Фигурное катание — особенности спорта. Фигурное катание

Среди мужчин фигуристов.

С 2014 года в программу Олимпийских игр включены командные соревнования по фигурному катанию.

История

Однако рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа , а не из кости . По данным исследований, впервые это произошло в Голландии , в XII -XIV веке . Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи, в Эдинбурге ( г.). Там же были разработаны и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» ( г.), в котором описал все основные фигуры, известные на то время .

«… он (Джексон Гейнц) показал изумленным европейцам совершенно неожиданные возможности исполнения связных последовательностей, стремительнейших фигур и элегантных ритмических танцев в красивейших постановках и грациознейших движениях тела. Влияние его искусства было колоссально. Оно послужило тем толчком, который вызвал огромный качественный скачок вперед и привел впоследствии к образованию новой формы проявления искусства».

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

История дисциплин

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников , женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине - англичанке Медж Сайерс .

История фигурного катания в России

Парное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.

В парном катании наряду с традиционными элементами (шаги , спирали , прыжки) есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: поддержки , подкрутки , выбросы , тодесы , совместные и параллельные вращения . Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.

В парном катании так же, как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа - короткой и произвольной программах .

Спортивные танцы

Синхронное катание

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) - до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) - 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) - 14 лет и старше .

Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.

В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки , прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.

Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Правила и снаряжение

Все требования к программам (общие правила, специальные правила и технические правила) оговариваются и закрепляются в положениях ИСУ на каждый сезон соревнований по фигурному катанию.

Основные элементы фигурного катания

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элемента: шаги , спирали , вращения и прыжки . Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки , подкрутки , выбросы , тодесы в парном катании.

Шаги

Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц - к зубцовым.

Фигурное катание как физкультура

Существуют неквалификационные соревнования для бывших спортсменов и людей, освоивших коньки в зрелом возрасте. Если участников немного, мужчины и женщины могут иметь общий зачёт (разделение идёт по уровню катания - например, «пре-бронзовым» разрешены прыжки до одного оборота, кроме лутца ), если много - в дополнение к уровню делят по возрасту. Одиночников обычно делят на четыре-пять групп, пары - на две-три. Одиночники и пары откатывают одну укороченную программу, танцоры - два танца. На таких соревнованиях бывают необычные дисциплины - например, танцы в одиночку, импровизация (участники прослушивают музыку, после чего им даётся полчаса на создание программы) или обязательные фигуры .

См. также

  • Медалисты чемпионатов Четырёх континентов по фигурному катанию

Напишите отзыв о статье "Фигурное катание"

Примечания

Ссылки

  • , утверждены Приказом Минспорттуризма России от 30 декабря 2010 г. № 1299.

Отрывок, характеризующий Фигурное катание

Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.
Во втором акте были картины, изображающие монументы и была дыра в полотне, изображающая луну, и абажуры на рампе подняли, и стали играть в басу трубы и контрабасы, и справа и слева вышло много людей в черных мантиях. Люди стали махать руками, и в руках у них было что то вроде кинжалов; потом прибежали еще какие то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили, и за кулисами ударили три раза во что то металлическое, и все стали на колена и запели молитву. Несколько раз все эти действия прерывались восторженными криками зрителей.
Во время этого акта Наташа всякий раз, как взглядывала в партер, видела Анатоля Курагина, перекинувшего руку через спинку кресла и смотревшего на нее. Ей приятно было видеть, что он так пленен ею, и не приходило в голову, чтобы в этом было что нибудь дурное.
Когда второй акт кончился, графиня Безухова встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена), пальчиком в перчатке поманила к себе старого графа, и не обращая внимания на вошедших к ней в ложу, начала любезно улыбаясь говорить с ним.
– Да познакомьте же меня с вашими прелестными дочерьми, – сказала она, – весь город про них кричит, а я их не знаю.
Наташа встала и присела великолепной графине. Наташе так приятна была похвала этой блестящей красавицы, что она покраснела от удовольствия.
– Я теперь тоже хочу сделаться москвичкой, – говорила Элен. – И как вам не совестно зарыть такие перлы в деревне!
Графиня Безухая, по справедливости, имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально.
– Нет, милый граф, вы мне позвольте заняться вашими дочерьми. Я хоть теперь здесь не надолго. И вы тоже. Я постараюсь повеселить ваших. Я еще в Петербурге много слышала о вас, и хотела вас узнать, – сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой. – Я слышала о вас и от моего пажа – Друбецкого. Вы слышали, он женится? И от друга моего мужа – Болконского, князя Андрея Болконского, – сказала она с особенным ударением, намекая этим на то, что она знала отношения его к Наташе. – Она попросила, чтобы лучше познакомиться, позволить одной из барышень посидеть остальную часть спектакля в ее ложе, и Наташа перешла к ней.
В третьем акте был на сцене представлен дворец, в котором горело много свечей и повешены были картины, изображавшие рыцарей с бородками. В середине стояли, вероятно, царь и царица. Царь замахал правою рукою, и, видимо робея, дурно пропел что то, и сел на малиновый трон. Девица, бывшая сначала в белом, потом в голубом, теперь была одета в одной рубашке с распущенными волосами и стояла около трона. Она о чем то горестно пела, обращаясь к царице; но царь строго махнул рукой, и с боков вышли мужчины с голыми ногами и женщины с голыми ногами, и стали танцовать все вместе. Потом скрипки заиграли очень тонко и весело, одна из девиц с голыми толстыми ногами и худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж, вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую. Все в партере захлопали руками и закричали браво. Потом один мужчина стал в угол. В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был Duport, получавший 60 тысяч в год за это искусство.) Все в партере, в ложах и райке стали хлопать и кричать изо всех сил, и мужчина остановился и стал улыбаться и кланяться на все стороны. Потом танцовали еще другие, с голыми ногами, мужчины и женщины, потом опять один из царей закричал что то под музыку, и все стали петь. Но вдруг сделалась буря, в оркестре послышались хроматические гаммы и аккорды уменьшенной септимы, и все побежали и потащили опять одного из присутствующих за кулисы, и занавесь опустилась. Опять между зрителями поднялся страшный шум и треск, и все с восторженными лицами стали кричать: Дюпора! Дюпора! Дюпора! Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя.
– N"est ce pas qu"il est admirable – Duport? [Неправда ли, Дюпор восхитителен?] – сказала Элен, обращаясь к ней.
– Oh, oui, [О, да,] – отвечала Наташа.

