Для чего нам китайское ушу? Известный в Китае и Европе мастер традиционного Ушу – господином Чжун Ляньбао дал интервью Нашей Версии Чжунхуа школа боевых искусств Шаньдун Лайчжоу.

Исключительной истинности восточной традиции, другие – о несовместимости культуры и традиций различных народов, третьи просто склонны отвергать все иноземное как чуждое.

Позвольте сразу, во избежание возможных недоразумений, пояснить, что «русским» в настоящей статье автор обозначает все, что относится к России, исходя из принадлежности к характерным географическим, историческим, традиционным, культурным и социальным признакам. Национальность, в данном случае, не рассматривается как определяющий фактор.

Поставим вопрос шире: а для чего нужны боевые искусства вообще?

Ответить на него, конечно, проще. Кто-то хочет просто научиться нескольким эффективным приемам самообороны, чтобы увереннее чувствовать себя в агрессивной среде на улице, кто-то – укрепить здоровье, кого-то привлек антураж того или иного стиля, а кто-то (но это уже в исключительных случаях) хочет научиться управлять внутренней энергией тела и совершенствовать свои психофизические способности.

Из вышеперечисленного обычно следует привычное для западного сознания функциональное разделение: «Хочешь научиться драться – занимайся боксом, хочешь научиться драться «красиво» — иди в секцию карате, таеквондо, ушу и т.д., ну а если не хочешь драться, а хочешь с энергией работать, то есть такое загадочное слово «цигун»…и еще – «тайцзицюань»…»

К сожалению, различные виды боевых искусств, и ушу в частности, редко воспринимаются как полноценные системы самосовершенствования, некогда созданные великими мастерами и дошедшие до нашего времени путем бережной передачи знаний от учителя к ученику часто на протяжении многих поколений.

Видимо, такое восприятие боевых искусств сложилось в России в силу двух обстоятельств. Первое – это сравнительно недолгий срок их открытого, незапрещенного существования (по сути, только с середины 1980-х – начала 1990-х годов), и второе – самое главное – сугубо утилитарное общественное сознание: брать только то, что полезно и может быть использовано – здесь и сейчас. Зачем многолетние тренировки? Зачем осваивать традицию комплексно, если практически повсеместно можно получить за доступную плату самый «нужный» ее кусочек?

В действительности же человеку, хотя бы немного знакомому с историей восточных боевых искусств, известно, что все самостоятельные стили китайских, японский, корейских, тайских и др. боевых искусств создавались людьми высочайшего уровня мастерства не просто как набор характерных для конкретного стиля ударов, блоков, комплексов, методов ведения боя. Они создавались именно как системы развития, совершенствования человека – бойца. Естественно, что такие системы включали в себя различные неразрывные составляющие: и общую технику, и разучивание комплексов, и парную работу, и дыхательные упражнения, и специальные упражнения, направленные на развитие способности управления внутренними потоками энергии.

Так, в частности, обучение в шаолиньцюань традиционно делится на следующие четыре раздела.

Первый раздел – цюаньшу – работа голыми руками: включает в себя освоение базовой техники, передвижений, акробатических элементов, а также основных комплексов – таолу.

Второй раздел – дуйлянь – парная работа: включает отработку базовых приемов в паре, парное выполнение таолу, изучение методов реального боевого взаимодействия и самообороны (саньда).

Третий раздел – бинци – работа с различными видами традиционного оружия.

Четвертый раздел – нэйгун – дыхательные и медитативные упражнения, направленные на управление внутренней энергией ци. [Е.В.Чертовских, Е.И.Глебов. Шаолиньцюань для начинающих/ 2004 г., 8]

Если же говорить о дисциплинах, которым вплоть до XX в. обучались монахи Шаолиньского монастыря (кит. Шаолиньсы), то они были следующими:

  1. Буддизм (фо) – представлял собой изучение основных буддийских уложений и канонов, монастырских правил (виная), основ медитативной практики и созерцания;
  2. Боевое искусство (у) – включал в себя практику боевых искусств, методы поддержания физического здоровья, верховую езду.
  3. Медицинское искусство (и) – это основы массажа, использование и составление лечебных бальзамов, товаров, мазей, применение в медицинской практике ядов и различных веществ.
  4. «Гражданские науки» (вэнь) – предусматривал занятия каллиграфией, стихосложением, изучение классической литературы и живописи. [Ши Децянь, А.А.Маслов. Гимнастика Бодхидхармы/ 2006 г., 22]

Таким образом, можно сказать, что Шаолиньсы воспитывал не просто бойцов-буддистов. Образец шаолиньского монаха совмещал в себе буддийского подвижника, образованного, всесторонне развитого человека и мастера боевых искусств.

Многие считают, что боевое искусство нужно, чтобы пускать его в ход при каждой возможности, пользуясь своим превосходством владения боевой техникой.

Таким людям можно посоветовать позаниматься хотя бы в течение года у настоящего наставника – носителя какой-либо из традиций боевых искусств, чтобы понять, что дело обстоит совсем не так. И даже более того, говоря языком старой поговорки: «Боевое искусство создано для того, чтобы его не применять». Имеется в виду, конечно, его непосредственное физическое применение.

Возможно, кому-то приведенная поговорка покажется на первый взгляд парадоксальной. Она действительно звучит странно. В объяснении ее смысла помогут заповеди боевой морали (у-дэ) Шаолиньсы, в одной из последних редакций сформулированные настоятелем монастыря Ши Чжэнсюем (1893-1955 гг.). Вот некоторые наиболее важные из них:

  1. Основная цель того, кто изучает нашу технику, заключается в том, чтобы укреплять тело и дух. Он должен заниматься с рассвета до заката и не может прекращать занятия, когда ему вздумается.
  2. Совершенствующий боевую технику делает это лишь ради самозащиты, укрепляя собственную кровь и циркуляцию ци, воспитывая в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто нарушает это, совершает то же преступление, что и нарушающий буддийские предписания.
  3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть предельно уважительным к нему и нельзя совершать поступки, в которых сквозит заносчивость и пренебрежение.
  4. В отношении к собратьям следует вести себя мягко и обходительно, быть искренним и не допускать обмана. Нельзя, бравируя силой, обижать слабого.
  5. Если же во время странствия встретишь мирянина, главное при этом – необходимо, терпеливо удостаивая низшего, спасти его и нельзя необдуманно демонстрировать свою технику.
  6. Остерегайся духа соперничества, избегай также привычки алчного самовосхваления. Этим ты убиваешь себя, к тому же отравляешь и других людей, даже неизвестно скольких. Жизненным принципом таких людей, практикующих боевее искусства, является либо хвастовство своей техникой, либо жажда обогащения, поэтому все это – лишь брызги, выходящие за ключевые принципы ушу. Такие люди являются отбросами чаньской школы. Принесшему позор в этот мир через короткое время воздастся смертью. Разве в этом смысл искусства, созданного первоучителями?! Все последователи должны накрепко запомнить это. [Е.В.Чертовских, Е.И.Глебов. Шаолиньцюань для начинающих/ 2004 г., 8-12]

Известный китаевед В.В. Малявин в одной из своих книг о боевых искусствах писал, что, по убеждению старых мастеров, смысл занятий ушу состоит в том, что они воспитывают в людяхдобродетель, и тот, кто этой добродетели лишен, ничего в ушу не добьется. Словом «добродетель» в данном случае передано китайское понятие дэ, которое имеет очень мало общего с привычной нам идеей добродетели как соблюдения общепринятых правил морали. Речь идет о некоем внутреннем, лишь символически выражаемом совершенстве вещей, полноте жизненных свойств, которая выступает как предел каждого индивидуального существования. Одним словом, добродетельный в китайском понимании человек или человек дэ живет на пределе своего существования, используя всю полноту своих жизненных свойств. [В.В.Малявин. Боевые искусства: Китай, Япония/ 2002 г., 13]

Автору настоящей статьи не раз приходилось слышать от мастеров и людей многие годы практикующих боевые искусства, истории о том, как по достижении высокого уровня владения какой-либо техникой они стремились (чаще всего по молодости лет) испытать себя на практике. Некоторые даже специально ходили в опасные районы города в позднее время суток в поисках неминуемых неприятностей. И вот, когда конфликт, казалось, был уже неизбежен, ситуация внезапно разряжалась, и… стороны просто расходились, похлопав друг друга по плечу.

Уж не признак ли это действия той самой боевой добродетели, воспитанной в бойцах их учителями и самим процессом обучения…? Недаром говорится, что мастер уже только одним своим присутствием способен разрядить напряженную ситуацию. Что уж говорить о доведении ее до открытого физического противостояния.

