Презентация - Тема «Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство стимулирования и сохранения здоровья детей. Методическое пособие «Музыкально-оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных з

Актуальность.

Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого – нибудь вызовет возражение. Действительно, без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.

Приоритетность процесса дыхания для жизни, делает способность в совершенстве владеть этим едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Поэтому проблема сохранения здоровья дошкольника и привитие им здорового образа жизни сегодня очень актуальна.
Цель: Сохранить и укрепить здоровье дошкольника, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

Дать детям первичные представления об органах дыхания.

Развивать и укреплять здоровье детей через систему дыхательных упражнений.

Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.

Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии здоровье – сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.

Она положительно влияет на:

Обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

Способствует восстановлению центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушение носового дыхания.

Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса (основой которого является правильное дыхание). Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, которые влияют на здоровье часто болеющих детей, а также детей имеющих речевые нарушения.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

Тренировка силы вдоха и выдоха.

Развитие продолжительности вдоха.

В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы, развитие певческих способностей детей. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоится, справиться с волнением и раздражительностью. Занимаясь дыхательной гимнастикой на занятии следим, чтобы у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащенное дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках и ногах). Если начинает кружиться голова - складываем ладошки вместе (ковшиком), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2 – 3 раза).

Приведем в качестве примера упражнения на формирование диафрагматического дыхания с использованием музыкотерапии.

Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Давайте посмотрим, у кого шарик получится самый большой.

Упражнения для детей с нарушением носового дыхания под музыку:

Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половину носа.

Стоя вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз.

Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз)

Вдох через нос, рот закрыт. На удлененном выдохе произнести звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).

ВЕСЕЛЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

«БЕГЕМОТИК»

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«ЖУК».

«Жу-у-у – сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу».

«ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК».

Детям дается установка: « Чей паровозик дольше проедет?»

Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку муз. руководителя паровозик едет: «Чух-чух-чух» - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик». У которого дольше хватило дыхания.

«ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

Детям предлагается « надуть воздушные шарики» (дыхание короткое, через нос). Сначала надуваем шар, затем со звуком «тс-с-с» - сдуваем, делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.

«ИСПОЛНЕНИЕ СКОРОГОВОРКИ»

Егорка.

Она должна произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдыхания воздуха:

Как на горке, на пригорке

Жили 33 Егорки,

Раз Егорка, два Егорка….

Чем больше «Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких.

Несколько упражнений, которые целесообразно использовать на занятиях театрализованной деятельности.

«САМОВАР».

Глубоко вдохнуть и медленно выдыхая произнести «пых..»

«ЧАЙНИК».

Глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых-пых-пых…»

«БОЛЬШОЙ ФИЛИН».

Глубоко вдохнуть и, выдыхая резко произнести «ух!».

«Маленький филин».

Глубоко вдохнуть, резко прерываясь. Выдыхать и произносить «ух-ух-ух-ух-ух..»

«ВОЛКИ».

Глубоко вдохнуть и, выдыхая, произнести звук «у-у-у». при этом как бы поднимая звук снизу вверх.

«ЭХО».

Глубоко вдохнуть и громко на выдохе произнести « тыкто-кто-кто-кто-кто..»

С каждым произношением слова «кто» голос дожжен становиться все тише и тише.

«ПЧЕЛА».

Вдохнуть и выдохнуть звук «ж-ж-ж-ж», губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбку.

«КОМАРЫ».

Вдохнуть и на выдохе, на высокой ноте, произнести звук «з-з-з», то усиливая звук, то ослабляя».

«КАЧАЕМ МАЛЫША».

Вдохнуть и на выдохе произносить «а-а-а-а-а..»Звук должен быть, как при укачивании малыша.

«СКРИПЯТ ДЕРЕВЬЯ».

На выдохе произносить звук «и-и-и..» Губы при этом растягиваются в улыбку.

