильному выбору способов передвижения в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных.

2. Воспитать у лыжника чувство скорости.

3. Обучить умению выбирать и поддерживать скорость передвижения в зависимости от длины дистанции, рельефа местности и уровня подготовленности.

4. Научить лыжников простейшим приемам борьбы на лыжне при непосредственной близости противника (с общего старта, при обгоне и на финише).

Все эти задачи решаются в ходе групповых и индивидуальных занятий, начиная с первого года обучения. Постепенно задачи усложняются. Обучение тактике идет параллельно с освоением техники и ростом уровня подготовленности.

Оздоровительный эффект занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий на лыжах значительно возрастает благодаря тому, что проводятся они, главным образом, в экологически чистой лесной или лесопарковой местностях. При этом создаются уникальные условия для использования целого комплекса целебных оздоровительных факторов природной среды.

Как известно, двигательная деятельность лыжника осуществляется в естественных природных условиях – на лесных трассах, проложенных на местности с различным по степени пересеченности рельефом. Многочисленные переходы с одного хода на другой, различные способы подъемов, спусков, преодоления неровностей, поворотов, торможений. Выбор способа передвижения зависит, прежде всего, от многочисленных внешних природных факторов.

Условия скольжения охватывают два основных понятия:

1. Качество скольжения (динамическая сила трения), которое замедляет скольжение и тормозит продвижения лыжника. Поэтому необходимо принимать меры по снижению силы трения скольжения путем повышения качества скользящего покрытия лыжи и использования соответствующих лыжных мазей и парафинов.

2. Сила трения сцепления (статическая сила трения) обеспечивает остановку лыжи и дает возможность произвести отталкивание стоящей лыжи, что является обязательным условием полноценного толчка ногой в классических ходах.

Среди лыжников весьма распространена визуальная оценка качества скольжения. Для этого выбирают отлогий склон с хорошо накатанной лыжней, крутизной до 8% и длиной около 30 м, с плавным выкатом на равнинный участок. На вершине скола отмечают время старта, от которого мягким ступанием (без отталкивания) лыжник в стойке лыжника свободно скатывается со склона и скользит до полной остановки. Чем большее расстояние пройдено при скольжении и дальше от старта произошла остановка, тем выше качество скольжения и меньше коэффициент трения скольжения. Для определения качества сцепления этот же склон используют как подъем. И наибольшая высота подъема на склон ступающим шагом без опоры на палки будет соответствовать лучшему сцеплению и большему значению коэффициента трения сцепления.

При использовании классических ходов визуальную оценку качества скольжения и сцепления делают на равнинном участке, условия «отката» лыж осуществляют с применением фотоэлементов и электронных секундомеров. Фотоэлементы с электронным секундомером устанавливают на небольшом расстоянии друг от друга на выкате после горы разгона. Изменяя место старта на горе разгона и, следовательно, скорость движения на контрольном отрезке, корректируется качество скольжения на разных скоростях. Чем меньше время прохождения контрольного отрезка, тем лучше скольжение.

Все многообразие условий скольжения в различных погодных условиях при изменении структуры снежного покрова можно ориентировочно объединить в шесть наиболее выразительных, качественно различающихся между собой разновидностей, которые существенно изменяют двигательную деятельность лыжника.

Тактика в лыжных гонках.

Перед гонкой необходимо проделать соответствующую разминку. Её следует начинать за 30-40 минут до старта спокойным бегом без лыж и упражнениями на растягивание и расслабление основных групп мышц ног, туловища, плечевого пояса. Затем следует встать на лыжи и передвигаться в среднем темпе по лыжне, отведенной для разминки. В разминку включают два-три ускорения по 200-250 метров и заканчивают ее передвижение со средней интенсивностью. Перерыв между разминкой (нужно тепло одеться) и началом гонки не должен превышать 10-15 минут.

После разминки нужно тепло одеться и спокойно ходить около стартовой площадки. Общая длительность разминки 20-25 минут. Гонку начинают с оптимально большой, но привычной для себя скоростью. Старт принимают коротким разбегом (3-4 шага), а затем переходят на подходящие одновременные ходы – бесшажный, обношажный или их сочетание, коньковый ход. При удовлетворительном скольжении и на равнинных участках следует применять сочетание попеременного двухшажного и одновременного двухшажного ходов. Необходимо уметь быстро, без потери скорости переходить от одного способа лыжного хода к другому.

Подъемы в гору обычно преодолевают попеременным ходом (скользящим, беговым, ступающим), реже – «полуелочкой» и лишь в некоторых случаях «елочкой» (крутой склон, проскальзывание лыж). Применение разнообразных способов подъема в гору позволяют лыжнику более равномерно распределять нагрузку на основные мышечные группы, наиболее экономно преодолевать подъемы. На подъемах работают, обычно, интенсивнее, так как выигрыш от этого ощутимее, чем на равнине.
1.2. Способы передвижения на лыжах
Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Лыжные ходы подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно), одновременные ходы (руки работают одновременно). Выделяют также переходы с одного хода на другой.

