Соревнования и массовые мероприятия по туризму. Основные этапы туристических соревнований Туристические соревнования

Понятие спортивного туризма в России несколько отличается от Европейского. Здесь он все больше приобретает экстремальный характер. Часто он ассоциируется со спортивными походами, однако, это только один из видов спортивного туризма. В нашей стране каждый может выбрать близкий для себя вид спортивного туризма. Это может быть и горнолыжный спорт, и сплавы по рекам, охота или рыбалка, а также всевозможные походы (пешие, горные, лыжные) и т.д. Зачастую из-за недостаточной инфраструктуры спортивный туризм в России осуществляется самодеятельно. В нашем докладе мы рассмотрим те виды, которые организуются специальными органами и вносят вклад в экономику страны.

Горнолыжный туризм

Массовое увлечение горнолыжным спортом и сноубордом в России породило и бурный рост соответствующих зимних курортов. Началось, как строительство новых, так и стали восстанавливаться старые объекты, известные ещё с 60-х годов прошлого века.

Россия страна равнинная и в ее центре отсутствуют горные массивы. Главные горнолыжные курорты России находятся на Кавказе и Урале. Множество горных склонов располагается на Алтае, Байкале, в средней полосе России и в Подмосковье.

Самыми популярными горнолыжными курортами в России являются:

Приэльбрусье (2100-3800 м) - располагается в Кабардино-Балкарской Республике в Баксанской Долине. Здесь самые большие перепады высот и самые высокие горы среди российских горнолыжных курортов. Общая длина трасс составляет более 35 км, длина канатных дорог достигает практически 9 км. Горнолыжный курорт Приэльбрусье имеет две основные зоны для катания на лыжах:

1) гора Эльбрус (2300-3800 м) и 2) гора Чегет (2100-3040 м). Сезон катания на лыжах устанавливается в ноябре, когда выпадает достаточный покров снега. В альпийской зоне этого курорта снег лежит до мая-июня месяца, а на Гара-Баши (самая высокая из доступных точек на горе Эльбрус) кататься можно круглогодично. Эльбрус является самой высокой вершиной в Европе (5642 м), поэтому здесь собираются горнолыжники и альпинисты со всего мира.

Домбай (1600-3050) - располагается в Карачаево-Черкесской Республике, в 250 км от Минеральных вод. Этот горнолыжный курорт считается одним из самых красивых и престижных. Он хорош и для профессионалов, и для любителей горнолыжного спорта, а так же для сноубордистов. Склоны Домбая не слишком крутые и довольно широкие. Тем не менее, уверенные владельцы этого вида спорта найдут себе множество возможностей для внетрассового катания и фрирайда. Сезон катания открывается в декабре месяце и продолжается до мая. Однако наилучшим временем считается февраль и март, потому что именно в этот период сочетаются хороший снег, яркое солнце и положительная температура воздуха.

Красная Поляна (550-2230 м) - располагается на Западном Кавказе. Это активно развивающийся молодой горнолыжный курорт России. Он привлекает туристов, как зимой, так и летом. На этом курорте одинаково хорошо и новичкам и профессионалам горнолыжного спорта. Красная Поляна находится не далеко от Черного моря (42 км) и Адлеровского аэропорта (менее 40 км). Благодаря такому соседству появляется возможность совмещения катания на лыжах и проживания на берегу моря.

Помимо перечисленных горнолыжных курортов существует еще множество различных горнолыжных центров:

· Горнолыжные курорты Поволжья;

· Горнолыжные курорты Камчатки;

· Горнолыжные курорты Алтая (Белокуриха, Семинский перевал, Горная Шория);

· Горнолыжные курорты Урала (Абзаково, Солнечная долина);

· Горные лыжи в центральной России (Сорочаны, Боровский курган, спортивный парк Волен);

· Горные лыжи на Кольском полуострове;

· Горные лыжи на Байкале .

Рафтинг и сплавы по рекам

Россия удивительно богата водными маршрутами, по которым с весны и до осени путешествуют туристы на самых разнообразных судах: лодках, яхтах, рафтах, каяках и т.д. Наиболее популярен рафтинг.

В последние годы рафтинг вызывает огромный интерес, поэтому большинство российских рек, пригодных для этого вида активного туризма, турфирмы используют для организации коммерческих сплавов.

Если говорить о географии, то основными центрами проведения рафтинг - туров являются Алтай, Карелия и Кавказ.

Наибольшее количество рафтинг - туров в России, имеющихся в арсенале турфирм, относятся к маршрутам по Карелии. Многочисленные карельские реки с большим количеством и разнообразием препятствий - мечта для водных туристов. Для сплава на рафтах здесь не трудно подобрать маршрут любой сложности. Коммерческие сплавы организуются по рекам Шуя, Суна, Чирка-Кемь, Охта и многим другим. Один из самых популярных водных маршрутов в Карелии, в котором могут участвовать даже дети, - сплав по Шуе. Река проходит по густонаселенным местам, течет в высоких берегах, покрытых сосновыми борами, изобилует пляжами, и, конечно, порогами - второй категории сложности.

Еще одним маршрутом на северо-западе России, где получается действительно интересный рафтинг, является сплав по реке Умба в Мурманской области. На всем протяжении реки чередуются плесы, озера, пороги - до четвертой категории сложности. Лучшее время для сплава по Умбе - июль-август.

Алтай, как и Карелия, со своим разнообразием рек позволяет совершать многодневные маршруты любой сложности. В большинстве своём реки здесь имеют бурный горный характер. Среди алтайских водных туров наиболее распространены различные варианты сплава по Катуни и ее правому притоку - Чуе.

Среди рек Кавказа особой популярностью у туристов пользуются Мзымта и Белая, как и главные сплавные реки Алтая, они являются местами проведения этапов Чемпионата России по рафтингу .

В России увлечение дайвингом стало массовым после перестройки, когда рухнул железный занавес. Именно тогда российские подводники начали учиться по международным стандартам, большинство из которых разработал еще Жак-Ив Кусто. В 1994-1996 годах появились первые дайв-клубы, и количество дайверов начало расти в геометрической прогрессии: в 1997 году сертификацию прошли около 2 тысяч граждан России, а в 2001 году число получивших удостоверение дайвера превысило 15 тысяч.

Число сертифицированных дайвинг-центров в России уже перевалило за сотню .

Рай для дайверов находится в курортной части нашей родины - Туапсе, Сочи, Анапа. Кроме того есть дайвинг-центры на Белом море, на Камчатке и на озере Байкал,

Охота и рыбалка

В России охота и рыбалка имеют огромное значение и богатейшую историю, в связи с тем что страна имеет богатый животный мир. Охота и рыбалка в России имеют свои обычаи и традиции, отличающие их от аналогичных промыслов во всем мире. Это практически национальное занятие. В стране имеется огромное количество охотничьих и рыболовных хозяйств.

Основными центрами этих видов спортивного туризма в России являются: Архангельская область, Кольский полуостров, Камчатка, Якутия, Алтай, Подмосковье, Карелия, Новгородская область, Тверская область.

Соревнования и массовые мероприятия по туризму проводятся в целях улучшения физического воспитания учащихся и молодежи, укрепления их здоровья, подготовки к сдаче норм комплекса ГТО, повышения спортивного мастерства. С другой стороны, это школа подготовки к походам и средство пропаганды туризма.

Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристским навыкам, по туристской технике, по ориентированию на местности.

Соревнования по туристским навыкам

Соревнования по туристским навыкам проводятся в учебных целях по следующим разделам:
Устройство и оборудование лагеря. Места расположения палаток команд определяются комендантской группой штаба. Оценка дается за правильно поставленные палатки, их оформление, санитарное состояние, расположение по отношению к реке, ветру и т. д.

Соревнования по разжиганию костров, кипячению воды. Каждая команда обеспечивает себя дровами, кольями и перекладиной для котелка. Для кипячения воды используется двухлитровый туристский котелок. При разжигании костра пользоваться легковоспламеняющимися материалами (бензин, спирт и т. д.) не разрешается. Финишем считается момент кипячения воды. Места между командами определяются по наименьшей затрате времени.

Соревнование по туристской технике

Соревнования по туристской технике проводятся в виде полосы препятствий и туристской эстафеты. Для соревнований выбирается хорошо просматриваемая территория с необходимым количеством естественных препятствий. Длина дистанции - полосы препятствий - колеблется от 300 л до 2 км. Все препятствия, включенные в дистанцию, преодолеваются каждым участником команды.

Дистанция состоит из двух параллельных полос, одинаковых по длине и сложности, расстояние между ними не более 10 м. Пути маркируются флажками разного цвета, старт раздельный. Путь команды определяется или жеребьевкой, или номерами. Например, четные идут по красной маркировке, нечетные - по белой. Интервалы между забегами устанавливаются до соревнования, после контрольного пробега дистанции группой туристов.

В полосу препятствий могут входить следующие этапы:

1. Подъем по крутому склону спортивным способом по веревке протяженностью до 20 м при крутизне до 45°.

2. Спуск с крутого склона до 20 м при крутизне до 45°.

3. Пересечение склона или бег по пересеченной местности до 150 м.

4. Преодоление водной преграды (на лодке до 300 м, на плоту до 50 м, по кладке до 20-25 м, по выступающим камням до 20-25 м, вброд до 15 м и т. д.).

5. Навесная переправа до 30 м.

6. Переноска пострадавшего до 50-60 м и др.

Результаты команд определяются затраченным временем. Если этап не пройден, то каждому участнику разрешается сделать еще две попытки. Если и они использованы без положительной оценки, то участник снимается с соревнований. Система подсчета очков за снятого участника определяется Положением о соревнованиях.

Примеры некоторых подвижных туристских игр-соревнований, которые могут проводиться на турслетах

Переправа через «болото»

Соревнования в переходе через условное болото не только выработают у детей такие физические качества, как ловкость, чувство баланса, гибкость, но и дадут им начальное представление и некоторый навык в технике прохождения и тактике преодоления заболоченной местности.

Может проводиться как личное, так и командное первенство.

Практикуются три варианта:

  • по «фашинкам» (на «медвежьих лапах»);
  • по «кочкам»;
  • по «гати» (по настилу из жердей).

Вариант 1 – по «фашинкам».

У каждого участника по две фашинки – дощечки (фанерки) размером чуть больше ступни (подошвы обуви). Если соревнования проводятся в помещении, вместо дощечек можно использовать картонки или даже просто листы бумаги.

Встав в шеренгу у черты старта (у стены коридора спиной к ней) с интервалом друг от друга не менее метра, участники по команде судьи «Марш!» кладут перед собой на пол одну фашинку, встают на нее одной ногой и, стоя на ней, кладут вторую дощечку по направлению к финишу. Встав на нее другой ногой, первую фашинку поднимают, перекладывают вперед, делают следующий шаг и т.д. Задача у всех одна – как можно скорее достичь финиша – заступить обеими ногами за линию финиша (коснуться рукой противоположной стены). Кто выполнит задачу быстрее других, тот и будет победителем. Остальные места определяются согласно времени финиша каждого, если оно засекалось по секундомеру.

  1. Балансируя на одной ноге при перекладывании дощечек, нельзя второй ногой или руками касаться «болота» – пола, земли, асфальта. За такое касание судья начисляет участнику штрафные баллы (секунды).
  2. Запрещается передвигать дощечки по «болоту» скольжением. Каждую надо брать рукой и переносить на новое место по воздуху.

Вариант 2 – по «кочкам».

Участники делятся на команды по 3–5 человек. Их задача – быстро пройти «заболоченный» участок шириной 10–15 м, прыгая с «кочки» на «кочку» и не касаясь ногами поверхности «болота».

7–10 «кочек», образующих слегка зигзагообразную «тропу через болото», расположены одна от другой на разных расстояниях около 100–150 см. На полу, на асфальте их можно просто начертить мелом, а на лугу их надо обозначить яркими кольцами, связанными из веревок, или изготовить в виде квадратов из фанеры, которые прибиваются к грунту каждый одним длинным гвоздем (шпилькой со шляпкой). Размер каждой «кочки» – 30–40 см, чтобы участник мог ступить на нее обеими ногами.

Команды стартуют по очереди, по жребию, по сигналу судьи «Марш!». Если сделать две-три «тропы через болото», то соревноваться могут одновременно несколько команд, что прибавит азарта. Порядок очередности движения членов каждой команды засекают по последнему участнику в момент, когда он с последней «кочки» двумя ногами ступит на «берег» – за линию границы «болота».

Соревнование можно усложнить, введя требование транспортировки груза по «тропе» через «болото»: нескольких тяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой, горящей свечи (факела).

  1. Участники не должны наступать ногой на «болото», т.е. между «кочками». За каждое такое нарушение судья начисляет команде штрафные секунды.
  2. Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке». За нарушение – штраф.

В случае падения в «болото» предметов снаряжения, расплескивания воды из котелков или если погаснет свеча во время перехода по «тропе», команда также получает штраф.

Вариант 3 – по «гати» из жердей.

В этом варианте состязания лучше проводить на лоне природы и только как командные. Состав команды – 3–5 человек. Задача та же – как можно быстрее пройти «заболоченный» участок от линии старта до линии финиша (от флажка до флажка). Но на этот раз переход совершается по самодельному настилу из жердей, комплект которых должен быть приготовлен на старте. Каждая жердь должна иметь длину около двух метров и толщину 5–10 см. Общая длина комплекта жердей должна быть чуть меньше удвоенной ширины «болота».

Тот, кто идет в команде первым, берет две жерди и укладывает их на «болото» параллельно одна другой в направлении финиша, а затем проходит по ним вперед. Второй участник, передвигаясь за ним по уже уложенным жердям, передает в руки первому еще две жерди. Вторую пару жердей направляющий укладывает дальше, а остальные участники продвигаются за ним, передавая новые жерди вперед. Замыкающий цепочку должен собирать сзади себя освободившиеся жерди и передавать их вперед или нести с собой.

Пройдя весь «заболоченный» участок, команда складывает на берегу все жерди в штабель, и судья засекает время финиша. Побеждает команда, которая прошла «болото» по гатям быстрее других (с учетом штрафного времени).

  1. Основное – аналогично правилу № 1 предыдущих вариантов.
  2. При передаче шестов друг другу разрешается использовать их для опоры в моменты передвижения, разрешается также протягивать их по поверхности «болота» скольжением (волоком).

Пройди по бревну

Встретив в походе поваленное дерево, можно потренироваться в равновесии.

