Первый прыжок с парашютом. Какая должна быть высота первого прыжка с парашютом без инструктора? Стандартный прыжок с высоты на землю

Получить взрыв адреналина от прыжка с парашютом и кайф от полёта может любой желающий. Рассказываем, что нужно сделать, чтобы прыжок не только запомнился, но и прошёл безопасно. Полетели!

Выберите, как прыгать

Среди новичков популярны два вида прыжков с парашютом — самостоятельный и в тандеме.

Самостоятельные прыжки проверят вас на смелость и хладнокровие. Сделать шаг из самолёта в воздушную бездну придется на высоте от 500 до 800 метров — в зависимости от погодных условий.

Здесь главное — решиться. Дальше многое будет сделано за вас. Круглый десантный парашют Д-1−5У раскроется сам. А парашюты Д-5 и Д-6 имеют стабилизирующий парашют, который раскрывается сразу после выхода из самолёта. С ним буквально несколько мгновений вы будете лететь вниз со скоростью до 35 метров в секунду — и сможете почувствовать свободное падение. Стабилизирующий парашют вводит в действие основной парашют при выдергивании кольца или срабатывании страхующего прибора.

Полёт под раскрытым парашютом проходит со скоростью около пяти метров в секунду и длится пару минут, после чего необходимо самостоятельно приготовиться к приземлению и выполнить всё, чему учили во время предполётного инструктажа.

Вся ответственность в свободном полёте лежит на вас самих. Но если всё выполнено, как учили, то и весь восторг от прыжка, полёта и приземления — ваш личный и на всю жизнь!

В тандеме прыгают, как правило, с высоты четыре тысячи метров. Свободное падение длится около минуты, а затем пилот раскрывает парашют — крыло. Вы можете наслаждаться ощущениями и любоваться окрестностями. Главное — не мешать пилоту на приземлении.

Медицинских и возрастных ограничений на полёт в тандеме с инструктором гораздо меньше. Однако и стоит такой прыжок почти в два раза дороже, чем самостоятельный.

Выберите аэродром

Аэродромов, где можно прыгать с парашютом, вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов-миллионников достаточно. Выбирайте не только по расстоянию, хотя и это важно — день будет длинный, долгой дороги лучше избежать. Проверьте, предлагают ли на аэродроме тот прыжок, который вы выбрали. Читайте отзывы. И не экономьте — опыт инструкторов и ваша безопасность важнее.

Подготовьте себя и одежду

Запрещено употреблять алкоголь и для храбрости, и для блеску глаз в день прыжка. Да и накануне вечеринок лучше не устраивать — голова должна быть ясной.

Подберите свободную одежду по сезону. Вспомните из школьной программы: чем выше вы от земли, тем воздух холоднее. На высоте тысячи метров температура может быть на семь градусов ниже, чем на земле. При самостоятельном прыжке с 600-метровой высоты взрыв адреналина, скорее всего, даже не даст вам ощутить небольшого похолодания, а вот для прыжка в тандеме точно стоит одеться потеплее. А ещё очень важно выбрать обувь. Она должна быть комфортной и высокой для защиты голеностопа. Кеды и чешки, а уж тем более каблуки и платформы для безопасного приземления не годятся.

Просто приезжайте!

Даже если сомневаетесь и пока ещё просто хотите — приезжайте на аэродром. Оглядитесь, познакомьтесь с пилотами и другими желающими прыгнуть, ощутите романтику неба и его покорителей. А дальше вас, скорее всего, уже затянет. Опытные парашютисты обычно вселяют в новичков уверенность и укрепят желание попробовать свои силы и ощутить восторг от полёта.

Самое важное — инструктаж

Предполётная подготовка — самая важная часть вашего первого прыжка.

Во-первых , подробные объяснения избавят от страха. Вы поймёте, что в парашютах и прыжках всё продумано и проверено: парашют — супернадежная вещь, испытанная десятилетиями. Стропы — крепкие. Купол сшит из кусочков, скреплённых плотной лентой: даже если в каком-то месте ткань получила повреждение, на общей площади купола это будет почти незаметно и разрыв не расползётся. Помимо основного парашюта, с вами будет запасной. О том, как пользоваться ими обоими, вам подробно расскажут на инструктаже.

Во-вторых , вы потренируете и отработаете все важные и нужные движения. Главное — запомнить положение ног и тела при приземлении, чтобы смягчить удар о землю. Вы ведь хотите, чтобы воспоминания от первого прыжка были только приятными!

Ваша задача — внимательно слушать и запоминать. При выполнении всех инструкций прыжок с парашютом не опаснее езды на автомобиле по правилам. Тем более что первые полёты всегда выполняются в комфортную погоду на аэродромах с ровным полем и без опасных конструкций.

Что нужно знать о прыжках с парашютом

  • Страх высоты — это нормально. Обычным людям со здоровой психикой он не мешает прыгать и в полёте выполнить необходимые действия, чтобы безопасно приземлиться;
  • Самостоятельные прыжки можно выполнять с 14 лет, но нужно разрешение от родителей;
  • Вес парашютиста для самостоятельного прыжка должен быть меньше 45 килограммов и больше 95 килограммов — таковы расчётные требования десантного парашюта. Людям с меньшим или большим весом (но не более 130 килограммов) можно прыгать только в тандеме;
  • Самостоятельные прыжки новичков выполняются круглый год, но день должен быть без осадков и сильного ветра;
  • Употребление алкоголя перед полётом запрещено, а вот питаться можно как обычно;
  • Людям с плохим зрением рекомендуется надеть линзы или очки с пластиковыми стеклами и на резинке;
  • Если у вас были травмы ног, позвоночника или таза, перед тем как решиться на прыжок — проконсультируйтесь с врачом;
  • На аэродроме перед прыжком придётся показаться врачу. Он имеет право отстранить вас от полёта, если заподозрит неладное;
  • Самостоятельный прыжок стоит примерно пять тысяч рублей, прыжок в тандеме — в два раза дороже. Обычно на аэродроме предлагают оформить страховку — около 400 рублей. Можно заказать фото- или видеосъёмку — примерно 600 рублей. Часто можно арендовать экшн-камеру;
  • Вы имеете право пройти инструктаж и передумать до того, как сели в самолёт. В самолёте — тоже можно, но деньги уже не вернут.