В антракте в ложе Элен пахнуло холодом, отворилась дверь и, нагибаясь и стараясь не зацепить кого нибудь, вошел Анатоль.
– Позвольте мне вам представить брата, – беспокойно перебегая глазами с Наташи на Анатоля, сказала Элен. Наташа через голое плечо оборотила к красавцу свою хорошенькую головку и улыбнулась. Анатоль, который вблизи был так же хорош, как и издали, подсел к ней и сказал, что давно желал иметь это удовольствие, еще с Нарышкинского бала, на котором он имел удовольствие, которое не забыл, видеть ее. Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще, чем в мужском обществе. Он говорил смело и просто, и Наташу странно и приятно поразило то, что не только не было ничего такого страшного в этом человеке, про которого так много рассказывали, но что напротив у него была самая наивная, веселая и добродушная улыбка.
Курагин спросил про впечатление спектакля и рассказал ей про то, как в прошлый спектакль Семенова играя, упала.
– А знаете, графиня, – сказал он, вдруг обращаясь к ней, как к старой давнишней знакомой, – у нас устраивается карусель в костюмах; вам бы надо участвовать в нем: будет очень весело. Все сбираются у Карагиных. Пожалуйста приезжайте, право, а? – проговорил он.
Говоря это, он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия. Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ей совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах и она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца, как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята разговором с каким то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: «весело, ну я и рад».
В одну из минут неловкого молчания, во время которых Анатоль своими выпуклыми глазами спокойно и упорно смотрел на нее, Наташа, чтобы прервать это молчание, спросила его, как ему нравится Москва. Наташа спросила и покраснела. Ей постоянно казалось, что что то неприличное она делает, говоря с ним. Анатоль улыбнулся, как бы ободряя ее.
– Сначала мне мало нравилась, потому что, что делает город приятным, ce sont les jolies femmes, [хорошенькие женщины,] не правда ли? Ну а теперь очень нравится, – сказал он, значительно глядя на нее. – Поедете на карусель, графиня? Поезжайте, – сказал он, и, протянув руку к ее букету и понижая голос, сказал: – Vous serez la plus jolie. Venez, chere comtesse, et comme gage donnez moi cette fleur. [Вы будете самая хорошенькая. Поезжайте, милая графиня, и в залог дайте мне этот цветок.]
Наташа не поняла того, что он сказал, так же как он сам, но она чувствовала, что в непонятных словах его был неприличный умысел. Она не знала, что сказать и отвернулась, как будто не слыхала того, что он сказал. Но только что она отвернулась, она подумала, что он тут сзади так близко от нее.
«Что он теперь? Он сконфужен? Рассержен? Надо поправить это?» спрашивала она сама себя. Она не могла удержаться, чтобы не оглянуться. Она прямо в глаза взглянула ему, и его близость и уверенность, и добродушная ласковость улыбки победили ее. Она улыбнулась точно так же, как и он, глядя прямо в глаза ему. И опять она с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды.
Опять поднялась занавесь. Анатоль вышел из ложи, спокойный и веселый. Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Всё, что происходило перед ней, уже казалось ей вполне естественным; но за то все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто всё то было давно, давно прошедшее.
В четвертом акте был какой то чорт, который пел, махая рукою до тех пор, пока не выдвинули под ним доски, и он не опустился туда. Наташа только это и видела из четвертого акта: что то волновало и мучило ее, и причиной этого волнения был Курагин, за которым она невольно следила глазами. Когда они выходили из театра, Анатоль подошел к ним, вызвал их карету и подсаживал их. Подсаживая Наташу, он пожал ей руку выше локтя. Наташа, взволнованная и красная, оглянулась на него. Он, блестя своими глазами и нежно улыбаясь, смотрел на нее.

Только приехав домой, Наташа могла ясно обдумать всё то, что с ней было, и вдруг вспомнив князя Андрея, она ужаснулась, и при всех за чаем, за который все сели после театра, громко ахнула и раскрасневшись выбежала из комнаты. – «Боже мой! Я погибла! сказала она себе. Как я могла допустить до этого?» думала она. Долго она сидела закрыв раскрасневшееся лицо руками, стараясь дать себе ясный отчет в том, что было с нею, и не могла ни понять того, что с ней было, ни того, что она чувствовала. Всё казалось ей темно, неясно и страшно. Там, в этой огромной, освещенной зале, где по мокрым доскам прыгал под музыку с голыми ногами Duport в курточке с блестками, и девицы, и старики, и голая с спокойной и гордой улыбкой Элен в восторге кричали браво, – там под тенью этой Элен, там это было всё ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно. – «Что это такое? Что такое этот страх, который я испытывала к нему? Что такое эти угрызения совести, которые я испытываю теперь»? думала она.
Одной старой графине Наташа в состоянии была бы ночью в постели рассказать всё, что она думала. Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию. Наташа одна сама с собой старалась разрешить то, что ее мучило.
«Погибла ли я для любви князя Андрея или нет? спрашивала она себя и с успокоительной усмешкой отвечала себе: Что я за дура, что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его не увижу больше никогда, говорила она себе. Стало быть ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах Боже, Боже мой! зачем его нет тут»! Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять какой то инстинкт говорил ей, что хотя всё это и правда и хотя ничего не было – инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла. И она опять в своем воображении повторяла весь свой разговор с Курагиным и представляла себе лицо, жесты и нежную улыбку этого красивого и смелого человека, в то время как он пожал ее руку.

Анатоль Курагин жил в Москве, потому что отец отослал его из Петербурга, где он проживал больше двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которые кредиторы требовали с отца.
Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов; но только с тем, чтобы он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, которую он ему выхлопотал, и постарался бы там наконец сделать хорошую партию. Он указал ему на княжну Марью и Жюли Карагину.
Анатоль согласился и поехал в Москву, где остановился у Пьера. Пьер принял Анатоля сначала неохотно, но потом привык к нему, иногда ездил с ним на его кутежи и, под предлогом займа, давал ему деньги.
Анатоль, как справедливо говорил про него Шиншин, с тех пор как приехал в Москву, сводил с ума всех московских барынь в особенности тем, что он пренебрегал ими и очевидно предпочитал им цыганок и французских актрис, с главою которых – mademoiselle Georges, как говорили, он был в близких сношениях. Он не пропускал ни одного кутежа у Данилова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света. Рассказывали про несколько интриг его с московскими дамами, и на балах он ухаживал за некоторыми. Но с девицами, в особенности с богатыми невестами, которые были большей частью все дурны, он не сближался, тем более, что Анатоль, чего никто не знал, кроме самых близких друзей его, был два года тому назад женат. Два года тому назад, во время стоянки его полка в Польше, один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери.
Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека.
Анатоль был всегда доволен своим положением, собою и другими. Он был инстинктивно всем существом своим убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем как он жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего дурного. Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отозваться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка. Он был убежден, что как утка сотворена так, что она всегда должна жить в воде, так и он сотворен Богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе. Он так твердо верил в это, что, глядя на него, и другие были убеждены в этом и не отказывали ему ни в высшем положении в свете, ни в деньгах, которые он, очевидно, без отдачи занимал у встречного и поперечного.
Он не был игрок, по крайней мере никогда не желал выигрыша. Он не был тщеславен. Ему было совершенно всё равно, что бы об нем ни думали. Еще менее он мог быть повинен в честолюбии. Он несколько раз дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями. Он был не скуп и не отказывал никому, кто просил у него. Одно, что он любил, это было веселье и женщины, и так как по его понятиям в этих вкусах не было ничего неблагородного, а обдумать то, что выходило для других людей из удовлетворения его вкусов, он не мог, то в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову.
У кутил, у этих мужских магдалин, есть тайное чувство сознания невинности, такое же, как и у магдалин женщин, основанное на той же надежде прощения. «Ей всё простится, потому что она много любила, и ему всё простится, потому что он много веселился».
Долохов, в этом году появившийся опять в Москве после своего изгнания и персидских похождений, и ведший роскошную игорную и кутежную жизнь, сблизился с старым петербургским товарищем Курагиным и пользовался им для своих целей.
Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство. Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова.
Наташа произвела сильное впечатление на Курагина. Он за ужином после театра с приемами знатока разобрал перед Долоховым достоинство ее рук, плеч, ног и волос, и объявил свое решение приволокнуться за нею. Что могло выйти из этого ухаживанья – Анатоль не мог обдумать и знать, как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка.
– Хороша, брат, да не про нас, – сказал ему Долохов.
– Я скажу сестре, чтобы она позвала ее обедать, – сказал Анатоль. – А?
– Ты подожди лучше, когда замуж выйдет…
– Ты знаешь, – сказал Анатоль, – j"adore les petites filles: [обожаю девочек:] – сейчас потеряется.
– Ты уж попался раз на petite fille [девочке], – сказал Долохов, знавший про женитьбу Анатоля. – Смотри!
– Ну уж два раза нельзя! А? – сказал Анатоль, добродушно смеясь.

