Формула 1 – это, по мнению многих, королева автоспорта, ведь здесь сочетаются личные навыки гонщиков, умения в срочном сервисном техобслуживании, а также мастерство автомобильных концернов по созданию уникальных и сверх скоростных болидов. Как вы уже должны были догадаться, сегодня мы порассуждаем о гонках Формула 1: об истории, правилах, личностях и местах.
Формула 1 – это чемпионат мира по кольцевым гонкам. Первенство проходит ежегодно, а этапы гонки Формула 1 называются – гран-при. Гран-при проходят в различных странах, обычно на выходных, с марта по ноябрь. В конце года определяется победитель – пилот и команда. Пилоты соревнуются в личностном рейтинге за титул Чемпиона мира, а команды – за кубок конструкторов.
После каждой гонки пилоты и команды, занявшие от первого по десятое место, получают очки: от 25 до 1. Подсчет ведется весь год и, собственно, определяет победителя.
Болиды, на которых выступают пилоты, как уже упоминалось, выпускаются самой командой. Автомобили должны пройти тест на ударопрочность и соответствовать техническому регламенту ФИА.
FIA – это международная федерация автоспорта, основатель Формулы 1. За соответствием всех гоночных автомобилей следят стюарды ФИА.
Идея Формулы 1 зародилась еще в 20-е годы, во время проведения Европейского чемпионата по автогонкам. Потом пришло время войн, но идея осталась. Зато немецкие гонщики оказались не при делах, так как за поражение во Второй Мировой Войне, их не допускали до гонок на протяжении 10 лет. Хоть итальянцы и были союзниками немцев, их это ущемление не касалось.
И именно итальянец и стал первым победителем Формулы 1 – это был Джузеппе Фарина на Альфа Ромео. После него 5 раз выигрывал титул лучшего гонщика аргентинец – Хуан Мануэль Фанхио, а дальше наступила эра англоязычных гонщиков из Британии, Новой Зеландии и Австралии.
Формула 1 – безусловно, популярнейший вид спорта. Миллионы фанатов мире мечтают о том, чтобы любимое ралли пришло и в их страну. Однако Ф1 приходит только туда, где строятся сверх современные автобаны. Мы же перечислим, где проходят гонки Формула 1 в этом году:
Даже те, кому безразличны королевские гонки Формула 1, знают и чтят имя Михаэля Шумахера. Ведь этот человек стал живой легендой Формулы 1, будучи самым результативным гонщиком во всех категориях.
Раз уж мы заговорили о героях, то нельзя не вспомнить гонщика, который стал чемпионом посмертно – это был Йохен Риндт. Гонщик разбился во время субботней гонки, однако его преимущество в очках сделало его чемпионом, когда сам он был уже мертв.
Самым опытным гонщиком считается Рубенс Баррикелло. Гонщик провел 325 гран-при за карьеру.
27 ноября 2011г. снимал заключительный этап чемпионата мира в классе автогонок «Формула-1» — Гран-при Бразилии. Гонка завершилась победой Марка Уэббера на «Ред Булле». Я впервые оказался на гонках Формулы 1, до этого видел их только по телевизору. Как оказалось, смотреть по телевизору гонку гораздо интереснее, так как на треке ничего не видно и не понятно. Зато за два часа я смог понять, как все работает, побывать в боксах команд и даже немного разобраться в правилах.
01. Многие называют Формулу-1 «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой», «королевскими автогонками». Формула-1 считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой - с высочайшими техническими достижениями Формулы-1, делающими её болиды самыми быстрыми гоночными машинами в рамках ограничений, устанавливаемых техническим регламентом. На фото Пит-лейн - часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы.
02. До и после гонки здесь можно было погулять и посмотреть боксы команд. На фото бокс команды Torro Rosso.
03. Машины привозят в разобранном состоянии и каждый раз собирают с нуля. Единственная деталь, которую не трогают — мотор. Всего у команды 8 моторов на сезон. Больше нельзя.
04. На выездные гран-при машины обычно доставляют самолетом, а все оборудование отправляют по морю. На близкие гран-при все едет в грузовиках. Кстати, в случае, если соревнования проходят недалеко, команда также самостоятельно организует зоны отдыха для гостей и пилотов. В случае выездных гонок приходит довольствоваться услугами трассы, что зачастую не очень удобно.
