Е. Приймак - Месоамериканская игра в мяч

Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп.

Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания.

Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.

Последние города майя.

Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. 900, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов «чи» («рот») и «ица» («стена»), но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450) Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями.

Ольмеки - изобретатели игры. Почти во всех городах майя существовали площадки для игры в мяч. Археологи обнаружили руины «стадионов» в Тикале (Гватемала), Копане (Гондурас), Чичен-Ице (п-ов Юкатан), Оахаке (Юж. Мексика) и в других местах. В периоды военных действий индейцы устраивали перемирия для того, чтобы провести священную игру.

Считается, что игру пок-та-пок придумали ольмеки - создатели самой древней цивилизации, следы которой обнаружены в Мексике. Две площадки для игры могли располагаться в ольмекском ритуальном центре Ла-Вента, существовавшем в 1000-400 гг. до н.э. А от ольмеков игру в мяч узнали во всей Центральной и Южной Мексике, а также в северных районах Центральной Америки.

Особенности игры. В игре могли участвовать две команды или два игрока. Они поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог отбить его, не совершив ошибку. Касаться мяча можно было бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество очков.

В игре можно было сразу одержать победу, если удавалось пробросить мяч сквозь кольцо, отверстие которого было по размерам чуть-чуть больше мяча. Кольцо крепилось вертикально в стене площадки на высоте около двух метров от земли, иногда - выше.

Игра носила ритуальный характер. Движение мяча символизировало движение солнца, звезд по небу, а противоборствующие команды инсценировали символическую борьбу дня и ночи, богов Неба и Нижнего мира (царства мертвых).

Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия. Одни полагают, что в жертву превращался капитан проигравшей «команды», другие - капитан «команды» победителей, так как богам нужно было отдавать самое лучшее, в том числе самых сильных, ловких, красивых людей. Возможно, обезглавливали всех проигравших. Делается также предположение, что роль жертвы могли играть военнопленные, которым выпадала честь участвовать в игре. Считалось, что принесенный в жертву человек после победы в игре попадал на небеса, минуя ужасы девяти подземных миров.

Мячи и «спортивные костюмы». Мячи, которыми играли индейцы, отличались от современных. Они делались из каучука и не были полыми внутри и потому много весили - 2 кг, если не 3 кг. Часто на рельефах и рисунках майя мячи оказываются очень большими по размерам - только в два-три раза меньше самих игроков. Так индейцы подчеркивали, что мяч - главное «действующее лицо» игры.

Участнику игры приходилось пользоваться шлемом, наколенниками, надевать на себя кожаный набедренный пояс весом 30 кг. Использование подобных средств защиты делало игру еще более трудной. Во многих городах майя при раскопках были найдены глиняные статуэтки, изображающие игроков - массивные мужчины, облаченные в прочные шлемы, объемные пояса и другие защитные средства отражают удар или бросают мяч.

Индейские «стадионы». По форме они напоминали латинские буквы I или Т. Они как бы символизировали собой Вселенную, указывали на четыре части света. Собственно игра проходила в продольной части сооружения. «Игровое поле» огораживали вертикальные или наклонные стены, от которых отскакивал мяч, не попадая в зрителей. Как говорилось, на стене в середине располагалось вертикальное каменное кольцо. Иногда использовалось съемное деревянное кольцо. Вокруг площадки на платформах могли размещаться зрители.

«Стадионы» являлись частью ритуальных комплексов. В них входили пирамиды, храмы (часто - заупокойные), площадки для человеческих жертвоприношений, цомпантли - особые сооружения, где хранились черепа принесенных в жертву (иногда их называют «стены черепов» или «места черепов»).

Расположение «стадионов» не зависело от рельефа местности или размещения иных построек. Для индейцев было важно, чтобы площадки были сориентированы либо по оси север-юг, либо - по оси запад-восток. В первом случае площадки как бы указывали на север, где, согласно представлениям некоторых индейских народов региона, находилось царство мертвых. Во втором случае (линия восток-запад) ориентация «стадионов» указывала на связь игры с солярным культом.

