План конспект по дисциплине "" на тему: Обучение передвижению на поле боя при действиях в пешем порядке. Передвижение на поле боя Перемещение в «тройке»

ПЛАН

проведения занятия по тактической подготовке.

Тема: Действия солдата в бою.

Занятие: Способы передвижения солдата в бою.

Цель:

Научить учащихся правильному и безопасному передвижению на поле боя

Воспитывать стремление преодолевать трудности.

Время: 2 часа.

Место: тактическое поле.

Метод: показ, тренировка.

Материальное обеспечение: учебные автоматы, МСЛ, противогазы на каждого, средства имитации, сигнальные и иммитационые флажки.

Организация и ход занятия.

На территории учебного городка производится построение учащихся и проверяется готовность их к занятию, объявляется тема и цели занятия. Командиром взвода учащимся ставится боевая задача на выдвижение к месту отработки учебных вопросов. В ходе передвижения на тактическое поле отрабатываются вопросы по действиям учащихся по вводным при применении противником ОМП.

На тактическом поле размечается участок, на котором отрабатываются способы передвижения в боевых условиях. Вначале производится показ одного из способов передвижения на поле боя и производится его тренировка. В конце производится тренировка в передвижении на поле боя в целом различными способами.

Организационно-методические указания.

(выписка из БУСВ часть 3)

Передвижение солдат в бою при действиях в пешем порядке. Существуют следующие способы и приемы передвижения солдата в бою при действи ях в пешем порядке:

- ускоренным шагом, бегом в полный рост или пригнувшись;

Перебежками;

Переползанием.

При действии в пешем порядке участки местно сти, скрытые от наблюдения противника и не про стреливаемые огнем, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. Этим же способом солдат передви гается в ходе атаки. При этом оружие он держит в положении для немедленного открытия огня, навс кидку, или прижатым к боку прикладом.

Для скрытого сближения с противником на от крытой местности применяются перебежки. Перед началом передвижения оружие, ставится на предо хранитель. Перебежка производится по команде «Такому-то перебежать туда-то — ВПЕРЕД!».

Для перебежки из положения лежа по предвари тельной команде солдату необходимо сначала наме тить путь движения и укрытие, места остановок для передышки, а по исполнительной команде быстро подняться, как при выполнении команды «ВСТАТЬ!», и стремительно перебежать в намечен ное место, с разбегу лечь на землю и быстро отполз ти (перекатиться) в сторону. Длина перебежки мо жет быть от 20 до 40 шагов. Достигнув намеченного или указанного командиром рубежа, солдат зани мает место для наблюдения и, изготовившись к стрельбе, прикрывает огнем перебежки других сол дат. Положение оружия при перебежке — по выбо ру перебегающего.

На поле боя, если противник ведет сильный при цельный огонь, или, например, в разведке, когда необходимо приблизиться к противнику незамечен ным и внезапно напасть на него, передвигаются пе реползанием. В зависимости от рельефа местности и растительного покрова переползать можно по-пластунски на получетвереньках или на боку по коман де «Такому-то переползти туда-то — ВПЕРЕД!». По предварительной команде солдату необходимо сначала наметить путь движения и укрытие, места остановок или передышки, а по исполнительной ко манде переползать одним из указанных способов.

Для переползания по-пластунски надо лечь плотно на землю, правой рукой взять оружие за ре мень у верхней антабки и положить его на предпле чье правой руки. Поднять правую (левую) ногу и од новременно вытянуть левую (правую) руку как можно дальше, затем, отталкиваясь согнутой но гой, передвинуть тело вперед и поднять другую но гу, вытянуть другую руку и таким образом продол жать движение. При переползании голову высоко не поднимать.

Для переползания на получетвереньках солдат должен встать на колени и опереться на предплечья (на кисти рук), затем поднять согнутую правую (ле вую) ногу под грудь, одновременно левую (правую) руку вытянуть вперед, передвинуть тело вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги, одно временно подбивая под себя другую согнутую ногу, и, вытягивая вперед другую руку, продолжать дви жение. При этом оружие следует держать так же, как при переползании по-пластунски (при опоре на кисти рук — в правой руке).

Для переползания на боку надо лечь на левый бок, затем, вытянув вперед левую ногу, согнутую в колене, опереться на предплечье левой руки, пра вой ногой опереться каблуком в землю как можно ближе к себе; разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения левой ноги, по сле чего продолжать движение таким же способом. При переползании на боку оружие следует держать правой рукой, положив его на бедро левой ноги. Этот способ чаще всего применяется для переноски боеприпасов и грузов на поле боя.

При переползании солдат должен непрерывно наблюдать за полем боя и быть постоянным к открытию огня из оружия.

2. Основная часть.

а)передвижение ускоренным шагом и бегом.

Руководитель на местности указывает учащимся условное нахождение противника и объясняет порядок передвижения к рубежу перехода в атаку. Учащимся доводится, что участки местности, скрытые от наблюдения противника, и не простреливаемые огнем противника, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. В зависимости от глубины укрытия солдат может передвигаться в полный рост или пригнувшись. После показа порядка отработки данного учебного вопроса, руководителем подается команда, например: «Учащийся Петров на рубеж…такой-то ускоренным шагом(бегом) марш». Отработка учебного вопроса производится поточным методом. В ходе данного занятия руководитель следит за ходом тренировки, правильностью действий учащихся, обращая внимание на положение оружия.

б) передвижение перебежками.

После объяснения и показа порядка отработки учебного вопроса, руководитель подает команду учащимся, например: «Учащийся..Петров на рубеж такой-то перебежками, вперед». Данный уч.вопрос отрабатывается поточным методом. Руководитель следит за правильность действий учащихся, при необходимости указывает на ошибки и дает рекомендации на их устранение. Особое внимание обращается на длину перебежек, необходимость перекатывания в конце каждой перебежки и положение оружия.

в) передвижение переползанием.

Руководитель объясняет различные способы передвижения переползанием и показывает, как правильно их выполнять на намеченном заранее участки с использованием защитных свойств местности. Затем руководитель ставит задачу учащимся на начало тренировки. Тренировка осуществляется поточным методом. В ходе отработки учебного вопроса особое внимание обращается на технику выполнения передвижения, использование защитных свойств местности, положение оружия в ходе передвижения.

г) передвижение солдата в бою различными способами.