05. Команды Формулы-1 также называются конюшнями по аналогии со скачками, столь популярными в Великобритании, в которой и зародилась Формула-1 и из-за того, что первыми боксами для болидов Ф1 были старые конюшни. Из скачек также пришли термины стюард (в Формуле-1 c 2006 года - человек, который постоянно присутствует на всех этапах чемпионата мира и выносит решения по конфликтным вопросам) и поул-позиция.
06. Лаборатория Касперского спонсирует Феррари. У них три наклейки. также будет логотип на комбинезоне пилота.
07. По правилам механики должны ходить в шлемах и специальном комбинезоне.
08. Кстати, почти вся команда Феррари летает эконом-классом. Только пилоты и руководство команды позволяют себе комфорт, на остальных экономят 😉
09. Шлем Масса.
10. Бокс во время гонки. Механики ждут болид на пит-стоп.
11. На асфальте стоят метки, где должна остановиться машина. Чем точнее пилот припаркует болид, тем быстрее поменяют резину. В течение гонки команда может провести произвольное число пит-стопов для смены резины и/или проведения необходимого ремонта и обслуживания болида. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины. В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т. п.
12. Устройство для снятия колес)
13. Пустой бокс.
14. Вопрос с топливом каждая команда решает самостоятельно. Феррари работает с Shell. Под каждую трассу топливо адаптируют. Бедные команды покупают топливо у организаторов. С 2010 года дозаправка болидов в течение всей гонки запрещена, таким образом в болидах был увеличен топливный бак, что существенно сказалось на весе болида и его управляемости. На гонках у Shell есть свою лаборатория, где они снимают пробы отработанного масла, чтобы посмотреть есть ли износ материалов. Моторы сделаны из разных материалов, чтобы по частицам этих материалов можно было определить, в каком месте идет неправильный износ.
15. С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия - информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя.
16. На формуле 1 запрещено вести профессиональную видеосъемку. Коммерческими правами на трансляцию владеет FOM (Formula One Management), получить аккредитацию очень сложно.
17. С другой стороны от пит-лейна. Здесь располагаются домики с едой и напитками для команд.
18. Кстати, большинство людей, обслуживающих гонку — волонтеры. Судьи, члены технической комиссии, охранники — зачастую не получают денег, иногда им даже не оплачивается дорога и проживание.
19. Кстати, результат гонки влияет не только на доход команды, но и на представительские возможности для команды. Чем больше очков ты заработал, тем больше гостей ты смоешь пригласить в следующем году. Тем лучше и больше будет шатер для гостей. На фото домик для команды Феррари, здесь во время гонки можно перекусить, а после гонки выпить. Здесь пилот скрывается от фанатов 😉
20. На пилотов сразу набрасываются корреспонденты. Чемпион мира Льюис Хэмилтон дает интервью.
21. Касперский)))
22. Обычно на проведение гонки нужно пять дней:
В среду приезжает персонал.
В четверг все готовится к приему гостей. Четверг исторически на трассе — медиа день. Команды делает все анонсы и важные заявления, на трассе присутствует вся пресса. В четверг также приезжают пилоты.
Пятница первый день тестов. Подбираются основные настройки. Пилоты «вкатываются» в трассу и подбирают оптимальные настройки для своих болидов.
В субботу квалификация.
Сама гонка всегда в воскресенье.
23. В Формуле-1 все жестко регламентировано — от масла и состава топлива до размеров болида. Перед заездом машина проходит несколько проверок.
24. Развесовка — машина должна весить вместе с пилотом (обычно 70 кг) и топливом (190 кг) 640 не меньше. Если вдруг пилот перед гонкой резко похудел — могут довесить штрафной килограмм. Машина взвешивается до гонки и после гонки, так как многие команды жульничают.
25. В пелотоне Формулы-1 нет болида под номером 13: после 12-го сразу идёт 14-й. Поскольку в Европе в число несчастливых входят большей частью нечётные числа (например, для итальянцев несчастливым считается число 17), то вплоть до 1970 года на некоторых Гран-при (в 1970 - только на Гран-при Италии) участники получали только чётные номера.
