Новосибирский ученый объехал на велосипеде вокруг света. Кругосветные велосипедные путешествия

Недавно известный путешественник Владимир Лысенко завершил свое кругосветное путешествие на велосипеде. Начиная с 2006 года, Лысенко пересек Евразию (от Владивостока до Тарифы, Испания ), проехал по Африке (Марокко , Западной Сахаре ), Южной Америке , Северной Америке, Австралии , тихоокеанским островам (Кирибати, Науру ), Новой Зеландии и Австралии. Протяженность маршрута Владимира составила более 40100 км. Лысенко проехал через 25 стран – Россию , Казахстан , Украину , Словакию , Австрию , Германию , Лихтенштейн , Швейцарию , Италию , Францию , Испанию, Марокко, Аргентину , Чили , Перу , Эквадор , Сальвадор , Гватемалу , Белиз , Мексику , США , Кирибати, Науру, Новую Зеландию и Австралию.

Планируя свое путешествие, я учитывал требования, необходимые для каждой кругосветки, - рассказал «Комсомолке» Владимир Лысенко, который, кстати, является президентом Союза Кругосветчиков России (кроме него, туда входят еще около 30 россиян, совершивших кругосветки, в том числе Федор Конюхов, Николай Литау , Сергей Синельник и другие). – Выражаясь простым языком, маршрут должен проходить так, чтобы на маршруте были противоположные точки (прямая, мысленно соединяющая их, проходит через центр Земли). А для сухопутных кругосветок есть еще ряд условий: нужно побывать на всех континентах и частях света (кроме Антарктиды ), причем проехать по каждой из них больше тысячи километров, длина маршрута должна превышать длину экватора и другие.

Стоит ли говорить, сколько интересного встретил и задокументировал сибиряк во время своего путешествия. А специально для «Комсомолки» он рассказал о своих впечатлениях о странах, городах и людях в разных частях света…

Началось все с Владивостока…

"Рассказывать о моем переезде через Россию много не буду. О красотах и проблемах нашей страны и так все знают. Скажу только, что проехал я с самого востока России до самого запада экс-СССР (Ужгорода , Украина) – больше 11 тысяч километров. Разумеется, за это время случалось всякое. Пожалуй, самым трудным участком тура оказалась восточная Сибирь . А точнее – участок между Биробиджаном (Еврейская автономная область) и Читой . Западнее Биробиджана дорога, которая до этого успешно вела меня по городам и весям востока России, здесь… пропала. В общем, пришлось катить на велосипеде почти по полному бездорожью. А затем под колесами затрещала щебенка и трещала (за исключением отдельных небольших кусков асфальта) почти до… Читы.

Впрочем, был у езды по Родине и положительный момент – я очень мало (по сравнению с заграницей) тратил денег. Часто ночевал рядом с дорогой в спальном мешке. Этим Россия и отличается от стран Европы , Северной Америки, Австралии – там за сервис приходится выкладывать большие деньги… но он высокого уровня.

Выбравшись из объятий своей страны, я попал в руки братской Украины. Этот участок я проехал без особых приключений и впечатлений. Правда, там меня застала суровая осень – дорогу, начиная от Ровно, постоянно заметало снегом, и мне, как велосипедисту, пришлось несладко. А вот Западная Европа (уже в летнее время) меня приняла более радушно – её я пересек до Гибралтарского пролива.

Европа

Впечатлений от Европы масса, но все их пересказывать, наверное, не имеет смысла – россияне часто туда ездят, и местную величественную архитектуру нужно просто увидеть! Впрочем, в Европе я был уже отнюдь не в первый раз, и все эти красоты уже так не поражали мое воображение. Я, вообще, не стремлюсь бывать в одних и тех же местах много раз. Запомнилось другое. Известно, что почти везде в Восточной Европе к советскому наследию относятся, мягко говоря, прохладно. И тем удивительнее мне было увидеть десятки монументов советским воинам в Словакии! Даже в России сейчас так не заботятся о памятниках героям Великой отечественной войны, а здесь и за монументами ухаживают, и вообще чувствуется уважительное отношение.

Кстати говоря, отголоски советского наследия я встречал и на Западе Европы. Однажды я был жутко удивлен, когда увидел нечто вроде каменной стелы, установленной на границе Франции и Италии – на ней была намалевана красной краской советская звезда и… серп и молот! Откуда тут взялся этот советский атрибут, я так и не выяснил, так что интрига остается по сей день…

Если же вкратце рассказывать о моем велопробеге через Европу, то я бы особо выделил несколько вещей. Во-первых, для путешествия по Европе вполне достаточно знать только английский язык, а для путешествия по Испании (как, впрочем, и по Южной и Центральной Америке), кроме английского, желательно обладать некоторыми знаниями испанского (впрочем, отдельные наши соотечественники не знают ни одного, ни второго языка, но, тем не менее, успешно путешествуют). Причем азы испанского даются очень легко: со своими «Cuanto cuesta?» (сколько стоит?), «Donde el hotel barato?» (где дешевая гостиница?) и еще десятком подобных фраз я с успехом побывал не в одном испаноязычном государстве. Говоря откровенно, общих познаний в английском и испанском вполне хватает, чтобы объехать… весь мир. Все-таки в космополитичное время живем!


Африка

Но, как я уже говорил, в Европе (до велокругосветки) я уже бывал неоднократно и с ней был знаком достаточно хорошо. А вот куда мне действительно хотелось попасть – так это в Марокко! В свою прошлую кругосветку на автомобиле я пересекал Африку от ЮАР до Египта , от Ливии до Сенегала , но попасть в Марокко не получилось (граница между Алжиром и Марокко была закрыта). А в этот раз я решил проехать именно по Марокко и Западной Сахаре.

Еще в аэропорту «Толмачево » мой взгляд упал на стенд с разными путеводителями и буклетами. Увидев книжку о достопримечательностях Марокко, я, взял ее про запас. Так и случилось, что из всех 25 стран, которые я объехал в своей кругосветке, мой тур по Марокко получился самым «экскурсионным». И впечатлений действительно было море!

В основном Марокко удивило меня своими контрастами. Как-то странно было видеть в центре города (например, Касабланки ) современные небоскребы, ближе к окраинам – средневековые кварталы (в Марокко такая старая часть города, построенная во времена арабского владычества. называется «медина », слово «медина» (аль-мадинат) в современном арабском языке означает просто «город», и такой квартал есть во многих марокканских городах), а в самих мединах – еще более древние крепостные кварталы, называемые «касба» (от араб. «касаба » – «крепость», «поселение», «цитадель», первоначально это была самая старая или укрепленная часть города, резиденция правителя). А в сельской местности я видел земледельцев, которые используют для вспашки полей… быков и самый примитивный плуг. Как будто последняя тысяча лет прошла мимо этих мест…

И чем дальше я ехал в сторону Западной Сахары, тем примитивней и колоритней становились эти места: зелень постепенно исчезала, уступая место могучим пескам, которые то и дело заметали дорогу, преграждая мне путь. И все-таки эта часть моего путешествия была одной из самых интересных. К примеру, мне довелось повидать тот самый обветшалый дом, в котором когда-то жил Антуан де Сент-Экзюпери и писал здесь свой первый роман. Дальше я ехал по Западной Сахаре вдоль побережья. Здесь и закончился мой «африканский» маршрут.


