Правила техники безопасности при лыжной подготовке. Правила безопасного поведения при катании на лыжах и коньках

Активный образ жизни дарит здоровье и прекрасное настроение в любое время года. В странах, где земля покрывается снегом, лучшим вариантом активной разминки становится прогулка на лыжах. Этот спортивный инвентарь есть почти в каждом доме. Лыжные занятия любят дети и взрослые. Чтобы прогулка была приятной, важно соблюдать технику безопасности на лыжах, независимо от того, выбран беговой или горнолыжный вариант катания.

Для любой прогулки действуют общие правила безопасности на лыжах, которые должны быть известны даже маленькому ребенку:

  • Модель подбирается по росту владельца.
  • Регулировка креплений выполняется так, чтобы застегивать и расстегивать их можно было самостоятельно.
  • Палки подбираются по росту. Каждая имеет кольцо, острый наконечник и ремень, фиксирующийся на кисти.
  • Требуется подобрать по размеру ботинки. Слишком маленькие будут натирать кожу и жать, слишком большие нарушат контакт ступни с лыжами.

Обеспечение безопасности при групповом катании во время тренировки

Важно соблюдать правильное поведение на лыжне. Когда на лыжню, склон или целину выходит сразу большая группа спортсменов, проводится урок физкультуры в школе или тренировка, для обеспечения безопасности соблюдаются правила езды на лыжах:

  • Расстояния между каждым членом группы по трассе в 3-4 метра. Это исключит столкновение при падениях даже в случаях медленной ходьбы.
  • Если выполняется горнолыжный спуск, расстояние увеличивается до 30 метров. Примерно аналогичный минимальный промежуток рекомендован при катании на водных лыжах.
  • Спустившись, горнолыжник не должен останавливаться сразу у основания горы. Требуется отъехать в сторону.

Когда проводится инструктаж, тренер должен обратить отдельное внимание на возможность получить обморожение. Если лыжник отметил у себя хотя бы его минимальные симптомы, занятие требуется немедленно прекратить.

Правила поведения в аварийных ситуациях

Лыжный спорт может быть достаточно травматичным. Подготовка урока включает инструктаж, в ходе которого спортсмены знакомятся с правилами поведения на лыжне или горнолыжном склоне. Как правильно себя вести требуется понять перед тем, как начать кататься. Тренер кратко расскажет, как выполнять обгон, что делать, если произошла авария:

  • При поломке нужно сразу проинформировать старшего в группе. Чаще всего он направит в базовый лагерь для смены спортивного инвентаря.
  • Первая помощь оказывается каждому члену группы спортсменов при обморожении или травме. Желательно доставить пострадавшего в медицинский пункт.
  • Всем членам группы требуется контролировать своих соседей по трассе для исключения чрезвычайных ситуаций.

Порядок поведения после завершения тренировки

После окончания занятий проводится:

  • Проверка наличия всех участников лыжной прогулки или урока.
  • Инвентарь очищается от снега, протирается и убирается в специально выделенное помещение.
  • Каждый спортсмен принимает душ, переодевает сухую одежду.

Что требуется пояснять детям

Начальный этап обучения катанию на лыжах приходится на детские годы. Первые уроки лыжного мастерства дети получают во время уроков физкультуры в школе. В этом случае катание выполняется по ровной поверхности.

Тренер объясняет ученикам необходимость сохранения расстояния на трассе, рассказывает, как правильно осуществлять обгон во время спортивных состязаний.

Поведение на лыжне определяет специальный Кодекс. История создания Кодекса основывается на правилах коллективных тренировок и соблюдения этикета на лыжне:

  • Порядок ухода всей группой на параллельную лыжню, когда сталкиваются две двигающиеся навстречу друг другу группы.
  • При столкновении на склоне трассу уступают те лыжники, которые находятся внизу.
  • Когда большая группа сталкивается с одиноким лыжником или меньшей группой, в сторону уходит меньшинство.
  • Встретив на лыжне дошкольника, его пропускает любая группа. Можно обратить внимание родителей на правило осваивать навыки на менее загруженной трассе.
  • Дорогу уступают в любой ситуации гонщику, у которого на груди есть номер участника спортивных состязаний. Часто он использует быстрый коньковый ход, двигаясь быстрее.
  • Обгон выполняется сразу всей группой. Если вперед вырывается одиночка, он может попросить группу уступить трассу. Дорогу уступить просят.
  • Важно контролировать движение палки со стороны обгоняющего, чтобы не запутаться.
  • После обгона коллегу следует поблагодарить.
  • Самому уходить с лыжни если кто-то догоняет не стоит. Тот, кто движется быстрее, должен попросить уступить дорогу.

