Методические рекомендации по развитию певческой культуры школьников "вокально-хоровые упражнения". Распевания и вокально-хоровые упражнения в детском хоре материал на тему Упражнения для распевания детского хора

Основные вопросы

1. Распевание

а) значение,

б) продолжительность,

в) принцип постепенности,

г) эмоциональный фактор,

д) динамика,

е) звуковысотность.

2 . Типы вокальных упражнений.

Цель: теоретическое ознакомление с методикой распевания, анализ приёмов распевания в вокально-хоровой работе А.В.Свешникова

Распевание в хоре - это настройка коллектива певцов на певческую установку, правильное дыхание и звукообразование, на звучание вокального аппарата.

Часть урока индивидуальных и хоровых занятий, которая называется распеванием, состоит из упражнений.

Упражнение - это многократно повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение качества его выполнения. Различают 3 обязательных компонента упражнения: повторяемость, определённая организация и целенаправленность.

Следует помнить, что действие, применяемое как упражнение, превратится в простое повторение, если оно не будет нужным образом организовано, чтобы обеспечить выполнение его на более высоком уровне по сравнению с первоначальным.

Распевание в начале хоровых занятий развивает навыки пения и подготавливает голосовой аппарат к работе.

Распевание в хоре должно согласовываться с вокальным строем разучиваемого репертуара и быть направлено на поддержку его звучания.

Длительность распевания. не должна превышать 10-15 минут репетиционного времени. В распеваниях не всегда имеет смысл доходить до крайних звуков диапазона, т.к. певческий голос «разогревается» не скоро и начинает полноценно звучать лишь через 30-40 минут после начала репетиции.

В распеваниях достаточно ограничиться рабочим диапазоном певческого голоса: ре первой октавы - фа, фа- диез второй октавы у сопрано; си-бемоль малой октавы - ре второй октавы у альтов.

Необходимо знать методическую ценность отдельных упражнений, чтобы уметь выбрать из них наиболее полезные для каждой конкретной вокально-технической задачи (организация вдоха, атаки, отдельных качеств звука, плавного выдоха и опоры; выравнивание звучания, регистров, расширение певческого диапазона). Одно и то же упражнение может способствовать выполнению нескольких таких задач. Так, пение на выдержанной ноте способствует не только формирования равномерного выдоха и опоры, выравниванию гласных, но и развитию динамики звука.

Принцип постепенности. Упражнения нужно подбирать от лёгких к более трудным. Первые упражнения обычно состоят из нескольких или даже одного тона, поющихся в равной силе звука, и постепенно по мере овладения навыками усложняются.

Хормейстер всегда должен помнить о важности постепенного развития голосов певцов хора. Постепенность должна соблюдаться во всём:

    в динамике (от средней к крайней)

    в темпах (от умеренного впевания к быстрому)

    в диапазоне (расширять от центра)

    в технике (от простой к сложной)

    от пения закрытым ртом (чем также нельзя злоупотреблять) переходить к пению гласных и слогов

    от пения лёгким звуком - к динамически и темброво насыщенному.

В хоровых занятиях упражнений не должно быть много, главное - использовать их для решения нескольких задач, которые обязательно должны быть чётко поставлены перед хором. Руководитель должен качественно показывать упражнение, при необходимости прибегая к сравнению неправильного и правильного их исполнения.

В начале каждого упражнения, какую бы цель оно не преследовало, отрабатывается единство вдоха, одновременность вступления, единство и чёткость какого-либо типа атаки (в основном - мягкой), единство звуковой позиции, нюанса.

В работе с хором применяются упражнения

    на цепное дыхание,

    на разные слоги (прежде всего для выравнивания гласных),

    на разные штрихи, на дикцию (трудные звукосочетания, скороговорки),

    на развитие диапазона,

    на выравнивание регистров,

    на нюансы

    на выработку кантилены,

  1. на внимание к руке дирижёра (должна быть выработана реакция на любые, даже неожиданные требования: ферматы, изменения темпа, динамики, штрихов).

В начале распевания, учитывая необходимость приведения голосового аппарата в рабочее состояние (фазы врабатываемости), целесообразно применять привычные, несложные, хорошо впетые упражнения. На таких упражнениях быстрее достигается нужное звучание.

Эмоциональный фактор. Пение не может совсем не выражать никаких эмоций. Даже в упражнениях надо стремиться к определённой эмоциональной окраске голоса, причём лучше соотносить пение с радостным настроением. Поэтому упражнения в основном даются в мажорном ладе, который легче воспринимается и связан с бодрым, оптимистическим настроением, создающим необходимый тонус мышц.

Помимо этого любое упражнение можно петь в разных настроениях: радостно, печально, восторженно, сердито, плаксиво, грозно и т.д. (настроение хорошо «добавить», когда основная цель упражнения достигнута). Эмоциональность в работе развивает музыкальность и артистизм, что важно для создания в произведениях самых разных образов.

Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз.

Динамика. Сила голоса при исполнении упражнений как соло, так и в хоре должна быть средней (в пределах mp-mf). Начальные упражнения на центральном участке диапазона нужно петь ровным по силе звуком. Очень важно найти оптимальную силу звука в каждом индивидуальном случае. Постоянное пение на f ведёт к форсировке голоса, она вредна для всех голосов, но особенно пагубна для детей. Хотя пение звуком, сила которого ниже оптимальной («напевание» - пение без опоры на дыхание), и не рекомендуется, оно приносит гораздо меньше вреда голосовым органам, чем чрезмерно громкое пение. При работе с детьми в мутационный период тихое пение является необходимым. В этом случае, как пишет Ф.Лысек (Чехословакия), «...от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос крепнет».

Звуковысотность. Пение упражнений следует начинать с примарных звуков - наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца. Обычно это нота в среднем отделе диапазона (у сопрано фа! - до", у тенора на октаву ниже, у меццо-сопрано - ми! - си!, у низких мужских голосов - ре M - ля M).

Развитие голоса со среднего регистра начинали Бортнянский, Варламов и Глинка. Этот метод назвали «концентрическим». Глинка говорил, что распеваться надо «без всякого усиления берущихся», т.е. примарных, которые находятся приблизительно в середине диапазона голоса. Нижний и верхний регистры должны развиваться на основе крепко освоенного центра диапазона путём постепенного, звук за звуком, введения в пение.

