Одним из самых трогательных моментов Московской Олимпиады в 1980-м году стал полет олимпийского символа. 3 августа под песню в исполнении Льва Лещенко и Татьяны Анциферовой все "Лужники" и телезрители провожали улетающего Олимпийского Мишку...
История создания образа Олимпийского Мишки началась с 1977 года, когда в стране через программу «В мире животных» и редакцию газеты «Советский спорт» был проведён опрос населения, где зрителям предложили выбрать символ Олимпиады. Практически единогласно предпочтения были отданы медвежонку Мише. После утверждения образа талисмана был сделан заказ лучшим художникам страны. Итоговый вариант был выполнен иллюстратором детских книжек - Виктором Александровичем Чижиковым. Его вариант среди 60 медвежат, вышедших в финал, понравился и президенту МОК того времени лорду Киланину. Организационный комитет Московской олимпиады выбрал в качестве символа именно это животное, поскольку ему присущи такие характерные для спортсмена качества, как сила, упорство и смелость.
К Олимпийским играм был создан шестиметровый резиновый талисман - аэростат «Олимпийский Мишка». Первоначально его планировали изготовить в Москве в НИИ резиновой промышленности, но из-за больших габаритов Мишки процесс изготовления был перенесён в филиал института, расположенный в Загорске (ныне - Сергиев Посад). Для испытаний и на случай возникновения непредвиденных обстоятельств было сделано два дубликата.
По замыслу организаторов, Олимпийский Мишка должен был взлететь высоко в небо во время церемонии закрытия. В апреле 1979 года в подмосковном городке Жуковский в Центральныом Аэро-Гидродинамическом институте (ЦАГИ) начались работы по проекту «Медведь». Перед группой учёных была поставлена задача обеспечить подъём талисмана в воздух. Мишка не просто должен был взлететь над стадионом вертикально вверх. Достигнув определенной высоты (3,5 м от верхнего края трибун), он должен был как можно скорее покинуть стадион, не задев при этом чашу с Олимпийским огнём.
Поначалу инженер Александр Трусов предложил отказаться от куклы и нарядить человека в костюм медведя, привязав его к шарам, накачанным гелием. Испытание проходило на подмосковном аэродроме Кубинка-2. Трусов сам пошёл на испытание и надел костюм (его изготовили на фабрике меховых игрушек в украинском городе Жёлтые Воды) и отправился в полёт. Первый полёт прошёл успешно, после чего было решено провести следующий эксперимент в условиях, максимально приближенных к требуемым: сумерки, подъём на 30 метров (высота трибун Лужников). Но в этот раз на высоте ста метров Олимпийский Мишка неожиданно развернулся, пролетел 50 метров, а затем стал резко уходить вверх, исчезнув из поля зрения.
После этого инженерами была разработана система так называемых «несущих шаров». Суть её заключалась в следующем: перемещаясь определённым образом, шары способствовали смещению центра тяжести объекта (Мишки), что, в свою очередь, позволяло с достаточной степенью точности контролировать направление полёта. Двигаясь определённым образом, воздушные шары смещали центр тяжести объекта в нужную сторону. Контролировать направление полёта должен был оператор в кабине в правой задней лапе. Но на испытании этого варианта кукла потеряла управление, пролетела над горящим олимпийским факелом и вспыхнула. Инженер Игорь Артамонов, который сидел в кабине, скончался от полученных ожогов. Тогда было решено закрепить шары только на верхних лапах и ушах, чтобы медведь не переворачивался.
До сих пор доподлинно неизвестно, что произошло с Олимпийским Мишкой после того, как он августовским вечером 1980 года покинул арену «Лужники» и скрылся в небе. Был ли он пилотируемым аппаратом или просто огромной резиновой куклой с воздушными шарами - никто точно не знает.