26. С 1973 года принято, что номер 1 должен получать чемпион мира предыдущего сезона, вне зависимости от того, остался ли он в своей команде или перешёл в другую (а номер 2 - его напарник по команде, вне зависимости от занятого им самим места в чемпионате мира прошлого года).
28. Гонка проводится в воскресенье, с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.
29. Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.
30. Мощность двигателей 750-770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего. Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений связанных с надёжностью.
31.
32.
33.
34. Так выглядит резина после гонки и все потому, что гонщики специально собирают резиновые червячки вне траектории, чтобы общий вес болида был не ниже предельно допустимого. Это жульничество, тем не менее, ФИА закрывает на это глаза.
35. На каждую гонку есть определенное количество комплектов резины. Используют 3 вида шин: «слики» - для сухой трассы, «микст» или «промежуточные» - для слегка влажной и «дождевые» - для сильно влажной. Шины для сухой трассы различают по твердости: «суперсофт» (наиболее мягкие), «софт», «медиум» и «хард» (наиболее твердые). Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы. По регламенту нужно использовать два вида резины за гонку.
36. Не бывает двух одинаковых комплектов резины, они хоть и незначительно, но отличаются. Команда говорят производителю свои пожелания и требования, а задача производителя сделать идеальную шину, которая устроит все команды. В соответствии с п. 12.7.1 Технического регламента Формулы-1, шины могут быть наполнены только воздухом или азотом.
37. Резина после вылета болиды с трассы выглядит так 😉
38. Резина у всех команд одинаковая. Сейчас поставщик резины Pirelli. После использования Пирелли забирает шины, изучает износ и отправляет на переработку.
39. Для каждой машины есть свой инженер, который заведует шинами. Он смотрит уровень износа, работает над оптимальным давлением в резине. В каждом колесе может быть разное давление, все зависит от трассы.
40.
41. И еще, у каждого пилота есть бутылочка. Она не пренадлежит команде, поэтому пилот сам ищет спонсора на оформление бутылки. Например у Себастьяна Феттеля большая банка РедБула. Внутри, конечно, не энергетический напиток. За РедБул или даже чашку кофе пилота могут дисквалифицировать.
42. Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1. На фото Фернандо Алонсо.
43. По окончании гонки первые 10 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского: пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при.
44. Победил вчера австралиец Марк Уэббер из команды Red Bull Racing. Вторым финишировал его партнер по команде — двукратный чемпион мира немец Себастьян Феттель. Британец Дженсон Баттон из McLaren был третий. Россиянин Виталий Петров (Lotus Renault) в протоколе гонки и в личном зачете расположился на десятых местах. Кстати, в Бахрейне и Абу-Даби вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений.
45. Преодолевая жёсткую конкуренцию, почти всю жизнь гонщики движутся к вершине автоспорта, но лишь немногим удаётся достичь поставленной цели. Попав в Формулу-1, пилоты уже зачастую не могут участвовать в других гоночных сериях из-за ограничений, накладываемых на них подписанным контрактом. Здесь играют свою роль и требования спонсоров команды, которых не устраивает выступление «их» гонщика за другие команды.
46.
47. После окончания сезона болид хранят год, после этого команда может использовать его по своему усмотрению, например продать. Машина, на которой Шумахер выиграл чемпионат может стоить от 8 миллионов долларов долларов 😉
48. Формула-1 является самым дорогим видом автоспорта. Бюджеты успешных команд измеряются сотнями миллионов долларов. Гонорары ведущих пилотов и ведущих специалистов измеряются миллионами (а иногда десятками миллионов) долларов. А еще здесь все всем и за все платят, я даже запутался в сложных схемах. Пилоты платят за лицензию и возможность участия, команды платят пилотам, спонсоры платят командам, также спонсоры должны оплачивать всех гостей, которых они приглашают на гонку, зрители платят организаторам, организаторы платят FIA. В общем, очень сложная и запутанная схема, кто в итоге зарабатывает непонятно;).
49. Команда Лотус празднует 10-е!!! место в кубке конструкторов с нулем очков:)) (Лучшая позиция команды в нынешнем сезоне, если я не ошибаюсь — 12-е). Это лучшая из команд-новичков, к которым также относится Маруся Вёрджин и HRT. Т.к. 10-е место они заняли второй год подряд — то они будут среди тех, кто получает деньги с телетрансляций от FOM.