Скорее всего, вы пришли на эту страницу, чтобы узнать с какой же самой низкой высоты можно открыть парашют. Так? Но чтобы найти эту минимальную величину нужно определиться с условиями.

    Первое и ключевое: скорость. Вы можете прыгнуть с высоты 30 метров и попытаться ввести в действие парашют, а можете падать с высоты 1000 метров и на той же высоте в 30 метров раскрыть его. Но в первом варианте ваша скорость будет 20км/ч, а во втором 200.

    Второе и очень важное: какой парашют и как именно вы будете его применять. Помимо различных конструкций, которые придумывают производители снаряжения, вы можете добавить что-то "от себя" и это изменит весь расклад.

    Третье условие не влияет напрямую на скорость раскрытия парашюта, но определяет выживете вы или нет. Это условие - место вашего приземления. С высоты в 20 метров парашют может не успеть наполниться, но если вы упадете в воду, то ваши шансы остаться целым и невредимым резко возрастают.

Давайте пройдемся по вариантам, в которых вы не хотели раскрывать парашют так низко, но ситуация сложилась иначе.

    Первое, что приходит на ум: вы экстренно использовали запасной парашют в нештатной ситуации во время полета на параплане или затяжного прыжка с парашютом. В таком случае у вас есть 2 варианта: вам не повезло и у ваша запаска вытягивается "классическим дедовским" способом - вы ее просто выкидываете или ее вытягивает жесткая медуза. Тогда наполняться она будет метров 250 и это может стать проблемой. Второй вариант: вам повезло (точнее вы молодец) и у вас в системе установлена опция MARD (например skyhook, если мы говорим о затяжных прыжка, и RR Base System если о полете на параплане). Во втором случае ваше основное крыло становится огромным вытяжным парашютом для запасного. И ему вполне хватит 100 метров , чтобы спасти вам жизнь и даже немного спланировать по горизонту (если вместо стандартной запаски у вас будет бейс-система, которая уложена для максимально быстрого раскрытия, то ей хватит 30 метров - момент на видео 8:10).

    Второй случай связан с полетом на чем-нибудь вроде самолета. В случае аварийного покидания борта на предельно малой высоте вам следует рассчитывать на горизонтальную скорость и максимально быстро воспользоваться запаской. В таком случае наполнение произойдет в горизонтальной плоскости и вы потратите меньше драгоценных метров.

Но все меняется, если вы сознательно решили ставить рекорды минимальных высот. А значит прыгаете со статичного объекта. В таком случае давайте поговорим о бейсе и его опасных рекордах.

Так сколько же метров?

Серия безумных рекордов, иначе не назовешь: Рассель Пауэл удачно прыгнул с высоты 31.1 метр внутри здания. Причем не просто здания, а под куполом собора Святого Павла в Лондоне. Остался жив здоров и даже не сел в тюрьму. Прыгал ассист, что это такое - читай ниже. Год рекорда - 1990.

В 2003 году Феликс Баумгартнер бахнул прыжок с 29 метров , чтобы формально установить новый рекорд.

За последующие 25 лет люди совершили множество опасных прыжков с высоты 30-40 метров. Если использовать современную бейс-систему и совершать прыжок асист, тард или макконки (что это такое расскажем ниже), то времени хватает даже на измнение курса и "подушку" перед приземлением. Вы легко можете найти множество "видео-подтверждений" на ютуб по запросу "low basejump". Покажем пару примеров с нашими соотечественниками:

Но вот прыжки ниже 30м - это что-то совсем запредельное. С этой высоты клифдайверы позволяют себе прыгать в воду и без парашюта. Но Стив Боул с 19м сиганул бэйс, правда документальных подтверждений этому мы не нашли. Поэтому будем считать Энди Льюиса с его 27.5 метров самым сумасшедшим из низких чемпионов. Тем более, что он может показать видео своих прыжков:

Энди говорит, что без укладки в ранец (опять же, тард) прыгал с 16.5 метров , но мы не будем верить на слово, раз не нашли видео.

Прыжки со статичных объектов - BaseJumping

С течением времени парашютный спорт модифицируется, представляя вниманию всем заинтересованным новые подвиды прыжков. Особую популярность приобрел бэйсджампинг. Его отличительной чертой можно назвать тот факт, что прыжки должны совершаться с неподвижных объектов.

Самый опасный спорт

Бейсджамперы (или бейсеры) дают решительную оценку своему подвиду, как одному из самых захватывающих и опасных. Строго говоря basejumping нельзя называть спортом, при введении соревновательной составляющей вы получаете гигантские риски. И это совершенно заслужено, поскольку высота объектов значительно ниже привычных для парашютного спорта 4000 метров. Кроме того, бейсеры не могут воспользоваться запаской - недостаточно времени для его раскрытия, поэтому он абсолютно бесполезен. Высота строений и скал, пригодных для таких прыжков, варьируется от 20 до 1000 м. Разумеется, наиболее рискованными прыжками будут прыжки с наименьшей высоты. Момент свободного падения ограничивается несколькими секундами, затем немедленно раскрывается парашют - времени для принятия решения крайне мало, для исправления ошибок его вовсе не хватит.