Самая большая площадка для игры. Археологи обнаружили в древнем городе майя Чичен-Ица (Юкатан) «стадион», который был сооружен в 864 году. Туристов, посещающих руины древнего города, впечатляют размеры данного сооружения. Поле имеет в длину 146 м, в ширину - 36 м. Оно ограничено двумя длинными стенами. На стенах на высоте 10 м расположены кольца, в которые игроки должны были забросить мяч. Игровое поле сориентировано по линии север-юг с небольшим отклонением на восток (на священный колодец народа ица). В основании стен находятся невысокие каменные выступы. На выступах помещены рельефные изображения человеческих жертвоприношений. Древние граверы показали две «команды», состоящие из семи игроков каждая, причем один из игроков держит в руке голову соперника из другой команды.

На территории «спортивного» комплекса было возведено четыре храма. Их стены были украшены фресками, повествовавшими о воинской славе майя. Некоторые изображения имели непосредственное отношение к игре.

Специалисты обращают внимание на уникальную особенность данного комплекса сооружений. Находясь в так называемых Северном Храме и Южном Храме два человека могли беседовать друг с другом, не напрягая голоса, причем их разговор не был слышен другим людям, кроме тех, кто стоял в непосредственной близости от беседующих. Причины возникновения подобного акустического эффекта неизвестны, невозможно сказать, создавали ли майя «каменный телефон» или эффект стал подарком природы.

Архитектурный комплекс в Гватемале. Особой популярностью у туристов, посещающих Центральную Америку, пользуется архитектурный комплекс древнего города Зукулеу, жителей которого покорили в XVI веке испанские конкистадоры. Как и майя, расселенные в классический период на Юкатане, обитатели Зукулеу украсили свою «спортивную» площадку изображениями богов, которым посвящалась игра. Современные посетители индейского города обнаруживают, что в заштатном Зукулеу стадион был в четыре раза крупнее, чем стадион в более древнем, более известном и более населенном городском центре майя - в Тикале.

По-видимому, ритуальный комплекс в небольшом горном городке имел особое значение. Игровая площадка символизировала узкий проход в подземный мир, через который солнце скрывается в ночи. Соперники сражались за право вывести солнце из преисподней. Они действовали так же, как герои эпического произведения майя Гватемалы, священной книги «Пополь-Вух».

Древняя игра сегодня. Любимую игру майя и близких им по культуре народов можно наблюдать и сегодня. Некоторые туристические фирмы привлекают к себе внимание тем, что обещают посетителям возможность увидеть это редкое зрелище. Правда в наши дни никто не совершает сложных ритуалов, сопровождавших состязание в прошлом, и не приносит игроков в жертву богам.

Предлагаю включить нашу машину времени и отправиться тропинками прошлого - в историю этой самой любимой в мире спортивной игры - футбола. Таки прав был дедушка Карл Юнг, когда открыл свое коллективное бессознательное, этот глубинный слой в подсознании каждого человека, в котором заложены-записаны знания едва ли не всего человечества. А в тех знаниях среди терабайтов самой различной информации большими и жирными буквами в частности написано слово «ФУТБОЛ», а еще «НАДО ГОЛ!», «СУДЬЮ НА МЫЛО» и далее по списку.

Из блога

(Хотя записано в основном в подсознании мужчин, но и у некоторых девушек тоже случается). А футбол - не только самая популярная в мире спортивная игра, но и одна из самых древнейших. (Даже не игра, а образ, один из архетипов коллективного бессознательного всего человечества). Подтверждением этому служит тот факт, что в тех или иных проявлениях футбол возникал в разных культурах и цивилизациях, которые казалось не имели между собой никакого контакта, заядлыми футболистами были древние китайцы, римляне и греки, индейцы майя, эскимосы и еще огромное количество самых разных народов.