50.
Или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — .
Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь. Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.
По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для и тренировки управления болидом.
По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.
После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.
Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.
На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.
Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта
FIA Formula One World Championship или Формула -1
представляет собой ежегодные соревнования на мировой чемпионат по кольцевым гонкам на болидах с открытыми колесами. В Формулу -1 входят отдельные этапы со статусом Гран-при. Чемпионы выявляются с помощью очков, набранных в Гран-при, которые в конце года суммируют. Победитель обладает наивысшим количеством очков. Пилоты соревнуются за мировой чемпионский титул, а , занявшие первое место, получают Кубок Конструкторов.
Участники гонки, пропустившие соревнования по неуважительным причинам платят штраф.
С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок.
Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).
Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей.
Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.
Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом.
8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.
Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом.
Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.
От 1 до 25 очков получают пилоты и команды в Гран-при за первые 10 мест. Очки начисляются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. На чемпионский подиум поднимаются первые три гонщика. Количество очков в гонке прибавляются к сумме очков остальных гонок в рамках Формулы -1, как пилотам, так и командам. Запасным пилотам очки зачисляются на их личный счет. Одна команда имеет право за один сезон выставлять до 4 гонщиков. Каждый пилот для участия в Гран-при должен получить суперлицензию FIA.
В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота.
Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.
Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.
Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.
Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.
После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.
За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.
Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.
При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.
Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.
Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.
Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.
При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин.
При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.
При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.
Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.
Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.
После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.
По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.
При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.
Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.
За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз. Все форматы, использовавшиеся в Формуле-1, можно посмотреть в статье «Квалификация Формулы-1».
Квалификация проводится в субботу и состоит из сессий. Первая сессия длится 20 минут. Вторая сессия короче - 15 минут. Третья - самая короткая - 10 минут. Во время каждой сессии пилот может проехать столько кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим временем.
Эта процедура применима в случае участия 20-ти машин, если участвуют 22 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по шесть участников. Если участвуют 24 машины, тогда после первой и второй сессии исключаются по семь участников.
В первой и второй сессии пилоты могут проезжать квалификационные круги с любым количеством топлива в баках. Болиды, выбывшие по результатам первых двух сессий, затем дозаправляются топливом, с которым они будут стартовать в гонке. Пилоты, стартующие в третьей сессии, должны быть заправлены на гонку уже перед выездом на свою первую попытку. По окончании квалификации в эти болиды запрещается доливать топливо. После окончания квалификации болиды отправляются в закрытый парк, то есть до начала гонки нельзя существенно изменять его настройки, дозаправлять или «переобувать» в другой комплект резины. После окончания сессии ФИА объявляет о результатах контрольного взвешивания машин, и таким образом команды и зрители могут судить о том, какое количество топлива на борту у соперников.
В случае наложения стюардами на пилотов или команду штрафов в виде лишения нескольких мест на старте, эти штрафы применяются непосредственно перед стартом гонки, то есть квалификация проходит без их учёта.
Каждый сезон Формулы-1 является соревнованием пилотов за чемпионат мира, а команд - за Кубок конструкторов. На протяжении сезона очки, набранные пилотом на Гран-при, складываются с очками, которые уже есть на его счету. Команда получает за каждую гонку все очки, набранные обоими её пилотами. В конце сезона производится подсчёт очков и выявляются победители в обеих номинациях.
За гонку очки получают первые 8 пилотов, если они попали в итоговую классификацию. Если гонка была остановлено по каким либо причинам и гонщики проехали больше 50% дистанции начисляются половинные очки, если пилотами было пройдено более 75% всей дистанции, гонка считается оконченной и начисляются полные очки.
В случае равенства очков, победа в общем зачете начисляется гонщику/команде с большим количеством побед.
Недавнее решение FIA присуждать на заключительном Гран При сезона удвоенные очки удивило многих – но в истории Формулы 1 это далеко не первый случай весьма неоднозначных новаций. Эд Стро вспоминает самые причудливые из них
В последние годы в Ф1 всё чаще предлагают странные изменения в правилах, и некоторые из них время от времени даже внедряются в жизнь.
