Фигурное катание как олимпийский вид спорта. Отзывы и предложения


Фигурное катание наверное самый красивый и завораживающий вид спорта зимней олимпийской программы. В мире очень много поклонников фигурного катания. История фигурного катания очень давняя, но ее стоит знать всем поклонникам этого вида спорта.

Charles Edouard Boutibonne (1816-1897)

Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания. Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки, по всей видимости, изготавливались из фаланги передних ног лошадей. Подобные костяные коньки были найдены при археологических раскопках на территории многих стран Европы. Конечно, обладатели костяных коньков не могли заложить основы будущего фигурного катания. Для этого должны были появиться совсем другие коньки - из железа.


Студеникин Юрий."Голландский пейзаж" 2004г

Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIY веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.

Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772г. Английский лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны. Тот факт, что все обязательные фигуры были созданы в Великобритании, объясняется тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург,1742г.) и разработаны первые официальные правила соревнования.

И в 1882г. в Вене состоялось первое в Европе международное состязание. Венцы одержали большую победу.

В развитии фигурного катания как вида спорта вложили свой вклад представители австрийской школы, фигуристы Норвегии, Швеции, Германии, Англии и США.

В развитии фигурного катания в Европе и, в частности, в России большую роль сыграл фигурист из Америки Джаксон Гейнц. Его гастроли по каткам Европы вызвали восхищение любителей этого вида спорта. Историки единодушно признают его основоположником современного международного стиля фигурного катания. В феврале 1890г. в честь 25-летия петербургского Юсуповского катка было решено устроить спортивное соревнование, пригласив сильнейших фигуристов Европы и Америки.


Zima.-Katok.-1915 Константин Сомов

По своему составу это был фактически первый неофициальный чемпионат мира. Из 8 участников, которые 3 дня соревновались на звание лучшего фигуриста мира, во всех разделах катания сильнейшим был А. П. Лебедев - замечательный русский спортсмен.

Успешное завершение состязаний в Петербурге во многом ускорило организацию первых чемпионатов Европы и мира, создание Международного Союза конькобежцев (ИСУ) в 1892г. Тогда же на конгрессе ИСУ были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.

ИСУ были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.


Студеникин Юрий.«Колка льда» 2005г

В 1896г. ИСУ решил проводить первенства мира. В честь признания особых заслуг России местом проведения первого официального чемпионата мира был избран Петербург. На лед вышли всего 4 участника: серебряный призер чемпионатов Европы австриец Г.Хугель, бронзовый призер чемпионата Европы немец Г.Фукс и русские фигуристы Г.Сандерс и Н.Подусков. Победителем стал фигурист из Мюнхена Г.Фукс.

Так оформилось одиночное катание мужчин как вид спорта, утвержденный на первом конгрессе конькобежцев в Америке, а затем в Европе Венским обществом конькобежцев (1871г.).


Smith Walter Granville Two ladies ice skating in Central Park. 1892 г.

В начале столетия Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки, и фигуристы в благодарность за это оставили их имена в названиях элементов.

Женское одиночное катание сформировалось позже. Официально это произошло в конце января 1906г. в Давосе (Швейцария). Обязательные упражнения у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений. Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924г. С 1930г. чемпионаты мира по фигурному катанию на коньках среди женщин и мужчин проводятся совместно в одни и те же сроки.

Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908г. в Санкт-Петербурге. Немецкие фигуристы вошли в историю как первые владельцы золотых наград в парном катании.

Третий вид фигурного катания - спортивные танцы на льду - родился значительно позже в Англии. Лишь в 1952г. в Париже танцоры впервые разыграли свои награды, сильнее всех оказались англичане.


Западноевропейская живопись.zapadnoevro katanie na konkah.

Наибольшую популярность в последние годы завоевали соревнования по синхронному катанию. Широкое распространение получил этот вид спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции. Начиная с 1983г. в Канаде начали проводиться ежегодные чемпионаты Канады по синхронному катанию на коньках. А в 1988г. эти соревнования были проведены совместно с соревнованиями по основным видам фигурного катания. Значительное количество зрителей собирают и соревнования четверок, где выступают представители парного катания. В Канаде такие выступления впервые состоялись в 1914г. и регулярно проводились до 1964г., а возобновились они в 1981г. На Конгрессе ИСУ 1991г. начал рассматриваться вопрос о проведении международных соревнований под эгидой ИСУ. В следующем году было принято положительное решение. В настоящее время лидерами в этом виде фигурного катания являются канадские и американские команды.

Можно сказать, что одиночное катание является основой многообразных видов фигурного катания.


Axel Ender Young girl skating on a frozen lake, Norway

Поначалу мировые турниры собирали всего несколько спортсменов. Но популярность фигурного катания росла, и уже в 1908г. соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних IY олимпийских игр, проходивших в Лондоне. Уже тогда олимпийцы соревновались на искусственном льду. Кстати, первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876г. по проекту Д. Пиктэ.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908г. стали М.Сайерс (Великобритания), У.Сальхов (Швеция), П.Коломенкин (Россия) и спортивная пара А.Хюблер - Г.Бюргер (Германия).

Фигурное катание на коньках вошло и в программу YII летних олимпийских игр 1920г., впоследствии оно было представлено на всех зимних олимпийских играх. Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании. В 1976г. в олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду. Первые состязания по фигурному катанию проходили с преимуществом скандинавских и английских спортсменов, позднее стали успешно выступать фигуристы Австрии и США. В парном катании и спортивных танцах российская школа является ведущей на международной арене.


ALSLOOT, Denis van.Skating during Carnival
c. 1620.Museo del Prado, Madrid

Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль, трехкратные олимпийские чемпионки Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина (Россия).

Фигурное катание в России было популярным еще со времен Петра I. Русский царь в Европу привез домой первые образцы коньков. Именно Петр придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал, таким образом, прамодель сегодняшнего оснащения фигуристов. Вероятно, название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой. В 1938г. в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов - «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М. Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга. Всплеск, интерес к фигурному катанию произошел после европейского турне американского фигуриста Джаксона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительнейших фигур в грациознейших движениях тела.


ПАВЛОВА Оксана - Каток

Собственно русское катание зародилось в 1865г. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповом саду на Садовой улице, который с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. Каток был самым благоустроенным в России. На нем 5 марта 1978г. состоялось первое состязание русских фигуристов. В состав «Общества любителей бега на коньках», организованного в Санкт- Петербурге в 1881г., входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почетный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский. Сам хороший спортсмен (выступал и был в числе судей на международных соревнованиях), он многое сделал для совершенствования техники и построения теории фигурного катания.

Почетным членом и видным деятелем Петербургского «Общества любителей бега на коньках» был Алексей Павлович Лебедев, которого в нашей стране называют «дедушкой русского фигурного катания». Именно он стал первым чемпионом неофициального чемпионата мира, проходившего в Петербурге в 1890г. Несмотря на то, что он учился мастерству по книгам, он поразил судей и зрителей техникой скольжения во всех трех номерах программы. Лебедев был удостоен трех золотых медалей.
С 1896г. он начал заниматься педагогической работой и стал первым тренером и учителем Н.А.Коломенкина.


The First Skating-Lesson.

Еще один кумир спортивной молодежи конца прошлого века - Александр Никитич Паншин. Он был первым русским чемпионом, завоевавшим этот титул в 1897-1900гг. Уникальный спортсмен побеждал и на международных соревнованиях. А ведь начал он карьеру фигуриста в 39 лет!
9 февраля 1896г. в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по фигурному катанию на коньках. Он стал своеобразным стимулом в развертывании учебной работы на катке Юсупова сада. Ее продолжил Н.А.Панин - Коломенкин. Он участвовал в первых чемпионатах России по фигурному катанию на коньках, завоевал титул чемпиона России в 1901-1903гг. На олимпийских играх 1908г. в Лондоне становится первым олимпийским чемпионом России.


Ю.Денисов

Н.А. Панин-Коломенкин и его ученики сразу после революции стали создавать секции по фигурному катанию на коньках. В 1920г. были организованы первые соревнования на катке ипподрома Семеновского плаца. С середины 20-х гг. стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда.
В марте 1924г. состоялось первенство СССР. В программе были соревнования мужчин-одиночников и спортивных пар. Выступления проходили под духовой оркестр, в сильные морозы трубы замерзали и умолкали, звучал лишь барабан, под звуки которого и проходили выступления. Чемпионаты страны в те годы проходили не регулярно, они стали постоянными после того, как в 1936г. была создана секция (позднее - федерация) фигурного катания.