B.A.S.E.

Название «бейсджампинг» идет от аббревиатуры BASE, заключающая в себе четыре первоначальных буквы английских терминов. Они обозначают типовые строения, с которых производятся прыжки: building - здание, antenna - антенна, span bridge - мост, earth - скала. Именно эти объекты называют «экзиты» - с них бэйсеры совершают свои захватывающие дух прыжки.

Снаряжение для прыжков

Насколько отличается схема прыжка у бэйсджамперов от обычных парашютных прыжков с парашютом со средней и большой высоты, настолько же отличается их снаряжение. У бэйсеров полностью отсутствуют страхующие приборы, способные автоматически сработать на минимальной высоте. Но, несмотря на то, что снаряжение такого экстремала ограничено единственным парашютом и собственными умениями и опытом - оно позволяет максимально сохранить безопасность индивида. Даже если речь идет о самых небольших высотах для совершения прыжков - обычно это 30 - 60м. Все благодаря специальной конструкции парашютной системы: ранца и самого парашюта.

Риск смерти

Бэйсджамперы, руководствуясь строгими правилами, укладывают свои системы, ровно так же, как и обычные скайдайверы укладывают запаски. Одно из отличий бэйс-прыжка заключается только в том, что выбор места приземления для бэйсера - осмысленный критерий безопасного прыжка, так как именно от этого зависит жизнь спортсмена. Учитывая, что у бэйсера время прыжка исчисляется секундами - уложенный по всем правилам парашют гарантирует удачное раскрытие. Очень важно точно рассчитать время, которое понадобится для раскрытия - от этого будет зависеть способ укладки парашюта, время свободного падения, выбор площадки для приземления и общая безопасность прыжка. Также для бэйсджампера жизненно важно точно знать спецификацию парашютной системы, условия транспортировки, хранения и ремонта. Если все выверено и соблюдено правильно, а опыта достаточно - вы в безопасности, сохраняя голову трезвой. Но никто не застрахован от ошибок.

Бейс настолько опасен, что у него есть свой "фаталити-лист". Сайт на котором публикуется информация обо всех погибших во время этой активности. Обычно указывается причина, дата, имя.

Виды прыжков

  • Ассист

Ассистент держит в руках вытяжной паршают, а бейсджампер в это время прыгает. Т.е. парашют вытягивается чуть ли не рукой помощника. Вместо человека роль ассистента может выполнять обрывная стропа, которая просто порвется при натяжении строп в момент раскрытия парашюта. Обычно это используется при обучении начинающих бейсджамперов, на очень низких объектах и при прыжках в тандеме (парой). Следующим этапом, если говорить про обучение, идет фрифол - свободное падение с вытяжным парашютом (медузой) в кармане парашютного ранца или в руке бейсера.

  • Технобейс

Прыжки с рукотворных объектов. Обычно это трубы котельных, ТЭЦ, заводов, многоэтажки, строительные краны, антенны, ЛЭП, плотины и подобные объекты. Зачастую важной составляющий для бейсджамперов является само проникновение на объект (иногда режимный).

  • Акробатика

Опытные и не очень опытные, но очень смелые бейсджамперы позволяют себе выполнять акробатические элементы во время свободного падения. Пожалуй, лучшими в этом стали парни из команды Soul Flyers, которые исполняют сложные элементы фрифлая, падая рядом со скалой.

  • Skybase

К какому виду отнести прыжки с base-системой (без запасного парашюта) с параплана? Это не статический объект, поэтому появилось отдельное название - скайбейс. Часто используется для обучения, тестов нового снаряжения и просто ради фана. Объекты самые разнообразные: парапланы, дельталеты, парамоторы, планеры, воздушные шары, вертолеты и самолеты.

  • Вингсьют (wingsuit)

Объедините прыжки в костюме-крыло и низкую высоту, на которой невозможно применить обычную парашютную систему для скайдайва (затяжного прыжка). Получите нечто невероятно притягательное и опасное

  • Проксимити (proximity)

Начните летая в вингсьюте "облизывать" скалы - это будет проксимити. Полеты на сверхмалых высотах, очень близко к объектам вроде деревьев и скал. Невероятные ощущения вкупе с огромным риском и плохой статистикой. Пожалуй, это самое опасное из всего бейсджампинга.

  • Тард и макконки

Налистанный парашют не укладывается в ранец, а свисает ниже бейсджампера или выкидывается вслед за ним. Т.е. этапа выхода парашюта из ранца во время прыжка нет и вытяжной парашют тоже не нужен.

  • Бейс-тандем

Да, прыгают. Да, странно и рискованно. Но некоторые любят щекотать себе нервы экзотикой. Прыгают ассистом, смотри выши.

Обучение бейсджампингу

Есть 3 варианта начать прыгать бейс: найти парашют и прыгнуть, поехать учиться в специальную школу (обычно не в России), найти себе наставника на родине и пройти подготовку к бейсджампингу у него.

У всех трех вариантов есть свои недостатки, но самый адекватный и безопасный путь предложат школы. Они специализируются на обучении бейсджамперов, работают по определенной методике и меньше зависят от талантов и опыта одного инструктора. Школы такие есть в США, есть и в Европе.

Ни одна школа или бейс-инструктор не может иметь лицензию. В принципе само понятие школа и инструктор по бейсджампингу очень условно. Приведем прекрасную статью нашего соотечественника о том как и кто проводит обучение бейсджампингу: В ней можно найти условные требования к обучаемым, примеры школ и особенностей обучения на разных объектах.

Легальность

Все зависит от страны. В России бейсджампинг напрямую законом не запрещен. Но проникновение на многие объекты грозит административной или уголовной ответственностью. Также могут быть трактовки бейсджампинга как нарушение общественного порядка.