Приведя этот пример, автор, разумеется, не предлагает никому повторять такие «подвиги». Люди, рассказывавшие упомянутые истории, были людьми, посвятившими боевым искусствам значительную часть своей жизни и готовыми дать бескомпромиссный отпор любой агрессии с молниеносной скоростью и высокой точностью. И, что самое главное, способными полностью контролировать себя в любых ситуациях.

И, тем не менее, истинный мастер применит технику в конфликтной ситуации лишь как крайнюю меру в случае самозащиты. При этом он будет движим в большей степени состраданием к нападающему, состоящим в том, чтобы не дать человеку нанести вред окружающим и самому себе (если не физический, то посредством загрязнения кармы (то есть, греха). Агрессия такого человека в случае встречи с мастером будет, скорее всего, нейтрализована одним-двумя короткими приемами.

Следует также отметить, что значение боевых искусств для духовного совершенствования определяется тем, что экстремальная ситуация, ощущение вполне реальной опасности, создаваемые занятиями в старых школах и, конечно, в Шаолиньсы, способствовали мобилизации всех ресурсов психики и воспитанию силы духа, которая всегда проистекает из невозмутимого покоя. Всю философию боевых искусств Китая в данном контексте можно выразить изречением древнего даосского мудреца:

«В малом страхе – осмотрительность,

В великом страхе – безоглядная смелость…»

Чжуан-цзы, IV-III вв. до н.э.

Вопрос о том, для чего нам китайское ушу, часто ставится с упором на слово «китайское». В самом деле, а почему именно китайское?

Ушу могло бы быть не китайским, а каким угодно другим. И называться оно могло бы иначе. Если бы ни одно обстоятельство: почему-то за всю историю человечества нигде на нашей планете не было создано, сохранено и пронесено через века (важно соблюдение всех трех перечисленных условий) более древней и совершенной системы боевых искусств. Причем системы, доступной сегодня для освоения на том или ином уровне любым человеком, вне зависимости от его национальности, пола, возраста и религиозных убеждений.

Конечно, сами китайские мастера всегда стремились оберегать свое искусство от посторонних глаз, «случайных» людей и, тем более, иностранцев. До недавнего времени за пределами Китая просто не существовало ни одного по настоящему посвященного последователя шаолиньцюань или других стилей китайского ушу.

Сегодня же мы становимся свидетелями выхода ушу шаолиньцюань за пределы монастырских стен и за пределы самой Поднебесной. Причем решение о передаче традиции иностранцам было принято самими монахами Шаолиньсы еще до превращения монастыря в туристический аттракцион, каким он, к сожалению, стал в наши дни. Шаолиньское ушу вышло в мир. И в этом видится великая миссия китайского народа в лице многих поколений шаолиньских усэнов (монахов-бойцов), хранивших традицию на протяжении веков.

Однако, выйдя в мир, шаолиньское ушу отнюдь не утратило защитных свойств, оберегающих его от людей, не готовых к его восприятию. Сама система обучения в шаолиньцюань построена так, что овладеть каждым блоком знаний и техник, начиная с базовой техники, вплоть до техник «внутреннего достижения» нэйгун и далее, до бесконечности совершенствования, можно только пролив немало пота, а то и крови на пол тренировочного зала. Ученик просто не поймет принципов более сложной техники до тех пор, пока его тело и сознание не будут в достаточной степени к этому готовы. Пожалуй, этой теме можно было бы посвятить отдельную большую книгу – не стоит и пытаться изложить все ее аспекты в рамках одной маленькой статьи.

В качестве примера можно сказать, что любой шаолиньский комплекс – таолу, включая даже самые простые, «тренировочные», комплексы, предполагает, как минимум, 3-4 уровня освоения. Начиная с разучивания основных связок и передвижений, ученик, по мере своей готовности, постепенно осваивает методы дыхания, применяемые в процессе исполнения комплекса, приходит к поминанию его ритма и так далее вплоть до освоения техник боевого применения внутренней энергии ци. В результате боец становится способен выполнять комплекс как единое целое, словно сливаясь с самим движением, проникая в самую суть таолу, заложенную мастером-создателем.

Аналогично дело обстоит и со всеми остальными разделами шаолиньцюань. На их освоение и, тем более, достижение высокого уровня владения соответствующими техниками могут уйти годы.

Конечно, русские – не китайцы. Мы разные. У нас разная конституция тела, разный набор генетических признаков, разная генетическая «память». Даже соблюдая все требования техники, следуя китайской традиции, у русских людей все равно получится «русское» ушу.

Тем оно и интереснее! Тем и доказывается универсальность шаолиньцюань: в русском варианте оно может быть ничуть не менее эффективным, чем в китайском.

Несмотря на различия расовых и национальных признаков, организм человека в любой точке земного шара представляет собой уменьшенную в масштабе модель одной и той же Вселенной. Наши тела подчиняются одним и тем же законам, в них одинаково циркулирует энергия, они в целом одинаково отзываются на определенные виды тренировки.

Интересно также взглянуть на проблему восприятия китайского ушу в западном мире и в России с точки зрения психологии общественного сознания и сравнения менталитета западных и восточных народов. Отметим лишь некоторые черты общества, характерные для западного и восточного типов цивилизаций.

На Западе с древних времен складывалась модель общества, основой которого является личность. Такую модель иногда называют «клеточной» – то есть, состоящей из отдельных клеток – индивидуумов. Можно сказать, что вся западная цивилизация построена на индивидуализме, на человеческом «я». Такое мировоззрение обусловило политическое и экономическое устройство Запада, его культуру и философию. Отсюда – демократия, гражданское общество, святость частной собственности, великие спортивные достижения, соревнования и рекорды.

Символом же Китая и всей восточной цивилизации в целом можно назвать круг или, еще образнее – шар (уместно вспомнить восходящее солнце на флаге Японии или традиционные круглые китайские фонари). Само общество – это единое целое, роль отдельной личности в котором в значительной степени размыта. «Я» если не отсутствует, то незаметно. Есть государство, народ, клан, семья. Надо заметить, что и сама человеческая жизнь никогда не ценилась в Китае высоко. Причем это касалось всех общественных сословий – от крестьян и солдат до высших государственных чиновников на всем протяжении истории страны.

В таких социально-культурных условиях личность является частью, а, вернее, элементом единого целого – как общества, так и всего мира, всего бытия.

«Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа (в других версияхперевода – «всю тьму вещей») …»

Что же касается ушу, то его функцией предусмотрено развитие и совершенствование индивидуальных способностей отдельного человека, как упомянутого выше элемента большого целого – элемента общества, элемента Вселенной. Таким образом, можно сказать, что ушу, создавалось с идеей совершенствования всех людей через одного человека.

Этой идее созвучна и концепция чань-буддизма – буддизма Махаяны («Большой колесницы»), лежащего в духовной основе шаолиньского ушу. Основанный Бодхидхармой – 28-м патриархом буддизма, чань-буддизм учит тому, что перейти на качественно более высокий уровень духовного развития человечество способно только по достижении всеми людьми (и даже шире – всеми живыми существами) необходимого для этого качественного перехода состояния сознания. Именно в этом состоит служение бодхисатвы – человека с просветленным сознанием, способного уйти в нирвану, но добровольно остающегося в этом мире ради спасения как можно большего количества живых существ, понимая, что его личные достижения не так уж много значат. Таким образом, бодхисатва посвящает свою жизнь спасению других ради общего блага.

Впрочем, не будем углубляться в рассуждения о духовной составляющей китайского ушу во избежание отклонения от темы настоящей статьи. Достаточно сказать, что успешность практики шаолиньцюань едва ли зависит от религиозной принадлежности человека. Куда важнее терпение и упорство в тренировках.

Русский народ, живущий на стыке двух полярных цивилизаций – Востока и Запада, сочетает в себе свойства, присущие каждой из них. Здесь и так называемая русская «соборность», большое значение общины, семьи, что характерно для восточной цивилизации. И, в то же время, извечное индивидуальное стремление русского человека к славе, богатству, власти, что так свойственно западному обществу с его ценностями. Важно отметить отличающее Россию от Запада разделение жизни общества на духовную и светскую. Церковь в России никогда не управляла государством, а лишь помогала в этом светской власти. Хотя при этом подлинным авторитетом в России всегда мог пользоваться (за исключением советского периода – и то, с определенными оговорками) только политик православный – верующий человек. Такой ряд противоречивых признаков российского общества можно продолжать и далее.

Как бы то ни было, сформировалась ли Россия в результате «сплава» восточных и западных ценностей в русском человеке или в силу действия иных факторов, она самобытна и представляет особый путь развития многонациональной цивилизации.