В свете недавнего решения FIA начислять участникам заключительного этапа сезона, который в следующем году пройдет в Абу-Даби, двойные очки - которое, надо сказать, не встретило поддержки болельщиков, - AUTOSPORT вспоминает пятнадцать самых спорных идей относительно изменений в регламенте Больших Призов, которые в свое время привели в изумление не одного адепта Формулы 1.
Некоторые из них были одобрены, а затем отменены, другие так никогда и не продвинулись дальше деклараций своих "гениальных" творцов. Нашлись и предложения, основанные на неожиданном толковании действующего регламента.
Мы не претендуем на составление исчерпывающего списка нелепых идей, возникавших в разные годы в в Ф1, а просто вспоминаем некоторые довольно нетривиальные проекты, которые возникали в чемпионате – преимущественно в последнее время.
Чтобы прийти к нынешнему – взвешенному и эффективному – формату с тремя сегментами квалификации, в Формуле 1 пробовали самые различные варианты розыгрыша стартовых позиций.
В 2005 году, например, было предложено суммировать времена попыток гонщиков из двух квалификационных сессий, и по этому итоговому (или среднему, что одно и то же) времени выстраивать машины на решетке. Это, по мнению инициаторов предложения, должно было заставить пилотов выкладываться по максимуму в обеих сессиях. Причем гонщики проезжали по одному кругу по пустой трассе: в пятницу с пустым баком, а в субботу – с заправленным на первый отрезок гонки.
Столь радикальное предложение не нашло сторонников ни среди болельщиков, ни среди самих гонщиков. В итоге новинка продержалась в Ф1 на протяжении первых пяти этапов сезона-2005 и была отвергнута единогласным решением всех команд перед Гран При Монако.
Заднее антикрыло со свободной центральной частью (CDG)
После того, как было решено, что главным виновником недостаточного количества обгонов в Ф1 являются завихрения воздуха, возникающие непосредственно за несущейся на огромной скоростью машиной, в FIA начали думать, как обойти этот естественный физический эффект.
Бывший босс команды Simtek и технический директор Benetton Ник Уирт предложил идею заднего антикрыла со свободной центральной частью (CDG) - попросту говоря, разрезанное надвое.
Идея была призвана уменьшить завихрения воздушных потоков позади лидирующей машины, что должно было на 20-30% снизить потерю прижимной силы позади идущего автомобиля и тем самым позволить преследователю вплотную подобраться к сопернику.
Впоследствии эта идея была признана непродуктивной – и дальше набросков так и не продвинулась.
Единый поставщик моторов
В пятницу на Гран При Китая 2008 года увидел свет пресс-релиз FIA, в котором говорилось о запуске тендера на монопольную поставку двигателей в Формулу 1, начиная с 2010 года.
Идея состояла в том, чтобы один производитель моторов снабжал силовыми агрегатами все без исключения команды. Наибольшие шансы на победу в тендере были у британской компании Cosworth, создавшей в середине 60-х ставший впоследствии культовым 8-цилиндровый двигатель DFV.
Позже было объявлено, что другие мотористы также смогут производить свои двигатели при условии, что они будут сделаны точно по чертежам, разработанным победителем тендера.
Дошло до того, что в ноябре 2008 года FIA предложила Cosworth разработать проект общего для всех "дешевого" двигателя Ф1.
Почувствовав опасность установления монополии на поставку моторов, остальные производители снизили цены на свою продукцию для клиентских команд. Именно этого в конечном счете уже долгое время добивались в FIA, так что сама идея единого поставщика силовых агрегатов была быстро и благополучно забыта.
Во время канадского Гран При 1993 года технические делегаты Ф1 отправили судьям обескураживающий рапорт о том, что 24 из 26 машин пелотона не отвечают действующему регламенту.
Этот шаг был предвестником решения об отмене всех электронных помощников, последовавшего годом позже. В Монреале же все машины, использующие активную подвеску и/или систему контроля тяги (а такими к тому моменту обзавелись почти все), были признаны вне закона.
На технике Williams, McLaren, Benetton, Ferrari, Tyrrell, Lotus и Minardi была обнаружена активная подвеска, тогда как пилотам Footwork, Jordan, Larrousse, Ligier и совсем юной в ту пору Sauber на разгонах помогала система контроля тяги.