Америка

В Аргентину я прибыл в середине октября. Думаете, в эту пору там было жарко? Сильно ошибаетесь… Тот, кто бывал в южном полушарии, меня поймет – ведь там чем южнее, тем… холоднее из-за близости к Антарктике . Поэтому в Аргентине прошла самая «прохладная» часть моего путешествия. Посещая редкие городки, я катил по бескрайним и почти безжизненным из-за постоянного холода землям Патагонии, пока не доехал до высоких гор. Пришлось перебираться через Анды, поднявшись на велосипеде на высоту 3 км – здесь сквозь горный хребет, из Аргентины в Чили, вел тоннель Христа Спасителя. Я уже было изготовился нырнуть внутрь, как вдруг ко мне оперативно подъехали молодчики на грузовичке, погрузили мой велосипед к себе и… благополучно перевезли меня на ту сторону. Совершенно бесплатно! Такой сервис меня, признаться, даже тронул. А дальше был головокружительный и восторженный спуск с трехкилометровой высоты по крутым серпантинам.

В Чили меня больше всего интересовала пустыня Атакама . А в ней – странные идолы Дейдадес Тутеларес якобы индейского происхождения, которые там стоят. Что это такое и откуда взялось, я так доподлинно и не узнал, но найти сильно хотелось. Мне удалось узнать координаты сразу двух мест в пустыне, где могли бы стоять эти истуканы. В первом месте я безуспешно проплутал около часа. А во втором все-таки нашел то, что искал, и с легким сердцем отправился дальше: ведь для путешественника главное побывать там, где еще не был, и увидеть то, чего еще не видел… А далее были пустынные и горные участки Перу и Эквадора… Проехал я и по эквадорским Галапагосским островам.

Затем я оказался уже в Северной Америке. О южных странах этого континента много говорить не буду – Сальвадор и Гватемала запомнились по большей части спокойными дорогами и красивыми видами. Потом была еще одна страна, в которой я очень хотел побывать – Белиз. Это государство долгие годы было «белым пятном» на карте моих путешествий. И, естественно, мне хотелось этот пробел восполнить. И Белиз мне очень понравился – любопытство мое было настолько сильным, что впечатления не испортили ни бедность этой страны, ни ее чрезвычайная провинциальность. Я просто спокойно катил по ухабистым дорогам и смотрел на дивную природу тех мест. Но когда я доехал до Мексики, то… моему спокойствию пришел конец! Только в этой жаркой стране я видел столько нетерпения к велосипедистам со стороны водителей. Кстати, мексиканцы во многом мне очень напомнили… русских! Проехавшись по этой стране, я пришел к выводу, что в нее лучше попадать в качестве обычного туриста, а не велопутешественника. Совсем другое дело – США, где меня сразу же встретила цивилизация – как на дорогах (в качестве отдельных велодорожек), так и в поведении людей (в прекрасном отношении к велосипедистам – здесь многие сами этим делом увлекаются). Можно сколько угодно ругать американцев, но у них не отнимешь законопослушность и высокий уровень жизни.


Австралия

Немало удовольствия и впечатлений получил я и от тура по австралийскому континенту, а также окружающей его Океании . Сперва я высадился в островной стране Кирибати. Это государство уникально тем, что 99% его территории занимает… океан. Дело в том, что Кирибати состоит из нескольких островков, расположенных далеко друг от друга. При этом даже у самого большого по размеру острова Рождества периметр составляет всего сто километров, и я за день объехал этот остров. На нем же я обнаружил не достроенный японский космодром Аэон, взлетная полоса которого была создана еще в 1959 году. Японцы решили начать строительство космодрома на этом месте, так как расположено оно на линии экватора, а значит, легче запускать груз на орбиту. Но дальше запуска болванки -модели дело не пошло…

Дальше было еще одно государство Океании – Науру. Оно вообще состоит из одного-единственного острова, периметром всего 20 км и богатого фосфатами. А потом я проехал по Северному и Южному островам Новой Зеландии. Эта поездка оставила у меня в душе самые наилучшие впечатления! Ехать там было одно удовольствие – полоса отчуждения (шаулдер), по которой едут велосипедисты, на трассах обычно широкая. Удивила доброжелательность водителей-новозеландцев – к примеру, автомобилисты там объезжают велосипедистов и пешеходов за три метра, боясь их сбить. И если здесь сбивают велосипедиста – то это происшествие государственного масштаба!

И, наконец, я прибыл в Австралию. Свой тур по «континенту контрастов» я начал с юго-востока – штата Южная Австралия. Сразу поразило несколько вещей. Например, то, что в каждом, даже самом захудалом, городишке размером в одну-две улицы есть свой музей и информационный центр для туристов – там каждый проезжающий через этот населенный пункт может узнать его историю и получить «карту достопримечательностей». Также поразило в Австралии обилие (практически в каждом городке) мемориальных памятников, посвященных жертвам первой мировой войны (именно первой, а не второй – жертвам второй мировой монументов меньше). Также по пути мне встретились памятники «тяжелой женской доле», коровам, баранам и, конечно же, кенгуру. Правда, была и своя «ложка дегтя» – Австралия оказалась самой дорогой страной в моем путешествии! Ночь в гостинице в маленьком городке обходилась в 60-100 австралийских долларов (которые сейчас, между прочим, стоят подороже американских), в то время как в Европе аналогичные услуги дешевле. Впрочем, мой бюджет выдержал даже это. И, доехав, до городка Баркалдайн (это в Квинсленде , недалеко от Северных территорий), я повернул домой".


«Ищу компаньона, чтобы… переплыть Атлантику!»

Однако велокругосветка – отнюдь не последняя авантюра, которую хочет осуществить путешественник Владимир Лысенко. Его мечта – закончить еще два своих многоэтапных проекта:

Первое: проект «Из недр Земли в стратосферу». Владимир уже спустился на 3,5 км в глубину на дно самой глубокой шахты в мире – «Мпоненг Майн » в Карлетонвиле (ЮАР), проехал на машине от ЮАР до России через Африку и Ближний Восток, и теперь ему (для завершения проекта) нужно подняться на воздушном шаре на высоту 11,5 км. А рекорд России на тепловом шаре – всего 9 км…

Второе: завершить нужно и кругосветку по экватору (с отклонением от него не более 2 градусов). Владимир уже пересек (с запада на восток) Африку (через ДРК (Конго ), когда здесь еще не закончились военные действия), Индийский океан, Индонезию , Тихий океан и Южную Америку (здесь в Колумбии пришлось идти на моторке по территории, занятой партизанами ФАРК – Революционной Армии Колумбии, – которые берут в плен туристов-заложников и требуют за них большой выкуп, причем ночевать пришлось в селениях наркопроизводителей, среди плантаций коки; кроме этого, пришлось в Бразилии идти пешком по джунглям Амазонии ). Владимиру осталось пересечь на яхте Атлантический океан от Бразилии до Габона через точку (0,0) и остров Сан-Томе. Для этого плавания Лысенко ищет напарников-компаньонов, чтобы сообща арендовать яхту.