На основе сказанного можно лишь сделать вывод, что истинная суть ушу в России может быть понята лучше, нежели на Западе. Запад всегда в большей степени интересовала и интересует спортивная составляющая ушу – элемент традиции, вырванный из нее, как фраза из текста. Несомненно, такой путь восприятия древней китайской традиции для России был бы ошибочным.

Ушу учит естественности. Точнее сказать, показывает путь возвращения к той природной естественности человека, присущей ему от рождения и часто теряемой в процессе жизни. Особенно это касается жителей городов, где неестественной для человека является сама внешняя среда, что, как следствие, формирует неестественный образ жизни.

В большинстве случаев люди, приходящие на тренировку в первый раз, скованы напряжением в различных частях тела. Чаще всего такое напряжение носит в большей степени психологический характер. Проблема современного городского жителя в том, что онпривык к напряжению. А, ведь, ни к чему хорошему такая привычка не приводит. Внутренние «блоки» и «зажимы» не позволяют внутренней энергии свободно циркулировать по предназначенным для этого каналам тела. Не происходит и полноценного обмена энергией с внешним миром, с Космосом. В результате ухудшается качество жизни в целом, человек болеет и стареет раньше времени.

«…Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить…»

«Дао дэ Цзин», VI-V вв. до н.э.

Ушу учит методам расслабления. Даже в течение недолгого времени занятий ушу человек может, по крайней мере, почувствовать естественное, расслабленное состояние своего тела, ту правильную форму положений и движений, предусмотренных самой природой. Со временем человек способен освоить эту, так называемую, «культуру» движений и, закрепив эти навыки, использовать их не только в тренировочном зале, но и повседневной жизни.

Ни один удар невозможно нанести эффективно без расслабления. Сила удара достигается не за счет мышечного усилия, а за счет формирования необходимого импульса во всем теле. Все тело становится при этом как бы волной, выбрасывающей ударную руку или ногу. Об этом знает каждый хороший боец в любом виде боевых единоборств. По этому поводу можно вспомнить фразу Брюса Ли, адресованную ученикам: «Стань водой, мой друг». Или следующую цитату.

«Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного…»

«Дао дэ Цзин», VI-V вв. до н.э.

По мнению автора, большую пользу могло бы принести использование методик тренировки ушу, например, в программе физкультуры в детских садах и школах. Ведь даже одна только физическая подготовка (общая тренировка мышц и сухожилий, растяжка, таолу) без уделения внимания другим аспектам тренировки, способствуют правильному формированию скелета, развивают координацию движений, укрепляют вестибулярный аппарат. Самое же главное состоит в том, что, выполняя даже самый простой комплекс движений – таолу, маленький человек, еще не привыкший к напряжению, сможет через свое собственное тело почувствовать и усвоить правильное взаимодействие различных сил в природе. Выражаясь традиционными китайскими понятиями, это можно назвать законом взаимодействия сил инь и ян, то есть женского и мужского начал.

Дело в том, что любой комплекс, боевой или комплекс цигун, строится в ушу по определенным правилам. В зависимости от назначения комплекса движения в нем чередуются в соответствующей последовательности, исходя из их «иньской» или «янской» природы. Эти последовательности взаимопроникающих движений удивительно гармоничны – за резким выпадом непременно последует мягкий уход с блоком или уклонением, серия ударов произойдет со сменой уровня атаки, прямолинейные движения сменяются округлыми и т.д. Все движения содержат глубокий смысл и бережно сохраняются в рамках традиции. Вносить какие-либо изменения или новшества считается недопустимым.

С этой точки зрения, представляется, что таолу в ушу содержат в себе своеобразные коды, научившись «читать» которые, можно научиться лучше понимать устройство окружающего мира и самого себя.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что настоящая статья послужит для читателей поводом узнать о китайском ушу больше, а, быть может, найти в нем свой собственный путь физического и духовного развития. Ответ на вопрос, для чего нам ушу, каждому сможет дать только практика.

Первые архаичные формы единоборства, появившиеся в древнем Китае, зародились в эпоху Ся, Шан и Чжоу.

Эти формы, с появлением бронзового оружия эволюционировали в технику боевого искусства, и стали применяться для тренировки войска (Цзюнь-лянь). В эпоху Чжаньго (Воюющих царств 770 до н.э. - 221 до н.э.), востребованность боевых искусств возросла, из-за непрекращающихся конфликтов между удельными князьями, которые, зачастую, держали в своей свите наставников боевых искусств. Первые письменные упоминания о формах двигательной активности, отдаленно напоминавших ушу, встречаются в древних литературных памятниках Китая. В памятнике эпохи Хань “Шицзин” (Книга песен), в “Оде о клеветниках”, встречается строка “У цюань у юн”, которая может быть переведена как: “Не владеющий искусством кулака не может быть храбрецом”. В период Тан и сунн (618-1279) формы ушу стали постепенно систематизироваться. Так, например, Сунский генерал Юэ Фэй, согласно преданию, обучал своих солдат созданному им стилю Юэцзяцюань. Другая легенда гласит, что Юэ Фэй мастерски владел техникой копья, на основе которой, впоследствии, был создан стиль Син’ицюань.

Наивысшего расцвета развитие ушу достигло во времена династий Мин и Цинн. Автор минской эпохи Ци Цзигуан оставил первое сочинение, систематизирующее различные стили и направления ушу - “Цзисяо синьшу” (новое исследование о военных искусствах), где перечислялись основные виды ушу. К тому времени были введены военные экзамены по ушу. В отличие от военного ушу, которое было сосредоточено в основном на прикладном аспекте, применимом в бою, ушу, развивавшееся вне военных кругов, в процессе эволюции, дало толчок развитию огромного количества стилей и направлений, основанных на разных принципах, и различных философских школах. С появлением огнестрельного оружия, ценность ушу как военного искусства заметно снизилась, и ушу, постепенно, превратилось в комплексную систему совершенствования личности, с глубоким философским обоснованием. Основной функцией ушу в этот период стало совершенствование индивидуального мастерства занимающегося и приведением его в соответствие с ценностными характеристиками “саньцзяо” - трех основных филосовских школ Китая - Даосизма, Буддизма и Конфуцианства. Именно в этот период появляются такие основополагающие теоретические трактаты ушу как “Цюань и шу чжэнь”, “Багуацюань сюэ”, “Тайцзицюань сюэ”, “Син’ицюань сюэ” Сунь Фуцюаня, “Чэньши тайцзицюань тушо” Чэнь Синя, “Тайцзицюань цзин” Ван Цзунъюэ и другие. В период восстания ихэтуаней ушу превратилось в мощный этноинтегрирующий фактор: для борьбы с иностранными державами, захватившими Китай и поделившими его на сферы влияния, по всей стране возникали отряды крестьян, во главе которых стояли мастера ушу. Такие группы, называвшиеся ихэцюань (кулаки согласия и справедливости) практиковали эзотерические формы ушу, с выраженным мистическим компонентом. После Синьхайской революции количество занимающихся ушу пошло на убыль, однако уже с 1928 года начался новый расцвет этого древнего искусства. В Шанхае создается “Цзин у хуэй” - Ассоциация “Боевой дух”, по всей стране создаются учебные центры ушу и начинают проводится соревнования. В 1936 году Китай направляет команду мастеров ушу для участия в показательных выступлениях на открытии Олимпиады в Берлине.

Что такое у-шу - воинское искусство, спорт, лечебная и оздоровительная гимнастика, психотренинг, философия, система? Прежде всего - это путь к совершенствованию личности, к гармонии человека с окружающим миром. Термин "у-шу" в переводе с китайского означает "боевое искусство". Само название у-шу появилось только в начале нашего века, до этого использовали термины "цинь-юн", "цзи-юн" и т.д.

Ушу дословно означает воинские искусства. Как и любое другое искусство ушу первоначально возникло из ремесла, состоявшего из навыков охоты и самозащиты. Толчком к возникновению подобной системы явилась мысль не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования.

Уже в конце второго века появилась стройная система индивидуальной подготовки воинов, носившая название уи. Этот термин использовался на протяжении ряда столетий, став впоследствии синонимом слова ушу. В уи вошла борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо) и техники работы с оружием (так называемые "18 боевых искусств", состоящие из умения пользоваться девятью короткими и девятью длинными видами оружия). Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений (таолу), которые выполнялись индивидуально и с партнерами.

На протяжении ряда столетий Ушу (Уи) совершенствовалось, вбирая в себя методы владения различным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом из вещей сколь разнородных, столь и взаимно дополняющих, и превратившись не в простую систему боя, а в путь к само совершенству.