Активную подвеску сочли незаконной из-за влияния, оказываемого "умной" гидравликой, удерживающей постоянный дорожный просвет, на аэродинамику машины, а система контроля тяги снимала часть работы с гонщиков при ускорениях автомобиля, что специалисты FIA также сочли недопустимым.
Таким образом, создалась ситуация, при которой фактически к старту гонки могли допустить лишь двух пилотов непростительно медленной команды Scuderia Italia - Микеле Альборето и Луку Бадоера (на фото).
Те события стали частью большой политической игры против электронных помощников в Формуле 1. Командам все же разрешили завершить чемпионат, не внося изменения в конструкцию автомобилей. Однако вопрос был включен в повестку дня на очередном заседании Всемирного совета FIA по автоспорту, которое и постановило полностью отказаться от электронных вспомогательных систем уже со следующего сезона.
По ходу сезона-2002 FIA предложила план по радикальному обновлению Формулы 1, состоящий из девяти пунктов.
В него вошли предложения по изменению формата квалификации, контролю за поставщиками шин, ограничениям на тесты, "заморозке" аэродинамики, увеличению срока службы моторов и коробок передач и так далее. Некоторые из предложенных идей в итоге были успешно реализованы на практике.
Но самым странным и невероятным из всех пунктов было предложение об обмене пилотами. Идея была крайне проста: гонщики не заключали бы контрактов с командами, всех участников очередного сезона выбирали бы непосредственно в FIA.
Отобранные таким образом пилоты в каждой следующей гонке сезона должны были менять команду, за которую выступают. Проведя по одной гонке за рулем каждой машины, в оставшихся пилоты могли бы выбирать себе технику по очереди - согласно текущему положению в чемпионате.
Помнится, AUTOSPORT написал о подобной инициативе следующее: «Нет ни малейших сомнений, что это самое безумное из когда-либо сделанных FIA предложений. Все прочее несомненно и бесповоротно меркнет на его фоне».
К счастью, до реализации идеи дело не дошло.
Традиционно считается, что чемпионаты мира Формулы 1, взяв старт в мае 1950-го, ведут с той поры непрерывную историю вплоть до наших дней. На самом же деле в этой формулировке существует немало условностей.
После отказа компании Alfa Romeo от выступлений в соревнованиях Гран При в конце 1951 года в Европе образовалась резкая нехватка машин класса Ф1 на стартовых решетках многочисленных в ту пору соревнований. В результате было решено определить чемпиона мира (Кубка конструкторов еще попросту не было) на технике Ф2.
Это означает, что оба чемпионских титула Альберто Аскари в 1952 и 1953 годах были завоеваны за рулем Ferrari 500, не являющейся, вообще говоря, машиной Формулы 1. Это любопытное обстоятельство регулярно используют устроители всевозможных конкурсов знатоков и традиционно подчеркивают в качестве специальной оговорки серьезные специалисты по автоспортивной статистике.
Ну а "настоящая" техника Ф1 вернулась на трассы чемпионата лишь в 1954 году.
"500 миль Индианаполиса"
"500 миль Индианаполиса"
Когда в самом конце 40-х представители разных стран захотели определять в состязаниях Гран При чемпиона мира среди пилотов, было принято решение разыгрывать это звание по сумме выступлений в так называемых "Больших гонках" – самых значимых и престижных соревнованиях с особым статусом Grande Epreuve.
В 1950-м, когда был разыгран первый титул, таковыми считались Гран При Великобритании, Швейцарии, Франции, Бельгии и Италии. Также первоначально включили в календарь этап в Народной Чехословакии, но позже он был исключен из списка.
Но значилась в календаре и еще одна гонка. Поскольку все этапы Ф1 проходили в послевоенной Европе, и речи о выездах даже в Северную Африку, не говоря уж о Южной Америке, пока не было, для присвоения чемпионату статуса мирового необходимо было включить в него хоть какие-то заокеанские соревнования. Таковой стала популярная в США гонка "500 миль Индианаполиса". Статус этапа чемпионата мира она сохраняла 11 лет, вплоть до 1960 года.