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.
В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах.
– Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!
Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности.
Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи.
После отъезда Марьи Дмитриевны, к Ростовым приехала модистка от мадам Шальме, и Наташа, затворив дверь в соседней с гостиной комнате, очень довольная развлечением, занялась примериваньем новых платьев. В то время как она, надев сметанный на живую нитку еще без рукавов лиф и загибая голову, гляделась в зеркало, как сидит спинка, она услыхала в гостиной оживленные звуки голоса отца и другого, женского голоса, который заставил ее покраснеть. Это был голос Элен. Не успела Наташа снять примериваемый лиф, как дверь отворилась и в комнату вошла графиня Безухая, сияющая добродушной и ласковой улыбкой, в темнолиловом, с высоким воротом, бархатном платье.
– Ah, ma delicieuse! [О, моя прелестная!] – сказала она красневшей Наташе. – Charmante! [Очаровательна!] Нет, это ни на что не похоже, мой милый граф, – сказала она вошедшему за ней Илье Андреичу. – Как жить в Москве и никуда не ездить? Нет, я от вас не отстану! Нынче вечером у меня m lle Georges декламирует и соберутся кое кто; и если вы не привезете своих красавиц, которые лучше m lle Georges, то я вас знать не хочу. Мужа нет, он уехал в Тверь, а то бы я его за вами прислала. Непременно приезжайте, непременно, в девятом часу. – Она кивнула головой знакомой модистке, почтительно присевшей ей, и села на кресло подле зеркала, живописно раскинув складки своего бархатного платья. Она не переставала добродушно и весело болтать, беспрестанно восхищаясь красотой Наташи. Она рассмотрела ее платья и похвалила их, похвалилась и своим новым платьем en gaz metallique, [из газа цвета металла,] которое она получила из Парижа и советовала Наташе сделать такое же.

Сколько красоты, сколько очарования в фигурном катании! Катание на коньках чрезвычайно выразительно, эмоционально; образы создаваемые фигуристами, во многом сродни образам искусства, в первую очередь балетного.

История фигурного катания очень давняя, ее стоит знать всем поклонникам этого вида спорта.


Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки, по всей видимости, изготавливались из фаланги передних ног лошадей. Подобные костяные коньки были найдены при археологических раскопках на территории многих стран Европы. Конечно, обладатели костяных коньков не могли заложить основы будущего фигурного катания. Для этого должны были появиться совсем другие коньки - из железа.

Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIY веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований.

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения.

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Гейнц, танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и «волчки» на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он - одним из первых - привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 1860-х годах он уехал с гастролями в Европу.

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию.

Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербурге в 1890 году, посвященных 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев.

На следующий год в 1891 году в Гамбурге, состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг).

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

Через 4 года, в 1896-ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель - Гилберт Фукс, Германская империя).

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников, (женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет). Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924г.

Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908г. в Санкт-Петербурге. Поначалу мировые турниры собирали всего несколько спортсменов. Но популярность фигурного катания росла, и уже в 1908 г. соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних IV олимпийских игр, проходивших в Лондоне.

Уже тогда олимпийцы соревновались на искусственном льду. Кстати, первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876 г. по проекту Д. Пиктэ.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 г. стали М.Сайерс (Великобритания), У.Сальхов (Швеция), Н. Панин-Коломенкин (Россия) и спортивная пара А.Хюблер - Г.Бюргер (Германия). Фигурное катание на коньках вошло и в программу VII летних олимпийских игр 1920 г., впоследствии оно было представлено на всех зимних олимпийских играх. Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании.

В 1976 г. в олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду. Первые состязания по фигурному катанию проходили с преимуществом скандинавских и английских спортсменов, позднее стали успешно выступать фигуристы Австрии и США. В парном катании и спортивных танцах российская школа является ведущей на международной арене.


Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль, трехкратные олимпийские чемпионки Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина и Алексей Уланов (Россия).

Фигурное катание в России

Фигурное катание в России было популярным еще со времен Петра I. Русский царь в Европу привез домой первые образцы коньков. Именно Петр придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал, таким образом, прамодель сегодняшнего оснащения фигуристов. Вероятно, название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой. Всплеск, интерес к фигурному катанию произошел после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнца . Он показал неожиданные возможности исполнения стремительнейших фигур в грациознейших движениях тела.


Историки единодушно признают его основоположником современного международного стиля фигурного катания.

Собственно русское катание зародилось в 1865 г. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповом саду на Садовой улице, который с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. Каток был самым благоустроенным в России. На нем 5 марта 1978 г. состоялось первое состязание русских фигуристов. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почетный член этого общества В.И. Срезневский.

Сам хороший спортсмен (выступал и был в числе судей на международных соревнованиях), он многое сделал для совершенствования техники и построения теории фигурного катания.

В феврале 1890 г. в честь 25-летия петербургского Юсуповского катка было решено устроить спортивное соревнование, пригласив сильнейших фигуристов Европы и Америки.

По своему составу это был фактически первый неофициальный чемпионат мира.

Из 8 участников, которые 3 дня соревновались на звание лучшего фигуриста мира, во всех разделах катания сильнейшим был А. П. Лебедев - замечательный русский спортсмен, которого в нашей стране называют «дедушкой русского фигурного катания»

В 1926 году в Ленинграде и Москве были созданы секции фигурного катания, появились новые катки. После создания отечественной Федерации фигурного катания в 1936 году регулярно стали проводиться первенства СССР.

Имена Зельдович, Богоявленского, Чернышева, Петрова, Оборина, Кузнецовой и других спортсменов были известны всей стране.

Послевоенные годы были для советского фигурного катания не самыми лучшими. Немногие могли серьезно заниматься фигурным катанием в секциях обществ "Динамо" и "Спартак". Остальные катались на дворовых катках, а еще чаще - с залитых горок на коньках, прикрученных веревками к валенкам "снегурках", и даже - на одном коньке, ведь тогда коньки были редкостью.

