Игра мяч по кругу правила игры. Картотека подвижных игр с мячом

Космонавты”

Место: Площадка, зал.

Подготовка: По углам и сторонам зала (площадки) чертят 5-8 больших треугольников – “ракетодромов”. Внутри каждого ракетодрома рисуют 2- 5 кружков - “ракет”. Общее количество ракет должно быть меньше, чем играющих, на 5- 8. Сбоку каждого раке­тодрома можно написать маршруты: например, ЗЛЗ (Земля - Луна - Земля), ЗВЗ (Земля- Венера - Земля) и т. и. Все играющие становят­ся в круг в центре зала.

Описание игры. Иг­рающие идут по кругу, взявшись за руки, и про­износят:

“Ждут нас быстрые ракеты

для прогулок по планетам,

на какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет:

опоздавшим места нет!”

После этих слов все бегут к ракетодро­мам и занимают места на любой из ракет. Оставшиеся без места идут к руководителю или в центр зала. Затем все опять становятся в круг вместе с опоздавшими и снова начинают игру.

Правила. 1. Начинать игру только по установленному сигналу руководителя. 2. Разбегаться только после слов: “опоздавшим места нет!”

Совушка” (“Кот идет!”)

Место, инвентарь. Площадка, зал, коридор, комната. Скамейка.

Подготовка. В углу площадки или зала очерчивают круг диаметром 1-2 м - “гнездо совушки”. Около круга ставится скамейка. Из играющих выбирается водящий - “совушка”, остальные- “полевые мышки”. Совушка становится в своем гнезде, а мышки размеща­ются по всему залу у стен- в “норках”.

Описание игры. Руководитель говорит: “День!” Все мышки выбегают на середину зала, бегают, припрыгивают. Совушка, сидя, спит в гнезде. Руководитель говорит: “Ночь!” По этому сигналу все мышки замирают на месте, а совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, кто из играющих шевелится. Если совушка заметит, что кто-либо из мышей шелохнется, она забирает его к себе в гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока руководитель не подаст команду “День!” По сигналу “День!” совушка улетает к себе в гнездо, а непойманные мышки начинают бегать и резвиться до сигнала “Ночь!” Когда в гнезде окажется 3-5 пойманных мышей, выбирается новая совушка из непойманных наиболее осторожных, ловких мышек. В заключение отмечаются непойманные мышки и наиболее наблюдательная совушка, сумевшая быстрее других поймать мышей.

Правила: 1. Когда совушка выходит на площадку, мышкам шеве­литься не разрешается. За спиной совы мышки могут менять позу, делать движения, но так, чтобы совушка этого не заметила. 2. Пойманные мышки сидят на скамейке - в гнезде совушки и не участвуют в игре до смены новой совушки. 3. По сигналу руководителя “Ночь!” совушка обязательно должна улететь к себе в гнездо.

Вариант игры - “Кот идет!”

Водящий - “кот” у себя в “доме”. Все остальные - “мышки” - в “норках”. Руководитель говорите

“Мышки, мышки, выходите,

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей!”

Мышки выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:

“Тра-та-та, тра-та-та, Не боимся мы кота!”

По сигналу руководителя “Кот идет!” все мышки замирают на месте без движения. Кот крадется к ним и того, кто шевелится, забирает к себе в дом. Кот ловит до тех пор, пока руководитель не скажет:

“Кот ушел!” Кот уходит, а мышки опять начинают бегать. Кот выхо­дит 2-3 раза. После этого подсчитываются пойманные им мышки и выбирается новый кот.

Данный вариант удобно проводить под музыку: мышки двигаются под одну мелодию (польку, галоп), а кот приходит за ними под дру­гую (вальс, марш).

Кто подходил?” (“Угадай кто”)

Место, инвентарь. Площадка, зал, комната, коридор. По желанию цилиндрический бумажный колпак и чистые повязки для глаз.

Подготовка. Все играющие становятся в круг. Водящий становит­ся в середину круга и закрывает глаза или надевает чистую повязку на глаза и колпак.

Описание игры. По указанию руководителя один из стоящих в кругу подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча рукой и называет по имени, изменив свой голос. Затем он возвращается на свое место. Руководитель предлагает водящему открыть глаза и ска­зать, кто к нему подходил. Если водящий отгадал, то его место зани­мает игрок, который к нему подходил; если не отгадал, то продолжает водить, но не более трех раз. Затем выбирается новый водящий.

Правила. 1. Водящий не должен открывать глаза до тех пор, пока руководитель не скажет: “Можно”. Если он откроет глаза раньше времени, то продолжает водить. 2. Игрок, подходивший к водящему, обязан возвратиться на свое место; при этом ему разрешается сде­лать поворот около водящего или пройти зигзагами. 3. Игрок, указанный руководителем, может подходить к водящему зигзагами, чтобы труднее было установить, откуда он подошел.

Мяч соседу”

Место, инвентарь. Площадка, зал. Два волейбольных мяча.

Подготовка. Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук (на шаг друг от друга). У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по волейбольному мячу.

Описание игры. По установленному сигналу руководителя оба играющих начинают передавать мяч друг другу вправо или влево по кругу в одном направлении (по указанию руководителя) как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у кото­рого окажутся два мяча. Затем мячи передаются игрокам, стоящим на противоположных сторонах круга, и игра начинается сначала.

Играют 4-5 мин., после чего отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Правила. 1. Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. 2. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Гонка мячей по кругу”

Место, инвентарь. Зал, площадка, большая комната. Два волейбольных или баскетбольных мяча разного цвета.

Подготовка. Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая.

Двух игроков, стоящих рядом, назначают капитанами и дают им по мячу.

Описание игры. По сигналу капитаны начинают передавать (перебрасывать) мячи по кругу, один вправо, другой влево, своим ближайшим игрокам, т. е. через одного. Мячи перекидывают до тех пор, по­ка они не возвратятся к капитанам.

Выигрывает команда, сумевшая быстрее провести мяч по всему кругу. Получив мяч, капитаны поднимают руки с мячом вверх. Игру можно проводить несколько раз подряд.