Типы вокальных упражнений

Вокальные упражнения бывают шести типов:

1.Упражнение с различным ритмическим рисунком (на выдержанном или повторяющемся звуке, пунктирный ритм, сочетание дуолей и триолей, половинные и целые ноты).

2.Упражнения с различным звуковедением (legato, non legato, staccato, marcato).

4.Упражнения с различными штрихами (акценты, tenuto, фермата).

5.Гармонические последовательности (интервальные и аккордовые последовательности).

6.Вокализы (можно петь целиком хоровые произведения закрытым ртом и на любой звук, слог, в зависимости от задачи)

7.Отрывки из произведений (полезно над трудными местами партитур упражняться отдельно)

Распевание начинается с извлечения одного звука - с него начинается и настройка слуха, и концентрация внимания. Такое упражнение даёт возможность выровнять интонацию, создать строй и унисонное звучание.

Многократным повторением изменяется качество звука, уточняется его направленность, отрабатывается точность атаки, находится необходимая высокая позиция, активизируется диафрагма. Звук берётся закрытым ртом, без напряжения, он сконцентрирован у верхних передних зубов.

Упражнение на одной ноте (на одной высоте звука) развивает равномерный экономный длительный выдох, опору. При чередовании гласных оно способствует выравниванию их звучания. Выдержанная нота, спетая на первоначально избранном гласном в одной силе звука, может быть первым упражнением для начинающих. С такого упражнения начинал занятия М.И.Глинка.

Различные гласные исполняются в виде слогов с одинаковым согласным. Выбор гласных зависит от общего фона звучания хора. а)Если звучание хора глухое, берут звонкие гласные (ди, дэ, да; ми, мэ, мА). б)Если хор звучит пёстро, начинают упражнение с гласных, способствующих округлению и ровности звучания (лю, лё, ля). в)Если надо округлить какой-либо определённый гласный, его ставят между гласными «о», «у», «а», способствующими округлению (ма-ми-ма, мо-мэ-ма). г)Для образования слогов применяются обычно: «л» (собирает звук, способствует образованию мягкой атаки), «м» (настраивает на высокое головное звучание), «д» (активизирует атаку, приближает звук).

В первых упражнениях берут 1-2 гласных в сочетании с согласным или без него, затем постепенно вводят все гласные, основные или йотированные. Чаще такое упражнение поют на пяти основных гласных в различном их чередовании в зависимости от методических целей. При этом учитывается, что:

1).в порядке «и», «э», «а», «о», «у» происходит постепенное увеличение ротовой полости (самая маленькая на «и») и уменьшение глоточной (самая маленькая на «у»);

2). в порядке «и», «у», «о», «э», «а» происходит уменьшение напряжения мышц голосовых складок (самое большое напряжение голосовых мышц на «и», «у»);

3).подсвязочное давление повышается в порядке «а», «о», «э», «у», «и».

В этом упражнении все гласные можно петь в одной силе звука или с динамическими оттенками, т.е. постепенно увеличивая и уменьшая силу звука.

Упражнения с поступенным расположением звуков. Простейшие из них - соединение 2- 5 последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы, обычно вначале на одном гласном звуке. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз с названием нот или на выбранных гласных. На начальных этапах полезнее петь гамму сверху вниз в медленном темпе. В таком упражнении необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.

При исполнении гаммы снизу вверх особое внимание надо обратить на первый, нижний звук. Он берётся в намеренно высокой позиции, т.е. применительно к позиции верхнего звука упражнения. Такой приём обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы. Вся гамма обычно исполняется на одном дыхании.

Гаммы являются незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания во всём диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития подвижности и беглости голоса.

Пение гамм способствует расширению певческого диапазона.

Упражнения на различные интервалы поются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Упражнения на интервалы способствуют выравниванию звучания. В начале работают на интервалах более привычных для слуха, близких к речевым интонациям (терциях, квартах, квинтах), идут от узких интервалов (терций, кварт) к более широким (квинтам, секстам, октавам). К этому виду упражнений относится пение трезвучий и арпеджио. Все указанные упражнения полезно петь как связно, так и отрывисто, а также, чередуя эти две манеры звуковедения.

Для большинства упражнений применяется вокализация , т.е. пение на гласных звуках и слогах (внутрислоговые распевы - тоже вокализация). Вокализация позволяет сосредоточить внимание на основных моментах вокальной техники (при пении с текстом часть внимания «забирает» текст) (А.Юрлов в работе «О значении вокализации в хоровом пении» даёт огромную характеристику этому приёму).

Вокализация бывает трёх видов: а)с закрытым ртом, б)на гласный звук, в)сочетающая пение закрытым ртом и на гласный.

Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, подключает к работе верхние резонаторы, вырабатывает ощущение вибрации в них, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа. Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию - значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

При пении закрытым ртом всё внимание направляется на интонацию (например, скачки поются легче, чем при пении на гласные или слоги).

Вокализация закрытым ртом должна быть лёгкой и естественной, петь надо настолько тихо, чтобы улавливать такое же тихое пение певцов-соседей. Пение с закрытым ртом приучает певцов хора к мягкой атаке звука, собранности, пластичности в звучании и переходах.

В вокализации можно использовать разные штрихи (чаще legato и staccato).

Упражнения на legato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами развивают певческое дыхание. Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы - это значит петь стаккато.

При исполнении staccato движения диафрагмы сопровождаются перемещением верхнего отдела передней стенки живота. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на стаккато. Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке. Этот вид вокализации особенно показан при работе с детскими голосами. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы - это остановки дыхания (выдоха). Т.о., исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остаётся взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (гл. о. диафрагмы).

Спетый на стаккато звук может явиться отправной точкой для пения на легато. Полезно спеть начальный звук упражнения на стаккато и сейчас же его повторить в связной манере пения. С этой целью применяются упражнения с чередованием отрывистой и связной видов вокализации.

Чтобы партия не «плыла», теряя точность интонации и ритма в вокализации на гласный, к нему прибавляют согласный, лучше сонорный (м, н, л ), иногда д , з, к - только с у , как самой тихой из гласных, редко - т (т.о. легче получаются точные переходы от звука к звуку и после «впевания» на слог должны приобрести точность на гласный).

Дирижёр хора должен искать и находить приёмы вокализации, помогающие решать определённые задачи.

    Достигать pp лучше на «ку» и «мо».

    Неудобные по тесситуре фрагменты впевают закрытым ртом.