В некоторых местах появление футбола имело религиозную подоплеку, и было покрыто красивым покрывалом, сотканным из мифов и легенд. Скажем, у древних греков, по одному из мифов, первый футбольный мяч был подарен прекрасной богиней любви Афродитой (она же Венера) своему сыночку Амуру (это тот товарищ с луком и стрелами любви). Поэтому, когда Амур играл в футбол (вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности - целить стрелами любви человеческие сердца) любовь заменялась футболом, отступала на второй план, действительно, какая любовь, когда идет футбол!


Индейский футболист, изображенный на вазе майя, 650 год, из блога

У индейцев майя ритуальная игра в мяч упоминается в их священном эпосе Пополь-Вух. Там идет речь о приключениях двух божественных героев-близнецов, которым в частности приходится играть в мяч (т.е. футбол) со злыми богами смерти. И которых они, конечно же, побеждают (правда, забыл с каким счетом). Мяч, которым братья-близнецы играли в футбол, символизировал, не что не будь, а Землю, нашу любимую и дорогую планету. Индейцы майя воспроизводили свой эпос реальной игрой в футбол. Хотя это был не совсем футбол в современном понимании, более того, их футбол был не просто спортивной игрой, а самой настоящей религиозной мистерией.

Индейцы майя играли в ритуальный футбол каучуковым мячом, а в качестве ворот необходимо было попасть вот в такое кольцо, прикрепленное к стене.


Из блога

Что сделать было довольно непросто, ведь как и в современном футболе, им запрещалось брать мяч руками, можно было пользоваться только ногами (и другими, кроме рук, частями тела). Но, тем не менее, индейские футболисты старались и выкладывались на все 250, ведь у них была очень мощная мотивация - команда, которая проигрывала, в полном составе приносилась в жертву богам. (Да-да, проиграл - и сразу секир бошка).


Из блога

Любили играть в футбол и древние китайцы, у них эта игра называлась «цуцзюй» (с китайского переводится как «толкни мяч») и по официальной исторической версии именно китайцы были первыми, кто начал гонять мяч - зародился цуцзюй еще в 2 -м веке до н. е.


Китайский император наблюдает за игрой своих придворных в цуцзюй-футбол, из блога

Игроки с помощью ног должны были закинуть маленький мяч в сетку противника. Игра в цуцзюй входила в обязательную физическую подготовку китайских воинов.

У эскимосов игра в мяч называлась «тунгантаак» и проводилась с наступлением первых морозов (видимо, чтобы согреться). Игроки разбивались на две команды, а целью игры было просто не допустить, чтобы команда соперников завладела мячом.

Римские легионеры, которые в свое время завоевали большую часть Европы и нехилую часть Азии и Африки, в перерывах между походами и битвами с варварами тоже любили сыграть в футбол, который у них назывался «гарпаструмом». В отличие от современного футбола, в древнеримском футболе можно было брать мяч в том числе и руками, а главной целью было пронести мяч на территорию противника. Таким образом, древнеримский футбол-гарпаструм был больше похож на современное регби или американский футбол и отличался немалой жестокостью (да и римские легионеры никогда не были пай-мальчиками). Римские легионеры, стоявшие в Британии, на свою голову познакомили с гарпаструмом местных жителей-кельтов, которым настолько понравилась эта игра, что сразу стала самой их любимой, а в 270 году н. е. в городке Дерби даже состоялся первый международный футбольный поединок между командами римлян и местных бриттов, в котором римляне были побеждены...

Мистика и ужасы древнего футбола

Руины древних стадионов ацтеков и майя, на которых смотреть древний футбол собирались сотни и тысячи болельщиков, сохранились до наших дней. Всего уцелело до 1300 подобных сооружений, некоторые - в прекрасном состоянии, куда лучшем, чем руины древнеримских колизеев. Размеры крупнейшего из таких стадионов в Чичен-Ица  достигают 96,5×30 метров. Площадки для человеческих жертвоприношений и особые сооружения, где выставлялись черепа принесенных в жертву «футболистов» находились тоже непосредственно на стадионах.