"Олимпийский Мишка – символ Московской Олимпиады. Насколько же он был обаятельнее и человечнее однообразно красивых и целеустремленных плакатных "строителей коммунизма"! И как же история рождения талисмана Олимпиады и его дальнейшая судьба характерны для того времени! Когда он улетал в московское небо под берущую за душу песню Пахмутовой и Добронравова, даже у самых закоренелых циников на глаза наворачивались слезы. Два миллиарда человек во всем мире следили за самой трогательной в истории Олимпиад церемонией закрытия игр. И почти никто не знал, что дальше случилось с таким милым Мишкой. А он приземлился на окраине Москвы, сбил пивную будку, до смерти напугав двух местных "дядек". Затем его на какое-то время выставили на ВДНХ, рядом с другими достижениями советского народного хозяйства (коровы-рекордсменки, монстроподобный трактор "Кировец" и олимпийский Мишка – есть чем гордиться народному хозяйству!). В то время одна западно-германская фирма предложила купить резинового Мишку за 100 тысяч марок. Наивные немцы! У советских – собственная гордость, которая не продается за презренные дойчмарки! Мишку с ВДНХ отправили в один из подвалов Олимпийского комитета СССР, где он стоял до тех пор, пока его... не съели крысы."
разбалуешь так...Честно полчаса гуглил - официальной информации нет...
Версий много, самых разных...
Вот основные -Первая и официальная . Мишка взлетел со стадиона Лужники с помощью шариков и гелия, которым был сам накачан будучи резиновым, и приземлился через 15 минут на Воробьевых горах. Всё. Как он мог это сделать не объясняется. Ведь это так «просто», взлететь и приземлится в запланированном месте. Надо сказать, что версия эта весьма правдива, за исключением важных деталей управления Мишкой, самого полета и времени полета. Только возникает вопрос, а как же Потапыч так исхитрился все гладко сделать сам? Ведь робототехника тех времен вряд ли была способна на такие маневры с таким большим и сложным летательным аппаратом, который назывался аэростат-изделие Мишка Олимпийский. Ну не было тогда такого девайса, чтобы можно было управлять им с пульта на земле, а вернее сказать не было времени на такую серьезную работу, и надо было обойтись вариантом попроще дистанционного управления.
Вторая версия. Мишка управлялся пилотом, летчиком-испытателем, который располагался у него в правой ноге и управлял им с помощью шариков. До пояса он был балластом, дальше гелий в резиновой оболочке плюс сами шарики которыми пилот манипулировал. Шарики были разбиты на две равные группы, принцип управления заключался в том, что пилот тянул ту группу шаров в ту сторону куда ему надо было повернуть. Все вроде логично. Можно представить что «переваливаясь» с помощью групп шаров из в стороны в сторону(как раз по аналогии с походкой медведя) Мишку можно было бы довести до точки приземления, а там уже стравив гелий сесть. Версия красивая, однако её авторы не учли того что есть такое атмосферное явление как ветер, который мог подуть в другом направлении и учитывая высокую парусность изделия, никакие манипулирования шарами не заставили бы изменить Мишкин курс обратно ветру. Вы верите, что советские ученые и конструкторы, которые работали над проектом не учли бы такой фактор как ветер?! Советские ученые, а не ученые Папуа-Новой Гвинеи, те которые отправляли на луну автономные модули, первые вышли в космос и т.д.
По третьей версии он упал непонятно где в Москве сбив пивной ларек(!) и двух граждан. По этой версии получается он мог и Кремль атаковать и институт Курчатого, к примеру, ну или просто долбануть по окнам какого-нибудь жилого дома, порадовав не отошедших от сентиментальной церемонии прощания и закрытия Олимпийских игр по телевизору граждан. Так сказать:- Здрасьте, а вот и я, Михаил Потапыч Топтыгин – Олимпийский, собственной персоной, такой же раздолбай каким и выгляжу, плоть от плоти ваш, родной в доску, неуправляемый русский медведь!