В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием. Деление стилей и техник происходит от привязки к территории их происхождения. Основными центрами возникновения различных школ и направлений стали: южный и северный Шаолинь, и территории Уданских и Эмэйских гор.

Условно существует деление на "внешние" и "внутренние" школы. По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в 12 веке. Он учил, что "внешние" стили базируются на развитии физических качеств, а "внутренние" - на использовании жизненной силы (ци) и выжидании, как основной технике. Позднее стало популярным сравнивать "внешние" стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а "внутренние" - с равнинной, огибающей их.

Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими тренировками) ряду остальных техник. Возможно поэтому в дальнейшем "внутренние" стили связывали с даосской традицией, а внешние с буддийской. Но по большому счету это деление весьма условно, так как в любом "внешнем" стиле или направлении внутренней работе отводится очень значимое место, а любая "внутренняя" школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений.

Процесс обучения во "внутренних" и во "внешних" школах не сводился только к изучению различных приемов, а был рассчитан на многие годы, и представлял собой широкую программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности. Определить, что такое Ушу, довольно сложно. Если на Западе Ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к Ушу относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы в подражание животным, даже дыхательную гимнастику. Но самое главное, во все времена Ушу воспринималось как "чудесное и утонченное", как "сокровенное искусство" (мяо и сюань шу). Оно реализовывалось в "одухотворенном ударе" (шэнь цюань), даровало истинное мастерство" (чжэнь гунфу), "благую мощь" (дэ). Несложно заметить, что все это как бы некий священный "от Неба данный характер" Ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: "упражняться в достижении мастерства" (лянь гун), в противоположность спортивным секциям, где просто "тренируются". Все это лишь подтверждает связь традиции Ушу с духовными и религиозными системами.

Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы "праформу" японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом - даже в таком чисто японском виде боевых искусств, как каратэ, в первое время названия приемов и комплексов были заимствованы из Китая.

Если японские боевые искусств распространялись в мире по "официальной" линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское Ушу проникало в другие страны прежде всего через общины китайцев - эмигрантов. Именно от них Запад узнал о китайском Ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в основном, с Юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, - гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько все те способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему каратэ. Естественно, не обошлось без создания новых "стилей" и "школ". Большинство из них представляло собой откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые оказались весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской традицией.

О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стало стремительно расти число залов для занятия кунфу.

Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ - "еще лучше", как писали о нем западные журналы типа "Inside Kungfu" и "Karate". Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название "китайский бокс", а известный популяризатор боевых искусств, Эд Паркер вообще писал о китайском карате.

Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х. Именно тогда стали выходить первые, пусть недостаточно профессиональные, но познавательные работы по истории и духовной традиции Ушу, потеснившие бульварную литературу о "смертельных касаниях и энергетических ударах". Так постепенно становилось ясно, что Ушу - явление более высокого порядка, нежели просто боевая практика.

С созданием в 1949 году Китайской Народной республики в развитии ушу наступает настоящий перелом: ушу признается официальным видом спорта и включается в программу Всекитайских соревнований. В 1958 году создается Всекитайская ассоциация ушу, перед которой ставится задача разработки правил и соревновательного стандарта для спортивных школ и секций ушу. По всей стране создаются “вечерние спортивные школы ушу” (ею ушу сюэсяо), в институтах физической культуры открываются отделения ушу, в спартакиаду народов КНР ушу включается обязательным видом программы.

В 1979 году Государственный комитет по физической культуре и спорту КНР поручает группе специалистов провести работу по составлению энциклопедии школ и разновидностей ушу. Эта работа, длившаяся почти 6 лет позволила зафиксировать на видеопленку около 500 различных стилей ушу, составить реестр мастеров традиционных видов ушу и издать “Большой энциклопедический словарь китайского ушу”, где перечислены все зафиксированные на настоящий момент виды ушу.

В 1986 году при Всекитайской ассоциации ушу создан “Институт изучения ушу КНР” (Чжунго ушу яньцзю юань) в задачу которого входит разработка, подготовка и издание учебно-методических материалов по ушу, подготовка тренерско-преподавательских кадров, совершенствование правил соревнований.

Создание в 1991 году Международной федерации ушу и включение ушу (таолу) в программу Олимпийских игр 2008 года открывает в истории этого вида спорта новую страницу.

Расположение: Дэнфэн
Открытая в 1978 году школа Шаолинь Tagou боевых искусств Института занимается разработкой знания о фу Шаолинь Кунг. Ее целью является распространение стиля сердцевины ушу Шаолиня.

2. Колледж Шаолинь Epo ушу

Расположение: Дэнфэн
Хэнань Дэнфэн Шаолинь Epo ушу колледж был основан в 1977 году, и это также является одним из самых ранних профессиональных школ боевых искусств после основания Народной Республики Китая. Колледж имеет отличные условия и удобный подъезд транспорта. Это сад стилевых модернизации школ, которая обращает внимание на культуру как обучение и обучение ушу.

3. Кунгфу центр Longwu

Расположение: Шанхай
Longwu Kung Fu является одно из самых известных и популярных центров боевых искусств в Шанхан. Оборудовано с просторной подготовки, безопасности маты, деревянные манекены и широкий спектр оружия, это идеальное место для обучения студентов боевым искусствам — всех возрастов и стандартов.

4. Школа боевых искусств — Храм Шаолинь Сяолун

Расположение: Дэнфэн
Храм Шаолинь Сяолун боевых искусств. Школа была создана в 1980 году, который является не только первым всеобъемлющим школа боевых искусств сборки обучение персонала в области науки, боевых искусств и кино, но и одним из учреждений подготовки КунгФу, утвержденной Министерством образования на работу иностранных студентов.

5. Академия боевых искусств — Сыпин Шаолинь

Расположение: Хэнань
Сыпин города Шаолинь — Академии боевых искусства создана 1995 году Ши Xingkuo который был 32-й ученик монаха Шао Линь. Это единственная школа боевых искусств в провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин, который открыта для иностранцев. В общем количестве здесь обучаются около 2000 иностранцев из 50 стран.

6. Чжунхуа школа боевых искусств Шаньдун Лайчжоу

Расположение: Лайчжоу
Чжунхуа боевых искусств Школы Шаньдун Лайчжоу была создана в 1992 году и выпустил более 2900 студентов. В настоящее время крупнейшей международной школой интеграции образования и обучения КунгФу.

7. Школа ушу при храме Шаолинь Харбин

Расположение: Харбин
Основанная в 1994 году, Школа ушу при храме Шаолинь Харбин расположена в живописном национальном месте, популярной туристической зоне с красивыми окружающей обстановки.

8. Школа боевых искусств Цзядин Шанхай

Расположение: Шанхай
Шанхай Цзядин школа боевых искусств вложены Шанхай Фэн Цзя дом недвижимости компании на проектирование и строительство в соответствии с династий Мин и Цин Dynasites стиль, предлагая как базовое образование но и программ боевых искусств.

9. Чэньцзягоу колледжа боевых искусств

Расположение: Хэнань
Чэньцзягоу боевых искусств колледжа является крупнейшей школы, что обеспечивает не только академическое образование, но и боевые образования на основе тайцзицюань. Чэньцзягоу боевых искусств Колледж был основан гроссмейстер Ван Сиань который является 19-м преемником поколения Чэнь Ши Тайцзи и международном уровне мастером ушу.

10 Школа ушу Шаолинь в Пекине
Месторасположение: Пекин
Пекинская школа Шаолиня и ушу имеет отличных тренеров в стиле ушу, который выпустил известных людей владеющих стилем ушу и имеют богатый опыт в теоретическом и практическом обучении.

Крупнейшая в Старом Свете и известная на весь мир школа ушу Глеба Музрукова находится в обычной с виду пятиэтажке на юго-западе Москвы. Руководитель школы, начинавший когда-то популяризацию ушу в России с подпольной секции, на заре 90-х вложил в ее создание и развитие едва ли не все имевшиеся у него тогда личные средства. Теперь сюда приезжают тренироваться спортсмены со всего света, а школа исправно выпускает чемпионов мира. В 2004 году сюда приезжал легендарный Джеки Чан, а уж российских высокопоставленных гостей, побывавших здесь в разные времена, вообще не счесть.

Главный человек российского ушу принимает нас в просторном кабинете, стены которого увешаны китайскими гравюрами и заставлены стеллажами книг, написанных виднейшими китайскими мастерами.

У нас уже много лет держится мода на все восточное, в том числе и на единоборства. Информации о них много, даже с избытком, может, поэтому мало кто в ней толком разбирается. Расскажите, что такое ушу и откуда оно взялось.