Сразу же после войны стали открываться школы фигурного катания в Москве, Ленинграде, Свердловске. В 1955г. в Москве состоялись первые послевоенные международные соревнования фигуристов, в которых приняли участие представители Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польши и СССР. Через год сильнейшие фигуристы СССР впервые после войны приняли участие в чемпионате Европы, который состоялся в Париже. В следующем году проходил юбилейный чемпионат Европы в Чехословакии. Советская команда впервые приняла участие во всех видах фигурного катания.


Central Park Winter, lithograph by Currier and Ives, 1862.

В настоящее время мы можем сказать, что наша школа фигурного катания является ведущей на международной арене. Доказательством тому служит безоговорочная победа российских фигуристов на чемпионате Европы и чемпионате мира 1999г. На чемпионате мира в Хельсинки (1999г) представители нашей страны выиграли все золотые медали. Из двенадцати призовых мест половина оказалась у России.


Студеникин Юрий.«Колка льда» 1995 г

Современное фигурное катание на коньках включает в себя четыре самостоятельных вида: одиночное катание (мужское и женское), парное катание, спортивные танцы на льду и синхронное катание. Несмотря на то, что все они имеют много общего, и прежде объединяет их катание на коньках с фигурами под музыку по ледовой площадке стандартного размера, каждый вид своеобразен. Не случайно соревнования проходят в каждом из его видов отдельно друг от друга. И правила соревнований составлены Международным союзом конькобежцев для каждого вида фигурного катания отдельно.


Студеникин Юрий."По твердому льду" 2000г

Одиночное катание делится на:
1)обязательную программу,
2)короткую программу,
3)произвольное катание.

Обязательные фигуры называют «школой», этим подчеркивается, что они являются азбукой катания на коньках. Сейчас в одиночном катании прослеживается тенденция повышения роли и значения произвольного катания, где происходит наиболее полное раскрытие возможностей фигуриста.


Генри Реберн. Портрет пастора Р. Уокера на коньках. 1784. Эдинбург, Национальная галерея Шотландии.

Советским одиночникам пришлось догонять своих зарубежных соперников. В 50-60гг. в США, Канаде, Франции, Австрии, ФРГ, ЧССР выросла блестящая плеяда мастеров одиночного катания. Многие годы наши позиции на всех международных форумах в одиночном катании оставляли желать лучшего.


Студеникин Юрий.« В лучах заката» 2004г

А первопроходцем в мужском одиночном катании был С.Четверухин. Именно ему удалось первым среди наших одиночников стать серебряным призером чемпионатов мира, Европы и олимпийских игр (Саппоро 1972г.). Следующее поколение сумело завоевать высшие награды. На чемпионате Европы - 75г. это впервые удалось сделать В.Ковалеву. А через месяц на чемпионате мира вперед вышел С.Волков. В 1977 и 1979гг. В.Ковалев стал чемпионом мира. На олимпийских играх 1976г. он завоевал серебро, а через год на чемпионате мира в Токио Ковалев доказал, что он сильнейший в одиночном катании.

К концу 70-х гг. на спортивную арену выходит один из талантливых спортсменов И.Бобрин. В 1981г. он впервые становится чемпионом Европы. На чемпионате мира 1981г. в США он с честью отстоял титул сильнейшего фигуриста Европы, заняв третье место.


Студеникин Юрий."Город на коньках" 2004г

В 1988г. на олимпийских играх выступили чемпион СССР, чемпион мира 1985г. А.Фадеев, занявший четвертое место, и одиночник из Одессы В.Петренко, принесший советской сборной бронзовую медаль. Большую победу сборной СНГ принесла золотая медаль В.Петренко на XYI зимних олимпийских играх в Альбервиле в 1992г. Впервые в истории отечественного одиночного катания (после Панина-Коломенкина) на высшую ступеньку пьедестала поднялся представитель нашей команды. В 1994г. вторую золотую олимпийскую медаль на XYII играх принес российской команде А.Урманов.


Студеникин Юрий.« Любители коньков» 1995

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ

Английская принцесса Мэри в середине ХIХ в. ввела в моду новый костюм для фигуристок: длинное платье подбиралось наполовину, и, таким образом, спортсменки могли кататься в короткой юбке.

Во Франции самой изысканной фигуристкой считалась королева Мария-Антуанетта, которая каталась лучше многих мужчин.

Одним из первых красоту фигурного катания оценил великий немецкий поэт Вольфганг Гёте. В многочисленных беседах с поэтом Клопштоком он разбирал достоинства стихов наряду с достоинствами красивых элементов фигурного катания.

Английский король Джеймс II специально ездил в Голландию, чтобы изучить стиль местных фигуристов.
Знаменитый английский писатель Вальтер Скотт также увлекался фигурным катанием. Он был одним из инициаторов проведения первых конкурсов среди самых изящных и грациозных любителей этого вида спорта в начале ХIХ в.

Частым посетителем катка для фигуристов был великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. В романе «Анна Каренина» он описал несколько сцен на катке, которые были навеяны его личными впечатлениями.

Знаменитый математик Софья Васильевна Ковалевская впервые встала на фигурные коньки, будучи уже взрослой женщиной, профессором Стокгольмского королевского университета. Шведский профессор Лефлер взялся обучать ее технике скольжения и каждый день ходил с Ковалевской на каток. Софья Васильевна очень гордилась своими первыми успехами на льду, с жаром обсуждала все новые элементы. За несколько лет она достигла большого прогресса и считалась виртуозом среди посетителей катка в Стокгольме.

Соня Хени родилась 8 апреля 1912 года, норвежская спортсменка (фигурное катание на коньках). Первая трехкратная олимпийская чемпионка в истории фигурного катания (1928, 1932, 1936 гг. – абсолютный рекорд в одиночном катании). Многократная победительница чемпионатов мира (1927–1936 гг.) и Европы (1931–1936 гг.).
Оставив в 1936 году любительский спорт, она стала звездой голливудского балета на льду. В 1937–1945 гг. снялась в 10 фильмах в Голливуде (в том числе в «Серенаде солнечной долины»). В 1941 году приняла американское гражданство. Вместе со своим мужем основала музей современного искусства в Бломменхольме, недалеко от Осло. Умерла 12 октября 1969 года.

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ: КРАСОТА КАЖДОГО МИГА

Сколько себя помню в детстве, все мои знакомые и знакомые знакомых девочки замирали перед голубыми экранами, когда по телевидению транслировали эти соревнования. Ослепительный лед, нарядные изящные фигурки на восхитительных коньках - и неописуемой красоты движения, па, прыжки, поддержки… Фигурное катание я обожаю смотреть по сей день и, наверное, не преувеличу, если скажу, что если уж не каждый мальчик, то каждая девочка - точно! - в душе мечтала о карьере фигуристки.

Фигурное катание по праву пользуется славой одного из самых красивых видов спорта. А еще - одного из самых популярных и самых древних. Впрочем, обо всем по порядку.

Почему катание - фигурное?

Вы удивитесь, но фигурное катание - это одна из разновидностей конькобежного, а вовсе не танцевального вида спорта. В его основе - движения спортсмена, которые он делает под музыку, скользя на одной или обеих ногах, меняя направление движения, вращаясь, прыгая и демонстрируя комбинации шагов. Если фигуристов пара, к этому комплекту добавляются еще и поддержки разной сложности.

Фигурным конькобежное катание стали называть в связи с предусмотренным правилами обязательным исполнением геометрических фигур, кругов, восьмерок, параграфов, призванным продемонстрирова ть искусство спортсмена.

Минутка истории

Один из самых красивых зимних видов спорта - еще и едва ли не самый древний. Корни его уходят аж в бронзовый век (конец 4-ого - начало 1 тысячелетия до нашей эры)! Такое мнение высказывают археологи, обнаружившие костяные коньки, которые изготовлены из фаланг конечностей, принадлежащих крупным животным. Как спорт катание стало развиваться значительно позже, после появления в 12 веке в Голландии железных коньков. Тогда-то и появились зачатки новой спортивной дисциплины - участники состязались в умении вычерчивать на ледяном зеркале изящные вензеля, сохраняя красивые позы.

Что касается России, к нам коньки пришли в эпоху царствования Петра 1, именно он привез из Европы первые образцы коньков и придумал хитроумный способ крепления лезвий прямо к сапогам. Датой рождения русского фигурного катания как вида спорта считается 1865 год, когда для всех желающих открыли каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Он был самым благоустроенным в России.

В качестве самостоятельного и полноценного вида спорта фигурное катание сформировалось уже в 19 веке, а в 1871 году было официально признано на 1 Конгрессе конькобежцев. Первые состязания были организованы среди мужчин, в 1882 году в Вене. Кстати говоря, именно фигурное катание первым из зимних видов спорта попало в олимпийскую программу - прописавшись там в 1924 году, оно неизменно входит в перечень дисциплин Олимпиады.

Фигурное катание - официально

Официальные соревнования по фигурному катанию проводятся с 1986 года: это чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие. Обычно их организуют под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU).