В 50-х гг. советские спортсмены начали выступать на международных соревнованиях. В 1956 году лучшие фигуристы страны выступили на чемпионате Европы в Париже. Первые для страны серебряные медали советские фигуристы завоевали в Братиславе в 1958 году. Но настоящим триумфом советской школы фигуристов стало олимпийское золото Белоусовой и Протопопова на IX Олимпийских играх 1964 году.

Многие из спортсменов стали тренерами, известными во всем мире. Ученики Жука, Мишина, Тарасовой, Москвиной и Чайковской выиграли львиную долю медалей на крупнейших турнирах двух последних десятилетий.


Школа отечественного фигурного катания дала миру такие имена, как: И. Роднина и А. Зайцев, Л. Пахомова и А. Горшков, Н. Линичук и Г. Карпаносов, Н. Бестемьянова и А. Букин, Е. Гордеева и С. Гриньков, Р. Костомаров и Т. Навка, Е. Бережная и А. Сихорулидзе, И. Авербух и И. Лобачева, Т. Татьмянина и М. Маринин, А. Урманов, Е. Платов, Е. Плющенко, А. Ягудин, М. Усова, О. Грищук, И. Слуцкая, М. Бутырская и другие.

На Зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году наши фигуристы-чемпионы:


Аделина Сотникова, Евгений Плющенко, Юлия Липницкая, Татьяна Волосожар и Максим Траньков, Ксения Столбова и Фёдор Климов, Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв, Елена Ильиных и Никита Кацалапов.

Фигурное катание — один из самых красивых и зрелищных видов зимнего спорта. В эпоху правления Петра I были завезены из Европы первые образцы коньков, придуман способ крепления лезвия к сапогам.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в Петербурге в 1865 году. В этом году в Юсуповском саду на Садовой улице был открыт общественный каток , он был самым благоустроенным в России и стал центром подготовки юных фигуристов.

Фигурное катание, как самостоятельный вид спорта , появилось уже в середине XIX века , а признано официальным на первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году . Начальные соревнования прошли в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов. В 1924 году эту дисциплину включили в программу зимних Олимпийских игр .

С 1986 года официальные международные соревнования, такие как, чемпионат мира, чемпионат Европы и чемпионат Четырёх континентов по фигурному катанию проходят под эгидой Международного союза конькобежцев.

Классификация видов фигурного катания

Выделяют несколько видов этого спорта, такие, как одиночные и парные.

Мужское и женское одиночное

Фигурист на льду выступает один . Он должен показать уровень исполнения всех групп элементов движения:

  • вращений (заклон, либела, волчок — выполняется на лезвии одного или двух коньков);
  • шагов (тройки, перетяжки, скобки, петли, дуги, выкрюки, с помощью которых перемещается фигурист по льду);
  • прыжков (тулуп, лутц, флип, аксель, риттбергер, сальхов);
  • спиралей (позиция с одним коньком на льду и свободной ногой выше уровня бедра).

Уровень спортсмена оценивается судьями по степени сложности и качеству исполнения элементов программы. При выставлении оценок учитывается артистизм, пластика, эмоциональность, связь движений с музыкой.

Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа:

  • короткая программа;
  • произвольная программа.

Парное выступление

Спортсмены выступают в паре. Задача усложняется тем, что они должны показать не только мастерство исполнения движений, но и выполнять все элементы синхронно , необходимо создать впечатление единства действий.

В парном катании, кроме традиционных элементов движения (прыжки, спирали, шаги, вращения) исполняются поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения.

Судьи оценивают качество и сложность выполнения элементов движения, артистизм. Очень важный критерий при выставлении баллов — синхронность исполнения элементов движения в паре.

В парном катании соревнования также проходят в два этапа: короткая и произвольная программа.

Какие существуют спортивные танцы на коньках

Различаются от других видов совместным исполнением танцевальных шагов в разнообразных позициях. Здесь нельзя допускать длительного разъединения партнёров.

В отличие от парного катания спортивные танцы не предусматривают прыжков, поддержек, выбросов .

В этой программе большое внимание уделяется плавности движений, музыкальному сопровождению, тщательному подбору костюмов, привлекательному внешнему виду спортсменов и правильному подобру образа в танце.

Спортивные танцы являются одним из самых зрелищных видов фигурного катания.

Они включают 3 вида танцев:

  • обязательный;
  • оригинальный;
  • произвольный.

Справка. Спортивные танцы были включены в программу Олимпийских игр в 1976 году .

Сколько есть категорий у синхронного катания?

Это относительно новое и динамично развивающееся направление конькобежного спорта. Фигуристы выступают командами по 16—20 человек , в соревнованиях участвуют как мужчины , так и женщины .

По правилам ИСУ фигуристы разделяются по следующим возрастным категориям :

  • новички (спортсмены с первым и вторым спортивным разрядом) — до 15 лет включительно;
  • юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12—18 лет;
  • сеньоры (мастера спорта) — 18 лет и старше.

Фото 1. Выступление российской команды «Парадиз» из Санкт-Петербурга: девушки в одинаковых костюмах одновременно выполняют движения.

В синхронном катании исполнение отдельных элементов и техника скольжения ничем не отличается от классического вида. Основной задачей является — выступление команды как единого целого. Здесь также есть обязательные элементы:

  • линия;
  • круг;
  • колесо;
  • пересечение.

Важно! Правилами соревнований запрещается делать прыжки более одного оборота , совершать поддержки и пересечения , включающие спирали назад.

Соревнования по синхронному катанию проходят также в 2 этапа: произвольная и короткая программа.

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором показано выступление одной из команд Чемпионата России по синхронному катанию в 2018 году.

Заключение

Судейская система ИСУ введена и поддерживается Международным союзом конькобежцев в 2004 году , она используется на всех международных соревнованиях , включая зимние Олимпийские игры. В данной системе имеется более детальная статистика по судьям и фигуристам. Это позволяет тренерам проанализировать недочёты в выступлении и лучше подготовиться к следующим. У оценок нет верхней границы , поэтому исключено недооценивание фигуристов, катающихся первыми.

Фигурное катание считается сложнокоординационным видом спорта и включает в себя определенные дисциплины:

  • мужское и женское одиночное фигурное катание;
  • парное фигурное катание;
  • спортивные танцы;
  • синхронное фигурное катание.

Мужское и женское одиночное катание демонстрирует владение спортсменами всеми группами элементов — шагами, прыжками, вращениями и спиралями. Для оценки смотрят на качество и сложность выполняемых элементов, пластичность, артистизм и связь движений фигуриста с музыкой.

В парном катании важно продемонстрировать единство и синхронность действия двух партнёров. В отличие от одиночного катания, здесь присутствуют также поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения.

В спортивных танцах на льду также выступает пара, мужчина и женщина. Эта дисциплина основана на сложных шагах и вращениях, но поддержки выше плеч, прыжки и другие «акробатические» элементы здесь под запретом.

В танцах на льду большое значение придаётся плавности движений и внешнему виду спортсменов, тщательно прорабатывается эстетический образ партнёров по танцу, музыкальное сопровождение.

Важными для спортсменов по танцам на льду является «хореографичность» и артистизм. Это связано с тем, что, помимо уверенного владения техникой, требуется продемонстрировать целостное музыкальное представление, которое будет оценено судьями.