Если дерево имеет острые торчащие сучья или лежит поперек глубокого оврага, то прохождение по нему представляет повышенную опасность, и тренироваться на нем без страховки не следует. Во время привала на лежащем прямо на грунте стволе можно провести игры с перелезанием через него (если ствол достаточно толст) и с прохождением вдоль по стволу без груза, с рюкзаком на плечах, с котелком или кружкой, наполненной водой.

Каждый участник по очереди поднимается и проходит вдоль по стволу до конца и соскакивает с него на землю. Можно ввести дополнительное условие – разворот в конце бревна на 180° и проход в обратную сторону, приседание в середине пути, сесть верхом на ствол и снова встать, не касаясь земли, и др.

Упражнение не стоит выполнять на скорость, но руководитель вместе с другими ребятами (судейской коллегией) должен дать оценку в баллах каждому за качество выполнения с учетом таких показателей:

по качеству движения:

  • спокойно, без напряжения – 2 балла;
  • напряженно, неуверенно – 1 балл;

по времени:

  • нормально – 5 баллов;
  • немного замедленно – 4 балла;
  • очень медленно, с задержками – 1–3 балла;
  • немного торопливо – 4 балла;
  • очень торопливо, с пробежками – 1–3 балла;

по сохранению равновесия:

  • без нарушений – 5 баллов;
  • с небольшими нарушениями баланса – 3–4 балла;
  • с крупными нарушениями – 1–2 балла;
  • преждевременный соскок, падение – 0 баллов.

Кроме того, можно давать дополнительные баллы, если при прохождении бревна участник не прольет воду из котелка; за разворот, приседание, подскок, соскок и др.

Ловкачи (переправа маятником)

Игра тренирует ловкость, силу рук. Проводится в лесу, в парке. На ровном месте на толстый горизонтальный сук дерева, расположенный на высоте не менее 4–5 м, забрасывается прочная веревка. Концы ее связываются. На земле под веревкой двумя уложенными параллельно планками (цветными шнурами) обозначается дистанция переправы – «берега ручья».

Играют по очереди по одному человеку. Каждому необходимо, стоя на правом берегу у планки, уцепившись руками за веревку, сгруппировавшись, маятником перенести тело через ручей и опуститься за планкой (шнуром), обозначающей «левый берег».

Когда все участники выполнят задачу, можно отодвинуть границы «берегов» на 10–12 см дальше от плоскости каната – сделать «ручей» пошире и вновь начинать соревнования.

  1. За каждое касание телом «поверхности ручья» участник выбывает из игры, а за «намокание одежды» получает штрафное очко. Но по договоренности можно допускать выполнение упражнения с трех попыток, и только после трех неудач турист «тонет».
  2. Победителем на «переправе» будет тот, кто ни разу «не намок» в «ручье».

Переправа рюкзаков (маятник с упором)

Соревнования удобно проводить на лугу или на песчаной площадке. Они способствуют обучению ребят навыкам работы с веревкой.

Оборудование: заостренный шест длиной 3–5 м с рогатиной на верхнем конце (желательно, чтобы рогатина была из трех сучков, расположенных не в одной плоскости); толстая веревка длиной в пять раз больше длины шеста; рюкзак, заполненный условным туристским снаряжением; карабин или репшнур.

На площадке отмечают две параллельные линии, обозначающие «берега реки». Расстояние между ними должно быть чуть меньше удвоенной длины шеста, а посередине между «берегами» надо найти или выкопать небольшую (глубиной 15–20 см) лунку, в которую острым концом вставляется шест. К шесту у развилки сучьев узлом крепится середина веревки. С внешней стороны линий «берегов» на перпендикуляре, проходящем через лунку, вбиваются две небольшие рогульки высотой 0,5 м, на которые будет ложиться верхняя часть шеста.

Команда состоит из двух человек, которые встают на разных берегах у рогулек. У первого – рюкзак и карабин (репшнур), и в его сторону наклонен и уложен в рогульку шест – маятник. По команде судьи «Начали!» он должен закрепить рюкзак в рогатину шеста с помощью карабина или репшнура. После этого второй член команды за веревку поднимает шест с рюкзаком, а когда он займет вертикальное положение, первый с помощью своего конца веревки опускает шест в сторону второго и, притормаживая, старается точно уложить его в рогульку на противоположном «берегу».

Судья засекает время финиша в момент, когда второй участник отцепит от рогатин рюкзак и положит его на землю (или наденет себе на плечи).

Затем выступает вторая команда, за ней – остальные.

Победитель определяется по затраченному времени.

  1. Участникам нельзя заступать ногами за линию «берега», а перемещаться вдоль нее в стороны можно.
  2. В момент подъема и опускания шеста с рюкзаком участники могут действовать как с помощью веревки, так и просто руками (в более сложном варианте соревнования последнее может быть запрещено).
  3. При падении шеста или рюкзака команда выбывает из игры.

Бег по «лесу»

Это упражнение тренирует ловкость, глазомер, развивает чувство пространства. Проводить его можно в редколесье или на лесной полянке, но можно и в городских условиях – во дворе школы, на спортплощадке или даже в физкультурном зале: главное, чтобы здесь были две-три высокие и прочные опоры (деревья, столбы), на которых можно натянуть веревку.

Оборудование: между двумя или тремя деревьями на высоте не менее 2-х метров не очень туго натягивается прочная длинная веревка, на которую с помощью петель или проволочных крючков навешивают деревянные рейки (палки, сучья) так, чтобы они немного не доставали до земли и не проскальзывали по веревке в сторону, когда она прогнется под нагрузкой. Расстояние между висящими рейками должно быть от 0,5 до 1 м. Количество реек зависит от длины основной веревки (10–20–30 м). Между некоторыми соседними рейками навешивают на уровне груди или выше колен ленточки (шнуры), как бы перегораживая проход.

Задача каждого участника – как можно быстрее зигзагом пробежать между рейками так, чтобы ни одну не задеть, чтобы ни одна не закачалась. В тех переходах между рейками, где навешены ленточки, участникам придется то нагибаться, пролезая под лентой, то перешагивать через ленты, не задевая их.

Упражнение можно усложнить, если надеть на плечи рюкзак с небольшим грузом, взять в одну руку мяч, котелок или кружку с водой, зажженную свечу.

Победители определяются по времени выполнения упражнения с учетом штрафных секунд. О размерах штрафа за каждое нарушение: качнул рейку, зацепил ленточку, уронил мяч, разлил воду, погасла свеча – надо договориться заранее.

Через «лесной бурелом»

Имитация преодоления участка леса с буреломом дает полезную нагрузку мышцам бедра, голени, позволит потренировать ловкость, глазомер, координацию движений – качества, необходимые туристу-пешеходнику и лыжнику.

Упражнение можно проводить в спортзале, используя две гимнастические скамейки, и в лесу между двумя параллельно лежащими на земле стволами деревьев. Можно оборудовать полностью искусственную дистанцию с помощью веревок, сухих сучьев деревьев и другого подручного материала.

Участок тропы длиной 10–20 м надо перегородить поперечными перекладинами из реек, палок или веревок, расположенных в пределах шага друг от друга и приподнятых над тропой на 25–40 см (ниже колен) или на 45–60 см (выше колен). Туристы должны по очереди преодолеть этот участок тропы, кто быстрее, перешагивая через поперечные перекладины и ни одну из них не сбив ногами и не потеряв равновесие.

Результаты оценивают по показаниям секундомера.