С целью создания эмоционального настроения, мотивации детей к выполнению данных упражнений, а так же активизации их внимания педагог может объединить подобные упражнения единым игровым сюжетом. Так, например, рассказ о « путешествии к бабушке» может быть основой для игрового тренинга на развитие дыхания и голоса.

«У БАБУШКИ В ДЕРЕВНЕ».

Приехали мы к бабушке в деревню. Бабушка усадила гостей за стол, поставила самовар. Самовар грелся, грелся и закипел:»пых-пых» (выдыхаем). А рядом с ним маленький чайничек: «пых-пых-пых-пых..» (выдыхаем) Бабушка налила детям чай в кружки, а он горячий. Чтобы не обжечься, нужно в кружку подуть: «фу-у!». В доме комары летают – «з-з-з-з». Но мы их не боимся и пьем вкусный чай: «фуп!» (вдыхаем воздух). Попили чай и пошли гулять.

На улице тепло, пчелы вокруг летают – «ж-ж-ж-ж». Вкусно пахнет цветами… (вдыхаем запах цветов). Шли, шли и пришли к большой горе. А на горе виднеется непонятный силуэт. Мы громко крикнем: «Ты кто?» А эхо нам ответит: « Кто-кто-кто». Вдруг мы услышали вой волков: «у-у-у-у». И решили пойти скорее домой. Дома бабушка велела нам идти спать. А чтобы мы быстрее уснули, бабушка спела нам колыбельную:»А-а-а-а-а».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Дыхательную гимнастику дети могут использовать не только в детском саду в течении всего дня, но и дома с родителями. Приведенные ниже упражнения научат вас и вашего ребенка дыхательной самозащите.

«Большой и маленький».

Стоя прямо. На выдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнести «ух», спрятать голову за коленями – показывая какой он маленький.

«ЛЕТЯТ ГУСИ».

Медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». Повторите с ребенком 8-10 раз.

«АИСТ».

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш». Повторить 6-7 раз.

«ДРОВОСЕК».

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На выдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя руками « прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторить 6-8 раз.

«МЕЛЬНИЦА».

Встаньте ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Когда движения ускорятся, звуки становятся громче. Повторить 7-8 раз

«ЛЯГУШОНОК».

Расположите ноги вместе, Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторить 3-4 раза.

« В ЛЕСУ».

Представьте себе, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторить 5-6 раз.

Используя современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме можно уберечь детей от межсезонных заболеваний. Надо помнить, что положительные результаты для оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива детского сада и родителей.

ПУСТЬ БУДУТ ЗДОРОВЫ НАШИ ДЕТИ!


Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях

в детском саду

(консультация для родителей)

Музыкальный руководитель, Алишина Светлана Владимировна

Для взрослых не секрет, что ребёнок-дошколёнок любит петь и танцевать, что, счастливые моменты его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое нельзя увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние.

Музыкальные занятия в детском саду включают в себя различные виды

музыкальной деятельности. Это слушание музыки, элементарное детское

музицирование, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое творчество.

В своей статье мне хотелось бы остановиться на таком виде деятельности детей, как пение и рассказать о дыхательных упражнениях для дошкольников, и порекомендовать некоторые дыхательные упражнения, которые можно использовать не только на музыкальных занятиях, но и в общении с ребёнком в повседневной жизни.

Если мы будем наблюдать детство, мы увидим, что первыми источниками радости ребёнка является ПЕСНЯ. Малыш в колыбели, не понимающий ещё слов мамы, успокаивается под пение.

Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса. Пение - это сложный психофизический процесс, связанный с работой важных систем – дыханием, кровообращением и др. Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Не следует ребенка просить петь громко, это может только навредить. У детей дошкольного возраста голос ещё не сформирован и слаб. Звук детского голоса отличается мягкостью и ограниченностью силы звука.

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые, делятся на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Рекомендуется использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.

Упражнения для развития дыхания без звука:

  1. «Вдох и выдох».

