Кто из русских рэперов собирал олимпийский. Баста сыграл аншлаговый концерт в «круглом» «Олимпийском

Стал первым рэпером, собравшим «Олимпийский». Год назад Баста в рамках традиционного, приуроченного ко дню рождения концерта сыграл два аншлаговых шоу с оркестром в Государственном Кремлевском дворце.

Казалось, что расти дальше некуда, но в конце прошлого года было анонсировано еще одно выступление в «Олимпийском», в котором решено было убрать перекрытия, открыв круговой обзор на 360 градусов. Поначалу планировалось собрать 25 тысяч человек, в итоге накануне концерта был объявлен солд-аут с цифрой в 35 тысяч зрителей. Дождливым субботним вечером эта цифра, признаться, не внушала никакого оптимизма — многие еще помнят недавнюю давку на входе на концерт ДДТ. Однако

Вакуленко как организатор сделал очевидное — открыл больше входов и организовал встречу публики при помощи сотни с небольшим волонтеров.

В итоге концерт, который должен был начаться вовремя — ровно в 19.00, — все же задержался на полчаса, но большая часть зрителей к этому моменту спокойно и комфортно вошла внутрь. Появление Басты на установленной в центре зала сцене было обставлено с накалом, достойным решающего боксерского поединка. После громового инструментального вступления Вакуленко появился на сцене, пробежав через весь партер в окружении охраны, и

начал концерт песней «Я смотрю на небо» с прошлогоднего альбома «Баста 5», вокруг песен с которого и сосредоточена нынешняя программа.

Это логично: пятый альбом — это не только новейшая работа артиста, но и наиболее наглядная демонстрация его творческих амбиций, которые направлены на

ассимиляцию хип-хопа в благодатной почве рока и авторской песни.

Именно поэтому первая часть концерта была посвящена полуакустическим номерам, среди которых был и гипнотический кавер на песню «Родная» группы «Калинов мост».

Другое дело, что подобный материал предполагает более интимную обстановку и требует от слушателя чуткости, которой сложно требовать от 35-тысячной толпы. В связи с этим публика, конечно, пела хором, но подобающей раскачки от москвичей Вакуленко пришлось добиваться, подключив все свои шоуменские навыки. В какой-то момент на сцене вновь (это уже стало доброй традицией) приехавший из армии парень делал предложение своей избраннице, в финале на сцену поднялась дочка Басты Маша — и это помимо мастерского управления гигантским хором и затяжных забегов по сцене. Параллельно артисту приходилось бороться со звуком как на сцене (с отключившимися ушными мониторами), так и в гигантской чаше «Олимпийского». Эти сложности несколько смазали впечатление от концерта и придали ему во многом

настроение большого спортивного подвига.

Если же попытаться проанализировать этот успех, то получится, что все упирается в могучую фигуру самого Вакуленко, которая два часа металась под пристальными взглядами на сцене «Олимпийского». Помимо музыкальных и артистических талантов,

Баста сумел заработать колоссальный кредит доверия, став для очень разных людей героем, которого у них не было едва ли не со времен балабановского «Брат-а».

С той понятной разницей, что Вакуленко не порождение продюсерского или авторского гения. Можно провести и другую аналогию. В 1974 году после концерта молодого в Theatre музыкальный критик Джон Ландау написал легендарную фразу: «Я видел будущее рок-н-ролла и имя ему — Брюс Спрингстин». Не будем столь самонадеянными, чтобы загадывать на будущее, но благодаря Вакуленко музыкальное настоящее в этой стране впервые за последние пару десятков лет выглядит очень многообещающе.

Концерт рэп

Василий Вакуленко, известный как Баста, выступил в столичном спорткомплексе "Олимпийский". Борис Барабанов оценил организацию этого аншлагового концерта и спел вместе с 35 тыс. зрителей главные хиты рэпера.


Само по себе выступление рэпера на самой большой крытой арене Москвы — не сенсация. Василий Вакуленко дебютировал здесь два года назад. Выступал здесь и Тимати, а осенью намечается концерт Оксимирона. Сенсацией стало использование всех трибун "Олимпийского".

Обычно, когда говорят, что музыкант "собрал "Олимпийский"", это означает, что аншлаг был только на половине стадиона. В то время как вторая половина чаще всего закрыта разборной стеной, а в зал пускают 17-18 тыс. зрителей. Иногда, как на концертах ДДТ или Земфиры, сцену максимально отодвигают от трибун, тогда можно продать на концерт 25-30 тыс. билетов. Но на то, чтобы сделать круглую сцену и максимально заполнить зал, решались пока только организаторы гастролей зарубежных звезд вроде Metallica и Muse. Согласно информации творческого объединения Gazgolder, которое занимается всеми проектами Басты, в субботу в "Олимпийском" собралось 35 тыс. человек.

Но продать 35 тыс. билетов — это полдела. Нужно еще сделать так, чтобы каждый из зрителей чувствовал себя комфортно, а значит, по крайней мере не испортить ему настроение необходимостью стоять в очередях на вход. Иначе неприятный осадок может остаться даже от самых лучших шоу, как это было после недавнего выступления ДДТ (см. "Ъ" от 7 марта).