Современные фигуристы катаются в пяти дисциплинах - мужском и женском одиночном катании, парном катании, спортивных танцах и групповом синхронном катании. Отмечу, что последняя дисциплина пока не стала законной частью официальных соревнований, однако, для любителей этого направления в фигурном катании проводится отдельный чемпионат мира.

Пара слов о видах фигурного катания. Итак,

  • женское и мужское одиночное катание

Как понятно уже из названия, спортсмен выступает на льду один. Фигурист должен продемонстрирова ть, насколько хорошо он владеет элементами катания - вращениями (заклон, волчок, либела), прыжками (лутц, флип, тулуп, аксель, сальхов, риттбергер), шагами (дуги, тройки, перетяжки, скобки, выкрюки, петли), спиралями (движения, когда одна нога поднята выше уровня бедра). Уровень спортсмена оценивается по степени сложности и качеству исполнения групп элементов. Но судьи учитывают также и эмоциональную составляющую выступления, эстетику - артистизм, пластику, музыкальность и связь движений со звучащей композицией.

Состязания одиночников традиционно включают два этапа - короткую и произвольную программы.

  • парное фигурное катание

В этой разновидности задача усложняется - спортсмены должны не только продемонстрирова ть мастерство исполнения элементов, но и создать впечатление единства каждого движения.

Фигуристы показывают те же прыжки, спирали, шаги, но есть и особые элементы, которые может исполнить только пара: поддержки, выбросы, подкрутки, тодесы, параллельные и совместные вращения. Судьи оценивают качество и степень сложности исполнения, артистизм, а также синхронность работы фигуристов в паре - это один из очень важных критериев.

Парники катаются также в короткой и произвольной программах.

  • спортивные танцы

Спортивные танцы - весьма любопытная дисциплина с точки зрения технических требований. В отличие от парного фигурного катания, здесь на первый план выходит совместное исполнение танцевальных шагов в различных танцевальных позициях (стандартных и нестандартных). При этом разъединяться партнерам на длительное время нельзя. Программа не включает выбросы, прыжки, поддержки и другие отличительные элементы предыдущей разновидности фигурного катания. Добавлю, что в олимпийскую программу танцы на льду попали лишь в 1976 году.

Спортсмены делают акцент на внешней привлекательност и, красоте и плавности движений, костюмах, потому спортивные танцы очень зрелищны и собирают толпы болельщиков. Соревнуются танцоры в двух танцах - коротком и произвольном (ну, не стали организаторы оригинальничать) .

  • синхронное фигурное катание

Относительно новая разновидность конькобежного спорта. Спортсмены выступают командами, каждая насчитывает 16-20 фигуристов, причем кататься могут и мужчины, и женщины. ISU разграничивает команды следующим образом: новисы (1 и 2 спортивный разряды, возраст до 15 лет), юниоры (кандидаты в мастера спорта, возраст 12-18 лет) и сеньоры (мастера спорта, возраст от 14 лет и старше).

Интересно, что техника скольжения и исполнение отдельных элементов в синхронном фигурном катании ничем не отличаются от классического. Но есть, конечно, и своя специфика - катание в команде вносит коррективы. Задача коллектива - выступить единым целым. Потому у синхронистов есть особенные элементы - линия, круг, колесо, блок, персесечение. А вот прыгать более, чем в один оборот, делать любые поддержки, спирали назад категорически запрещается.

Состязания по синхронному катанию, как и в других разновидностях катания, включают короткую и произвольную программу.

Прелесть этого вида спорта заключается в том, что для получения удовольствия нет необходимости знать все правила. О фигурном катании можно разглагольствова ть долго, но лучше - смотреть и наслаждаться!

Тая Теплая

Одним из самых эстетичных видов спорта является фигурное катание. Элементы егосостоят из различных комбинаций прыжков, пируэтов, парных поддержек, вращений, дорожек шагов. Движения выполняются под музыкальное сопровождение.

Истоки этого невероятно изящного вида спорта лежат в далеком прошлом. Однако его выделение как основного связывают с появлением железных коньков. Изначально это было состязание, в котором выполнялись различные статичные фигуры в красивых позах.

Коньки

Коньки — главный атрибут фигуриста. Их лезвие имеет внутреннее и наружное ребро. Единственная сложность для обывателя состоит в разнице движений между ними. Когда спортсмен выполняет дугу, визуально может показаться, что его корпус расположен перпендикулярно льду. Однако если проследить внимательно, фигурист при выполнении этого действия немного отклоняется.

Коньки имеют определенные особенности. В передней части расположены специальные зубцы для выполнения сложных фигур. Лезвие отличается шириной и длиной. Кроме того, оно может быть изготовлено из различных видов стали. Его кривизна обеспечивает легкое скольжение. В зависимости от угла наклона, изменяется соприкосновение с поверхностью. Это дает возможность спортсмену выполнять шаги как обязательный элемент фигурного катания, а также и другие пируэты.

Главные фигуры зимнего вида спорта

Элементы принято разделять на несколько групп. Шаги относятся к базовым фигурам. Практически любой переход с наружного или внутреннего ребра оценивается как действие. В основных программах они присутствуют в качестве дорожек и связующих деталей. Особое внимание судьи обращают на техничность, грамотность и красоту исполнения.

Вращения могут быть:

  • простые (назад или вперед);
  • парные и танцевальные;
  • комбинированные;
  • со сменой ноги.

В основном судьи оценивают скорость, центровку (вращение вокруг своей оси), количество оборотов и четкость позиции. Для пар характерно выполнение действия в основном синхронно.

Как фигуристы в парах,так и спортсмены в одиночном разряде, выполняют прыжки. Оценивая прыжки, члены жюри анализируют фигурное катание, элементы которого должны быть красивыми и эффектными еще и с точки зрения правильной техники выполнения, высоты прыжка и четкости приземления. Женская программа состоит из выполнения двойных и тройных тулупов. Стандартом для мужчин является тройной аксель и каскад прыжков.

Парный и одиночный разряд

В одиночном разряде участник демонстрирует навыки владения основными фигурами: вращениями, спиралями, прыжками, шагами. От эффективности и сложности выполнения зависит уровень спортсмена. Критериями оценивания являются:

  • артистизм;
  • движения в такт музыке;
  • эстетичность;
  • четкость и техничность выполнения элементов;
  • пластика.

Парное элементы котрого выполняются в основном синхронно, по этой причине создают впечатление единых действий. Они состоят из традиционных прыжков, спиралей, шагов, а также главных характерных составляющих:

  • поддержек;
  • выбросов;
  • тодесов;
  • параллельных и совместных вращений.

Синхронность действий является основным критерием оценивания для жюри.

Танцы на льду

С технической точки зрения, в танцах на льду особое внимание уделяется шагам и позициям. Любые движения партнеры должны выполнять синхронно. По сравнению с парным разрядом, здесь отсутствуют выбросы, прыжки и другие фигуры.

Красивый внешний вид участников и плавность действий являются одной из главных составляющих Немаловажную роль играет музыкальное сопровождение и подбор элегантных нарядов для каждой соревновательной программы. Поэтому многие зрители отдают предпочтение этому направлению спорта. Основная программа исполнения включает 3 танца и элемент парного фигурного катания — поддержку.

Синхронное катание фигуристов

Группа участников синхронного катания состоит из 16—20 фигуристов. Техника, скольжение и действия не отличаются от классического соревнования. Однако существует определенная специфика. Как правило, вносятся изменения в исполнение некоторых фигур.

Основной целью командных выступлений является синхронность действий. Обязательными фигурами синхронного катания являются: пересечение, колесо, линия, блоки и круг. Во избежание травм запрещены прыжки более 1 оборота, спирали назад.

Команды должны выполнять сложную последовательность шагов. Фигурное катание, элементы которого состоят из множества поворотов и действий, выполняемых большой группой спрортсменов, выглядит еще более зрелищно. Спортсменам старших возрастных групп разрешено выполнять подъемы двух и более участников. В старших и младших разрядах проводят короткие и произвольные программы.

Основные виды шагов в фигурном катании

  • Елочка. получил название, поскольку оставляет след на льду, напоминающий елку. Спортсмены применяют этот вид действия для набора скорости и перехода к исполнению другой фигуры.
  • Подсечка. В подсечке основные движения выполняются по кругу. Она может быть задней, наружной и внутренней. Чаще всего фигуристы используют переднюю подсечку для поворота в углу катка. Это одни из простых шагов, применяемых в «рабочих» целях.
  • Шаги, основанные на совершении поворота под названием тройка. Спортсмен, исполняя его на льду, оставляет след в форме арабской цифры 3. Одна из самых распространенных фигур выглядит следующим образом: участник выполняет переднее скольжение на внешнем ребре левой ноги и резко разворачивается на 180 градусов. После этого он перемещается назад на внутренней части лезвия конька.