Дети или ребёнок кладут ладошки на живот. Взрослый поднимает руки вверх и говорит: «Вдох!» Ребёнок делает энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» ребёнок выдыхает воздух через чуть приоткрытые губы.

  1. «Быстро-медленно».

Если взрослый поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро – коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях

непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».

  1. «Мороз».

Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».

Звуковые дыхательные упражнения.

  1. «Котёнок и шар».

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал.

Ф-ф-ф… Ребёнок делает выдох ртом, произнося «ф-ф..»

Подошёл и лапой – хлоп! Хлопают в ладоши.

Ну а шарик сразу – лоп! Приседают.

  1. «Две собаки».

Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, резко и коротко произносят: «Ав-ав…!»

  1. Ёжик.

Сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх…»

Произнесение на одном дыхании скороговорок.

На дворе трава,

На траве дрова:

Раз дрова, два дрова, три дрова…

Проговаривание предложений, различных по продолжительности.

Едем в гости.

Едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке.

Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке.

Произнесение текста активным шепотом, это способствует активизация

дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхании.

Все эти и другие подобные упражнения можно использовать в качестве начальных этапов музыкального занятия или непосредственно перед тем, как перейти к пению. Можно сказать, детям, что для хорошего пения сначала надо научиться правильно дышать, а помогут в этом весёлые упражнения.

В общении с детьми родители могут предложить детям просто поиграть со звуками, словами, фразами, придумать какие-нибудь простые движения к любимым детским стихотворениям. И тогда каждое дыхательное упражнение станет для ребёнка весёлой забавой, которая может повторяться по дороге в детский сад и обратно домой, в поездке на машине, в гостях у бабушки с дедушкой и т. д.

Экспериментируйте, фантазируйте и «дышите на здоровье».

С уважением, музыкальный руководитель, Алишина Светлана Владимировна

Слайд -1
Подготовила: Черняк Е.Е., музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №17»
Слайд -2
Цель: профилактика здорового образа жизни.
Задачи:
- изучить систему дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н.;
- обогатить детей знаниями о лечебном дыхании;
- использовать упражнения дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях.
Слайд-3
Дыхание является важнейшей функцией организма. С дыхания начинается жизнь человека: врачи-акушеры знают, как важен первый своевременный вдох новорожденного.
Правильное дыхание обеспечивает благоприятную работу всех органов и систем организма. По параметрам дыхания диагностируют его работоспособность и функциональные возможности. По остановке дыхания констатируют уход человека из жизни. Дыхательная система напрямую связана с остальными функциональными системами, и от ее состояния зависит здоровье человека.

Еще на Древнем Востоке создатели различных гимнастических систем (йоги, ушу и др.) придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что, кроме кислородного питания, с помощью дыхания происходит и энергетическое обогащение организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
В своей работе с детьми я использую некоторые упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой Александры Николаевны, которая обладает высоким оздоровительным потенциалом.
Это – единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Многочисленными научными исследованиями установлен широкий диапазон воздействия средств ритмической гимнастики на психические процессы и функциональное состояние организма ребенка. Общим компонентом при выполнении упражнений как ритмической, так и дыхательной гимнастики является ритм.
Гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из 11 упражнений.
Слайд - 4
В работе с детьми я использую 5 упражнений, которые им наиболее доступны и интересны:
- «Ладошки»
- «Погончики»
- «Насос»
- «Кошка»
- «Обними плечи».
Слайд - 5
А теперь немного практики. Предлагаю всем немного подышать……
(с аудиторией проводятся дыхательные упражнения с целью запоминания и профилактического оздоровительного эффекта, снятия напряжении и т.д.)
Слайд - 6
Вывод:
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить,
укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребёнка комплексное лечебное воздействие:
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
План работы использования приёмов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой на музыкальных занятиях 2011 - 2012 учебный год
Цель: профилактика и стимулирование здоровья детей. младшая средняя старшая подготовительная «Ладошки»
Упражнение проводится перед исполнением песен «Ладошки» «Погончики»
Упражнение проводится перед исполнением песен
«Ладошки» «Погончики» «Насос»
Упражнение проводится по усмотрению педагога в любой момент занятия «Ладошки» «Погончики» «Насос» «Кошка» «Обними плечи»
Упражнение проводится по усмотрению педагога в любой момент занятия
Слайд – 7.
Результаты работы:
Слайд - 8
План работы
дыхательной гимнастики
А. Н. Стрельниковой на 2013 – 2014 учебный год
ети
Педагоги
(сотрудники) Родители