Бейсджампинг в мире

В некоторых странах можно вполне легально прыгать бейс с интересных объектов в хорошей компании. Например: мост на бридждей в США, телебашня в Куалу Лумпур, Малайзия, гора Монте Бренто в Италии, скалы вокруг Моаб, штат Юта.

Прыгать или нет?

Решать только вам. Риски очень высоки, второй шанс бейсджампинг дает очень редко, а бессмертных людей не бывает. Способно ли что-то другое дать подобные ощущения? Скорее всего, нет. Во всяком случае бейсджамперы мира найти не могут.

Пока вы думаете над удивительным бейсом мы предложим вам причем тоже с рекордных высот, рекордно больших: 230-250 метров! А еще у нас можно не прыгать, но и опробовать авиатренажер или даже заказать .

1. Главный фактор, ограничивающий высоту прыжка, - это транспортное средство. Ни один самолет, перевозящий людей, не может подняться выше 26 000 м. И даже на этой высоте он летит слишком быстро, чтобы люди могли выпрыгнуть из него. Космические корабли, конечно, поднимаются выше, но движутся еще быстрее, так что парашютисту, чтобы выжить, покидая корабль, понадобится жаропрочный костюм. Единственное транспортное средство, способное перевозить пассажиров, кроме самолета и космического корабля, - это воздушный шар, так что максимальной будет высота, на которую сможет подняться воздушный шар. 34,668 м - рекорд, установленный офицерами морского флота США Виктором Пратером и Малкольмом Россом, когда они летели с корабля Antietam в Мексику 4 мая 1961 года. Однако они не прыгали.
Самый высокий прыжок с парашютом совершил Джозеф Киттингер из ВВС США, прыгнувший с воздушного шара, находившегося на высоте 31 333 м 16 августа 1960 года. Он был в свободном падении 4 минуты и 36 секунд, развивая среднюю скорость 1150 км/час. Парашют он раскрыл на высоте 5500 м.


2. Обычно прыжки совершаются с высоты 4200 м. Выше этого уровня увеличивается риск кислородного голодания. К тому же при прыжках с большей высоты плотный поток встречного воздуха может вызвать у парашютиста некоторые проблемы.
В нижних слоях атмосферы скорость падения парашютиста во время затяжного прыжка растет только в течение первого десятка секунд, на протяжении первых сотен метров. Сопротивление воздуха возрастает с увеличением скорости так значительно, что довольно скоро наступает момент, когда скорость больше не изменяется. Движение из ускоренного становится равномерным.
Падая через верхние, более разреженные слои атмосферы, вы будете лететь быстрее, чем конечная скорость падения в нижних слоях, когда вы встретитесь с ними и сопротивление достигнет пика. По сути, вы столкнетесь с атмосферой. Во время своего прыжка в 1960 году Киттингер описал эту силу как шокирующую: на высоте 23 000 м она достигала 1,2 g (g - обозначение перегрузки).
Падение с 75 000 м дало бы удар в 3 g на высоте 31 000 м, который продолжался бы более 20 секунд, после чего прыжок стал бы ничем не примечательным. Прыгун, входящий в нижние слои атмосферы, не пострадает от перегрузки больше 3 g, если расположит тело поперек воздушного потока, чтобы продлить время взаимодействия с атмосферой, однако ему будет очень жарко.
Все, о чем я пишу, я знаю не понаслышке, у меня за плечами 2000 прыжков.

3. Киттингер надевал специальный костюм, чтобы защитить себя от низкого давления в стратосфере. Однако самое сложное в таких прыжках - это поддерживать устойчивое положение во время свободного падения. В снаряжении Киттингера был маленький стабилизирующий парашют, но он оказался бесполезным. Из-за неполадок парашют не раскрылся, и Киттингер попал в штопор. Его тело вращалось со скоростью 120 оборотов в минуту, перегрузки составляли 22 g, и Джозеф потерял сознание. Основной парашют раскрылся благодаря прибору автоматического раскрытия.
Самый высокий прыжок с парашютом должен был стать частью Project Moose. Это было американское исследование, стартовавшее в начале 1960-х годов, объектом которого стала система, которая позволила бы астронавтам прыгать с парашютом из космического корабля на низкой орбите Земли. Предполагалось, что экипированный космонавт надевает на грудь парашют, а на спину - складчатую пластиковую сумку. Баллон, находящийся под давлением, расправляет сумку и наполняет ее полиуритановой пеной, создавая теплозащитный экран. Астронавт покидает орбиту и начинает падать. Защищенный от жара экраном, он ждет, пока опустится до нижних слоев атмосферы, затем открывает парашют и сбрасывает экран.
Работа, проводившаяся компанией General Electric, показала, что идея, хотя и нелепая на первый взгляд, не была неосуществимой. Прототип жаропрочного щита был сконструирован, а образцы пены доставлены на космический корабль. Однако ни НАСА, ни ВВС не проявили большого интереса к этой затее.

4. Самая большая высота, с которой человек может падать на Землю, используя защитный костюм, составляет около 320 000 км. Это расстояние, на котором притяжение Земли приблизительно равно притяжению Луны. Падение с такой высоты на Землю займет у вас примерно 2400 лет.