Профессиональные спортсмены могут выполнять различные шаги и и элементы фигурного катания. Названия элементов: скобка, крюк и выкрюк, моухок и чоктау.

Спирали

Спираль — это позиция, когда одна нога коньком касается льда, то есть является опорной, а свободная нога под различным углом поднимается выше уровня бедер. Позиции спирали классифицируют по скользящей ноге (правая или левая), ребру конька (наружное или внутреннее), направлению скольжения (назад или вперед) и по позиции свободной ноги (вперед, в сторону или назад). Спираль засчитывается, если позиция удерживается в течение как минимум 3 секунд. Выделяется 4 уровня сложности при выполнении спиралей.

Рассмотрим некоторые виды спиралей.

  1. Кораблик — это скольжение на обеих ногах, используемое в качестве связующей детали. Раньше такой элемент часто использовали и знаменитая танцевальная пара Роман Костомаров и Татьяна Навка. Один из видов кораблика отличается тем, что ноги расположены параллельно друг другу, а упор приходится на внутреннее лезвие конька. Спортсмен будет перемещаться по прямой линии или вокруг своей оси.
  2. Ласточка. Спортсмен, выполняя скольжение, поднимает свободную ногу как можно выше до такого уровня, чтобы получился прямой угол. В зависимости от ребра конька, на котором выполняется скольжение, спирали могут быть наружными, внутренними, задними и передними.
  3. Уголок — разновидность исполнения задней и передней подсечки. К примеру, выполняя скольжение на внутреннем лезвии конька, фигурист, немного присаживается, опуская корпус и вынося свободную ногу наружу. Спирали также включены в основные элементы женского фигурного катания.

Вращения

Самым распространенным вариантом вращения является винтик. В начале фигуристу необходимо согнуть ногу, а руки соединить вместе на уровне груди. Затем спортсмен постепенно ногу опускает и выпрямляет. Эффект создается за счет общей динамики действий и скорости исполнения. Существует и другой вариант, где свободная часть выносится за опорную ногу.

Волчок является самым популярным вращением в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная вытягивается параллельно ледяному полотну. Существует несколько вариантов исполнения этой детали.

Ласточка исполняется фигуристом на опорной ноге с вытянутыми руками. Другой разновидностью является либела — круговое движение с наклоном вперед и обратным подъемом.

Заклон — обязательный элемент женского фигурного катания. При выполнении этого элемента, спортсменка выгибается, а ее свободная нога выносится назад и выворачивается наружу.

Прыжки

В этом виде спорта принято разделять зубцовые и реберные прыжки. Таким образом, фигурист отталкивается от носка (зубца) или ребра конька. На данный момент спортсмены выполняют следующие 6 типов прыжков: флип, лутц, риттбергер, сальхов, тулуп, аксель.

Аксель — обязательный элемент парного фигурного катания. Он выполняется с переменной ноги движением вперед. Прыжок может быть одинарным, двойным и тройным.

Сальхов исполняется с переменной ноги. Чаще всего фигуристы используют несколько тройных подходов. В другой ситуации можно применить переступание, когда правая нога следует вперед, а левая во внутреннюю сторону назад. Переход к толчковой дуге является более эффектным и динамичным.

Тулуп - один из разновидностей прыжков. Спортсмен начинает его выполнять с правой ноги в три оборота (словно выписывая цифру 3). В результате чего он должен вернуться в начальное положение.

Фигуристы начинают риттбергер, с внешней стороны правой ноги. Спортсмены с легкостью исполняют этот несложный элемент. Прыжок схож с акселем по методу отталкивания.

Флип является зубцовым прыжком,начинаясь с характерного удара правой ноги об ледяное полотно. Выполняется с внутреннего ребра левой ноги, а приземление осуществляется на правую.

Лутц — это один из самых сложных прыжков. Обыватель может спутать с флипом, но у этих двух элементов есть существенное отличие: лутц прыгают с внешнего ребра, перед эти заходя на длинную дугу.

Элементы фигурного катания для начинающих: дорожка шагов, передняя и задняя спираль, аксель в два оборота.

Фигурное катание — это один из немногих видов спорта, который воспитывает в человеке чувство уверенности, стремление к борьбе и духовной красоте.

Фигурное катание - сложнокоординационный вид конькобежного спорта, в котором основная задача спортсмена (пары, группы) - передвижение по ледовой площадке на коньках, предусматривающее перемены направления движения и выполнение различных элементов (шагов, прыжков, вращений, поддержек и т.д.) под музыку.

Вначале фигурным катанием занимались только зимой, на льду замерзших водоемов. Однако в наши дни состязания по данному виду спорта проходят на искусственно созданных ледовых площадках, размер которых может колебаться в пределах от 51х24 м до 61х30 м. Олимпийский стандарт площадки для фигурного катания - 60х30 м, угловой радиус - 8 м. Температура льда не должна быть ниже от -3 до -5 °С, чтобы обеспечить хорошее сцепление с коньками спортсменов.

Катание на коньках известно человеку с незапамятных времен. Наиболее древние коньки, изготовленные из костей лошади, были найдены археологами у реки Южный Буг, неподалеку от Одессы и по времени создания относятся к периоду бронзового века. Упоминания о коньках из берцовых костей животных помещено в "Хронике знатного города Лондона", написанной монахом Стефаниусом в 1174 году.

С течением времени конструкция коньков постепенно усложнялась. В летописях XIV-XV вв. можно отыскать информацию о деревянных коньках с прикрепленными к ним лезвиями из металла (вначале - из железа или бронзы, позже - из стали). Существуют также гравюры, изображающие катание на коньках такого рода.

Родиной фигурного катания считается Голландия - немалое количество каналов, зимой превращавшихся в отличные беговые дорожки, послужило причиной живейшего интереса жителей этой страны к передвижению по льду на коньках. Причем голландцы не только занимались фигурным катанием, в те времена заключавшимся в искусном вычерчивании на льду различных, порой довольно сложных, фигур (сам фигурист обязан был сохранять при этом красивые и устойчивые позы), но и совершали по замерзшим руслам водоемов непродолжительные путешествия.

Однако первый клуб конькобежцев возник в Эдинбурге (Великобритания) в 1742 году. В этой же стране были разработаны правила проведения состязаний по фигурному катанию, а в 1772 году - издана книга "Трактат о катании на коньках" (автор - лейтенант артиллерийских войск Англии Роберт Джоунз), содержавшая в себе упомянутые правила, а также практические рекомендации фигуристам и конькобежцам.

Первое международное состязание по фигурному катанию состоялось в Вене (Австрия), в 1882 году. Программа этих соревнований легла в основу нынешних выступлений фигуристов. Вначале спортсмены выполняли обязательные фигуры и произвольную программу. Короткие же программы, в которых фигуристы под музыку должны продемонстрировать умение выполнять наиболее сложные элементы, появились лишь столетие спустя.

В России коньки появились во времена Петра I. Именно он внес некоторые усовершенствования в их конструкцию - предложил крепить коньки непосредственно к подошве обуви. Поскольку передняя часть деревянных "бегунков" украшалась иногда искусно вырезанной из дерева конской головой, "голландскую потеху" стали именовать "коньками".

В 1838 году в Петербурге было издано пособие для фигуристов - "Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами", написанное учителем гимнастики военно-учебных заведений Г.М. Паули. Первый общественный каток в России был открыть в 1865 году в Юсуповском саду (Петербург), здесь же в 1877 году было образовано Общество любителей бега на коньках.

Первый международный турнир фигуристов, получивший статус неофициального мирового чемпионата, проводился зимой 1890 года в Петербурге. В этом же городе, спустя 6 лет, под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ), созданного в 1892 году, проходил первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию. Участников - исключительно спортсменов мужчин - было всего четверо.

Чемпионат Европы по одиночному фигурному катанию среди мужчин был проведен в 1891 году в Гамбурге. Женщины же начали принимать участие в состязаниях такого рода с 1930 года (первый чемпионат Европы среди фигуристок проходил в Вене).

В 1906 году в Давосе (Швейцария) был проведен первый чемпионат мира по фигурному катанию для женщин. А первый совместный чемпионат, в котором принимали участие и женщины-фигуристки и мужчины-фигуристы, был проведен лишь после Первой мировой войны.

В 1976 году в Меджеве (Франция) впервые проводился чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров. Соревнования по фигурному катанию были включены в программу всех зимних Олимпиад.