    Слоги с «И» придают звонкость, «серебрят»

Слоги с «О» - округляют

Слоги с «У» - собирают, выравнивают звук.

Согласные тоже могут придавать различный характер звуковедению (мягкость, отрывистость...). Так, известен случай, когда А.В.Свешников долго не мог «вылечить» хор от вялого, вязкого, неинтересного звучания, пока не попробовал в работе вокализацию на «та», которая решила проблему.

В распевания включаются как традиционные распевочные упражнения, так и небольшие мелодические попевки, которые представляют собой вокально трудные места из разучиваемых хоровых сочинений. Часть трудно исполняемой фразы можно транспонировать в более низкую тональность, в которой этот фрагмент легко вокально усваивается хором. Добившись правильного звучания в низкой тональности, его секвенционно по полутонам вверх закрепляют до основной тональности или даже выше. Т.о. свободное звучание с более низкой тесситуры переносится на высокую. Этот приём очень эффективен. Он позволяет довольно быстро преодолевать вокальные трудности при разучивании репертуара.

Попевки обычно состоят из 1-2 музыкальных фраз и так же, как и обычные вокальные упражнения, исполняются в виде секвенции по полутонам вверх и вниз.

В попевки можно превратить и обычные вокальные упражнения, придав им словесный текст.

В хоровой практике получили распространение распевки, основанные на простых полифонических формах, таких, как имитация и канон. Эти упражнения развивают ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий.

Полезно сочетать распевание с выработкой навыков пения многоголосия. Простейший вид выстраивания трезвучия или аккорда - пение гаммы с остановками на звуках аккорда.

В примере показаны остановки хоровых голосов на звуках тонического аккорда. Возможны также варианты, в которых остановки делаются на субдоминантовой или доминантовой гармонии. Это отрабатывается как на упражнениях уже знакомых певцам, так и импровизационно, при помощи «живого нотного стана» - руки дирижёра: 5 пальцев левой руки хормейстера превращаются в нотный стан (5 нотных линеек), а пальцами правой руки дирижёр показывает местоположение нот, исполняющихся певцами хора. За каждым пальцем правой руки может быть закреплена отдельная хоровая партия: например, за 5-м пальцем - вторые альты, за 4-м - первые альты, за 3-м - вторые сопрано, за 2-м - первые сопрано.

В многоголосных распеваниях применяется также метод «устных подсказок», который благотворно воздействует на выработку гармонического строя. Выстроив в хоре трезвучие (допустим ре - фа-диез - ля первой октавы), дирижёр предлагает каждой хоровой партии подняться или опуститься на некоторый интервал, например, альтам - на полтона вниз, первым сопрано - на полтона вверх, вторым сопрано - на полтона вниз и т.д. При этом дирижёр внимательно следит не только за интонацией певцов, но и за другими элементами хорового звучания - цепным дыханием, качеством и силой звука. В ходе репетиций такие упражнения вносят оживление в творческий процесс, заставляя певцов быть предельно внимательными и собранными.

К л ю ч е в ы е с л о в а

Распевание; продолжительность; принцип постепенности; эмоциональный фактор; динамика; звуковысотность; питы; вокальные; упражнение; голос; вокально-хоровые навыки.

К о р о т к и е в ы в о д ы

Распевание - одна из важнейших форм репетиционной работы, является как способом подготовки голосов к пению, так и средством совершенствования вокально-хоровых навыков.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

    Какова оптимальная продолжительность распевания?

    В чём сущность постепенности в распевании.

    Обоснуйте важность распевания от примарных звуков.

    Раскройте значение эмоционального фактура в распевании.

    Охарактеризуйте один из типов упражнений.

Л и т е р а т у р а

1.Соколов В.Л. Работа с хором. Учебное пособие. 2-е изд.. перераб.; доп. М.:Музыка, 1985.

2.Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом - М.: Музыка, 1988

3.Люш Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса - Киев: Музична Украіна, 1988

4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.

5. ОсенневаМ.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М.: Академия, 2003.

Первая часть статьи - теоретическая - вряд ли будет интересна профессионалам, они и без того всё прекрасно знают. Переходите сразу к нотам распевок, листайте ниже!
Начинающим теоретическая часть к изучению обязательна!

Распевание перед пением имеет три основные функции.

1. Распевка - как разминка перед тренировкой. Перед тем, как начать тренировку, мы подготавливаем к ней организм, приводим его в тонус, разогреваем мышцы для того, чтобы они были эластичными и могли безопасно растягиваться, чтобы движения стали более управляемыми: всё это делается для того, чтобы избежать травм. Распевание перед пением имеет абсолютно то же назначение. В теле голосовых складок находятся мышцы, которые так и называются - мускулис вокалис. Именно их и нужно разогреть перед основным занятием, основной вокальной работой. Разогретые голосовые связки гораздо лучше и приятнее управляются, они более послушны. И распеванием мы в значительной степени предохраняем голосовой аппарат от какого-либо травматизма.

2. - это набор вокальных упражнений. Эти вокальные упражнения не только разогревают мышцы и голосовой аппарат, но могут и решать различные вокальные задачи. Первая и главная такая задача - расширение диапазона. К высоким и к низким нотам можно и нужно подходить лишь последовательно. На вокальных упражнениях могут решаться задачи развития музыкального слуха, координации между слухом и голосом. Вокальные упражнения прекрасно формируют основные вокальные навыки, начиная с кантилены и заканчивая ровностью диапазона, позволяют проработать различные штрихи, приёмы. Навыки, наработанные на вокальных упражнениях, затем используются в пении произведений.