Техника попеременных ходов. Наиболее распространенным способом передвижения на лыжах является попеременный двухшажный ход. Движения рук и ног в этом ходе аналогичны движениям в обычной ходьбе. Цикл движений состоит из двух скользящих шагов и двух отталкиваний палками (одно отталкивание палкой на каждый шаг).

Основой хода является скользящий шаг. С началом скольжения гонщик выносит ногу вперед и переносит на нее массу своего тела. Продолжая скольжение в выпаде, он останавливает движение ноги, производит активное продвижение тела вперед над опорой (перекат) и сгибает ногу в колене – приседание. Из этого положения лыжник начинает разгибание ноги в коленном суставе и производит энергичное отталкивание.

Выполняя шаги, лыжник попеременно отталкивается палками, что позволяет сохранить скольжение и даже несколько увеличить скорость. С началом скольжения на левой ноге правая рука выносит палку вперед. Рука немного согнута в локтевом суставе, кисть на уровне глаз.

Место постановки палки на снег зависит от условий скольжения: при хорошем скольжении - у крепления лыжи, при плохом – ближе к каблуку ботинка. Большое значение для отталкиваний палкой имеет угол постановки ее на снег. Оптимальным считается угол 80-85 0 . С наклоном туловища лыжник нажимает рукой на палку и, не допуская ее поперечных колебаний, сильно давит на снег. Выпрямлением руки на палки в одну линию заканчивается отталкивание палкой, которое выполняется быстро и до конца назад.

Важную роль в попеременно двухшажном ходе играет положение туловища лыжника. На протяжении цикла оно меняется несколько раз: после отталкивания ногой туловище выпрямляется, при начале отталкивания палкой оно наклоняется вперед – лыжник производит «навал» на руку и палку. Попеременная работа рук и ног создает условия для поочередного отдыха работающих мышц, экономного расходования сил.

Попеременный четырехшажный ход (в перекидку) применяется при затрудненном скольжении (оттепель, кустарник, извилистая и занесенная снегом лыжня), при плохой опоре палок (глубокий и рыхлый снег), когда трудно применить попеременный двухшажный и одновременные ходы.

Цикл этого хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками на третьем и четвертом шагах, которые выполняются также как и в попеременном двухшажном ходе. Первые два шага без толчков палками несколько короче, третий и четвертый шаги длиннее.

Техника одновременных ходов. Одновременные ходы применяют при хорошем скольжении на раскатанной обледенелой лыжне, при движении под уклон и на равнине при твердой опоре для палок, а также в случаях, когда необходимо на малом отрезке развить высокую скорость (обгон). В зависимости от числа скользящих шагов в цикле различают одновременный бесшажный, одношажный и двухшажный ходы.

Одновременный бесшажный ход применяется на пологих спусках, при отличном скольжении на ровных участках местности, обледенелых склонах, укатанных площадках и т.п. Лыжник скользит стоя на двух лыжах, отталкиваясь одновременно обеими палками. Цикл хода состоит из беспрерывного скольжения на двух лыжах (отталкиваясь одновременно обеими палками), переноса и отталкивания палками.

Закончив отталкивание палками, гонщик выпрямляется и вновь выносит палки вперед. Палки вставляются в снег под углом 70-80 0 , после чего начинается давление на них. Лыжник наклоняет туловище вперед, наваливаясь на палки, затем опускает и разгибает руки. Угол между опорой и палками уменьшается и к концу отталкивания доходит до 20-25 0 . Отталкивание заканчивается полным разгибанием рук в локтевых суставах, туловище наклонено вперед.

Одновременный одношажный ход применяется в гонках на хорошо накатанной лыжне с твердой опорой для палок, как на ровной поверхности, так и при небольших подъемах. Цикл хода состоит из скользящего шага, отталкивания палками и скольжения на двух лыжах.


ГЛАВА 2. ПОДБОР ПРИЕМОВ ТАКТИКИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИИ ЛЫЖНИКОВ –ГОНЩИКОВ

2.1. Приемы тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков


Успех гонщика на соревнованиях во многом зависит от умения тактически правильно применять различные способы лыжных ходов, наиболее целесообразно распределять свои силы на дистанции.

Изучив трассу во время просмотра (обычно накануне, а лучше за несколько дней до гонок), лыжник составляет план гонки, учитывая состояние трассы, свою подготовленность, мастерство соперников, порядок их стартов. Если же заранее не удалось ознакомиться с трассой, лучшим вариантом плана будет относительно равномерное распределение сил по дистанции. В этом случае спортсмен меньше зависит от тактических приемов других участников.