Версия четвертая самая фантастическая и не менее красивая. Миша долетел аж до Можайского водохранилища, также управляемый пилотом. Пилот как бы не справился с посадкой и по причине сильного ветра улетел от Москвы за сто километров(!), где предпринял маневры посадки стравливая гелий, но порывы ветра сильно приколошматили его к земле. Пилот погиб. Представьте, посмертный орден героя Советского Союза, летчику-испытателю погибшему на секретном задании при пилотировании Мишки Олимпийского! И случилось это на территории турбазы «Вымпел». Версии, что где-то в Подмосковье его сбило доблестное ПВО, думаю рассматривать не стоит. Хотя чем черт не шутит, если проморгали немецкого летчика Руста (севшего на спортивном самолетике на красной площади) в будущем, почему бы в прошлом такая серьезная структура как подмосковное ПВО не удосужилась бы принять Мишку за вражеский бомбардировщик…
В этот день, ровно 35 лет назад, талисман Олимпиады-80 в Москве, привязанный к шарикам и надутый гелием, попрощался со всеми зрителями и телезрителями и улетел в небо Лужников. Летающий Мишка вошёл в историю олимпийского движения, поэтому вокруг самого персонажа и его жизни ходит много небылиц. В завершение проекта «35 лет московской Олимпиаде» мы решили рассказать о достоверное известных деталях его биографии.
Но сперва стоит полностью освободить олимпийского Мишку от подозрений. Нашего героя нарисовал художник Виктор Чижиков, который и по сей день считает, что этого персонажа у него вероломно украла советская власть, забрав все авторские права и не выплатив миллионы, якобы полагающиеся всем авторам олимпийских талисманов. Об этом он рассказывает в каждом интервью. Давайте разберёмся, чтобы Мишка не был замешан ни в чём противозаконном с самого рождения.
В середине 1970-х, когда Москва уже стала олимпийской столицей, в программе «В мире животных» объявили конкурс по выбору талисмана Игр-80. Большинство телезрителей проголосовало за медведя. Воплотить выбор зрителей в жизнь поручили группе художников-мультипликаторов. Обязательным условием участия в конкурсе была подписанная бумага с согласием передачи авторских прав Международному олимпийскому комитету – это нормальная практика во всём мире, без этой бумаги никакого художника даже близки к конкурсу бы не подпустили.
Из всех предложенных эскизов конкурсная комиссия выбрала вариант Виктора Чижикова – того самого Мишку, . Никаких коммерческих прав на олимпийский талисман художник и правда не имеет и иметь не может (кроме так называемых неотчуждаемых прав, как автор произведения) – таковы правила, закреплённые в Хартии МОК.
Иными словами, наш Мишка полностью чист перед законом и авторским правом. «Ноу криминалити», как говорится.
«Каким будет наше прощание с Мишкой? Об этом мы часто размышляли на наших совещаниях, - . И однажды кто-то сказал. – Да пусть он улетает в свою
Никаких коммерческих прав на олимпийский талисман его создатель не имеет и иметь не может – таковы правила, закреплённые в Хартии МОК.
Мысль всем понравилась. Обратились к любимому композитору спортсменов Александре Пахмутовой и поэту Николаю Добронравову. И первые же аккорды предложенной мелодии убедили: это то, что нужно.
Однако, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Однажды меня пригласили в отдел пропаганды ЦК партии и показали пришедшее к ним письмо. На нём всё как положено: штампы регистрации, виза-поручение разобраться и принять меры, сроки доклада и ответа. Автор – один из работников управления церемоний оргкомитета, ранее работавший заместителем министра Жилкоммунхоза РСФСР. Он доводил до сведения ЦК, что у меня «поехала крыша». «Где это видано, чтобы медведи летали? – вопрошал он. – Мы предлагали, чтобы наш олимпийский Миша в берлогу уполз. Как это и положено медведям».
Комментировать кляузу я не стал, а предложил ответственным партработникам посетить одну из репетиций, где отрабатывался этот фрагмент праздника закрытия. Работники ЦК приехали, посмотрели и поддержали нас».