Руководитель на заранее намеченном участке ставит учащимся задачу на передвижение к рубежу перехода в атаку, используя различные способы передвижения на определенных участках. В ходе данного уч.вопроса отрабатываются все способы передвижения, умение правильно использовать защитные свойства местности для маскировки передвижения, отрабатываются временные нормативы по данному учебному вопросу в целом.

3.Заключительная часть.

Разбор действий учащихся руководителем (указать недостатки, выявленные при отработке учебных вопросов и способы их устранения), сообщаются оценки учащимся, полученные ими в ходе занятия.

Постановка задачи на выдвижение в уч.лагерь

Передвижение к месторасположению лагеря.

Проверка материального обеспечения и обслуживание его.

Руководитель занятия ________________________


Способы передвижения солдата на поле боя

Умение сноровисто и быстро передвигаться на поле боя в рост, пригнувшись, перебежками, переползанием по-пластунски, на получетвереньках и на боку имеет большое значение для обеспечения скрытности и внезапности действий в наступлении.

Первоначально о способах передвижения на поле боя солдаты узнают на занятиях по строевой подготовке, которые проводятся, как правило, на ровной местности или на строевом плацу. Главное внимание на этих занятиях уделяется технике выполнения приемов. Солдат учат передвигаться тем или иным способом без оружия, а затем с оружием.

Методика проведения занятий по изучению способов передвижения на поле боя заключается в том, что командир отделения последовательно показывает и разъясняет каждый из этих способов и поочередно отрабатывает их с обучаемыми. Вначале рекомендуется изучить способ передвижения пригнувшись, затем перебежками и, наконец, переползанием на получетвереньках, по-пластунски и на боку. После показа и рассказа следует разъяснить, по какой команде выполняется передвижение тем или иным способом.

Добиваясь правильного выполнения приемов, не следует ограничиваться одним лишь образцовым показом приема и указаниями на ошибки, допущенные солдатами при его выполнении. Необходимо доходчиво объяснить, а если потребуется, то и показать, к чему может привести ошибка в выполнении приема в боевой обстановке. Это будет способствовать развитию у солдат сознательного отношения к изучению приема, старательности и стремления добиться четкости в действиях. Сержант не должен допускать ни малейших послаблений или отклонений от уставных требований. Нельзя забывать, что легче сразу научить правильным действиям, чем переучивать.

Занятие по изучению способа передвижения перебежками можно провести так.

Выйдя с отделением на место, указанное командиром взвода, сержант строит отделение в одну шеренгу, объявляет тему и цель занятия. Приказав обучаемым положить оружие, рассказывает о назначении перебежек и о том, в каких условиях они применяются. В частности, он разъясняет, что перебежка - один из способов передвижения на открытой местности под ружейно-пулеметным огнем противника. На ровной и открытой местности при сильном ружейно-пулеметном огне противника перебежки должны быть короткими и особенно стремительными. Перебежка дает возможность быстро подойти к вражеской позиции с наименьшими потерями.

Из краткого пояснения сержанта каждый обучаемый должен понять необходимость научиться правильно делать перебежки и осознать, что труд, затраченный на овладение техникой перебежек, окупится сторицею в бою.

После рассказа командир отделения показывает, как правильно делать перебежки.

Возможен и другой метод: командир вначале показывает, как выполняется перебежка, а потом разъясняет прием. Для показа действий сержант становится перед фронтом отделения и выполняет команду «Ложись» без оружия. Затем по команде (примерно) «Сержанту Иванову, перебежать к двойному бугру - вперед» (команду подает либо сам командир отделения, либо его заместитель) опирается ладонями рук о землю, резко отрывает туловище от земли, ставит правую (левую) ногу между рук и с левой (правой) ноги начинает стремительный бег. Пробежав 20–40 шагов, он быстро ложится («падает камнем»), отползает вправо или влево на 3–5 м, а через 3–5 секунд снова вскакивает и перебегает.

Возвратившись к обучаемым, сержант рассказывает о том, по какой команде солдат начинает перебежку, какой должна быть длина перебежки, как быстро и без ушибов падать с бега и отползать в сторону. Он может рекомендовать солдатам такой способ: останавливаясь, упереться в землю каблуком выставленной ноги (например, правой) и упасть на бок, противоположный этой ноге (в нашем примере- левый). Отползти в сторону можно по-разному. В практике обучения известны два способа: перекатывание через спину и отползание с одновременной опорой на локти и носки. Последний способ более приемлем, так как не требует много сил и не демаскирует солдата.

После рассказа рекомендуется еще раз показать отдельно приемы вскакивания, перебежки, падения и отползания в сторону, а затем приступить к тренировке. Для этого командир отделения сначала вызывает из строя одного- двух солдат и приказывает повторить прием. Если обучаемый действует правильно, командир отделения размыкает отделение на 6–8 м (8-12 шагов) и командует: «Ложись». Заметив неточное выполнение приема «ложись», он приказывает солдатам встать, обращает их внимание на допущенные ошибки и повторяет команду. Добившись быстроты и четкости выполнения приема «ложись», поочередно подает команду всем обучаемым на выполнение одной - двух перебежек. Остальные солдаты, оставаясь на месте, внимательно следят за действиями товарищей в готовности доложить свои замечания.

Когда все обучаемые сделают по одной - две перебежки, командир отделения выстраивает их и указывает на допущенные ошибки. Наиболее типичные ошибки, допускаемые солдатами в начале обучения: недостаточно быстрое вскакивание, большая длина перебежки, медленность бега. Если одну и ту же ошибку допускает большинство солдат, сержант еще раз показывает выполнение приема сам. После этого полезно потренировать солдат в правильном выполнении приемов по разделениям, затем повторить перебежки в целом. На этом занятии целесообразно разъяснить обучаемым, что при ведении боя в составе подразделения для перебежки назначается рубеж, достигнув которого солдат, не ожидая команды, должен примениться к местности, окопаться и изготовиться к стрельбе.

Приступая к обучению солдат перебежкам с оружием, командир отделения, так же как и на предыдущем занятии, вначале показывает положение оружия при исполнении команды «Ложись», при вскакивании, перебежке, падении и отползании в сторону. Поскольку к данному занятию солдаты уже будут уметь выполнять с оружием приемы «ложись» и «встать», командир отделения может ограничиться только проверкой выполнения этих приемов, обращая внимание на то, чтобы солдаты безотрывно смотрели вперед, ведя наблюдение за предполагаемым местом расположения противника.