Способы передвижения на лыжах подразделяются на следующие группы:


  • строевые упражнения с лыжами и на лыжах;

  • лыжные ходы;

  • переходы с хода на ход;

  • стойки спусков;

  • способы подъемов;

  • повороты на месте и в движении;

  • прикладные упражнения на лыжах;

  • преодоление неровностей на склонах при спуске.
По способу отталкивания ногами лыжные ходы подразделяются на две группы: классические и коньковые.

Лыжные ходы можно подразделить в зависимости от сочетания движений руками и ногами и количестве шагов в цикле хода.

Они подразделяются на две группы: попеременные ходы, толчки руками выполняются на бесшажные, одношажные, двухшажные и четырехшажные.

Таким образом, к классическим ходам относятся:

1. Попеременный ход – двухшажный.

2. Одновременный ход – полуконьковый.

3. Коньковый ход без отталкивания палками.

Вынося палки вперед, лыжник переносит массу тела на одну ногу и несколько сгибается, после чего, выпрямляясь, выполняет быстрое отталкивание ногой. К окончанию отталкивания ногой палки проходят вертикальное положение. Гонщик наклоняет туловище вперед, как бы подтягиваясь к палкам, немного сгибает руки и резко отталкивается палками, после чего скользит на двух лыжах, затем цикл движений повторяется. В этом ходе важно выполнять отталкивание поочередно правой и левой ногами.

Одновременный двухшажный ход применяется в гонках на ровных участках при умеренном скольжении и твердой опоре для палок, а также на длинных, отлогих склонах при затруднительном скольжении. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов и отталкивания палками. Выполнив два скользящих шага (на двух лыжах), лыжник одновременно отталкивается палками и скользит на двух лыжах. Вынос и отталкивание палками выполняется также как и в одновременном одношажном ходе.

Правильная техника передвижения на лыжах – это система движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Правильная техника помогает лыжнику наиболее полно реализовать свои возможности для достижения результата, соответствующего уровню его физической подготовленности. Показательными качествами техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность и экономичность.

К основным действиям, который выполняет лыжник и от которых зависит скорость его передвижения, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, прокат лыж.

Отталкивание лыжами создает поступательное движение. Отталкивание палками увеличивает (или сохраняет) скорость скольжения на лыжах. Скольжение осуществляется попеременно на одной лыже или на двух лыжах одновременно за счет приобретенной скорости. Во время движения лыжник должен стремиться к тому, чтобы не потерять скорость.

Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, подъемы и спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении.

В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов, среди которых доминирующее положение, как по количеству, так и по значимости занимают лыжные ходы, которые подразделяются на две группы: классические и коньковые.

Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Они подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно), одновременные ходы (руки работают одновременно). По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на бесшажные, одношажные, двухшажные, четырехшажные.

При изучении способов передвижения на лыжах на уроках школьники должны в совершенстве овладеть всем арсеналом лыжной техники. Что позволит им передвигаться с высокой скоростью в любых условиях и обеспечить безопасность в разнообразных условиях скольжения и рельефа местности

Лыжники высокой квалификации пользуются ограниченным количеством лыжных ходов, так как выбор способов передвижения у них определяется главной задачей соревнований – достижением высоких скоростей. Поэтому они используют, в основном, лыжные ходы, позволяющие развивать максимальную скорость. Это прежде всего коньковые ходы, а из классических – попеременный двухшажный и одновременный бесшажный и одношажный с его разновидностями. Другие способы передвижения сильнейшие лыжники применяют редко.

Рельеф трасс, условия скольжения и ряд других факторов порой требуют смены способа передвижения. С этой целью используются переходы с хода на ход: с попеременных на одновременные (переход без шага и переход через один шаг); с одновременных на попеременные (прямой переход). Существуют и другие способы переходов, но эти наиболее «быстрые».

При преодолении спусков на высокой скорости применяются различные стойки спусков. Их выбор зависит от цели, условий скольжения, длины, рельефа и крутизны спуска, а также наличия посторонних предметов и неровностей на склоне. В зависимости от высоты расположения общего центра тяжести (ОЦТ) тела применяются следующие стойки: основная (средняя), высокая, низкая. Внешние стойки различаются по степени сгибания туловища и ног, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. В зависимости от проекции ОЦТ на опору указанные стойки имеют разновидности: основная, передняя и задняя.

Основная стойка (средняя) наиболее универсальна, поэтому широко применяется при спусках различной крутизны. Она устойчива, не утомительна, удобна для выполнения поворотов и преодоления неровностей.

Низкая стойка целесообразна для пологих, открытых спусков малой и средней крутизны с целью увеличения скорости.

Высокая стойка применяется для увеличения лобового сопротивления снижения скорости, а также для осмотра незнакомого спуска в начале склона.

В зависимости от ширины ведения лыж различают нормальную, широкую и узкую стойки, возможен спуск в «разножке» (полувыпаде). Эти стойки повышают устойчивость при спуске. В лыжных гонках используются и различные специальные стойки: «аэродинамические», стойка «отдыха».