В среде промоутеров принято считать, что в "Олимпийском" консервативный и несговорчивый менеджмент и договориться с ним об отступлении от десятилетиями действующих правил практически невозможно. "Газгольдеру" удалось не только собрать в зале максимум зрителей, но и открыть большие грузовые входы, чего на памяти обозревателя "Ъ" не случалось никогда. Кроме того, сориентироваться в "Олимпийском" зрителям помогали 150 волонтеров, которые знали ответы на все вопросы, касающиеся порядка прохода и размещения в зале. Наконец, прямо на танцполе были установлены торговые точки с напитками и закусками. Все это было бы само собой разумеющимся на любой подобной площадке в любом большом европейском городе, но не в Москве. Здесь это настоящий прорыв.

Баста начал выступление с композиций из последнего альбома "Баста 5". Причем сразу с тех, что относятся к категории песен "за жизнь": "Я смотрю на небо", "Партизан", "Там, где нас нет". Время от времени рэпер дает концерты с оркестром, и они адресованы в большей степени взрослой аудитории — той, что подсознательно опознает в нем нового Лепса для тех, кто не слушает Лепса. В "Олимпийском" оркестра не было, но на сцене было достаточно много инструменталистов и бэк-вокалистов, которые обеспечивали ощущение масштаба и крутизны. В аранжировках было много электрогитар, что удивило тех зрителей, которые не слишком следят за творчеством Басты. Интересно было наблюдать за тем, как эти электрогитары звучат в песне Александра Галича "Черт" и в новой аранжировке "Кастинга".

К середине концерта Баста подобрался к песням, в которых он обычно раскрывается как мастер речитатива. Двигаясь в сторону большей распевности и мелодизма, он все же пока еще не достиг того уровня владения голосом, который позволил бы ему построить весь концерт на "вокальном" материале. В спорткомплексе "Олимпийский" очень сложно выстроить чистый звук, так что Баста вытаскивал концерт за счет своей собственной энергии. Это помогло справиться и с особенностями акустики, и с пестротой аранжировок.

Возможно, талант стилизации — вообще главный талант Василия Вакуленко. Во время концерта он продемонстрировал понимание самой разной музыки — в диапазоне от кавказского ресторана ("Мама") до Rage Against The Machine ("Лед"). Такая палитра вряд ли подвластна кому-то еще из наших рэперов. И именно она дает Басте возможность обращаться к самой разной аудитории.

В самом конце концерта Василий Вакуленко сыграл "Выпускной (Медлячок)" — песню, которая в прошлом году мгновенно обеспечила ему место в поп-чартах и на волнах "народных" радиостанций. Публика самозабвенно, чуть ли не со слезами на глазах радовалась этой дворовой по духу композиции с припевом, исполненным нарочито сиротским тембром. На секунду показалось, что это и есть то, что получается у Басты лучше всего. И даже финальная "Сансара", безупречный стадионный хит, в исполнении которого приняли участие Диана Арбенина и дочь Василия Маша, не развеяла этого ощущения до конца.

Ещё совсем недавно вероятность того, что какой-либо российский рэпер соберёт Олимпийский, была ничтожной. На данный момент это с разным успехом удалось уже трём: Басте, Тимати и Мирону. Сегодня нам бы хотелось поговорить о том, кто ещё из русских рэперов мог бы попробовать собрать Олимпийский

Отгремели огромные сольные концерты в Олимпийском у Тимати и Оксимирона. Планка взята – Тимати на время уходит со сцены (что, конечно, не означает, что он покинет игру – вероятно, точно так же будет выпускать материал, заниматься бизнесом, строить свою империю, не ту, которая с нуля, больше кататься на доске и больше внимания уделять дочери), Окси, скорее всего, засядет за новый материал, о чем было сказано во время недавней презентации с Reebok.

Ещё совсем недавно вероятность того, что какой-либо российский рэпер соберёт Олимпийский, была ничтожной. На данный момент это с разным успехом (в смысле, разной открытостью трибун) удалось уже трём: Басте, Тимати и Мирону. Вероятно, и Баста, и Окси в следующем году попробуют повторить взятую планку, однако нам бы сегодня хотелось поговорить о том, кто ещё из русских рэперов мог бы попробовать покорить Олимп.

L"One

В Black Star отлично умеют считать. Деньги, просмотры, проданные билеты – здесь профессионалы ведут учёт. L"One, по сути, самый популярный артист лейбла после Тимати, его верный напарник, правая рука – и, возможно, Олимпийский бы уже был им собран, но дата, которую хотел L"One, свой день рождения, была занята. Что ж, в этом есть свои плюсы: тем больше времени на подготовку.

На следующий год у L"One запланирован новый альбом – правда, недавно он намекал на возможность воссоединения с Нэлом и возрождения Marselle. Не отвлечёт ли это его сольного творчества?

Тем не менее, другие большие площадки L"One покоряет запросто – например, 19 ноября он выступит в Крокус Сити Холл с симфоническим оркестром – должно быть очень здорово!