Показывая перебежку с оружием, командир отделения разъясняет, что солдат начинает перебежку по той же команде, что и без оружия. При этом по предварительной команде (например) «Рядовому Петрову, перебежать к кочке» солдат должен установить постоянный прицел (если перед этим велась стрельба), поставить оружие на предохранитель, затем наметить путь движения и укрытые пункты остановок для передышки; по исполнительной команде «Вперед» быстро вскочить и стремительно перебежать в указанном направлении.

Пояснив и показав изучаемое действие, командир отделения приступает к тренировке обучаемых. При этом он упоминает, что, поскольку данное занятие проводится на открытой местности (на ровной местности, на плацу), выбор пути движения и укрытых пунктов остановки для передышки будет повторен и более подробно отработан на последующих тактико-строевых занятиях.

Тренировка проводится примерно в таком же порядке, как и при обучении перебежкам без оружия. Командир отделения добивается четких и быстрых действий, обращая внимание на положение оружия. Обнаружив те или иные ошибки, он останавливает солдат и приказывает повторить прием.

Не исключено, что, слушая объяснения командира отделения, обучаемые могут поинтересоваться, почему не рекомендуется делать перебежку более 20–40 шагов или почему на укрытых пунктах остановок для передышки необходимо отползать в сторону. Обстоятельный ответ командира на этот вопрос должен убедить солдат в необходимости выполнять приемы перебежки так, как того требует устав. Объяснения командира отделения должны свестись к следующему.

Чтобы поймать цель на мушку и сделать прицельный выстрел, требуется около 5–6 секунд. 20–40 шагов можно пробежать за 4–5 секунд. В это время за солдатом может наблюдать и целиться в него стрелок противника. В тот момент, когда стрелок противника начинает нажимать на спусковой крючок, чтобы произвести выстрел, перебегающий падает ка землю, быстро отползает в сторону от того места, где лег, и уже в другом месте вскакивает для перебежки, так что вражеский стрелок вынужден снова начать прицеливание.

Объяснив это, командир отделения делает вывод, что быстрота вскакивания, стремительность бега, приземления и отползания в сторону необходимы для быстрейшего сближения с противником и для предохранения себя от пуль врага.

Примерно в таком же порядке отрабатываются и другие способы передвижения на поле боя.

На тактико-строевом занятии по обучению солдат действиям в наступлении основное внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы научить солдат правильно выбирать способ передвижения в зависимости от условий местности и огня противника, т. е. подготовить их к самостоятельным действиям на поле боя. Поэтому занятие проводится на учебном поле, имеющем такие местные предметы, как небольшие кустарники, пни, бугры, ямы, и позволяющем провести занятие поучительно, отработать все приемы без условностей.

Подготовка к занятию по обучению солдат способам передвижения на поле боя проводится в таком же порядке, как и подготовка к занятию по обучению действиям в атаке. Сержант на основе указаний командира взвода изучает статьи Строевого и Боевого уставов, касающиеся техники выполнения способов передвижения и применения их в различной обстановке; намечает последовательность отработки учебных вопросов, порядок обозначения противника; составляет план-конспект проведения занятия и проводит с солдатами беседу.

В беседе сержант должен разъяснить солдатам, как важно уметь правильно использовать местные предметы и умело выбирать наиболее подходящий способ передвижения. Беседу можно начать рассказом, например, о таком боевом эпизоде.

В июле 1943 г. на одном из участков Центрального фронта наши части, прорвав вражеские оборонительные позиции, успешно продвигались вперед. Противник, оказывая упорное сопротивление, предпринимал частые контратаки.

Подразделение под командованием капитана Сизова овладело одной важной в тактическом отношении высотой и закрепилось на ней. Соседи справа и слева несколько отстали, и фланги подразделения оказались открытыми.

Все попытки противника вернуть утраченные позиции разбивались о мужество и стойкость воинов подразделения капитана Сизова. Однако обстановка осложнялась. Боеприпасы были на исходе. Нужно было срочно доложить старшему начальнику о создавшемся положении. Капитан Сизов решил послать с боевым донесением ефрейтора Григорьева.

Под огнем противника Григорьеву предстояло преодолеть около 800 м по местности, изрытой снарядами, минами и авиационными бомбами. Первые 200 м надо было двигаться по открытой местности, затем начинался редкий кустарник, спускавшийся в лощину, за которой на высоте находился командный пункт старшего начальника.

Приступая к выполнению боевой задачи, ефрейтор внимательно осмотрел местность и наметил укрытые пункты остановок для передышки. Затем, воспользовавшись временным ослаблением огня противника, он скрытно выбрался из траншеи и по-пластунски добрался до первой воронки от снаряда. Здесь он осмотрелся и, убедившись, что не замечен противником, пополз дальше. Но в этот момент сзади и правее взметнулись фонтанчики пыли. Над головой Григорьева просвистели пули. Противник заметил советского воина и открыл по нему огонь из пулеметов. Нужно было поскорее выходить из-под обстрела.

Ефрейтор Григорьев быстро вскочил на ноги, стремительно перебежал несколько метров вперед и упал «камнем» в находившуюся неподалеку воронку от авиационной бомбы. Над его головой со свистом пролетали пули. Воронка оказалась большой, и Григорьев отполз от места своего падения к другому ее краю. Отдохнув и немного переждав, он быстро вскочил и перебежал к следующему укрытию. Таким образом Григорьев достиг кустарника; несколько метров он прошел пригнувшись и, укрываясь от глаз вражеских наблюдателей, ускорил шаг. Умело используя местность и местные предметы, он достиг указанного ему пункта и доставил старшему начальнику донесение о создавшейся обстановке. Благодаря этому старший начальник смог своевременно принять необходимые меры, а подразделение капитана Сизова удержало высоту, после чего совместно с другими подразделениями возобновило наступление и уничтожило противостоящего противника.

Основываясь на рассказанном примере, нужно разъяснить обучаемым, что в бою местность и имеющиеся на ней местные предметы приобретают большое значение. Они предоставляют укрытия от огня противника, влияют на условия маскировки, ведения огня и скрытность действий не только отдельных воинов, но и целых подразделений, частей и соединений.

Правильно использовать местность в бою - значит примениться к местности и оборудовать ее так, чтобы она способствовала выполнению поставленной перед воином, подразделением или частью боевой задачи и в то же время затрудняла или воспрещала действия противника. Одна и та же местность дает больше преимуществ тому, кто лучше ее изучит и более умело использует.