Все указанные стойки применяются при прямом спуске, а также при спуске наискось (в этом случае лыжи кантуются, чтобы избежать соскальзывания вниз по склону).

При анализе техники лыжных ходов, спусков и подъемов и в процессе обучения используется целый ряд определений, понятий и терминов, что дает возможность понять и правильно оценить действия лыжников при передвижении на лыжах.

2) «прямой переход» - с одновременного на попеременные сразу, без проката, без лишних движений.

3) «Подъем скользящим шагом» - очень похоже на попеременный двухшажный ход, но длина шага короче. Применяется на склонах средней крутизны (4-12 0) при хорошем сцеплении со снегом.

К числу основных тактических задач относится умение выбрать в зависимости от особенностей трассы тот или иной ход. Как мы уже говорили, подъемы средней крутизны, целесообразно преодолевать попеременным ходом, а пологие спуски и ровную трассу – одновременным с хорошим скольжением.

В гонке необходимо наметить наиболее выгодный для себя оптимальный режим действий. Тут нужна золотая середина. Случается, что и опытные гонщики впадают крайность. После вихревых скоростей на спуске при одобрительных криках зрителей они теряют чувство меры и продолжают бег в непосильном для себя темпе, а ближе к финишу совсем теряют силы, их бег превращается в мучение.

Еще одна типичная ошибка, когда по ходу гонки лыжник незаметно для себя начинает снижать скорость. Он как бы засыпает на трассе, идет в невысоком, монотонном темпе.


2.2. Оптимальные приемы прохождения дистанции на лыжной трассе «Уолба»
Наряду с условиями скольжения, структура движения лыжника зависит от длины и частоты шагов, и еще большей степени зависит от рельефа лыжной трассы и длины проложенной на ней тренировочной или соревновательной дистанции.

Пример. На 5-километровой лыжной трассе могут быть проложены дистанции длиной 5, 10, 15 и более километров.

В зависимости от соотношения на лыжных трассах подъемов разной длины и крутизны, равнинных участков и спусков трассы классифицируют на равнинные, слабопересеченные, пересеченные и сильно пересеченные.

Наша трасса проложена через озеро «Уолба». Она является среднепересеченной. На протяженности всей трассы лыжник проходит через пригорки в лес, обходит алас «Булуус». Дистанция имеет четыре подъема и четыре спуска. Старт и финиш находятся на озере.

Главная особенность соревновательной деятельности лыжников на пересеченном рельефе состоит в том, что скорость на различных компонентах рельефа относительно близка к средней соревновательной только на участках равнины, на подъемах она снижается до 4-4,5 м/с и менее, а на спусках может повышаться до 10 м/с и более. Поэтому при небольших различиях в общей протяженности подъемов и спусков общее время на этих участках существенно различается. Более того, степень напряжения организма изменяется в этих условиях диаметрально противоположно скорости, достигая самых больших показателей, чаще всего, именно на подъемах (превышение над подъемами может быть только при ускорении его со старта, обгоне и на финише).

А на спусках, особенно прямолинейных, без поворотов и при современном владении техникой спусков происходит заметное снижение мышечного напряжения, что создает условия для относительного отдыха и для восстановления организма на ходу соревнований. Такое естественное уменьшение двигательной активности на спусках позволяет затем развить более высокую скорость, прежде всего, на подъемах, а также на равнинных участках, на пересеченном рельефе. Наряду с метрическими крайне необходимы и наиболее информативны соответствующие им временные показатели продолжительности работы на различных участках рельефа.

На лыжных гонках на призы 9 – кратной чемпионки Республики Саха (Якутия) А.С. Михайловой, проводимых ежегодно, по условиям соревнования от спортсменов требуется умение передвигаться в двух стилях: классическом и коньковом. Хотя наша трасса не очень большая, но имеет много подъемов и спусков. Поэтому ребята, в основном, в классическом стиле на равнинном отрезках используют одновременно одношажный и одновременно двушажный ход, при подъёме – «ёлочку» и «полуёлочку». Спуск требует от каждого лыжника «среднюю стойку». Последний спуск нашей трассы можно пройти одновременно бесшажным ходом, так как он протяжённостью 150 метров и средней крутизны (4-12º). В коньковом стиле, в основном, применяют оновременно двушажный ход; на финишной прямой – одновременно одношажный, потому что этот ход вырабатывает скорость. Попеременный ходы в нашей трассе почти не используют, потому что они применяются при затрудненном скольжении (оттепель, кустарник, извилистая и занесенная снегом лыжня), при плохой опоре палок (глубокий и рыхлый снег), когда трудно применить попеременный двухшажный и одновременные ходы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Раскрыта сущность понятия процесса тактики прохождения дистанции лыжников-гонщиков.