Скриптонит

Сказал о Black Star – говори и о ближайшем конкуренте, Газгольдере. Глава Газа пока что единственный рэпер, кто собрал полный Олимпийский, но на лейбле есть ещё как минимум один артист, способный замахнуться на подобное.

Скриптонит почти что с момента выхода «Дома с нормальными явлениями» не вылезает из гастролей, его лайвы становятся всё лучше, навыки выступлений вживую оттачиваются, площадки увеличиваются. Толчком к действительно большим турам у Скрипа, как было отмечено выше, стал выход «ДСНЯ». А уже в этом месяце у рэпера должен выйти не просто новый альбом, а двойной альбом! Почему бы через год не попробовать собрать Олимпийский?

Макс Корж

Продолжаем перебирать лейблы: разобрались с Black Star и Gazgolder, значит, самое время время глянуть в сторону Respect Production. Здесь картина ясна – «Каста», конечно, осталась в силах, ездит, выступает, выпустила в этом году неплохой альбом, но он вряд ли станет культовым. У «Респекта» на данный момент есть один по-настоящему большой артист, регулярно на протяжении многих лет собирающий самые большие площадки – Макс Корж. Во время прослушивания его последних треков создавалось ощущение, что они делаются специально с упором на огромную толпу, которая будет бесноваться под сценой в слэме, однако при этом Макс всё равно остаётся собой. Нет-нет, это ни в коем случае не та история, когда артист пытается что-то создать под запрос толпы, когда нужно срочно сделать форматный трек для ТВ, значит, напишу-ка я песню про небо и крылья. Просто посмотрите, что творится на его концертах. Неправда ли, очень просто представить такое в Олимпийском?

Pharaoh

Ходят слухи, что Влади ещё давным-давно хотел подписать Фару на Респект, разглядев в нём огромный потенциал. В подобном Влади не откажешь – Коржа же рассмотрели! Сейчас вот вроде бы ещё одного музыканта из народа … Впрочем, речь не о нём. Прямо сейчас Pharaoh находится в туре, и сразу вспомнить больший размах как минимум в этом году не получается – изначально было заявлено 50 городов (!!!). Также в 2017-м Фара выпустил отличный микстейп и клип, набравший уже более 25 миллионов просмотров. А ведь совсем недавно он был предметом насмешек, кучи мемов, и сам он ассоциировался в первую очередь со «скр-скр-скр». Однако Глеб выдержал волну хейта (XXXtentasion, учись), став одним из самых гастролирующих российских артистов. Возможно ли, что он соберёт Олимпийский? Не факт, что уже в следующем году, вероятно, Фара в 2018-м возьмёт площадку поменьше, но ведь и год назад многие говорили, что Окси не сможет собрать Олимпийский.

Гуф

Буквально в минувшую субботу Гуф вышел на сцену вместе с Тимати перед более чем двумя десятками тысяч человек. Не верю, что такая толпа ему не понравилась и что в нём не прозвучало «а ведь ты можешь так же». В случае с Гуфом существуют определённые оговорки, несколько «если».

Если Гуф сдержит обещания, которые давал во время «дня прямых трансляций», в первую очередь по поводу нового материала. Если Гуф в следующем году выпустит хороший альбом (плохих-то у него, в принципе, еще и не было), позвав туда именитых друзей вроде Тимати и Басты и если снимет пару качественных клипов.

Гуф как был, так и остаётся на острие – мы говорим так, опираясь на статистику просмотров новостей на нашем сайте, любая новость с Гуфом собирает раз в 5 больше просмотров, чем другие. Добавьте к этому дикий хайп, преследующий его везде – таблоиды продолжают обсуждать его новых девушек, диссы бывшей жены, и т.д., а это ведь тоже легко конвертируется в купленные билеты. Держим кулаки за Гуфа, чтобы у него хватило запала – уж опыта и возможностей у него сейчас предостаточно.

ЛСП

2017-й год выдался для Олега ЛСП неоднозначным – выпущен, вероятно, самый сильный альбом в истории группы, и, возможно, лучший альбом этого года, у которого есть все шансы стать классикой. Половины ЛСП не стало – умер Рома Англичанин, дававший своими инструменталами группе куда больше, чем обычный битмейкер – у них с Олегом была химия, по сути, это классический идеальный состав – сильный МС и сильный битмейкер. К тому же кто-кто, а Англичанин умел делать драйв – просто посмотрите, например, что происходило в Олимпийском во время концерта Оксимирона на припеве трека «Девочка Пиздец». Ходят слухи, что Олег написал невероятно красивую песню об ушедшем из этого мира друге, вполне вероятно, что в 2018-м может выйти и новый альбом (хотя «Tragic City» ждали 2 года – и ничего). И если там будет хит уровня той же «Монетки» или «Безумия» – кто знает, возможно, Олимп покорится и ему. На начало года у ЛСП, правда, уже запланирован Stadium, так что, вполне вероятно, Олимпийский будет отложен на 2019-й.

Как вы считаете, кто имеет самые большие шансы собрать Олимпийский уже в следующем году?

Что еще почитать