Правила. 1. Мяч обязательно перекидывать или передавать своему ближайшему соседу. Каждый пропуск игрока засчитывается как штрафное очко. 2. Если мячи столкнулись в воздухе, то игроки, после броска которых они столкнулись, должны быстро взять свои мячи и” встав на место, продолжать гонку мяча.

К своим флажкам”

Место, инвентарь. Площадка, зал, коридор. 5-7 флажков разнога цвета.

Подготовка. Играющие, разделившись на несколько групп (по 5- 6 человек в каждой), становятся в кружки, начерченные по всей пло­щадке. В центре каждого кружка - дежурный с флажком, отличающимся по цвету от других.

Описание игры. Все играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу руководителя разбегаются по площадке и становятся лицом к стене (если играют в помещении) или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками тихо меняются местами. Руководитель дает сигнал: “Все к своим флажкам!” Играющие открывают глаза, быстро бегут к своему флажку и опять образуют кружок. Побеждает группа, построившаяся в кружок первой. Можно построить игроков в затылок к дежурному в колонну по одному.

Правила. 1. Играющим нельзя открывать глаза до сигнала “Все к своим флажкам!” Если игрок откроет глаза преждевременно, то его группа проигрывает. 2. Игроки с флажками должны обязательно изменить места. Если они этого не сделают, то победа их группе не засчитывается.

Варианты игры. 1. Когда играющие разбегутся, им можно предложить встать в одну шеренгу перед преподавателем и выполнять за ним разные движения. В это время дежурные с флажками, находясь сзади них, меняются местами. По сигналу “К своим флажкам!” все бегут к своим дежурным.

2. Играющие под музыку или пение двигаются за преподавателем и на ходу повторяют за ним разные движения. По сигналу все занимают места около своих флажков.


МАРИАННА ЛЫНСКАЯ

СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Комплексы упражнений

для преодоления артикуляционной апраксии

у детей

ПАРАДИГМА

Лынская М.И.

Л88 Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика:

Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста / М.И. Лынская. - М.: ПАРАДИГМА, 2016. - 28 с.
ISBN 978-5-4214-0040-0
Методическое пособие включает в себя обоснование и описание авторского метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики. Тематическое планирование позволяет включать комплексы в групповые и индивидуальные занятия в дошкольных учреждениях. Упражнения, представленные в книге, направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата , речевого дыхания в игровой форме, без использования зеркала (что особенно важно для детей с аутизмом), с опорой на базовые виды чувствительности. Пособие может использоваться родителями и логопедами, работающими с детьми, имеющими алалию, разные формы детского церебрального паралича и нарушения поведения.

УДК 376.1

ББК 743

ISBN 978-5-4214-0040-0 © Лынская М.И., 2015

© ПАРАДИГМА, 2015

© Оформление. ПАРАДИГМА,2015

Организация проведения занятий5

Комплекс упражнений № 1 «Морская прогулка»11

Комплекс упражнений № 2 «Овощи и фрукты»12

Комплекс упражнений № 3 «Техномир»13

Комплекс упражнений № 4 «Сказочный мир»14

Комплекс упражнений № 5 «Ароматный мир»15

Комплекс упражнений № 6 «Что из чего?»16

Комплекс упражнений № 7 «Путешествие в лес»17

Комплекс упражнений № 8 «Поездка в деревню»18

Комплекс упражнений № 9 «Поварское дело»19

Комплекс упражнений № 10 «Лечебное дело»20

Комплекс упражнений № 11 «Комната страха»21

Комплекс упражнений № 12 «Домашний очаг»22

Комплекс упражнений № 13 «Цветные сны»23

Комплекс упражнений № 14 «Вспоминая традиции»24

Комплекс упражнений № 15 «Феи и пираты»25

Комплекс упражнений № 16 «Среда обитания»26

ВВЕДЕНИЕ
Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции и др. Для детей с алалией с помощью артикуляционных упражнений решаются задачи по преодолению апраксии: ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых слов; становлению слогового ритма и пр. Зачастую детям младшего дошкольного возраста не интересны предлагаемые в литературе традиционные артикуляционные упражнения. Многие из них предназначены для детей более старшего возраста и используются на подготовительном этапе в работе по коррекции звукопроизношения. Мы предлагаем систему упражнений, направленных в первую очередь на преодоление апраксии. В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно (с помощью взрослых), постепенно переходя к самостоятельному выполнению.

В пособии предлагаются комплексы игровых артикуляционных упражнений, представленных на основе тематического планирования с использованием продуманной системы визуализации, сенсорной интеграции, куклотерапии и сказкотерапии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ
Описанные комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или же являться самостоятельными занятиями, т.к. при неоднократном повторении каждого упражнения на один комплекс уходит до 30 минут. Простота и отсутствие специализации позволяет использовать данные комплексы как с детьми без речевых нарушений с целью развития артикуляционных возможностей для подготовки к школе, улучшения дикции, так и с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы , интеллекта и пр. В этих случаях, целью занятий с использованием данных комплексов будет общее улучшение речевых возможностей, подготовка к овладению навыками письма и чтения.

Развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал, пересыпая его, нюхая и пробуя на вкус; кроме того, сенсорный поднос становится игровым ландшафтом во время проведения сказкотерапевтического массажа;

Ритмизировать деятельность детей: ведь регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для детей, не понимающих речь);

Развить чувство эстетики и художественный вкус;

Обеспечить интерактивное взаимодействие с игровым материалом и коммуникацию между участниками занятия.

Сенсорный поднос представляет собой красивый поднос (желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из экологичных, фактурных материалов), на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства. Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса. Пример одного из таких подносов представлен на обложке книги.

Перед началом каждого занятия ребенок должен получить «питание» в рамках индивидуальной «сенсорной диеты»

(сенсорная диета – сбалансированная деятельность, способствующая получению ребенком разнообразных сенсорных стимулов н развитию адаптивных ответов нервной системы на сенсорные стимулы). Эти мероприятия могут включать в себя:

-- прием одного стакана воды , либо жидкости, связанной с темой комплекса упражнений (фруктового сока, ароматного чая и т.п.), в т.ч. с использованием бутылочки с соской;

Жевание кураги, мармелада, фруктовых батончиков и пр.;

Висение на руках или принятие положения вверх ногами;

Массаж языка и щек, чистка зубов с помощью виброщетки;

- «тактильный ввод», выполняемый родителями, тьютором и пр. в виде поглаживания/растирания рук, спины, щек, головы разнообразными мочалками, массажерами, кистями для макияжа и пр.