Ушу - явление многогранное. Оно включает в себя и техники рукопашного боя, и начатки медицинских знаний, и искусство каллиграфии, и основы философии Китая… И, как всякое ремесло, переросшее в искусство, оно является попыткой определения места индивидуума в мире. Но эта сторона ушу развивалась, по большому счету, только с начала XIX века, а зарождалось оно исключительно как боевое искусство: людям просто надо было отбиваться от врагов, разбойников и прочих обидчиков. О философии тогда говорили, мягко говоря, мало.

«Наиболее широкий пласт ушу, конечно, военный. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение своей армии, готовя солдат-профессионалов. Поэтому ушу первоначально развивалось именно в воинской среде»

В общем, сначала били, а потом уже стали задумываться, что хорошо бы при этом еще обессмертить душу и постичь окружающий мир. Времена меняются, и с ними меняется ушу. Понятно, что сегодня уже никто не будет, как легендарный мастер Ма, ходить по восемь часов в день вокруг угольной кучи, пытаясь осознать свое место во Вселенной. Традиция эволюционировала, и теперь люди занимаются ушу в основном для здоровья, стремясь поддержать подвижность и гибкость суставов. Культивируется ушу и как вид спорта, где оно делится на два основных направления: саньшоу, то есть полноконтактные поединки, и таолу - бесконтактные комплексы упражнений.

То есть философская составляющая ушу появилась сравнительно недавно?

Носителем философии является конкретный человек, а не боевое искусство в целом. Мы не можем сказать, что вот был стиль маши-тунбэйуи, все последователи которого придерживались какой-то определенной философии. Кто-то тренировался, чтобы научиться себя защищать, а кто-то во время занятий медитировал. Это как с пистолетом: можно ли утверждать, что пистолет - это только орудие убийства или только средство защиты? Все зависит от того, у кого он в руках. Поэтому говорить о какой-то определенной философии ушу трудно. Философия с тем же успехом может быть и в бас­кетболе, если игрок применяет дзен-медитацию для успокоения перед матчем. Но это же не значит, что баскетбол - это искусство, связанное с дзен-буддизмом.

Я уже 4 года веду еженедельную передачу «Путь Дракона» на канале «Спорт». И каждую неделю получаю письма. Из 100 вопросов, которые мне задают, 80 знаете о чем? «А какое боевое искусство сильнее?» Да никакое! Плохой каратист проиграет хорошему боксеру. А хороший тхэквондист как следует надает плохому дзюдоисту. И все они, вероятно, проиграют Александру Карелину.

Многоликое единоборство

А когда зародилось ушу?

Это сложный вопрос. Слово «ушу» в действительности объединяет около 500 различных направлений единоборств. Еще три тысячи лет назад в древнекитайских источниках были первые упоминания об играх, имитировавших схватки разных животных и мифического великана Чию с огромным рогом на голове. Древние китайцы надевали маски с рогами, бодались, играли. Китайские историки говорят, что ушу пошло отсюда. Но понятно, что ритуальные пляски, имитирующие бои мифических героев и животных, - это еще не боевое искусство.

Скорее можно говорить о зарождении чего-то похожего на ушу в эпохи Весны и Осени (VIII–V вв. до н. э.) и Сражающихся царств (V–III вв. до н. э.). Просто в силу того что это было время постоянных междоусобных войн. Вражда способствовала бурному развитию военного дела, в том числе и боевых искусств.

Прежде всего началось развитие холодного оружия - мечей, а также палок, булав и прочего. А поскольку Китай - страна очень интенсивной культуры, то что бы там ни зарождалось, будь то письменность или медицина, оно сразу получало теоретическую базу. Письменность породила каллиграфию, и написание иероглифов наполнилось художественным смыслом: один начал символизировать полет феникса, другой - что-то еще. Медицина стала восприниматься как приведение человека в соответствие с пульсацией Вселенной, устранение энергетического дисбаланса. И так происходило с абсолютно любым явлением. Даже традиционная сучжоусская вышивка шелком в Китае несет философский компонент - хотя бы потому, что вышивать полотно зачастую начинал прадед, а заканчивал после его смерти правнук. А когда, начиная работу, знаешь, что плоды своих трудов тебе увидеть не суждено, поневоле будешь воспринимать то, что ты делаешь, философски. С одной стороны, для тебя это некое абстрактное измерение, с другой - очень приземленное и конкретное. Это совершенно по-китайски.

Это неправда. Наиболее широкий пласт ушу, конечно, военный. Ушу - это вообще-то современное название. Раньше его называли уи, гунфу, цзюньлянь. Цзюньлянь - это военная тренировка. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение своей армии, готовя солдат-профессионалов. Поэтому ушу первоначально развивалось именно в воинской среде.

Откуда взялось убеждение, что ушу - это прежде всего монахи, Шаолинь и тому подобное? Просто в те далекие и жес­токие времена альтернативные направления ушу могли выжить только в монастырях. Кроме того, монахи не имели права носить оружие - буддистский монах не должен был проливать кровь. Поэтому у себя в монастырях они развивали навыки самозащиты без применения оружия, учились биться голыми руками или посохом. В этом и заключается роль монастырей в развитии ушу.

«Ушу было разное. Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в деревнях, - самое что ни на есть боевое искусство безо всякой философии»

Но ушу было разное. Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в деревнях, - самое что ни на есть боевое искусство безо всякой философии. И это совершенно разные вещи.

Исторически в Китае ушу не было каким-то элитарным искусством. С ним так или иначе соприкасались практически все китайцы - от простых крестьян, составлявших абсолютное большинство населения, до людей, оказавшихся в различных социальных изолятах вроде армии или монастыря. Были в истории Китая и периоды, особенно наглядно демонстрирующие массовость и народность ушу. Яркий пример - восстание ихэтуаней или «боксеров». Тогда все от мала до велика занимались ушу: крестьяне, ремесленники, торговцы. Националистические силы, опираясь на самые широкие слои населения, сопротивлялись иностранной интервенции: Китай в то время был оккупирован аж восемью государствами. И ушу тогда было мощным этноинтегрирующим фактором.

Как же тогда можно говорить о каких-то школах ушу, если его практиковали в каждой деревне?

Да никак нельзя. Школа - это мастер. Сколько мастеров, столько и школ. А учитывая, что ханьских китайцев никогда не было меньше нескольких сотен тысяч человек и жили они на огромной территории, можете себе представить, сколько там было разных школ.

До смешного доходит, когда люди находятся в плену этих стереотипов. Я встречал таких, которые заявляли: «Мы исповедуем стиль традиционного шаолиньского кулака учителя Ши Янгуя». Выражается это в том, что при ударе рукой они как-то странно загибают средний палец. Я спрашиваю: «Ты чего так палец оттопыриваешь?» - «Мой учитель так его держал!» Я посмотрел видеозапись и понял: у учителя просто не было одной фаланги на среднем пальце, и он не мог нормально сжать кулак. Вот вам и «стиль традиционного шаолиньского кулака»! И так сплошь и рядом. Нет одинаковых людей. Один высокий, другой низкий. У одного учителя нет фаланги на правой руке, у другого артроз левого бед­ра, и он может драться только руками. Вот вам и разные школы!

Да и люди в ушу разные приходят. Кто-то посмотрел фильм с Джеки Чаном и подумал: «Ну все, я - монах».

«За какие-то пять лет, прошедшие с момента снятия полного запрета на восточные единоборства, мы стали к началу 90-х годов одним из лидеров мирового ушу. И остаемся им по сей день»

Пошел обрил голову, купил костюм, надел тапочки и пришел в зал тренироваться. У меня в школе была такая бригада «монахов». Особенно забавно это наблюдать, уже побывав в Шаолине и посмотрев, как там все устроено. Вот Шаолиньский монастырь, святая святых, куда уж традиционнее, казалось бы. И что? Ученики там ходят с мобильными телефонами, в кроссовках Adidas. Вы скажете: и это - монахи? А все, времена изменились, и ушу изменилось вместе с ними. Монастырь теперь заточен под туристов, зарабатывает на них деньги, и монахов там уже, считай, не осталось.

В бою важнее всего эффективность

Действительно ли ушу - это основа всех остальных восточных единоборств: карате, дзюдо, айкидо?

Исторически это так. Например, вот иероглиф? - «тан». Это название древней китайской династии. И вот иероглиф?, «шоу» - рука. «Таншоу», «танская рука» - традиционное китайское боевое искусство. «Таншоу» - так это читается по-китайски. А по-японски те же самые иероглифы читаются «карате». А по-корейски - «тансу». Короче говоря, это одно и то же. В 1926 году японцы взяли и сказали, что не могут использовать иероглиф, означающий название китайской династии. И поменяли его на другой иероглиф - ?, «ку», по-русски «пустой». В японском языке это омофоны - оба иероглифа читаются «кара». Так китайская «танская рука», ??, «таншоу», стала японской «пустой рукой», ??, карате. Но на японском острове Окинава, 400 лет бывшем протекторатом Китая, до сих пор пишут??. А вообще… мой Учитель - основатель советского карате Алексей Штурмин говорит, что карате - это упрощенное ушу.