Надувной аэростат «Олимпийский Мишка» сначала хотели сделать в головном институте НИИ резиновой промышленности в Москве, но для изготовления фигуры заданного размера - шесть метров высотой - места на опытном заводе в Москве было мало. В итоге Мишку создавали в подмосковном Загорске, в баллонном цеху одного из существующих по сей день НИИ резиновой промышленности, который во время войны делал аэростаты воздушного заграждения. Сначала там изготовили прорезиненную ткань, из которой сейчас делают надувные лодки – это была шкура. На фигуру высотой 6 м и весом 100 кг ушло 50 квадратных метров материала.
Ударными темпами клейщицы баллонного цеха совместно со специалистами головного института изготовили первую фигуру Миши, а также надувные передние лапы, которые крепились к туловищу на шарнирных петлях. В целях защиты от непредвиденных обстоятельств также сделали дублирующий экземпляр надувного аэростата. На всё про всё ушёл месяц. Тут же медвежонка впервые надули. Правда, не гелием, а воздухом – чтоб не улетел.
А вот механизма полёта талисмана Игр-80 никто из публичных людей не рассказывает – мы не знаем ничего, кроме того, что Мишка был накачан гелием и поднялся на 24 шариках. Существуют разные версии – от полёта на авось до нахождения в аэростате пилота. Последняя была рассказана в книге «Истерия СССР» - талантливой мистификации о некоторых ключевых моментах в истории большой страны.
Хочется до последнего верить, что летевшего Мишку не просто банально подстрелили снайперы с вертолёта (как ходят слухи), а потом испорченную резиновую шкуру утилизировали.
Мистификация была настолько талантливо написана, что её – уже на правах исторически легитимного документа – перепечатывают вполне серьёзные издания, даже не подозревая о несерьезном первоисточнике.
Но никаких достоверных свидетельств того, что олимпийский Мишка был пилотируемым аппаратом – равно как подтверждения других интересных версий – нет. По крайней мере, несмотря на все усилия, нам их найти не удалось.
К сожалению, никто не оставил свидетельств и того, что случилось с улетевшим талисманом. Он отправился в полёт 3 августа 1980 года в 21.00 по московскому времени, а дальше следы его теряются. Судьба его двойника хорошо известна – он около 10 лет висел под куполом в павильоне № 8 ВДНХ, который также называли «Павильон юных натуралистов». Дальше он начал приходить в негодность, и его отправили на склад. Очевидцы говорят, что ещё в конце 1990-х годов резиновые остатки двойника улетевшего Мишки можно было найти в одном из многочисленных закоулков ВДНХ-ВВЦ. Возможно, отсюда идёт распространённая легенда (судя по всему, её первоисточником был тот самый художник Виктор Чижиков), что резинового талисмана съели крысы. .
Настоящего улетевшего Мишку никакие крысы точно не ели, и в неизвестности его судьбы таится надежда. Хочется до последнего верить, что летевшего Мишку не просто банально подстрелили снайперы с вертолёта (как ходят слухи), а потом испорченную резиновую шкуру утилизировали. Вдруг ему удалось скрыться и всё же приземлиться в своём сказочном лесу?
Если это так, то олимпийская история Москвы-80 продолжается.
Судьба воздухоплавательного талисмана Олимпиады 1980 г. печальна. И это несмотря на то, что кадры триумфа во время закрытия игр в Москве стали визитной карточкой СССР на десятилетие. Чтобы состоялось шоу и улыбчивый милашка-Миша полетал пятнадцать минут, многим исполнителям "за кадром" пришлось пережить настоящий прессинг, а некоторым и пожертвовать жизнью или здоровьем... Улетая "в свой сказочный лес", Миша забрал множество секретов из своей жизни: информация была сразу же засекречена и публика до сих пор не знает всех деталей этого необычного дела. |
Материал составлен на основе подобранной информации (из изданий
03 августа 20183 августа 1980 года весь мир следил за закрытием XXII летних Олимпийских игр. «До, свиданья, наш ласковый Миша», - подпевали на трибунах, не сдерживая слез. А потом все гадали: куда он улетел?