Древний стадион в Мексике, Монте-Альбан, Bobak Ha’Eri , 2005 год

«Несмотря на многочисленные свидетельства, мы очень мало знаем о ритуальной значимости игры в мяч, - отмечает портал arzamas.academy . - Вероятно, она представляла собой сражение, которому мог приписываться сакральный смысл. Команды могли олицетворять две противоположные стихии, например огонь и воду, или два противоположных мира, например нижний мир и верхний мир. В иероглифических надписях майя упоминается, что игроки в мяч выступали в роли божеств... Начиная с классического периода (I тысячелетие н. э.) появляются свидетельства связи игры в мяч с человеческими жертвоприношениями. В разных областях Америки обряд жертвоприношения был разным. Чаще всего жертв обезглавливали. Эта особенность игры сильнее всего проявилась в классическом Веракрусе и в культуре майя, которые оставили наиболее полные изображения жертвоприношений. Среди последних - фрески на стенах стадионов и каменная плита с изображением обезглавленного игрока. Еще одна разновидность игры в мяч, известная у майя, была связана с войной. Захваченным пленникам заламывали за спину руки и ноги и таким образом сворачивали их в мяч, который сбрасывали со ступеней. Царь-триумфатор стоял внизу, принимая эту подачу и нанося побежденным решающий удар».

Любопытно, что вначале индейцы приносили в жертву капитана не проигравшей, а победившей (!) команды - у него вырезали сердце и сжигали его. Правила изменил местный властитель под смешным прозвищем «18 кроликов». Он счёл несправедливым, что казнили победителя и приказал вместо него приносить в жертву капитана проигравшей команды.

Ацтеки и майя играли в ритуальный смертельный футбол или баскетбол под названием - «ток-а-ток». Многие историки считают, что именно эта игра, привезенная конкистадорами из Нового света, стала прародителем многих спортивных игр с мячом. Тогда, видимо и прошли первые чемпионаты Америки, по баскетболу и футболу. Проводились эти древние чемпионаты как правило в городах. Специально построенное поле для этой игры, представляло собой четырехугольный двор длиной около 50 и шириной около 18 метров, со всех сторон поле было окружено окруженный высокими уступчатыми стенами. Они походили на небольшие трибуны, на которых по-видимому располагалась знать Майя или Ацтеков. Этакие VIP трибуны.

Играли Майя, как и Ацтеки, в игру под названием «ток-а-ток». Именно ее многие считают прародителем если не футбола, то уж баскетбола, это точно. Мячом служил резиновый шар из натурального каучука дерева гевеи. Вес мяча у Майя, иногда достигал веса двух килограмм, хотя диаметром был не более двадцати пяти сантиметров. В отличие от игры в футбол, в «ток-а-ток» строго запрещалось касаться мяча ногами, и даже кистями рук. Водили мяч по игровому полю быстрыми движениями тела. Мяч толкали плечами, били коленями, подбрасывали головой и локтями. Эдакий, акробатический баскетбол. Кроме того на каждой из четырех наклонных гладких стен, где то на четырехметровой высоте, были вмонтированные каменные кольца, через которые игрокам было необходимо пробросить мяч. Причём, в это же время не дать сделать это команде противника.


Из блога

Игроки часто сталкивались на больших скоростях. Именно поэтому они облачались в специальную экипировку. На груди был деревянный щит, руки и ноги обматывали полосами толстой кожи. Напоминает Американский футбол или регби, не правда ли? Так скольким спортивным играм дала начало «ток-а-ток»? Но все равно, это скорее всего был футбол! С помощью «ток-а-ток» не просто играли для удовольствия. Игра служила для обрядов и предсказаний. А самое страшное - для человеческих жертвоприношений. Капитана проигравшей команды приносили в жертву. А в очень засушливые годы и целую команду. Но прародителями этой игры, скорее всего были не Майя или Ацтеки, а по-видимому - Ольмеки. И цивилизации Майя и Ацтеков получили ее по наследству, вместе со страшным ритуалом жертвоприношения. И может это также стало психологической причиной гибели этих некогда великих цивилизаций.