А что происходило с ушу в период культурной революции Мао Цзэдуна, когда огромные пласты китайской традиции оказались под запретом?

На ушу обрушились сильные гонения. Искусство было объявлено «феодальным пережитком». Мой учитель У Бинь (тренер легендарного Джета Ли) был сослан на 12 лет в «Школу 7 мая» - так назывались деревни, куда отправляли интеллигенцию «на перевоспитание». Жили там в деревянных бараках. Кровать - два кирпича, на них доска, а под голову еще один кирпич вместо подушки. Утром подъем, пение революционных песен, чтение цитатника Мао, потом до вечера работы в поле. Так что учителям ушу жилось тогда непросто. Но эпоха культурной революции закончилась, и в начале 1980-х сняли фильм «Шаолиньский монастырь», принятый публикой на ура. Потом восстановили и сам монастырь, почти полвека пролежавший в руинах.

«Ну кому может понравиться, что мы выигрываем подчистую все чемпионаты? С последнего привезли 28 золотых медалей. В общекомандном зачете следом за нами - сборная Италии, у которой три золота»

Но еще раз повторяю: разговоры о пятитысячелетней истории искусства ушу - не более чем мистификация. Это как у нас сейчас модно рассуждать о древнем русском искусстве рукопашного боя. Но о каком искусстве идет речь? Приемов-то вообще никаких не было! А традиция - кстати, довольно мужественная - была такая: становились двое мужиков, брались за плечи, а потом по очереди размахивались и били друг другу в ухо. Кто выдержит - тот и победитель. Вот и весь кулачный бой. Другая форма боевого искусства была у лесных разбойников: там были хоть какие-то приемы, но тоже не больно хитрые. А накрутят ведь неизвестно чего: былины, Илья Муромец… Ну да, былины. Например, про Василия-пьяницу. Выпил человек ведро водки, вышел в поле, натянул тетиву, саданул куда-то в небо и попал Тугарину Змеевичу в глаз. Или тот же Илья Муромец. Просидел 33 года сиднем на печи, на 34-й к нему калики перехожие зашли и говорят: «Илюш, ну ты чего, нормальный ты человек? Ну сколько сидеть-то можно?» Встал Илья Муромец и пошел совершать подвиги…

Но в Китае-то, наверное, поизящнее все было?

Тут надо помнить, что рафинированность всегда идет в ущерб функциональности и эффективности. В таолу, например, очень много того, что в бою не нужно. Вообще в реальном бою нужно не так-то много ударов. Один из самых эффективных - это low kick. А бить ногой в голову нет совершенно никакой необходимости ни в тхэквондо, ни в карате, ни в ушу. Но это красиво, зрелищно, необычно, хотя и совершенно не эффективно. Так что люди, которые тренируются для показательных выступлений с постановочными комплексами и схватками, не являются хорошими бойцами. Но чтобы сделать из них хороших бойцов, грамотному тренеру понадобится около месяца. А чтобы сделать хорошего бойца из человека, который всего этого не может, понадобится в лучшем случае два-три года. Таолу - это девять из десяти ступеней до уровня мастера боевого единоборства. Примерно так же, как со стрельбой в 9-м управлении КГБ: там людей учили стрелять на вспышки, прыгая на батуте в полной темноте. Можно не сомневаться, что когда подготовленному таким образом стрелку надо будет застрелить человека, он его застрелит.

Наперекор запретам

А как ушу оказалось в России?

Первым русским, посетившим Шаолинь в 1908 году, был академик Василий Михайлович Алексеев. Он потом написал книгу «В старом Китае», там есть такие строки: «Доехали до Монастыря молодого леса. Очень интересно изображение танцующих и боксирующих монахов». И фотография. Но Алексеев в тонкости упражнений «боксирующих монахов» углубляться не стал - поехал дальше.

В СССР, как известно, восточные единоборства были под запретом. К тому же страна была закрытая, и идеи извне в нее проникали с трудом. Но где-то в начале 1980-х годов наш известный тренер Гусейн Магомаев уже преподавал один из видов ушу - тайцзицюань, которому его научил один уйгур. В Союзе на территории Киргизии и Казахстана были китайские деревни, где жили дунгане - китайцы, говорящие по-китайски, но пишущие русскими буквами. Что-то пошло от них. Но в основном энтузиасты подпольно занимались по книгам, привезенным с Запада.

В 1985 году я как раз устроился работать в Институт Дальнего Востока (ИДВ) РАН СССР. Началась перестройка. И вот волею судеб мне в руки попала изданная в Пекине тамошним Институтом физкультуры книжка с базовыми упражнениями ушу. Мы с друзьями стали по этой книжке заниматься. Открыли подпольную секцию. И так получилось, что к нам пришел заниматься сын советника Горбачева - академика Абела Аганбегяна. Я подумал: а ведь это - шанс легализовать ушу в Союзе.

Сын Аганбегяна устроил нам аудиенцию у своего отца. Тот нас послушал и говорит: «Но карате же запрещено!» Я ему: «А я и не предлагаю карате. Я предлагаю культивировать китайскую гимнастику ушу как элемент советско-китайского культурного обмена». Это был хитрый ход с моей стороны - тогда советское руководство как раз начало искать точки сближения с КНР. И Аганбегян согласился: только, говорит, давайте без спаррингов, кулаков и всего такого. Я, конечно, не возражал - важно было принципиально сломать запрет. Аганбегян говорит: «Пишите письмо на имя Горбачева». Я написал, оно через Аганбегяна пошло наверх, и все завертелось.

Хотя, конечно, по тем временам это было очень опасно. Была же статья 219 УК РСФСР, прямо запрещающая занятия карате. Когда я открыл первую секцию при ИДВ, в газете «Труд» появилась статья на целый разворот под заголовком «Карате под маской ушу». Ко мне пришли из Прокуратуры СССР и из ОБХСС, и спас меня тогда только случай. Вскоре я создал Федерацию ушу СССР. Наша первая школа при ИДВ называлась Центр изучения оздоровительных систем Дальнего Востока. Естественно, все, кто подпольно занимался карате, хлынули туда. Так все и началось.

В 1989 году мне удалось съездить на полтора месяца в Китай. Приняли нас радушно, отвезли в пекинскую школу ушу, представили тренеру. Я и семь бывших со мной учеников прошли там подготовку, получили дипломы инструкторов по ушу, вернулись в Союз и начали преподавать уже более-менее системно и профессионально.

Китайцы как раз в то время начали создавать Международную федерацию ушу. В 1991 году под ее эгидой прошел первый чемпионат мира. Мы к нему подошли уже с полноценной командой и заняли шестое место. Сейчас Международная федерация ушу объединяет более 100 стран, а мы входим в тройку сильнейших: Китай, Вьетнам и Россия. То есть даже Гонконг с Макао позади нас. Хотя выступают за эти команды те же самые китайцы.

Занимались мы на Херсонской улице в Москве, в здании школы легкой атлетики, 13 лет находившемся в состоянии ремонта. Я ушел из института, потому что совмещать его с тренировками стало невозможно. Тогда время было такое - появился шанс заработать много денег, купить квартиру, машину. Большинство так и делали. А я свои первые деньги - 7 тысяч рублей - вложил в школу. И машины у меня не было до 93-го года, пока я не купил себе «Оку». Потом пришла комиссия и удивилась: «Как это так - школа больше десяти лет ремонтируется, из пяти этажей сдан один, и там дети занимаются?» В результате меня сделали директором всей школы. У нас появился постоянный зал, мы положили там ковер, нарисовали шаолиньскую фреску, сделали душевые, и к нам стали приходить ученики. Занятия были бесплатными. Вот из этих детей и выросли наши первые чемпионы мира.

Так за какие-то пять лет, прошедшие с момента снятия полного запрета на восточные единоборства, мы стали к началу 90-х годов одним из лидеров мирового ушу. И остаемся им по сей день. Когда мы регулярно стали привозить медали с международных чемпионатов, на школу обратило внимание государство. И сейчас мы не бедствуем: тренер получает у нас официальную зарплату более 90 тысяч рублей.