Варианты с усложнением: переход в прямом и обратном направлениях, с рюкзаком на плечах, с котелком воды в руке.

  1. Если участник сбил хотя бы одну перекладину, он выбывает из зачета. Можно договориться о системе трех попыток.

Следопыты

Игра проводится в лесу. Она тренирует наблюдательность, умение коллективно действовать и преодолевать естественные препятствия. Участники игры делятся на две равные команды по 5–10 человек. В каждой команде выбирается капитан, который будет решать вопросы тактики и взаимодействия членов команды.

Оборудование. Необходимо заранее подготовить нарезанные небольшими квадратиками бумажки двух разных цветов (зеленый цвет не применять), которые надо разбросать в лесу по двум разным маршрутам от одного места старта до общего места финиша. Количество бумажек каждого цвета зависит от длины маршрута. Если, например, выбраны маршруты для игры длиной по 500 м и промаркированы в среднем через каждые 5 м, то, соответственно, их должно быть заготовлено по 100 штук.

Кроме того, нужно приготовить для финиша яркий флажок (вымпел, ленту и т.д.).

Пока команды заняты каким-либо делом на поляне в районе старта, руководитель с помощником уходят маркировать первый маршрут. Они двигаются, петляя, пробираясь через густые заросли, спускаясь в овражки, перелезая через поваленные деревья и на сучьях и земле через равное количество шагов оставляя свои бумажки. Помощник затем остается на финише, оборудуя его, прикрепив флажок на сучке дерева на высоте 2–3 м, а затем сам маскируется поблизости от него. Руководитель идет обратно от финиша к старту, уже по новому маршруту, раскладывая и развешивая на деревьях маркировку второго цвета.

Маршруты должны быть расположены так, чтобы со старта команды расходились в разные стороны друг от друга, а затем уже шли параллельно в сторону финиша.

Команды стартуют одновременно. Вариант маршрута разыгрывается по жребию – кому какой цвет достанется. Задача каждой команды – быстрее добраться до финиша, чтобы захватить флажок, отыскав и собрав в пути как можно больше маркировок своего цвета.

Тактику поиска команда выбирает сама. Можно, например, двигаться цепью, шеренгой для более быстрого обнаружения бумажек; можно выслать вперед патрули (разведчиков), которые сами не будут собирать бумажки, а будут стремиться скорее достичь финиша и снять с дерева флажок.

Заранее должна быть оговорена оценка в баллах каждой бумажки (маркировки) и финишного флажка. Его оценка должна быть равна половине суммы баллов за все бумажные марки одного цвета.

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

Усложненный вариант игры для старших школьников можно создать не только за счет удлинения маршрутов, но и за счет построения маршрутов в форме «восьмерки», или сделав заранее оговоренные разрывы маркировки на маршрутах – места, где маркировку придется поискать в радиусе 20–30 или 50 м.

Прятать бумажные марки так, чтобы их совсем не было видно (под корни, в мох, дупла, кучи хвороста), не следует, так как это приведет к большой затяжке игры.

Кросс «гусениц»

Это забавное соревнование можно провести на песчаном пляже, на площадке, покрытой рыхлым песком, или на ровном чистом лугу. Оно тренирует координацию движений, развивает гибкость, укрепляет мышцы спины и брюшного пресса.

Оборудование: на песке с помощью веревки прочерчивают окружность радиусом 5–10 м, в центре которой ставится приз – миска с конфетами, орехами, яблоками и т.д. Сверху приз прикрывается салфеткой. А на лугу можно шнуром или шагами отмерить от центра несколько равных радиусов (по количеству участников) и концы их обозначить веточками, флажками.

Участники ложатся на живот на исходную позицию – за окружностью в разных точках, каждый – головой к центру круга. Помощники судьи связывают им руки за спиной и ноги у щиколотки. После команды «Марш!» все устремляются к центру, чтобы захватить приз. Каждый стремится достичь центра раньше других, и тот, кто «пришел» первым, должен, захватив салфетку зубами, откинуть ее в сторону.

  1. Разрешается любой способ передвижения: перекатом с боку на бок, на боку, отталкиваясь от земли коленями, кульбитом, скачками на коленях или ногах и т.д.
  2. Не разрешается телом сбивать (отшвыривать) миску с места.

Водоносы

Эти соревнования в лазаньи по склону и в беге тренируют ловкость, силу, координацию движений и скоростную выносливость. Соревнования надо проводить на берегу ручья, реки, озера, моря, где имеется достаточно высокий и крутой откос берега (обрыв, дюна, стенка песчаного карьера). Они проводятся между командами в составе от трех до семи человек. Команд может быть несколько. Все зависит от условий местности и наличия снаряжения.

На верхней бровке берегового откоса устанавливают пустые ведра по количеству участвующих команд. Команды выстраиваются в шеренгу у своих ведер, в руках у каждого участника – по кружке или котелку. Суммарный объем посуды должен быть одинаков для всех команд.

По сигналу «Марш!» все быстро спускаются вниз, черпают кружками воду из реки и поднимаются вверх, чтобы вылить ее в свои ведра. Затем вновь бегут вниз за водой. Побеждает та команда, которая быстрее других наполнит свое ведро до установленной отметки. За наполнением ведер должен следить судья.

  1. Запрещается передача кружек и котелков с водой по цепочке, каждый член команды должен свою кружку с водой донести до ведра сам.
  2. Выбор пути подъема участников определяет капитан каждой команды. Запрещается загораживать проход, толкать противника, выбивать у него кружку с водой из рук.

Туристическая эстафета

Один из вариантов проведения спортивного праздника для подростков.

Туристские этапы

1. Старт. Проверка снаряжения

Команда выходит на старт за 10 минут. Судьи проверяют необходимое снаряжение, знание правил безопасности в лесу и выдают карту с нарисованной дистанцией и ЗМК.

2. Бивак, укладка рюкзака, установка палатки

Команда на этапе самостоятельно распределяет обязанности по укладке рюкзака, снятию и установке палатки. Для укладки рюкзака необходимо выбрать самые нужные (на усмотрение участников) предметы из числа предоставленных судьями и правильно уложить в рюкзак. Например: спальник и коврик надо взять обязательно, они укладываются под спину, а фен, утюг и большую подушку брать не нужно. Заранее установленную палатку надо снять и установить на место. Палатка ставится на 2 стойки и 10 колышков. Количество участников данного этапа определяет сама команда. При снятии палатки судья проверяет организованность команды при установке, правильность и быстроту (кроме детей 9-10 лет, где скорость не главное). Уточним: палатка, рюкзак и все предметы для укладки рюкзака судейские, команды их не приносят и не уносят.

3. Параллельная переправа

Технически сложный этап, так как приходится преодолевать препятствие без специального оборудования (без организации самостраховки), поэтому следует организовывать его не очень длинным, примерно 8–10 м на ровной поверхности и не очень высоко от земли (нижние перила – на высоте 0,7–1 м и верхние перила – на уровне груди). Задача участника – переправиться по параллельной переправе на другую сторону. Передвигаться необходимо приставными шагами, стоя на нижней перильной веревке, держась за верхнюю. Судья (физрук) обязательно страхует каждого участника. В зачет идут результаты команды, состоящей из пяти мальчиков и пяти девочек отряда. Им выставляются штрафные баллы, их оценивают судьи на этапе. Прохождение этапа остальными участниками не является обязательным, но рекомендуется для выполнения. На данном этапе возможны штрафы: двое на веревке, заступ за контрольную линию (спрыгнул с перил, не зайдя в безопасную зону), срыв (ноги сорвались с перил, и участник повис только на руках).