Разряды фигурного катания:

- Одиночное катание (мужское и женское), в котором главная задача спортсменов - продемонстрировать высокий уровень овладения основными элементами (прыжки, спирали, вращения, шаги и т.д.), а также пластичность, артистизм, умение согласовывать движения с музыкой. Соревнования подразделяются на два этапа: короткая программа и произвольная программа;
- Состязания спортивных пар - проводятся с 1908 года, впервые проходили в Юсуповском саду Петербурга. Спортсмены не только демонстрируют уровень овладения основными элементами, как традиционными, так и свойственными только данному виду фигурного катания (поддержки, выбросы, тодесы и т.д.), но и стараются воздать впечатление единства действий посредством синхронного исполнения различных движений. В данном виде состязаний также имеют место два этапа: короткая и произвольная программа;
- Спортивные танцы на льду - данный вид соревнований появился в Великобритании в конце 40-х годов прошлого века. В перечень категорий состязаний чемпионата Европы был включен в 1952 году, в программу зимней Олимпиады - в 1976 году. В отличие от парного катания, спортивные танцы на льду не предусматривают выполнения выбросов, прыжков и т.д., а также длительного разъединения партнеров. Это направления фигурного катания наиболее зрелищное, так как плавность движений и привлекательность внешнего вида пары, а также гармоничное сочетание рисунка танца с ритмомелодическими характеристиками музыкального произведения имеет здесь решающее значение. В программу данного вида соревнований входят обязательный, оригинальный и произвольный танцы;
- Синхронное фигурное катание - не является олимпийским видом спорта. Мировую известность обрело в конце 80-х годов XX века. Особенно популярно в США, Канаде (именно здесь с 1983 года проходят ежегодные чемпионаты по данному разряду фигурного катания), Англии, Швеции, Финляндии. Обычно команда состоит из 16 человек (причем в составе может быть не более 6 мужчин), однако, согласно регламенту некоторых соревнований, количество и состав выступающих могут изменяться. Спортсмены в данном разряде фигурного катания подразделяются на "Новисов" (возраст - до 15 лет), "Юниоров" (15-18 лет) и "Сениоров" (старше 18 лет). Состязания проводятся согласно стандартным правилам фигурного катания на обычной хоккейной площадке. В 2007 году синхронное фигурное катание было включено в перечень состязаний зимней Универсиады в качестве демонстрационного вида спорта;
- Катание "четверок" - соревнование, отличающееся от парного катания лишь тем, что на льду одновременно находятся 4 спортсмена (т.е. 2 пары). Выступления такого рода впервые были проведены в 1914 году, и проходили регулярно до 1964 года. После длительного перерыва катание "четверок" возобновилось в 1981 году и в наши дни чрезвычайно популярно в США и Канаде.

Наиболее известные мировые соревнования по фигурному катанию, проводящиеся под эгидой Международного союза конькобежцев:

- Чемпионат Европы по фигурному катанию - проходит, начиная с 1891 года, ежегодно, как правило, в январе;
- Чемпионат мира по фигурному катанию - проходит, начиная с 1896 года, один раз в году, чаще всего в марте;
- "Четыре континента" или Чемпионат Четырёх континентов по фигурному катанию (англ. Four Continents Figure Skating Championships) - проходит ежегодно, начиная с 1999 года. Является аналогом чемпионата Европы для неевропейских стран. В этих соревнованиях состязаются спортсмены четырех континентов (Австралии, Азии, Америки и Африки);
- Чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров - проводится с 1976 года. В этих соревнованиях участвуют фигуристы в возрасте от 13 до 21 года. Состязания проходят ежегодно в конце февраля - начале марта;
- Кубок мира по синхронному фигурному катанию - проводится ежегодно, начиная с 1983 года;
- Чемпионат мира по синхронному фигурному катанию - проходит с 2000 года;
- Командный чемпионат мира по фигурному катанию (англ. ISU World Team Trophy in Figure Skating) - проводящийся с 2009 года турнир, в котором за обладание денежным призом (1 000 000 $) состязаются команды из шести стран, продемонстрировавших на соревнованиях данного сезона под эгидой ИСУ наиболее высокий уровень. Этот вид состязаний был организован на основе турнира "Japan Open" проходящего в Японии с 1997 года и больше напоминавшего шоу (команды приглашались не согласно рейтингу, а по уровню популярности в Японии). Главная задача состязания, проводящегося раз в 2 года в апреле - стимуляция развития всех видов фигурного катания. Причем если фигуристы отказываются от участия в вышеупомянутых соревнованиях, к ним применяются различного рода штрафные санкции (например, запрет на участие в следующем чемпионате мира, а также любых выступлениях и шоу, проходящих до 26 апреля включительно и т.д.).

В Голландии - на родине фигурного катания - были разработаны все обязательные фигуры, выполняемые спортсменами во время выступления. Действительно, данный вид спорта зародился в Голландии. Однако все обязательные фигуры, как и правила соревнований, создавались и разрабатывались в Великобритании, поскольку именно там был образован первый клуб конькобежцев.

Существует международная федерация фигурного катания. Нет, фигуристы не имеют собственного международного объединения и входят в состав Международного союза конькобежцев (ИСУ). Под эгидой вышеупомянутой организации проводятся все состязания мирового уровня по фигурному катанию.

Фигуристки выступали в длинных юбках до начала XX века. Ошибочное мнение. Еще в XIX веке, по инициативе английской принцессы Мэри, юбки фигуристок были укорочены наполовину.

До 1906 года женщины в мировых соревнованиях по фигурному катанию не участвовали. Да, это так. Но в 1901 году спортсменке из Англии Мэдж Сайерс в виде исключения была предоставлена возможность участвовать в соревнованиях по фигурному катанию наравне с мужчинами-спортсменами.

Фигуристы - профессиональные спортсмены. В наши дни это действительно так. Однако в те времена, когда фигурное катание только зарождалось, данный вид спорта считался просто забавой и приятным времяпровождением, заниматься которым подолгу и всерьез мог себе позволить не каждый обыватель. Потому наиболее известные фигуристы были учеными, инженерами, общественными деятелями, художниками и актерами. Например, знаменитый российский писатель Лев Толстой частенько посещал каток, а впоследствии подробно и правдиво отображал свои впечатления на страницах собственных произведений. Премудрости фигурного катания чрезвычайно успешно осваивала и математик Софья Ковалевская под руководством профессора королевского университета Стокгольма Лефлера. А во Франции лучшей фигуристкой считалась королева Мария-Антуанетта, превосходившая на ледовом поле многих мужчин, занимавшихся данным видом спорта.

Фигурное катание, как зимний вид спорта, входит в программу зимних Олимпийских игр. Да, но вначале фигурное катание было включено в программу IV летних Олимпийских игр 1908 года (Лондон, Великобритания), хотя создание катка с искусственным льдом (одного из первых в Европе) потребовало от организаторов игр немалых усилий.

Ботинки для фигуристов следует подбирать на размер больше. Нет, такое правило действует только при выборе обуви для конькобежцев. Фигуристам же подбирают обувь размер в размер, с расчетом на то, что надеваться он будет на шерстяной носок. Для того, чтобы ноги в процессе тренировок не затекали, под язык ботинка рекомендуют подкладывать или подшивать специальную прокладку из поролона - это также следует учесть при выборе обуви.

Ботинки фигуриста должны быть высокими и очень жесткими. Действительно, высота ботинка для фигурного катания примерно на 20 см превышает высоту обычной обуви. Данная особенность конструкции обусловлена тем, что при выполнении некоторых сложных фигур требуется максимально возможное единство конька, ботинка и ноги фигуриста. Жесткость же обуви такого рода должна иметь место, однако порой задник новых ботинок отличается чрезмерной жесткостью, и натирает ногу в процессе занятий на льду. В этом случае рекомендуется размять задник руками.

Для новичков подойдут ботинки любого цвета. Да, однако, в соответствии с заведенным порядком фигуристки предпочитают ботинки белого цвета, фигуристы - черного.

Коньки перед первым же выходом на лед следует закрепить как можно прочнее. Это не совсем так. Вначале для крепления применяют только несколько контрольных винтов, и лишь после того, как фигурист завершит апробацию коньков на ледяной площадке, их закрепляют полностью на все винты и, при необходимости, смещают в ту или другую сторону. Некоторые специалисты считают, что лезвия коньков должны быть смещены внутрь по отношению к центральной линии ботинка - в этом случае катание будет способствовать укреплению щиколотки.

Шнуровать ботинки надо очень туго. Нет, в этом случае подвижность стопы будет нарушена, что негативно скажется и на самочувствии фигуриста, и на качестве выполняемых им движений. До сгиба стопы ботинки шнуруются довольно туго, чтобы избежать затекания ног и переохлаждения во время тренировок. На сгибе завязывают простой узел, переворачивают концы шнурка для улучшения фиксации затяжки, и продолжают шнуровку, делая ее менее тугой.