Ритмы и темы для танцев на льду определяются ежегодно Техническим комитетом по танцам на льду. Предполагается использование спортсменами предписанных элементов из следующих: танцевальные поддержки, вращения, серии твизлов, дорожки шагов.

Четвертая дисциплина — это синхронное фигурное катание , которое предполагает участие от 16 до 20 фигуристов (не важно, мужчин или женщин). Специфика этой дисциплины состоит в наличии таких обязательных элементов, как круг, линия, колесо, пересечения и блоки. Интересно, что синхронное катание на коньках не входит в олимпийскую программу соревнований — по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира.

К слову, считается, что ставшие популярными в последнее время различные ледовые шоу на ТВ частично изменили восприятие понятия танцев на льду, да и термина «фигурное катание» в целом. Большинство зрителей, увлеченных зрелищными шоу, стали ассоциировать происходящее на экране с фигурным катанием как видом спорта. На самом деле выполняемые участниками шоу номера даже с натяжкой нельзя назвать в полной мере спортивными танцами на льду. Как известно, в подобных постановках участвуют не только профессиональные фигуристы, но и приглашенные «звезды» (актеры, певцы, телеведущие и т.д.), и поэтому программа катания имеет, безусловно, облегченный вариант.

Кроме того, существует еще одно разграничение: в основных турнирах, которые проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры), принимают участие спортсмены-любители. В телепроектах и постановочных шоу, наподобие «Ледникового периода», участвуют профессиональные фигуристы, которые получают за свою работу гонорары и заниматься любительским спортом не должны.

Что входит в программу соревнований по каждой из дисциплин?

Для крупных международных соревнований обязательными для исполнения по всем дисциплинам фигурного катания являются короткий и произвольный танцы.

Короткий танец объединил в себе элементы существовавших ранее обязательного и оригинального танцев. Длительность программы — около 3 минут. Сущность танца — в представлении спортсменами единой завершённой композиции с установленным ритмом, предписанными элементами и определённым видом музыки.

Произвольный танец — это заключительный этап соревнований продолжительностью 4 минуты. Спортсмены с помощью тренера самостоятельно подбирают ритм, тему программы, музыку и антураж.

Существует также т. н. паттерн-танец, он исключён из крупных чемпионатов и Олимпийских игр, но может быть исполнен на соревнованиях более локального уровня. Паттерн-танец раньше назывался обязательным танцем — до сезона 2010-2011 обязательный танец являлся первым этапом соревнований в танцах на льду.

Как работает современная система оценок?

Раньше в фигурном катании действовала так называемая «система 6.0» (ее иногда называют «старой системой»), но в 2005 году ей на смену пришла новая система судейства. Разобраться в отличиях и тонкостях сложно, но возможно.

Что было раньше? В рамках 6-бальной системы давались 2 общие оценки (техническая и за «представление программы»), и эти оценки носили относительный характер, а не абсолютный. Судьи решали, какие элементы из заявленных выполнены, «предписывали» штрафы за те или иные ошибки, но теперь считается, что в процессе судейства они по сути сравнивали сложности программ нескольких спортсменов, то есть величина оценки зависела не только от проката конкретного участника, но и от уровня его конкурентов.

Для чего ввели новую систему? Чтобы попрощаться с принципом сравнения программ и добиться абсолютной оценки. И чтобы проще было вычислить «предвзятого» судью.

Теперь оцениваются технические элементы и «компоненты программы». Что же изменилось? Начнем с технических элементов.

В Новой системе есть важные основополагающие документы — это таблицы стоимости элементов . В этих таблицах изначально и четко определено, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента своей программы. И эта ценность элемента — величина постоянная , она не подлежит изменению как минимум в течение одного сезона.

Имея перед собой таблицы, судьи определяют уже только уровень исполнения (от −3 до +3). Таким образом, базовая стоимость элементов четко определяет, сколько они «стоят» при нормальном исполнении, а дальше схема проста: если судьям очень понравится исполнение, они добавляют баллы, если же элемент выполнен с ошибкой, баллы могут снять.

Очень важный момент: предельно допустимое количество различных элементов в программе строго регламентируется (это делается для того, чтобы в рамках Новой системы можно было адекватно сравнивать одного фигуриста с другим).

Но несмотря на это, так или иначе у каждого фигуриста все равно есть своя потенциальная «база» : ведь перед выступлениями на турнирах спортсмены и их тренеры заранее подают своего рода «заявки» (относительного того, какие элементы будут в его программе), а судьи ходят на официальные тренировки и могут наблюдать. Поэтому, строго говоря, если спортсмен «умеет» выполнять некий набор элементов, то сумма его базовых оценок изначально потенциально выше.

Но суть остается неизменной: даже если 2 спортсмена выполнили одни и те же элементы, базовая стоимость будет одинаковой, а вот разница в количестве баллов уже будет зависеть от качества выполнения элементов.

При этом отметим еще 2 важных момента: если изначально спортсмен заявлял, к примеру, двойной тулуп, а прыгнул тройной, — оценку ему поставят все-таки за тройной. Кроме того, если во времена «системы 6.0» выполненный с ошибкой элемент (например, прыжок с приземлением на 2 ноги) не засчитывался, то по Новой системе засчитываются все элементы, просто они сначала получают свою базовую стоимость, из которой потом вычитаются штрафы за качество исполнения. По мнению разработчиков системы, такая процедура обеспечивает соблюдение справедливости и непредвзятость при оценивании.

Конечно, у системы есть свои подводные камни. Так, у любителей фигурного катания свежа в памяти ситуация 2010 года, когда на Олимпиаде в Ванкувере Евгений Плющенко уступил «золото» американцу Эвану Лайсачеку. Соль ситуации в том, что последний не включил в свою программу четверной тулуп, в то время как Плющенко исполнил сочетание четверного и тройного тулупа; то есть Лайсачек набрал баллы за счет качественного выполнения менее сложных элементов. Тогда многие зрители и эксперты с досадой сетовали на то, что фигурист с простой программой, не включивший в нее более сложные элементы, теоретически способен победить соперника, владеющего более рискованным «инструментарием».







Но вот то, что произошло дальше, вызывает вопросы и по сей день. Перед Олимпиадой Евгений перенес операцию на позвоночнике, но от участия в Играх не отказался. Почему Федерация не проявила характер – остается загадкой. В итоге, на разминке перед стартом личного турнира среди мужчин Евгений Плющенко не может выполнить прыжок и отказывается от участия в соревнованиях в связи с травмой. Через несколько дней фигурист заявляет о завершении спортивной карьеры, а сборная России остается без представителя в турнире одиночников.

Что касается второго параметра, оценок за компоненты программы, то они выставляются с целью оценить качество скольжения, хореографии и связности программы и т.д. (составляющих — 5). По сути своей это аналог «представления программы» (или «артистизма») старой системы.

Но знатоки этого вида спорта на специализированных форумах отмечают, что в целом заставить «работать» вторую оценку пока не удалось.

Все оценки судей отмечаются в специальных протоколах проката программ.

Что касается схемы определения победителя, то происходит все следующим образом: участники выполняют короткую программу, а затем 24 лучших спортсмена по итогам данной программы выполняют уже произвольную. Результат турнира определяется суммированием баллов за обе программы.

