Как попасть в футбольную академию. Академия цска по футболу: адрес, конкурсный набор

Через скаутские программы Nike, ищущие непрофессиональных футболистов по всему миру, прошли тысячи молодых ребят. Многие, как экс-спартаковец Маджид Уорис , с их помощью попали в большие футбольные клубы. Первым россиянином, подписавшим профессиональный контракт после обучения в Академии Nike, стал 19-летний Максим Бойчук , никогда до этого не занимавшийся в футбольных школах. В интервью «Чемпионату» сразу после подписания контракта с нальчикским «Спартаком» из ФНЛ Максим рассказывает о своём пути: от коробки в Балабаново до попадания в профессиональную команду.

«Составить конкуренцию Роналду? Без проблем!»

Российский резидент академии Nike в Англии Максим Бойчук поделился впечатлениями от жизни в одной из лучших футбольных школ.

«В КФК зарплата была 10-15 тысяч рублей, но не платили и её»

Я просто играл в футбол на улице, ни в каких секциях не занимался, - объясняет Бойчук. - Уже в 11 лет начал играть за родной город Балабаново, а через три года переехал в Обнинск, где попал в «Квант» из КФК. Поначалу к футболу относился не очень серьёзно.

- Но деньги в КФК платили?
- Должны были, но в итоге за полтора года я зарплату ни разу не увидел. Хотя в «Кванте» была зарплата от 10 до 15 тысяч рублей, премиальных не было.

- Как родители относились к увлечению футболом?
- Мой отец, офицер запаса, раньше футбол вообще не воспринимал. Хотел, чтобы я пошёл по его стопам, в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков. У меня и старший брат его же заканчивает. Если бы не футбол, тоже оказался бы там.

- Потом вы участвовали в нескольких турнирах Nike Most Wanted.
- О ней мне рассказал друг. На первый турнир, «Битву двух столиц», не попал из-за возраста, мне было всего 15. На следующий год поучаствовал сразу в двух - «Бунтари коробок» и «Ice Kings».

- В Москву из Балабаново как добирались?
- Садились на самую первую электричку в 5:30, через два часа были в Москве. Домой возвращались ближе к двум ночи. И так три дня подряд.

- Не зря?
- На первом турнире попали в топ-40: почти час не выходили с площадки, поймали кураж. А вот в финальной части «Бунтарей коробок» не выиграли ни одного матча.

«Поля на базе сборной Англии - космос, в КФК такого нет»

- Зато после второго турнира вас пригласили в футбольную академию в Англии.
- Это стало неожиданностью для меня. В финальную часть «Ice Kings» попали четыре команды, а мы стали пятыми. Уехали домой расстроенными - ведь двух лучших игроков, которые поедут в Англию, должны были выбрать именно из финалистов. Но спустя неделю мне позвонили из Nike и сказали, что в академию еду я. Подготовку начал сразу.

- Как?
- Сам занимался физической формой: турник, брусья. Бегал по горочкам местного балабановского леса, Страдаловка называется. В свой «Квант» ходил на тренировки. Съездил в Москву, чтобы визу сделать, и через два месяца мы улетели в академию.

- Главное впечатление помните?
- Шикарные условия: гостиницы, еда, бассейны, тренажёрный зал… Всё на высшем уровне. Поля - отличные, я такого в КФК не видел. Однажды только играли с «Квантом» против ЦСКА в Ватутинках, в двух матчах три мяча «армейцам» забил.


- Сколько длился отбор в Англии?
- Три дня тяжёлых тренировок. Сейчас правила отбора очень изменились: два года назад у нас было очень много силовых упражнений, теперь ребята больше работают с мячом. Самое адское упражнение на том отборе - йо-йо. Фишка расположены на расстоянии 20 метров друг от друга, рядом с каждой находится динамик. Когда он пищит, нужно бежать до фишки и обратно, и так пока не кончатся силы. Тогда 17 подходов сумел сделать, сейчас мой лучший результат - 32.

«Мама еле успела забрать деньги из института»

- Что было потом?
- Мы провели игру с командой академии, я даже забил гол. Но на собрании в конце третьего дня объявили список игроков, остающихся в Англии, и я свою фамилию не услышал. Я уехал расстроенный, попытался подать документы в военно-морское училище в Петербурге, но потянул спину и не сдал физкультуру. В итоге решил поступать в Институт образования и науки в Обнинске, чтобы не попасть в армию. Там меня уже внесли в базу данных, мы заплатили деньги, и тут, спустя месяц после отбора звонок…

- Из академии?
- Да, мама еле успела деньги забрать! У меня, конечно, было предчувствие, что может такое случиться, но о том, что именно я был в резерве и на самом деле понравился тренерам, понятия не имел! Да и таких случаев почти не было.