Ввод обонятельной информации осуществляется посредством ароматизации помещения с помощью подобранных индивидуально эфирных масел.

Предлагаемые комплексы взрослый может демонстрировать детям от лица перчаточный куклы (герой выбирается в соответствии с тематикой комплекса), создавая дополнительную мотивацию к занятиям.

Для детей, начиная с 4 лет, каждое упражнение необходимо выполнять более 3 раз, лучше используя дополнительную визуализацию в виде песочных часов, игрового кубика (например, «сделаем столько раз, сколько точек покажет кубик» или «будем выполнять, пока сыпется песок»). Также игровыми приемами для обеспечения нужного количества повторений упражнений могут стать:

Найти деревянные и т.п. цифры в сенсорных коробках (контейнерах с различными наполнителями). Найденная цифра означает количество повторений;

Повторить упражнение нужное количество раз, соответствующее цифре, написанной на ракушке, камне, яблоке и др. природном материале, находящемся в непрозрачно мешочке. Задача ребенка - достать предмет, узнать и выполнить упражнение;

Выловить шарик для настольного тенниса с помощью столовой ложки из воды, на шарике предварительно перманентным маркером написана цифра, обозначающая количество повторений;


    использовать «пальцеход»: нажимать пальцем на пуговицу в ряду нашитых на лоскуток ткани ; ракушку, наклеенную на картон и т.п.: выполнять упражнение столько раз, сколько элементов в «пальцеходе».
Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей, эмоционально окрашенных речевых интенций используется визуализированная система поощрений и порицания. По результатам каждого занятия педагог показывает ребенку карточку определенного цвета:

Зеленую (в случае, если ребенок старался, не мешал проведению занятия, выполнил почти все упражнения);

Желтую (ребенок отказывался от выполнения заданий, мешал педагогу, но не на протяжении всего занятия, а иногда);

Красную (ребенок вел себя агрессивно: ругался, кусался, дрался, отбирал материал и пр.; отказался от выполнения упражнений, мешал педагогу) карточку.

Получение зеленой карточки также означает получение конфеты/любого другого лакомства. Получение желтой - половина лакомства, невозможность сделать его выбор, а предложение жестко регламентированного вида. Получение красной - отсутствие лакомства. Со временем взрослому станет легче регулировать поведение ребенка во время занятия за счет озвучивания: «Я злюсь, потому что мне мешает твой громкий голос. У тебя будет красная карточка» или «Посмотрите, как старается Таня, у нее будет зеленая карточка» .

Каждое занятие начинается и заканчивается коммуникационной потешкой/фольклорной игрой для создания общего настроя, привлечения внимания, сосредоточения на занятии и ритмизации деятельности. Например, детям предлагается выбрать из корзины мячик, покатать его в руках и по частям тела, приговаривая: «По кругу, по кругу наш мячик бежит. По кругу, по кругу бежит и спешит: на длинную руку спешит закатиться, на шею перекатиться...».

До начала занятия родителем или логопедом проводится классический массаж лицевой и артикуляционной мускулатуры. Последовательность движений снизу вверх - от шеи ко лбу. Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы , по месту прикрепления мышц. Если логопедом определена необходимость расслабления мышц, то движения должны быть глубокими и медленными; если необходимо тонизирование мышц – быстрые и поверхностные. Выполняются следующие движения: поглаживание, разминание, перетирание, растягивание, вибрация, надавливание, поколачивание, пощипывание. Массаж всегда завершается Улаживанием. Язык массируется в основном продольными движениями от корня к кончику языка, по середине и с боков. Кончик языка массируется отдельно, ему уделяется наибольшее внимание, массируется круговыми движениями по часовой стрелке. Губы массируются в направлении от центра к углам. Традиционные схемы логопедического массажа описаны во многих методических пособиях, мы не ставили перед собой цель освещать их в этом издании.

Также рекомендуем сочетать проведение артикуляционной гимнастики с «прищепочным массажем» (ДедюхинаГ.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д.). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток головного мозга. Продолжительность процедуры: от 3 до 10 минут, по следующей схеме: 1-3 дни - большой палец; 4-6 дни - большой и указательный пальцы; 7-9 дни - большой, указательный и средний пальцы. Затем нагрузки снижаются до минимальных по этой же схеме. Для массажа используются прищепки разных цветов и форм.

По окончанию комплекса активных упражнений проводится игровой массаж и рассказывается сказка (вариативно: с использованием игровых фигурок и сенсорного подноса в качестве игрового ландшафта). Игровой массаж - это разнообразные движения в соответствии с текстом. Например, нажимание кулаками по спине ребенка - «слон идет», волнообразные движения - «море волнуется» и пр. Подобные массажи можно найти у Е. Железновой или в книге М. Серебряковой «Игровые массажики и весёлые раскраски». Эти массажики способствуют развитию воображения, игрового взаимодействия со взрослым, тактильного и проприорецептивного восприятия и, конечно, речи.

Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом), как в традиционной системе. Основываясь на принципах сенсорной интеграции, артикуляционные упражнения мы рекомендуем проводить:


    сидя на большом мяче (фитболе);

    сидя на балансировочной табуретке с одной ножкой, стоя на балансировочном диске;

    Динамические артикуляционные упражнения выполнять на качелях.

3а счет подключения обоняния, вкуса, тактильной и вестибулярной чувствительности мы обеспечиваем дополнительную обратную связь. При этом, если ребенок может осуществлять дополнительный контроль с помощью зеркала, это стоит сделать. Однако работа с зеркалом не возможна для детей с аутичным спектром , с такими детьми использование сенсорно-интегративной гимнастики порой становится единственно возможным способом для проведения упражнений.