3. Распевание позволяет певцу настроиться , сосредоточиться, сконцентрироваться, включиться в процесс, попасть "на нужную волну", подготовиться к занятию психологически: забыть о проблемах и делах, привести голову в порядок:)

Основные правила распевания

  1. Нельзя приступать к пению высоких нот, предварительно не распевшись, не разогрев связки.
  2. Распевание начинают с примарной зоны - с середины вашего диапазона.
  3. Сначала идут по хроматической гамме вверх, затем, не дожидаясь предельно высоких нот, которые певец взять просто не может, спускаются вниз.
  4. Как правило, упражнения в начале распевки имеют небольшой диапазон: можно начинать с распевок на одной ноте или в диапазоне терции, затем переходить к вокальным упражнениям в диапазоне квинты, в конце распевки доходить до упражнений в диапазоне октавы и более. Всё это зависит от уровня профессионализма певца. Начинающий вряд ли справится с октавными упражнениями даже в конце распевания.
  5. Длительность и сам набор упражнений для распевки определяется, конечно же, исходя из конкретных задач. На начальных этапах обучения вокальные упражнения могут составлять достаточно весомую часть урока вокала.
  6. Если вы начали петь, и слышите, что голос сегодня "как-то не звучит" , распевайтесь более последовательно, более аккуратно, в более щадящем режиме и отведите распевке больше времени, чем обычно.
  7. Нет никакого смысла петь на распевке тихонечко и не в полный голос, так как в таком режиме ваши связки не разогреются. Если распеться необходимо, но громкие звуки издавать из-за каких-то обстоятельств категорически нельзя, можно распеваться с закрытым ртом (это не столь эффективно, но может пригодиться иногда как выход из положения). При распевании нужно петь в полный голос, но необходимо избегать и форсированного звука (нарочно предельно громкого и уже некрасивого), а также жёсткой атаки звука (резкого акцентированного начала ноты) и перехода на крик.
  8. Обязательно ли менять упражнения в каждом распевании? Вовсе нет. Можно распеваться на одних и тех же любимых и удобных упражнениях. А можно и менять, чередовать распевки, чтобы решать необходимые задачи.

Отличается ли распевка для высокого голоса от распевки для голоса низкого?

По сути нет. Можно использовать одинаковые распевки. В любом случае распевание должно начинаться с центра, с середины голосового диапазона певца. Распевание для разных певческих голосов может отличаться только исходя из конкретных задач. Например, для лирико-колоратурного сопрано значительное место в распевании должны занимать упражнения в быстром темпе, направленные на выработку лёгкости и подвижности голоса. Для низких голосов более актуальна работа над тягучестью, кантиленой - эти задачи решаются в медленных темпах.

Распевки для детей

Вокальная работа с детьми подразумевает ещё более щадящее отношение к голосовому аппарату. Необходимо также корректировать её в мутационный период. Что касается распевок для детей, можно использовать все те же самые вокальные упражнения, что и при работе со взрослыми, разбавляя их при необходимости упражнениями с шуточными, детскими текстами.

Распевка для начинающих

В этом случае используются упражнения небольшого диапазона: распевки на одной ноте, на двух-трёх соседних нотах, в конце распевания упражнения могут захватывать квинту, но не подразумевать решение сложных технических задач. Избегайте большой длительности и высокой интенсивности занятия. Здесь важно не количество, а качество! Ни один адекватный педагог по вокалу не порекомендует самостоятельно заниматься развитием голоса. Вам нужен профессиональный контроль.

Распевка для вокалистов

Отличается ли она от распевки для хора ? Практически нет. Можно смело использовать одни и те же упражнения. Отличие лишь в том, что работа в хоре более стандартизированная, а в вокале распевки подбираются более индивидуально, чтобы решать конкретные для человека, индивидуальные задачи.

Прокомментирую одно устойчивое, но неправильное выражение.

Распевка для голоса . Распевки не для голоса ... не бывает. Наверное, потому что именно голос мы используем для пения, и ничто иное! Поэтому "распевка для голоса" - это абсолютно неграмотное выражение, не используйте его!

Распевки - ноты

Сначала размещаю ноты, а ниже - комментарии.
Нумерацию сделала для удобства - если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

1)

"Ми-мэ-ма-мо-му". Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные - их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая "м" очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: "бри-брэ-бра-бро-бру".

2)

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный "и" часто используется в распевках, потому что он "достаёт" звук, делает его более ярким. Но если "и" - основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не "грузите", подставьте её аккуратно.

3)

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

4)

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся "А". Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: "Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!"
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

6)

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

7)

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать "л" в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее "лё-о-о" - тенуто, не стаккато.

8)

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.

9)

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно "падала" вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

11)

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

12)

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным - в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

13)

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

14)

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

15)

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

16)

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе - будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром - подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю - нижнюю - ноту - в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых - в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

19)

В этом вокальном упражнении удобно ощутить "тяжесть" верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы "р" - каждый раз, в каждом "брраво". В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить "р".

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на "А" или на "О". Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая - стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении - у учащихся наверняка там будет фальшь.

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего - пожалуй, нереально.

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, "классические" вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные "а" или "о". Можно использоваться какой-нибудь текст вроде "Розы в саду", "Я пою, хорошо пою", если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и "вокальны" сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с "м": "ма", "ми". И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность - в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь!!!

Вам также может быть интересно:






МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г.Тайшет

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД на тему:

«РАСПЕВАНИЯ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕ»

Подготовила: преподаватель

Горбунова Лариса Владимировна

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

    певческую установку;

    певческое дыхание и опору звука;

    высокую вокальную позицию;

    точное интонирование;

    ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

    использование различных видов звуковедения;

    дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

    Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

    Работать надо постепенно, без торопливости.

    Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

    Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

    Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

    Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

    Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

3. Вариант предыдущего упражнения.

4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

13. Акцент на верхней ноте и staccato.

14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

15. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ -ли > ЛЕ -ли < ЛЁ -ли.

В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

Список использованной литературы

1. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. М.: Academia, 1999.

2. Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. Тюмень: Вектор Бук, 2002.

3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.

4. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.: Музыка, 1985.

    Цели и задачи распевания.

    Формы и виды вокально-хоровых упражнений.

    Упражнения для темброво-эмоционального развития голоса.

    Упражнения для совершенствования вокально-хоровой техники.

    Упражнения для освоения конкретного репертуара.

Распевание - важнейший этап работы хорового коллектива. В любом хоре содержание и методы распевания во многом определяют рост его исполнительского мастерства. По вопросу распевания существуют разработки П.Чеснокова, А.Егорова, В.Пигрова, В.Соколова, В.Попова, В.Краснощекова, публикации В.Минина, В.Чернушенко, тем не менее в настоящее время отечественное хороведение не располагает систематизированным теоретическим обобщением современных практических достижений в данной области.

Распевание хора, как одна из форм деятельности коллектива, с которой собственно и начинается репетиционный процесс, содержит в себе множество проблем. Наиболее важная из них – педагогическая. Во – первых, уже в процессе распевания хормейстер обязан активизировать и подчинить своей воле сознание и работу всех певцов (то есть установить психологические контакты). Без этого ни хор, ни хормейстер не смогут в достаточной мере проявить свои профессиональные качества. Во – вторых, хормейстеру необходимо направлять все усилия певцов в единое русло коллективных действий. Это значит, что любой звук, любой выразительный компонент музыки, слова, артистического перевоплощения всегда рассматривается в хоре сквозь призму ансамблевых задач.