Справка «КП»

В соответствии с требованиями Союза Кругосветчиков России (СКР), для совершения любой сухопутной кругосветки необходимо выполнить следующие условия:

1 километраж путешествия должен превышать 40 076 км, т.е. длину экватора,

2 путешествие должно проводиться как в северном, так и в южном полушариях,

3 на маршруте должно быть, как минимум, две антагонистические точки – точки, соединенные мысленно прямой, проходящей через центр Земли (например, точки на юге Южной Америки и в Восточной Сибири),

4 необходимо проехать по 6 континентам и частям света (Европе, Азии , Африке, Южной Америке, Северной Америке, Австралии), причем пробег по каждому из них должен быть более 1000 км.

До настоящего времени единственным россиянином-велопутешественником, выполнившим все четыре требования СКР и ставшим первым велосипедистом-кругосветчиком России по версии СКР, был Юрий Мазнев . Теперь к нему присоединился Владимир Лысенко.




ИТОГИ: Кругосветная экспедиция на велосипеде:

«по Миру на велосипеде, и Вокруг»
15 июня 2014- 02 августа 2016,
53 772 км (пятьдесят три тысячи семьсот семьдесят два километра)
Начало и Окончание маршрута – город Томск

автор-путешественник:
Ковальчук Егор, 1989 года рождения, Томская область
По всем вопросам и предложениям: [email protected] https://vk.com/velecot https://vk.com/rirura_velecot

Страны: 39 стран (+частично признанных стран)
Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах, Грузия, Абхазия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Чехия, Австрия, Словакия, Венгрия, Сербия, Румыния, Болгария, Македония, Греция, Албания, Косово, Хорватия, Босния, Молдавия, Приднестровье, Белоруссия, США, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Лаос, Китай, Монголия.

Концепция «По Миру на Велосипеде, и Вокруг»
1) Название носит большой смысл в «по Миру», я закладывал всю идею о Путешествии как Странствии, Поиске, Общении. Где главное - это Люди, главное - это Человек. «..и Вокруг» - это основа как раз спортивного порядка и географической концепции.
2) За более, чем два года, я не посетил Африку, Южную Америку, Австралию и Антарктиду, но в данной концепции и не ставил таких глобальных задач.
3) В Международной аттестации, положения о кругосветном путешествии на велосипеде носят разные правила: посещение всех материков, наличие антипод-точек, длинна маршрута должна быть более длинны экватора(40.000км), маршрут должен быть во всех полушариях. Хотя эти правила противоречат маршрутам первых кругосветчиков на велосипеде 100-летней давности. Вообщем все условно. Для меня в данном заезде со спортивной точки зрения было важным длинна маршрута и совершение «круга» по географической горизонтали-широте.
4) Говорят, что сперва делается «круг», а после уже всю жизнь его можно дополнять. Это к слову о формальности посещения всех континентов. Мне не хотелось претендовать на оригинальность, я просто выполнял свой авторский маршрут, который так же выражен своей индивидуальностью и почерком. Следующие континенты в следующие годы.
5) Конечно, во мне была идея о совершении глобального маршрута, еще со времен первого вело-маргрута. Но вопросы по визе США и Европы, меня оттормаживали, до последнего момента, и лишь, когда получил эти визы, уже находясь в пути, мне стало чуть легче и яснее, что «круг» осуществляется.
6) В путешествии реализовывался авторский проект «Радуга для Друга – открытки Мира и Добра» В преддверии путешествия для детей и взрослых устраивались творческие задания - изобразить на листах бумаги красками и карандашами, ручками и фломастерами рисунки-открытки, на тему: "МИР", (Мир между странами, между народами, Дружба, Мир и Добро"), с пожеланиями и приветами для детей и взрослых других стран и городов.
Основа проекта заключается в том, что выступая в роли почтальона на велосипеде, доставлял открытки-пожелания от детей и взрослых совершенно незнакомым людям из других городов и стран, открытки служили звеном между людьми и показывали, что всех Нас, не разделяют казалось бы, внешние условности –национальные черты, языковые качества, цвет кожи или вероисповедание, а наоборот, всех Нас объединяют - Единая Доброта, Любовь в Сердцах, и Мир! Проект проходил как цепная последовательность - открытки передавались в городах и странах, в школах, детских домах, интернатах - на встречах, в ответ дети и взрослые создавали свои пожелания Мира и Добра в виде открыток-рисунков и писем, которые адресованы совершенно незнакомому человеку с другой стороны света!

Развертка
1) В рельефном отношении маршрут включил в себя 118 перевалов: 105 шт до 3000м; 9 шт от 3000м до 4000м; 5 шт выше 4000 м.
2) Пустыни: Мейкумы(Казахстан), Кызыл-Кум(Узбекситан), Уст-Юрт(Казахстан), Гобби(Монголия)
3) Удалось пробежать два беговых марафона на 42.1 км каждый, во время подготовки виз, и ожидания даты отлета, в Москве и Сан-Франциско.
4) Выполнены скоростные восхождения на вулканы Индонезии: Agung(3150м), Kawa Ijen(2380м), Merapi(2900), Merbabu(3150м), Kerinchi(3800м)
5) Участвовал экспериментально в практике «Голодание»: 7 суток полного сухого бесконтактного голодания(без еды, без воды, без соприкосновения с водой)
6) Максимальное пройденное километров на велосипеде в день составило 280 км, случалось такое около десяти раз
7) Максимально продолжительная «неделя» по километрам, составила 1900 км за 8 дней. Этот отрезок приходился на апрельскую Арктику в странах: Норвегия-Финляндия-Швеция
8) Сама ветряная страна оказалась США, из 5600км, и около двух месяцев хода, 85% дней, были с большим шквальным ветром в лицо. Как подтвердили источники позже, в Мире преобладают Восточные ветра.
9) Единожды меня сбивала машина, это случилось в первые месяцы пути, в Казахстане, города Кокшетау, на светофоре. Тогда отделался сильным ушибом левой кисти, и последующие дни не мог опираться на руль этой рукой. Велосипед для прогулки в городе был дан мне другом и после аварии, велосипед был травмирован сильнее.
10) Один раз нас с другом хотели ограбить в Румынии. Но психологическим способом удалось предотвратить ситуацию. В остальном от людей было всегда радушие, доброта.
11) Максимальная температура: +55С, пустыня Кызыл-кум, Минимальные температуры: до – 20С в России, Скандинавии, Америке.