Таким образом, развитие сенсорной интеграции во время занятий обеспечивается:

Упражнениями из «сенсорной диеты»;

Игровым взаимодействием с сенсорными подносами;

Проведением игровых массажиков;

Использованием материалов, имеющих обонятельные и вкусовые свойства (продуктов питания, специй). Использование специй в качестве материалов способствует более длительному сохранению проприорецептивных ощущений, возникающих во время упражнений.

В качестве завершающего занятие игрового упражнения можно использовать тематические свечи для задувания.

Таким образом, выполняя упражнения из предложенных комплексов, решаются следующие задачи:

Активизируется небно-глоточное смыкание, что способствует устранению гиперназализации;

Растягивается подъязычная складка («уздечка») языка, позволяя выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;

Дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;

Улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует улучшению четкости произношения;


    повышается качество обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.
Весь материал для проведения занятий индивидуален, перед началом занятия проходит санитарно-гигиеническую обработку с помощью специализированных средств для обработки логопедических зондов , а также в стерилизационном оборудовании.

Обращаем внимание, что предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков. Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука, описанные в других методических пособиях.

Комплекс упражнений № 1

«Морская прогулка»

Во время занятия целесообразно включение аудиозаписи с моря, а в качестве поощрения можно использовать шоколадные конфеты в виде морских обитателей или ракушек.


Актуализируемый образ/Дополнительная задача

Действие

Необходимые

материалы


Удержание русалки за хвост

Губами удержать веточку укропа

Ветки укропа в малень­кой вазочке

Моллюски, выполза­ющие из ракушек

Облизывание крупных раку­шек с разной поверхностью

Морские раковины

Тризубец Тритона

Покалывание языка вилкой

Одноразовые вилочки по количеству детей

Проверяем надеж­ность спасательных кругов

Жевать прорезыватели и трейнеры

Трейнеры чуви-табс, ре­зиновые груши, ложки- прорезыватели и пр.

Поднятие на волнах морской пены

Выталкивание марлевой сал­фетки языком из-за щеки

Марлевые салфетки

Обстрел пиратского корабля

Оплевывание с губ и/или кончика языка горошин ду­шистого перца

Душистый перец горош­ком

Открытие бутылки с посланием

Выплевывание бутылочной пробки, зажатой между гу­бами

Пробки по количеству детей

Качание корабля по волнам

Поднятие языком бусины по нитке

Бусины на вощеных или замшевых шнурах

Морская вода

Глотание капелек соленой воды из пипетки на корень языка

Пузырьки с соленой во­дой и пипетки

Подзорная труба

Поочередное закрывание глаз

Раздуваем паруса у кораблей

Дуть на белые бумажные салфетки

Бумажные

Подвижная игра "Гонка мячей по кругу».

Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.

Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.

Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.

Правила

1. Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу.

2. Мяч разрешается только перебрасывать.

3. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.


Игра "Гонка мячей"

Указания к проведению

Для игры необходимо два мяча разного цвета. Чтобы дети поняли правила игры, сначала надо провести ее с небольшой группой (8-10 человек). Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Ему нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется - сделать шаг вперед или присесть.

Вариант 1

Дети встают в круг, рассчитываются на первые и вторые номера. Два игрока, стоящие рядом,- ведущие, они берут мячи и по сигналу бросают их один в правую, другой в левую сторону по кругу игрокам с тем же номером, т. е. через одного. Побеждает команда, у которой мяч быстрее вернется к ведущему.

Вариант 2

Участники игры встают по кругу на расстоянии шага один от другого и рассчитываются на первые и вторые номера. Два игрока, стоящие рядом,- ведущие. Они берут мячи и по сигналу бегут в противоположные стороны за кругом. Обежав круг, встают на свое место, быстро передают мяч игрокам с тем же номером, т. е. через одного. Игра продолжается.

Побеждает команда, игроки которой первыми пробегут с мячом по кругу и меньше уронят мячей.


Вариант игры "Гонка мячей"

Правила

1. Играющему разрешается передавать мяч игроку своей команды, только когда он встанет на свое место.

2. Мяч игроки друг другу должны перебрасывать.

3. Бежать разрешается только за кругом.

Подвижная игра «Мячик кверху»

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.


Игра "Мячик кверху"

Правила

1. Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху!»

2. Водящему разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли.

3. Если кто-то из играющих после слов «Стой!» продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего.

4. Убегая от водящего, дети не должны прятаться за постройки или деревья.

Указания к проведению

Дети встают в круг близко друг к другу. Место водящего в центре круга лучше очертить небольшим кружком. Если водящий не поймал мяч, который далеко укатился, прежде чем кричать: «Стой!» , ему нужно догнать мяч и вернуться на свое место. Дети в игре должны быть очень внимательны, быстро реагировать на сигнал.

Вариант игры

Водящий стоит в центре круга и выполняет упражнение с мячом, дети считают до пяти. На счет «пять» они быстро разбегаются. Водящий кричит: «Стой!» - и бросает мяч в того из играющих, кто стоит ближе. Запятнанный становится водящим. Если он промахнулся, то должен догнать мяч, а дети в это время стараются убежать как можно дальше. На сигнал «Стой!» все останавливаются, водящий вновь старается осалить кого-нибудь.

ШЛЕПАНКИ

Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего, считают до 5: пятый - водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью), стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более 5, чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играть можно в 2-3 мяча, тогда выбирают 2-3 водящих.

ЗЕВАКА

Участники встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1-2 упражнения с мячом.

Правила

1. Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание.

2. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.

Указания к проведению

Эту игру лучше проводить с небольшим количеством участников. Мяч для игры можно взять любой величины, в зависимости от умений детей: чем меньше мяч, тем труднее его ловить и выполнять упражнения.

ОХОТНИК

Одного из детей по жребию выбирают охотником, все остальные игроки - дичь. Игра начинается так: охотник играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь!» Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника, остается на площадке и встает недалеко от охотника. Если близко от охотника нет дичи, он может передать мяч своему помощнику, и тот пятнает игроков.

Охотник неточно может бросить мяч, промахнуться. В этом случае играющие переходят на другие места. Охотник бежит за мячом, берет его, кричит: «Дичь!» - и все останавливаются. Игра продолжается до тех пор, пока у охотника не появится определенное количество помощников (по договоренности - от 3 до 5 человек).