Исключительно важное значение приобретает правильное использование местных предметов в наступательном бою, когда приходится действовать под артиллерийско-минометным и ружейно-пулеметным огнем противника. Прежде всего воин должен понять, что каждый местный предмет при правильном применении к нему поможет сохранить жизнь воину и нанести поражение противнику.

Представим себе, что воин наступает в составе своего подразделения. Впереди на высоте находится противник и ведет ружейно-пулеметный огонь, а из-за высоты стреляют вражеские минометы и орудия. В направлении наступления подразделения, перед обороняемой противником высотой, имеются кусты, пни, кочки, бугры, ямы и воронки.

Как же лучше использовать эти местные предметы, чтобы быстрее и с меньшими потерями добраться до вражеских позиций? Если до противника еще далеко и его ружейно-пулеметный огонь не достигает наступающего подразделения, солдаты и сержанты могут двигаться в рост, тщательно маскируясь за кустами.

Но вот наступающие приблизились к противнику и попали в зону его ружейно-пулеметного огня. Здесь каждое открытое и неосторожное движение опасно для жизни воинов. Нужны исключительная сноровка, расторопность и умение правильно использовать впереди лежащие местные предметы в зависимости от силы и направления огня противника.

Если противник открыл огонь, то воин быстро падает у воронки, за бугром, кочкой или другим укрытием. Если укрытие широкое - отползает от места своего падения в сторону (от одного края укрытия к другому) и, наметив следующую остановку для передышки у другого укрытия, быстро перебегает к нему. Если укрытие небольшое - приземляется в стороне от него, а затем подползает и укрывается за ним.

Необходимость действовать так, как описано, объясняется следующим. Солдаты противника внимательно наблюдают за передвижением воинов наступающего подразделения. Они выбирают в качестве цели одного из наступающих воинов и направляют оружие в место его падения. Прицелившись, вражеский стрелок выжидает и, как только воин возобновит движение с того же места, метким выстрелом поражает его. А если наступающий воин вскочит с другого места, вражескому стрелку приходится наводить оружие уже в другом, новом направлении. На это потребуется время, в течение которого воин опять успеет сделать перебежку и лечь в другом месте. В этом поединке победителем выходит только тот наступающий воин, который умело применяется к местности.

Однако, используя местные предметы, нужно помнить, что некоторые из них могут резко выделяться на фоне других и служить ориентирами для противника. Приближаться к этим местным предметам, а тем более использовать их в качестве укрытия не рекомендуется, так как противник тщательно наблюдает за ними и заранее пристреливает по ним свое оружие.

Беседу целесообразно закончить указанием о том, кому из солдат и что необходимо взять на занятие.

Тактико-строевое занятие по данной теме не должно превращаться в одну лишь тренировку солдат в технике передвижения различными способами. Важно, чтобы на этом занятии солдаты научились самостоятельно решать тактические задачи. Нецелесообразно начинать занятие с объяснения, в каких условиях и на какой местности применяется тот или иной способ передвижения. Не рекомендуется также сразу ставить обучаемым задачу на передвижение, например, в таком виде: «Местность впереди закрытая, и до противника далеко, поэтому двигаться будем в рост до такого-то предмета». При таком методе обучаемые не принимают активного участия в занятии, им ничего не остается делать, как только выполнять команду сержанта.

Целесообразнее начинать занятие с краткого инструктажа одного из солдат, назначенного для обозначения действий противника (если инструктаж этого солдата не был проведен накануне) Этому солдату нужно предоставить возможность самостоятельно открыть огонь, если он заметит неправильное использование местности обучаемыми. Затем построить отделение фронтом в сторону, противоположную направлению наступления, объявить тему и цель занятия и спросить нескольких обучаемых, какие они знают способы передвижения и в какой обстановке каждый из них применяется. За это время солдат, назначенный для обозначения противника, достигнет указанного ему места. После этого, повернув отделение кругом, объявить создавшуюся тактическую обстановку.

Для данного занятия, учитывая, что различные способы передвижения применяются при ведении боя в глубине обороны, обстановку можно создать следующую: «Отделение в ходе наступления вышло на северную опушку рощи и имеет задачу уничтожить ручной пулемет противника, расположенный на южных скатах высоты «Безымянная» (рис. 6).

После этого приказать обучаемым осмотреть впереди лежащую местность и каждому самостоятельно наметить способы передвижения к высоте. Из приведенной схемы района проведения занятия видно, что местность на фронте наступления отделения на протяжении 70–80 м открытая, затем начинаются небольшие кусты; за кустами в 200 м от обучаемых проходит насыпь высотой 2 м, а за ней лощина и бугры с воронками, далее, на высоте, расположен «противник». Таким образом, до «противника» всего около 700 м; он может наблюдать за действиями наступающих и обстреливать их пулеметным огнем.

Через 2–3 минуты следует потребовать от солдат доклада о том, кто какой способ передвижения избрал. Вполне понятно, что ответы могут быть самые различные. Одни солдаты наметят двигаться вначале по-пластунски, затем пригнувшись, а по мере приближения к насыпи - в рост. Другие решат начать движение перебежками.

Выслушав решения, сержант должен разъяснить достоинства и недостатки каждого из них. В заключение указать, что в данном случае до кустов целесообразно передвигаться перебежками, затем по-пластунски и на получетвереньках, при подходе к насыпи - пригнувшись и в рост, насыпь преодолеть броском, а дальше двигаться опять перебежками. После этого можно начать практическую отработку указанных способов передвижения.

При таком методе обучения у солдат с первых же дней развивается тактическое мышление, им прививается самостоятельность в действиях и сознательное отношение к тому, что они выполняют. Обдумывая, как решать задачу, солдаты вынуждены проявлять инициативу и находчивость - качества, которые надо непрерывно совершенствовать.

Рис. 6. Район занятия по обучению способам передвижения

Приступая к отработке способов передвижения перебежками и переползанием по-пластунски, сержант требует, чтобы каждый солдат наметил себе путь движения, места остановок для передышки, а на огневом рубеже - позиции для ведения огня. После того как обучаемые осмотрят местность, опрашивает каждого из них. Если ответы будут обоснованными, подает команду на передвижение.

При отработке перебежек обучаемые вначале делают поочередно по две - три перебежки. Командир отделения наблюдает за действиями солдат. Обнаружив ошибки, он останавливает обучаемых, указывает на недочеты, если надо, показывает, как правильно действовать, и приказывает повторить перебежку.