Распевание преследует две цели :

    Подготовить хор к собственно пению (репетиции или концерту);

    Постоянно совершенствовать и расширять запас типовых исполнительских знаний и навыков певцов.

Обе цели предполагают обязательные действия хормейстера, направленные на создание определенных психологических и технологических предпосылок для исполнительской деятельности хора, только в одном случае они призваны решить частные задачи: настроить хор, в другом более широкие - оснастить певцов техникой хорового исполнительства. Следовательно, каждое занятие должно включать в себя две основные задачи: психологическую настройку певцов и содержать технологию. Акцентировка внимания на разных задачах определяет и место того или иного упражнения в системе настраивания певцов. Вначале должны преобладать психологические задачи, а следовательно и упражнения их содержащие; далее хормейстер переносит акцент на технические требования, а в заключении эмоционально – психологическое состояние и технические возможности певцов приводятся в соответствие с последующим исполнением.

Естесственно, что различная степень подготовленности коллективов требует и различных методов работы. В начинающем хоре вокально-хоровые упражнения помогают хористам овладевать правильными приемами певческого дыхания, интонирования, воспитывать в певцах внимание к требованиям дирижерского жеста. По мере роста коллектива повышаются и требования к художественно-исполнительскому мастерству, следовательно, усложняются и вокально-хоровые упражнения.

При всем разнообразии работы каждого хормейстера, при многочисленных исполнительских возможностях различных коллективов имеются следующие формы распевания:

    индивидуальная форма (предусматривающая значительную самостоятельность певцов).

Со многими задачами может справиться певец самостоятельно (например, работа над дыханием, высокой певческой позицией, формированием певческих гласных, чистотой интонирования и пр.), но с задачей достижения ансамбля (темпового, ритмического, тембрового интонационного и пр.) необходим весь коллектив. Поэтому в хоре преобладающей, по праву, признается

    коллективная форма.

Но опытные хормейстеры умело сочетают обе формы.

Коллективная форма распевания бывает различной. Например, А. Егоров предлагает следующие варианты :

    сначала распевается каждая отдельно голосовая партия; затем распевание проводится в группах женских и мужских голосов; далее - распевание неполного смешанного хора: женский хор + тенора и мужской хор + альты; это подготавливает провидение далее совместного общехорового распевания;

    сначала распевание проводится в отдельных группах хоровых голосов, после этого дирижер приступает к совместному распеванию хора;

    сразу проводится совместное распевание.

Указанные варианты ни в коем случае не предлагаются как обязательные, а показываются как основные, имеющие наибольшее практическое применение. Каждый хормейстер имеет возможность изменить их по своему усмотрению. Например, хорошо использовать распевание следующих групп голосов: Сопрано + Тенор, Альт + Бас, Альт + Тенор – в унисон, или в октавный унисон. Тогда, лучше начинать распевание с низких голосов (Альт + Бас) примерно от «ля» малой октавы для альтов и соответственно от «ля» большой октавы для басов. От «до» первой октавы для сопрано и соответственно «до» малой октавы для теноров, присоединить высокие голоса. А от «фа» второй октавы у женщин и соответственно «фа» первой октавы у мужчин распевать только высокие голоса (Сопрано + Тенор).

Время для распевания определяется хормейстером в зависимости от учебно–творческих целей и ближайших планов репетиции. На первых занятиях упражнения должны занимать значительное место, им следует отводить не 10 -15 минут, как это принято на практике, а гораздо больше.

Каждый дирижер руководствуется собственными принципами подбора и использования вокально – хоровых упражнений в работе с хором. Одни предпочитают иметь значительный запас упражнений, постоянно пополняют его новыми интересными примерами, справедливо считая, что разнообразие упражнений по музыкальному материалу и техническим задачам, а также работа над ними должны приносить не только техническую пользу певцам, но и пробуждать интерес к хоровому пению.

Так считал и работал выдающийся отечественный дирижер А..Свеш- ников. По словам его ученика В.Попова, он все время искал самые действенные приемы воспитания голоса, которые позволили бы проявиться вокальным данным во всем многообразии и богатстве: « Александр Васильевич Свешников находил новые и отбрасывал старые, казавшиеся ему неудачными приемы и упражнения. Но затем снова возвращался к некоторым из них, если считал это необходимым. В результате всегда находил тот единственный, который приводил к успешному развитию того или иного певческого навыка» .

Напротив, В.Соколов утверждал, что в работе над техникой руководитель не должен стремиться к большому количеству упражнений, так как важно не количество и разнообразие, а последовательное применение приемов, преследующих определенную цель: « Не надо бояться малого количества попевок для упражнений, это кажущееся однообразие должне быть рассвечено многочисленными и разнообразными приемами» . Г.Зубарева добавляет, что все упражнения, даваемые хору, должны быть понятны ему и удобны для запоминания, мелодию упражнения не стоит часто менять, так как это излишне отвлекает хор: «На одной и той же мелодической попевке можно добиться выполнения самых различных задач и привить много нужных и полезных навыков» .

Несмотря на крайне противоречивые точки зрения по данному вопросу, начинающий хормейстер должен иметь в виду, что в его багаже: а) должен существовать хоть и минимальный, но запас типовых вокально-хоровых упражнений; б) чтобы данные упражнения приносили пользу, они должны представлять целенаправленную систему развития конкретных вокально-хоровых и исполнительских навыков.

Чтобы составить собственную схему процесса распевания хора, сначала обратимся к группировке практических заданий и упражнений настройки хора, предлагаемой В.Изюменко. Автор предлагает разделить все упражнения на три группы :

1-я группа. Задания и приемы с преобладанием психологических целей. Первоочередная задача хормейстера – сосредоточить внимание певцов и побудить их к сотворчеству. Руководитель сам выбирает рациональный способ достижения этой цели. Им может быть прием так называемого эмоционального “удара”. Его цель приковать внимание к личности руководителя, подчинить своей воле. Он достигается либо посредством импульса, обращенного к сознанию (эмоциональный рассказ), либо к чувствам (исполнение созвучия, которое дирижер сотворил экспромтом из хорового унисона).