Правила

1. Игрокам не разрешается двигаться после слова «Дичь!»

2. Играющие могут перейти на новое место, если при Передаче от охотника к помощнику мяч не был пойман, упал на землю.

3. Игрокам не разрешается прятаться от охотника за предметы.

4. Охотник должен выполнять разные упражнения с мячом.

Указания к проведению

Эту игру нужно проводить на большой площадке, иначе охотник и его помощники быстро переловят дичь. Для усложнения можно разрешить детям увертываться от мяча - отклоняться, приседать, подпрыгивать, но нельзя сходить с места.

СТОЙКИ

Дети встают у стены на расстоянии 4-5 шагов, у одного из них мяч. По сигналу он бросает мяч о стену и называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвали, ловит мяч и бросает его о стену, называя нового игрока, и т. д. Если игрок не поймал мяч, то он становится салкой. Ему нужно быстро поднять мяч и крикнуть: «Стой!» Так как дети в это время все разбегаются в разные стороны, на сигнал «Стой!» они останавливаются. Салка пятнает ближайшего игрока, запятнанный выходит из игры. Играющие идут к стене, салка начинает игру. Если же салка промахнулся, то, пока он бегает за мячом, играющие стараются убежать как можно дальше. Салка берет мяч, кричит: «Стой!» - и вновь пятнает играющих.

Игра продолжается, пока не будет осалена половина играющих.

Правила

1. Играющим разрешается ловить мяч с отскоком от земли.

2. Салка не должен сходить с места, когда он пятнает игрока.

ВЫБЕЙ МЯЧ ИЗ КРУГА (элементы футбола)

Участники игры встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга, руки держат за спиной. Водящий встает в центр, кладет мяч на землю и, ударяя ногой по нему, старается выкатить из круга. Играющие не пропускают мяч, отбивают его ногами водящему. Кто пропустит мяч, тот идет водить.

Правила

1. Играющие не должны касаться мяча руками.

2. Мяч игрокам разрешается отбивать так, чтобы он катился по земле.

3. Водящему не разрешается отходить от центра круга дальше чем на два шага.

Указания к проведению

В игре принимают участие не более 10 человек. Участникам нужно помнить, что мяч нужно подталкивать внутренней стороной стопы или носком. Нельзя сильно ударять по мячу. Если играющие хотят остановить мяч, прежде чем его передать водящему, лучше это сделать внутренней стороной стопы или подошвой, приподняв носок.

Вариант игры

Участники так же, как и в предыдущей игре, встают в круг, но спиной к центру. Водящих должно быть несколько человек, но не более 4. Цель игры - не пропустить мяч в круг.

ЗАЩИЩАЙ ГОРОД

Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага, у всех есть маленькие мячи. В середине круга построен городок, т. е. поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч.

Городок охраняют три сторожа. Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто, прокатывая мяч, собьет кеглю, встает на место сторожа.

Правила

1. Мяч игроки должны только прокатывать.

2. Нельзя пропускать отбитый сторожем мяч за круг; кто пропустил мяч, выходит из игры.

3. Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны круга на другую.

4. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой.

МЯЧ В ЛУНКЕ

Участники встают в круг, по считалке выбирают водящего, он стоит вместе с играющими. В центре круга в лунку кладут мяч. Участники, называя по имени водящего, говорят такие слова: «Коля, не спи, мяч быстрей бери!» Водящий бежит к лунке, а играющие в это время разбегаются. Берет мяч и кричит: «Стой!», называет одного из игроков по имени и бросает в него мяч. Если промахнется, то остается вновь королем, если попадет в игрока, то запятнанный становится королем. Игра повторяется; мяч кладут в лунку, водящий встает вместе с детьми в круг.

Правила

1. Водящий должен бежать за мячом только после слов: «Быстрей бери!»

2. Ему не разрешается задерживать мяч, сразу же после слова «Стой!» он должен назвать игрока по имени и бросить в него мяч.

ЗАЙЧИК

На площадке чертят большой круг. Одного из детей выбирают зайчиком, он идет в круг, а все участники игры стоят за кругом. Они бросают мяч друг другу, но так, чтобы он задел зайчика. Зайчик бегает по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто запятнает его, встает на место зайчика в круг.

Правила

1. Участники игры не должны заходить за границы круга.

2. Прежде чем передать мяч, нужно назвать по имени того, кто его должен поймать.

3. Передавать мяч нужно быстро, нельзя задерживать его в руках.

Указания к проведению

Играющих должно быть не более 10 человек; встают они по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Чем быстрее участники игры передают мяч, тем игра проходит интереснее и больше возможностей запятнать зайчика. Зайчик, по его желанию, может и поймать мячик. В этом случае игрок, чей мяч был пойман, встает в круг и выполняет роль зайчика.

РУССКАЯ ЛАПТА

Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. Посередине площадки отмечают игровое поле. С одной стороны игрового поля на расстоянии от 10 до 20 м находится город, а с другой - отводится место для кона.

По жребию игроки одной группы идут в город, а другой - расходятся по полю. Игру начинает ведущий из группы города. Он лаптой забивает мяч, бежит через поле за линию кона и снова возвращается в город. Во время перебежки игроки водящей команды (поля) стараются запятнать бегущего. Если им удается, они переходят в город. В противном случае игроки остаются на своих местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок и также бежит через поле за линию кона.

Однако не всегда удается игрокам сразу же вернуться в город. В этом случае они ждут, кто их выручит, а выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Может быть и такой вариант: если тот, кто пробил мяч, не смог сразу же перебежать за линию кона, он ждет, когда мяч пробьет следующий игрок; тогда за линию кона бегут одновременно два игрока.


Русская лапта

Правила

1. Игроки города подают мяч в поле по очереди; отбивающий мяч не должен переступать черту города; если в городе остался один игрок, а все остальные за чертой кона, то разрешается ему подать мяч 3 раза; ведущему разрешается пробить 3 мяча.

2. Игроки поля пятнают бегущего с того места, где поднят или пойман мяч; чтобы быстрее запятнать бегущего, разрешается мяч передавать игрокам своей партии.

3. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросить в поле рукой.

4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона; все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город; во время перебежки игрока города осалили.

