Особенности обучения технике выполнения прыжка в длину с разбега. Что нужно знать о прыжках в длину? Фаза отталкивания в прыжке в длину

Прыжок в длину стилем «ножницы»

Прыжок в длину - дисциплина технических видов легкоатлетической программы, относящаяся к горизонтальным прыжкам.

Прыжок в длину требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств. Прыжок в длину входил в соревновательную программу античных Олимпийских игр. Является современной, Олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики для мужчин с 1896 года и для женщин - с 1948 года. Входит в состав легкоатлетических многоборий.

Правила соревнований

Задача атлета - достигнуть наибольшей горизонтальной длины прыжка с разбега. Прыжки в длину проводятся в секторе для горизонтальных прыжков по общим правилам, установленным для этой разновидности технических видов. При выполнении прыжка атлеты в первой стадии совершают разбег по дорожке, затем отталкиваются одной ногой от специальной доски и прыгают в яму с песком. Дальность прыжка рассчитывается как расстояние от специальной метки на доске отталкивания до начала лунки от приземления в песке.

Расстояние от доски отталкивания до дальнего края ямы для приземления должно быть не менее 10м. Сама линия отталкивания должна быть расположена на расстоянии до 5 м от ближнего края ямы для приземления.

Сектор для прыжка в длину Попадание на доску отталкивания

Техника и стиль

У мужчин атлетов мирового класса, начальная скорость при отталкивании от доски достигает 9,4-9,8 м/c. Оптимальным углом вылета центра масс спортсмена к горизонту считается 20-22 градуса и высота центра масс относительно обычного положения при ходьбе - 50-70 см. Наивысшей скорости атлеты обычно достигают на последних трёх-четырёх шагах разбега.

Прыжок состоит из четырёх фаз: разбега, отталкивания, полёта и приземления. Наибольшие различия, с точки зрения техники, затрагивают полётную фазу прыжка.

    «В шаге» (The Stride jump или Sail jump (англ.))-Простейшая техника, известная ещё с XIX века и знакомая спортсменам-любителям с уроков физкультуры - это прыжок «в шаге» или «согнув ноги». После отталкивания толчковая нога через сторону присоединяется к маховой и плечи отводятся немного назад. Хотя это элементарный вариант прыжка, но им пользуются атлеты высокого уровня и в XXI веке. Так английский легкоатлет Кристофер Томлинсон, который имеет в активе прыжок на 8,35 м (рекорд Великобритании), прыгает «в шаге». Этим же стилем Галина Чистякова установила мировой рекорд 7,52 м.
    «Прогнувшись» (The Hang Style (англ.)) - более сложный вариант, требующий большей тренированности и координации. Прыгун в полёте прогибает тело в пояснице и как бы делает паузу перед приземлением. В 1920 году эту технику впервые продемонстрировал финский прыгун Туулос. На современном этапе развития лёгкой атлетики это наиболее популярная техника у прыгуний-женщин. Этим стилем например прыгала Хайке Дрекслер.
    «Ножницы» (The Hitch-Kick (англ.)) - наиболее сложный вариант, требующий высоких скоростно-силовых качеств спортсмена. Спортсмен в полете словно продолжает бег и делает 1,5, 2,5 или 3,5 шага ногами по воздуху. Это наиболее популярная техника у спортсменов мужчин высокого класса.

Стилем «ножницы», прыгнул на 8,95 в 1991 году Майк Пауэлл. Этим же стилем прыгнул на 8,90 м в Олимпийском Мехико (1968) Боб Бимон.

Игорь Тер-Ованесян вспоминал впоследствии подробности этого прыжка:

Наблюдая выдающихся танцовщиков, я не раз восхищался их удивительной способностью как бы зависать в воздухе на какое-то мгновение во время прыжка. Это зависание, которое называется у них «баллон», с трудом поддается тренировке и в большинстве своём является врождённой способностью. У Бимона в середине полёта, даже больше во второй его половине, в тот момент, когда другие прыгуны камнем падают вниз, произошло это чудо - «баллон», и он завис над прыжковой ямой, словно на невидимом парашюте.

История

Прыжки в длину в древности

Античный прыгун в длину

Прыжок в длину был распространённой дисциплиной античных олимпийских игр. По дошедшим свидетельствам, техника прыжка принципиально отличалась от современной. При прыжке атлеты держали в руках специальный груз, напоминающий гантели, который перед приземлением отбрасывали назад. Вероятно, считалось, что таким образом они увеличивают длину прыжка.

По имеющимся данным древнегреческий атлет Хионис на Играх прошедших в 656 году до н. э. достиг результата 7,05 м. Есть также сведения о том что некоторые атлеты достигали результатов свыше 15 метров, но исследователи считают что речь идёт о тройном прыжке.

Современное состояние

C возрождением интереса к спорту и лёгкой атлетике, прыжки в длину с конца XIX века становятся популярной дисциплиной технических видов. В 1898 году мировой рекорд в прыжках в длину у мужчин принадлежал американцу Майеру Принштайну - 7,23 м. На первых Олимпийских играх также проводились соревнования по прыжкам в длину с места, но они быстро потеряли популярность.