- С кем была ваша первая игра за академию?
- Через несколько дней после того звонка мы играли с дублем «ПСЖ» во Франции. Сейчас половина того состава регулярно выходит играть за основу, тот же центральный защитник Преснел Кимпебе, вчера дебютировавший в ЛЧ против «Барселоны». Я вышел на замену и отыграл 15 минут.

- Такие игры часто бывают?
- Академия Nike играет раз в неделю: играли с «Ливерпулем», «Галатасараем», «Лестером», «Норвичем», «Коринтиансом», «Брюгге». В целом не сказал бы, что уровень футболистов из академий топ-клубов выше, чем у игроков команды Академии Nike. Просто там ребята играют по два-три года вместе и отлично друг друга понимают, а у нас состав обновлялся каждые полгода. За сезон 11 ребят подписали профессиональные контракты: кого-то «Лестер» забрал, кто-то уехал на родину в Сидней или Прагу.

- Тренировки такие же тяжёлые, как на отборе?
- Джон Гудман, наш главный тренер, - очень понимающий и открытый человек. Очень важно, что он сам был нападающим, поэтому очень много именно со мной занимался. В академии четыре тренировочных дня из семи: работали и над физикой, и над игровыми компонентам, и над тактикой. Мы жили под Бирмингемом, а тренировались на базе сборной Англии.

- Языковой барьер сильно мешал?
- Поначалу не понимал почти никого, мог только примерно уловить, что объясняют тренеры, поэтому было тяжело. Но достаточно быстро освоился, во многом благодаря разговорникам, которые подарили в дорогу родители.


Как попасть в английскую футбольную академию в Москве

22 молодых футболиста-любителя со всей России прошли отбор и показали себя клубам РФПЛ. Теперь такую возможность получат жители Москвы.

«В Нальчике поначалу было тяжело - не привык бегать столько кроссов»

В октябре вы вернулись в Россию в качестве капитана Академии Nike, чтобы сыграть против команды K11. Это была разовый случай или вы «капитанили» и до этого?
- Было безумно приятно: родители наконец познакомились с моими тренерами из академии, посмотрели на мою игру вживую. «Открытие Арена» - это самый крутой стадион, на котором я когда-либо играл! Я, кстати, уже был капитаном в двух матчах в Англии.

- Игроки K11 не просили перед матчем на «Открытии» не забивать?
- Ещё как просили, все! Но игра есть игра.

- Поэтому решили пробить пенальти?
- В нашей команде был игрок, который очень давно хотел исполнить одиннадцатиметровой, но даже он взял мяч и отдал его мне. Пробил «паненкой»? Как-то само вышло…


- После матча c K11 у тебя были предложения от профессиональных клубов?
- Меня приглашали несколько клубов из ФНЛ, и я выбрал нальчикский «Спартак», у которого сейчас есть небольшие проблемы с нападающими - основной форвард получил травму, второй продолжает восстанавливаться. Как оказалось, тренеры моей новой команды смотрели запись игры с K11 и некоторые другие мои матчи, например с «Лестером».

- Разница с академией на тренировках есть?
- Здесь футболисты постарше, поэтому немного непривычно. Первые дни было очень тяжело: не привык бегать такое количество кроссов. В Англии тоже приходилось тяжеловато, но не так часто. Впрочем, со временем привык.

- Уже успели проявить себя в новой команде?
- Ещё в России отыграл 90 минут против «Алании» на заснеженном поле - для Нальчика редкость. А вчера вышел на 15 минут против «Зенита-2» в Кубке ФНЛ. Теперь жду дебюта в официальных матчах, надеюсь, мне удастся сыграть в стартовом туре после зимней паузы против «Динамо».

Об авторе: Качан Александр Иванович – 56лет. Тренер – преподаватель отделения футбола ДЮСШ «Анненки» г. Калуги, преподаватель физической культуры МБОУ СОШ № 41, в прошлом много лет отыгравший в командах мастеров г. Калуги, обладатель «Кубка Миллионов» Советского Союза среди производственных коллективов, дважды обладатель Кубка РСФСР среди КФК., неоднократный призер среди команд мастеров 2-ой лиги Советского футбола.