Требования, предъявляемые к экипировке

Перед началом каждой прогулки старшему в группе, учителю или тренеру, важно напомнить участникам про необходимость использовать во время занятий правильную экипировку. Такая предосторожность защитит от возможных травм и обморожений. Проверить это требуется перед тем, как начать упражнение, выйдя на трассу.

Все предметы одежды изготавливаются из легких и натуральных тканей. Такой материал «дышит» и спортсмен не будет слишком сильно потеть.

Каждый предмет не должен сковывать движение. Проводить занятия рекомендуется при температуре до -14 градусов. Сохранение тепла в такой ситуации обеспечивает легкая трикотажная куртка, под которую надевают свитер из натуральной шерсти и хлопчатобумажную майку. Лучше надевать несколько слоев одежды. Под свитер на ребенка можно надеть водолазку из натуральной ткани.

Как подбирать обувь для занятий

Чтобы ход лыжника был ровным и легким требуется правильно подобрать лыжную обувь. Лыжные ботинки строго соответствуют размеру участника занятий. Надевать их при примерке следует на носок. Дополнительный носок сохранит тепло и убережет от натираний.

Как выбирают лыжи и палки

Выбор палок и лыж проводится индивидуально в зависимости от роста спортсмена. Также учитывается вес. Начинающему спортсмену подобрать инвентарь поможет специальная таблица. Выбор отличается в зависимости от использования беговых, коньковых лыж или лыж классического хода.

Проще всего выбрать универсальный вариант спортивного инвентаря:

  • Длина каждой лыжи на 15 сантиметров выше роста владельца. Палки наоборот ниже на 25-30 сантиметров.
  • При выборе модели для ребенка длина лыж должна быть на 25 сантиметров ниже роста малыша. Палки примерно по высоте вровень с лыжами.

Нарушение техники безопасности

Соблюдать технику безопасности важно при любом катании. При классической ходьбе по ровной трассе можно получить ушиб, сломать лыжи. Катаясь с горных склонов требования безопасности нужно соблюдать максимально тщательно. Здесь травматичность существенно выше. Избежать травм поможет основной инструктаж опытного тренера.

ИНСТРУКЦИЯ

по техники безопасности при занятиях лыжной подготовкой

I . Перед началом занятий.

1. Проверить место проведения занятий по лыжной подготовке – профиль склонов, рельеф местности, дистанция и условия проведения должны тщательно выбираться и строго соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся.

2. Учебный и тренировочный склон должен иметь уплотненный снег без каких-либо скрытых под ним камней, ям.

3. Учащиеся и должны знать и строго соблюдать инструкцию для школьников по лыжной подготовке.

4. Одежда должна быть легкой, теплой, не стесняющей движений.

5. Проводить уроки в тихую погоду или при слабом (со скоростью не более 1,5 – 2 м/сек) ветре, при температуре не ниже 20 С.

6. Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с ростово-весовыми данными учащихся и подогнан индивидуально:

Палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо;

Лыжи ровные, без перекосов;

Крепление лыж к обуви должно быть удобным для пользования, прочным и надежным.

7. Перед выходом к месту занятий преподаватель должен объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, которые могут встретиться на пути передвижения – движение в строю с лыжами и т.п. При передвижении к месту занятий и обратно должны быть специально назначенные учащиеся, ведущие и замыкающие колонну.

II . Во время занятий.

1. Следить за соблюдением учащимися принципов доступности и последовательности обучения.

2. По результатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося.

3.Получив инвентарь, проверьте его исправность и подгоните крепление лыж к ботинкам в помещении базы. Перед занятиями при морозе ниже 10 С или сильном ветре на руки обязательно наденьте варежки, перчатки.

4. При первых признаках обморожения (побелевшая кожа, потеря чувствительности открытых частей тела – ушей, носа, щек) немедленно растереть поверхность тела рядом с обмороженным местом до порозовения, после чего слегка растирайте непосредственно обмороженное место.

5. Слушайте внимательно объяснения преподавателя, соблюдайте интервал при движении на лыжах по дистанции (3м), при спусках 20-30 м.

6. При спусках не выставляйте у подножия горы лыжные палки, не останавливайтесь. Спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя, строго для каждого занимающегося. Между спускающимися лыжниками необходимо выдерживать такие интервалы времени, которые исключают всякую возможность наезда лыжников друг на друга.

7. Уходить с занятий только с разрешения преподавателя.