В начале обучения можно использовать наборы для массового катания. Ошибочное мнение. Ни юным фигуристам, ни любителям ботинки, предназначенные для посещений катка несколько раз в году с целью развлечения, не рекомендуются. Дело в том, что такая обувь не отличается высоким уровнем прочности, изготавливается из слишком мягких материалов, не обеспечивающих надежную фиксацию ноги в районе голеностопного сустава и пятки. Потому существует риск, что ботинки либо очень быстро порвутся, либо станут причиной травмы начинающего спортсмена. Да и лезвия в "клепаных" наборах не имеют нужной кривизны, и форма и качество зубцов далеки от совершенства, что, во-первых, не позволит спортсмену научиться удерживать равновесие, во-вторых, чрезвычайно затруднит выполнение даже простейших элементов фигурного катания. Поэтому лучше всего приобретать специальные ботинки для фигурного катания и лезвия к ним, а крепление конька к подошве поручить опытному мастеру или тренеру.

Наиболее действенные тренировки - те, которые проходят на ледовой площадке. Это не совсем так. Специалисты утверждают, что вначале юные фигуристы должны потренироваться на менее скользких поверхностях - например, на дощатом полу, причем вначале движения отрабатывают в обычной обуви, и только потом - в зачехленных коньках. Очень полезны различного рода имитационные упражнения (толчки, скольжение и т.д.), которые часто используются не только начинающими, но и опытными спортсменами. После таких тренировок человек будет чувствовать себя на льду гораздо увереннее.

Во время тренировок нужно всеми силами избегать падений. Безусловно. Однако под силу это отнюдь не всем. Даже опытные спортсмены во время освоения сложных прыжков и элементов иногда теряют равновесие. Потому тренеры с самого начала учат юных фигуристов правильно падать. Умение группироваться при падении, уберегающее спортсменов от серьезных травм и ушибов, пригодиться не только в процессе тренировок, но и в повседневной жизни (например, во время гололеда, когда падения людей на улицах довольно часты). Также следует учесть, что фигурист должен уметь не только правильно падать, но и быстро и правильно вставать - во время выступления это умение позволит ему не выбиться из музыкального ритма.

Травмы при занятиях фигурным катаниям довольно часты. Поскольку фигурное катание не предусматривает наличие какой-либо защитной экипировки, травмы спортсменов действительно случаются. Особенно уязвим опорно-двигательный аппарат, в частности поясничный отдел, коленные суставы и лодыжки, причем переломы довольно редки, а вот растяжения связок и сухожилий - явление чрезвычайно распространенное. Следует отметить, что наибольшее количество травм имеет место в парном катании, когда ошибки допускаются фигуристами во время выполнения прыжков с поддержкой партнера (чаще всего на тренировках, во время освоения новых сложных элементов). Меньше всего травм у спортсменов, занимающихся танцами на льду.

Новичкам следует учиться стоять на коньках, опираясь на бортик площадки. В некоторых случаях одни начинающие фигуристы действительно поступают именно так, другие, по совету тренера, используют как опору стул или же просят о поддержке старших товарищей, более опытных в данном виде спорта. Однако специалисты предупреждают - такое положение вещей отнюдь не способствует быстрой акклиматизации, потому лучше всего первые шаги на ледовой площадке делать подальше от бортика и без посторонней помощи.

Для ускорения перемещения по льду фигуристы используют движения корпусом. Совершенно ошибочное мнение. Спортсмены передвигаются по ледовой площадке исключительно за счет согнутых в коленях ног, корпус же в это время остается неподвижным, спина - прямой.

Новички частенько не знаю, куда деть руки - они только мешают в обретении равновесия. Чаще всего так и случается - человек, привыкший к тому, что руки движутся в такт с ногами (чаще всего при шаге левой ногой происходит взмах правой руки и наоборот), оказавшись на льду, понимает, что такой способ передвижения абсолютно не подходит для скольжения на коньках по ровной поверхности площадки. Потому юные фигуристы первым делом учатся правильно держать руки, слегка разводя их в стороны ладонями вниз. Именно такое их положение помогает спортсмену обрести устойчивое равновесие.

Для того чтобы двигаться по дуге, фигуристу приходится прилагать немало усилий - гораздо проще ездить по прямой. Это не так. Если понаблюдать за фигуристами, можно заметить, что они движутся не по прямой линии, а по большим дугам. Новичков же порой разворачивает спиной к движению. Удивляться этому не стоит - такое положение вещей обусловлено особой конструкцией коньков для фигурного катания, которые отличаются и от хоккейных, и от беговых. Внимательно присмотревшись к лезвию конька, можно заметить, что оно выточено в форме желоба с ребрами (приподнятыми острыми краями) и несколько выгнуто. Именно благодаря такой форме конька скользить по дуге фигуристу проще, чем по прямой (при условии, что он слегка наклонит туловище в направлении центра описываемой окружности - без этого нехитрого маневра движение по кругу попросту невозможно). А для выполнения вращений, резких остановок и многих сложных элементов используются острые зубцы, размещенные на передней части конька.

Для увеличения скорости во время катания на льду следует наклонить туловище чуть вперед. Такое правило действенно в конькобежном спорте, но не в фигурном катании. Если фигурист желает набрать скорость, он будет держать туловище прямо, не наклоняясь вперед и не прогибаясь назад. Ведь лишь в том случае, когда центр тяжести тела расположен над центром конька опорной ноги, можно развить довольно большую скорость без риска зацепиться за лед зубцами коньков, что приводит к остановке. Однако следует учесть, что для выполнения некоторых элементов и фигур спортсмены могут использовать наклоны корпуса вперед и в стороны.

Зубцы на передней части лезвия конька помогают фигуристу останавливаться почти мгновенно. Использование зубцов в сочетании с наклоном туловища, либо же других способов торможения (например, прыжков), безусловно, приведет к остановке. Однако следует помнить, что инерция движения фигуриста сохранится, и она будет тем больше, чем большей была скорость спортсмена. Потому мгновенная остановка попросту невозможна.

Наиболее простые и не столь важные элементы в фигурном катании - шаги. Некоторое время считалось, что шаги в фигурном катании - всего лишь разные способы, призванные помочь спортсмену добиться ускорения передвижения по определенной траектории и в нужном направлении. Однако на самом деле роль шагов отнюдь не исчерпывается вышесказанным. Во-первых, именно шаги связывают воедино элементы или части композиции, во-вторых, они раскрывают ритмические особенности музыкального произведения, а также способствуют демонстрации артистизма и техники фигуристов, в-третьих, шаги включены в обязательную программу, что служит неоспоримым доказательством признания их довольно сложными элементами фигурного катания. И, наконец, следует помнить, что именно данный элемент позволяет проявить оригинальность мышления как самих фигуристов, так и их тренеров - ведь шаги, включенные в обязательную и произвольную программу спортсменов, не должны повторять изобретенные ранее. Чаще всего эффект новизны достигается за счет смены ритма и различных сочетаний составных элементов шага.

Начинать заниматься фигурным катанием следует в раннем возрасте. Действительно, специалисты считают, что премудрости данного вида спорта следует постигать с 4-5-летнего возраста, когда связки и мышцы наиболее эластичны, и еще не выработался страх перед падениями.

Чем чаще будет тренироваться юный фигурист - тем более выносливым, здоровым и умным он вырастет. Да, регулярные занятия фигурным катанием способствуют улучшению координации движений, подвижности, энергичности, а также повышению успеваемости. К тому же дети становятся более дисциплинированными и целеустремленными. Однако если тренировки проходят слишком часто - ежедневно, а то и дважды в день (утром и вечером) - здоровье маленьких спортсменов не только не улучшается, но и порой ухудшается (например, может появиться вялость, головная боль, отсутствие аппетита, что зачастую свидетельствует о переутомлении). Кроме того, юные фигуристы могут напрочь потерять интерес к данному виду спорта. Потому специалисты считают, что оптимальный режим тренировок, особенно на начальном этапе обучения - не более трех уроков в неделю.

Музыкальную программу для фигуриста составить легко - достаточно лишь подобрать несколько отрывков из различных произведений (лучше всего классических), отвечающих ритмическому рисунку будущего выступления, и соединить их вместе. Ошибочное мнение. Специалисты считают, что, во-первых, музыку для выступления нужно подбирать с учетом возраста фигуриста, поскольку в некоторых случаях использование глубокой и серьезной симфонической музыки для сопровождения короткой или произвольной программы может негативно сказаться на формировании музыкального вкуса юного спортсмена. Во-вторых, созданием композиции из различных музыкальных отрывков должен заниматься человек, знающий законы развития музыкального произведения. Если же в таком сложном деле полагаться лишь на интуицию, композиция получится несовершенной и дисгармоничной. И, наконец, следует принимать во внимание общие законы подготовки музыкального сопровождения для выступлений фигуристов разных категорий. Например, в коротких программах чаще всего используются небольшие отрывки музыкальных произведений с различными ритмомелодическими характеристиками. Обязательная программа в некоторых случаях исполняется под музыку, предусмотренную регламентом соревнований и т.д.

