Презентация на тему велотуризм. Конспект урока Тема: Велосипедные походы и безопасность туристов




Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-хгг. В 1885 г. В Санкт- Петербурге было организовано общество велосипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовали дальние походы: из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж.


Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека. Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. В некоторых регионах страны этот возраст может быть снижен до 12 лет




Основные требования к техническому состоянию велосипеда: велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал при движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета. при подготовке к велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности






Контрольные вопросы: 1)Чем привлекателен велосипедный поход и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему? 2)Какие возрастные ограничения существуют для юных велосипедистов? 3)На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу? 4) Какие меры безопасности необходимо соблюдать на маршруте в велопоходе?





Велосипедные походы и безопасность туристов

План урока:

  • Основные особенности велосипедного туризма и требования, предъявляемые к его участникам.

  • Подготовка к велосипедному походу.

  • Особенности личной безопасности участников велосипедного похода .


  • Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-хгг. В 1885 г. В Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовали дальние походы: из Москвы в Санкт-Петербург, из Санкт-Петербурга в Париж.


  • Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека.

  • Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. В некоторых регионах страны этот возраст может быть снижен до 12 лет


  • В настоящее время привлекательность велосипедных путешествий растет, особенно после того, как в продаже появились различные виды велосипедов и расширилась возможность велосипедных походов.


  • Основные требования к техническому состоянию велосипеда:

  • велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал

  • при движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета.

  • при подготовке к велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности


  • В снаряжение для велопохода входит:

  • палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование…

  • одежда, с учетом климатических условий

  • ремонтный набор


  • Обеспечение безопасности велопохода:

  • соблюдение Правил дорожного движения

  • при движении учитывать состояние дороги

  • не продолжать движение при плохой видимости

  • постоянно следить за состоянием велосипеда



1. Особенности велосипедного похода

  • Подготовка к велосипедному походу
  • Организация движения на маршруте

4. Обеспечение безопасности велопохода

5. Заключение: вывод, домашнее задание


На велосипедах можно проехать практически по любой дороге, тропинке и просто по ровной поверхности, преодолевать различные препятствия: преодолевать овраги, пересекать вброд речку.

У велосипедистов более широкие возможности в выборе маршрута путешествия: скорость передвижения велосипедиста в несколько раз выше скорости пешехода

Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-хгг. В 1885 г. в Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов-туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовали дальние походы:

  • из Москвы в Санкт-Петербург;
  • из Санкт-Петербурга в Париж;

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и приводимое в движение мускульной силой человека.

Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет. В некоторых регионах страны этот возраст может быть снижен до 12 лет.

За день движения подготовленные велосипедисты в зависимости от различных условий похода (погодные условия, сложность маршрута) могут проехать от 40 до 120 км.

Кроме того, в походе велосипедисту нет необходимости нести на себе туристское снаряжение, он может его укрепить на велосипеде


Дорожный велосипед имеет прочную раму и широкие шины. Высоту руля дорожного велосипеда можно регулировать.

Детали дорожных велосипедов изготавливаются с большим запасом прочности.

Такой велосипед хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а также по песку и гравию.

У спортивных велосипедов меньше масса, более лёгкие колёса с узкими шинами, они имеют более лёгкий ход и хорошую маневренность.

Спортивные велосипеды предпочтительнее использовать при езде по дороге с твёрдым покрытием (асфальтовым или бетонным).



При подготовке к любому велосипедному походу необходимо: тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности и отклонения в работе, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колёс и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник.

После этого нужно опробовать велосипед на ходу.

В процессе подготовки к походу следует продумать и подобрать снаряжение с учетом длительности и сложности маршрута.

В снаряжение велотуриста кроме обычных вещей, традиционных и необходимых в любом туристском походе (например, палатка, рюкзак посуда, костровое оборудование и т.п.), обязательно входит ремонтный набор (даже при однодневном походе).