Какова история появления фигурного катания?

Катание на коньках было знакомо людям с древних времён: археологи находили костяные прототипы коньков, сделанные из костей животных, датированные II-I веками до нашей эры. Древним людям такие коньки могли дать преимущество в скорости, однако о фигурном катании тогда речь не шла.

В Голландии в XII-XIV веках нашей эры начали появляться первые железные коньки, которые позволяли катающемуся вычерчивать на льду более или менее изящные пируэты.

В Англии XVIII века появились первые любительские клубы по катанию на коньках, там же был разработан перечень обязательных для исполнения фигуристами фигур и первые правила соревнований.

Из Европы новый вид спорта распространился по всему миру. Создавались свои школы фигурного катания, разрабатывались новые модели коньков, совершенствовалась техническая сторона исполнения элементов катания.

Как вид спорта фигурное катание было официально признано на I Конгрессе конькобежцев в 1871 году. На следующий год в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию среди мужчин.

В России фигурное катание появилось благодаря Петру I , который привёз образцы коньков после путешествия по Европе. В 1865 году в Юсуповском саду на садовой улице был открыт общественный каток, где начали готовить фигуристов. Там же прошло первое состязание русских фигуристов в марте 1878 года. С тех пор русские спортсмены создали свою школу фигурного катания, которая признаётся одной из сильнейших во всём мире.

С 1924 года фигурное катание включено в официальную программу зимних Олимпийских игр. Начиная с 1986 года под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU) проходят такие международные соревнования, как чемпионаты мира и Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие соревнования.

Танцы на льду как таковые впервые появились в Англии в конце 1940-х годов. Тогда конькобежцы попробовали импровизировать на коньках под музыку.

В официальную программу чемпионатов Европы и мира спортивные танцы были включены в 1952 году, причём в течение десяти лет на крупных соревнованиях по этой дисциплине побеждали в основном английские фигуристы. Только в 1962 году их на пьедестале сменили представители Чехословакии — Ева Романова и Павел Роман .

В 1976 году спортивные танцы стали частью программы XII зимних Олимпийских игр. Золото взяли советские фигуристы Александр Горшков и Людмила Пахомова .

Список обязательных элементов для спортивных танцев появился только в 1999 году. Тогда соревнования по танцам на льду были троеборьем и включали в себя обязательный, оригинальный и произвольный танцы. За каждый танец судьи присуждали оценки отдельно, и по сумме баллов в конце определялись места в турнирной таблице. Однако начиная с сезона 2010-2011 крупные турниры по спортивным танцам на льду должны состоять из двух обязательных этапов: короткого и произвольного танцев.

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы , а самые древние «коньки » были обнаружены на берегу Южного Буга

Изобретение коньков (доисторические времена)

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы , а самые древние « коньки » были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. Даже столь примитивные конструкции давали путешественнику или охотнику выигрыш в скорости, но для фигурной езды ещё не годились.

Зарождение (XVI—XIX век)

Рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа , а не из кости . По данным исследований, впервые это произошло в Голландии , в XII — XIV веке . Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» ( 1772 г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны .

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду , где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго , и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона . Эти книги содержат описания всех восьмёрок, троек, крюков и других простейших манёвров фигурного катания.

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз (в другой транскрипции Гейнц; 1840 — 1875 ), танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и « волчки » на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он — одним из первых — привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 60-х годах XIX века он уехал с гастролями в Европу. Гастроли прошли «на ура», Николай Александрович Панин-Коломенкин писал:

Первые чемпионаты (конец XIX века)

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования», так как в них принимало участие всего несколько спортсменов.

Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербург в 1890 году, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев .

На следующий год в 1891 году в Гамбурге , состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг ).

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

Через 4 года, в 1896 -ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель — Гилберт Фукс , Германская империя ). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место — швед Ульрих Сальхов , 2-е — Николай Панин-Коломенкин ).

Достоверно неизвестно, кто впервые снабдил фигурные коньки зубцом. Коньки Хейнза имели закруглённый носок (подобные коньки были известны в СССР под названием «снегурки»), у Сальхова зубец был, а в коньках системы Панина был острый упор, напоминающий иглу циркуля.

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников , женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс .

Развитие (1900—1960)

Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария ). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Очевидно, парное фигурное катание появилось сразу же после того, как Хейнз продемонстрировал, как можно танцевать на льду; уже в 1897 году оно было кодифицировано как вид спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге . Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании.

Наиболее титулованный из довоенных фигуристов — одиночница Соня Хени (Норвегия). Блестяще обученная и как конькобежка, и как танцовщица, Соня подняла женское катание на новую высоту — её произвольные программы на то время были недосягаемо сложными, похожими скорее на балет . Не удивительно, что она выиграла десять чемпионатов мира и три олимпиады, прежде чем уйти в профессионалы. Из мужчин наибольших высот добился австриец Карл Шефер .

В парном же катании в 1920—30-е годы велась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов». Первые поначалу выделялись эффектными, хоть и не сложными в исполнении, поддержками , не требующими от женщины особого умения кататься на коньках, вторые — слаженной ездой обоих партнёров. В конце концов ведущее место заняли «антитрюкисты».

До войны прыжки считались «высшим пилотажем», доступным не всем. Даже фигуристы мирового класса обходились двумя-тремя прыжками на программу. В 1948 году Дик Баттон совершил революцию, представив произвольную программу, насыщенную прыжками, включая двойной аксель. С тех пор прыжки прочно обосновались в арсенале фигуристов.

Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы в Великобритании, а затем получили распространение во всём мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы . В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года .

Расцвет (1960—2000)

В 1961 году случилась трагедия: вся сборная США погибла в авиакатастрофе . Это положило конец доминированию США в фигурном катании.

Революцию в танцах на льду совершили брат и сестра чехи Ева Романова и Павел Роман . Они предпочитали танцевать под бурные латиноамериканские ритмы; их постановки на то время звучали вызывающе, но они сумели отстоять свои творческие взгляды, став 4-кратными чемпионами мира ( 1962 — 1965 ).

С появлением телевидения возник такой парадокс. Обязательные фигуры были крайне скучной дисциплиной, телевизионщики предпочитали показывать произвольную программу . Нередко встречалась ситуация: фигурист получал огромный отрыв на обязательных фигурах (которые давали 60% очков), откатывал невзрачную произвольную программу и становился победителем, обходя «любимцев публики» (этим известна, например, Беатрис Шуба ). В 1968 году произошёл первый шаг: стоимость обязательных фигур снизили до 50%. В 1972 году добавилась короткая программа , дававшая 20%. К 1990 году обязательные фигуры, короткая программа и произвольная программа оценивались уже как 20:30:50. С 1991 года обязательные фигуры упразднили окончательно.

Сложность программ повышалась стремительно: Белоусова и Протопопов продемонстрировали новые варианты тодеса ; Роднина с Улановым — необычные комбинации прыжков. Стандартным приёмом стали тройные прыжки и выбросы . В 1988 году Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп .

Практически весь пьедестал почёта в парном катании был занят СССР и Россией: Белоусова — Протопопов , Роднина — Уланов / Зайцев , Валова — Васильев , Гордеева —Гриньков , Бережная —Сихарулидзе … В танцах также СССР не было равных: пары Пахомова — Горшков , Линичук —Карпоносов и Бестемьянова — Букин принесли советской стране много первых мест.

В женском катании «правила бал» школа Ютты Мюллер (ГДР ), давшая таких спортсменок, как Зайферт , Пётч и Витт . В 1990-е на время вернули свои позиции США . Больше всего чемпионских титулов среди мужчин было за США и Канадой: Хамильтон , Орсер , Бойтано , Браунинг , Стойко . В постсоветские годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину , подготовившему таких спортсменов, как Урманов , Ягудин и Плющенко .

Современность (2000 — настоящее время)

По мнению арбитра С. Бьянкетти , время таких программ, как « Чаплин » Бережной —Сихарулидзе , к сожалению, прошло.

Фигурное катание граничит с искусством и поэтому в принципе не может иметь каких-либо объективных показателей, «кто лучше». Когда силы спортсменов близки, часто судьба медали определяется субъективным решением одного-двух судей. В такой ситуации нередки сговоры. Один из них был раскрыт на Зимних Олимпийских играх 2002 (Солт-Лейк-Сити ). Это стало толчком к появлению Новой судейской системы . Эффект оказался двояким: с одной стороны, был положен конец « подсечкам » через весь каток; даже короткие перебежки спортсмен старается превращать в маленькую дорожку шагов . С другой — исчезла театральность, программы разных участников стали всё больше похожи друг на друга: спортсмены предпочитают выполнять не красивые и необычные фигуры, а те, за которые дают больше очков.

Хотя в Новой системе оценок существуют неофициальные рекорды , большого смысла они не имеют: все 2000-е годы система отрабатывалась и балансировалась .

В мужском катании первые места занимали Евгений Плющенко , Стефан Ламбьель и Бриан Жубер . На олимпиаде-2010 сенсационно выиграл американец Эван Лайсачек . В женском — Ирина Слуцкая , Мики Андо , Ким Ён А и Мао Асада . В парном катании заслуженные победы получала пара Тотьмянина — Маринин ; также можно отметить китайцев Пан Цин — Тун Цзянь , Шэнь Сюэ —Чжао Хунбо и интернациональную пару Савченко —Шолковы . Наиболее титулованная из танцевальных пар последнего времени — Навка — Костомаров .

Несмотря на то, что сегодня большая часть видов спорта профессионализовалась , ИСУ всё ещё сохраняет любительский статус соревновательного катания. В чемпионат мира и Олимпийские игры профессионалам вход запрещён. В 2010 году Плющенко был дисквалифицирован за профессионализм.


Ситуация в СССР и России

Фигурное катание в России было известно ещё с времён Петра I . Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М.Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году . Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский.

Когда закончилась революционная разруха, фигурное катание снова начало набирать силу — правда, в изоляции от остального мира. В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович , затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами, однако большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939) и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев (по разным данным, возможно, в 1937-38, 1941, 1945-52).

В 1960-е годы — после полувекового перерыва — Россия снова появилась на мировой арене. Первыми вписали свои имена в анналы истории Людмила Белоусова и Олег Протопопов . Впрочем, советские книги предпочитают умалчивать об их заслугах — в 1979 году они стали « невозвращенцами ». Ирина Роднина (с двумя разными партнёрами) повторила достижение Хени , став 10-кратной чемпионкой мира и 3-кратной олимпийской чемпионкой.

Конец XX века прошёл под полным доминированием СССР и России в фигурном катании. В парном катании Россия вообще была вне конкуренции, получив «золото» во всех Олимпийских играх с 1964 до 2006 г. Впрочем, имея огромное преимущество над остальными в парном и танцевальном катании и сильных мужчин, СССР так и не выиграл ни одной золотой медали в женском катании. Ближе всех пришла к заветному титулу Кира Иванова (серебро в чемпионате мира, бронза на Олимпийских играх). Уже в постсоветской России женский чемпионат мира выиграли Синхронное фигурное катание — новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, хотя идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились еще в середине 20х гг. прошлого столетия , но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание — очень яркий и интересный вид спорта.

Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году

История фигурного катания

С давних времен фигурное катание было популярным видом отдыха. Катали обычно на замерзших реках, озерах, прудах. Во второй половине XIX века в таких крупнейших городах России, как Петербург, Москва, Нижний Новгород, Саратов, Воронеж, для этих целей стали огораживать площадки и специально заливать их. Первый такой каток появился в Петербурге в 1865 г. Под него приспособили пруды Юсупова сада (ныне сад Октябрьского района). Именно там систематически стали заниматься фигурным катанием на коньках первые русские спортсмены, объединившиеся в 1877 в Петербургское общество любителей бега на коньках.

В 1890 г. на льду Юсупова сада был разыгран первый неофициальный чемпионат мира, в котором приняли участие сильнейшие фигуристы России, США, Австрии, Германии, Швеции. Во всех разделах катания сильнейшим был А.П. Лебедев. Катание этого выдающегося русского спортсмена отличалось высокой техникой, точностью движений, удивительным изяществом.

Выступления А.П.Лебедева, его педагогическая и общественная деятельность оказали влияние на формирование так называемого международного стиля катания. В развитие фигурного катания как вида спорта вложили свой вклад представители австрийской школы, фигуристы Норвегии, Швеции, Германии, Англии и США. Организационно он оформился в 1892 г. , был создан Международный союз конькобежцев (ИСУ). Тогда же на конгрессе ИСУ были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.

В 1896 г. ИСУ решил проводить первенства мира. Право организовать первые соревнования на столь высоком уровне было предоставлено Петербургскому обществу любителей бега на коньках. Соревнования состоялись на льду Юсупова сада. На старт вышли бронзовый призер чемпионата Европы немец Г. Фукс, «юсуповцы» Г. Сандерс и Н. Подусков. Победителем стал Г. Фукс, Г. Сандерс и Н. Подусков проиграли и в «школе», и в произвольном катании. Г. Сандерс оказался первым в исполнении спиральных фигур — особом разделе фигурного катания. Его фигуры считали самыми красивыми и самыми сложными.

Чемпионат мира 1896 г. стал своеобразным стимулом в развертывании учебной работы на катке Юсупова сада. Ее продолжал Панин, опираясь на традиции, заложенные А.П. Лебедевым. Систематическая и упорная работа вскоре дала свои плоды. Сам Панин участвовал в первых чемпионатах России по фигурному катанию на коньках и в 1901 г. сменил на пьедестале почета первого русского чемпиона А.Н. Паншина, завоевавшего этот титул в 1897—1900 гг. Победитель отлично выполнил школьные фигуры, в произвольном катании продемонстрировал высокое художественное мастерство, пластику. Его манера катания во многом напоминала манеру «дедушки русских фигуристов» А.П. Лебедева. Панин завоевывал титул чемпиона России и в 1902 , и в 1903 гг . О нем заговорили за рубежом.