Общая тактическая подготовка – это практическое овладение тактикой в лыжных горах путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа от условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов и т.д.

2. Рассмотрены способы передвижения на лыжах.

Правильная техника передвижения на лыжах – это система движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. К основным действиям, которые выполняет лыжник и от которых зависит скорость его передвижения, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, скольжение.

Они подразделяются на две группы:

Попеременные ходы (двухшажный, четырехшажный);

Одновременные ходы (бесшажные, одношажные, двухшажные);

Основой хода является скользящий шаг.

3. Подобраны приемы тактики прохождения дистанции.

1) «Переход с прокатом с одновременного на попеременные ходы» - чтобы удерживать постоянную скорость на равнине после спуска и в пологих подъемах.

2) «Прямой переход» - с одновременного на попеременные сразу, без проката, без лишних движений.

3) «подъем скользящим шагом» - очень похоже на попеременный двухшажный ход, но длина шага короче. Применяется на склонах средней крутизны (4-12 0) при хорошем сцеплении со снегом.

4) «Подъем ступающим шагом», полностью отсутствует скольжение. Этот способ подъема применяется на крутых склонах (13-16 0), когда скольжение невозможно из-за плохого сцепления лыж со снегом.

5) «Выкат после спуска». Выкат замедляет движение лыжника. Для сохранения устойчивости необходимо выдвинуть вперед ногу и отклониться назад.

6) «Преодоление уступа». В момент скатывания с уступа следует быстро выпрямиться, одновременно выполняя компенсаторное движение согнутыми руками вверх до уровня плеч, с тем, чтобы избежать прыжка.

4.Анализированы приемы тактики прохождения дистанции лыжников на трассе «Уолба».

На лыжных гонках на призы 9 – кратной чемпионки Республики Саха (Якутия) А.С. Михайловой, проводимых ежегодно, по условиям соревнования от спортсменов требуется умение передвигаться в двух стилях: классическом и коньковом. Хотя наша трасса не очень большая, но имеет много подъемов и спусков. Поэтому ребята, в основном, в классическом стиле на равнинном отрезках используют одновременно одношажный и одновременно двушажный ход, при подъёме – «ёлочку» и «полуёлочку». Спуск требует от каждого лыжника «среднюю стойку». Последний спуск нашей трассы можно пройти одновременно бесшажным ходом, так как он протяжённостью 150 метров и средней крутизны (4-12º). В коньковом стиле, в основном, применяют оновременно двушажный ход; на финишной прямой – одновременно одношажный, потому что этот ход вырабатывает скорость. Попеременный ходы в нашей трассе почти не используют, потому что они применяются при затрудненном скольжении (оттепель, кустарник, извилистая и занесенная снегом лыжня), при плохой опоре палок (глубокий и рыхлый снег), когда трудно применить попеременный двухшажный и одновременные ходы.
Следующий шаг моего проекта апробировать свои выводы на практике.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Антонова О. Н. Лыжная подготовка. Методика преподавания. – М.: 1999.-208с.

  2. Красильникова А. А. Проблемы общей теории спортивных соревнований.-
М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с.

3. Бутин И. М. Лыжный спорт. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 192 с.

4. Головкин П. В. Методика подготовки лыжника-гонщика. – М.: РИО ГРАФК, 1993. – 253 с.

5. Евстратов В. Д. Лыжный спорт. – М.: ФиС, 1989. – 228 с.

6. Манжосов В. Н. Тренировка лыжника-гонщика (очерки теории и методики). – М.: ФиС, 1986. – 145 с.

7. Раменская Т.И. Организация многолетней подготовки лыжников-гонщиков в спортивных школах. – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1989. – 280 с.

8. Раменская Т. И. Лыжная подготовка школьников. Спорт в школе. – М.:

9. Ромин С. К. Лыжный спорт. – Киев: ФиС, 1988. – 86 с.

10. Суслов Ф.П., Тышлер Д. А. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. – М.: СпортАкадемПресс, 2001 – 480 с.

Статья представляет собой компиляцию собственного соревновательного опыта. Рассмотрена тактика прохождения подъемов, спусков, равнины. Дана общая картина и основные принципы.

Ни для кого из любителей лыжного спорта не секрет, что проводят по сложному рельефу. В нормативных документах, которые регламентируют требования к лыжным трассам, четко прописаны допустимые наборы высот на конкретно взятых дистанциях. Так, на 5- ти километровой гонке допустимым считается перепад высот не более 200 метров. На 15- ти километровой – 450. Цифры эти очень большие, особенно если вспомнить, какие требования предъявляет лыжная техника, особенно коньковая, к организму спортсмена.

Общая картина
В своей книге «чсс, лактат и тренировки на выносливость» Петер Янсен указывал, что оптимальной тактикой прохождения дистанции является идея придерживаться одной интенсивности нагрузки во время всей гонки. Однако тяжелый рельеф, высокие требования к силовой компоненте в подготовке спортсмена накладывают глубокий отпечаток на тактику прохождения гонки в лыжном спорте.