Прыжок в длину относится к наиболее консервативным дисциплинам. Так 8-метровый рубеж (8,13) у мужчин был впервые преодолен Джесси Оуэнсом еще в 1935 году, и по сей день с этим результатом можно выиграть крупные международные соревнования уровня «Гран-при».

В историю этого вида вошло противостояние:

    Ральф Бостон (США) и Игорь Тер-Ованесян (СССР). Карл Льюис (США) и Майк Пауэлл (США).

Легендой стал прыжок Боба Бимона на 8,90 метра на Олимпиаде в Мехико (1968). До того неизвестный атлет превзошёл предыдущий рекорд мира сразу на 55 см. Этот рекорд был побит Майком Пауэллом, прыгнувшим в 1991 году на 8,95 м на чемпионате мира в Токио, чей результат остаётся непревзойдённым и поныне.

Дуэль Льюиса и Пауэлла на чемпионате мира в Токио

Основная статья: Чемпионат мира по лёгкой атлетике 1991 - прыжки в длину (мужчины)

Дуэль Льюиса и Пауэлла на чемпионате мира 1991 года в Токио по праву считается одним из величайших спортивных соревнований в истории лёгкой атлетики. В секторе для прыжков был превзойдён казавшийся вечным мировой рекорд Боба Бимона, установленный в 1968 году на Олимпиаде в Мехико.

К моменту начала соревнований Льюис в течение 10 лет не знал поражений, одержав подряд 65 побед. Менее титулованный Пауэлл был серебряным призёром Олимпиады 1988 года в Сеуле и имел лучший результат в мире в 1990 году.

В первой попытке Льюис установил рекорд чемпионатов мира, прыгнув на 8,68 м. Всего три раза за свою спортивную карьеру он прыгал дальше. Пауэлл в первой попытке заступил, а в следующей с результатом 8,54 м вышел на второе место. На третьей позиции закрепился Ларри Мирикс, который, однако, не мог составить серьёзной конкуренции лидерам.

В третьей попытке с попутным ветром 2,3 м/с Льюис показал 8,83 м, один из лучших результатов за всю историю лёгкой атлетики. Пауэлл в третьей попытке улетел в район 8,80 м, однако заступил.

Четвёртая попытка Льюиса была исторической: 8,91 м, первый за 23 года прыжок, превышавший мировой рекорд Боба Бимона. Несмотря на то, что результат был показан с сильным попутным ветром (3 м/с) и не мог быть зафиксирован в качестве нового мирового рекорда, он шёл в зачёт соревнований. Теперь чтобы победить Льюиса, Пауэллу необходимо было устанавливать мировой рекорд.

Развязка этой интриги наступила в пятой попытке. С попутным ветром 0,3 м/с Пауэлл прыгнул на 8,95 м и тем самым превзошёл «вечный рекорд» Бимона, причём сделал это на равнинном стадионе.

Два последних прыжка Льюиса были прекрасны: 8,87 и 8,84 м. Он установил личный рекорд (прыжок на 8,91 м личным рекордом не считался, потому что был сделан при чрезмерном попутном ветре), однако обойти Пауэлла не смог.

Ларри Мирикс с прекрасным результатом 8,42 м стал третьим.

В дальнейшем Пауэлл дважды прыгал за отметку мирового рекорда: 8,99 м в 1992 году и 8,95 в 1994, однако оба прыжка были совершены при попутном ветре, превышавшем допустимую норму 2 м/с, и не были зафиксированы в качестве рекордов.

Льюис, который кроме блестящего выступления в секторе для прыжков, установил на этом чемпионате мировой рекорд в беге на 100 м, был объявлен лучшим атлетом 1991 года.

Дальние прыжки с попутным ветром

Поскольку попутный ветер может значительно увеличить дальность прыжка, по правилам ИААФ не регистрируются в качестве рекордов результаты, показанные при скорости попутного ветра более 2 м/с. Поэтому лучшие результаты, показанные на соревнованиях, могут превышать официальный мировой рекорд. Самым дальним прыжком в истории лёгкой атлетики является прыжок на 8,99 м Майка Пауэлла (США), совершённый 21 июля 1992 года на соревнованиях в высокогорном посёлке Сестриере при скорости попутного ветра 4,0 м/с. На этих же соревнованиях Хайке Дрекслер (Германия) прыгнула на 7,63 м при скорости попутного ветра 2,1 м/с, установив высшее достижение среди женщин. Следует отметить также прыжок на 8,96 м кубинца Ивана Педросо 29 июля 1995 года в Сестриере, когда измеренная скорость ветра составила 1,2 м/с, однако результат этого замера был признан ошибочным.

Мировые рекорды

Открытые стадионы

Прыжки в длину

Пятиборье

Неофициальные рекорды (до появления ИААФ)

Прыжки в длину и в высоту - одна из наиболее популярных дисциплин легкой атлетики. Обучение прыжкам можно начинать в возрасте 8−10 лет, при наличии базового уровня общей физической подготовки и хорошего состояния здоровья. Сначала в секцию принимаются все желающие, но со временем тренер оставляет только тех, кто демонстрирует выдающиеся результаты. Для прыгуна важен каждый сантиметр, поэтому тренировки - это упорная работа.