Ольмеки - изобретатели игры
Почти во всех городах майя существовали площадки для игры в мяч. Археологи обнаружили руины «стадионов» в Тикале (Гватемала), Копане (Гондурас), Чичен-Ице (п-ов Юкатан), Оахаке (Юж. Мексика) и в других местах. В периоды военных действий индейцы устраивали перемирия для того, чтобы провести священную игру.

Считается, что игру придумали ольмеки - создатели самой древней цивилизации, следы которой обнаружены в Мексике. Две площадки для игры могли располагаться в ольмекском ритуальном центре Ла-Вента, существовавшем в 1000-400 гг. до н.э. А от ольмеков игру в мяч узнали во всей Центральной и Южной Мексике, а также в северных районах Центральной Америки.

Особенности игры
В игре могли участвовать две команды или два игрока. Они поочередно подавали мяч так, чтобы соперник не смог отбить его, не совершив ошибку. Касаться мяча можно было бедрами, локтями, ягодицами. Игроки перебрасывали мяч с одного края поля на другой, стараясь попасть в кольцо. Победителем считался тот, кто набрал определенное количество очков.

В игре можно было сразу одержать победу, если удавалось пробросить мяч сквозь кольцо, отверстие которого было по размерам чуть-чуть больше мяча. Кольцо крепилось вертикально в стене площадки на высоте около двух метров от земли, иногда - выше.

Игра носила ритуальный характер. Движение мяча символизировало движение солнца, звезд по небу, а противоборствующие команды инсценировали символическую борьбу дня и ночи, богов Неба и Нижнего мира (царства мертвых).

Часто игра завершалась ритуалом обезглавливания, что вероятно, связано с культом плодородия. Одни полагают, что в жертву превращался капитан проигравшей «команды», другие - капитан «команды» победителей, так как богам нужно было отдавать самое лучшее, в том числе самых сильных, ловких, красивых людей. Возможно, обезглавливали всех проигравших. Делается также предположение, что роль жертвы могли играть военнопленные, которым выпадала честь участвовать в игре. Считалось, что принесенный в жертву человек после победы в игре попадал на небеса, минуя ужасы девяти подземных миров.

Мячи и «спортивные костюмы»
Мячи, которыми играли индейцы, отличались от современных. Они делались из каучука и не были полыми внутри и потому много весили - 2 кг, если не 3 кг. Часто на рельефах и рисунках майя мячи оказываются очень большими по размерам - только в два-три раза меньше самих игроков. Так индейцы подчеркивали, что мяч - главное «действующее лицо» игры.

Участнику игры приходилось пользоваться шлемом, наколенниками, надевать на себя кожаный набедренный пояс весом 30 кг. Использование подобных средств защиты делало игру еще более трудной. Во многих городах майя при раскопках были найдены глиняные статуэтки, изображающие игроков - массивные мужчины, облаченные в прочные шлемы, объемные пояса и другие защитные средства отражают удар или бросают мяч.

Индейские «стадионы»
По форме они напоминали латинские буквы I или Т. Они как бы символизировали собой Вселенную, указывали на четыре части света. Собственно игра проходила в продольной части сооружения. «Игровое поле» огораживали вертикальные или наклонные стены, от которых отскакивал мяч, не попадая в зрителей. Как говорилось, на стене в середине располагалось вертикальное каменное кольцо. Иногда использовалось съемное деревянное кольцо. Вокруг площадки на платформах могли размещаться зрители.

«Стадионы» являлись частью ритуальных комплексов. В них входили пирамиды, храмы (часто - заупокойные), площадки для человеческих жертвоприношений, цомпантли - особые сооружения, где хранились черепа принесенных в жертву (иногда их называют «стены черепов» или «места черепов»).