Разумеется, в Индианаполисе пилоты состязались на собственной технике и по собственным правилам, в массе своей даже не зная, что участвуют в этапе Ф1 (который, между прочим, никогда не носил официального статуса Гран При, хотя и входил в число Grande Epreuve). В итоге в любом справочнике можно найти фамилии 33 гонщиков, заработавших очки в чемпионате мира на этапе в Индианаполисе, но при этом – за редчайшим исключением – не принимавших участия ни в одной другой гонке Формулы 1.
Накануне сезона-2009 Берни Экклстоун предложил сенсационную идею по изменению принципа определения чемпиона, а именно – медальную систему.
Согласно этой идее, которая даже получила свое отражение в правилах сезона, но впоследствии была упразднена, пилоты по итогам гонок должны были награждаться медалями по образу и подобию Олимпиады - золотой, серебряной и бронзовой.
В итоге обладатель титула должен был определяться по количеству золотых медалей, а при их равенстве учитывались серебряные и бронзовые. Традиционная система начисления баллов должна была сохранить свое существование лишь для определения победителя в Кубке конструкторов.
FIA опубликовала исследование на тему того, как это изменение могло бы повлиять на судьбу чемпионата мира, но в целом идея поддержки не нашла. Однако Берни, насколько можно судить, до сих пор не отказался от идеи реализовать её.
Еще одна идея Экклстоуна взорвала общественность накануне сезона-2010. Он предложил ввести на трассах дополнительные "дорожки" для обгонов.
В целом идея оказалась невыполнимой, так как требовала серьезной переделки существующих автодромов – но в газетных заголовках она какое-то время мелькала.
Предложение состояло в том, чтобы спроектировать на трассах дополнительные дорожки-"джокеры", наподобие используемых в ралли-кроссе. По ним пилот, застрявший за соперником на трассе, мог бы проскочить вперед, сократив себе дистанцию. Разумеется, каждый из гонщиков мог бы воспользоваться этими "срезками" строго ограниченное количество раз по ходу Гран При.
«Представьте, что гонщики могли бы, допустим, пять раз за гонку срезать дистанцию, - говорил Берни. - Это решило бы проблемы тех, кто теряет время позади соперников в трафике, и положительно сказалось бы на телевизионном освещении Ф1».
Но и эта по-своему интересная идея развития не получила.
В 2011 году неистощимый на идеи глава FOM внес еще одно предложение: установить на трассах оросители для искусственного увлажнения гоночного полотна.
И хотя до реализации дело не дошло, эта тема также долго и упорно обсуждалась в прессе. Идея состояла в том, чтобы оборудовать трассы искусственными "брызгалками" для имитации дождевых условий – которые, как известно, делают развитие событий куда более зрелищным.
«Поначалу я тоже считал эту идею немного безумной, – признался Экклстоун, – но, удивительное дело, что она нашла массу сторонников. Поскольку мы собирались включать установки совершенно случайным образом, как бывает с настоящим дождем, это бы добавило гонкам интереса».
Хорошо, что шансов воплотить эту идею в жизнь было не больше, чем сцепления с сырой трассой у сликов Формулы 1. Ну а идею с "поливалками" успешно реализовали владельцы нескольких трасс: искусственное увлажнение бывает востребовано на тестах.
В числе прочих идей в списке из девяти пунктов, о котором мы упоминали ранее, было и предложение о дополнительном весовом балласте для победителей.
Предполагалось, что машины будут прибавлять в весе на один килограмм за каждое заработанное пилотом очко. Поскольку эта идея возникла в преддверии сезона-2003, это бы означало, что машина победителя гонки потяжелела бы на десять килограммов, за второе место было бы добавлено шесть килограммов, за третье - четыре и т.д.
В отличие от других серий, где активно используются весовые гандикапы на основании результатов предыдущих гонок, в Формуле 1 предлагалось, чтобы набранный вес машины не снижался до окончания чемпионата. Выиграв первую гонку в сезоне, пилот получал 10 кг балласта на весь оставшийся чемпионат!
Некоторые идеи из предложенного списка были воплощены на практике – и весовой гандикап не вошел в их число.
К слову, эту идею все же реализовали в другом чемпионате мира – WTCC, но вскоре и там отказались от "накопительного гандикапа".
В 1931 году, когда в гонках Гран При впервые разыгрывалось звание чемпиона Европы, сильнейшего определяли по результатам гонок во Франции, Бельгии и Италии. Причем прошли они в 10-часовом формате.