Обычно в ремонтный набор входят : комплект гаечных ключей, плоскозубцы, отвертка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос и запасные детали (запасная шина или камера, гайки, шайбы, шарико-подшипники, спицы, тормозные колодки и др.).

Основные требования к техническому состоянию велосипеда:

  • велосипед должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал
  • при движении в темное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком белого цвета, а сзади – светоотражателем красного цвета.
  • при подготовке к велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности

Одежда велотуриста должна соответствовать его походному стилю и удобству при передвижении на велосипеде.

Необходимо иметь с собой две пары трусов и маек с короткими рукавами, ковбой­ку, легкий хлопчатобумажный костюм, короткие (до колен) брюки или шорты, 3 - 4 пары хлопчатобумажных носков и велоперчатки.

На случай холодной погоды не будут лишними шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовая куртка.

В качестве головного убора целесообразно взять легкую панаму или шапочку из хлопчатобумажной ткани с козырьком.

В походе , велотуристы обычно обходятся двумя парами обуви: при движении - кроссовками с твердой подошвой, на отдыхе - тапочками или сандалиями .


В любом походе случиться может всякое: упал с байка - пара царапин, синяки, ссадины, ушибы; перегрелся на солнце во время покатушек - заработал себе головную боль; кончилась вода и пришлось пить из местного пресного источника - диарея, расстройство желудка и прочее.

Поэтому, вот примерный самый минимальный состав аптечки :

зеленка; йод; бинты (желательно сразу набор прикупить включая и эластичные бинты); вата; антисептики; таблетки от головной боли; таблетки от расстройства желудка; нашатырный спирт; аспирин;

марганцовка; сюда же можно включить и средства личной гигиены (влажные салфетки, мыло, зубную пасту, зубную щетку и прочее)


Для велосипедного путешествия следует выбирать дороги местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием..

Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами по 4 - 6 чел .

Такая группа считается наиболее мобильной, способной быстро оказать необходимую помощь пострадавшему туристу и устранить техническую неисправность.

При движении по маршруту повышенного внимания от туристов требуют подъемы и спуски.

Однако короткие и некрутые подъемы можно преодолевать с ходу, а длинные и затяжные лучше пройти пешком.

На спусках велосипедистам необходимо притормаживать с самого начала спуска, выдерживая при этом дистанцию до другого велотуриста, равную 10-12 м


Крутые повороты на спусках целесообразно проезжать на малой скорости, так как на большой скорости велосипед может занести.

При езде необходимо учитывать также, что обочина бывает рыхлой и съезжать на нее следует очень осторожно, во избежание падения в связи с резким снижением скорости движения.

Рекомендуется через 20 - 25 мин после начала движения сде­лать технический привал. Его проводят в целях проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недо­статков. Скорость движения на маршруте у начинающих туристов не должна превышать 10-12 км/.

Увлекаться большими скоростями не следует, так как это лишает человека возможности видеть красоту окружающей природы.


Распорядок дня велотуристов зависит от времени года и района похода. Заканчиваться дневной переход обязательно должен за 1 - 2 ч до наступления темноты.

Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является неукоснительное соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.

Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учетом состояния дороги и снижать ее на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами.

Туристы должны знать, что запрещено продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки.


Для юных велосипедистов в России управление велосипедом на дорогах в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД) разрешается лицам не моложе 14 лет.

С этого же возраста разрешается участвовать в велосипедных туристских походах. Вместе с тем этот возраст может быть снижен, до 12 лет решениями соответствующих органов власти - республик в составе РФ, а также краев и областей.

Юным туристам, достигшим 12 лет, можно принимать участие вместе с родителями в велосипедных походах выходного дня. В любом случае необходимо в полном объеме хорошо усвоить Правила дорожного движения и обязанности велосипедиста как водителя транспортного средства.

Для осуществления велосипедных путешествий и туристских походов пригодны любые велосипеды, как дорожные, так и спортивные.


Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.

Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учётом состояния дороги и снижать её на спусках, особенно на дорогах, с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами.