Раньше мальчишки приходили в футбол с 5-6 летним стажем уличного футбола, и обучение начиналось на базе приобретённых на улице самобытных двигательных и игровых навыков. Теперь же обучение приходится начинать с очень раннего возраста и практически с нуля. Подобные сопоставления дают достаточно оснований, чтобы убедиться в том, что уровень физического и, особенно, игрового развития мальчишек прошлых лет был значительно выше нынешнего поколения.

Современный футбол и скоростной и силовой, и это результат непрерывного развития от простого к сложному, от известного к неизвестному. Каким бы трудным не было упражнение, оно в конечном итоге становится доступным и лёгким, благодаря постепенному и последовательному обучению. А от сложного есть только один путь- к ещё более сложному. Гениальное всегда просто.

Профессия детского футбольного тренера многогранна. Он учитель и воспитатель, исследователь и экспериментатор, мастер своего дела не только по профессии, сколько по призванию. Если у ребёнка нет или не хватает футбольных знаний- беда небольшая. Знания приобретаются. Если нет природных способностей- трудность непоправимая. Очень важно определить эти способности в раннем возрасте ребёнка. Тогда больше будет времени для их развития и, соответственно, результаты вашей работы и труд ребёнка будут налицо.

Символично можно определить пять заповедей детского футбольного тренера.

1.Футбол- это игра. Поэтому урок в детском футболе должен быть похож на игру.

2.Талант- это, чему невозможно научить. Поэтому воспитание должно начинаться не с обучения, а с развития природных данных.

3.Наследственность определяет потенциальные возможности, а среда- насколько эти возможности можно реализовать.

4.Футбол –один из самых сложных в обучении видов спорта. Научить играть при помощи только одних упражнений невозможно. Упражнение- это теория, игра-практика.

5. Самобытность каждого мальчишки- это выражение своей неповторимой особенности, что как раз и ценится в игре.

Работа детского тренера начинается с отбора, а ещё чаще с набора, и уже в процессе занятий тренер решает, на какие компоненты и факторы необходимо обращать внимание. Многолетние наблюдения и практический опыт показали, что в основе отбора должны лежать не приобретённые, а в первую очередь- психофизиологические особенности ребёнка. Какими же природными качествами должен обладать мальчишка, чтобы научиться играть в футбол? В начальной стадии во главе угла должен лежать критерий, определяющий игровое мышление.

Английский профессор Г.Айзенков, создатель тестов по определению интеллектуального развития в своей книге «Проверьте свои способности» писал:» Можно сказать, что под умственными способностями мы понимаем то врождённое свойство нервной системы, которое позволяет одному человеку думать, решать интеллектуальные проблемы лучше, чем другому.»

Метод набора в футбольную секцию или в футбольную школу должен быть игровым. Если в игре мальчишка проявляет склонность играть на перехвате, играть без мяча, делать своевременную подстраховку, принимать решение до приёма мяча,значит он в наиболее вероятной степени обладает способностями к развитию игрового мышления.

Этапы отбора.

В настоящее время пользуются в большей степени набором детей в начальные группы подготовки с очень раннего возраста (5-6 лет)и потом в процессе занятий осуществляется собственно отбор на первый взгляд наиболее перспективных ребят. Но судить о талантливости можно только в процессе наблюдения за детьми или на каком-то интуитивном уровне. Жизнь не раз показывала как тот, что был вначале слабее- становился сильнее, а преуспевающего в игре обгонял отстающий.

Темп развития юного футболиста зависит не только от качества обучения, но и от врождённых данных, исходный уровень которых у разных мальчишек неодинаков. Имеется ввиду физическое развитие ребенка. В определённом возрасте физическое развитие кажется имеет решающее значение в определении возможностей ребёнка как футболиста, и здесь для тренера главное не ошибиться. Он должен определить степень возможностей ребёнка, у которого физическое развитие немного задерживается. Как это сделать?

Существует общая схема формул критериев отбора, это три показателя особенностей ребёнка: Скорость, Смелость(или это по-другому называют- бойцовские качества) и мышление. Есть ещё особенность-умение (т.е. ребёнок уже в какой-то степени владеет навыками игры в футбол, но как мы решили ранее - умение это дело наживное.