Произвольная программа может быть увеличена или уменьшена на 10 секунд. В некоторых случаях такой допуск действительно разрешается. Однако следует помнить, что в основном правила соревнований не допускают уменьшения или увеличения времени катания, потому за каждые 5 секунд недоката (или переката) в произвольной программе фигурист получает 1 штрафное очко, за 6-10 секунд - 2 штрафных очка и т.д.

Если выступление фигуриста по какой-либо причине прервано - он имеет право повторно выполнить программу. Согласно правилам, если в случае остановки музыки, повреждения экипировки, или же под воздействием иных факторов выступление прерывается, участник получает три минуты на устранение неполадок или препятствий. По истечении указанного срока по сигналу рефери спортсмен продолжает выступление с того места, на котором оно оборвалось. Повторно выполнить всю программу нельзя.

Шкала сложности элементов фигурного катания порой изменяется. Это действительно так. За выполнение наиболее сложных элементов (например, тройной и четверной подкрутки, двойного акселя и т.д.) в наши дни спортсмену начисляется больше очков, чем несколько лет назад. Все дело в том, что указанные движений сложны в исполнении, вследствие чего используются спортсменами довольно редко, а увеличение базовой стоимости поощряет фигуристов включать эти элементы в программу выступлений на соревнованиях различного рода.

Все прыжки в фигурном катании начинаются с резкого толчка, выполняемого ребром конька. Ошибочное мнение. В фигурном катании существует 6 видов прыжков:
- тулуп (англ. toe loop jump - "прыжок петлей с носка") - появился в 20-х годах прошлого века. Тройной тулуп впервые был выполнен в 1964, четверной с ошибками - в 1983 и 1988, чистый - в 1991 году. Именно этот сложный прыжок в наши дни приносит спортсмену наибольшее количество баллов - 9 (в то время как тройной - 4, двойной - 1,3, обычный - 0,4);
- лутц (луц) - второй по сложности зубцовый прыжок. Свое наименование он получил в честь Алоиза Лутца, австрийского фигуриста, впервые исполнившего данный элемент в 1913 году;
- флип (англ. flip - "сальто, петля") - прыжок, начинающийся с толчка зубцом правой ноги;
- сальхов (англ. salchow) - назван в честь фигуриста из Швеции Ульриха Сальхова, который впервые исполнил этот прыжок в 1909 году;
- риттбергер ("прыжок петлей", англ. loop - "петля") - один из самых сложных реберных прыжков. Получил свое название в честь Вернера Риттбергера, немецкого фигуриста, который, по некоторым данным, первым исполнил этот элемент в 1910 году. Однако известный фигурист из России Николай Панин-Коломенкин утверждал, что автором вышеупомянутого прыжка является вовсе не Риттбергер, а русский спортсмен А. Лебедев, исполнивший прыжок петлей еще в 1890 году. Тройной риттбергер был впервые продемонстрирован мужчинами-фигуристами в 1952 году, женщинами - в 1968 году;
- аксель (англ. axel jump) - наиболее сложный прыжок. В отличие от остальных исполняется при движении вперед, вследствие чего количество оборотов в нем не целое (1,5, 2,5 и т.д.). Назван в честь фигуриста из Норвегии Акселя Паульсена, который впервые исполнил этот прыжок в 1882 году. Чаще всего аксель исполняют мужчины-спортсмены, и лишь изредка - женщины.
Первые три (тулуп, лутц, флип) относятся к так называемым носковым (зубцовым) прыжкам - отталкивание от льда производится носком конька. Три последних прыжка относятся к реберным, поскольку при их исполнении фигуристы отталкиваются ребром конька.
Кроме того, существуют прыжки, использующиеся только как связки в комбинациях других прыжков, но не имеющие статуса самостоятельных элементов фигурного катания. Например, ойлер (англ. half loop - "полупетля") чаще всего является связкой между двумя последовательно выполняемыми тулупами, а перекидной прыжок ("кадет", "летучая тройка" или вальсовый, англ. waltz jump) - подготовительным к акселю.

Псевдоним известного фигуриста Николая Коломенкина был его собственной выдумкой. Да, упомянутый фигурист действительно выступал на соревнованиях под фамилией Панин. Однако этот псевдоним был придуман не самим фигуристом, а "подарен" ему другом и учеником Сергеем Крупским (причем Коломенкин был тренером Крупского не в фигурном катании, а в велоспорте). После сильной травмы Крупский вынужден был завершить спортивную карьеру. Именно тогда он уговорил Коломенкина использовать псевдоним "Панин", поскольку считал эту фамилию счастливой.

Занятия фигурным катанием способствуют похудению лучше, чем фитнес. Во время занятий данным видом спорта за 1 час организм сжигает около 400 ккал, при этом задействованы и те мышцы тела (особенно ног), с которыми очень трудно работать даже с использованием различных тренажеров. Следует учесть, что воздействие оказывается на многие группы мышц одновременно, вследствие чего экономится немалое количество времени (которое потребовалось бы на проработку каждой указанной группы мышц по отдельности посредством того или иного упражнения или тренажера) и средств. Потому фигурное катание действительно является довольно эффективным средством избавления от лишних килограммов. Главное, особенно на первых порах (как и в фитнесе) - не переусердствовать, чтобы не заработать крепатуру. И ни в коем случае не нужно пытаться освоить сложные фигуры (особенно прыжки) без помощи тренера - это чревато падениями и травмами.

Перед соревнованиями фигуристы садятся на строгую диету. Изменения в рационе фигуристов в указанный период действительно имеют место. Снижая общую калорийность рациона (на 1 кг массы тела - 30-35 ккал, при том, что обычно калорийность рациона фигуристов - 60-65 ккал/кг), уменьшая потребление белков и жиров, а также исключая из рациона некоторые продукты (хлебобулочные изделия, картофель, гарниры и т.д.) и применяя бессолевую диету (в первые 2-3 дня), спортсмены добиваются уменьшения ("сгонки") массы тела. Но такого рода ограничения - скорее исключение, чем правило. Чаще всего регулирование массы тела фигуристов проводится постепенно, в течение длительного времени, и включает в себя не только подчинение питания определенным правилам, но и различного рода тепловые процедуры, а также тренировки разного уровня интенсивности.
Чаще всего изменения в питании фигуристов перед выступлениями направлены не на снижение веса, а на развитие так называемой "суперкомпенсации" (максимального насыщения мышц гликогенами). Ведь мышечные волокна с максимальным содержанием гликогенов становятся более крепкими и способными выдерживать сильные нагрузки в течение длительного времени. Именно с целью достижения вышеописанного эффекта, за неделю до соревнований спортсмены изменяют график тренировок (первые 4 дня тренируются не более 1-2 часов в день со средней интенсивностью, в последующие 3 дня - сокращают продолжительность занятий до 30-60 минут) и потребляют мало углеводов (не более 350 гр. в сутки).

Первоначально люди использовали коньки по аналогии с лыжами, только для перемещения не по снегу, а по льду. Однако со временем те, кто жили рядом с замерзавшими зимой водоемами, стали применять их не только для езды по скользкой поверхности, но и для исполнения красивых элементов. Прогулки на коньках из формы досуга постепенно приобретали характер состязаний.

Сначала соревновались в умении начертить на льду лезвием красивый след и рисовать фигуры. Толчком к развитию становились находки новых способов выполнять движения, позволяющие совершенствовать и усложнять это искусство.

В 1871 г. союз конькобежцев признал фигурное видом спорта. Постепенно оно становились все сложнее. Умения точно вычерчивать заявленный рисунок уже не отражало степень мастерства профессиональных фигуристов. Появлялись новые элементы, менялась система судейства. Так, отдельно стало оцениваться техническое мастерство и артистизм.

Сегодня этот вид спорта выглядит как сольное, парное или групповое выполнение элементов под музыку в соответствии с определенными требованиями. Он относится с сложнокоординационным видам, таким как гимнастика, и требует хорошей общефизической подготовки. Во время выполнения упражнений фигуристы испытывают большие нагрузки, особенно на ноги и позвоночник. При этом вид спорта является и одним из самых эстетичных. Ведущие спортсмены входят в состав национальной сборной и тренируются в олимпик-центрах.