Расположение «стадионов» не зависело от рельефа местности или размещения иных построек. Для индейцев было важно, чтобы площадки были сориентированы либо по оси север-юг, либо - по оси запад-восток. В первом случае площадки как бы указывали на север, где, согласно представлениям некоторых индейских народов региона, находилось царство мертвых. Во втором случае (линия восток-запад) ориентация «стадионов» указывала на связь игры с солярным культом.

Самая большая площадка для игры
Археологи обнаружили в древнем городе майя Чичен-Ица (Юкатан) «стадион», который был сооружен в 864 году. Туристов, посещающих руины древнего города, впечатляют размеры данного сооружения. Поле имеет в длину 146 м, в ширину - 36 м. Оно ограничено двумя длинными стенами. На стенах на высоте 10 м расположены кольца, в которые игроки должны были забросить мяч. Игровое поле сориентировано по линии север-юг с небольшим отклонением на восток (на священный колодец народа ица). В основании стен находятся невысокие каменные выступы. На выступах помещены рельефные изображения человеческих жертвоприношений. Древние граверы показали две «команды», состоящие из семи игроков каждая, причем один из игроков держит в руке голову соперника из другой команды.

На территории «спортивного» комплекса было возведено четыре храма. Их стены были украшены фресками, повествовавшими о воинской славе майя. Некоторые изображения имели непосредственное отношение к игре.

Специалисты обращают внимание на уникальную особенность данного комплекса сооружений. Находясь в так называемых Северном Храме и Южном Храме два человека могли беседовать друг с другом, не напрягая голоса, причем их разговор не был слышен другим людям, кроме тех, кто стоял в непосредственной близости от беседующих. Причины возникновения подобного акустического эффекта неизвестны, невозможно сказать, создавали ли майя «каменный телефон» или эффект стал подарком природы.

Архитектурный комплекс в Гватемале
Особой популярностью у туристов, посещающих Центральную Америку, пользуется архитектурный комплекс древнего города Зукулеу, жителей которого покорили в XVI веке испанские конкистадоры. Как и майя, расселенные в классический период на Юкатане, обитатели Зукулеу украсили свою «спортивную» площадку изображениями богов, которым посвящалась игра. Современные посетители индейского города обнаруживают, что в заштатном Зукулеу стадион был в четыре раза крупнее, чем стадион в более древнем, более известном и более населенном городском центре майя - в Тикале.

По-видимому, ритуальный комплекс в небольшом горном городке имел особое значение. Игровая площадка символизировала узкий проход в подземный мир, через который солнце скрывается в ночи. Соперники сражались за право вывести солнце из преисподней. Они действовали так же, как герои эпического произведения майя Гватемалы, священной книги «Пополь-Вух».

Древняя игра сегодня
Любимую игру майя и близких им по культуре народов можно наблюдать и сегодня. Некоторые туристические фирмы привлекают к себе внимание тем, что обещают посетителям возможность увидеть это редкое зрелище. Правда в наши дни никто не совершает сложных ритуалов, сопровождавших состязание в прошлом, и не приносит игроков в жертву богам.

Месоамериканская игра в мяч

Спорт и ритуал


Е. Приймак

М. Стюфляев

© С. Дида, 2017

© Е. Приймак, 2017

© М. Стюфляев, 2017


ISBN 978-5-4485-2606-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

В исторической науке Месоамерикой принято называть обширную область, которая простиралась от центральных районов Мексики на севере до Коста-Рики на юге. С точки зрения географии это часть Центральной Америки, но термин «Месоамерика» используется с целью обозначения историко-культурной общности. Многочисленные коренные народы, обитающие на территории Месоамерики с глубокой древности и вплоть до наших дней, несмотря на все особенности и отличия друг от друга, видимо, имели единое происхождение, их исторические судьбы также неразрывно переплелись. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при изучении культур Месоамерики исследователи сталкиваются со сходными системами иероглифического письма, общим сложным циклическим календарем, взаимосвязанными религиозными концепциями и ритуальными церемониями с подчеркиванием важности жертвования человеческой крови.