4. Бревно с перилами

Бревно, над которым навешивают перила, желательно сделать длиной до 5–7 м. Участники по очереди проходят по нему, держась за перильную веревку. Задача участников, их количество, страховка, судейство – как на этапе «Параллельная переправа».

5. Топография, краеведение, азимут

Для определения топознаков команде дается пять или более карточек со знаками. Целесообразно выполнение задания поручить двум-трем участникам из отряда. Еще двое уходят на определение азимута. Если у команды по каким-то причинам нет компаса, на этапе должен находиться судейский компас. Оставшиеся участники отвечают судье на вопросы по краеведению. При составлении заданий обязательно следует учитывать возрастные возможности детей.

6. Транспортировка пострадавшего

Команда на этапе выполняет задания судьи по оказанию первой доврачебной помощи и транспортирует пострадавшего. На этот этап следует поставить судью из медицинского персонала школы. Обычно для оказания помощи предлагаются следующие условные травмы: переломы конечностей, травмы позвоночника, кровотечение, обработка ран. После наложения повязки или шины пострадавшего транспортируют на носилках, сделанных из подручных средств (жердей и курток). При планировании переноски пострадавшего следует предусмотреть прохождение данного этапа на местности с неровным рельефом, чтобы сформировать навыки переноски в любых условиях. Пока юноши переносят пострадавшего по указанному маршруту, девушки отвечают на вопросы судьи о первой доврачебной помощи.

7. Гать (преодоление «заболоченного» участка по кладям из жердей)

Команде из четырех мальчиков и четырех девочек необходимо по кладям из жердей пройти «заболоченный» участок. Границы участка маркируются. На этапе устанавливаются до 5–6 опор, имитирующих кочки и сухие островки. Команде выдается 8 жердей. Расстояние между опорами – 2,5 м, длина жердей – до 3 м. Участники могут проходить заболоченный участок, наступая только на опоры или уложенные на эти опоры жерди. На одной опоре могут находиться не более двух участников. Судьи дают штрафные очки за заступы в опасную зону, падение в «болото».

Команда из пяти мальчиков и пяти девочек преодолевает условный завал способом «маятник». Условный завал делается через небольшую канаву, границы маркируются. Следует подыскать место, где можно закрепить веревку вверху. Для удобства захвата веревки на ней вяжут узлы на разной высоте для ребят разного возраста. Возможные штрафы: заступ за контрольную линию, срыв – касание двумя ногами земли в опасной зоне.

На финише команда сдает свою карту и ЗМК, в которых судьями указано количество штрафных очков на каждом этапе. Главный секретарь сразу подсчитывает штрафные баллы и ведет предварительный протокол, своевременно объявляя по громкой связи лидеров соревнований. Итоговый протокол вывешивается после подсчета и проверки всех результатов. Награждение победителей проводится на лагерной линейке. При подготовке и организации соревнований надо помнить, что мероприятие должно решать задачи, направленные не только на получение знаний, умений по туристскому многоборью и необходимых туристских навыков, но и на воспитание морально-волевых качеств и укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни. Лишь такая совместная работа детей и вожатых может помочь в достижении поставленных целей по обучению и оздоровлению детей.

Министерство Образования РФ

Лицей N 42 ст. Иркутск-пассажирский

“Описание основных этапов туристических соревнований”

Выполнил: Мещеряков Юрий

Проверила: Филлипова И.С.

г. Иркутск

Вступление

Туризм во все времена считался самым демократичным видом спорта. Практически в любой местности есть возможность найти маршрут по своим способностям и подготовке. Но существовал еще и спортивный интерес, выявления лучшей команды и возможность показать свои навыки приобретённые за время летних и зимних походов. Был ещё один фактор который послужил толчком к развитию туристических соревнований, этим фактором была возможность проверки как отдельных членов команды так и команды в целом.

Теоритическая часть

В программу соревнований организаторы всегда старались включить самые разнообразные этапы которые выявляли не только физическую и техническую подготовку команды, но еще и умение работать слаженно и точно, без прикасловно подчинясь командам капитана или руководителя команды. Ведь очень часто во время соревнований при прохождении особо трудных этапов очень сложно вспомнить, то что от тебя требуется в данный момент. Всё что училось лишь в теории тут же вылетает из головы и ты остаёшся один на один с препятствием которое нужно преодолеть, в этот момент как нельзя лучше проявляется слаженность команды. Одно не верное слово, даже жест в сторону участника со стороны членов команды и человек теряет уверенность в себе и начинает действовать надеясь на случай. В таких случаях команды должен отдавать один капитан вся остальная команда стоит молча, ведь очень сложно в крике всей команды услышать именно то, что нужно в этот момент, участника нужно постараться всячески подбодрить, дать нужный совет. Поэтому в капитаны команды выбирают не обязательно человека который обладает лучшими физическими данными, а человека который при любой обстановке не теряет присутствие духа, соблюдая полное хладнокровие (хотя иногда это бывает очень трудно) и трезвость мысли. Иногда когда трасса идёт по маркировке (обычно цветные тряпочки повешанные на деревья указывающие направление движения) очень хочется срезать, обогнать соперников, придти первыми на финиш, но этого категорически нельзя делать, потому что при срезании очень легко потерять маркировку. Но если всётаки маркировка была потеряна команде следует остановится, и оставаясь на одном месте отправить одного- двух человек на поиски маркировки непрерывно указывая место расположения команды криками. Задача капитана правильно распределить силы при прохождении этапов и всей дистанции в целом

Описание этапов

Описывая этапы я не могу не заметить, что этапы не являются стандартными и выбираются организаторами соревнований в зависимости от вида местности, продолжительности и наличия судейского снаряжения.

Навесная переправа

На этапе навесная переправа участникам предоставляется:

1. верёвка натянутая между двумя деревьями или иными крепежами

2. карабины из расчёта по одному на каждого участника и три карабина на страховку

3. страховочная верёвка из расчёта двух длин переправы

Участники заранее должны разделить обязонности кто, что делает на определённом этапе. Первым, что нужно сделать закрепить один конец страховочной верёвки за дерево (простая удавка или карабинная) и завязать на другом конце проводник-восьмёрку. После этого участник который должен идти первым предварительно пристегнув страховку начинает вшёлкивать карабин, который встёгивается в обвязку, за основную верёвку. Движение он начинает лишь после команды “Страховка готова” которая отдаётся участником стоящем на страховке лишь после того как он возьмет страховочную верёвку в руки (на которые одеты верхонки). После того как участник переправится на пртивоположный берег он должен организовать страховку тоже закрепив верёвку за дерево. После этого участники оставшиеся на том берегу вяжут посередине верёвки проводник-восьмёрку за который в дальнейшем идёт страховка участников. Переправа участников совершается в том же порядке сначала пристёгивается страховка, потом основная верёвка. После того как участник переправился на другой берег он отправляет серединный узел вместе с карабином по основной верёвке на тот берег, теперь осталось лишь сказать, что последний участник снимает страховку с дерева пристёгивая её к себе. Этап считается пройденным после переправы последнего участника и сдачи судейского снаряжения.