С одной стороны, в подъемы сложно не «выскочить» из безопасной зоны интенсивности, с другой- на спусках приходится сидеть в стойке и почти полностью отдыхать. Если нагрузка выше «безопасной зоны» (анаэробного порога) длится не более 5- 7 секунд, то усталости не последует.

Равнинные ходы, что коньковые (одновременный двушажный – как на скоростных лыжероллерах, одновременный одношажный «под каждую ногу»), что классические- бесшажный и одновременный двушажный (когда мы толкаемся поочередно то одной ногой то двумя руками) имеют одну особенность. Они обладают длинной фазой проката, во время которого можно отдохнуть.
Подъемные ходы менее «напряжные», тоесть менее требовательны к силовым показателям, но и менее эффективны. Они также не позволяют как следует расслабиться.

Следите за техникой! Цикл движений должен состоять из двух фаз- отталкивание и скольжение. Во время отталкивания вы должны направить все усилия на продвижение вперед, во время скольжения нужно расслабиться и отдохнуть. Если чувствуете что сильно устали ноги- немного сбавьте на время темп, перенесите по возможности нагрузку на плечевой пояс.

Короткий подъем
Если подъему предшествует спуск- то лучшим решением будет как следует растолкаться перед подъемом и в начале него, чтобы как можно больше пробежать равнинным ходом (но не более 7 секунд!). Если перед подъемом равнина или тягун (это пологий длинный подъем) - идите как обычно.

Далее, с падением скорости, следует перейти на подъемный вариант хода. Причем, если осталась только маленькая макушка подъема, которую вы в состоянии преодолеть за 4- 5 шагов, то следует не «вкатывать», а «вбегать». То есть сделать короткое ускорение.
После преодоления подъема нужно пройти пару- тройку шагов равнинным ходом с длинным отдыхом между отталкиваниями. Так будет легче восстановить силы. Когда почувствуете что снова готовы работать- начинайте наращивать темп. Если после подъема начинается крутой спуск- отдохнете на спуске, предварительно хорошенько растолкавшись.

Длинный подъем
Начало проходите без всяких ускорений. Падению скорости не сопротивляйтесь. Когда перешли на одношажный, немного сбавьте темп. Вы должны подстроить длину шага и некоторые другие параметры под этот конкретный подъем. Когда почувствовали, что идете максимально эффективно- прибавляйте темп. После подъема- короткий отдых.
Внимание! Не допускайте чувства сильной усталости на гонке! Особенно, если не обладаете очень хорошей техникой. Выиграли пять секунд на подъеме- проиграете минуту на остальной дистанции. По моим наблюдениям, сильнейшие лыжники проходят всю дистанцию более- менее с одной скоростью. За исключением финиша. Если у вас первая пятерка за 15минут, вторая за 16, третья за 17- что- то не так! Подъемы - всегда зона риска. Особенно длинные.

Равнина и спуски
Ну тут все ясно. Бегите ориентируясь на ощущения. Темп должен быть быстрым, но терпимым и желательно чтобы был запас сил.

Если есть возможность- спуск не слишком крут и достаточно широк- толкайтесь ногами, если бежите коньком. Толкайтесь мощно и редко, во время проката старайтесь отдохнуть. Не плужите без крайней необходимости! Вы теряете драгоценную скорость! Если подъем заканчивается резким поворотом- проходите его как обычно, а за 10- 15 метров до поворота резко затормозите плугом и войдите в поворот.

Если поворот не требует торможения- проходите его переступанием или даже перепрыгиванием, при этом не изменяя низкой стойке. Помните об аэродинамике!

Основная идея прохождения спусков- как можно дольше сохранять высокую скорость. При этом не выходя за анаэробный порог более чем на 5- 7 секунд. Если длинный спуск прерывается коротким равнинным участком или малюсеньким подъемчиком- отработайте этот короткий участок по полной!

Коньковый стиль
Избегайте идти слишком долго подъемным вариантом. Техника движений при нем несимметрична, ноги полностью не расслабляются между отталкиваниями. По возможности переключайтесь ненадолго на равнинные хода. Эту рекомендацию можно отнести и к классическому ходу. Но там причина иная- попеременный двушажный ход очень затратен. Равнинные хода позволяют ногам отдохнуть, а руки забить до невыносимого состояния опытным лыжникам весьма проблематично.

Классический ход
Как можно меньше используйте елочку! Это сверх интенсивный ход! Если все же без нее никак- по возможности разворачивайте лыжи поменьше. При забегании елочкой в подъем не позволяйте рукам уставать- когда подъем закончится, надежда только на отталкивания руками. Ваши ноги бежать уже не будут. Так пускай устанут только они!
Не толкайтесь слишком часто когда идете по равнине на бесшажным ходом. Лучше толкаться пореже но посильнее. Руки так меньше устанут.