Говоря о психологических задачах хоровой распевки, нужно всегда иметь в виду проблему “одушевления хорового звучания”. Научные исследования показали, что эмоциональную окраску голосу придает вибрато: « Пульсации вибрато делают голос живым и одухотворенным… оно (вибрато) выражает эмоциональное волнение певца и несет его слушателю» .

Объяснение физиологии данного процесса дает французский ученый

Р.Юссон в своей нейрохронаксической теории фонации. Он доказал,

душного столба, но и при участии нервных импульсов, посылаемых

из коры головного мозга через возвратный нерв, расположенный в

Таким образом, была научно обоснована известная истина - одушевленность певческого звука зависит от степени взволнованности, страстности, одухотворенности и других эмоционально-психологических состояний певца.

Хоровое пение немыслимо без эмоционального отношения певцов к исполняемой музыке. И приучать их к этому надо с первых же звуков настройки. Живая эмоциональная краска певческого звука должна стать непременным компонентом любого вокально-ансамблевого упражнения. Вместе с тем, как и всякому компоненту практических заданий, одушевлению певческого звука должно быть уделено и самостоятельное внимание (например, спеть упражнение закрытым ртом на «мм», поставив задачу спеть с о к р о в е н н о; спеть тоже упражнение закрытым ртом на «вву», поставив задачу спеть с к о р б н о; на «нно», поставив задачу спеть г н е в н о и т.д.).

Исполнение такого рода разнохарактерных по эмоциональной окраске упражнений способствует не только развитию тембрового ансамбля в хоре, но и развивает у певцов навыки артистического перевоплощения, которые также необходимы в хоровом пении.

Кроме того, приемы одушевления певческого звука одновременно способствуют и развитию некоторых вокальных навыков. Широко известено, например, упражнение на формирование краткого и глубокого певческого вдоха, формирование ощущуния которого сравнивают с ощущением мгновенного испуга, или упражнение на формирование высокой певческой позиции, которую обычно сравнивают с рефлексом глубокого объемного зевка и т.д.

Можно рекомедовать следующие задания к упражнениям на развитие одушевленности певческого звука: спеть п о к р о в и т е л ь с т в е н н о, серьезно («ма.ма.») – способствует освобождению мышц гортани; спеть н а с м е ш л и в о, свысока («ах, ах,») – полезно для контроля за дыханием; спеть з л о («па, па,..», «рра, рра…», «та, та…») – для активизации артикуляционного аппарата.

Однако все упражнения 1-й группы достигнут цели только в том случае, если хормейстер может не только образно объяснить суть данного задания, но и с помощью своего голоса грамотно и точно показать.

2-я группа . Задания и приемы, направленные на освоение основных типовых форм коллективного пения, необходимых для последующего исполнения.

Как известно, существуют три основные формы звучания хора: вокальный унисон, унисонная линия и сочетание унисонных линий. Для их формирования должны применяться самые различные упражнения, преследующие многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, добиваться высокой певческой позиции, ровности звучания голоса, его подвижности, гибкости, чистоты интонации, осваивать различные типы звуковедения, исполнение контрастных динамических оттенков, ритмической слаженности в партиях и всего хора, развития гармонического слуха каждого певца и гармонической слитности хорового звучания в целом, вырабатывать правильную и четкую дикцию и пр.

Многие упражнения, применяемые хормейстерами, носят комплексный характер, то есть развивают несколько навыков одновременно. Комплексность работы дает возможность певцам осознать и почувствовать практически взаимодействие элементов хоровой звучности. При помощи четко выработанной системы комплексных упражнений можно в более быстрый срок выработать у хора нужные навыки.

Начинать занятие надо с простейших упражнений, развивающих элементарные певческие навыки, диапазон которых не больше терции, в удобной тесситуре (в примарной зоне), в умеренном темпе, средней динамике. Постепенно технические задачи усложняются, одноголосие чередуется с двух-голосием и элементами гармонии и полифонии (канонами).

Распевание должно проводиться без сопровожнения. Аккомпанемент должен быть лишь вспомогательным элементом и занимать самое незначительное время.

Никогда не следует начинать упражнения с громкого пения. Гораздо полезнее отрабатывать механизм голосообразования на малом звуке и свободном эластичном дыхании. Петь следует мягко, легко, давая внутреннюю свободу дыханию.

Пение упражнений лучше начинать с пения закрытым ртом – это соберет звук и даст певцам возможность выровняться и выстроиться; при этом необходимо следить за тем, чтобы звук не приобретал гнусавый оттенок, а для этого необходимо объяснять певцам, что при пении закрытым ртом должны быть сомкнуты только губы, а зубы, ротовая полость, гортань должны находиться в положении зевка, то есть максимально открыты. Затем можно переходить к работе над гласными, причем такими, которые данному коллективу могут принести наибольшую пользу. Если у хора глухой звук, что обычно вызвано низким положением гортани, распевать хор некоторое время нужно на гласный «и», «я» (и – а), а затем переходить на пение слогов с гласным «а».

Хору с открытой манерой звучания лучше начинать работу на «у», «о», а затем переходить на «а». Упражнения лучше строить в нисходящем движении, так как это активизирует дыхание и дает сразу высокую певческую позицию. Первоначальные упражнения должны быть просты по мелодическому и ритмическому строению, а также удобны по тесситуре. Петь желательно без сопровождения инструмента.

По мере работы над выравниванием певческого диапазона необходимо следить за тем, что у женских голосов при переходе со средного регистра на низкий звуки «ми» и «фа» звучат тускло, бестембренно, поэтому петь их надо более светлым звуком, чем предыдущие. Сопрано при переходе со средного регистра на верхний должно больше прикрывать «ми». «фа» 2-й октавы, альты должны прикрывать «си» 1-й октавы и «до» 2-й октавы.

Тенорам надо прикрывать звуки, начиная от «до» 1-й октавы, баритонам – от «ля» малой октавы, басам – от «соль», «соль» диез малой октавы.

Одна из главнейших задач распевания – выстроить унисон в каждой партии, группе голосов и всего хора. Все одноголосные упражнения в целом направлены именно на это. Работа эта чрезвычайно длительная и кропотливая, требует и от дирижера, и от певцов максимальной активности, внимания и главное терпения.