1. Неправильно завязан узел

2. Потеря самостраховки

3. Потеря снаряжения

4. Двое на верёвке

5. Не завинчена муфта карабина

6. Падение

Параллельные верёвки

Более простой способ переправы через различные препятствия. Организуется двумя верёвками натянутыми на уровне груди друг над другом. На соревнованиях обычно делаются со связкой по середине, для перестёжки.

Прохождение этапа произвольное т.е. не играет важной роли очерёдность по которой проходят участники команды. Участники подходят к верёвкам и пристёгиваются одним усом (ус-верёвка завязанная на обвязке так чтобы оставался один или два конца) к верёвке и идут по ней держа карабин между руками. При подходе к месту связки основных верёвок сначала пристёгивается второй ус и лишь за тем отстёгивается второй. При прохождении этого этапа следует соблюдать равновесие стараясь не заваливаться на спину.

Штрафы

1. Не завинчена муфта карабина

2. Двое на верёвке

3. Потеря самостраховки

4. Потеря снаряжения

5. Падение (касание земли)

6. Не правильное положение карабина

Топознаки и азимут

Определять азимут на предмет учат в школе на уроках географии по этому я не буду здесь повторятся. Стоит лишь заметить, что определяя азимут особое внимание нужно обратить на то, что находится рядом, компас очень чувствителен к всякого рода металлам и проводам под напряжением (находились люди которые ухитрялись определять азимут положив его для устойчивости на железную миску). При определении топознаков на команду даётся пять знаков на карточке которые нужно определить. Целесообразно отдать учить топознаки одному человеку из команды. (Таблица топознаков прилагается).

Узлы

Этап узлы представляет собой трудность в том плане, что является этапом где свои знания показывает вся команда. Узлы следует выучить заранее. Особое внимание следует уделять на наличие контрольных узлов, узлы не требующие контрольных: проводник- восьмёрка, схватывающий(правила вязки узлов смотри на прилагающейся таблице).

Медицина

На этап медицина также как и на топознаки следует выделить человека заранее. Это человек займётся поиском литературы и приобретением навыков оказания первой медицинской помощи. Обычно даются травмы типа: переломы различных конечностей, травмы позвоночника, открытые раны. На некоторых соревнованиях проверяется аптечка, нужно объяснить назначение каждого лекарства (набор лекарств стандартный). После наложения повязки или шины пострадавшего транспортируют на носилках сделанных из подручных средств (жердей и курток) при переноске пострадавшего особое внимание следует обратить на расположение уклона если таковой имеется.

В заключение хотелось бы сказать, что автор не претендует на полное описание этапов соревнований ещё раз хотелось бы заметить, что опыт приобретается только при регулярных тренировках. Если по ходу чтения возникли какие-то вопросы или дополнения просьба обращаться к автору.

В настоящее время туризм является сферой жизни человека, которая позволяет ему удовлетворить разнообразные потребности - в отдыхе, общении, познании, новых впечатлениях и т.д. Первым уровнем мотивов, побуждающих человека к путешествиям, является физическая мотивация, которая направлена на восстановление тела и души, оздоровительные цели, удовольствие и спорт.

Во многом это определяется стремительным ритмом и высоким уровнем стресса жизни современного человека, что все чаще стимулирует его к активному проведению свободного времени. Указанные факторы во многом объясняют рост популярности активных видов туризма. Одним из видов активного туризма является спортивный туризм, который, с одной стороны, удовлетворяет потребность человека в занятии спортом (активный туризм), а с другой, - потребность в причастности к спортивным состязаниям, когда турист путешествует с целью посещения спортивных мероприятий, на которых он получает удовольствие в качестве болельщика (пассивный туризм).

Следует отметить, что на сегодняшний день спортивный туризм - это недостаточно развитое, но тем не менее перспективное направление туризма как в России в целом, так и в отдельных ее регионах.

В настоящее время на территории России действует порядка 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многих отделов туризма и Домов творчества детей, юношества, по данным государственной статистики в 28 тыс. объединенных учреждений дополнительного образования занимаются около 425 тыс. обучающихся. Ежегодно в походах участвуют более 1,6 млн детей. Спортивным туризмом в России занимается до 3 млн человек. Развитием спортивного туризма в России занимается Туристско-спортивный союз России и его технический комитет - Федерация спортивного туризма России, которые объединяют более 70 коллективных членов, субъектов РФ.

Туристические походы различаются по продолжительности, дальности, способам передвижения и сложности маршрута. Участнику спортивного туристского похода за выполнение определенных нормативов присваиваются разряды и звания в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации утвержденной государственным комитетом по спорту. Туристические походы подразделяются на виды согласно определенным классификационным признакам. По форме проведения различают прогулки, походы, путешествия, слеты, соревнования, экспедиции. По территориальным признакам принято различать местные (например, в пределах одного административного района) и дальние походы. По способу передвижения и видам маршрута туристические походы подразделяются на пешеходные, лыжные, горные, водные, спелеологические, велосипедные, мотоциклетные, автомобильные комбинированные.

Пеший туризм - чаще всего первый вид, с которого начинается увлечение туризмом, самый легкий и доступный, организация которого не представляет большой сложности. Группа средней подготовленности (4 — 12) человек может проходить в день 25-30 км. Вес рюкзака зависит от продолжительности и удаленности от населенных пунктов. В 2-3-дневных походах составляет у мужчин 12-15 кг., у женщин - 6-10. В категорийных, в начале маршрута вес рюкзака может достигать у мужчин 25-30 кг, у женщин - 15-20. Время движения составляет 5-6 часов, обычно с 9.00 и с 16.00, в жаркое время рекомендуется использовать утренние и вечерние часы.

Специфика лыжного туризма предъявляет высокие требования к специальной, физической и волевой подготовке. Лыжи должны быть шире обычных, с различными жесткими креплениями, позволяющие одевать на ноги бахилы от снега и холода. Для ночлега используют палатки с двойными стенками, туристические печки, теплые спальники (пуховые) и костюмы. Открытая местность предполагает неприкосновенный запас топлива (дрова, сухой спирт, примусы) на случай вынужденной остановки (погода, болезнь, короткий световой день, мороз, тяжелый покров, изменение маршрута и т.д.). Также необходим специальный ремнабор. Из-за дополнительных теплых вещей и продуктов питания, рюкзак туриста- лыжника на 15-20% тяжелее. Кроме того, при переходах необходимо с собой нести термоса с горячим чаем и бульоном. Свои сложности представляет постановка палатки, разведения костра и приготовление пищи на снегу и пониженной температуре. Группа должна быть не менее 10-12 человек.

Горный туризм - разновидность пешего или лыжного похода, но в силу специфических горных условий выделен в самостоятельный вид.

Водный туризм является одним из самых популярных видов туризма, организуют обычно с использованием плавсредств (байдарки катамараны, плоты). Особенность заключается в том, что основная часть времени проходит на воде, и нет необходимости нести груз на себе. Значит можно больше брать снаряжения, продуктов, личных вещей. Водные походы обычно проходят по рекам и озерам, различной сложности, с использованием различных спассредств (жилеты, воздушные емкости). Вещи, продукты должны находиться в непроницаемых оболочках и быть надежно прикреплены к плавсредству. Обязателен ремнабор к плавсредству.