Семья
1) Самое большое количество месяцев, когда я не видел своих родных, составило 14 месяцев.
2) Когда возник «коридор» в 2 недели перед отлетом в США, стал выбор: пожить в монастыре или увидеть родных. Не без труда далось решение, но выбор был в пользу родных. Практически в режиме нон-стоп, прилетел в Сибирь, на 2 недели, а после обратно, уже в США.
3) Родные всегда были со мной, и я не позволял себе скучать по ним, но иногда приходили волны мыслей, от которых сложно было избавиться. И эти мысли очень тяготили и иссушали. Они обычно начинались с того: «Как долго ты не видел своих родных. Не боишься, что не увидишь их ни когда больше?». Это правда одно из самых серьезных испытаний было для меня.
4) Связь с родными поддержал с помощью писем, интернета и скайп, реже записывал аудио письма. Телефоном не пользовался для этих целей. Раз в неделю удавалось выйти на связь. В более автономных отрезках, был уговор, что могу быть без связи до 14 дней.
5) Дома у Мамы есть географический атлас, по которому она всегда прослеживает мой путь, где бы я не находился.
6) Не знаю, отчего, но за годы странствий, мне удалось глубже понимать своих родных. До сих пор мне страшно сознавать, какие переживания испытывает моя Мама.
7) Мы стали ближе, роднее, легче стали понимать друг друга. Моя семья – моя самая большая поддержка.
8) «Молитва Матери вырывает из смерти» - это знаю не понаслышке.
9) С собой у меня есть небольшие вещи от родных. Их называю «Благословение». Это, вязанная шапка и шарф от Мамы. Молитвы, которые она переписала на бумаге еще в университетские годы сестры для нас. Вязанные игрушки от сестры, которые порой были штурманами на руле.(Кот и Бобр)
10) На третий день от старта в городе Новосибирске, я обронил шапку от Мамы и когда пошел искать ее по городу, дал обещание, что если не найду ее, то вернусь домой и забуду обо всем. Шапка нашлась.
11) Однажды в горах Кавказа, от переутомления на горных серпантинах, когда тащил велосипед вверх по снежным дорогам, из памяти словно вылетели имена моих родных и близких. Забыть как зовут твоих близких и родных - это одно из самых тревожных моментов для меня. Позже, когда перевалил через пик и отдохнул, давление нормализовалось и память и сознание пришло в порядок.
12) Периодически я чувствовал вину, от того, что выбрал путь скитаний, а не жизнь рядом с родными и семьей.

Организм
1) Домой я вернулся без травм. Это большой подарок. И мне верится, что организм мой стал более устойчив, закаленнее и адаптированее к различным факторам среды.
2) В пустынях у меня случались стадии обезвоживания. Но задолго до, я имел огромные опыты по голоданию и пересечению пустынь без воды. Путешествие дало мне возможность лучше узнать свой организм. Я перестал бояться таких навязанных мнений, что можно умереть если не пить 3 дня. Но одно дело знать, что ты не умрешь, другое дело проверить на собственном опыте. Лишь после опыта проверки, меня уже не беспокоили пустыни и жара. Я всегда улыбался Солнцу и ехал без защиты тела, и наоборот дерзко ехал, в одних шортах и в +55С.
После постепенно адаптации к Солнцу, кожа не обгорала.
3) Иногда я ехал через пустыни с минимальным количеством воды. Меня уже не так беспокоило, что с собой имелось 0.5-1 литр воды. Навстречу европейцы ехали с емкостями более 10 литров. Я мог себе это позволить, не из-за дерзости, а из-за большого опыта тренировок в безводном режиме при большой деятельности организма на жаре. Узнать как работает собственный организм на опыте, задача каждого и это имеет огромные плюсы.
4) В одном из интенсивных участков в Арктике, утром от боли, мне не хватило сил и устойчивости ехать на велосипеде. Были травмированы сухожилия, я едва мог идти. Медленно шаг за шагом, шел пешком до тех пор, пока тело чуть-чуть не размялось. После медленно я поехл. Ранее я убедился, что все мы делимся на тех, у кого будет травма и он остановится и будет сетовать на неудачу по причине травмы, на этом все и закончится. Вторые примут травму, как дополнительный урок и все равно будут двигаться, во, что бы то ни стало. Я относился ко второй группе. И следует больших раздумий, чтоб четко ответить себе на многие вопросы по поводу организма и того, что же будешь делать, если случиться ситуация травмы, бессилия, а вокруг не будет помощи. Моей оптимой служило жесткое отношение к своему организму: только Двигаться вперед, и конечно не жалеть себя, ни в каких ситуациях, как бы больно не было, какие погодные условия не произошли.
5) Намеренно, ранее мне следовало привыкнуть к потреблению холодной пищи, в холодные погодные условия. Научиться пить замерзшую воду. Термос для горячей пищи и жидкости намеренно я не взял в Арктику, чтоб быть более мобильным и не иметь привязанности к таким условным комфортностям.
6) Меня спрашивали в дороге «ты устаешь?», а я стучал по своим мышцам и говорил, что уставший всегда и уже несколько месяцев нет возможности сбавить темп и восстановиться.
7) Однажды от утомления и обезвоживания я стал терять сознание. Это случилось за две недели до финиша на границе Монголия-Россия. Ранее несколько лет назад, в одном экспериментальном путешествии, я очень подробно изучил стадии обезвоживания и полуобмороков. Поэтому в этот раз страха не испытвал.
8) Болел я редко или практически не болел. Организм не давал себе заболеть. Лишь на 1 день мог запуститься резко процесс связанный с адаптацией и мог сопровождаться: температурой, рвотой, тошнотой, и несварением. Это случалось в Киргизии, Грузии, Германии, Индонезии. Это случалось очень резко. То есть меня будто подкашивало и в течении часа я превращался в объект не способный встать. Тогда я размышлял, что таки наша жизнь – сегодня ты на ногах и жив, а завтра не можешь встать.
9) Несколько раз травился ранними арбузами с селитрой.
10) В США меня укусил клещ. В клинику мы не обратились, но рука болела около двух месяцев. Мне стоило больших волевых усилий, чтоб запустить процесс восстановления организма. Так и не знаю, опасный это укус был или нет. Но рука болела полтора месяца.
11) Ежедневно старался проводить восстановительные и адаптирующие процедуры для организма: растяжка, зарядка, массаж, простукивание, растирание эфирными маслами, питье настоя из гвоздики, использование игольчатого коврика. Холодная вода.
12) С собой у меня всегда имелась оптимизируемая аптечка с набором подходящим под мой организм.
13) И хоть довольно часто я работал на пределе и был уставшим. Радость и Отдых, мне доставляли факторы процесса - не только пройденный километраж, но разговоры с людьми, дневник, наброски карандашами, изучение культуры и быта, опыт жизни в семье. Я постоянно был погружен в образовательный процесс, и максимально включался в ту среду, где находился: в храме или школе, в семье или городе, деревне или ферме, в пустыне или горах.
14) Пару раз мне приходилось идти на риск и пропускать «Точку возврата», при восхождении на вулкан Мерапи в Индонезии, например.

Духовновсть
1) Одной из фундаментальных моих целей, было намерение достичь монастыря святого Димитрия в Грузии, где служил отец Рафаил, там мне хотелось принять таинство Крещения. Мы познакомились еще годом ранее с отцом Рафаилом. Это была долгая Духовная Дорога, теперь, полностью сознавая, хотел ступить на путь за Христом.
2) О намерении принять Крещение знали лишь несколько самых близких человек. Все они отреагировали «Не жди легкости, другим силам не выгодно, чтоб ты стал христианином». Вопреки всему и уговорам поехать в монастырь на поезде, я выбрал один из самых сложных маршрутов географически до монастыря. В Казахстане по пути в церковь меня сбила машина, меня волновало, чтоб травмированная рука зажила до тех пор, когда начнутся Горы. После в Киргизии неудачно прыгнув, треснула кость ступне ноги, меня волновало, чтоб до больших Гор нога кость слегка затянулась. Это добавляло лишь упертости не отступать. «Да же если мне предстоит ползти, я доберусь до Грузии, чего бы мне это не стоило в рамках здоровья» говорил себе сам.
3) В кругосветной экспедиции, моим религиозным приоритетом стало Христианство. Мне хотелось увидеть, почувствовать на опыте все его разнообразии. От этого, по возможности я ставил свой маршрут через монастыри, храмы.
4) Дважды мне удалось жить в православных монастырях более одной недели: 1) Грузия(Руиси), Россия(Лоустари).
5) По Сербии был выстроен маршрут, так, чтоб посетить места, связанные с Фаддеем Витовницким.
6) Духовной Родиной для меня стали: Россия, Грузия, Сербия.
7) Охотно, для развитии и образования, я знакомился с другими религиозными течениями, официальными и не совсем.
8) Очень сожалею, что не удалось попасть в Нью-Йорке в церковь Джа\Растафири\Хели Суласие