Итак, скорость-это врождённое качество. Так как современный футбол скоростной - это качество одно из основных критерий при отборе. Смелость или бойцовские качества? Футбол не только скоростной, но и силовой, единоборства идут по всему участку футбольного поля, значит этот критерий тоже имеет немаловажное значение. И, наконец, мышление в современном футболе тоже имеет важное значение. Вывод: если у ребёнка есть задатки всех этих качеств- значит он принят безоговорочно. Это идеальная формула. Что делать, если одно из этих качеств отсутствует? Это не беда, конечно, ребёнок должен быть принят и над отсутствующим качеством нужно работать, развивать его в большей степени. Но если отсутствует больше,чем одно, очень часто работа бывает впустую. Что можно отнести к показателю - смелость: если мальчишка бросается под удар мяча и не поворачивается спиной, если при сближении с соперником не сбавляет скорость и смело идёт в стык, если не выжидает, а сразу вступает в единоборство и заставляет соперника своими действиями ошибаться, если не раздумывая берёт на себя инициативу обводки и удара по воротам. Это и есть бойцовские качества.

Показатели игровых способностей.

С мячом: 1.Склонность к обводке

2.Игра в пас

3.Нестандартные, самобытные действия.

Без мяча: 1.Выбор позиции

2.Подстраховка

3. Игра на перехвате, опережение, добивание

4. Умение открыться

5. Решение действия до приёма мяча.

Есть ещё показатели так называемых морально-волевых качеств- это систематичность посещаемости, стабильность трудолюбия. Содержание тренировочного процесса на первом этапе состоит из двух разделов:

1.Игра и развитие физических качеств через упражнения с мячом. Суть этих упражнений в психологическом эффекте, возникающим благодаря положительным эмоциям от физических упражнений с мячом. И это очень важно в детском и подростковом возрасте.

2.Суть методики развития самобытных навыков- в самостоятельном выполнении предложенных упражнений. Не нужно сразу поправлять или учить выполнять те или иные двигательные действия. Техника движений- это прежде всего многократное повторение упражнений. Хорошо, если сам ребёнок придёт к правильному выполнению техники движения.

Для первого года обучения предлагается программа:

Наименование

Сент.Окт.Нб.Дек.Янв.Февр.МартАпр.МайИюнИюл.Авг.

ТеорияБеседы:

Развитие самобытных навыковДвигательныеВедение мяча

Передачи

ИгровыеФутбол на ¼ поля

Мини-футбол в зале

Гандбол с элементами футбола

Подвижные игры и эстафеты

Продолжительность тренировки- 60минут

А) специальные двигательные навыки- 15 минут

Б) Игровые навыки- 40 минут

В) Информация о футболе и правилах игры – 5минут

Основой техники игры в футбол является обучение ведению мяча, удары по мячу в

Сторону ворот, остановка мяча и передачи. Так как дети приходят в футбол в очень раннем возрасте, говорить о каких-то игровых навыках не приходится. Всё начинается с нуля и дать упражнения надо самые простые. Но при этом дети должны с самого начала усваивать, что:

При ведении: 1. Наблюдать за мячом нужно периферическим зрением (дети поймут быстрее, когда им говоришь смотреть «краем глаза»)

2.При ведении нужно касаться мяча как можно чаще.

3. Вести мяч нужно и правой и левой ногой.

При ударах: 1. Нужно смотреть на мяч, а траекторию полёта мяча определять мысленно.

2.Нужно напрягать мышцы как опорной ноги, так и бьющей(малейшее расслабление мышцы может привести к травме)

3. Попадать по мячу самой твёрдой частью голеностопного сустава, подъёмом (а для этого нужно научиться оттягивать носок ноги)

При остановках: 1. Нужно научиться определять траекторию полёта мяча.

2.При касании с мячом нужно научиться не только расслаблять мышцы, но ещё и помогать уступающим движением части тела,гасящим скорость летящего мяча.

3. Останавливать мяч нужно уметь всеми (кроме рук) частями тела.

Все технические приёмы усваиваются в процессе неоднократных их повторений.

При ведениях мяча нужно двигаться по прямой, меняя направления, по кругу, вокруг себя. Касаться мяча оттягивая носочек, когда ведёшь по прямой. Касаться мяча внешней и внутренней стороной стопы- при изменении направления движения. Двигаться с мячом, перекладывая его с ноги на ногу. Вести мяч, обводя препятствия (стойки, фишки, соперника).

Можно вести мяч самостоятельно, в парах, в тройках (при этом делая ещё и передачи друг другу).

Удары- самоё любимое упражнение начинающих футболистов. Раньше было такое выражение «кто сильнее всех бьёт, тот лучше всех играет». В какой-то степени это высказывание недалеко от истины. Тот, кто быстрее освоит этот технический приём будет иметь иметь преимущества и в передачах и во взятии ворот соперника.