5. Человек, падающий на Землю из космоса, входит в атмосферу со скоростью 11 100 м/с. Вот почему космические корабли имеют теплозащитные экраны и входят в атмосферу под небольшим углом, который позволяет им замедлиться.
Чтобы потерять кинетическую энергию, космическому парашютисту, падающему вертикально, понадобятся три парашюта. Первый - огромный, как парус. Космонавту придется разворачивать его тысячи километров и терять скорость, галсируя при солнечном ветре. Это может быть рискованно, если он идет от внутренней орбиты Земли и не хочет провести слишком много времени внутри радиационного пояса Ван Аллена. Второй - парашют для верхних слоев атмосферы, который донесет его от точки в несколько сот километров до отметки, с которой стартовал Киттингер, - 30 км. Затем пора раскрывать обычный парашют.
У нас пока нет технологии, чтобы сделать первые два парашюта. И если кто-нибудь, путешествуя таким образом, наделает ошибок, он, скорее всего, превратится в эффектный метеор...

6. Француз Мишель Фурнье многие годы мечтал прыгнуть с высоты 40 000 м. Его последняя попытка, предпринятая в мае 2008 года, была неудачной, потому что гелиевый баллон, который должен был доставить его в стратосферу, сломался и улетел без него. Но Мишель намерен попробовать еще раз.

P.S. 14 октября 2012 года австриец Феликс Баумгартнер совершил прыжок с парашютом из стратосферы с высоты 39,45 тысячи метров. В свободном падении он превысил скорость звука, разогнавшись до 1342,8 км в час. Таким образом, он стал первым человеком, развившим гиперзвуковую скорость.

03.07.18 26 769 18

Сколько стоят занятия парашютным спортом

В детстве я решила, что стану парашютисткой.

Мария Осокина

прыгает с парашютом

Меня покорили улыбчивые спортсмены на городском празднике - я видела, как они приземляются на разноцветных парашютах. Сейчас я тоже так умею: уже два года я занимаюсь парашютным спортом.

Расскажу, с чего начать и сколько стоит обучение.


Теория

На первый прыжок зачастую идут ради новых ощущений или борьбы со своими страхами. Те, кого небо затягивает, проходят обучение и становятся профессиональными спортсменами или любителями - их еще называют парашютистами выходного дня.

Спортсмены участвуют в соревнованиях, ездят на сборы, устанавливают национальные и мировые рекорды. Например, прошлым летом на аэродроме в Коломне парашютисты установили рекорд России и мира : 114 человек собрали три фигуры в свободном падении. В октябре их достижение побили парашютисты из США , поэтому сейчас наши спортсмены готовятся к новому рекорду.

Каждый сезон по всей стране проходят областные и межрегиональные соревнования. Спортсмены соревнуются в точности приземления, строят на время фигуры в свободном падении и под куполами парашютов, выполняют акробатические упражнения. В 2020 году на аэродроме Танай в Сибири пройдет чемпионат мира по всем дисциплинам парашютного спорта.

Парашютисты выходного дня приезжают на аэродром отдохнуть и прыгают для удовольствия. Например, как я. Для меня парашютный спорт - интересное хобби и возможность провести время с друзьями, я не гонюсь за рекордами и наградами. Прыгаю только летом и трачу на это увлечение около 100 тысяч рублей в год. Профессиональные спортсмены прыгают круглый год и тратят в несколько раз больше.

100 000 Р

в год я трачу на прыжки с парашютом

Первый прыжок

Тандем. Прыгают с высоты 2-4 км. На парашютиста надевают специальную подвесную систему и прицепляют к подвесной системе тандем-мастера. Мастер контролирует весь процесс прыжка, пассажиру нужно лишь получать удовольствие и не мешать инструктору.



Свободное падение длится 20-60 секунд , а полет под куполом - 2-3 минуты . Если пассажир хорошо себя чувствует и ведет себя адекватно, тандем-мастер может разрешить поуправлять парашютом на безопасной высоте - передаст в руки стропы управления. Если натянуть одну из них, парашют повернется, если натянуть обе - почти остановится, а если обе отпустить - полетит с максимальной скоростью.

Прыжок в тандеме стоит 8-10 тысяч рублей. В эту сумму входит медицинская страховка и аренда снаряжения: комбинезона, шлема и очков. Можно договориться о видеосъемке прыжка - это еще 2-3 тысячи .

10 000 Р

стоит прыжок в тандеме с инструктором

Требования к пассажирам: возраст от 8 лет и вес до 100 кг. На некоторых аэродромах, например в Пущино , разрешают прыгать пассажирам с весом до 130 кг, но прыжок будет стоить дороже - 11 500 Р .

В самолете и при полете под куполом может укачивать. Если у вас слабый вестибулярный аппарат, возьмите на аэродром таблетки.

Самостоятельный прыжок. Обычно прыгают с высоты 800 метров на круглом десантном парашюте. Полет под куполом длится 2-3 минуты . В таком прыжке вы не почувствуете свободного падения - не хватит высоты, но вместо этого сможете испытать себя и побороть свои страхи.

Перед самостоятельным прыжком проводится инструктаж, он занимает около четырех часов. Нужно научиться правильно выпрыгивать из самолета - «отделяться», оценивать состояние купола парашюта, определять направление ветра и безопасно приземляться.

На парашютах стоят страхующие приборы, которые раскроют основной парашют, даже если вы не сможете или не успеете выдернуть кольцо.



Самостоятельный прыжок стоит 3,5-4 тысячи рублей. Дополнительно оплачивают медицинскую страховку - 200-300 рублей , и аренду снаряжения - 600 рублей. Если у вас есть берцы или спортивный костюм, который не жалко испачкать или порвать, - берите с собой, тогда арендовать придется только шлем.

Если откажетесь от прыжка до того, как сели в самолет, деньги вернут, если после, то нет.

Снять на видео прыжок полностью не получится: брать с собой фото- и видеокамеры запрещено, а высота слишком маленькая, чтобы оператор мог лететь рядом. Инструктор может поснимать отделение, а друзья на поле - ваше приземление. Обычно это бесплатно.