Олимпийский Мишка на Церемонии закрытия Олимпиады-80. Кадр YouTube
Миллионы зрителей наблюдали, как Олимпийский Мишка поднимается в небо и исчезает в темноте. Многие женщины рыдали навзрыд, а дети верили, что он непременно вернется в свой сказочный лес. сайт собирает все слухи и факты и рассказывает, как сложилась непростая судьба талисмана Олимпиады-80.
За три года Мишка стал всем почти родным. В 1977 году начались выборы символа московской Олимпиады. Организационный комитет, учитывая результаты народного голосования, остановил выбор на медведе – как-никак «национальный» герой, увековеченный в сказках, символ смелости, силы и мощи. Серьезным конкурентом был лось, но победа все-таки осталась за колосапым. Победу в конкурсе на лучшее изображение талисмана Олимпийских игр одержал 42-летний художник и иллюстратор детских книг Виктор Чижиков. Он рассказывал, что идея надеть на Мишку пояс с олимпийскими кольцами пришла к нему во сне.
В договоре было указано, что художнику просто заказали рисунок «Забавный медвежонок». Изначально Чижикову, который в любой другой стране стал бы миллионером, хотели заплатить 250 рублей, оценив эскиз по площади, по квадратным сантиметрам, но сошлись на тысяче с лишним – «за уникальную графику». Ни об авторских правах, ни о патенте речи не шло. Чиновники заявили, что раз символ Олимпиады-80 выбирал весь советский народ – значит и автор народ. Когда художник попытался что-то отстоять, умудренные опытом друзья посоветовали ему не связываться и смириться с ситуацией.
Олимпийский Мишка на почтовой марке, 1980 г. Источник: Wikimedia
К Олимпиаде изготовили огромную резиновую куклу-аэростат высотой более 6 метров. Проект, над которым работали сотрудники Центрального Аэрогидродинамического института, назывался лаконично и почти по-военному – «Медведь».
Внутри Олимпийского Мишки был гелий, туловище сделали из прорезиненной ткани, которой ушло 150 метров. А надувные лапы прикрепили с помощью шарниров. Когда начались испытания, то проект оказался под угрозой. В ЦАГИ были в панике. Главной проблемой стало то, что медведь не хотел взлетать вертикально: он кренился набок, переворачивался на спину. Лишь когда талисману Олимпиады утяжелили ноги и привязали к лапам воздушные шары, положение выправилось.
Один из вариантов предусматривал замену гигантской куклы человеком в костюме медведя, привязанным к гигантским шарам. Также фигурировала идея сделать Мишку управляемым, поместить человека внутрь куклы. Рассказывали, что на испытаниях не обошлось без жертв: однажды кукла потеряла управление и, пролетев слишком близко к горящему олимпийскому факелу, загорелась, а сидевший в «кабине» в одной из задних лап инженер впоследствии скончался от ожогов.
Прощание с Олимпийским Мишкой многие до сих пор считают самым трогательным моментом как в истории Олимпиады, так и в истории СССР. Это потом уже настала пора грандиозных салютов и спецэффектов.\А в Москве 1980-го для того, чтобы тронуть сердца миллионов, достаточно было взмывающей ввысь куклы, изображения символа Игр на гигантском экране («картину» создавали с помощью четырех с лишним тысяч солдат, сменявших по команде цветные щиты) и одной скупой слезы, покатившейся из глаза медведя.
А ведь этого могло и не быть! Идея с улетающим медведем чиновникам не нравилась — вариант, когда в финале Мишка заползает в берлогу прямо на стадионе казался им более подходящим и легко осуществимым. Как потом рассказывал заместитель главного режиссера-постановщика Олимпиады в Москве, полет пришлось «пробивать». Вначале партийные боссы заявляли, что медведь летать не может, потом апеллировали к тому, что он может столкнуться с самолетом. По слухам, проект спасло лишь вмешательство высокопоставленного генерала авиации, пообещавшего предоставить Мишке «воздушный коридор».
shpagat7.ru - Спортивный портал - Shpagat