Нельзя продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки.

При необходимости движения в таких условиях велосипед следует вести в руках, соблюдая правила движения пешехода по дорогам.

Нужно постоянно следить за состоянием велосипеда, проводя его технический осмотр ежедневно, а любые неисправности сразу исправлять.


В настоящее время популярность велосипедных путешествий более возрастает.

Преимущества велосипедов по сравнению с другими видами транспорта трудно переоценить: можно проехать практически по любой дороге, тропинке и просто по ровной поверхности.

Ведя велосипед в руках, возможно преодолевать различные препятствия во время движения по маршруту: переходить через овраги, пересекать пески, преодолевать вброд речку.

У современных велосипедистов более широкие возможности в выборе маршрута путешествия, так как скорость передвижения велосипедиста в несколько раз выше скорости пешехода.

Домашнее задание

§ 13 стр.63-69


На велосипедах можно проехать практически по любой дороге, тропинке и просто по ровной поверхности. Ведя велосипед в руках, несложно преодолевать различные препятствия во время движения по маршруту: переходить через овраги, пересекать пески, переходить вброд речку. У велосипедистов более широкие возможности в выборе маршрута путешествия: скорость передвижения велосипедиста в несколько раз выше скорости пешехода.

За день движения подготовленные велосипедисты в зависимости от различных условий похода (погодные условия, сложность маршрута) могут проехать от 40 до 120 км. Кроме того, в походе велосипедисту нет необходимости нести на себе туристское снаряжение: он может укрепить его на велосипеде.

Велосипедный туризм в России возник в конце 1890-х гг. В 1895 г. в Санкт-Петербурге было организовано общество велосипедистов - туристов. Уже в это время любители велосипедных путешествий организовывали дальние походы: из Москвы в Санкт - Петербург, из Санкт - Петербурга в Париж.

В настоящее время привлекательность велосипедных путешествий растёт, особенно после того, как в продаже появились различные виды велосипедов и расширились возможности велосипедных походов.

Каждый участник велосипедного похода должен в совершенстве владеть техникой езды на велосипеде, уметь готовить велосипед к походу и содержать его в исправном состоянии.

Для юных велосипедистов существуют определённые возрастные ограничения. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет и участвовать в велосипедных туристских походах также с 14 лет. Необходимо хорошо усвоить

Правила дорожного движения и обязанности велосипедиста как водителя транспортного средства

Для велосипедных путешествий и туристских походов годятся любые велосипеды, как дорожные, так и спортивные.

Дорожный велосипед имеет прочную раму и широкие шины. Высоту руля дорожного велосипеда можно регулировать. Детали дорожных велосипедов изготавливаются с большим запасом прочности. Такой велосипед хорошо идёт по ухабистым дорогам без покрытия, а также по песку и гравию.

У спортивных велосипедов меньше масса, более лёгкие колеса с узкими шинами, они имеют более лёгкий ход и хорошую манёвренность. Спортивные велосипеды предпочтительнее использовать при езде по дорогам с твёрдым покрытием (асфальтовым или бетонным).

При подготовке к любому велосипедному походу необходимо тщательно осмотреть велосипед, выявить и устранить неисправности и отклонения в работе, особенно подвижных частей, протереть и смазать все трущиеся детали, проверить балансировку колёс и накачку шин, работу тормозов, укрепить багажник. После этого нужно опробовать велосипед на ходу.

При подготовке к походу необходимо продумать и подобрать снаряжение с учётом длительности и сложности маршрута. В снаряжение велотуриста, кроме обычных вещей, необходимых в любом туристском походе (палатка, рюкзак, посуда, костровое оборудование и др.), обязательно входит ремонтный набор (даже в однодневном походе). В ремонтный набор входят: комплект гаечных ключей, плоскозубцы, отвёртка, резиновый клей, резина для заплат, ножницы, велосипедный насос и запасные детали (запасная шина или камера, гайки, шайбы, шарикоподшипники, спицы, тормозные колодки и др.).