Указания к проведению

Первое условие этой игры - дружное действие всех игроков партии и точное выполнение правил. Очень важно также правильно выбрать водящего: он должен хорошо владеть мячом, быть активным, следить за ходом игры, умело расставить игроков с учетом их умений.

Водящему лучше начинать игру первому - это позволит ему в дальнейшем наблюдать за ходом игры, помогать игрокам, а если нужно при случае, и выручить своих товарищей.

Играющие при подаче мяча должны смотреть, куда его направить: туда, где меньше игроков или где их нет совсем. Если игроки бегут в город, то мяч в поле нужно послать дальше к линии-кона; если же они бегут из города, то слабым ударом мяч подать так, чтобы он упал ближе к линии города.

КРУГОВАЯ ЛАПТА

На земле чертят круг - это город. Дети делятся на две равные группы: игроки одной идут в город, а другой - остаются в поле. Полевые игроки - водящие. Они с мячом отходят от города, и один из них его прячет. Затем они возвращаются к городу, держа руки кто за спиной, кто в карманах, кто под рубашкой, чтобы нельзя было догадаться, у кого мяч. Все они бегают вокруг города и приговаривают: «Я кого-то ударю, я кого-то ожгу!» Или: «Жигало, жигало!» Тот, у кого мяч, ждет удобного момента, чтобы осалить одного из играющих города. Если он бросил мяч и промахнулся, играющие города кричат: «Сгорел, сгорел!» - и он выходит из игры.

Если удар удачный, то полевые игроки разбегаются, запятнанный берет мяч и бросает его в убегающих. Ему нужно отыграться, запятнать одного из полевых игроков, чтобы игроки города остались на месте. Если он не отыгрывается, играющие меняются местами. Полевые игроки вновь прячут мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока одна группа не потеряет всех игроков.

Правила

1. Игрок города бросает мяч в убегающих, не выходя из круга.

2. Играющие не должны заходить за границу города; тот, кто переступил черту, выходит из игры.

3. Игроки водящей команды не должны задерживать мяч.

ПЕРЕБЕЖКИ

Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3-4 м и начинают перебрасывать мяч друг другу. Если ребенок не поймал мяч, он переходит в другую команду и встает за игроком, который бросил ему мяч. Выигрывает та команда, в которую больше перешло игроков.

Правила

1. Мяч игроки перебрасывают друг другу по порядку.

2. Тот, кто начнет игру, может придумать любое упражнение, а другие должны точно его повторять.

Указания к проведению

Если в игре принимает участие большое число детей, то нужно дать 2-3 мяча. Взрослый может взять руководство игрой на себя, подсказать детям, какое упражнение они должны выполнить.

САМЫЕ ЛОВКИЕ

Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга. Посередине площадки, между играющими, проводят линию. Водящий встает на линию, по его сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто поймал мяч, быстро бросает его в водящего. Если промахнется, то встает на линию и начинает водить. Если мяч попадет в водящего, то все играющие разбегаются, а водящий старается запятнать убегающих. Тот, кого он запятнал, встает на место водящего. Если же водящий промахнулся, то встает на линию и продолжает водить.


Игра "Самые ловкие"

Правила

1. Водящему разрешается бегать по линии из одного конца в другой.

2. Водящему разрешается ловить мяч, тогда он меняется местами с игроком, который его посылал.

Указания к проведению

В зависимости от умений играющих расстояние между командами может быть от 3 до 6 м. Лучше играть мячом средних размеров. Тот, кто ловит мяч, не должен стоять неподвижно. Ему нужно внимательно следить за направлением летящего мяча.

ВЫБЕЙ ШАР

На земле чертят клетки, на расстоянии 2 м по ту и другую сторону от них проводят линии кона. В каждой клетке лежит по 3-4 шара. Участники игры делятся на две команды и встают за линиями напротив клеток своего противника.

Игру начинают одновременно все игроки одной из команд. Они по сигналу прокатывают шары, забирают выбитые. Затем прокатывают шары игроки другой команды. Выигрывает та команда, игроки которой выбили больше шаров.


Игра "Выбей шар"

Правила

1. Прокатывая шары, играющие стоят за линией кона.

2. Участники игры выбивают шары поочередно.

Указания к проведению

У каждой команды шары своего цвета. Они могут быть деревянными, полиэтиленовыми. Можно игру проводить и с мячами. В клетках шары нужно располагать одинаково. Размеры клеток 50X50 см, располагают их на одной линии в шахматном порядке на расстоянии 30 см друг от друга.

ПИРАМИДКА

На площадке очерчивают круг диаметром 50 см. Один из играющих выбирается сторожем. Он стоит в середине круга, где из 7 небольших шаров установлена пирамидка. На расстоянии 2-3 м от круга проводят черту, от которой играющие поочередно бросают мяч или шар, стараясь сбить пирамидку. Тот, кто попадет в пирамидку и выбьет шары за пределы круга, получает от сторожа фишку. Когда играющие выбьют все шары, сторож строит новую пирамидку. Игра продолжается. Выигрывает тот, кто больше всех выбил шаров.


Игра "Пирамидка"

Правила

1. Играющие не должны заходить за черту.

2. Каждый бьет по пирамидке один раз, после чего передает очередь следующему.

3. Играющий получает фишку за каждый выбитый шар.

Указания к проведению

Мяч, которым играющие бьют, должен быть больше размером, чем шары в пирамиде. Устанавливают пирамиду по-разному: 5 шаров лежат на земле, а 2 сверху, или 6 лежат на земле, а седьмой сверху.

ВСТРЕЧА

На площадке проводят две линии на расстоянии 4-6 м. Играющие делятся на равные группы и встают друг против друга за линиями.

По сигналу все одновременно прокатывают друг другу шары или мячи, но так, чтобы они встретились. Детям, чьи шары встретились, ведущий дает по одной фишке. Выигрывает пара, у которой в конце игры окажется больше фишек.

Количество повторений игры по договоренности.


Игра "Встреча"

Указания к проведению

Площадка, где проводится игра, должна быть ровная. Увеличивать расстояние между играющими нужно постепенно. Эта игра требует от детей большого внимания и умения целесообразно распределять усилия при отталкивании шара в зависимости от расстояния. Детям нужно подсказать, что, чем больше расстояние прокатывания, тем энергичнее должен быть толчок по шару.