Мир
1) В Казахстане моим попутчиком, а вернее пассажиром стал Кот. Он проехал со мной от пригорода городка Абай до последующей деревушки, пока мы ехали он подкрепился, а после спрыгнул у своей деревушки.
2) В Азербайджане по пути на обочине умирала собака. Тогда впервые задумался насколько важно, чтоб рядом хоть кто-то да был.
3) В Таиланде несколько дней мы ехали вместе с маленькой Птичкой, ее я подобрал на обочине сбитую. Она прожила несколько дней со мной, а потом умерла.
4) На Кавказе больше, чем где либо, на меня нападали огромные стаи собак. Иногда больше двадцати раз за день.
5) Больше всего я сдружился с Птицами, иногда они провожали меня, порой встречали. Сопереживал им когда огромные штормовые ветра сбивали их в штопор, тогда я и сам едва держался на ногах, упираясь в велосипед. Иногда я мог ехать долгие часы и не отлучаться ради еды или да же ради туалета по-малому. Но стоило увидеть парящих птиц, как я тут же останавливался и смотрел с замиранием.
6) Однажды в Монголии стая лошадей меня приняли за одного из своих.
7) В Скандинавии и Америке часто видел оленей. На Памире больших сурков. В Монголии каждое утро, сотни маленьких сурков комочками разбегались из под дороги. В Таиланде варанов и маленьких крокодилов, слонов.
8) Самым большим волшебством, которое я видел когда-либо оказались Светлячки, которыми наполнялся лес в Восточной Европе. Лес оживал и светился всю ночь.
9) Самая загадочная и непредсказуемая Природа, стала природа экваториального пояса: неизведанные звуки в джунглях, иные леса, климат и цикличность осадков.
10) Страны моего Сердца: Индонезия, Монголия, Таджикистан, Сербия, Грузия.
11) Природные просторы, что не забыть, это Скандинавская Арктика, Памирское Плато, плато Уст-Юрт, степи Казахстана, Голодные Горы в Азербайджане, вулканы в Индонезии, природа в Монголии.
12) Больше всего велосипедистов, я повстречал в Средней Азии. Попал в сезон. Но бывало, что и по пол года не встречал ни одного.
13) Двое из встречных велосипедистов, стали моими близкими друзьями: Ласло венгр из Словакии, знающий русский язык, с кем мы познакомились в Азербайджане, а спустя около года я гостил у него дома. Сейчас он вновь в пути. Вторым был Ландер из Страны Басков, что в Испании. Мы сдружились в Лаосе, а после в Китае ехали вместе более недели от Ченду до Сианя. Сейчас он завершил свой маршрут. О каждом из них можно написать целую книгу.
14) Самая лучшая одежда, которую приобрел в пути – индонезийский соронг. я взял два комплекта.
15) В каждой религиозной традиции моим интересом было Монашество.
16) В Америке, на моих глазах сбили огромную белку. Она умирала на моих руках.
17) Путешествие научило меня быть не суеверным, и не верить в приметы, сны, себе и погоде.
18) Индонезия, стала той страной, где мне удалось больше все общаться с детьми и фотографировать их. И даже в хорошем смысле в этой стране, как Дети!
19) Главный интерес в экспедиции: Люди и Природа. В самом широком и глубином понимании
20) Несколько раз я попадал на похоронные процессии: в Казахстане, Индонезии, Сша.
21) Несколько раз мне удавалось побывать за один день в трех разных странах(Финляндия, Швеция, Норвегия)
22) Когда было очень трудно\холодно и не выносимо, я думал о моих друзьях, что так же как и я находились в тот момент в странствиях. Иногда я смотрел на листья деревьев, насекомых и проговаривал: «Если они тут и все хорошо, значит и я справлюсь, раз такие хрупкие создания в силах вынести эти природные условия»

Велосипед и техника и быт
1) Мне действительно доставляет удовольствие от путешествия на велосипеде.
2) От того, велосипеда на котором я выехал, родными остались такие компоненты: руль и рулевые рога, вилка, багажник, все остальное как правило изнашивалось из-за большого количества километров и разных условий дорог и климата.
3) До сих пор меня тревожит, то, что я не имею навыка спицевать колеса.
4) В мою концепцию не входит использование передних сумок для вещей на велосипеде
5) Очень часто, я мог ехать более пяти часов на велосипеде, не отрываясь и не останавливая ход.
6) Мне не надоедало ехать на велосипеде. Каждую секунду ведь происходит так много интересного и живого.
7) Я не использую шлем при передвижении, лишь от того, что уверен, что с каской теряю внимательность и она сковывает мои движения. С каской я пробовал ехать.
8) Искренне люблю продукцию фирмы Пик-99, постоянно использую их рюкзаки и палатку.
9) Если бы стал выбор, что взять фотоаппарат или диктофон, мой выбор за вторым.
10) За два года, износил три фотоаппарата типажа «мыльницы», 3 диктофона(1 был утерян в Чечне, второй поломан в Норвегии, третьим мало пользовался), несколько телефонов, которые служили как будильник\календарь, крайний телефон стал вмещать и опцию вай-фай интернета.
11) Перед отъездом из дома, я собрал коробку с экипировкой, снаряжением, которую мне выслали, когда понадобились содержимое. Случилось это спустя пол года.
12) Мне удалось записать около 500 аудио, это были и интервью, и просто разговоры, и звуки природы и животных. Но больше всего Голосов. Диктофон – одно из моих любимых электронных устройств.
13) Первые полтора года возил с собой компьютер нет-бук, ежедневно печатал в нем отчеты Этого опыта хватило, чтоб осознать, что больше с собой не буду брать компьютер.
14) Большую часть маршрута, я пользовался бумажными картами иногда сверяя их в интернете. Позже у мен появился телефон с наличием карт, что работают без интернета. Но я удалил это приложение, чтоб чаще спрашивать дорогу у местных жителей и общаться с ними.
15) Первые пол года я намеренно ехал без палатки. Для того, чтоб лишиться индивидуальности и уязвимости. Часто ночевал у местных жителей, меня приглашали или я сам стучался в дом или искал место с укрытием от дождя, где располагался на ночлег.
16) Когда отрезок пути «скоростной» или трудный стараюсь ночевать обособленно, не в гостях.
17) Максимальное количество раз, где пришлось ставить палатку – это Америка.
18) Максимальное количество раз, где приходилось варить пищу – это Европа.
19) Были периоды, когда я позволял себе питаться однотипной пищей: сухари, вода, сахар.
20) В некоторых странах удобнее покупать еду, а где-то готовить самому. К каждой стране оптимизируешься.
21) Запланировано ради опыта, я работал в Америке, и подрабатывал в Европе, и Китае.
22) За время путешествии у меня не было спонсоров. Огромная поддержка исходила от вело-сообществ, от моих друзей, от простых встречных, от подписчиков блога в социальной сети. Эту помощь сложно оценить, и я преклоняю пред этими людьми свою голову. Перед каждым.
23) Уже более 5 лет питаюсь деревянными китайскими палочками или деревянной ложкой. С собой у меня огромный набор запасных палочек.