В рассматриваемом примере при обучении передвижению перебежками после преодоления насыпи сержант, вызвав сигналом обозначение ружейно-пулеметного огня противника, приказывает отделению выдвинуться на определенный рубеж. Солдаты намечают себе путь движения, укрытые пункты остановок для передышки, позиции для стрельбы по достижении указанного рубежа и поочередно делают стремительные перебежки. Командир отделения, подав команду на перебежку, обязан проверить, поставлено ли оружие на предохранитель и как солдаты обращаются с оружием. Нельзя упускать из виду также выработку у солдат навыков в постоянном наблюдении за полем боя.

В конце занятия командир отделения производит разбор, отмечая положительные моменты и недостатки в действиях солдат.

Из книги Военное дело чукчей (середина XVII-начало XX в.) автора Нефедкин Александр Константинович

ВООРУЖЕНИЕ, СНАРЯЖЕНИЕ, CPЕДCTВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ Чукчи не имели ремесленников, производивших военное снаряжение. В конце XIX в. «кузнецы» оседлых чукчей и эскимосов умели изготовлять лишь простые изделия из полос железа методом холодной ковки (Богораз 1991: 76; Тан-Богораз 1934: 11).

Из книги BEPTOЛЕТ 2001 01 автора Автор неизвестен

Не роскошь – средство передвижения Русский Север без авиации немыслим. Здесь самолет и вертолет действительно не роскошь, а средство и передвижения, и спасения, и выживания. Ведь на территории в почти 600 тыс. кв. км практически нет дорог с твердым покрытием и больших

Из книги Забытые битвы империи автора Музафаров Александр Азизович

ПУТЬ СОЛДАТА Вернемся к образу генерала Стесселя. В романе он выглядит трусливым, лицемерным, недалеким и к тому же во всем слушается свою супругу, которая порой гораздо лучше его ориентируется в обстановке. Да и других желающих манипулировать слабовольным генералом

Из книги Крах конного блицкрига. Кавалерия в Первой мировой войне автора Оськин Максим Викторович

Глава 3 ЛОШАДЬ - РОСКОШЬ ИЛИ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ? Как говорит известная воинская мудрость, лошадь есть первейшее оружие одного из родов войск в триаде военной машины начала двадцатого века - кавалерии: «Главное оружие конницы - ее конский состав». Следовательно,

Из книги Как выжить и победить в Афгане [Боевой опыт Спецназа ГРУ] автора Баленко Сергей Викторович

Патриотизм – идеология солдата Приходится читать и слышать суждения об афганской войне 1979-1989 годов (указываю годы, потому что в этой несчастной стране войны не кончаются) как о войне «ошибочной», «непродуманной», «странной», «ненужной» и т. д. Исходя из этих предпосылок,

Из книги Обучение действиям в наступательном бою автора Гавриков Федор Кузьмич

Действия солдата в атаке ночью Обучение солдат действиям в атаке ночью организуется и проводится примерно в таком же порядке и такой же последовательности, как и в дневных условиях, но с учетом особенностей ночных действий. В частности, учитывается трудность

Из книги На изломе автора Мигулин Андрей

Обучение солдат способам передвижения ночью В беседе, проводимой с солдатами накануне дня занятия, сообщить, что способы передвижения воинов ночью зависят от рельефа местности и удаления противника. Затем разъяснить, как выполняются приемы бесшумной ходьбы при

Из книги Суворов автора Богданов Андрей Петрович

Смерть Железного солдата У каждого человека есть Дом. Но не тот, в котором он живёт на данный момент, а который из детства. Тот милый, родной дом, в котором проходит всё: детство, отрочество, юность. Где делаются первые шаги, познаётся мир. Где знакомо всё до мельчайших

Из книги От Пекина до Берлина. 1927–1945 автора Чуйков Василий Иванович

ВОСПИТАНИЕ СОЛДАТА «Помилуй Бог, мы русские! Благодарю, спасибо! Разобьем врага! И победа над ним, и победа над коварством будет! Победа! С Богом!» Непринятие на вооружение винтовок, эксперименты с которыми проводились с XVI в. по всей Европе (включая Турцию), не было связано

Из книги Солдатский долг [Воспоминания генерала вермахта о войне на западе и востоке Европы. 1939–1945] автора фон Хольтиц Дитрих

Из книги Учебник выживания войсковых разведчиков [Боевой опыт] автора Ардашев Алексей Николаевич

Счастье солдата 1 час 25 минут 2 мая. Хотя не везде, но бой идет, слышны автоматные очереди и взрывы гранат. Пытаюсь заснуть, накрываюсь с головой буркой. Но опять телефонный звонок – и трубка в руках.Докладывают из штаба 28?го корпуса. В 0 часов 40 минут радиостанции 79?й

Из книги Как СМЕРШ спас Москву. Герои тайной войны автора

Место солдата в государстве Параллельно с эволюцией государства происходила и трансформация немецкого воина из средневекового вольного ландскнехта в современного солдата, осознающего свою ответственность перед родиной. Если посмотрим историю как немецкого, так и

Из книги «Снег», укротивший «Тайфун» автора Терещенко Анатолий Степанович

2.2. Способы передвижения разведчиков Несмотря на то что высокая техника имеет самое широкое применение на полях сражений, конечный успех боя решает человек-боец… за техникой всегда находится живой человек, без которого техника мертва. М. В. Фрунзе Бойцы, натренированные

Из книги автора

Основные приемы и способы передвижения в горах Передвижение в горах пешим порядком в основном состоит из восхождений и спусков, что требует больших физических усилий и затрат времени. Личный состав в горах быстрее устает, резко снижается скорость движения. Рассчитывая

Из книги автора

Исповедь солдата О событиях битвы под Москвой, как правило, читатели осведомлены из мемуаров, написанных полководцами. Так уж заведено, подобные мемуары нередко повествовали о жизни, которую мемуарист хотел бы прожить. Как отмечал польский поэт и автор коротких

Тактическая подготовка

ТЕМА 1: Движение солдата в бою. Передвижение на поле боя.

Передвижение солдата в бою

В современном бою солдату надо уметь быстро и скрытно передвигаться на любой местности под огнем противника и в то же время непрерывно вести наблюдение за противником и уничтожать его огнем из своего оружия. В бою солдат может передвигаться на БМП (БТР), десантом на танке и в пешем порядке.

Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке

При действиях в пешем порядке в зависимости от хаРактеРа местности и воздействия огня противника солдат может передвигаться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками или переползанием. Эти способы передвижения проверены в боях.

Ускоренным шагом или бегом преодолеваются участки местности, скрытые от наблюдения противника и не простреливаемые его огнем. Этими же способами осуществляется движение в атаку. При этом оружие может быть в положении для немедленного открытия огня навскидку (рис. 17) или с прикладом, прижатым к боку.

Перебежки применяются для скрытного сближения с противником и других действий на открытой местности. Для перебежки из положения лежа необходимо сначала наметить путь движения и укрытое место остановки для передышки и поставить оружие на предохранитель. Затем быстро подняться, как при выполнении команды "Встать", и стремительно перебежать в намеченное место, с разбегу лечь на землю и быстро отползти в сторону. Это делается для того, чтобы скрыть от противника место остановки, иначе он, заранее прицелившись, может поразить солдата, когда тот будет подниматься для следующей перебежки. Длина перебежки между остановками для передышки зависит от местности и огня противника и может быть от 20 до 40 шагов. За это время противник не успевает произвести прицельный выстрел. Достигнув намеченного или указанного командиром рубежа, необходимо занять место и изготовиться к стрельбе для прикрытия огнем перебежек других солдат.

Переползанием передвигаются, если противник ведет прицельный огонь или когда необходимо приблизиться к противнику незамеченным и внезапно напасть на него. В зависимости от рельефа местности и растительного покрова переползать можно по-пластунски, на получетвереньках или на боку (рис. 18). Как и перед перебежкой, сначала необходимо наметить путь передвижения и укрытые места для пе редышки.


Рис. 17. Ведение огня на ходу навскидку

Для переползания по-пластунски лечь плотно на землю, правой рукой взять автомат за ремень у верхней антабки и положить его на предплечье правой руки. Подтянуть правую (левую) ногу и одновременно вытянуть левую (правую) руку как можно дальше. Затем, отталкиваясь согнутой ногой, передвинуть тело вперед и подтянуть другую ногу, вытянуть другую руку и продолжать движение в том же порядке. При переползании голову высоко не поднимать.



Рис. 18. Переползание. а - по-пластунски; б - на получетвереньках; в - на боку

Для переползания на получетвереньках встать на колени и опереться на предплечья или на кисти рук. Затем подтянуть согнутую правую (левую) ногу под грудь, одновременно левую (правую) руку вытянуть вперед, передвинуть тело вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги, одновременно подтягивая под себя другую, согнутую ногу, и, вытягивая вперед другую руку, продолжать движение в том же порядке. При этом автомат следует держать так же, как при переползании по-пластунски (при опоре на кисти рук - в правой руке).

Для переползания на боку лечь на левый бок и, подтянув вперед левую ногу, согнутую в колене, опереться на предплечье левой руки, правой ногой упереться каблуком в землю как можно ближе к себе. Затем, разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения левой ноги, после чего продолжать движение в том же порядке. При переползании на боку оружие держать правой рукой, положив его на бедро левой ноги. Этот способ чаще всего применяется для переноски боеприпасов и грузов на поле боя.

Вероятность поражения личного состава ударной волной зависит не только от удаления от места ядерного взрыва, но и от того, где и в каком положении находится солдат в момент взрыва, а также от умения принимать меры защиты по вспышке ядерного взрыва.


Рис. 19. Действия на открытой местности по вспышке ядерного взрыва

Заметив вспышку ядерного взрыва, при нахождении в БМП необходимо закрыть люки, бойницы, жалюзи и включить систему защиты от оружия массового поражения. При нахождении в открытом бронетранспортере следует пригнуться. При расположении на местности необходимо быстро занять имеющееся поблизости укрытие или лечь на землю ногами в сторону взрыва, лицом вниз, спрятав кисти рук под себя, и закрыть глаза (рис. 19).

При выборе укрытия следует помнить, что скорость распространения ударной волны и плотность ее вдоль лощин, оврагов, опушек леса, траншей значительно увеличивается.

После прохождения ударной волны немедленно подняться и продолжать выполнение боевой задачи.

Для успешных действий на поле боя каждый военнослужащий должен уметь быстро и правильно выполнять приемы "ложись" ("к бою"), "встать". Кроме того, он должен знать и умело применять способы передвижения на поле боя, которые зависят от характера местности, условий обстановки и воздействия огня противника.

Передвижение на поле боя может производиться ускоренным шагом, бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием.

Движение в атаку, а также преодоление участков местности, скрытых от наблюдения и огня противника, осуществляются ускоренным шагом или бегом.

Перебежки применяются для быстрого сближения с противником на открытой местности. Длина перебежки между остановками зависит от местности и огня противника. Чем больше открыта местность и сильнее огонь, тем быстрее и короче должна быть перебежка.

Переползание применяется для незаметного приближения к противнику и скрытного преодоления участков местности, имеющих незначительные укрытия, неровности рельефа и находящиеся под наблюдением или обстрелом противника. В зависимости от полученной задачи и условий ее выполнения переползание производится по-пластунски, на полу четвереньках и на боку.

Занятия по изучению приемов "ложись" ("к бою"), "встать" и способов передвижения личного состава в бою целесообразно проводить на участке местности, где имеется мягкий грунт, а тренировку - на пересеченной местности (тактическом поле). Совершенствование навыков в выполнении приемов "ложись" ("к бою"), "встать", передвижении на поле боя проводится в ходе занятий по другим предметам обучения, особенно по тактической и огневой подготовке. Занятия проводятся в составе отделения.

Личный состав должен иметь штатное оружие и быть в полевой форме одежды. Организация занятий такая же, как и при разучивании других строевых приемов и действий.

Прибыв на место занятия, командир отделения коротко поясняет практическое значение изучаемых приемов, а затем приступает к их отработке.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИЕМОВ "ЛОЖИСЬ" ("К БОЮ"), "ВСТАТЬ".

Эти приемы рекомендуется разучивать по разделениям на три счета. По счету "делай-РАЗ" необходимо взять автомат или пулемет в правую руку (рис. а), сохраняя строевую стойку. По счету "делай-ДВА" сделать шаг правой ногой вперед и несколько вправо, одновременно наплодить корпус вперед, опуститься на левое колено и поставить левую руку на землю впереди себя пальцами вправо (рис. б).