Чтобы улучшить достигнутые результаты, порой требуются месяцы интенсивных занятий. Но затраченные усилия непременно окупятся. Перспективные прыгуны уже в подростковом возрасте становятся участниками соревнований регионального, федерального и международного уровня. Даже если ребенок не станет профессиональным спортсменом, занятия прыжками - один из лучших способов стать стройным и подтянутым, развить быструю реакцию, стать ловким, смелым и дисциплинированным.

Особенности обучения прыжкам в длину

Техника прыжков с места значительно отличается от выполнения прыжков с разбега. Чтобы прыгать красиво и правильно, требуется:

  • Иметь хорошую координацию движений.
  • Уметь правильно падать, чтобы избежать травм.
  • Быть выносливым.
  • Иметь крепкую мускулатуру рук и ног.

Для того чтобы начать обучение, ребенку младшего школьного возраста понадобится удобный спортивный костюм (его стоимость в среднем составляет 520 рублей), а также абонемент в спортивную школу. Обычно занятие в детско-юношеской спортивной школе строится по следующему принципу: сначала ученики под руководством тренера выполняют легкую подготовительную разминку, а потом по очереди начинают прыгать в длину.

Чтобы научиться делать это грамотно и с хорошим результатом, требуется как минимум несколько месяцев регулярных занятий. Однако, некоторые одаренные юные легкоатлеты начинают прыгать далеко и устанавливать личные рекорды уже через два месяца после начала обучения.

Во время обучения задача грамотного тренера - объяснить ученикам, что стремление прыгнуть как можно дальше не должно стать самоцелью . Невозможно совершить красивый и длинный прыжок, не обладая базовыми техническими навыками. Также нужно уметь правильно приземляться и группироваться о время приземления для того, чтобы избежать серьезных травм: открытых и закрытых переломов, растяжений мышц и связок.

После каждого занятия тренер подводит итоги, отмечая наиболее способных учеников и по возможности поощряя и подбадривая тех, кто не показал выдающихся результатов. Также в конце занятия тренер говорит каждому ученику о его ошибках, например, учит не «частить» руками и ногами во время полета. С теми, кто пока еще плохо владеет своим телом, но настроен серьезно заниматься, проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Для того чтобы достичь успеха, тренер должен владеть разными способами объяснения материала: как показом, так и рассказом. По итогам каждого занятия все результаты прыжков замеряются и заносятся в специальный журнал.

Основные ошибки начинающих спортсменов

Техника выполнения прыжков в длину с места предполагает идеальную координацию движений , а также быструю реакцию. Если внимательно изучить специализированную литературу, можно выявить основные ошибки новичков.

Однако, практика показывает, что эти ошибки совершают не только ученики спортивных школ первого - второго года обучения, но и более опытные девушки (юноши). В связи с этим для тренера важно сразу научить своих воспитанников прыгать правильно, потому что переучиваться потом бывает очень сложно. Вот наиболее распространенные ошибки, которых желательно избегать :

  • Несогласованные движения рук и ног.
  • Длинный промежуток между отталкиванием и полетом. Взлет должен быть стремительным.
  • Частые несогласованные и непроизвольные взмахи верхних и нижних конечностей во время фазы полета. На профессиональном языке тренеры называют это «частить руками и ногами».
  • Жесткое приземление без группировки: спортсмен падает «мешком» вместо того, чтобы сгруппироваться и мягко коснуться земли. Это приводит к спортивным травмам.

Также нужно иметь в виду, что должны обязательно присутствовать все четыре фазы прыжка :

  • Подготовка.
  • Отталкивание.
  • Полет.
  • Приземление.

Кульминацией является полет. Но, если спортсмен не подготовился к прыжку, то есть первая фаза была пропущена, далекого полета можно не ждать.

Поэтому для того чтобы увеличить дальность прыжка, необходимо прежде всего до автоматизма отработать все четыре фазы , которые должны следовать одна за другой, без перерыва. Для этого выполняются специальные упражнения, направленные на развитие быстрой реакции и быстрого переключения от одного движения к другому.

Для детей младшего школьного возраста в обучении активно используются подвижные игры с элементами прыжков. Также хорошо развивают реакцию подвижные игры с мячом. Особенно полезно будущим прыгунам играть в баскетбол, так как эта спортивная игра развивает прыгучесть и координацию движений.

Критерии успешности прыжка в длину с места

Какой прыжок является образцовым? Нормативы прыжков в длину с места меняются каждый год, и тренер должен быть в курсе этих изменений. Изменения в нормативах связаны с тем, что каждое последующее поколение детей имеет физические параметры, отличные от предыдущего поколения (например, имеет место такое явление, как акселерация - ускорение роста и прибавки в весе).

Нормативы, которые подходили для учеников спортивных школ всего несколько лет назад, могут показаться слишком легкими для современных юношей и девушек. То же самое касается и других спортивных дисциплин легкой атлетики. Существует несколько видов прыжков (в длину, в высоту, тройной прыжок, прыжок с шестом), но критерии успешности выполнения у них примерно одинаковы. Они приводятся ниже:

  • Техническая правильность выполнения всех элементов прыжка.
  • Присутствие всех основных фаз.
  • Дальность конкретного прыжка.
  • Оценка конкретного результата в сравнении с предыдущими результатами (немного лучше или немного хуже, значительно лучше или значительно хуже, примерно так же). В этом контексте можно использовать понятие «личный рекорд» - результат, который значительно превосходит все результаты конкретного спортсмена и при этом демонстрируется в первый раз.