Вначале нужно начинать обучать ударам по неподвижному мячу, но наибольший эффект обучения- это удары по катящемуся мячу. Вся прелесть игры в футбол и умения самих футболистов- в движении. Хотя в современном футболе голы со стандартных положений имеют не меньший эффект, чем голы с игры.

Футбол, как и все другие виды спорта имеет свою координацию движений, связанную с очень частым и резким изменением направления движения. Поэтому, специальным футбольным движениям, даже без мяча, нужно обучать с самого начала и делать это лучше в форме игр или эстафет, может быть каких-то соревнований, когда у детей просыпается азарт и они проявляют наибольшие старания. При это очень полезно поощрять их похвалами, даже если ребёнок или его команда в данный момент оказалась слабее соперника.

Игра в футбол включает в себя такие понятия, как: техническая подготовка, физическая подготовка, тактическая подготовка и психологическая подготовка. В комплексе эти виды подготовки называют «школой футболиста». В начальной стадии обучения(в группах начальной подготовки) преобладают техническая и физическая подготовка в большей степени, чем тактическая и психологическая подготовки. Тактические задачи в основном решаются индивидуально каждым начинающим футболистом, а психологическая подготовка осуществляется автоматически непосредственно в игре или соревновательном турнире. Мы рассмотрели в основном первых два вида подготовки. Групповые, тактические и психологические задачи осваиваются в более старшем возрасте.

Ни для кого не секрет, что футбол как самый популярный вид спорта привлекает немалое количество подростков. Еще со времен дворовых игр мальчишки (а иногда и девчонки) начинают грезить о карьере футболиста. Однако стоит помнить, что настоящими профессионалами суждено стать далеко не всем, не говоря уже о легендах мирового футбола. В статье мы расскажем, как сделать первые шаги на пути к заветной мечте, а также обсудим некоторые нюансы профессии.

Где учат?

Для начала стоит сказать, что профессией футболиста нельзя овладеть ни в одном университете, институте или колледже. Начало спортивной карьеры могут обеспечить школы при футбольных клубах, детско-юношеские спортивные школы с футбольными секциями, а также частные коммерческие школы. Как показывает практика, наиболее результативным является первый вариант – посещение занятий в школах при футбольных клубах.

В Москве такую возможность предоставляют:

  • СДЮШОР «Торпедо» (тренировки проводятся на стадионе «Лужники»)
  • академия «Спартак» имени Федора Черенкова и другие.

В каком возрасте стоит начинать?

Многие специалисты считают подходящим возрастом для становления будущего защитника, нападающего или вратаря 6-8 лет. С этого же времени юные футболисты, отличающиеся особыми достижениями, допускаются до соревнований и могут выступать за детское подразделение клуба. Но если вы немного прозевали заветный возраст, отчаиваться не стоит. Записаться в футбольную школу можно в любом возрасте. При этом, правда, стоит учитывать, что чем взрослее ребенок, тем более сложные вступительные испытания его ждут. Плюс процесс адаптации к новому режиму в более старшем возрасте проходит тяжелее.

Что сдавать?

Сами же вступительные испытания (при наличии) чаще всего направлены на выявление таких качеств, как ловкость, выносливость, скорость реакции, подвижность и другие. Кроме того, в программу нередко включают испытания сродни школьным нормативам. Важно также и общее состояние здоровья ребенка, которое оценивается комиссией перед началом занятий. По результатам отборных испытаний тренер выбирает более подходящую будущему спортсмену позицию на поле.

Сколько это стоит?

В большинстве случаев обучение в футбольных школах при клубах бесплатное, однако лучше уточнить этот вопрос предварительно. Не стоит забывать и о том, что бесплатны только сами занятия. А вот в экипировку, например, специальные бутсы и прочий маст-хэв футболистов придется потратить некоторую сумму.

А какие перспективы?

Зарплата футболистов – пожалуй, самый обсуждаемый аспект профессии. Она находится в прямой зависимости от лиги, в которой они играют, их результативности, а также местоположения в спортивных рейтингах.

Заработная плата футболистов в ФПН зависит от финансового состояния клуба. В среднем игроки этого уровня могут рассчитывать на 300-600 тыс. рублей в месяц. Самые низкие зарплаты в профессиональном футболе в России получают в ПФЛ – в третьем по значимости турнире или во втором дивизионе. Средняя зарплата составляет 100-120 тыс. рублей в месяц. Однако наименее обеспеченные и перспективные клубы готовы выплачивать своим игрокам не более 70 тыс. рублей в месяц.

Аня Сотникова

Что еще почитать