Вариант 2

В центре площадки ставят флажок или любой другой предмет. На расстоянии 1 м от флажка с двух сторон проводят две линии, затем на расстоянии 1 м от этих линий проводят вторую пару и, наконец, третью пару линий на расстоянии 1 м от второй.


Вариант игры "Встреча"

Играющие делятся на равные группы и встают друг против друга за последними линиями. По сигналу ведущего все дети одновременно прокатывают шары (мячи) друг другу, но так, чтобы они обязательно встретились в центре. Играющие, чьи "шары (мячи) встретились, переходят на вторую линию, а затем на первую. Побеждают пары, игроки которых первыми вышли на первую линию.


Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении.

Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему.

Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.

Правила

1. Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу.

2. Мяч разрешается только перебрасывать.

3. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.


Игра "Гонка мячей"

Указания к проведению

Для игры необходимо два мяча разного цвета. Чтобы дети поняли правила игры, сначала надо провести ее с небольшой группой (8-10 человек). Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Ему нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется - сделать шаг вперед или присесть.

Вариант 1

Дети встают в круг, рассчитываются на первые и вторые номера. Два игрока, стоящие рядом,- ведущие, они берут мячи и по сигналу бросают их один в правую, другой в левую сторону по кругу игрокам с тем же номером, т. е. через одного. Побеждает команда, у которой мяч быстрее вернется к ведущему.

Вариант 2

Участники игры встают по кругу на расстоянии шага один от другого и рассчитываются на первые и вторые номера. Два игрока, стоящие рядом,- ведущие. Они берут мячи и по сигналу бегут в противоположные стороны за кругом. Обежав круг, встают на свое место, быстро передают мяч игрокам с тем же номером, т. е. через одного. Игра продолжается.

Побеждает команда, игроки которой первыми пробегут с мячом по кругу и меньше уронят мячей.



Вариант игры "Гонка мячей"

Правила

1. Играющему разрешается передавать мяч игроку своей команды, только когда он встанет на свое место.

2. Мяч игроки друг другу должны перебрасывать.

3. Бежать разрешается только за кругом.

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"
Художники Е. Н. Рудько, И. С. Слуцнер

Подвижные игры для развития навыка ловли и передачи мяча

При обучении передачам мяча преподавателям следует чаще вводить в занятие подвижные игры. Ведь долгая отработка отдельных упражнений в парах, тройках, у стены и т. п. быстро утомляет детей, а игра позволяет отработать необходимые задания на фоне утомления. Игры лучше всего использовать в заключительной части занятия, предварительно объяснив правила и дав игрокам соответствующие инструкции.

«Гонка мячей по кругу»

Игроки, заранее разделившись на две команды, выстраиваются в круг, встав через одного. Два игрока с мячами из разных команд располагаются на противоположных концах. Команды передают мяч через одного, т. е. внутри своей команды. Задача: выполняя быстрые и точные передачи, обогнать мяч команды соперника. Для удобства лучше использовать разные по цвету мячи.

Вариант: две команды образуют два разных круга и передают мяч последовательно каждая в своем кругу. Чья команда быстрее пройдет передачами 5 кругов? То же самое можно делать в шеренгах или колоннах.

«Салки передачами»

Два водящих игрока с помощью передач друг другу должны осалить одного, другого, третьего из участников, увертывающихся при движении по площадке от мяча водящего. Осаленным считается лишь тот участник, к которому приблизился водящий и коснулся его мячом, находящимся у него в руках. Как только все участники игры будут осалены, пары водящих меняются.

«Десять передач»

Игра проводится на половине площадки. Соревнуются две команды по 4–6 человек. Игроки команды, владеющие мячом, передают, двигаясь в любом направлении по площадке, мяч друг другу. Соперники пытаются этот мяч перехватить и, если им это удается, уже сами его контролируют. Побеждает команда, которой удалось продержать мяч с помощью 10 передач подряд. Как только команде с мячом удалось это сделать, ей присуждается одно очко.

Варианты: можно играть не до 10, а до 20 передач подряд; не на половине, а на всей площадке, набирать, например, наибольшее общее количество передач (а не подряд); выполнять броски в корзину соперника после того, как команда набрала необходимое количество передач.

«Живая цель»

В середине круга диаметром 8–10 метров находится водящий, а играющие – за кругом. Игроки, перебрасывая мяч, стараются «запятнать» водящего (можно целиться только ниже пояса). «Запятнавший» игрок идет на место водящего. Водящий уворачивается от мяча любыми движениями (бег, прыжки, приседания) в пределах круга.

Вариант: водящий охраняет «крепость», расположенную за его спиной (небольшое сооружение из гимнастических палок или кеглю), в которую и стремятся попасть играющие. Для большего азарта можно ввести ограничение времени (например, 24 секунды).

«Передал – садись»

Равные команды в колоннах за чертой. Капитаны впереди на расстоянии 4–5 метров лицом к командам с мячом. По сигналу капитаны команд передают мяч первым игрокам своей команды. Те, поймав мяч, передают обратно и тотчас приседают. Затем передача следующему игроку и т. д. Игра завершается в тот момент, когда последний игрок, передав мяч капитану, приседает, а капитан, поймав мяч, поднимает его вверх.

Вариант: после того как капитан поймал мяч от последнего присевшего в колонне игрока, место капитана занимает игрок, стоящий в колонне первым, а капитан встает в конец колонны и т. д. Игра заканчивается, когда капитан вновь займет свое место.

«Мяч капитану»

Две команды по 6–7 игроков. Один из игроков (капитан) встает в круг (диаметр – 2 м). Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные игроки располагаются произвольно. Команда, завладевшая мячом, передавая мяч друг другу, старается подвести его к кругу и передать своему капитану. Выигрывает команда, капитан которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5–10 минут).

«Нетбол»

Эта игра очень популярна в Великобритании, Австралии и других странах (особенно среди девушек). Порой ее называют «женским баскетболом». Зарубежные тренеры считают нетбол неплохим подспорьем для обучения баскетболу.