Сколько тренеров, столько и мнений. Есть специалисты, которые настроены на самые высокие результаты, но при этом не обращают внимания на то, насколько правильно выполняется упражнение. Но есть и другие тренеры, которые скрупулезно отрабатывают технику, не заостряя внимание на высоких результатах. Второй подход представляется наиболее перспективным, особенно в том случае, если речь идет о прыжках с дополнительной фазой разбега (например, знаменитый тройной прыжок).

Особенности выполнения тройного прыжка

Техника прыжка в длину с разбега отличается от выполнения прыжков в длину с места наличием фазы разбега. Разбег разделяется на три этапа: спортсмен совершает три быстрых широких шага, напоминающих бег или прыжок, и лишь затем взлетает. Благодаря разбегу значительно увеличивается дальность прыжка и его зрелищность.

Тройные прыжки неизменно, из года в год входят в программу летних Олимпийских игр, национальных чемпионатов и чемпионата мира по легкой атлетике. Во время обучения тройному прыжку особое внимание уделяется правильности и быстроте разбега, а также мягкости приземления. Падать на землю «мешком» после прыжка с разбегом гораздо больнее и опаснее, чем также падать после прыжка с места, поэтому тренер должен обязательно проводить отдельные занятия, посвященные группировке перед падением.

Если ребенок младшего школьного возраста охотно играет в подвижные игры, а также отличается прыгучестью, ловкостью, быстрой реакцией, родители вполне могут отдать его изучать прыжки в длину. Занятия помогут ученику реализовать свои природные способности и максимально развить их под чутким руководством грамотного педагога.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Скорость, прыгучесть и эмоциональность — наверное лучшие слова, которые подходят для описания прыжка в длину. На протяжении 6 попыток сильнейшие прыгуны соревнуются друг с другом в секторе для прыжков в длину, постоянно меняясь лидирующими позициями. Вплоть до последней попытки ты не знаешь, кто станет победителем, и именно это и делает эту дисциплину легкой атлетики настолько популярной.

Прыжку в длину можно смело дать название «разбег и прыжок» или «спринт и прыжок», так как сам прыжок, по сути, является всего лишь частью этой дисциплины легкой атлетики. Да, существует техника отталкивания от планки, техника полета над прыжковой ямой и приземление. Все названные элементы техники безусловно важны, но способны улучшить ваш прыжок только при условии хорошего и быстрого разбега. Когда вы находитесь в воздухе, вы уже не можете как либо существенно изменить длину полета, которую, по сути, уже определили той скоростью, которую успели накопить во время разбега, и не важно как хорошо вы выполнили полет над ямой или технику приземления.

Именно поэтому история прыжков в длину — это история великих спринтеров, начиная от Джесси Оуэна до Карла Льюис, которые были непревзойденными в этой дисциплине легкой атлетики. И каждый успешный прыгун понимает, что настоящий прыжок в длину начинается с быстрого и эффективного разбега.

Подбираем разбег

Существует множество способов определить начало разбега. Один из таких способов можно описать следующим образом:

1. Встаньте спиной к прыжковой яме и прислоните пятку своей маховой ноги к переднему краю планки для отталкивания.
2. Пробегите вперед такое же количество шагов, какое вы будете использовать в своем разбеге.
3. Отметьте в этом месте предварительную стартовую отметку.
4. Несколько раз выполните разбег от этой отметки, а затем скорректируйте её таким образом, чтобы быть уверенным в том, что ваш последний шаг попадает точно на планку для отталкивания.

Как вариант, можно обозначить случайную точку на линии разбега, а затем повторить 4-й шаг, описанный выше.

В качестве примера, если ваш разбег составляет около 20 беговых шагов, отметьте точку своего 20 шага. Повторите свой разбег несколько раз, чтобы определить среднюю длину своего разбега. Если средняя дистанция составляет 18 метров, то установите отметку на 18 метрах от передней части планки для отталкивания для начала разбега.

Лучшим вариантом будет измерить длину разбега в стопах. Таким образом вы будете гораздо точнее знать длину своего разбега.

Помните, что адреналин или попутный ветер могут повлиять на разбег. Например, если во время вашего прыжка дует попутный ветер, то немного отнесите назад свою отметку для разбега, ведь ваша скорость при попутном ветре будет несколько выше, чем без него.

Длина разбега будет индивидуальна для каждого участника. Главная цель разбега — оттолкнуться от планки отталкивания с максимальным ускорением, не потеряв при этом контроль над движениями.

Запомните, что если вы достигаете максимального ускорения с 10 шагов, то добавочные два шага никак не смогут вам помочь прыгнуть дальше, наоборот, чрезмерно удлиняя разбега вы будете терять в скорости. Именно поэтому, юным прыгунам стоит подбирать укороченый разбег. Как только они наберутся сил и выносливости, можно позволить им удлинить разбег, чтобы набрать большую скорость для прыжка. Например, в обычной старшей школе прыгуны используют разбег, состоящий, примерно, из 16 шагов.