Рис. Выполнение приема «ложись» (к бою)

а, б, в, г – последовательность выполнения.

По счету "делай - ТРИ", опираясь последовательно на бедро левой ноги и предплечье левой "руки, лечь на левый бок и быстро повернуться на живот, одновременно слегка раскинуть ноги в стороны носками наружу, голову пригнуть.

Если прием выполняется по команде "Ложись", необходимо положить оружие вдоль тела дульной частью на левую согнутую руку (рис. 20, в), придерживая его правой рукой за цевье и ствольную накладку (ручной гранатомет - за ствол). Если этот же прием выполняется по команде "К бою", то надо, кроме того, изготовиться для ведения огня, не упирая оружие прикладом в плечо. Пулемет по команде "К бою" ставится на сошку.

Закончив показ приема "ложись" ("к бою"), целесообразно приступить к показу выполнения приема "встать". По разделениям этот прием на месте рекомендуется разучивать также на три счета.

По счету "делай-РАЗ" подтянуть обе руки на уровень груди, удерживая оружие "в правой руке, одновременно свести ноги вместе, смотреть перед собой (рис. а).

Рис. Выполнение приема «встать» из положения лежа.

а, б – последовательность выполнения

По счету "делай-ДВА", резко выпрямляя руки, оторвать грудь от земли и вынести правую (левую) ногу, согнутую в колене, вперед (рис. б).

По счету "делай-ТРИ" быстро подняться ^выпрямиться), приставить сзади стоящую ногу и, взяв автомат (ручной гранатомет) в положение "на ремень", а пулемет-"к ноге", принять строевую стойку.

Если пулемет находился на сошке, то сначала встать, как указано, а затем взять пулемет "к ноге".

ПЕРЕБЕЖКИ.

Командир отделения объявляет, что в зависимости от плотности огня противника и характера местности передвижение может производиться ускоренным шагом или бегом (в полный рост или пригнувшись), а также перебежками и переползанием. При передвижении ускоренным шагом скорость должна быть 130-150 шагов в минуту, а бегом-165- 180 шагов в минуту, размер шага 85-90 см.



Затем командир отделения переходит к показу движения ускоренным шагом и бегом. При этом он обращает внимание обучаемых на то, что при движении в полный рост и пригнувшись оружие следует держать в правой руке в готовности к ведению огня.

Закончив показ передвижения ускоренным шагом и бегом, командир отделения переходит к обучению солдат. Разомкнув отделение, командир подает команду "Отделение, ускоренным шагом - МАРШ". По этой команде личный состав, взяв оружие в правую руку, начинает движение, учитывая особенности местности. При необходимости командир отделения подает команды: "ШИРЕ ШАГ", "ЧАЩЕ ШАГ" и т.д.

Для движения бегом командир отделения подает команду "Отделение, бегом-МАРШ". При этом командир отделения обращает внимание на то, чтобы обучаемые по предварительной команде корпус слегка подавали вперед, руки держали полусогнутыми, локти отводили несколько назад. Оружие держится в правой слегка согнутой руке так, чтобы дульная часть была несколько подана вперед.

Предварительно командир отделения поясняет, что для движения перебежками подается команда, например, "Рядовому Петрову, перебежать к отдельному кусту - ВПЕРЕД", а в составе отделения - команда "Отделение, в направлении отдельного дерева, на рубеж дороги, перебежкой - ВПЕРЕД". Затем командир отделения показывает и объясняет, (как необходимо действовать при перебежках. (По предварительной команде "Такому-то перебежать туда-то" обучаемые должны наметить путь движения и укрытые места для передышки (яма, кочка и т.д.); по исполнительной команде "Вперед" быстро встать, как это делается по команде "Встать", не приставляя сзади стоящей ноги, вынести ее вперед, одновременно выпрямляя другую ногу, и стремительно перебежать. Длина одной перебежки должна быть 20-40 шагов.

Оружие при перебежке следует держать как удобнее: автомат, карабин и ручной пулемет - в одной (правой) руке, а ротный пулемет и гранатомет - двумя руками, при этом сошка у пулемета должна быть откинута.

При перебежке ноги следует выносить свободно, коленями вперед. Чем выше темп бега, тем выше следует поднимать колени и энергичнее двигать рукой, не занятой оружием. Перед остановкой необходимо замедлить движение и, выставляя левую ногу немного вперед и влево, ставя ее на каблук, быстро залечь и отползти в сторону на локтях рук и на носках ног для передышки.

В целях более целеустремленного обучения и тренировки в передвижении перебежками командир отделения выбирает наиболее подходящий для этого участок местности, еще раз показывает технику перебежек, а затем подает команду, например, "Отделение, в направлении широкого куста, на рубеж поляны, перебежкой, справа по одному, рядовой Ильин - ВПЕРЕД". По этой команде солдат быстро вскакивает и стремительно делает перебежку. Достигнув указанного рубежа, обучаемый с разбегу ложится, применяясь к местности, отползает в сторону, изготавливается к ведению огня и внимательно наблюдает за противником и местностью.

Если обучаемый в ходе перебежки допускает ошибки в действиях, командир отделения указывает ему на это, подает команду для повторной перебежки. Проверив действия всех обучаемых и убедившись, что солдаты овладели техникой перебежек, он приступает к тренировке одновременно со всем личным составом отделения, для чего выбирает участок местности глубиной 300 м. Это позволяет обучаемым в ходе тренировки сделать несколько перебежек. Отделение размыкается на 8-12 шагов, и по команде "Отделение-К БОЮ" обучаемые ложатся и изготавливаются к бою. Перебежки начинаются по команде командира.

КОМПЛЕКСНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ.

При тренировке в комплексном передвижении большое значение имеет выбор участка местности. При этом местность должна позволять выбрать способ передвижения в зависимости от огневого воздействия противника. Сначала рекомендуется проводить тренировку в передвижении выбранным способом одновременно всех обучаемых, а затем предоставить им право самим выбирать способ передвижения. Это позволит вырабатывать у обучаемых самостоятельность в оценке местности и выборе способа передвижения.

В конце занятия рекомендуется провести соревнование на правильное, быстрое и четкое выполнение изучаемых приемов. Это еще раз даст возможность командиру отделения определить, какие элементы приемов усвоены обучаемыми хорошо, а какие слабо и требуют дополнительной тренировки.