Освоить 5 дыхательных упражнений:

- «Ладошки»
- «Погончики»
- «Насос»
- «Кошка»
- «Обними плечи»

Упражнение проводится
по усмотрению педагога в любой момент занятия
Освоить 11 дыхательных упражнений.

Упражнение проводится во время тихого часа (7-10 минут 2-3 раза в неделю
1. Консультации.
2. Демонстрация на собрании.
3. Материал для пополнения уголков.

Заключение:

Знаменитый хирург-оториноларинголог, доктор медицинских наук, профессор Валентина Загорянская –Фельдман писала: «Более 30 лет наблюдаю великолепный лечебный эффект стрельниковской гимнастики у певцов и актёров с различными заболеваниями голосового аппарата. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям, при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм ребёнка, делает его здоровым».

Примечание:

Дыхательную гимнастику Стрельниковой можно найти в интернете (её ученик Щетинин очень доступно показывает все упражнения), изучить и применить на практике дома с семьёй, на работе с коллегами, на занятиях в детском саду. Применяйте и получите колоссальное удовольствие от жизни!

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Дыхательная гимнастика

на музыкальных занятиях

Подготовила:

специалист по

реабилитационной работе

в социальной сфере

Осипова Ольга Сергеевна

Омск - 2017

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни - приходится вдыхать воздух чаще.

Поэтому основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

    укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);

    формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох - длинный выдох);

    тренировать силу вдоха и выдоха;

    развивать продолжительный выдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, может быть и самостоятельным видом деятельности. На музыкальных занятиях используются: дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет, часть - под музыку. При разучивании упражнения специалист вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.

В качестве речевого материала на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

    положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

    способствует восстановлению центральной нервной системы;

    улучшает дренажную функцию бронхов;

    восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

    исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

На музыкальных занятиях наряду с разработками Б. Толкачева и К. Бутейко возможно использование несложных упражнений А. Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова - оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой - короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные п р а в и л а:

    Вдох - громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).

    Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.

    Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца).

В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, поворачиваемся - нюхаем.

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

(по А. Н. Стрельниковой)

Упражнения основного комплекса

    «Ладошки».

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю.

На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох - пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд.

    «Погончики».

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч да кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) - вдох!

Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса - выдох уходит пассивно. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Насос» («Накачиваем шины»).

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.

На счет «раз» слегка кланяемся вниз - руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена - вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины, ноги прямые.

«Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спила не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушел пассивно.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона.

    «Кошка» (приседание с поворотом).

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь её немножко –

Сразу замурлычет... (кошка).

Г. Цуканова

Дети стоят ровно и прямо; ступни ног уже, чем на ширине плеч; руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса.

На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем 1 раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти рук одновременно делают хватательные движения (кулачки резко сжимаются) - вдох!

Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идет» обратно, - выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку».

На счет «два» - в левой конечной точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают хватательное движение слева - с шумным и коротким вдохом через нос.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки - «Соедини локти!»).

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник - вдох!

Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха. Эго норма для ребенка 3-6 лет.

    «Большой маятник» («Игрушка-неваляшка»).