Возвращение
1) Отправляясь в долгий путь, я поставил для себя три основных принципа: 1)НИ ГДЕ НЕ ОСТАВАТЬСЯ, как бы не тяготили обстоятельства, условия жизни и т.д. 2) НЕ ИСКАТЬ ВНЕШНЕГО СЧАСТЬЯ, которое бы зависло от климата, предложения поработать, или благоприятных условия пребывания, но направить все порывы на поиск Счастья в Сердце.3) ВЕРНУТЬС ТУДА, ГДЕ МОИ РОДНЫЕ.
2) Я искренне полюбил свою страну с именем Россия, как Родину, через осознание истории, политических потрясений и конечно же через народ. Буквально я пророс корнями в эту страну. Полюбил ее не за все плюсы и внешнее превосходство, но скорее за ее шрамы и изъяны.
3) Когда я вернулся, мне сложны было объяснить друзьям и близким, то, что осуществленная кругосветная экспедиция, это еще не конец. Многие ожидали моей степенности и размеренной жизни.
4) Я всегда подшучивал над собой: «Уехал нищим и приехал нищим», в целом это правильно. Но я многое приобрел, чего не оценить материальным.
5) Главное достижение – это осознание того, что нужно постоянно делать много больше Доброго бескорыстно, без раздумий, не выбирая кому именно. Постоянно учиться быть Добрым. Стараться размягчить Сердце.

БЛАГОДАРНОСТЬ
Мне хочется начать с благодарности Богу, и всем Его Природным Творениям. Эти несколько лет, что в дороге были наполнены назиданиями и учительством, В то время как меня хранили от всех напастей. Это огромная радость, вернуться Живым, именно Живым и в Здравии, и не быть печальным на Мир, а быть благодарным Ему. Каждое доброе дело от всех людей, я воспринимал как Божий промысел.

Моей Семье, самым Близким, Кровным, кто понимает, принимает без слов.

Моим Близким Друзьям, с кем мы можем говорить не только о путешествиях. Радостно, что нас соединяет, что-то другое. Не смотря на то, что мы внешне очень разным заняты.

Моим Наставникам по велосипеду и закоренелым путникам с открытыми сердцами, с кем удалось познакомиться и применить их опыт: С.М. Половинкин, П.Ф. Конюхов, Ю.И.Михайлюк, В.Кетов, Е.Рыбин, С.Лукьянов.

Единомышленникам, соучаствующим, тем, кто прослеживал мой путь в интернете. Очень здорово, что со многими удалось увидеться в живую, спасибо за дружбу, поддержку. Многие стали мне родными, хоть мы виделись лишь раз. Но искренне считаю вас родными.

Братьям по Духу, с кем удалось проехать какие-то участки пути или просто встретиться на пересечениях, с кем-то мы ехали пару дней, с кем-то просто повстречались и сроднились, с Темкой и Ландером мы проехали больше всего километров, с кем-то по пару дней: Коленька(Красноярск), Андрей(Ставрополь), Миша(Питер) Ласло(Словакия, Венгрия), Темка(Украина,Россия) Ландер(страна Басков, Испания)

Вело-мастерам и вело-сообществам за оснащение, поддержку велосипеда и единомышленность, в городах: Омск, Астана, Ташкент Самарканде, Астрахань, Пятигорск, Ставрополь, Краснодар, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Мурманск, Flagstaff(USA) , PekanBaru (Indonesia), Kunming(China), Baotou(China). Отдельная благодарность Диме(Мурманск) и Саше(Китай).

Компании Пик-99 и Сергею Лащевскому.

Волонтерам, организаторам и участвующим в проведении акции «Радуга для Друга – открытки Мира и Добра», благодаря вам, удалось провести мероприятия в более 50 школах, детских домах, интернатах.

Благодарю Вас всех, Без Вас ни чего этого бы не осуществилось!

Тем, кто прочел эти «итоги», большое спасибо! Буду благодарен, тому, кто возьмется перевести этот текст «итогов» на английский язык. По этому поводу пишите на [email protected]

(Все это, лишь малая часть в тезисах, которая будет продолжаться по мере работы с дневниками. Я намеренно не стал писать здесь финансовый отчет, потому, как это не столь имеет значение)

Продолжение следует..

Количество кругосветных путешествий, совершенных на велосипеде разными людьми, уже давно не поддается никакому исчислению. При этом каких только маршрутов и вариаций не придумывали себе люди, чтобы сделать свое путешествие уникальным. Вы, конечно, думаете, что нужна нехилая сила воли и закаленное нагрузками тело, чтобы бросить все и отправиться на несколько лет колесить по свету. Однако все путешественники говорят одно: в поездке нет ничего сложней, чем бумажная рутина, а именно: визы и деньги.

Кругосветным считается путешествие, при котором человек пересек все меридианы. Теоретически, к такому путешествию можно отнести прохождение окружности одного из полярных кругов, но практически это никому не интересно. Позже, чтобы задать какую-то точную величину кругосветкам, решили, что протяженность маршрута должна составлять не менее 37 тысяч километров, что равно длине тропику Рака. Тропик Рака - это пояс, параллельный экватору, расположенный на максимальной широте, где солнце в полдень может подняться в зенит.


Первым велосипедистом, совершившим кругосветку, был великобританец Томас Стивенс. Томас отправился в путь в Апреле 1884, в 32 года, на своем пенни-фартинг. Пенни-фартинг это модель велосипеда, у которой диаметр переднего колеса в 5 раз больше заднего. С собой у Томаса были только 2 пары носок, запасная рубашка и револьвер «Смит Вессон» 38 калибра. По славной традиции отказа в путешествии по России, Томас был вынужден заменить поездку по Сибири на Афганистан, откуда местные власти выгнали его в Индию. И только в Индии путешественнику оказали радушный прием и сделали приглашения как другу шаха. Через два с половиной года Томас вернулся на родину, отправную точку путешествия, и тут же женился. Томас умер в 81 год от рака и оставил в наследство человечеству 3 книги.


В 1911 году в гонку кругосветных путешествий на велосипеде вступает двадцатипятилетний русский пожарник из Казани Анисим Панкратов. Анисим стартовал в Харбине, пересек Россию, проехал по большинству стран Европы, Америку по маршруту Нью-Йорк - Сан-Франциско, затем в Японию и обратно в Китай. Финишировал Анисим через 2 года, проехав более 30 тысяч километров.

А дальше пошло-поехало. Первая женщина, совершившая кругосветку на велосипеде, первое путешествие велосипед + каяк, первое путешествие по береговой линии материков, первое путешествие с детьми на велосипедах… Интересно, что всех этих путешественников ничто не объединяет: разные страны, разные возраста, разное отношения к жизни, разная цель путешествий…


Сальва Родригез, школьный учитель физкультуры из Испании, в 2006 отправившийся в путешествие и объехавший весь мир, говорит: «Каждый месяц что-нибудь да ломается: в этот месяц - шатун, в другой - багажник, в третий - сидение, потом еще что-то…. На сегодняшний день на моем велосипеде родные детали из Испании остались - только передняя вилка и рога от руля. Все ломается, но все можно заменить».