Работа над гармоническими упражнениями, развитием гармонического слуха певцов должна вестись параллельно с развитием навыков пения в унисон, так как многоголосие (в любой его разновидности, начиная от элементарных двухголосных канонов и до сложнейших гармонических или полифонических конструкций) является одним из важнейших элементом хоровой музыки. Развивать гармонические навыки надо с простейших упражнений: пение гармонических интервалов (выстраивание чистых кварт и квинт), гамм в терцию, канонов на звуки и слоги, простейших каденций и т.д.

3-я группа. Задания и упражнения, связанные с настройкой певцов на конкретные музыкальные образы. Такие упражнения как правило представляют собой цитаты из произведений. Это могут быть как незнакомые хоровые произведения, так и знакомые, которые предстоит разучивать или исполнять, а также отрывки из любых вокальных или инструментальных произведений. В последнем случае их включение в упражнения приносит не только учебную пользу певцам, но и носит образовательный, познавательный и воспитательный характер.

Используя в распевании материал разучиваемых произведений, хормейстер преследует одновременно несколько целей: во-первых, выучивается собственно текст произведения, во-вторых, проводится работа над наиболее сложными местами произведения, в- третьих, формируются конкретные певческие навыки. Для создания такого упражнения хормейстер вычленяет из произведения, с его точки зрения наиболее целесообразный отрывок. Затем из данного отрывка он берет либо только мелодию без гармонии, либо гармоническую последовательность вне ритма, либо ритмическую группировку и предлагает хору исполнить их в виде упражнений на звуки, слоги, с проговариванием слов и пр.

ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В ДЕТСКОМ ХОРЕ

Цель: Развитие и формирование певческих навыков, как средство творческой самореализации учащихся.

Задачи:
1. Раскрытие индивидуальных способностей учащихся.
2. Развитие художественной деятельности через приобщение к музыкальному искусству.
3. Пробуждение нравственно-эстетических чувств, эмоционального отклика на музыку.
4. Воспитание музыкально- художественного вкуса.
5. Овладение практическими знаниями и умениями в области вокального искусства.(дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и т.д.)

Пение - самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка. Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, еще в детских садах. Малыши любят петь. Поют охотно, с удовольствием, особенно в хоре.

Детский хор- особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искреннее и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства.

Это живой организм, который постоянно растет и изменяется.

Главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства.

Такой подход позволяет развиваться хору и максимально раскрываться музыкальным способностям каждого ребенка.

В наше время хоровое воспитание детей осуществляется в детской школе искусств, в хоровых студиях, в общеобразовательной школе, в центрах эстетического воспитания.

Музыкальное образование доступно всем: обычным и одаренным детям. Поэтому при поступлении в вышеперечисленные образовательные учреждения мы сталкиваемся с разным уровнем готовности детей к певческим занятиям.

Одни обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога.

Неумение петь может быть вызвано разными причинами: первая - неумение ясно и точно представить мелодию; вторая- неумение ее воспроизвести голосом (ребенок слышит правильно, но поет неверно, хотя и слышит свои ошибки); третья- неумение оценить свое пение (ребенок не замечает своих ошибок.), четвертая-перенос манеры « разговорного голоса» в пение. Встречаются дети, поющие очень низкими голосами. Им необходимо почувствовать правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра- си первой октавы - ми второй. Педагог, благодаря своим пояснениям, путем создания образных представлений, должен помочь детям(« надо спеть высоко, как птичка, комарик» и т. д.)

Используя в упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно малый срок регулярных занятий прекрасных результатов.

Для педагога очень важно точно определить причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального внимания к каждому хористу, выяснения его индивидуальных особенностей, а иногда и отдельной работы с ним.

При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.

Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых связей:

Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ руководителя с целью последующего анализа услышанного;
- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
-ведение теоретических понятий о качестве певческого звука;
-отражение направления мелодии при помощи рисунка, схемы, ручных знаков, нотной записи;
- настройка на тональность перед началом пения;
- задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона;
- представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен вслух

У многих детей, имеющих хорошие музыкальные данные, встречаются ряд других недостатков в пении:
- зажатая нижняя челюсть;
- гнусавый звук;
- плоские гласные;
- плохая дикция;
-короткое и шумное дыхание

А устранение этих недостатков происходит с помощью упражнений, которые в дальнейшем значительно экономят время при работе над репертуаром.

Как правило, упражнения занимают на уроках минимальное время от 8-10 минут. Тем ответственнее должно быть отношение преподавателя к данному разделу урока.

Вокальные упражнения подразделяются на два основных вида: настроечные и вокально-технические. Их правильный подбор основывается на следующих методических принципах:

1. Поддержание у детей интереса, эмоциональной отзывчивости в процессе упражнений, что достигается разнообразием самих упражнений;
2. Развитие музыкального слуха у учащихся (воспитание чистоты интонирования, которая является основой хорового пения)
3. Пение упражнений без сопровождения, что способствует воспитанию вокального слуха;
4. Связь вокальных упражнений с нотной грамотой.(хор, работающий над репертуаром « с голоса», по слуху, никогда не достигнет достаточно высокого уровня исполнения).
5.Личный показ и объяснение педагога.
6.Сознательное овладение навыками, т.е. понимание детьми правил и способов выполнения упражнений.
7.Сочетание коллективного пения и индивидуального опроса.
8.Постепенное и последовательное усложнение учебной задачи.

Может применяться различный музыкальный материал, на котором формируются вокально-хоровые навыки. Это материал лишенный образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, трезвучия и т.д.), а также попевки (небольшие и несложные песни, или отдельные фразы из вокальных произведений). Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок из народных песен, из произведений классиков. Именно они имеют то преимущество, что выработка навыков происходит на художественно-образном музыкальном материале. Большую пользу приносят специальные вокализы.

Часто в виде упражнений используются попевки из изучаемого материала (трудные места из произведений над которыми работает руководитель в данный момент)

Но прежде чем начинать вокально - хоровую работу, следует обязательно привить детям нужную певческую установку, от которой зависит правильность работы над дыханием, звукообразованиеми т. д.)

Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок - это ведет к зажатой манере пения.

За время работы преподавателем хоровых дисциплин мною подобраны и используются в практике упражнения позволяющие добиться положительных результатов в формировании вокально-хоровых навыков у детей.

Как правило, это два-три упражнения на одном занятии, но работать над ними надо тщательно.
Исполнение упражнений проходит путем повторения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса. Постепенное полутоновое прибавление приводит к расширению диапазона.