Разные тренеры имеют свое мнение на счет первого шага разбега . Одни любят говорить, что в начале разбега впереди должна быть толчковая нога, другие же считают, что лучшим вариантом будет постановка маховой ноги.

Лучшим решением для юных прыгунов будет попробовать оба способа и определиться, какой из этих двух вариантов подходит им больше всего.

Разбег. Начальная и переходная фазы.

Разбег из 16 шагов можно разделить на 4 фазы, каждая из которых будет длиться 4 шага.

Начальная фаза многим напоминает замедленный старт на спринтерскую дистанцию, только без использования стартовых колодок. При выполнении начальной фазы:

1. Примите стартовую позицию и начинайте ускорение, держа свою голову немного опущенной, с активной работой рук.

2. Начинайте поднимать голову и постепенно выпрямляйтесь, придавая корпусу вертикально положение необходимое для начала переходной фазы разбега.

К концу переходной фазы структура вашего бега должна напоминать спринтерский бег. Не забывайте направлять свой взгляд прямо на протяжении всего ускорения.

Продолжаем разбег — атакующая фаза и финальные шаги.

В атакующей фазе все ваши усилия направлены на достижения максимальной скорости. Ваш корпус находится в вертикальном положении, взгляд направлен строго в горизонт. Не смотрите на планку — вы еще не начали готовится к совершению отталкивания.

Бегите быстро и легко, поддерживая правильную, хорошо контролируемую спринтерскую технику и продолжайте наращивать скорость. В общем и целом, разбег на протяжении первых трех фаз должен создать возрастающее, последовательное и контролируемое ускорение.

Выполняя заключительные шаги, вы должны передать свою накопленную скорость в отталкивание, полностью контролируя при этом свои движения. Не опускайте голову. Как только вы посмотрите вниз на планку — вы потеряете в скорости. Тренируйтесь чаще, чтобы сформировать стабильный разбег, тогда вы точно попадете на планку и избежите заступа.

На предпоследнем шаге поставьте ногу на всю стопу. Сделайте этот шаг чуточку длиннее, чтобы понизить положение ваших бедер и центра тяжести, и чтобы пронести свой центр тяжести позади впередистоящей ноги. Уверенно оттолкнитесь и сделайте заключительный шаг чуточку короче, чем во время разбега.

Отталкивание

Обычно, у прыгунов, которые пишут правой рукой толчковой ногой является левая нога. Юные прыгуны могут попробовать выполнить прыжок с выполняя точек с разных ног, чтобы понять какая из них больше для них подходит. Как только вы оттолкнетесь от планки, ваше тело будет немного отклоняться назад: ваша стопа будет впереди, бедро чуть позади стопы и плечи чуть позади вашего бедра.

Как только вы поставили свою толчковую ногу на планку, активно отведите назад свою разноименную руку и вынесите голень и бедро маховой ноги вперед.

Ваши руки и маховая нога выносятся вперед. Центр массы тела, который оставался позади вашей толчковой ногой в момент предпоследнего шага, во время отталкивания начинает перемещаться вперед.

Угол вылета после отталкивания должен быть в диапазоне между 18 и 25 градусов. Помните, что нужно направлять взгляд впереди себя, и не смотреть вниз на яму.

Фаза полета — вылет в шаге.

Не так важно, какую технику полета вы применяете, главная цель этого элемента — поддержание прямолинейности движения после отталкивания, не позволяя верхней части вашего тела вращаться и сбивать вас с равновесия.

Вылет в шаге — выглядит и выполняется также, как и звучит — это обычный затянутый шаг. После отталкивания ваша толчковая нога остается сзади, ваша маховая нога вынесена вперед и зафиксирована в таком положении, а руки подняты вверх. Как только начинается приземление, ваша толчковая нога перемещается вперед, соединяясь с маховой ноги, а руки начинают вращаться по дуге: вперед-вниз-назад.

Фаза полета — прыжок прогнувшись

Как и для любого стиля выполнения прыжка, после отталкивания от планки маховая нога выносится вперед. Затем, позвольте маховой ноге опуститься вниз до вертикального положения, а толчковой ноге, напротив, двигаться вперед до того же положения, что и у маховой ноги. Вытяните руки над головой, тем самым предотвращая себя от отклонения от прямолинейного движения.

Только перед кульминация своего полета, согните ваши колени так, чтобы ваши стопы были приблизительно параллельны поверхности.

Как только вы достигли высшей точки, вынесите свои ноги вперед таким образом, чтобы ваши ноги были в какой-то степени параллельны поверхности, а руки выносите вперед и вниз. Внимательно следите за тем, чтобы ваши руки оказались выше уровня ног, когда вы приземлитесь.