Сальва, как и все путешественники, которым доводилось проехаться по России, столкнулся не только с радушием, но и с агрессией. Беда случилась в Шилке, в 200 километрах от Читы: «За четыре года меня не единожды останавливали местные жители в разных странах и просили денег, показывая жестами: «Дай на еду», - рассказывает Сальвадор. - Но со всеми этими людьми у меня каждый раз получалось договориться, потому что у них в глазах было что угодно: голод, бедность, хитрость, но не было агрессии. Я им говорил примерно следующее: «У меня деньги есть, но только на пропитание. Если я отдам их тебе, то я не смогу ничего купить, и тогда буду просить еду у тебя. Давай лучше останемся каждый при своем». И эти попрошайки и в Африке, и в Индии, и где угодно понимали меня. Но здесь, у вас…. У этих двоих в глазах не было ничего кроме агрессии. С ними невозможно было ни о чем договориться. Но если бы я им дал сто рублей, они бы отняли все остальное». Денег Сальва не дал, вандалы протаранили заднее колесо байка и скрылись. Но и Россия не без добрых людей: Сальву и его сломанный велосипед подобрал участливый водитель и довез до Читы, где у путешественника были русские друзья-велосипедисты, которые помогли с ремонтом. А пока у Сальвы на велокомпьютере 88 000 километров.

Другой велосипедист, американец Стив Акерман путешествует по миру на велосипеде с ручным приводом. В 1987 Стив получил травму и стал инвалидом. Однако чем больше он встречал таких же как он людей, тем больше понимал, что за свободу нужно бороться. В 1994 Стив и целая команда хенд-сайклеров (спортсменов на велосипедах с ручным приводом) стартовали в США, чтобы, преодолев весь мир, через 250 дней вернуться на исходную точку. Через Гоби, Китай, Россию, в снег и солнце Стив крутил педали во имя жизни и свободы.


Бывший миллионер Януш Ривер, выйдя на пенсию, решил на сто процентов изменить свою жизнь. В 2000-м он отправился колесить по свету при условии, что будет тратить не более двух долларов в день: «Сколько на свете бедных людей, которые из-за недостатка средств нигде не бывали. Решил доказать им, что и на старости лет (к моменту начала первой кругосветки Янушу было 65) можно увидеть мир, не имея состояния. Принципиально решил тратить в день не более 2 долларов. Когда я обратился к директору банка, который хорошо меня знал, с просьбой, чтобы с моего счета ежемесячно переводили по $60 в ту страну, где я буду находиться, он заявил, что это невероятно и что я, наверное, пьян. На Кубе мне хватило на месяц 5$. Ни в одной стране мира я не истратил больше 60$. В Белоруссии я потратил за 2 месяца 20 долларов». В 2004 Януш, будучи на Украине, рассказывал: «Пограничники поздравили меня и пожелали счастливого путешествия. Но этим дело не закончилось. Повели завтракать. А потом пошло со всем украинским гостеприимством: "за Вас, за нас и за спецназ". Семь дней был пьяным. На 6 килограммов поправился за время пребывания на Украине».

А теперь нужно представить, что каждая такая история - это всего лишь одна из миллиона подобных историй, когда такие же, совершенно обычные люди, ограниченные в средствах, времени, возможности перемещаться, просто срывались с места во имя мечты. Это значит только то, что исполнение желаний доступно каждому.

Кругосветное путешествие на велосипеде Онисима Панкратова

Способов путешествовать великое множество. Цели пути у каждого разнообразны. Кто-то пешим отправился в горы. Другой сел в лодку и ушёл в кругосветку. А кто-то взял велосипед и отправился в путь по ближайшему парку. Нам не сидится на месте. Мы отправляемся в путь. Человек – путешественник. Мы путешествуем постоянно и ежедневно. Желание изменить привычный маршрут, тяга к новому, к приключениям – всё это с нами и в нас. Это – Мечта. Мечта зовёт нас в дорогу.

Онисим Панкратов. Начало путешествия

В начале двадцатого века первым россиянином, который совершил кругосветку на велосипеде – был Онисим Панкратов.
Его путешествие началось из Харбина в 1911 году. Онисим скопил денег (велосипед в те времена, средство передвижения не из дешёвых) и получив разрешение от властей Российской Империи на подобное мероприятие, отправился из восточной части континента в своё путешествие, намереваясь вначале достичь Санкт-Петербурга.

Официальные власти достаточно долго решались выдать на данное путешествие разрешение. Так как в те времена, районы Сибири были не так обжиты, как сейчас. И мероприятие могло быть опасным для самого путешественника. Только после подписки о том, что Панкратов снимает с себя всю ответственность за любые риски, связанные с велопробегом, было выдано разрешение от властей на осуществление планов спортсмена.

Онисим представлял трудности своего маршрута. Но он с детства увлекался борьбой, а его отец воспитал в нём человека, крепкого духом и физически развитого.
Сибирское бездорожье, нападение грабителей, дикие звери и даже крестьяне глухих деревень, бывало встречавших путника градом камней или сворой собак – лишь малая толика всех невзгод и несчастий, которые выпали на долю самоотверженного путешественника. В районе Камска в Панкратова стреляли из револьвера. А чтобы проехать через глухую тайгу, Онисиму пришлось ехать по шпалам железной дороги. Выехав из Харбина в начале лета, в Петербург путешественник добрался лишь только к глубокой осени в ноябре.

Первый краудсорсинг

Добравшись до столичного города, отважного туриста ждала приятная новость. Любители велоспорта собрали для него деньги на продолжение путешествия. По сути - это первый известный краудсорсинг. Сбор добровольных пожертвований на подобное мероприятие. Выехав из Петербурга, далее, Панкратов выбрал не кратчайший дальнейший маршрут. А сложный и трудный, охватывающий почти все страны Европы. В пути велотурист зарабатывал на хлеб насущный тем, что участвовал в велопробегах и в соревнованиях по борьбе.

Также ему оказывала помощь и русская общественность. Живущая заграницей. В частности, жена М.Горького и известный беллетрист А. Амфитеатров не остались в стороне от помощи соотечественнику.
Переправившись пароходом через Атлантику в Новый Свет, Панкратов пересекает американский континент. Маршрутом Нью-Йорк - Сан-Франциско. Отсюда – пароходом в Японию. А после - в Китай. Проехав последний, Панкратов достиг начальной точки своего пути – Харбина.
За время своего путешествия Панкратов сменил 53 покрышки, 11 цепей, 2 руля, 4 седла и 750 спиц. Общая протяжённость велопробега составила более 50 тыс. км.

Постскриптум

P.S. Кругосветное путешествие на велосипеде, на сегодняшний день – событие нередкое. Но и сейчас устанавливаются рекорды.
Так, например, в сентябре этого - 2017-го года, шотландец Марк Бомонт установил мировой рекорд, обогнув земной шар на велосипеде всего за..79 дней. Побив достижение героев книги Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Велопробег Бомонта внесён в Книгу рекордов Гиннесса. Как и второй рекорд шотландца, установленный во время этого велопробега. За первый месяц Марк Бомонт проехал 11 тыс.315 км.