4000 Р

стоит самостоятельный прыжок, включая инструктаж

Требования к самостоятельным парашютистам выше, чем к тандем-пассажирам : возраст от 14 лет, вес от 45 до 90 кг и отсутствие переломов в течение 18 месяцев до прыжка.


Первый раз я прыгала самостоятельно: мне хотелось быть активным участником процесса, а не просто пассажиром. Мне понравилось лететь одной под куполом - казалось, что все огромное синее небо в моем распоряжении. Было интересно применить полученные на инструктаже навыки: определить направление ветра и рассчитать точку приземления. На поле уже ждал довольный инструктор: «Ну как, понравилось? Пойдешь еще?» И я пошла учиться парашютному спорту.

Обучение

Чтобы самостоятельно прыгать на парашюте типа «крыло», нужно пройти обучение: научиться контролировать свое тело в свободном падении и управлять парашютом.

В свободном падении парашютист летит со скоростью 170-190 км/ч и лежит на потоке воздуха. Почувствовать такой поток можно, высунув руку из окна автомобиля на большой скорости. Неподготовленный человек не сможет стабильно опираться на поток и почти сразу свалится в беспорядочное падение - неконтролируемое вращение на большой скорости. В таком состоянии парашютист не сможет следить за высотой и безопасно раскрыть парашют.

Пилотировать «крыло» тоже сложно: нужно правильно рассчитать траекторию приземления, учитывая скорость ветра и скорость купола, мягко приземлиться и не помешать при этом другим парашютистам.

Для обучения парашютистов разработаны специальные программы. Популярных две: классическая и АФФ (от английского accelerated freefall - «ускоренное свободное падение»). Потратить на обучение, независимо от программы, придется не меньше 110 тысяч рублей.

Требования к парашютистам на обеих программах одинаковые:

  1. Возраст от 14 лет (если меньше 18 лет, попросят разрешение от родителей).
  2. Вес от 45 до 90 кг.
  3. Справка о состоянии здоровья из врачебно-физкультурного диспансера.
  4. Медицинская страховка от несчастных случаев при выполнении прыжков с парашютом.

Как грамотно потратить и сэкономить

Справка из врачебно-физкультурного диспансера стоит 2000-4000 рублей . Нужно будет пройти терапевта, сделать ЭКГ и флюорографию. Возможно, врач попросит сдать анализы и пройти дополнительное обследование, если у вас есть какие-то хронические заболевания. Но обычно осмотр - это формальность.

Когда инструктор принимает студента в группу на обучение, помимо справки, он обращает внимание на физическую подготовку ученика. Учебные парашютные системы весят 15-30 кг . Надевать их, прыгать и тащить с поля тяжело, а сил должно хватать на 2-3 прыжка в день.

После обучения студент получает допуск к выполнению самостоятельных прыжков и может прыгать на аэродромах по всему миру. А когда и этого станет мало, может выбрать понравившееся направление парашютного спорта и пойти учиться дальше.

3000 Р

стоит оформление международного удостоверения парашютиста

Чтобы прыгать в свое удовольствие на аэродромах в России, корочки получать необязательно. Достаточно печатей в парашютной книжке - это основной документ парашютиста. В нее записывают каждый прыжок, ставят отметки о пройденном обучении, сданных зачетах и полученных допусках.


Для участия в соревнованиях, рекордах и прыжках в других странах получают международное удостоверение парашютиста. Для этого нужно заполнить заявку на сайте Федерации парашютного спорта и оплатить взнос - 3 тысячи рублей. Процесс проверки заявки и оформления удостоверения занимает примерно неделю.


В удостоверении ставится отметка о категории парашютиста - A, B, C или D. Они нужны для оценки опыта спортсмена. Например, для получения самой младшей категории A нужно совершить 25 прыжков с парашютом типа «крыло», а для D - 500 прыжков

Программа АФФ

Пройти программу АФФ - ускоренного свободного падения - можно за 3-4 дня, если повезет с погодой.

В небе студента страхуют инструкторы: они летят рядом, контролируют позу, не дают свалиться в беспорядочное падение и раскроют парашют, если студент не сможет сделать этого самостоятельно.


Приземлением руководят с земли по рации. Инструктор подскажет, как строить заход и когда начинать делать «подушку» - так называется плавное снижение скорости парашюта до безопасной для приземления .

Обучение по программе АФФ разделено на 8 уровней по увеличению сложности, один уровень - один прыжок.

На сайтах аэродромов обычно пишут, что обучение по программе АФФ стоит 65 000 Р . На самом деле это заниженная сумма. В нее входят 8 прыжков - по одному на каждый уровень - и аренда снаряжения для прыжков : комбинезона, очков и шлема со встроенной рацией.

Дополнительно оплачивают медицинскую страховку - полис на год стоит примерно 4000 Р . Уровни пост-АФФ тоже оплачивают отдельно.

Не всем студентам удается пройти программу всего за 8 прыжков. Если задание текущего уровня не выполнено или выполнено неуверенно, инструктор отправит на «перепрыжку». Каждая перепрыжка - это еще 6-8 тысяч .

Чтобы уменьшить количество перепрыжек, можно отработать навыки свободного падения в аэродинамической трубе. Обычно для парашютистов в трубах действуют специальные тарифы: час полета вместе с инструктором обойдется примерно в 20 тысяч. Это выгоднее, чем прыжки: например, свободное падение с высоты 4 км длится всего минуту.


Чтобы сэкономить, объединяйтесь с другими студентами. В первый раз мы ездили компанией из трех человек - заплатили за час и летали каждый по 20 минут. Для первого раза этого было достаточно, мышцы потом болели несколько дней. Еще можно сэкономить, если летать в трубе ночью - обычно так дешевле.