Достойное место в этом ряду общих месоамериканских культурных явлений занимает игра в мяч. Она является, вероятно, самой древней известной нам командной игрой в мяч в мире. Археологические исследования показывают, что уже с 1400 года до нашей эры люди играли на специальных площадках, а сам каучуковый мяч появляется не позднее 1700 года до нашей эры, и контекст, в котором были найдены несколько мячей, указывает на то, что их использовали не только в ритуальных целях. К тому же, в городище Эль-Опеньо штата Мичоакан (Мексика) найдены статуэтки игроков в мяч, датируемые 1700 г. до нашей эры, однако, в этом регионе нет каучуконосов, следовательно, скорее всего, игра попала туда в результате внешнего влияния.

Можно смело утверждать, что месоамериканская игра в мяч является, по меньшей мере, одной из первых международных спортивных игр. Территория распространения игры в той или иной ее разновидности вышла за рамки и без того внушительной области Месоамерики и включала в себя юго-запад современных США, Антильские острова, а, возможно, даже достигала Южной Америки. В 1529 году ее представили и в Европе – восхитившись мастерством игроков, завоеватель Ацтекской империи Эрнан Кортес взял с собой нескольких из них в обратный путь и показал игру при испанском дворе как одну из диковинок Нового Света. Особенно сильное впечатление на европейцев произвели свойства каучукового мяча – материала, неизвестного им доселе.


Царь Калакмуля (справа) играет в мяч с почившим правителем Тонины (слева) К’инич-Баакналь-Чаахком. Монумент 171, Тонина (шт. Чьяпас). Национальный музей антропологии (Мексика). Фото: Дмитрий Иванов.


Следует особо подчеркнуть, что для древних месоамериканцев игра в мяч была не просто спортивным соревнованием или способом приятно и с пользой для физической формы провести время. Как мы подробно покажем в нашем очерке, игру наполнили явным ритуальным и сакральным смыслом, она рассматривалась как битва между силами жизни и смерти. Также игра выполняла социально-политическую функцию – она использовалась для урегулирования конфликтных ситуаций и сплачивала разношерстное население, в том числе из недавно подчиненных царств.

К сожалению, точных правил, по которым играли в древности, мы не знаем, да они и не могли быть универсальными, менялись с течением времени или от региона к региону и даже от города к городу. По этой же понятной причине у игры отсутствовало единое общепринятое название: ацтеки называли её олламалистли1, майя классического периода – пиц», а играющие до сих пор в разновидность игры в мяч индейцы штата Синалоа (Мексика) – улама.

В настоящем очерке авторы попытались дать читателям общее представление об игре в мяч, этом своеобразном явлении, порожденном индейскими культурами Месоамерики. Уделено внимание проблеме происхождения и истории игры, ее современным разновидностям, снаряжению игроков, описанию самых известных стадионов и многим другим вопросам. Поскольку игра в мяч неотделима от общей истории Месоамерики, представляется целесообразным рассмотреть отдельно особенности этого ритуального соревнования в Теотиуакане, царствах майя и в Ацтекской империи. Очерк не претендует на статус нового полноценного научного исследования и преследует исключительно цели ознакомительно-популяризаторского характера. Надеемся, что он вызовет интерес и найдет положительный отклик среди самой широкой читательской аудитории, ведь как предшественница футбола и многих других популярных сегодня видов спорта игра в мяч привлекает к себе внимание отнюдь не только в контексте изучения месоамериканских цивилизаций.

Авторы выражают признательность Дмитрию Иванову, Анне Кудрявцевой, Стефани Вуд, Дэвиду Гроуву, Роберту Хаскетту, Яну Мерселлу и Джиму Куку за разрешение публикации фотографий. Все остальные фотографии и иллюстрации являются либо авторскими, либо общественным достоянием или предоставлены по свободной лицензии Creative Commons.