Теперь с китайцами мы в состоянии соревноваться на равных. Наши ребята их побеждают. В пекинской школе ушу, куда мы ездили за своими первыми сертификатами в 1989 году, вырос абсолютный чемпион Китая Хэ Цзиньдэ. Для старого поколения наших спортсменов, выигрывавших в 92-м году чемпионат Европы, он был просто богом. А в прошлом году его победил на чемпионате мира в Пекине простой 16-летний паренек Стасик Галкин из совхоза «Московский». Вот так: пришел в школу лет в 10 и через шесть лет победил самого Хэ Цзиньдэ.

Кость в горле у европейцев

Но ведь в Россию ушу пришло позже, чем в большинство стран мира. Чем можно объяснить такие успехи?

У нас сложилась своя тренерская школа. Если почти во всем мире пошли по пути приглашения китайских специалистов, то я начал воспитывать своих, российских тренеров. И сейчас у нас есть тренеры такого уровня - например, заслуженный тренер России Татьяна Куприянова - что, скажем, национальная сборная Казахстана перестала ездить в Китай и в прошлом году подписала контракт с нами: они теперь будут тренироваться в Москве. Здесь же, у нас, тренируется спортсмен из сборной команды Англии, приезжают финны, итальянцы.

У нас и школы свои успели сложиться. Сильнейшая в стране школа мужского саньшоу - дагестанская. Она дала сборной удивительных ребят. Например, Муслим Салихов, завоевавший в профессиональных боях титул «короля китайского саньда» (свободных поединков в полный контакт), - первый в истории некитайский чемпион. В Китае его на улицах узнают. Еще бы, высадил всех китайских профессионалов!

Или Джанхуват Белетов, недавно награжденный в Кремле национальной премией «Золотой пояс» в номинации «За волю к победе». Парень в 1/8 финала чемпионата мира сломал руку. Ему наложили гипс. А он ночью его разгрыз, снял, пришел на четвертьфинал и победил. А потом победил в полуфинале и в финале. Со сломанной рукой выиграл три схватки и стал чемпионом мира! Победил китайца, иранца и египтянина - самых сильных спортсменов - одной рукой, левой.

И девушки у нас очень сильные. К примеру, чемпионка мира Даша Тарасова. Девчонка получила тяжелейшие травмы - разрывы связок мениска, отслоение хряща. Врачи ей сказали: «Какое ушу, ты ходить-то будешь с трудом». И что же? Через полгода она выигрывает чемпионат Европы, а вскоре - чемпионат мира в Пекине.

У нас вообще нормальная национальная сборная. В том смысле, что, к примеру, национальные сборные США, Канады, Аргентины, Малайзии, Индонезии, Сингапура состоят сплошь из этнических китайцев. Они наряду со сборными Китая, Гонконга, Тайваня (тоже все, естественно, китайцы), а также Вьетнама и Японии и есть наши основные конкуренты. На олимпийский турнир в Пекине российские спортсмены полностью выбрали всю национальную квоту - восемь мест. В действительности прошли десять человек, но двоих нам самим пришлось убрать. А из остальных европейцев квалифицировались только двое: итальянская спортсменка Сю Хуйхуй из китайской провинции Сычуань и англичанин Ричард Дивайн, который тренируется в России.

Естественно, мы европейцам как кость в горле. Ну кому может понравиться, что мы выигрываем подчистую все чемпионаты? С последнего привезли 28 золотых медалей. В общекомандном зачете следом за нами - сборная Италии, у которой три золота. Мы уже дошли до того, что иногда в ряде категорий не выставляем совсем уж сильных спортсменов.

Потрясающий коэффициент полезного действия! Годовой бюджет Федерации ушу Ирана, которую возглавляет один из министров, - что-то около $10 млн. А бюджет Федерации ушу России - $60 тыс. и еще 1 млн рублей в год. Выживаем и конкурируем на международном уровне только за счет нашей школы, которую финансирует правительство Москвы. С учетом этих московских денег мы уже не уступаем иранцам. У меня один фонд заработной платы в месяц равен десяти годовым бюджетам Федерации ушу России.

Не возникало желания попробовать себя на тренерской работе за границей? Чтобы хоть было с кем соревноваться…

А с какой стати? Мне страна платит хорошую зарплату - я и готовлю для нее чемпионов. Зачем мне заграничные пироги? За границей отдыхать хорошо… А работать надо дома! Так что пусть растят своих Музруковых…

Фото: из личного архива Г. Музрукова, Rapho/Eyedea/East News

Музруков Глеб Николаевич. Родился 16 ноября 1961 года. Окончил МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Владеет пятью иностранными языками, в том числе китайским. Президент Федерации ушу России, государственный тренер сборных команд России по восточным единоборствам, заслуженный тренер России.

Член президиума и ответственный секретарь Российского союза боевых искусств.

Заместитель председателя технического комитета Международной федерации ушу (IWUF). Кавалер ордена EWUF «За развитие ушу в Европе». Автор и ведущий телепередачи «Путь Дракона».


Боевое искусство УШУ

Термин «ушу» в переводе с китайского означает «боевая (или воинская) техника (или искусство)». Этот термин существует с начала XX века, раньше использовались термины «цзицзи», «цзи-цяо», «цзиюн», «цюаньшу», «цюаньюн» (которые переводятся, соответственно, как «техника ударов», «техническое искусство», «герой техники, «кулачная техника», «кулачные герои». Последнее из эих названий (цюаньюн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - «Шицзин», датируемой XI-XII веками до нашей эры).

Боевое искуство УШУ (Китай)


Боевое искуство УШУ (Китай)



Основные задачи УШУ

Основными задачами ушу являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона (последнее - не во всех стилях). Включает работу без оружия (тушоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в виде отдельных упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных упражнений.


Боевое искуство УШУ (Китай)


Тренируются в одиночку, парами, группами. Самозащита без оружия (фаншэнь) и спортивные контактные поединки «саньда» (что означает «рассеянные удары», т.е. не объединенные в комплексы формальных упражнений), строго говоря, в ушу не входят.
Стили и школы УШУ


Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждом уезде Китая, часто в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля ушу. Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80.

Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово «кулак» (цюань), а также ряд признаков: место создания (южный, северный, шаолиньский); сходство с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола, журавля); особенность движений (длинный, скользкий, мягкий); имя создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун). Но бывают и характерные для китайцев образные названия стилей («Цветок сливы», «Красный кулак»).


Легенды о создателях школ УШУ

Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля «Обезьяны» (Хоу-цюань) был сам царь обезьян. Появление стиля «Направленная воля» (Синь-И-цюань) традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде, знаменитый стиль «Пьяницы» был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль «Потерянный след», или «Лабиринт», - бывшим воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.

Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.



Три крупных центра УШУ

Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали три крупных центра ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений традиционного (или народного) ушу: шао-линьского, уданского и эмейского.


Уданское направление

сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его «дай», то есть Пути. Даосизм, основываясь на учении о двух началах инь-яни пяти первоэлементах, стремился достичь их равновесия, что давало человеку путь к бессмертию. За два тысячелетия даосские монахи, исходя из «Книги перемен», создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.


Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную гимнастику, а также строжайшую диету.

Создавая гимнастические комплексы, даосы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека. Чтобы воссоздать их ритм дыхания, приходилось принимать сложные позы, которые, превратившись из статичных в подвижные, легли в основу так называемых «звериных» стилей, характерных для всех направлений ушу.


Система доктора Хуа То

Первый из дошедших до нас трактатов ушу уданского направления был написан в III в. лекарем-даосом Хуа То, назывался он «Игры пяти зверей». Его автор еще при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал: «У меня есть своя система упражнений… В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги и сохраняет здоровье надолго. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения».


Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте «Высшей чистоты». В крупном даосском центре в горах Удан-шань в провинции Хубей произошло формирование уданского направления как методики достижения здоровья и долголетия путем психомедитативного проведения энергии «ци» по 12 каналам внутри тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной гимнастики; сексуальной практики; дие-тологии.

Считается, что мягкие стили, отличающие уданское направление, зародились в III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде китайской истории.


Мягкий стиль

Почему же уданский стиль ушу называют мягким? Все его школы (Тайцзи-цюань, Багуа-чюань, Синь-И-цюань и др.) стремились привести человека в состояние естественности, единства с окружающим миром. А тот, кто совершал или провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны, но даже она почти лишена элементов агрессии.


Основные принципы всех мягких стилей

удан-ского направления сводятся к следующему.

Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга движений.
Плавность и округлость движений.
Своевременное расслабление, позволяющее «двигаться будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже». Все тело должно быть подобно мягкому шлангу, наполненному энергией.
Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это внешнее движение, а контроль за дыханием, разумом и волей - внутреннее.
Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока. «Корень сокровенной пружины произрастает из сердца» - такая фраза неоднократно встречается в уданском ушу. Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.