Расположив отделение в цепь, командир отделения подает соответствующие команды или ставит задачи, например, первый участок преодолеть ускоренным шагом, второй-бегом, третий - перебежками. Обучаемые, достигнув указанного рубежа, ложатся, учитывая особенности местности, и изготавливаются для стрельбы. Командир отделения внимательно наблюдает за действиями обучаемых. Заметив ошибки в действиях, он приказывает повторить прием или действие. При этом в исходное положение могут быть возвращены все отделение или только те солдаты, которые допустили ошибки.

Во время перебежек командир отделения наблюдает за тем, чтобы обучаемые перед началом движения оружие ставили на предохранитель, перебежки совершали стремительно, на месте остановки для передышки с разбегу ложились и отползали в сторону.

При тренировке по одному перебежки совершаются в следующем порядке. Обучаемый, сделав стремительную перебежку на расстояние 20-40 шагов, ложится для передышки и ведения огня, отползает в сторону (занимает укрытие) и изготавливается для ведения огня. Остальные обучаемые, оставаясь на исходном рубеже, внимательно наблюдают за местностью, намечают направление перебежки. Как только первый обучаемый залег, сразу же начинает перебежку второй обучаемый. Достигнув линии первого, он ложится и изготавливается для ведения огня. Первый обучаемый при остановке второго начинает следующую перебежку и т. д., пока они не достигнут рубежа, указанного в команде. Остальные обучаемые также последовательно выдвигаются на указанный рубеж, соблюдая установленный порядок.

При перебежке по два или группами по исполнительной команде "ВПЕРЕД" перебегают одновременно двое или группа обучаемых.

На рубеже, указанном в команде, обучаемые остаются до новой команды командира отделения, находясь в цепи в готовности к ведению огня. На следующий рубеж обучаемые могут выдвигаться также перебежками или одним из способов переползания. При этом переползание может осуществляться в той же последовательности, что и перебежки, только расстояние передвижения назначается меньшим, примерно в пределах 10-20 шагов. Способ передвижения зависит от характера местности. Допустим, на первый рубеж обучаемые совершают переползание на получетвереньках, па второй – по - пластунски, а на третий - на боку.

Так, меняя способы, командир отделения учит солдат передвижению на поле боя.

Убедившись, что солдаты усвоили технику передвижения на поле боя различными способами и получили достаточную тренировку, командир отделения может выбрать новый, незнакомый обучаемым участок местности, приказать каждому обучаемому преодолеть его, выбирая способ передвижения самостоятельно. По исполнительной команде обучаемые, используя складки местности, передвигаются в полный рост или пригнувшись, делают стремительные перебежки или применяют один из способов переползания. Командир отделения внимательно наблюдает за действиями обучаемых, указывает на недостатки и добивается их устранения, а в конце занятий делает подробный разбор.

Й учебный вопрос

КОКШЕТАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. Мырзахметова

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экземпляров ______

Экземпляр №______

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема № 5. Действия солдата в бою.

Занятие № 4. Способы передвижения на поле боя. Выбор укрытия, путей движения и способов передвижения. Использование местности и местных предметов для защиты от огня и наблюдения за противником. Выбор места для стрельбы.

Обсуждено на заседании кафедры Протокол №___ от «___» ________20 г.

Разрешаю использовать

в_____________ учебном году

Разрешаю использовать

в_____________ учебном году

начальник военной кафедры п-к А. Алпысбаев

Разрешаю использовать

в_____________ учебном году

начальник военной кафедры п-к А. Алпысбаев

по книге учета методических разработок №____

Г. Кокшетау

«Утверждаю»

Начальник военной кафедры КУАМ

полковник_____________ А. Алпысбаев

«____»____________________20___г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятий по дисциплине «Общая тактика» со студентами, обучающихся по (ВУС - 260100) «Организация военных сообщений и воинские перевозки железнодорожным, водным и воздушным транспортом».

Тема № 5. Действия солдата в бою.

Занятие № 4 . Способы передвижения на поле боя. Выбор укрытия, путей движения и способов передвижения. Использование местности и местных предметов для защиты от огня и наблюдения за противником. Выбор места для стрельбы.

Учебные и воспитательные цели:

Довести до студентов правило и порядок использования местности и местных предметов для защиты от огня и наблюдения за противником;

Изучить со студентами способы передвижения на поле боя. Выбор укрытия, путей движения, места для стрельбы и способы передвижения;

Привить обучаемым студентам патриотические, нравственные и командирские качества;

Воспитывать у будущих офицеров запаса чувство личной ответственности за поддержание постоянной боевой готовности.

Время: 2 часа;

Место проведения: учебный класс и учебное поле;

Метод проведения: практическое занятие;

Дата проведения: 2016 года;

Учебно-материальное обеспечение: учебное оружие,плакаты, учебная литература, интерактивная доска, методическая разработка.

Учебные вопросы:

1. Способы передвижения на поле боя. Выбор укрытия, путей движения и способов передвижения;

2. Использование местности и местных предметов для защиты от огня и наблюдения за противником. Выбор места для стрельбы.

Литература:

1. Правила боевого применения сухопутных войск ВС РК часть III (взвод, отделение, танк);

2. Главное управление боевой подготовки Сухопутных войск. Тактическая подготовка солдата, мотострелкового отделения и взвода;

3. Тактика отделения, танка мотострелкового и танкового взвода;

4. Сборник задач по тактической подготовке;

5. Учебное пособие по тактической подготовке;

6. Справочник по организации, боевым возможностям и боевому применению мотострелковых подразделений на БМП (БТР);

7. Боевая эффективность вооружения и военной техники.

Руководитель занятия

Подполковник М. Сыздыков

Способы передвижения на поле боя. Выбор укрытия, путей движения и способов передвижения.

Для успешных действий на поле боя каждый военнослужащий должен уметь быстро и правильно выполнять приемы "ложись" ("к бою"), "встать". Кроме того, он должен знать и умело применять способы передвижения на поле боя, которые зависят от характера местности, условий обстановки и воздействия огня противника.

Передвижение на поле боя может производиться ускоренным шагом, бегом (в полный рост или пригнувшись), перебежками и переползанием.
Движение в атаку, а также преодоление участков местности, скрытых от наблюдения и огня противника, осуществляются ускоренным шагом или бегом.
Перебежки применяются для быстрого сближения с противником на открытой местности. Длина перебежки между остановками зависит от местности и огня противника. Чем больше открыта местность и сильнее огонь, тем быстрее и короче должна быть перебежка.

Что еще почитать