Распределение сил по дистанции - этим так­тическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней сорев­новательной скоростью.

Выполняя тактический замысел в контрольной или соревновательной гонке, лыжник поддержи­вает выбранный темп на всей дистанции с уче­том различных участков трассы, максимально используя свои знания и навыки, приобретенные на уроках лыжной подготовки.

Старшеклассникам известно, что лучшие ре­зультаты в соревнованиях, в том числе с участием сильнейших гонщиков мира, показываются при относительно равномерном распределении сил в течение всего времени прохождения дистанции. Колебания интенсивности не должны превышать в среднем 3-5 %. Эти границы определяют так называемую оптимальную зону. Значит, очень важно, предварительно посоветовавшись с учителем, найти для себя правильный темп гонки. Если начать гонку со слишком большой скоростью, могут возникнуть ощущения тяжести, характерные для «мертвой точки». Когда лыжник снизит скорость, они постепенно проходят. Чтобы не допустить этих ощущений, следует вначале сдерживать силы, помнить, что при свежих си­лах скорость достигается достаточно легко. Это важно учитывать при обгоне соперника на ди­станции. Догнать соперника - не главная цель соревнования (исключение составляют эстафет­ные гонки). Важно показать возможно лучший свой результат.

Если же приходится обгонять лыжника, то сделать это нужно тактически грамотно. Лучше обогнать его до спуска, на ровном участке лыж­ни, но можно и на подъеме, сохранив запас сил, чтобы сразу же оторваться от него. Если же все-таки он «зацепился», не следует чрезмерно напрягаться, чтобы убежать от него, помня о необходимости сохранить максимум сил.

И вот уж когда не надо жалеть своих сил, так это при финишировании. Начало финишного ускорения нужно выбрать тоже умело. Важно так закончить гонку, чтобы и сил не осталось, и скорость не упала. Продолжительность финиш­ного ускорения зависит от индивидуальных осо- бенностей лыжника. Нужно знать себя и чувство­вать силы. Это приобретается опытом, постоян­ной работой над собой на лыжных трассах. Особенно опасно увлекаться борьбой, когда есть параллельные лыжни. В этом случае незаметно для себя можно израсходо­вать все силы.

Обучать технике передвижения на лыжах мож­но вместе и юношей и девушек. Следует сде­лать два круга: внешний - для юношей, внутрен­ний - для девушек (особенно когда классы не делятся). Как и в VII классах, показ и объяснение техники должны быть краткими. Часть сообщений, а также показ имитацион­ных упражнений лучше сделать в спортивном зале до выхода на лыжню. В морозную и ветре­ную погоду там же нужно провести короткую разминку.

Очень важно прививать учащимся старших классов навыки самостоятельных занятий этим замечательным видом физических упражнений, разъясняя доступность, оздоровительную цен­ность и простоту занятий лыжами. Поэтому здесь же, в зале, нужно сообщить о пульсовом ре­жиме предстоящих заданий, рассказывать, какие способности и качества развивает та или иная интенсивность занятий, какое значение она имеет для будущих воинов, матерей, работников умст­венного и физического труда.

В связи с возрастанием тренировочной работы специальные упражнения на склонах даются ре­же, склоны включаются в тренировочные отрез­ки. Следует с помощью «ситуации разрыва» показывать эффективность технически грамотно­го прохождения спусков и подъемов, фикси­руя время или расстояние.

Учитывая возросшие способности старших школьников к тактическому мышлению и более эффективные возможности обучения в разде­ленных классах, нужно продолжать совершен­ствование в технике не только предусмотренных программой для этих классов способов пере­движения на лыжах, но и изученных ранее.

Требования к домашним заданиям остаются такими же, как и в IV - VII классах. Юноши и девушки VIII классов должны дома вы­полнять такой же объем работы, какой они вы­полняли на сдвоенном уроке лыжной подготов­ки, но в два приема, с интервалом через день-два.

Гид Team Russia поможет вам разобраться со всем, что связано с лыжными гонками.

Лучшие атлеты в лыжных гонках объединены в сборную команду страны. Принадлежность к тому или иному спортивному клубу в большинстве случаев не является определяющей. Главные старты в лыжных гонках: Кубок мира, чемпионат мира (проходит раз в два года) и Олимпийские игры (раз в четыре года).

Кубок мира

В формате, более или менее похожем на нынешний, Кубок мира появился в 1981 году, объединив крупнейшие старты планеты - главным образом, конечно, Европы. Кубок мира традиционно стартует в Лапландии в конце ноября, а заканчивается в середине марта в шведском Фалуне. За этот период спортсменов ждёт более 30 стартов.