В 1903 г. праздновалось 200-летие Петербурга и комитет Международного союза конькобежцев поручил Петербургскому обществу любителей бега на коньках провести розыгрыш очередного первенства мира. На катке Юсупова сада создали школу фигуристов. Из Австрии был приглашен известный тренер В. Зейберт. Под его руководством и тренировались Н.А. Панин, Ф.И. Даттин, К.А. Олло и другие петербургские фигуристы.

Чемпионат мира 1903 г. собрал сильный состав участников. Приехал двукратный чемпион мира швед У. Сальхов, экс-чемпион мира немец Г. Фукс, чемпион Австрии М. Богач и чемпион Германии Э. Лассан. От России был заявлен Н.А. Панин. Первое место тогда занял У. Сальхов, второе — Н.А. Панин.

Еще трижды Н. Панин был чемпионом России, неоднократно занимал высокие места на чемпионатах Европы и мира. В 1908 г. он решил прекратить выступать и посвятить себя тренерской работе. И все же ему пришлось выйти на лед. В феврале в соревнованиях на приз А.Н. Паншина на льду Юсупова сада он вступил в единоборство с семикратным чемпионом мира У. Сальховым. В общем зачете Н. Панин опередил прославленного фигуриста и занял первое место.

Судьба свела их снова в том же году в Лондоне на IV Олимпийских играх. Из-за нечеткого судейства обязательных упражнений Н.А. Панину пришлось отказаться от произвольного катания. В соревнованиях по специальным фигурам он продемонстрировал изумительное мастерство, безукоризненно выполнил все изобретенные им рисунки на льду и стал первым русским олимпийским чемпионом.

После Олимпийских игр Н.А. Панин переключился на педагогическую и тренерскую деятельность. Вскоре и его ученики добились больших успехов: К.А. Олло выиграл первенство России в 1910, 1911, 1912 гг.; К.Г. Цезар побеждала на всех чемпионатах страны с 1911 по 1915 г.

Серьезного успеха добились «юсуповцы» и на первенстве Европы 1911 г. , которое разыгрывалось на их льду. К.А. Олло занял тогда второе место. В соревнованиях среди женщин К.Г. Цезар была второй, Л.П. Попова — третьей.

Петербург явился одним из центров формирования международного стиля фигурного катания. Успех самобытного катания А.П. Лебедева, первая в России золотая олимпийская медаль Н.А. Панина и успехи группы фигуристов, ставших тренерами после Великой Октябрьской социалистической революции, таковы основные вехи в развитии катания того времени.

Важно отметить появление в 1910 г. труда Н.А. Панина «Фигурное катание на коньках (международный стиль)», в котором автор обобщил материал, накопившийся к концу первого десятилетия XX века в области техники и методики фигурного катания. Эта работа заложила фундамент теории фигурного катания.

Великая Октябрьская социалистическая революция определила дальнейшее развитие фигурного катания как части физической культуры страны. В общем строю фигурное катание проделало сложный путь развития, став одним из самых массовых видов спорта.

В первые годы после победы Великого Октября вся работа по физической культуре и спорту была подчинена главной задаче подготовке воинов для фронтов гражданской войны. Но и в грозное время, по свидетельству Н.А. Панина, любители фигурного катания находили возможность выделять время для занятий.

В 1920 г. были организованы первые соревнования по фигурному катанию иа катке ипподрома Семеновского плаца.

В 1923—1924 гг. состоялись показательные выступления фигуристов на катке Юсупова сада. В них участвовали Л.П. Попов К.Г. Цезар, А.Д. Конопатова, И.И. Богоявленский.

В 1926 г. в Ленинграде и Москве были созданы секции фигурного катания, появились новые площадки для фигуристов. Особую роль в развитии этого вида спорта сыграла школа фигурного катания — так называемая Семинария инструкторов фигурного катания.

Имена таких фигуристов, как Ю. Зельдович, И. Богоявленскнй, П. Чернышев, М. Петрова, Е. Оборина, А. Быковская, Т. Кузнецова, М. Станкевич, Р. и А. Гандельсман, были широко известны в довоенные годы.

После Великой Отечественной войны стали активно работать секции добровольных спортивных обществ «Динамо», «Спартак: ДСО профсоюзов в Москве, Ленинграде и Таллине. Была организована группа специализации по фигурному катанию в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (Ленинград). Появилась талантливая группа фигуристов, осваивавшая все более сложные программы, особенно в парном катании.
Чемпионами страны в эти годы среди женщин были В. Падури, Ю. Николаева, Н. Картавенко, Т. Лихарева, у мужчин И. Митрущенков, В. Захаров, И. Персианцев, в парном катании - Т. Гранаткина и А. Толмачев, М. Гранаткииа и В. Захаров, М. Беленькая и И. Москвин.

В 50-х гг. уже накопился известный опыт тренировочной работы особенно в парном катании. У советских фигуристов появилась возможность попробовать свои силы на международной арене.

В 1956 г. советские фигуристы впервые вышли на европейский лед, но первый большой успех был достигнут в Братиславе в 1958 г. — Н. и С. Жук завоевали первые медали и сразу же серебряного достоинства! Другая советская пара — Л. Белоусова и О. Протопопов продемонстрировала лиричную, полную изящества программу и заняла 10-е место. Впервые участвуя в том же году первенстве мира в Париже, Н. и С. Жук заняли 8-е, а Л. Белоусова и О. Протопопов 13-е место. Хорошей школой для советских фигуристов явилось их участие VIII Олимпийских играх в Скво-Вэлли в 1960 г. Наша первая пара — Н. и С. Жук заняла 6-е место, Л. Белоусова и О. Протопопов — 9-е.

В эти годы в числе сильнейших фигуристов страны были: Богданова, Е. Осипова (Чайковская), Т. Лихарева, Т. Немцова, Т. Братусь (Москвина), Л. Михайлов, В. Мешков и А. Веденин, Л. Герасимова и Ю. Киселев.

Настоящим триумфом советской школы фигурного катания явились IX Олимпийские игры, где Л. Белоусова и О. Протопопов завоевали золотые медали, а юные дебютанты Олимпиады — Т. Жук и А. Гаврилов заняли 5-е место.

Имена наших фигуристов И. Родниной и А. Уланова, а затем и Зайцева, Т. Москвиной и А. Мишина, Т. Жук и А. Горелика, Смирновой и А. Сурайкина, Т. Карелиной и Г. Проскурина в парном катании, И. Гришковой и В. Рыжкина, Л. Пахомовой и Горшкова в танцах на льду, С. Четверухина в одиночном катании прочно вошли в списки сильнейших мира.

Строительство закрытых ледяных площадок, необычайно расширившаяся география фигурного катания, широкая информация по телевидению и в кино содействовали большой популярности вcex видов фигурного катания. Наряду с массовостью в настоящее время весьма возросло мастерство фигуристов. Независимость от погодных условий помогла значительно интенсифицировать процесс обучения, больше времени отводить творческим поискам. Современная звукозапись, творческие контакты тренера и хореографа позволили повысить музыкальную и хореографическую культуру занятий, сыграли важнейшую роль в росте мастерства фигуристов.

Особая роль в этом процессе принадлежит тренерам С. Жуку, Е. Чайковской, И. Москвину и другим.

Что еще почитать