Велосипедный туризм имеет ряд преимуществ, особенно важно, что скорость передвижение в 5-6 раз выше и снаряжение с питанием не нужно нести на своих плечах. В данном виде чаще всего участвуют подготовленные люды, владеющие техникой езды, знакомые с правилами движения и устройством велосипеда. Обычно используют туристические, дорожные или горные велосипеды. Очень важна роль грамотного руководства турпоходом и соблюдения норм безопасности участниками. Также обязательны ремнабор, аптечка и запчасти велосипеда.

По построению трассы походы дифференцируются на линейные, кольцевые и радиальные. Линейные маршруты проходят через несколько (как минимум два) географических пунктов или туристических объектов (баз), причем начальная и конечная точки такого маршрута не совпадают и находятся друг от друга на определенном расстоянии. Кольцевые туристические маршруты проходят через ряд географических пунктов или туристских объектов, при этом начальная и конечная точки маршрута совпадают. Радиальные маршруты предполагают пребывание туристов в течение всего срока реализации программы походов в одном туристском объекте, что не исключает их участие в многодневных туристских походах с ночлегами вне туристского объекта. По продолжительности различают походы выходного дня и многодневные походы. По времени функционирования туристские походы могут быть круглогодичными и сезонными. По организационной продолжительности можно выделить походы, организованные туристскими фирмами, станциями юных туристов, туристскими клубами и секциями. По возрастному составу путешествующих подразделяют так: дети, молодежь, лица среднего возраста, пожилые люди.

Цели похода

«Для чего идем в поход?», - этот вопрос должен задать себе каждый: и ты, и твой товарищ, собравшийся пойти с тобой, поскольку цель похода определяет многое: состав группы, снаряжение, маршрут.

К сожалению, бывает, что неопытная туристская группа выходит в поход, не продумав маршрута. Такой поход не принесет удовольствия, потому что живописные уголки природы могут остаться в стороне, а искупаться в реке вы не сможете из-за трудного к ней подхода. Это случается с теми, кто отправляется в путь по принципу: «Идем, куда глаза глядят». Успех каждой экспедиции зависит от того, насколько хорошо она подготовлена.

Поход — та же экспедиция . Значит, без подготовки и он не может состояться. Прежде всего определите цель похода. Цели — а значит, и походы — бывают разные: . оздоровительные (прогулки по лесу, в горах, по реке); . познавательные, экскурсионные (знакомство с республиками, городами, музеями, историческими памятниками, заповедными местами и т. д.); . военно-патриотические (изучение боевого пути прославленных воинских соединений, встречи с участниками гражданской и Великой Отечественной войн, сбор материалов о земляках-героях); . историко-краеведческие (такие походы помогают пополнять экспозиции местных музеев, собирать сведения по истории школы, села, поселка, города); . природоохранительные (установка кормушек для птиц и зверей, очистка от мусора берегов рек, лесов и других мест массовых посещений); . учебные (новички овладевают основными туристскими навыками); . спортивные (участники похода соревнуются, выполняя нормативы, утвержденные Советом Туристско-спортивного союза России).

Цель путешествия может быть связана с выполнением каких-либо общественных поручений (провести биологические наблюдения, составить геологическую коллекцию, собрать полезные растения, лекарственные травы, обследовать состояние культурно- исторических памятников, малых рек и т. п.). Не стоит ставить слишком много целей, лучше выбрать одну. Если же их все-таки несколько, выделите главную. Остальные считайте сопутствующими. Удастся их осуществить — хорошо, нет — не беда. Отложите до другого похода. Новичкам вообще не стоит задаваться никакими иными целями, кроме учебных. Цель каждого путешествия должна быть обозначена в путевом листе и известна всем участникам. Пусть каждый, подумав, решит сам, идти ему в такой поход или не стоит. От цели похода зависит и его организация. Например, в спортивном походе обязанности распределяют так, чтобы каждый делал то, что у него лучше выходит; в учебном — наоборот: каждому лучше делать то, что у него пока получается плохо, чтобы учиться, приобретать навыки.

Выбор и разработка маршрута

У начинающих туристов часто появляется желание сразу же отправиться в путешествие «за три моря». Многим кажется, что существует какой-то чудо-край, где все гораздо интереснее, чем там, где они живут. Однако познать в первую очередь необходимо именно родные места и начинать следует с путешествий в окрестностях своего города или села. Не увлекайтесь сразу большими километрами. Часто бывает, что чем меньше пройдешь, тем больше узнаешь, увидишь и лучше отдохнешь. Выбор маршрута — наиболее ответственный этап подготовки к походу. Посмотрите литературу, в которой рассказывается о географических особенностях района и его истории. Карты окрестностей города или района можно найти в библиотеках или краеведческих музеях. Полезно побеседовать с людьми, которые знают район. В любом случае постарайтесь выбрать маршрут, проходящий по живописным местам. Чтобы избежать однообразия, не возвращайтесь к дому тем же путем, по которому шли. Новичкам лучше пользоваться уже известными, пройденными кем-то маршрутами. Пусть вас не смущает, что они уже кем-то пройдены. От этого они не станут менее интересными. Чаще всего маршруты составляются по кольцевому принципу. В окрестностях больших городов, где железные дороги и шоссе расходятся от города радиусами, можно начать маршрут с железнодорожной станции одной линии и закончить его на станции другой линии.

Для пешеходных маршрутов целесообразнее выбирать небольшие проселочные дороги и тропинки. Крупные автострады не только опасны, но и вредны: пыль и отработанные газы машин не укрепят здоровья и не принесут удовольствия участникам похода. Просматривая карты, схемы, следует отметить места, удобные для устройства привалов, лесные массивы, где нужно идти по компасу, различные естественные препятствия — овраги, болота, чащи и тому подобное. Узнайте все о местном транспорте, населенных пунктах, дорогах, тропах, лесах. Не забудьте спросить о магазинах, столовых, пекарнях. Обязательно свяжитесь с лесничеством и сообщите о предстоящем походе. Вам помогут уточнить маршрут, чтобы в пути не повредить природу, подскажут удобные места привалов. Если путь ваш пройдет по заповедникам, дадут специальное разрешение, без которого нельзя собирать здесь лекарственные растения, заготовлять дрова для костра. Составьте график движения: разбейте маршрут по дням, определите расстояния дневных переходов, ориентировочно наметьте места стоянок, пополнения запасов.

Опытные туристы советуют вычертить схему маршрута — наглядную иллюстрацию к графику движения — и на ней точно показать весь путь группы. При составлении маршрута нужно точно установить часы выхода и возвращения, чтобы успеть отдохнуть после похода. Нормой для начинающих туристов считаются 10—15 км в день. Более опытные туристы могут проходить в день по 25 км. Определите задание, что вы успеете сделать в походе, исходя из длительности пешего перехода: учтите время, которое займет осмотр интересных мест, остановки и привалы, купание, игры и т. п. Желательно, чтобы разработкой и обсуждением маршрута занимались все участники похода. Если же маршрут разрабатывает один руководитель или подготовительная группа, необходимо сообщить всем подробные сведения о предстоящем путешествии. Задолго до выхода следует зарегистрировать поход. Если он займет не больше пяти дней, достаточно встать на учет в своем учебном заведении (университет, школа, оздоровительный лагерь). Если маршрут рассчитан на большее время, зарегистрироваться нужно в МЧС, в туристской организации: в клубе или на станции юных туристов.