Фаза полета — бег по воздуху

Такой стиль прыжка на первой половине полета выглядит словно бег по воздуху. Естественное движение вперед маховой ноги после отталкивания похоже на первый шаг в воздухе. Далее отведите маховую ногу назад и вниз, одновременно поднимая толчковую ногу, сгибая её в колене и вынося вперед. В верхней точке полета ваши руки должны быть подняты над головой. В это время ваша толчковая нога должна смотреть вперед, и быть приблизительно параллельной поверхности, а маховая нога находиться под вами в согнутом положении насколько это комфортно.

Зафиксируйте толчковую ногу, и как только начнется приземление, подтяните свою маховую ногу вперед, параллельно выполняя вращения руками вперед-назад.

В фазе приземления вынесите руки из-за спины и потянитесь ими вперед.

Приземление

Результат в прыжках в длину измеряется по той части вашего тела, которое оставило след на поверхности прыжковой ямы ближе всего к линии отталкивания, а не по первой части тела оставившей след на песке. Другими словами, если изначально вы приземлились на стопы, а затем вы задели руками часть ямы, находившейся за вами, ваш результат будет определяться по отметке, оставленной вашими руками.

Не зависимо от того, какую технику прыжка вы используете, старайтесь как можно дальше вынести свои ноги при приземлении и не задевайте другими частями своего тела песочную яму за отметкой, оставленной вашими ногами.

Как только ваши пятки коснулись ямы, давите ими вниз и продвигайте свои бедра вперед. Это движение, вкупе со скоростью на которой вы совершили отталкивание, должно перенести ваше тело за отметку в которой ваши стопы коснулись песка.

Подводим итоги

Успешный прыгун в длину сочетает в себе комбинацию талантов, которые могут сделать множество прыгунов успешными в различных видах легкой атлетики, как спринте, барьерном беге или других прыжковых видах.

В прыжках в длину нельзя обойтись без контролируемой скорости бега, отработанного разбега, быстрого отталкивания и техничного приземления. Это означает, что прыгуны в длину должны сочетать физические способности с множеством часов тренировок. Труд над технической и физической составляющими прыжка неприметно окупится личными рекордами на соревнованиях и вы будете с радостью вспоминать проделанные тренировки.

Прыжки – одна из старейших дисциплин легкой атлетики. Школьная программа по физической культуре включает в себя прыжки и в длину, и в высоту. Благодаря высокому уровню прыжков улучшается техника игры в волейбол, баскетбол, большой теннис и многих других видов спорта. Зачастую атлеты предпочитают сочетание силовых занятий с прыжковыми, поскольку они делают процесс тренировки более разнообразным и многогранным, развивают силу и ловкость, наряду с гибкостью и скоростью. Прыжки в длину способствуют развитию скорости, силы отталкивания, координации. Прыжок в длину можно совершать с места, или с разбега, в обоих случаях разная техника выполнения прыжка.

ГТО нормативы прыжки в длину с разбега

Прыжок в длину с разбега (см) ГТО

Мальчики

2 ступень (9-10 лет)
3 ступень (11-12 лет)
4 ступень (13-15 лет)
5 ступень (16-17 лет)
6 ступень (18-24 лет)
6 ступень (25-29 лет) далее не проводится

О технике выполнения прыжка посмотрите это видео:

Известны 3 метода прыжка:

  • С согнутыми ногами;
  • В виде ножниц;
  • «прогнувшись».

Для совершения прыжка в длину с разбега используются 4 взаимосвязанные части:

  • разбег;
  • отталкивание;
  • полет;
  • приземление.

Разбег и отталкивание в любом прыжке производятся по одинаковой технике. Отличаются лишь методы группировки при полете. Насколько успешным будет прыжок в длину во многом зависит от разбега, состоящего из 20-22 беговых шагов (среди женщин – 18-20 шагов). Более короткая дистанция не позволяет развивать максимальную скорость, а меньшая скорость, в свою очередь, не позволяет далеко прыгать.


Кроме быстрого разбега, при совершении прыжка в длину, нужно уметь стабильно ставить ногу на брусок и сильно отталкиваться, сохраняя при этом равновесие при полете, а после рационально приземлиться. На результат такого прыжка оказывает приоритетное влияние скорость разбега и угол отталкивания. Длину разбега определяет уровень беговой готовности спортсмена. Ребенку дошкольного возраста для разбега требуется расстояние в 16-22 м., а старшекласснику – 25-35 м. Среди девочек разбег на 2-3 м. меньше, нежели среди мальчиков.

Чтобы достигнуть стабильности шагов нужно встать в стандартное для разбега исходное положение. Зачастую одну ногу принято отставлять назад. Для предотвращения колебаний длины шагов, первый всегда нужно выполнять одинаковым по длине. Разбег бывает двух вариантов: с постепенным увеличением скорости, которая может достигнуть максимума к отталкиванию, и с быстрым ростом скорости и ее поддержании до отталкивания.

Первый этап разбега похож на бег спринтера с низкой стартовой точки. Туловище нужно наклонить вперед и энергично работать руками. К середине разбега нужно выпрямить туловище и перед предпоследним шагом быть в вертикальном положении. К концу разбега, с поддержкой, а иногда и слегка с увеличением достигнутой ранее скорости, прыгуну нужно выполнить движение свободно, без лишнего напряжения, что даст ему возможность быстрого и естественного перехода к отталкиванию. Чтобы разбег был более точным, спортсмен должен сделать контрольную отметку за 6 беговых шагов до специальной доски, на которую ему нужно наступить толчковой ногой. Отталкивание должно выполняться максимально быстро. На предпоследнем шаге слегка понижается тело. Длина последнего шага должна быть меньше предыдущего на 25-30 сантиметров. Благодаря ускоренной постановки ноги на брусок сохраняется горизонтальная скорость.