В системе начисления очков (обратной нынешней - чем меньше, тем лучше) пилот получал баллы в зависимости не только от итогового результата гонок, но и от количества пройденной дистанции в случае схода.
Во всех трех Гран При победу одерживали экипажи из двух пилотов – однако вскоре столь продолжительные Гран При канули в Лету. Еще на заре Ф1 дистанция составляла 500 км, а затем сократилась и до нынешних 300. Также решено было более не начислять очки в случае замены пилотов на дистанции, что быстро искоренило подобную практику.
Приняв в конце 2002 года - в результате скандала на Гран При Австрии, когда Рубенсу Баррикелло велели пропустить вперед Михаэля Шумахера (на фото) - правило, запрещающее командную тактику, Формула 1, по сути, повесила себе на шею камень, и избавиться от него удалось лишь спустя восемь лет.
Тогда капитанский мостик формально не мог приказывать своим пилотам пропускать друг друга на трассе или умышленно создавать преграды соперникам. Но это, во-первых, прервало практику, которая существовала в спорте на протяжении долгих лет, когда напарники были не просто пилотами, выступающими в одной и той же команде – раньше они реально помогали друг другу на трассе.
Во-вторых, что более важно, это привело к тому, что в случаях использования тактических приёмов команды начинали все отрицать, что не шло имиджу Формулы 1 на пользу - поскольку выглядело, честно признаться, по-идиотски.
На Гран При Германии 2010 года Фелипе Массе приказали из боксов пропустить Фернандо Алонсо к победе в гонке. После финиша оба пилота все отрицали, что в итоге дискредитировало запрет, из-за которого возникали все эти искусственные заминки на пит-стопах и заявления команд о каких-то мистических поломках машин, особенно в концовке чемпионатов, когда решалась судьба титула.
В 2011 году все запреты были сняты, и Формулы 1 перестала держать своих отнюдь не глупых зрителей и болельщиков за дураков.
Прежде, когда надежность машин была несравненно ниже нынешней, это учитывалось при розыгрыше титула. В зачет пилотам шли не все заработанные очки, а а лишь несколько (порядка 70%) результатов. Такой приём использовался, чтобы чемпионом не стал гонщик, который весь сезон понемногу набирал очки, тогда как настоящие лидеры чередовали успехи и сходы.
Сама по себе эта система была вполне нормальной, она действовала аж до 1991 года – однако были сезоны, когда весь чемпионат в плане начисления зачетных баллов делился на две части.
Чтобы выявить действительно быстрейших, решено было сосчитать очки по итогам первой и второй частей сезона, затем в каждой из половин отбросить лишнее и лишь после этого суммировать окончательно.
Впервые подобная система была применена в 1967 году (на фото), когда пилотам засчитывались пять лучших результатов в шести первых гонках и четыре лучших в пяти следующих.
Подобный формат с переменным количеством зачетных этапов сохранялся до окончания 1980 года. На практике он не доставлял особых неудобств, потому что в 70-х каждая третья-четвертая гонка как правило заканчивалась сходом, потому за редчайшим исключением для определения итогового результата достаточно было просто просуммировать все заработанные пилотом очки.
В разгар вражды между тогдашним президентом FIA Максом Мосли и командами-участницами Больших Призов, разразившейся в 2009 году, возникла идея о расслоении Формулы 1.
Мосли предложил ввести ограничение бюджета для команд в размере сначала 30, а затем 40 миллионов фунтов стерлингов - с условием, что те участники чемпионата, которые подпишут соглашение об ограничении бюджетов, будут иметь право нарушать некоторые пункты действующего регламента.
Таким образом, мы могли стать свидетелями неограниченных тестов для определенного количества "бедных" команд, неограниченного использования ими аэродинамической трубы, применения моторов без ограничителя оборотов и регулируемых переднего и заднего антикрыльев.
Несколькими годами ранее, к слову, уже был использован схожий формат: командам, добровольно ограничившим количество тестов, разрешалось в пятницу использовать на Гран При третью машину. Но в этот раз различия были бы куда глобальней.
Позднее в рамках войны между FIA и FOTA (Ассоциация команд Формулы 1) это предложение было отклонено.
shpagat7.ru - Спортивный портал - Shpagat