За победу в гонке начисляется 100 баллов, за второе место - 80, за третье - 60 и так далее, до 30 места. Баллы идут в общий зачёт Кубка мира. В конце сезона спортсмену, заработавшему больше всего кубковых баллов, вручается Большой хрустальный глобус. За победу в спринтерском зачёте вручается Малый спринтерский хрустальный глобус, за победу в дистанционном (только длинные гонки) зачёте - Малый дистанционный хрустальный глобус. К вопросу о дисциплинах мы ещё вернёмся.

Именно старты Кубка мира - главные гонки в календаре спортсменов. На них они ориентируются при подготовке к чемпионатам мира и Олимпийским играм. Можно сказать, это гоночная и профессиональная база атлета.

Тур де ски

Входит в зачёт Кубка мира, но выведен в отдельную очень престижную номинацию. Впервые был проведён в 2006 году по образцу велосипедных многодневок: 9 дней, 7 гонок, один-два этапа обычно спринтерские, остальные - дистанционные. Проходит в центральной Европе: Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Чехия. Существует общий зачёт, система очковых модификаций и промежуточных бонусных отметок. Очки идут в общий зачёт Кубка мира, но за победу на гонке дают лишь 50 баллов, зато в итоговом общем зачёте очки удваиваются.

Чемпионат мира

Чемпионат мира по лыжным видам проходит раз в два года, обычно в феврале, и включает всю программу дисциплин: спринт, командный спринт, индивидуальную гонку, скиатлон (ранее - масс-старт на 30 км), эстафету и лыжный марафон. Результаты на чемпионатах мира не трансформируются в очки зачёта Кубка мира - спортсмены бьются только за медали.

Олимпийские игры

Игры для лыжника-гонщика похожи на чемпионат мира - те же шесть гонок и такая же система. Игры проходят раз в четыре года, поэтому олимпийская медаль - самая ценная награда для любого спортсмена. Впрочем, выиграть общий зачёт Кубка мира, вероятно, даже сложнее.

Марафонская серия Ski Classic

Эта элитная серия включает в себя несколько классических европейских лыжных марафонов с историей. Тут нет национального деления, зато есть деления спортсменов на команды - как в профессиональном велоспорте. Почти все марафоны проводятся классикой и бегут её последние годы модным и быстрым даблполингом (одновременным бесшажным). Среди самых известных марафонов: Марчалонга, Васалоппет, Сгамбеда.

Ещё есть марафоны, объединённые в серию Worldloppet, которые проводятся по всему миру - от Америки до Японии. И российский аналог - Russialoppet, но все эти три серии не попадают на российское телевидение.

Дисциплины в лыжных гонках

Спринт. Состоит из квалификации и финальной части. В финальную часть попадает 30 лучших спортсменов из квалификационного забега, длительностью как правило 1,5 километра. Финальная часть разделена на четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В каждом четвертьфинале бежит по шесть человек, то есть всего пять забегов. По результатам четвертьфинального забега напрямую в полуфинал проходят двое быстрейших из каждого забега и ещё двое лучших по времени среди занявших места ниже второго - лакилузеры (luckylosers). В полуфинале действует такая же формула, в финале побеждает быстрейший.

Командный спринт. Проводится в основном два раза по ходу кубкового сезона, а также на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Команды формируются из двух представителей одной национальной сборной. В рамках командного спринта участники проходят по три спринтерских этапа, сменяя друг друга. Дисциплина с реальным спринтом имеет мало общего, поэтому здесь хорошо себя чувствуют стайеры и даже марафонцы - нужно много скоростной выносливости.

Гонка с раздельным стартом (индивидуальная гонка). Проводятся довольно часто и на разных дистанциях. На чемпионатах мира и Олимпийских играх традиционная дистанция для индивидуальных гонок - 10 км для женщин и 15 км для мужчин, однако в рамках этапов Кубка мира и многодневок дистанция может варьироваться.

Гонка преследования. Проводится на «Тур де ски» и ещё один раз в конце кубкового сезона на шведской мини-многодневке. Гонщики стартуют по времени, показанном на гонке с раздельным стартом.

Скиатлон. Гонка с массовым стартом, где половина дистанции проводится классическим стилем, а другая половина - свободным, со сменой лыж в специальной транзитной зоне. Мужчины бегут 15 км классическим стилем и 15 км коньковым. Женщины - 7,5 + 7,5. Во время многодневок дистанция зачастую короче.

Масс-старт. Традиционные гонки с общим стартом, где большая группа спортсменов стартует в одно время и преодолевает определённую дистанцию. Самая популярная гонка с общего старта - марафон, однако существует и множество других гонок на другие, более короткие дистанции, в основном в рамках многодневок.

Эстафета. Командная гонка, в каждой команде по четыре спортсмена. Два этапа проходят классическим стилем, два свободным. Самый распространённый формат дистанции для женщин - 4 х 5 км, для мужчин - 4 х 10 км.

Что еще почитать