Если при постановке ноги слышен «шлепок», значит мышцы голеностопного сустава слабые. Если постановка ноги упругая, она будет бесшумной. При амортизации ногу изначально нужно согнуть в каждом суставе, а после выпрямить под действием инерции своей массы тела при приближении к вертикали. В ходе отталкивания одноименную маховой ноге руку отводят назад в сторону, другой делается энергичный взмах вверх и немного внутрь. Начиная выпрямление толчковой ноги, маховую ногу активным движением от бедра нужно вынести вперед-вверх, выпрямить туловище, поднять вверх грудь и плечи. В любом способе прыжка в длину первый этап полета (взлет) выполняется одинаково. Согнутую вперед маховую ногу с высоко поднятым бедром нужно ставить вперед, толчковую оставить сзади, приняв при этом положение «широкого шага». Далее прыгун выполняет движения, соответствующие способу прыжка:

  1. Прыжок «согнутыми ногами» Это самый простой способ. Именно он изучается в школьной программе. После полета «в шаге» маховую ногу нужно немного опустить вниз, толчковую подтянуть к ней, и обе ноги прижать к груди. Так спортсмен может принять положение группировки, опустив вниз руки. Перед приземлением он должен выпрямить ноги, постараться выбросить их максимально вперед, с отведением рук назад.
  2. Прыжок «прогнувшись»; Этот способ более эффективный, поскольку дает возможность избежать вращения и приземление более легкое. После взлета маховую ногу нужно опустить вниз и отвести назад, как и толчковую, таз вывезти вперед, руками сделать дугообразное движение. Прыгун должен прогнуться в поясничной и грудной части, немного отвести назад плечи. Затем принять исходное положение и приземлиться.
  3. Прыжок «ножницы»; Он слегка отличается от первых двух. В данном случае прыгуну не нужно в полете принимать какого-либо фиксированного положения, а нужно выполнять почти те же движения, как во время разбега, как бы продолжая «бежать в воздухе». После взлета маховую ногу нужно опустить вниз и отвести назад, а толчковую вывести вперед. Далее при опускании маховой ноги таз выводится вперед. После этого назад нужно отвести уже толчковую ногу, а маховую вынести вперед. Ноги остаются согнутыми в коленях, руки повторяют ритм движения ног. Готовясь к приземлению прыгун должен соединить ноги, подтянуть их к груди, а после выбросить их вперед. Осуществляя прыжок «ножницы» делается 2,5-3,5 беговых шага.

В каждом из этих способов приземление одинаковое. Согнутые ноги нужно поднять так, чтобы пятки были слегка ниже уровня таза, а затем выбросить вперед. При выбрасывании ног прыгун должен быть в группировке, предусматривающем значительный наклон туловища, или положение «сидя», что больше относится к начинающим прыгунам. В завершении приземления ноги сгибаются и выходят вперед.

Как подготовиться к прыжку в длину с разбега?


В начальном этапе прыгун принимает исходное положение. Этот этап довольно важен, поскольку определяется сила толчка и общий итог прыжка. Чтобы принять правильную позицию, необходимо соблюдение следующих действий:

  • встать на стартовую линию;
  • расставить ноги на ширине плеч;
  • опустить руки вниз, с легким отведением назад;
  • согнуть локти, чтобы можно было вытолкнуть тело вперед;
  • поставить ноги на стопы;
  • согнуть колени и тазобедренные суставы, расположив их на уровне носков.

Как правильно отталкиваться?

Этот этап идет сразу за предыдущим, без остановки, когда тело продолжает двигаться по инерции вниз, а тазобедренные суставы разгибаются.


Руки нужно выбросить вперед в том направлении, в котором выполняется прыжок. Для выполнения второй фазы соблюдаются следующие действия:

  • резко выбросить руки вперед;
  • подтянуть вперед тазобедренные суставы;
  • разогнуть коленные суставы;
  • оторвать от земли стопы.

Как правильно приземляться?

Находясь в воздухе, спортсмен должен подтянуть колени к груди и вытянуть тело в виде прямой линии.


Когда завершится стадия полета, можно опустить руки, вынести стопы вперед. После нужно правильно приземлиться. Чтобы полет и приземление были выполнены правильно, спортсмен должен:

  1. При приземлении вывести руки вперед, что позволит лучше удержать равновесие;
  2. Согнуть колени для упругости приземления. При этом это позволяет снизить нагрузку на связки и суставы;
  3. Выпрямить тело при приземлении и завершить выполнение упражнения.

Что нужно знать о прыжках в длину с места?

Прыжок в длину с места считается самостоятельным видом соревнований, школьная программа по физкультуре предусматривает . Также он зачастую включен в программу многоборья легкой атлетики, или представлен в виде отдельного упражнения. Освоим технику прыжка в длину с места, можно развивать свои скоростные и силовые качества, навыки спринтера.