Так как студент прыгает один, у инструктора нет возможности контролировать весь процесс и оперативно исправлять ошибки. Все тренировки и разборы прыжков происходят на земле. В небе студент предоставлен самому себе и рискует повторять одни и те же неправильные действия из раза в раз.

Поэтому за время обучения по классической программе придется совершить на порядок больше прыжков, чем по АФФ : примерно 40-50 прыжков с круглым куполом и 10-15 прыжков с парашютом типа «крыло».


Большую часть прыжков «по классике» придется совершить с парашютами Д-1-5У или П1-У - они стабильно раскрываются в любом положении и позволяют безопасно освоить позу свободного падения

Аренда снаряжения не входит в стоимость программы, поэтому дополнительно придется оплачивать берцы, высотомер, шлем и очки - примерно 600 Р в день. Берцы и высотомер лучше сразу приобрести свои: берцы окупятся за первые десять прыжков, а высотомер понадобится и в будущем, когда станете самостоятельным парашютистом. Полеты в аэротрубе для студентов классической программы тоже полезны: инструктор в спокойной обстановке поставит правильную позу и укажет на ошибки.

Обучение по классической программе - 125 500 Р

Зато потом все пошло как по маслу, даже ошибки не огорчали, а веселили и раззадоривали. До сих пор с восторгом вспоминаю свое первое беспорядочное падение, даже в аэродинамической трубе нельзя испытать такие эмоции. В этом для меня самый большой плюс классики - на АФФ студента тут же остановят инструкторы.



СнаряжениеР

Вот какая экипировка и техника понадобятся.

Высотомер

Бывают цифровые и аналоговые. Начинающим парашютистам обычно советуют покупать аналоговые высотомеры с большим циферблатом: они дешевле цифровых, не требуют замены батарейки и при аккуратной эксплуатации прослужат многие годы. Перед использованием высотомера проверьте правильность его показаний. Для этого можно прыгнуть с двумя высотниками и сравнить их значения.

Шлем

Должен быть прочным и подходить по размеру, не болтаться на голове. Шлемы бывают открытые и закрытые. В закрытом шлеме прыгать комфортнее, особенно в плохую погоду, когда мороз или облачность. Но кому-то нравятся открытые шлемы - так лучше чувствуешь поток воздуха. Я прыгаю в закрытом шлеме, он несколько раз спасал мне лицо от царапин при приземлении в лес.

При покупке подержанного шлема обратите внимание, чтобы на нем не было трещин. А вот царапины на линзе - не страшно, ее можно купить отдельно от шлема. Цена новой линзы - около 2 тысяч рублей.

Комбинезон и перчатки

Парашютные комбинезоны шьются индивидуально. Материалы и модель комбинезона подбираются в зависимости от физических данных парашютиста и направления, которым он занимается.

Например, для больших и тяжелых парашютистов комбинезоны шьются из кордуры - прочного шершавого материала, чтобы замедлить скорость свободного падения. Для легких парашютистов комбинезоны шьют из гладкой курточной ткани. Спина обычно полностью выполнена из эластичной ткани. Вставки из эластика есть также на ногах, руках и ключицах, чтобы не сковывать движения в свободном падении и на земле.

Кроме этого, особых рекомендаций по выбору перчаток и комбинезонов нет. Если у вас средний рост и телосложение, можно подобрать подержаный комбинезон на барахолках. Парашютистам с небольшим ростом и весом или, наоборот, слишком высоким, найти подержанный костюм будет сложно.


Парашютная система

Состоит из основного и запасного парашютов, ранца и страхующего прибора.

С покупкой собственного парашюта обычно не спешат. Начинающие парашютисты прыгают с учебными парашютами с большими куполами. Их лучше брать в аренду, цена - 500-700 Р за один прыжок.

Цены на новые парашютные системы начинаются от 300 тысяч рублей. Срок эксплуатации - 15 лет. Каждые полгода запасной парашют нужно сдавать на переукладку, за нее придется заплатить 2 тысячи. Получается, цена владения парашютной системой в год - 24 тысячи рублей. Поэтому собственную систему имеет смысл приобретать, если в год вы совершаете больше 50 прыжков.

Подержанную систему можно купить за 150-200 тысяч . Подбирать ее лучше всего в межсезонье: ноябре-декабре или марте-апреле. В это время прыжков мало, парашютисты копят деньги на новый сезон, обновляют снаряжение и выставляют старое на продажу.



Страховка

С 2018 года парашютисты начального уровня подготовки с парашютом типа «крыло» и парашютисты-спортсмены должны покупать медицинскую страховку от несчастных случаев при прыжке с парашютом. Сумма покрытия - не меньше 300 тысяч рублей. Сложностей с ее оформлением обычно не возникает - всё можно сделать прямо на аэродроме. Страховка на год стоит примерно 4 тысячи.

Даже когда страховка не была обязательной, многие парашютисты ее покупали: травмы в парашютном спорте случаются. Чаще всего страдают ноги на приземлениях, реже - руки и позвоночник.

Прошлым летом я не справилась с ветром на приземлении и сломала руку. На лечение в частной клинике потратила 10 тысяч рублей. По страховке получила 15 тысяч - окупились и лечение, и страховка на следующий год.

Запомнить

  1. Первый раз можно прыгнуть в тандеме с инструктором или самостоятельно.
  2. Программу АФФ можно пройти за неделю, но придется заплатить 110 тысяч рублей за 16 прыжков.
  3. Обучение по классической программе растянется на полгода и будет стоить примерно 120 тысяч. Этой суммы хватит на 50 прыжков.
  4. Летать в аэродинамической трубе выгоднее по ночам и в компании друзей-парашютистов .
  5. Подержанное снаряжение лучше покупать в межсезонье: в ноябре-декабре или марте-апреле .
  6. Собственная парашютная система окупится, если совершать больше 50 прыжков в год.
  7. Парашютный спорт - это только поначалу дорого. Потом цена уже не имеет значения.
Трата Стоимость
Страховка 4000 Р
Теория

Прыжки с парашютом – это не просто экстремальный спорт. Это настоящий вызов себе, преодоление собственных страхов и исполнение давней мечты. Вы решительно настроены прыгнуть, но не знаете, с чего начать? Или еще сомневаетесь и хотите узнать о парашютном спорте побольше?