В нетбол играют мячом, по размеру схожим с мини-баскетбольным. Цель игры – забить мяч в кольцо соперника. Кольцо диаметром 39 см крепится к вертикальной стойке на высоте 305 см (без щита), которая расположена в полукруге радиусом 4,9 метра. Это – площадь ворот (кольца). Размер площадки: 30,5 метра в длину и 15 м 25 см в ширину. Вся площадка разделена на три равных доли (трети игрового поля): треть защиты, центральную треть и треть нападения. В центре площадки расположен центральный круг радиусом 90 см (см. рисунок).

Игра состоит из четырех периодов по 15 минут «грязного» времени. Перерыв между первым и вторым периодом, равно как и между третьим и четвертым, – 3 мин., по окончании половины встречи – 5 мин. В случае травмы или иной крупной задержки встречи судьи добавляют 2 мин. игрового времени.

В составе каждой команды 7 человек (с запасными может быть 12). Каждый игрок может играть только в своем амплуа, и у него есть своя площадь, где он может играть. Амплуа игроков написаны на форме участников спереди и сзади их начальными буквами (GS, GA, WA, C, WD, GD, GK).

Goal Shooter (GS) – снайпер. Зона игры – треть нападения и площадь ворот соперника.
Goal Attack (GA) – нападающий. Зона игры – центральная треть площадки и треть нападения, включая площадь ворот соперника. Только эти два игрока могут наносить броски по кольцу соперника.
Wing Attack (WA) – фланговый нападающий. Зона игры – центральная треть и треть нападения, исключая площадь ворот соперника.
Center (C) – центральный игрок (не путать с центровым в баскетболе). Это главный связующий игрок. У него самая большая зона охвата – он может играть везде, кроме площадей ворот.
Wing Defense (WD) – фланговый защитник. Зона игры – центральная треть и треть защиты.
Goal Defense (GD) – защитник. Зона игры – центральная треть и треть защиты, включая площадь ворот.
Goal Keeper (GK) – вратарь. Зона игры – площадь ворот и треть защиты.

Нетрудно заметить, что зона игры защитников пересекается с зоной игры нападающих. В нетболе применяется личная система защиты. Фланговый защитник опекает флангового нападающего, центральные игроки – друг друга, вратарь – снайпера, защитник – нападающего и наоборот.

В игре применяются основные правила баскетбола, но главное отличие – запрещается ведение мяча. Мяч можно передавать между игроками своей команды, в том числе и с отскоком от площадки, а бросать в кольцо – только из площади ворот. За каждое попадание начисляется одно очко. Во время броска опекающий защитник должен находиться на расстоянии 90 см от бросающего, выпрыгивать и накрывать мяч он может лишь после того, как мяч «оторвется» от руки форварда. За технические нарушения (задержка мяча, пробежка, ведение, нарушения границ зоны игры определенным игроком) владение мячом передается другой команде. За неспортивные нарушения (фолы игровые и дисциплинарные) назначается штрафной бросок или пас с места нарушения. В этом случае игроки команды соперника не имеют права препятствовать броску или передаче до тех пор, пока мяч не будет введен в игру.

Вариант: у нас в стране эта игра не сыскала популярности, однако, учитывая то, что правила игры, ее продолжительность, размеры площадки очень близки к баскетбольным, нетбол можно взять на вооружение специалистам при обучении передачам мяча и взаимодействиям игроков. Опираясь на вышеизложенные правила, можно допустить любой возможный синтез этой игры в тренировочный процесс. Например, при игре 5 на 5 выделить двух нападающих (центровой и тяжелый форвард), которые могут совершать броски без отскока от щита, находясь внутри линии дальних бросков; двух защитников, их опекающих, и одного разыгрывающего. При этом ведение мяча полностью исключается. Можно также разрешить дальние броски игрокам задней линии.

Баскетбол без ведения

Две команды играют по правилам баскетбола, исключая ведение мяча.

Вариант: ведение можно исключить на половине площадки соперника или, наоборот, на своей половине площадки. Можно играть в одно кольцо 5 на 5 или 3 на 3. Можно также использовать ведение мяча лишь после того, как команда набрала определенное количество (5 или 10) передач.

Зонный баскетбол

Играют три команды по правилам предыдущей игры. Одна команда, белая (см. рисунок), нападает, а две других защищаются. При этом одна из команд контролирует одну половину поля, вторая – другую. Игроки команд защиты не могут переходить на половины площадок друг друга.

Игра очень эффективна при отработке навыков противодействия зонному прессингу, зонной и личной защите. После определенного количества атак или отведенного времени команды меняются ролями.

Вариант: так же, как и в предыдущей игре, можно разрешить ведение мяча на одной из половин площадок или после набора определенного количества передач.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать определенные выводы о том, что передачам мяча следует уделять большое внимание в процессе технической подготовки баскетболистов.

На начальном этапе этот технический элемент является стержнем всех групповых взаимодействий игроков. Поэтому не случайно, что многие авторы (Костикова Л. В., 2002; Кузин В. В., Полиевский С. А., 1999) рекомендуют большой подбор упражнений, направленных на укрепление навыков ловли и передач мяча. На начальном этапе обучения следует больше включать упражнений игрового плана, а также подвижные игры с передачами мяча. Это позволит начинающим спортсменам быстрее перейти к следующему важному моменту методики – быстрому и точному выполнению передач и ловли мяча. Многие подвижные игры с передачами мяча будут также полезны и при обучении определенным групповым взаимодействиям игроков.

Не следует также забывать об отработке техники передач мяча и в группах спортивного совершенствования. Безусловно, подбор упражнений будет другим, чем в группах начальной подготовки. Но не следует пренебрегать и игровыми заданиями. Ведь игра – это не только средство для игроков выплеснуть свои эмоции, но еще и способ отработки определенных тактических схем и взаимодействия.

Следует принять во внимание, что лучше всего использовать упражнения в передачах и ловле мяча в первой части занятия, после разминки, хорошо разогрев кисти и пальцы рук. После этого можно переходить к отработке взаимодействий игроков, в основе которых все равно лежит точная, своевременная и быстрая передача мяча. Удачи вам!

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физкульутры
МОСКВА

Что еще почитать