Движения эти, сгруппированные в строгой последовательности по нарастанию их сложности, известны под названием «тао». В Древнем Китае считалось, что первые тао были разработаны некой цивилизацией доисторических времен, которая, «перед тем как исчезнуть», передала их людям как путь физического и духовного совершенствования.

Для «тао» всех школ характерны чередование мягкости и жёсткости, расслабления и концентрации, быстроты и остановок, а также четкий ритм, чувства дистанции и времени, правильное дыхание и распределение энергии! Обязательным требованием является возвращение в исходную точку, из которой начиналось движение. Как правило, при выполнении тао не допускалась импровизация, его следовало воспроизводить с точностью до малейших деталей. Объяснялось это тем, что их разработчики - основатели школ или прославленные мастера - являлись носителями единого Знания, вестниками богов, а сами тао - средством к единению с Космосом, к пробуждению и концентрации жизненной энергии.



Схемы движений в тао

Схемы движений в тао воспроизводят священные геометрические фигуры-символы: квадрат, круг, спираль. Даже количество движений соответствует «магическим» числам. Все тао различных школ уданского ушу прямо связаны с теорией 8 триграмм и 64 гексаграмм «Книги перемен». Каждое движение в них несет философский смысл и магическую символику. Например, тао звериных стилей призваны даровать могущество, стремительность, бесстрашие и неуязвимость. А выполняющий их находится под покровительством того божественного животного, чьи движения он воспроизводит.

В уданском ушу часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающего Твердое и Сильное. На поле боя ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения. Более двух тысячелетий тому назад Ле-цзы написал: «В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают…


Идущему впереди тех, кто; слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность… хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости».

Шаолиньское направление

Другим крупным направлением в ушу является Шаолиньское (Шаолинь-пай), включающее в себя около 400 разновидностей основных стилей. До наших дней дошло предание о том, как появился боевой стиль Шаолинь.

История

В 520 г. небольшая группа приверженцев буддизма отплыла из Индии к берегам Китая, чтобы наставить на путь истины властителей Поднебесной. В их числе был двадцать восьмой буддийский патриарх Бодхидхарма, основатель широко известной на Востоке секты Дхьяна.

Бодхидхарма был третьим по старшинству сыном индийского раджи Сугандха, принадлежащего к касте брахманов. Полученное им образование соответствовало его высокому положению: он изучал традиционные воинские искусства, древние Веды, буддийские сутры. Особенно его привлекала теософия, учение о единении человеческой души с божеством. Чтобы узнать сокровенные истины буддизма, Бодхидхарма вступил в секту йогачара, а затем основал свою собственную. Однажды, узнав о трудностях приверженцев буддизма в Китае, он решил отправиться в эту страну.


Однако к моменту прибытия Бодхидхармы и его сподвижников буддизм в Китае переживал далеко не худшие времена. Около 50 монастырей и 30 тысяч буддийских храмов распространяли через своих послушников чужеземную религию. Сразу же по прибытии Бодхидхарма добился аудиенции у правителя царства Северный Вэй. О чем они беседовали, неизвестно, но только после этого разговора Бодхидхарма отказался от своих планов изменения религиозной жизни Китая и удалился в небольшой монастырь Шаолинь, расположенный на окраине этого царства в провинции Хэнань.

Здесь он, чтобы познать истину, девять лет провел в полном одиночестве в горном гроте, молясь и медитируя. После этого он стал усердно проповедовать Чань («чань» по-китайски то же самое, что «дхьяна» на санскрите - «медитация»). Это учение, являясь разновидностью буддизма, ставило во главу угла укрепление тела и духа во имя постижения вечных истин. Вот почему Бодхидхарма начал проповедовать Чань с преподавания ушу, упорной физической тренировки тела как «вместилища духа».


Трактаты кулачного боя

От Бодхидхармы ведут свое происхождение многочисленные чаньские военно-прикладные дисциплины, составившие в конце концов 72 воинских искусства. В древнем трактате говорится: «В парчовом мешочке хранятся 72 драгоценных искусства. Восемнадцать из них - трактат кулачного боя, в других восемнадцати описываются методы владения оружием. Остальные посвящены овладению Ци, упражнениям на твердость и мягкость, приемам захватов…» Шаолиньские упражнения, развивая кости и суставы, способствовали укреплению всего организма. Овладевший ими человек мог наносить удары любой частью тела.

Наследие Бодхидхармы развивали его последователи. Особое мест занимает среди них мастер Цзюэ Юань, живший во второй половине XIV века. Это был блестяще и разносторонне образованный человек. Увлечение философией победило все остальные привязанности, и он удалился в монастырь Шаолинь, чтобы полностью посвятить себя изучению проблемы единства духа и тела.

Будучи искусным фехтовальщиком, он не только овладел основной школой шаолиньского ушу, но и усовершенствовал ее. Цзюэ Юань разработал комбинации видов обороны - «72 шаолиньских приема захватов и освобождений». Позднее они вошли в арсенал почти всех школ ушу, но под разными названиями. Вот лишь некоторые из них: «Секреты шаолиньских захватов», «Искусство боевых замков», «72 тайных захвата», «Искусство разрыва связок и сухожилий», «Коварная или дьявольская рука».


Точное знание анатомии

Эти 72 приема были основаны на точном знании анатомии, на законах биомеханики и ориентированы на болевые точки. Еще раньше мастера ушу открыли, что из нескольких сотен акупунктурных точек, имеющихся у человека, 108 могут при давлении на них усилить либо ослабить удар или захват. В их число входят 36 точек, поражая которые в соответствующее время и с определенной силой можно убить человека. Кроме того, имеются точки, воздействуя на которые мастеру ушу нетрудно вызвать приток или резкий отток энергии, вплоть до обморока, шока, удушья, припадка. Из Китая искусство 72 захватов пришло в Японию и трансформировалось в боевом единоборстве айки-дзюцу.

Последователи Цзюэ Юаня разработали комплекс из 170 приемов на основе стилей «Тигра», «Дракона», «Леопарда», «Змеи», «Журавля».


Стиль «Тигра»

как наиболее жесткий и силовой использует в основном энергию разрывания. В стиле «Дракона» сила не играет главной роли, в нем доминирует протекание энергии в виде волны из головы в ноги, умение одновременно действовать всеми частями тела, что предполагает наличие у человека безукоризненного вестибулярного аппарата.

Стиль «Леопарда

» основан на умении накапливать упругую силу и выплескивать ее в бросках и прыжках. При тренировке особое внимание уделяется

нижним конечностям и пояснице. Мгновенная реакция делает его наиболее опасным. Стилю «Змеи»

присущи низкие перетекающие движения, смена состояния от максимально напряженного во время удара до полного расслабления. Принцип действия этого стиля - как бы обматываться вокруг противника, душить его, сжимая кольцом, или поражать точным ударом в уязвимое место.

Стиль «Журавля»

характеризуется oсобой выносливостью, равновесием, великолепной растяжкой. При подготовке особое внимание уделяется работе ног в различных стойках, а также умению балансировать, стоя на одной ноге.


Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям.
Искусство управления энергией

Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или саблей…

На базе шаолиньского ушу оформились и развились самые различные стили. Например, школа «Обезьяны» синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе. Обилие акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз и головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из искуснейших в ушу. Сложной акробатикой наполнены стили «Пьяницы», «Катающегося по земле», «Мицзун». Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене психофизических состояний.


В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи участия не принимали. И все же при императоре Канси (1662-1722) Шаолиню была объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство монахов погибло. Легенда гласит, что лишь пятерым из них удалось бежать в города Южного Китая. Именно эти монахи считаются основателями южного варианта ушу.

Пять больших южных школ ушу названы именами основавших их мастеров-монахов из Шао-линя.

Третье направление в народном ушу - эмейское

Оно получило свое название от Эмейских гор, находящихся в провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.



Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили в себе как северные, так и южные школы ушу.

К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах ушу.

История мастера «Волшебная нога»

Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу «Волшебная нога». Основатель одного из трех знаменитых стилей «Красного кулака» взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году открыли школу «Красного кулака». После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в «Красный кулак» технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.


Стиль Ду-мэнь

связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании «естественности для нахождения равновесия и баланса». Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».

Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.

Система бросков в Ду-мэнь

отличалась от других стилей. Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип используется в айкидо. Для ухода от бросков была разработана система освобождений, аналогичная тао «72 шаолиньских захвата и освобождения».


Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких параллельных действий - захвата, работы ног, нажатия на болевую точку - требовал совершенного психофизического аппарата.





Что еще почитать