В этой статье мы ответим на самые популярные вопросы. Прыгать в тандеме или одному? Сколько стоит прыжок с парашютом? Как выбрать аэроклуб для прыжка? И главное: может ли парашют не раскрыться?

Сделайте шаг навстречу своей мечте.

Какие виды прыжков бывают?

Первое, что нужно сделать – определиться с видом прыжка. Прыгнуть можно самостоятельно или в тандеме с инструктором.

Прыжок с инструктором отлично подходит для новичков. По сути, профессионал всё сделает за вас. От вас потребуется лишь ознакомиться с техникой безопасности прямо перед полётом. Не надо будет самостоятельно шагать, отсчитывать секунды, думать о приземлении. Вы будете наслаждаться процессом под контролем опытного парашютиста. Обычно, такие прыжки выполняются с высоты 4000 метров, что означает свободное падение порядка 30 – 60 секунд, а общий полёт - две – три минуты. Такой прыжок станет отличным выбором для тех, кто хочет испытать побольше острых ощущений и сосредоточиться на эмоциях, а не на технике прыжка и безопасности.

Прыгнуть с парашютом самостоятельно значительно сложнее. Тут уже придётся пройти полную теоретическую наземную подготовку. Такие прыжки выполняются чаще всего с высоты 800 метров. В самостоятельном прыжке вряд ли удастся насладиться красотой полета, потому что это слишком большое испытание для нервной системы и мощнейший выброс адреналина. К тому же, полёт будет длиться значительно меньше. Однако таким прыжком точно можно будет хвастаться друзьям и знакомым – всё-таки вы прыгнули сами, без чьей-либо помощи.

Можно самостоятельно прыгнуть и с 4000 метров. Но для этого придётся пройти программу Accelerated Freefall, или просто «AFF». Это программа ускоренного обучения прыжкам с парашютом. Она является самым быстрым и в то же время безопасным способом научиться прыгать самостоятельно. По этой программе обучаются во всем мире, благодаря ей абсолютно любой человек всего за несколько дней может освоить технику свободного падения и управления куполом.


Кому можно прыгать с парашютом?

Прыжки с парашютом – это экстремальный вид спорта, связанный с большим риском. Поэтому есть целый ряд условий для допуска. Многих интересует, с какого возраста можно прыгать, кого-то больше беспокоит допустимый вес для прыжка, а кого-то ограничения по здоровью.

Разберёмся по порядку.

Возраст : с 14 лет (до 18 лет нужно письменное разрешение от родителей)

Вес : должен быть более 45 кг при самостоятельном прыжке с 800 метров и не более 120 кг при тандемном прыжке.

Противопоказания :

Проблемы с сердцем и нервной системой

Недавний приём алкоголя

Черепно-мозговые травмы

Переломы за последние полтора года

Беременность


Где можно прыгнуть с парашютом?

Аэродром «ФИНАМ»

Аэродром находится в Серпуховском районе рядом с городом Пущино. Здесь работает Центр парашютной подготовки и спорта – можно обучаться с нуля или совершенствовать уже приобретенные навыки. Здесь можно прыгать в тандеме с инструктором с 4000 метров или пройти обучение по программе «AFF».

Аэродром «Ватулино»

Аэродром расположен рядом с городом Руза в Московской области. Здесь можно прыгнуть самостоятельно с высоты 800 метров или в тандеме с инструктором с высоты 4000 метров. В распоряжении авиаклуба есть самолеты Ан-28 и Ан-2.

Аэродром «Шувое»

Находится в Егорьевском районе, здесь также летают самолеты Ан-28 и Ан-2. Организуются прыжки в тандеме с высоты 4000 метров и самостоятельные прыжки с высоты 900 метров.

Аэродром «Коробчеево»

Аэродром недалеко от Коломны в Московской области. Здесь доступны прыжки в тандеме с инструктором с высоты 4000 метров и подготовка по программе «AFF». Прыжки с парашютом проводятся с 4-х самолётов Л-410 и вертолета Ми-8. На базе этого аэродрома проходят крупные соревнования, в том числе чемпионаты России по парашютному спорту.


Сколько стоит прыжок с парашютом?

Цена прыжка с парашютом варьируется в зависимости от аэродрома и вида прыжка. Цена на самостоятельный прыжок с 800 метров начинается от 2000 рублей, с 4000 метров – в среднем 5000 рублей и больше. Прыгнуть в тандеме стоит дороже. Цена составляет в среднем от 6000 до 8000 рублей, но может быть и значительно больше.

Дополнительно можно заказать фото и видеосъёмку. Эта услуга обойдётся вам в лишних пару тысяч рублей, однако это действительно того стоит и на этом лучше не экономить.

Однако сэкономить всё же можно. Например, многие клубы предлагают скидки для групп. Если вы решили прыгать, то собирайте компанию единомышленников, и цена будет меньше.


А вдруг парашют не раскроется?

Такой вопрос чаще всего задают новички. Бывалые товарищи шутят, что волноваться не стоит, ведь приземляются все парашютисты.

На самом деле, во время прыжка всегда есть второй запасной парашют, который спасет в случае отказа основного. За это переживать не стоит. Гораздо чаще травмы происходят во время неправильного приземления.


Что еще почитать