Из одежды велотуристу необходимо иметь с собой две пары трусов и маек с короткими рукавами, ковбойку, лёгкий хлопчатобумажный костюм, короткие (до колен) брюки или шорты, три-четыре пары хлопчатобумажных носков и велоперчатки. На случай холодной погоды нужны шерстяной свитер, шерстяные носки, перчатки и штормовая куртка. В качестве головного убора можно взять лёгкую панаму или шапочку из хлопчатобумажной ткани с козырьком.

В походе велотуристы обычно обходятся двумя парами обуви : для движения - кроссовками с твёрдой подошвой, для отдыха - тапочками или сандалиями.

Организация движения на маршруте

Путешествовать на велосипедах можно на всей территории страны. Однако начинающим велотуристам рекомендуются районы, где преобладают равнинные дороги, проходимые в любую погоду, и большая часть маршрутов идёт по лесистой местности.

Для велосипедного путешествия лучше всего выбирать дороги местного значения с асфальтовым или песчано-гравийным покрытием . Скоростные шоссе и автомагистрали федерального значения для велотуристов не рекомендуются из-за их повышенной опасности, обусловленной интенсивным движением автотранспорта и высокой загазованностью воздуха над ними.

Многодневные походы и путешествия на велосипедах совершаются, как правило, группами по 4-6 человек . Такая группа считается наиболее компактной и мобильной, способной быстро оказать необходимую помощь туристу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, и устранить техническую неисправность велосипеда. Обязательно наличие взрослого руководителя.

При движении по маршруту большого внимания от туристов требуют подъёмы и спуски . Короткие и некрутые подъёмы можно преодолевать с ходу, длинные и затяжные лучше пройти пешком.

На спусках велосипедистам следует притормаживать с самого начала спуска , выдерживая дистанцию 10-12 м. Крутые повороты на спусках следует проезжать на малой скорости, так как на большой скорости велосипед может занести. Необходимо учитывать, что обочина бывает очень рыхлой и съезжать на неё следует очень осторожно, чтобы избежать падения из-за резкого снижения скорости движения.

Через 20-25 мин после начала движения рекомендуется сделать технический привал. Такой привал проводится для проверки технической исправности велосипедов и устранения выявленных недостатков. Скорость движения на маршруте у начинающих туристов 10-12 км/ч. Увлекаться большими скоростями не следует, так как это требует не только значительных физических затрат, но и повышенного внимания в управлении велосипедом, что лишает человека возможности видеть красоту окружающей природы.

Распорядок дня велотуристов зависит от времени года и района похода, заканчиваться дневной переход должен за 1 - 2 ч до наступления темноты.

Обеспечение безопасности велопохода

Важнейшим условием обеспечения безопасности велопохода является строгое соблюдение всеми туристами группы Правил дорожного движения.

Скорость во время движения по маршруту необходимо выдерживать с учётом состояния дороги и снижать её на спусках, особенно на дорогах с плохим покрытием, а также при движении по мокрому шоссе или грунтовой дороге с лужами.

Нельзя продолжать движение по маршруту в сумерки и ночью, а также при плохой видимости на дороге из-за тумана или сильной дымки. При необходимости движения в таких условиях велосипед следует вести в руках, соблюдая правила движения пешехода по дорогам.

Нужно постоянно следить за состоянием велосипеда , проводя его технический осмотр ежедневно, а любые неисправности и отклонения в работе сразу исправлять.

Высокая дисциплина в велопоходе также обеспечивает безопасность.

Проверьте себя

■ Чем привлекателен велосипедный туризм и какие особенности необходимо учитывать при подготовке к нему?
■ Какие возрастные ограничения существуют для юных велотуристов?
■ На что следует обратить внимание при подготовке велосипеда к походу в первую очередь?

После уроков

Выберите основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать на маршруте в велопоходе, и запишите их в дневник безопасности.

Составьте список вещей и инструментов, которые вы взяли бы с собой в многодневный велопоход.

Что еще почитать