Можно ли объехать мир на велосипеде? История. Практический опыт тех, кому это удалось. (10+)

Кругосветные путешествия на велосипеде. История

Даже несмотря на то, что в нашу жизнь все больше входит новых технологических новинок, мы не спешим забывать о таком превосходном экологическом средстве передвижения, как обычный велосипед. Конечно, они тоже изменяются, причём не только внешне, но и внутри, сложно назвать их аналогом того, что было ещё несколько десятков лет назад, но до сих пор велосипеды остаются нашим надёжным двухоколесным другом. Мало того, данное средство для передвижения - это превосходный вариант для увлекательного времяпрепровождения, укрепления мышц и коррекции фигуры. Если хоть раз Вы оседлаете велосипед, то скорее всего Вы намотаете на нем далеко не один километр.

История кругосветных велосипедных путешествий

Томас Стивенс

Томас Стивенс был первым человеком, который совершил на велосипеде кругосветное путешествие. Ещё в юности он увлекался книгами о путешествиях. В 1872 году его семья мигрировала в США Сан-Франциско, где он впервые сел на велосипед. Даже работая в шахте, он продолжал мечтать о путешествиях, примерно в это время у него и возникла идея на велосипеде отправится в путешествие по миру. В 1884 году его мечта сбылась. Томас купил пенни велосипед (фартинг с большим передним колесом), взял небольшое количество вещей и отправился путь (он не забыл взять с собой и Smith & Wesson 38-го колибра). Он преодолел 3700 миль, пересёк весь Североамериканский континент и остановился в Бостоне. В этом городе он стал корреспондентом одного местного журнала. Но через некоторое время он решил осуществить свою мечту: совершить на велосипеде кругосветное путешествие.

В 1885 году (весной) из Нью-Йорка он отплыл в Ливерпуль, а потом пересёк Англию на велосипеде. После этого на пароме Стивенс попал во Францию, проехал через всю Европу и остановился в Стамбуле. Затем, преодолев Босфорский пролив, очутился в Малой Азии. Таким образом, до окончания 1885 года он побывал в Курдистане, Турции, Армении, Иране и Ираке, где по приглашению шаха остался на зиму. Он планировал проехать через Сибирь, но чиновники из России не выдали ему на это разрешения. В 1886 году (весной) он прибыл в Афганистан, но там был арестован, после чего выслан из страны. Поэтому ему пришлось совершить петлю на корабле из грузинского Батуми через Суэцкий канал, таким образом, он оказался в Индии. Затем был Сингапур, Вьетнам, Китай, Япония. На корабле из Йокогамы зимой 1886 года он вернулся в Сан-Франциско. Таким образом на велосипеде он преодолел 13,5 тысяч км. При этом он не владел никаким из иностранных языков, у него было минимальное количество средств. Но, преодолевая огромные трудности и ощущая враждебность в некоторых странах, Томас Стивенс смог совершить на велосипеде первое кругосветное путешествие. Причём оно официально зарегистрировано в разных географических организациях и обществах.

Онисим Петрович Панкратов

Это было первое велосипедное кругосветное путешествие, совершенное россиянином. В 1913 году 10 августа в Харбине произошёл финиш велосипедного кругосветного путешествия, которое совершил Онисий Петрови Панкратов, возвраста 25-ти лет. Путешествие продолжалось 18 дней и 2 года. Этот человек выбрал не самый короткий, а довольно трудный и сложный маршрут, который охватывал практически все европейские страны. В июле 1911 года он выехал из Харбина, а в конце ноября он уже был в Петербурге. После этого его путь пролегал через Кенигсберг, Швейцарию, Италию, Сербию, Турцию, Грецию, а потом вновь Турцию, Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию и Северную Испанию, после чего снова через Францию. Власти из Швейцарии посчитали, что Панкратов безумец. Ведь до этого ни один человек не рисковал проезжать на велосипеде через скалистые перевалы, которые были засыпаны снегом, и на них бывали лишь альпинисты. Панкратова пропустили только тогда, когда он подписал документ, по которому власти освобождались от ответственности за данный рискованный шаг.

С большими трудностями, но велосипедист все-таки смог перебраться через эти высокие горы. После этого он пересёк Италию, побывал в Австрии, Сербии, Турции и Греции. Спал он под открытым небом, довольно часто ел лишь хлеб с водой, но путешествие свое не заканчивал. На пароходе через Па-де-Кале он исколесил всю Англию, а приплыв в Америку - снова сел на велосипед и пересёк по маршруту Нью-Йорк - Чикаго - Сан-Франциско весь американский континент. Далее на пароходе - в Японию. На велосипеде он проехал всю Японию, потом весь Китай, после чего прибыл в Харбин. На велосипеде он прошёл 48 000 км.

Путешествие Онисима Панкратого называли великим. На велосипеде «Грицнер» он замкнул колесо вокруг Земли, а за свое путешествие он поменял 4 седла, 53 покрышки, 2 руля, 750 спиц и 11 цепей.

Барбара Сэвидж

В один прекрасный день молодая американка решила бросить вызов судьбе, вместе с мужем они решили на велосипеде совершить кругосветное путешествие. Они проехали 23 000 миль, увидели 20 стран за 2 года путешествия, пережили множество приключений порой опасных, а порой забавных. А все свои незабываемые впечатления Барбара Сэвидж описала в своей книге под названием «Мили ниоткуда».

Марк Бомонт

Самое быстрое велосипедное кругосветное путешествие совершил Марк Бомонт из Британии. Он в одиночку земной шар обогнул на велосипеде за 195 дней. Стоит уточнить, что это число было на 81 день быстрее, чем прежний рекорд. Житель шотландского округа Файв 25 лет у Триумфальной арки в Париже пересёк финишную линию собственного велопробега. Его путешествие составило 18 000 миль (примерно 29 000 км), а началось оно 5 августа 2012 года. В маршрут велогонки вошло 20 стран, в число которых был Пакистан, Малайзия, Австралия, США и Новая Зеландия. Велосипедиста у финишной линии встретили его 2 сестры и родители. Уна, мать Марка Бомонта, координировала маршрут путешествия, она организовывала визы, авиаперелеты, сервисное обслуживание велосипедиста.

Кругосветное путешествие. Реальность?

Конечно, это далеко не все примеры совершенных кругосветных велосипедных путешествий. Тем более, что велосипед можно купить практически везде, а с приходом глобальной сети Интернет в нашу жизнь - это стало вообще довольно просто. Многие продавцы смогут предложить Вам и сопутствующие товары: велосипедный костюм, наколенники, шлем и т. д.

Как говорится, самое главное, это желание, с ним возможно осуществить любую мечту. Ведь посмотрите на примеры, которые приведены выше. Без желания - вряд ли эти люди смогли бы совершить кругосветное путешествие на велосипеде.

Если Вы все же решились на это невероятное путешествие, то Вам надо будет позаботиться о визах для стран, которые Вы собираетесь посетить, о том, как будут осуществлять перелёты или поездки на теплоходах/паромах и многое другое. Не думайте, что это слишком просто. Но, с другой стороны... Все в Ваших руках!

Что еще почитать