Вокально-хоровые упражнения предполагают следующие учебные задачи:

К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятий приводят голосовой аппарат в « рабочее состояние», способствующие естественному и непринужденному звукоизвлечению.

Наиболее рациональным приемом является пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть(ощущение небольшого зевка).

Такое пение настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда возникают правильные резонаторные ощущения, а именно - когда поющие хорошо чувствуют вибрацию(дрожание) тканей носа. Эта вибрация раздражает чувствительные нервные окончания, которые в свою очередь вызывают ответную реакцию - значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность.(упр. № 1, упр. №2)

Особое внимание следует уделять интонированию терции, квинты, септимы, октавы. (упражнения № 4 №5) Данные упражнения можно исполнять на различные слоги, со словами, используя штрихи legato, staccato)

2 Воспитание хорошего унисона.

Это серьезная, очень трудная и важная задача, потому что хороший унисон в хоре - основа чистого многоголосного пения.

Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на слоги «лю» и на гласный «у», который ведет к образованию узкого, четко фиксирующего высоту звука. (активизируется работа голосовых связок и дыхания.) Гласный «у» помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое небо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование этого гласного в упражнениях, позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.(упр. №6)

3. Выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием напевности и легкости звучания.

Во время работы над правильным дыханием нужно контролировать и проверять каждого ребенка насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе.

Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимать плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

При ежедневных тренировках организм ребенка приспосабливается.

Закрепить эти навыки нужно на упражнениях дыхания без звука:
- маленький вдох- произвольный выдох
- маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до шести, двенадцати
- короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь

Нужно отметить, что эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Очень многие педагоги вокалисты уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука, т.к. идет переключение ребенка на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания.

Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

При работе над такими упражнениями необходимо знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука.

Очень полезны гимнастические упражнения, физические движения способные при их регулярной тренировке вызывать у детей правильный ритм дыхания с его организованным вдохом и выдохом.

Упр.

Исходное положение- прямой корпус, ноги слегка раздвинуты в ступнях, носки врозь. Руки на бедрах. Губы мягко сомкнуты. На «раз» - поднимаемся на носки с вдохом через нос, на «два» и «три»- более медленное опускание на пятки с замедленным выдохом. Это упражнение можно выполнять со счетом вслух или под музыку.

Упр. №7 и №8 исполняется на одном дыхании в умеренном темпе, ровно, звязно и легко.

4.Правильное формирование гласных.

Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком, зависит прежде всего от правильного формирования гласных.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения унисона в хоровых партиях.

Выравнивание гласных достигается путем перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую.

Наиболее распространенным гласным, который чаще всего используется в вокальной работе, является звук «А», он же создает наибольшую пестроту в пение поскольку разными людьми произносится по разному.

При пении этого звука опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Гласный «А» лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождает его от зажатости и напряжения. При гнусавости очень полезно применять эту гласную в сочетании с губными согласными.

Гласный «И» обладает собранностью и остротой звучания, способствует нахождению «высокой позиции», стимулирует работу гортани.

Работа над «И» полезна для устранения таких недостатков, как тусклое и глухое звучание. В тоже время необходимо следить, чтобы не было зажатости и неприятного пронзительного исполнения.

Очень полезно упражнение на одной высоте с чередованием гласных. Оно способствует выравниванию их звучания. (упр.№ 9)

5.Активная артикуляция. (хорошая дикция, четкое произношение согласных).

Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого неба.

Для этого исполняются упражнения, в тексте которого преобладают твердые и звонкие согласные. Обычно они исполняются в быстром темпе. При этом необходимо следить, чтобы согласные произносились детьми четко и активно. (упр. №10 , упр. №11, упр. №12)

Для усовершенствования певческого слова полезно включать во время занятий скороговорки, улучшающие артикуляционную подвижность речевых органов.

Для усовершенствования этого приема полезны упражнения с поступенным расположением звуков.

Простейшие из них - соединение нескольких последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз.(№ , №)

На начальном этапе полезно гамму полезно петь сверху вниз в медленном темпе. Необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.(особенно последний, самый низкий звук). Такой прием обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы, которая обычно исполняется на одном дыхании, но в начале работы допускается разделение верхнего и нижнего тетрахорда дыханием.

Пение таких упражнений как № 13 и № 14 является незаменимым средством для выработки кантилены, сглаживания регистров, расширения диапазона и развития дыхания.

Первый этап работы в этом направлении - овладение двухголосием.

Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия?

1.Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.
2. Научит петь детей без сопровождения, т.к. такое пение является наиболее действенным средством для развития слуха детей.
3.Развивать у детей умение слушать и слышать (движение мелодии, строение муз. фраз, повторения, изменения в мелодическом и ритмическом рисунке и т.д.)

После подготовительной работы можно переходить к двухголосному пению.

И лучше начинать с упражнений, в которых имеется самостоятельное движение голосов. (упр. № 15, упр. №16)

Изначально полезно использовать знакомые и простые по структуре попевки в двухголосном изложении, а затем, по мере их освоения, переходить к более сложным задачам.

На начальном этапе полезно исполнение канонов.(упр. №18)

Сначала всем классом учится основная тема и только потом происходит деление учащихся на группы для исполнения произведения на несколько голосов.

Более сложное упражнение - с использованием параллельного движения в голосах. Примером такого упражнения является упр. №17 (на параллельные терции).

Во время работы над этим упражнением необходимо тщательное выучивание и выстраивание унисона внутри каждого голоса и дальнейшая работа над каждой терцией в медленном темпе по руке хормейстера.

При твердых, устойчивых, навыках пения на два голоса, пение на три голоса представляет только некоторое усложнение. (упр. № 19)

Надо знать, что легче исполнять верхний и нижний голос, труднее петь средний. При разделении хора на голоса педагог должен учитывать это обстоятельство и в средний голос определять учащихся с лучшим слухом.

К работе над упражнениями, как и к другим разделам урока, необходима тщательная и серьезная подготовка преподавателя, продуманность им общих задач и цели каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и поможет наиболее быстрому усвоению детьми первоначальных основ певческого искусства.

Еще один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шажками, т.е. не пытаться добиться всего сразу на одном занятии, иначе подобное действие будет обречено на провал, поскольку перед певцами будит ставиться непосильные задачи.
Залог успеха: - Тише едешь, дальше будешь.

Белова Елена Ивановна
Кувшиново. 2014 год

Что еще почитать