Наклонилась неваляшка,

Но упасть - не упадет,

Даже если кот мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

Дети стоят ровно и прямо, голова слегка опущена (смотреть на ступни своих ног). Руки свободно висят перед собой кистями к коленям. Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся к коленям - вдох! (как в упражнении «Насос»). Возвращаемся в исходное положение (выдыхая и полностью выпрямляясь), но и слегка откидываемся назад, прогибаясь в пояснице, на счет «два» запрокидываем голову вверх и сверху, «с потолка», - вдох! Мы себя как бы обнимаем. Во время поклона нельзя низко кланяться, кисти рук не должны доходить до колен.

Получается так: руки к коленям - вдох «с пола», руки к плечам - вдох «с потолка».

Норма: 4 раза по 4 движения-вдоха.

    «Повороты головы» («Вправо-влево»).

Ёжик по лесу гулял

И цветочки собрал.

Справа - белая ромашка,

Слева - розовая кашка.

Как цветочки пахнут сладко!

Их понюхают ребятки.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.

На счет «раз» слегка поворачиваем голову вправо - вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево - тоже вдох! Шею во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободна. Болевых ощущений не должно быть. Упражнение можно делать сидя.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Ушки» («Ай-ай», или «Китайский болванчик»).

Проказник мишка

Разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать,

Носом правильно вдыхать.

Дети стоят ровно и прямо, смотрят прямо перед собой, руки висят вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч.

На счет «раз» слегка наклонить голову к правому плечу - вдох! Затем, не останавливая голову посередине, на счет «два» слегка наклонить голову к левому плечу - тоже вдох! О выдохе но думать, он уходит в промежутке между наклонами-вдохами. Плечи не поднимаются. Упражнение можно выполнять сидя.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Маятник головой» («Малый маятник»).

Тик-так! Тик-так! Стучат часы,

И маятник качается.

У наших добрых малышей

День новый начинается!

Дети стоят ровно и прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз (посмотреть в пол) - вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в и. п.) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) - вдох!

Выдох уходит посередине каждого вдоха. Следить, чтобы шея была абсолютно свободная, ненапряженная. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

    «Перекаты» (сначала с правой, затем с левой ноги).

Мы умеем танцевать,

Носом правильно вдыхать.

А теперь учиться будем

Перекаты выполнять!

Дети стоят ровно и прямо. Выставляют правую ногу, левая - сзади на расстоянии одного небольшого шага. Тяжесть тела посередине, руки висят вдоль туловища.

Из исходного положения перенести тяжесть тела на переднюю ногу. На счет «раз» делаем «пружинку». После этого передняя нога в той же позе тела выпрямляется в колене - выдох уходит пассивно. Плавно, не останавливаясь, переносим тяжесть тела на заднюю ногу.

На счет «два» делаем «пружинку». Одновременно передняя нога, не сгибаясь, привстает на носочек (на нее не опираться) - вдох! Сразу же после приседания задняя нога выпрямляется. Выдох пассивен. И сразу же опять переносим тяжесть тела на выпрямленную переднюю ногу.

Норма: 4 раза по 4 движения вдоха, не меняя положения ног. Затем все упражнение повторяется с другим положением ног.

    «Шаги».

Передний шаг или «Рок-н-ролл».

Праздник в детский сад пришел –

Все танцуют «Рок-н-ролл»!

Исходное положение, как в упражнении «Ладошки». На счет «раз» подняли согнутую в колене правую ногу, носок ступни «смотрит» в пол, на левой ноге слегка присели - вдох! Опустили правую ногу на пол; левая нога в этот момент тоже выпрямилась в колене - выдох. То же с левой ноги.

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Задний шаг

На счет «раз» слега присели на левой ноге, правую ногу (согнутую в колене) отвели назад и как бы «хлопнули» себя правой пяткой по ягодице - вдох! Сразу после этого обе ноги выпрямились (заняли и. п.) - выдох!

«Два» - слегка присели на правой ноге, левую согнутую ногу отвели назад и «хлопнули» левой пяткой - вдох!

Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Что еще почитать