III . После окончания занятий.

1. Очищаются лыжи, палки, ботинки от снега.

2. Правильное передвижение с лыжами и палками, в школу, в раздевалку.

Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии. Неисправностями считаются: трещины, сколы, поломки носка или пятки лыж, деформация скользящей поверхности.

Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять к лыжам ботинки или валенки. Следует использовать жесткие крепления(они более надежны) или резиновые, стандартного образца, но не самодельные.

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме голеностопного сустава.

Необходимо систематически смазывать ботинки бесцветным гуталином(или салом, растительным маслом и т.п.), это предохранит их от влаги и смягчит кожу или заменитель, из которых они изготовлены. Не зашнуровывать ботинки слишком туго и не обвязывать шнурки вокруг голени - из - за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мерзнут.

После занятий надо обязательно просушить ботинки: ходьба в сырой обуви приводит к потертостям. Ни в коем случае нельзя сушить ботинки на батарее отопления или печке: от этого они становятся жесткими и коробятся.

Надевать обувь лучше на два носка(хлопчатобумажный и шерстяной). Носки должны быть сухими. При сильном морозе можно к тому же обернуть пальцы ног газетной бумагой.

Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть свитер такой длины, чтобы он «перекрывал» брюки даже при сильном наклоне туловища вперед.

При занятиях в мороз следует обязательно надеть тепло белье из натуральных (не синтетических) тканей, а на руки - варежки.

Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку(при сильном морозе лучше две), прикрывающую уши или наушники.

Получив лыжный инвентарь, надо проверить исправность, развязать лыжи до выхода на улицу(если они связаны вместе). Выйдя на улицу, следует не спешить вставать на лыжи, а дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

В случае опоздания на занятие лыжной подготовкой надо предупредить учителя о своем приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Не уходить с занятий без разрешения учителя.

В течение всего года регулярно выполнять упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма, ведь утомленный человек менее внимателен и скоординирован.

Владение правильной техникой выполнения упражнений - лучшая профилактика травматизма. Поэтому следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения.

Обязательно выполнять правила поведения на лыжне. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдать интервал 3 - 4м, при спусках - не менее 30м. при спусках не выставлять вперед лыжные палки. Если возникла необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок(обязательно держа при этом палки сзади).

После спуска не останавливаться у подножия склона, помня, что за тобой следуют другие лыжники.

Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

При занятиях лыжным спортом нередки случаи обморожения открытых участков лица и шеи. При побелении или потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

Если во время занятий(соревнований) ученик по каким - либо причинам был вынужден сойти с дистанции, то он должен обязательно предупредить об этом учителя, инструктора, судейскую коллегию(лично, через контролера или товарища).

О поломке и порче лыжного снаряжения надо также сообщить учителю.

Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции и после его окончания. Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

Перед входом в помещение счистить снег с лыж, а зайдя в помещение, связать их вместе.

Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду чтобы не заболело горло.

Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой для школьников разного возраста(по классам) даны в (таблице №1.)

При проведении занятий по лыжам

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


1.1.К занятиям на лыжах допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При проведении занятий по лыжам учащиеся обязаны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. Учащиеся должны одеваться в соответствии с температурой внешней окружающей среды, чтобы избежать обморожений.
1.4. Учащиеся должны быть предельно осторожными, чтобы избежать травм при падении во время катания на лыжах.
1.5. Учащиеся должны проверять крепление лыж к обуви, чтобы избежать травм.
1.6. Учащиеся должны правильно подогнать лыжные ботинки, чтобы избежать потертости ног.
1.7. При получении травмы учащийся обязан немедленно поставить об этом в известность учителя, который сообщает об этом администрации школы. При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
1.8. В процессе занятий ученики обязаны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
1.9.Учащимся запрещается:
- бегать без разрешения учителя, толкать друг друга; кидать друг в друга различные предметы;
- трогать без разрешения учителя спортивное снаряжение.
1.8. Учащиеся обязаны:
- переодеваться в лыжный костюм в раздевалке спортзала до начала урока;
- в течение первых 5 минут урока, оставив сменную обувь в гардеробе, взять лыжи в хозблоке и приготовиться к уроку;
- пройти инструктаж по охране труда перед уроками лыжной подготовки;
- выполнять требования охраны труда и правил для учащихся при проведении уроков лыжной подготовки;
- иметь спортивную форму для занятий на лыжах.
1.9. Учителю запрещается:
- оставлять без присмотра учащихся;
- допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда и технике безопасности при проведении занятий по лыжам;
- использовать неисправное спортивное оборудование и инвентарь;
- ремонтировать неисправное электрооборудование самостоятельно.
Учитель обязан:
- пройти инструктаж по охране труда при проведении занятий по лыжам;
- подготовить лыжную базу для обеспечения всех учащихся инвентарем на уроках физической культуры;
- провести инструктаж по охране труда и технике безопасности по лыжной подготовке для всех учащихся с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по технике безопасности» и классном журнале;
- обеспечить устойчивость мебели, имеющейся на лыжной базе;
- обеспечить исправность лыж и лыжных палок;
- проводить занятия по лыжной подготовке только по согласованию с врачом школы в соответствии с температурой воздуха;
- проверить перед началом занятий одежду учащихся, ознакомиться с медицинскими показаниями,
- проверить крепление лыж к обуви;
- проверять исправность спортивного оборудования перед каждым уроком;
- о возникших неполадках сообщить администрации школы;
- исключить из пользования непригодное оборудование;
- обеспечить устойчивый порядок и дисциплину учащихся во время лыжных занятий и в процессе подготовки к ним на переменах;
- использовать различные формы проведения разминки перед проведением урока лыжной подготовки;
- соблюдать временные рамки урока лыжной подготовки (продолжительность самого занятия на лыжах не должна быть менее 30 минут);
- завершать урок за 5 минут до звонка, организованно вести учащихся в гардероб для смены одежды.
1.10. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ.