Прежде чем начать разбор техники прыжков с места, необходимо разобраться с самим упражнением. Еще в школе детей учат выполнению данного упражнения. Так, одновременно оторвав от поверхности ноги, прыгун должен совершить прыжок так, чтобы в полете была преодолена максимальная дистанция. После приземления спортсмен должен выпрямиться и завершить упражнение, покинув зону приземления. Далее происходит измерение длины прыжка. Длина засчитывается от отрывной точки до точки приземления. При этом точка приземления – ближайшая точка касания какой-либо части тела с поверхностью. Согласно нормативам для учеников школ в возрасте 8-10 лет норматив – это 120-160 см., школьников 11-15-летнего возраста – 150-200 см., для мужчин возрастной категории 16-30 лет – 200-240 см.

Техника прыжков в длину с разбега

Среди основных задач обучения:

  • Изучение техники прыжка в длину с разбега, в частности, это правильное:
  • Отталкивание с вылетом в шаге;
  • Отталкивание с разбегом;
  • Приземление;
  • Движение в полете.

Совершенствование техники:

  • Прыжки в длину вместе с укороченным и средним разбегом;
  • Прыжки с полным разбегом и в обстановке соревнования.

Как проводятся соревнования по прыжкам в длину?

Длина дорожки для разбега должна составлять не меньше 40 м., а ширина 1,25 м. Яма должна быть наполнена влажным песком, хорошенько взрыхленным. Его поверхность соответствует по уровню поверхности дорожки для разбега. По обеим сторонам дорожки для разбега и боковым бортам ямы для приземления предусмотрена зона безопасности, ширина которой составляет не меньше 1 м.


Прыгун отталкивается одной ногой и приземляется в яму с песком. Длина прыжка измеряется от самой ближней к бруску точки прикосновения любой части тела или одежды спортсмена по прямой перпендикулярной линии.

Прыжок не будет засчитан в том случае, если:

  1. не выполнен прыжок, спортсмен пробежал по бруску или вдоль него, пересекая линия приземления;
  2. отталкивание было выполнено с заступом или наступлением на линию измерения;
  3. отталкивание было выполнено сбоку от бруска;
  4. прыгун коснется песка какой-нибудь частью тела за местом приземления, потеряв равновесие после приземления, или вернувшись назад по яме приземления;
  5. применена любая форма сальто при прыжке.

Какие ошибки совершаются при прыжках с места?

Как дети школьного возраста, так и опытные спортсмены при выполнении прыжков в длину с места иногда совершают типичные ошибки, ухудшающие результаты. В том числе они:

  1. не согласовано двигают руками и ногами;
  2. преждевременно опускают ноги;
  3. не полно выпрямляют коленные и тазобедренные суставы;
  4. падают при контакте с землей.


Нужно также помнить о важности разминки и ее значении. Необходима она для предотвращения травм. Также стоит учитывать, что научиться правильно прыгать получится только при достаточном развитии ног и плеч, а также общей физической подготовке. Вот почему нужно стремиться усовершенствовать в целом свои силовые параметры. Чтобы прыжок получился дальним и правильным, стоит соблюдать некоторые рекомендации:

  • обязательно изучить технику выполнения прыжка – довести ее до идеальности;
  • укрепить мышцы верхней части тела силовыми упражнениями;
  • больше бегать;
  • тренироваться в других видах прыжков: с разбега, с места, в высоту и т.д.;
  • ежедневно делать упражнения на растяжку;
  • следить за своим прогрессом для улучшения достижений.
Ступень (возраст) Девочки мальчики
2 ступень - для 9-10 лет 190 200 250 210 225 285
3 ступень - для 11-12 лет 230 240 300 270 280 335
4 ступень - для 13-15 лет 275 290 340 340 355 415
5 ступень - для 16-17 лет 285 300 345 375 385 440
Ступень (возраст) женщины Мужчины
6 ступень - для 18-24 лет 270 290 320 370 380 430

Узнать, как правильно выполнить прыжок в длину, можно здесь:

Этот норматив нужно сдавать в специально приспособленном секторе для прыжков. Прыгуну предоставляется возможность сделать три попытки, при этом в результат идет самая удачная. Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до ближайшего следа, оставленного на песке любой частью тела участника.

Что нужно знать

Прыжок в длину с разбега состоит из четырех частей: самого разбега, отталкивания, полета и приземления. Расстояние разбега зависит от индивидуальных особенностей спортсмена. Профессионалы разбегаются с 40-50 м.

При отталкивании основной целью является преобразование горизонтальной скорости при беге в скорость вылета тела спортсмена. Чем быстрее оно произойдет, тем длиннее будет сам прыжок. При этом очень важно не заступить за линию, иначе попытка не будет засчитана.

После того, как ступни прыгуна оторвутся от земли, главной его заботой является сохранение равновесия. При соприкосновении стоп с поверхностью спортсмен посылает вперед руки и сгибает ноги в коленных суставах. При этом очень важно не вывести руки вперед прежде времени, так как это приведет к опусканию ног вниз и сокращению длины полета.

Что еще почитать