Происхождение и история игры

На основании имеющихся сегодня данных невозможно точно установить, когда и где люди впервые начали играть в мяч, можно лишь предположить, что игра зародилась там, где растут каучуконосные деревья, то есть в тропических низменностях. Традиционно исследователи связывают ее возникновение и развитие с процессом формирования в Месоамерике сложных обществ.2 В классический и постклассический периоды игра известна, прежде всего, как важный элемент элитной культуры, состязание для царей и высшей знати. Отсюда делается вывод, что, например, наличие относящегося к ранней доклассике стадиона в городище Пасо-де-ла-Амада является свидетельством развития там имущественного неравенства и общественно-политической организации, основанной на принципах иерархии. Правда, высказывались и альтернативные точки зрения. Археолог Д. Андерсон в частности указал на то, что из обнаруженных недавно на северо-западе полуострова Юкатан (Мексика) 23 площадок для игры в мяч, датируемых доклассическим периодом, лишь одна располагалась в пределах общины, в которой зафиксированы признаки социальной стратификации. Он делает вывод, что в ранний и средний доклассический периоды стадионы уже были известны в различных частях Месоамерики, и это не похоже на шаблон распространения игры из одного региона в другие. По его мнению, игра к этому времени уже была известна эгалитарным сообществам, в которых в нее играли простые общинники. Лишь намного позднее элита приспособила игру в мяч для своих политических целей.


Площадка для игры в мяч в Пасо-де-ла-Амада (штат Чьяпас, Мексика). Зарисовка по Warren D. Hill, Michael Blake & John E. Clark (doi:10.1038/31837).


Археологические находки позволяют выделить две области, в которых гипотетически могла возникнуть игра в мяч. Во-первых, это вышеупомянутое городище Пасо-де-ла-Амада, расположенное в регионе Соконуско на побережье Тихого океана (штат Чьяпас, Мексика). Там возле дома вождя археологи У. Хилл и М. Блейк обнаружили самую древнюю из известных на сегодняшний день площадок для игры в мяч, датируемую примерно 1400 годом до нашей эры. Она состоит из двух параллельных земляных платформ, между которыми находится поле. Длина центральной аллеи составляет 80 метров, ширина игрового поля – 8 метров, высота боковых уступов – 35 сантиметров. Учитывая размещение площадки в пределах элитной резиденции, она, вероятно, предназначалась для представителей высшего общества. В отличие от более поздних площадок, здесь не выявлено очевидных связей с церемониальным комплексом. До этой находки древнейшими считались стадионы среднего доклассического периода (900-400 годы до нашей эры), обнаруженные в городищах Финка-Акапулько, Эль-Верхель и Сан-Матео.


Площадка для игры в мяч в Абах-Такалике (Гватемала) одна из древнейших в Месоамерике из обнаруженных на данный момент. Фото: Simon Burchell.


Однако, по мнению многих учёных, основными претендентами на звание родоначальников игры в мяч являются жившие на перешейке Теуантепек так называемые древние, археологические ольмеки.3 Побережье Мексиканского залива (штаты Веракрус и Табаско) – основной источник каучука, следовательно, там существовали наиболее благоприятные условия для возникновения игры. В долине реки Коацалькоалькос находится городище Эль-Манати, которое связано с ранней историей древних ольмеков. Там были найдены двенадцать каучуковых мячей, причем пять из них обнаружены местными жителями в источнике пресной воды. Размер мячей варьируется от 8 до 22 сантиметров в диаметре, самые меньшие из них датируются 1700-1600 годами до нашей эры. Это наиболее древнее свидетельство существования игры в мяч, примечательно, что в одном из погребений в Эль-Манати местные жители также обнаружили каменный «хомут» – один из традиционных элементов снаряжения игрока. Многие мячи найдены археологами среди ритуальных подношений, следовательно, уже в то далекое время ольмеки наделяли игру сакральным смыслом.

Что еще почитать