2.1. Учащиеся должны надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки. При температуре воздуха ниже -10 0 С надеть плавки.
2.2. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подогнаны по размеру ноги.

2.3. Проверить исправность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения опасностей, которые могут привести к травме.
2.4. При обнаружении внезапной опасности на трассе прекратить катание и немедленно сообщить об этом учителю.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

3.1. Учащиеся обязаны соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4м, при спусках с горы - не менее 30м.
3.2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.
3.3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.
3.4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о первых же признаках обморожения.
3.5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


4.1. При поломке или порчи лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к месту расположения школы.
4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.3. При получении травмы немедленно сообщить об этом учителю, который должен оказать первую помощь, при необходимости отправить его к врачу школы в сопровождении взрослого или в ближайшее лечебное учреждение.


5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

5.1. Проверить по списку наличие всех обучающихся.
5.2.Учащиеся обязаны убрать в отведенное для хранения место весь инвентарь.
5.3. Тщательно вымыть руки с мылом

Температурный режим:
При занятиях на улице руководствуются нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 /Приложение 7

Предварительный просмотр:

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ.

1. Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии.

2. Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам.

3. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки (в 1-3 кл. катание на лыжах без палок).

4. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме.

5. Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной. ОБЯЗАТЕЛЬНО иметь при себе варежки.

6. При возникновении каких-либо проблем у вас или вашего товарища обязательно сообщить учителю.

7. Идём на место проведения занятий по лыжам и обратно в школу организованно парами, не толкаемся (лыжи несём вертикально), слушаем команды учителя и дорогу переходим строго вместе с учителем.

8. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал 3-4 м, при спусках - не менее 30 м.

9. Если впереди идущий товарищ передвигается на лыжах медленнее вас, то можно вежливо попросить уступить лыжню.

10. При спусках не выставляйте вперед лыжные палки.

11. Если возникает необходимость, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади).

12. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

13. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.

14. При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сообщить учителю. Растирание нужно делать сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

15. Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

16. Перед входом в помещение счистить снег с лыж.

17. Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.

18. Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой следующие: температура не ниже -13ºС, тихий ветер. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, занятия на лыжах отменяются.


На за нятиях лыжной подготовкой

https://pandia.ru/text/79/074/images/image002_78.gif" align="right" width="137" height="175">Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме. Надевать обувь лучше на два носка. Носки должны быть сухими.

Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть длинный свитер.

Запрещается заниматься без головного убора . Следует надеть спортивную шапочку, прикрывающую уши, а на руки - варежки.

Выйдя на улицу, не спешите вставать на лыжи, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

В течение всего года регулярно выполняйте упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма.

Следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять упражнения.

При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал 3-4 м, при спусках - не менее 30 м. При спусках не выставляйте вперед лыжные палки. Если возникает необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади). Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.

При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

О поломке и порче лыжного снаряжения, о необходимости сойти с дистанции надо обязательно предупредить учителя. Не уходите с занятий без разрешения учителя.

Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки , а после ее завершения надеть вновь.

Перед входом в помещение счистить снег с лыж.

Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.

Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой следующие: температура не ниже -14, тихий ветер.

Что еще почитать