Ключевые правила современного фигурного катания:

  • в каждом виде спортсмены исполняют короткую и произвольную программу;
  • длительность выступления регламентирована и не может быть больше или меньше установленной;
  • есть ограничения по простоте и сложности. Так, спортивные пары не могут включать в короткую программу элементы в 4 оборота. Одиночники в короткой программе не могут выполнять прыжки менее 3 оборотов вне , за исключением двойного акселя;
  • существует список элементов, которые спортсмен обязан исполнить: определенное количество прыжков, каскадов, поддержек, вращений и т.д. Последовательность при этом может быть любой;
  • требование выполнять элементы определенным образом: например, во время поддержки у спортивных пар рука партнера должна быть полностью выпрямлена, в противном случае элемент не будет засчитан;
  • возрастной порог: во взрослых соревнованиях не могут участвовать фигуристы моложе 15 лет. Происхождение этого требования связано с возможностью молодых девочек выполнять технически сложные прыжки при недостаточном уровне выразительности и зрелости катания.

Также в правилах прописаны критерии, по которым оцениваются элементы. На их основании определяются уровни, засчитываются надбавки и штрафы — за падения, некачественное исполнение и даже завершение выступления после музыки. Подробное описание этих критериев позволяет заранее просчитывать примерную стоимость программы.

Каждый год в правила вносятся корректировки. Их цель — обеспечить максимально объективную оценку выступления фигуристов и сделать программы сбалансированными по красоте и сложности. Решения принимаются на заседаниях ИСУ. На основании этой информации происходит постановка программ.

Основные элементы фигурного катания

При постановке программы фигурист должен включить в нее все обязательные элементы. Их количество четко регламентировано, судьями оценивается чистота и качество исполнения. Возрастающая конкуренция вынуждает лидеров и их тренеров постоянно придумывать новые способы выполнять и усложнять программы.

Шаги

Шагами называются все виды толчков, дуг, крюков и прочих движений, благодаря которым спортсмен перемещается по площадке. Они помогают набрать перед заходом на прыжок, связывают элементы между собой или бывают самостоятельной частью программы (дорожка шагов, твизлы). Именно шаги являются базовым элементом, с которого начинающие постигают азы фигурного катания.

Спирали

Спираль — элемент женского и парного катания, во время исполнения которого спортсмен едет на одной ноге, вторая при этом поднята вверх. Засчитывается только в случае, если колено и стопа находится выше уровня бедер. Раньше комбинация спиралей была обязательной частью программы у женщин, сейчас они отдельно не оцениваются и стали составной частью хореографической дорожки.

Вращения

Обороты на одной ноге вокруг своей оси называются вращениями. Оценивается положение тела, соблюдение центровки (спортсмен не должен перемещаться с точки начала вращения), количество оборотов и быстрота. По правилам во время вращения спортсмен должен хотя бы один раз поменять позицию или ногу, не прекращая движение. Из-за физиологических различий есть вращения, которые выполняют преимущественно девушки, например, . У спортивных пар и танцоров существуют свои виды вращения: параллельное и совместное.

Прыжки

Во время прыжка спортсмен отталкивается отрывается ото льда обеими ногами. Чтобы элемент получил оценку, необходимо сделать несколько оборотов вокруг себя. Прыжки делятся на реберные ( , ) и зубцовые ( , флип). Последовательность из двух или трех прыжков подряд называется каскадом. Этот элемент очень травмоопасен и для успешного выполнения требует хорошей подготовленности спортсмена.

При оценивании элемента учитывается заход, положение тела в воздухе, приземление и выезд. В парном катании важным требованием является синхронность. В танцах прыжки запрещены.

Некоторые прыжки не оцениваются, а служат связками между элементами или частью хореографической дорожки: ойлер, прыжок во , прыжок-шпагат.

Одежда и снаряжение для фигурного катания

По правилам костюм фигуриста должен отражать характер музыки. Кроме того, к одежде предъявляются утилитарные требования: она должна быть удобной, прочной и не стеснять движений. Все декоративные элементы необходимо надежно закреплять — падение небольшой блестки на лед чревато травмами и карается снятием балла.

Главный атрибут фигуриста — . Топовые спортсмены нередко делают их на заказ, по слепку ноги.

Ледовая арена

Тренировки и соревнования проходят на крытых катках. Основание заливают искусственным льдом. При этом требуется поддержание определенной температуры поверхности. Единого регламента по размерам площадки нет, но углы ее должны быть закруглены. Североамериканские катки традиционно меньше европейских и азиатских. Олимпийский каток должен быть 60*30 м.

Судейство

Современная система судейства появилась в начале XXI в. Ее возникновение связано с судейским скандалом на зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк Сити. Подозрение в пристрастности арбитра привело к вручению второго комплекта золотых медалей и кардинальной смене системы выставления баллов. Новый проект был подготовлен очень быстро, и уже через четыре года, на Олимпиаде в Турине, выступления оценивались по обновленной системе. Главным ее отличием стало определение стоимости каждого технического элемента. Также она расшифровывает составляющие выступления, которые раньше обозначались термином «артистизм».

Выступление оценивают две бригады арбитров. Первая выставляет баллы за техническое исполнение обязательных элементов. В этой бригаде три человека, решающим является слово технического контролера. Судьи определяют выполненные элементы и оценивают их класс. С сезона 20018/2019 базовые оценки могут варьироваться от плюс пяти до минус пяти. Это дает преимущество тем, кто исполняет программу чище.

Вторая группа судей оценивает эстетическую составляющую и владение . Оценка за компоненты складывается из пяти критериев: качество скольжения, связки между элементами, артистизм, постановка программы и хореография. Эта оценка показывает, насколько красиво и гармонично смотрится программа в целом.

Итоговый результат определяется по сумме баллов за две программы.

Соревнования по фигурному катанию

Сезон у фигуристов начинается в сентябре (у юниоров — в августе) и продолжаются до марта.

Расписание составляется таким образом, чтобы спортсмены могли выходить на пик формы к главным стартам. Открывают сезон в сентябре турниры категории Б. Первые крупные старты приходятся на середину октября, когда начинается серия Гран-при. Состоит она из 6 этапов, проходит раз в неделю в 6 странах. На них заявляется по 12 одиночников, 8 спортивных и 10 танцевальных пар. Каждый участник может выбрать не более 2 этапов, места предоставляются согласно рейтингу ИСУ. Параллельно с этапами Гран-при продолжаются турниры категории Б.

Занятые места приносят спортсменам определенное количество баллов: 15 за 1 место, 13 за 2 и т.д. Лидеры, набравшие больше всего баллов, получают право выступить на Финале Гран-при. Всего этой чести удостаиваются по 6 представителей в каждом виде. Финал проходит через 2 недели по окончании последнего этапа.

После зарубежных соревнований наступает время национальных чемпионатов. Во многих странах они этапы являются главным критерием отбора на главные старты второй половины сезона — континентальные первенства и чемпионат мира. От обязанности участвовать в них могут освободить лишь безусловных лидеров, остальным спортсменам придется доказывать право представлять страну.

В январе приходит черед континентальных первенств: европейского чемпионата и Чемпионата четырех континентов. В последнем участвуют фигуристы Америки, Азии, Африки и Австралии. Максимальная квота от одной страны — 3 участника. Распределяется она в соответствии с местами, занятыми фигуристами на предыдущем соревновании. Для максимального представительства необходимо, чтобы сумма мест, занятых двумя лучшими участниками, не превышала числа 13 (например, 3 место и 10, 5 и 8 и т.д.).

Завершает сезон чемпионат мира, который проходит в марте. В некоторые годы между континентальными и мировыми первенствами проходят Олимпийские игры либо Универсиада. Раз в 2 года после окончания личного турнира проходит командный чемпионат мира.

Несколько интересных и занимательных фактов о фигурном катании:

  • Олимпийские соревнования по фигурному катанию впервые прошли во время Летней Олимпиады 1908 г. Чемпионом стал спортсмен из Российской Империи Николай Панин-Коломенкин.
  • Иногда страны, получившие право послать на континентальные первенства или чемпионат мира по два представителя, ограничиваются одним. Связано это с низким уровнем развития спорта в стране. Для попадания на главные старты требуется предварительно набрать технический минимум на других соревнованиях, но не все могут с этим справиться.
  • Танцы на льду — единственный вид, где существует «потолок» набранных баллов. Одиночники и пары теоретически могут повышать оценки до бесконечности за счет усложнения контента.
  • Олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира Алексей Ягудин ни разу не выигрывал национальное первенство.
  • Обычно будущие звезды начинают заниматься в раннем возрасте 4-5 лет по инициативе родителей. Однако есть исключения. Популярный американский фигурист Джонни Вейр пришел на каток только в 11, увидев по телевизору выступление олимпийской чемпионки Оксаны Баюл.
  • Несмотря на то, что сложность выступлений на международных соревнованиях превосходит ту, которую зрители видят на коммерческих турнирах и шоу, именно участники последних называются профессионалами. Соревновательный же спорт носит название любительского.

Что еще почитать