Комплектование туристских групп

Комплектование группы важный момент в работе ее руководителя. От численности группы, социального, возрастного состава ее участников во многом зависит успешность прохождения маршрута. От оптимального сочетания перечисленных характеристик зависит сплоченность группы, ее организованность, эффективность управления ею. Однако руководитель туристской группы должен быть готов работать с любым контингентом, мягко, но настойчиво и последовательно формировать навыки поведения туристов. Чтобы поход прошел хорошо, коллектив должен быть однородным по силам и интересам. Участие слишком многих людей быстро выявляет различие вкусов и их физической подготовки. Одни активны, им хочется больше увидеть, других привлекают длительные остановки; одни ходят быстро, другие медленно.

Поэтому максимальное число участников путешествия — не более 25—30 человек. Однако, если записалось очень много ребят, волноваться не следует: в процессе подготовки часть из них отсеется по различным причинам (одного родители не отпустят, другой сам передумает). В походе хороши такие ребята, которые не спихивают с себя лишние заботы, не откажутся поднести рюкзак заболевшего товарища, не спасуют, не бросят в беде, с которыми, как говорят бывалые солдаты, можно смело идти в разведку. Поэтому перед походом обсудите и утвердите каждого. При этом учтите его интересы и склонности. Например, если планируется краеведческий поход, то очень нужны ребята, имеющие навык следопытской работы, члены исторического кружка или музейной секции. В путешествии ни в коем случае не должно быть «пассажиров». Каждому — конкретное дело, у каждого — определенные обязанности.

Задача руководителя туристской группы — сплотить в единый дружный коллектив людей, различных по возрасту, образованию, общественному положению: пенсионеров и студентов, молодоженов и пожилых супругов, рабочих и коммерсантов, для этого ему следует изучить социально-психологические особенности каждого туриста. Кроме того, руководитель группы должен: . уметь максимально сглаживать и (или) ликвидировать конфликты, возникающие как внутри группы, так и вне ее; . принимать меры для сплачивания коллектива группы; . определить в составе группы неформальных лидеров, которые могут (или не могут, или не хотят, т.е. противодействуют) помочь руководителю группы в его работе, а если есть «оппозиция» - найти способы ее нейтрализации. Мотивация комплектования туристов в группы может быть самой различной, например, исходя из общих интересов.

Так, лыжники, грибники, любители рыбной ловли, как правило, для путешествия используют выходные дни, каникулы, праздники. Путешествие таких групп людей лучше организовать на автобусах, в поездах местного и пригородного сообщения, а также на морских и речных судах. Группы туристов могут быть объединены одной профессией, родом занятий. Для студентов и школьников эти путешествия служат одной из форм учебы и практики, дают возможность увидеть многое из того, что они изучают на уроках географии, краеведения, зоологии, ботаники, истории. Кроме того, при комплектовании групп следует учитывать не только общность интересов ее членов, но и время, удобное для поездки. Для школьников и студентов — это каникулы, для большинства работающих — время отпусков.

От численности группы во многом зависит эффективность организации и проведения похода. Если группа малочисленна, труднее организовать прохождение сложных участков маршрута, оборудовать место ночлега, а в случае необходимости обеспечить помощь пострадавшему и его транспортировку. Чрезмерно большой группой трудно управлять, особенно в сложных походах. Наконец, многочисленные группы туристов наносят значительный вред окружающей среде. Практика показывает, что оптимальный численный состав туристской группы в походе колеблется в пределах от 6 до 10 человек, а для туристской группы, принимающей участие в походе выходного дня, некатегорийном походе или путешествии, он должен быть не менее четырех и не более 50 человек. Правилами проведения туристских спортивных походов установлен минимальный состав участников: в походах низших категорий сложности — от 2 до 4 человек; в группах туристов — школьников — 8 человек, кроме лыжных и горных.

В зависимости от возрастного состава и сложности похода максимальное количество участников может составлять от 12 до 30 человек. Требования к руководителям и участникам туристско-спортивных походов предъявляются в зависимости от категории сложности маршрута. При формировании туристской группы для совершения путешествия по категорийным маршрутам необходимо учитывать опыт участия в походах руководителя-инструктора, количественный состав группы и минимальный допустимый возраст участников. Участники категорийных походов и путешествий по всем видам туризма должны уметь плавать и знать правила спасения утопающих, а туристы, путешествующие зимой и в периоды межсезонья - иметь опыт организации полевого ночлега. Участники категорийных походов и путешествий должны обладать специальными знаниями и навыками, а также иметь соответствующий опыт участия в тех или иных видах походов и путешествий (водных, горных, лыжных и т.д.).

Соответствующую подготовку обеспечивает организация, проводящая поход или путешествие. В момент комплектования туристской группы или в начале путешествия руководитель может подобрать себе помощников из наиболее активных и дисциплинированных туристов, выяснить, нет ли среди туристов медицинского работника (врача, медсестры). Каждый турист на маршруте выполняет ту или иную общественную работу в соответствии со своими способностями и желаниями. Руководитель маршрута продумывает предложения по распределению обязанностей и высказывает их на организационном собрании группы. При этом надо учитывать пожелания и способности каждого.

В туристской группе обычно бывает несколько основных общественных «должностей»:

. староста — первый помощник инструктора. Обычно это самый опытный или наиболее авторитетный турист. Он участвует во всех организационных мероприятиях подготовки маршрута, следит за самочувствием всех членов группы, регулирует их нагрузку на маршруте. В походе, по указанию инструктора, он обычно или направляющий или замыкающий. Кроме того, староста оказывает помощь руководителю в организации туристов, в поддержании дисциплины и порядка в группе, а в отдельных случаях замещает отсутствующего руководителя туристской группы;

. ответственный за снаряжение отвечает за получение и правильное использование общественного инвентаря, распределяет его между участниками похода. Наблюдает за состоянием снаряжения, руководит всеми ремонтными работами, а по окончании похода сдает все в туристский клуб или в пункт проката;

. ответственный за питание должен быть энергичный, расторопный и аккуратный турист. Он организует получение необходимого количества продуктов, их упаковку. Он также распределяет весь запас перемещаемых продуктов между участниками. На маршруте ведет учет расходования продуктов в соответствии с раскладкой по дням, ежедневно перераспределяет остающиеся продукты между туристами. Выдает продукты дежурным. В помощь ему обычно выделяют 2—3 человек;

. казначей составляет смету, производит все денежные расчеты, ведет строгий учет расходов, собирает и подшивает для отчетности документы — транспортные билеты, квитанции, копии товарных чеков; . спортивный организатор проводит утреннюю зарядку, организует спортивные игры и соревнования на привалах. Хранит и отвечает за спортивный инвентарь;

. санитар отвечает за соблюдение режима дня, санитарное состояние туристов, хранит и пополняет аптечку, выдает медикаменты. Он заботится о качестве продуктов, о соблюдении питьевого режима. Он же оказывает первую помощь; . культорганизатор подготавливает и организует проведение развлекательных и культурных программ, пение песен у костра и другие мероприятия;

. фотограф снимает все интересные моменты путешествия, готовит фотографии для отчета;

. летописец пишет путевые заметки, составляет отчет о походе. В зависимости от целей похода у участников могут быть и другие «должности», например, механик, краевед, топограф, метеоролог ответственные за сбор гербариев, лекарственных трав, коллекций минералов и др. В зависимости от потребностей группы одни и те же обязанности могут выполнять несколько туристов. Все участники поочередно несут дежурство.

Что еще почитать