Что такое структура скользящей поверхности лыж? Базовая подготовка лыж Структура, нанесенная шлифовальной машиной.

Качество скольжения лыж определяет скорость движения лыжника и оказывает значительное влияние на его результат, идет ли речь о горных или беговых лыжах. Борьба за улучшения качества скольжения всегда носила принципиальный характер, особенно на соревнованиях мирового уровня. По сути она давно уже превратилась в отдельное (предстартовое) соревнование между сервисными бригадами. Отзывы сервисменов и самих лыжников-гонщиков о качестве скольжения в тех или иных условиях служили и продолжают служить наиболее ценной информацией для разработчиков лыжных мазей.

К настоящему времени разработчики лыжной смазки, используя достижения современной химии и инновационные технологии (в том числе и нано-технологии), достигли совершенства в производстве своей продукции, так что дальнейшее улучшение качества скольжения за счет усовершенствования мазей скольжения на молекулярном уровне (прежде всего, речь идет о фторуглеродной смазке), становится все более проблематичным. Зато все большее значение придается теперь гораздо менее изученным с научной точки зрения факторам, и, в первую очередь, так называемой структуре скользящей поверхности.

Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, освежим в памяти те факты, которые достаточно известны, общепризнанны, и не вызывают сомнений.

При движении скользящей поверхности лыжи по снегу, она разогревается вследствие трения о снежные кристаллы. В результате снег плавится и возникает тонкая пленка воды. Благодаря этому лыжа хорошо скользит.

Но все хорошо в разумных пределах. В очень холодную погоду при сухом снеге водяная прослойка может оказаться слишком тонкой, в этом случае она не обеспечит хорошее скольжение. Напротив, в теплую погоду и при влажном снеге воды образуется слишком много, возникает так называемый «подсос», и сила сопротивления увеличивается, а скорость скольжения уменьшается.

Для того чтобы нейтрализовать это явление, на скользящую поверхность лыжи наносится так называемая «структура» – система бороздок, чем-то напоминающая канавки на автомобильных покрышках. Они способствуют отводу излишней воды, уменьшая тем самым тормозящее действие «подсоса».

В общих чертах для холодной погоды и сухого снега расстояние между бороздками структуры должно составлять 0.5 мм и менее, для более теплого и влажного снега - от 0,75 мм и более. Другая формулировка этого правила состоит в том, что расстояние между бороздками структуры не должно превышать половины линейного размера снежного кристалла, чтобы предотвратить «забивание» бороздок снегом.

По мнению сервисменов мирового уровня влияние правильно подобранной структуры на качество скольжения выше, чем влияние подбора правильной мази. Гоночные лыжи с черным (графитосодержащим) полиэтиленом требуют меньшей глубины бороздок структуры по сравнению с лыжами с бесцветным пластиком, поскольку черный пластик при скольжении выделяет меньше тепловой энергии. К этому следует добавить, что высокофтористые мази скольжения лучше «работают» на более тонкой структуре, поскольку они лучше «отталкивают» воду и не нуждаются в особо глубоких бороздках для ее отвода.

Гоночные лыжи, поступающие в продажу, как правило, имеют фабричную структуру различного уровня агрессивности в зависимости от их назначения (имеется в виду разделение на «холодные» и «теплые» лыжи). Они лучшим образом приспособлены именно к тем условиям, для которых предназначены, поэтому при покупке лыж следует учитывать климатические особенности того региона, в котором вы проживаете или собираетесь кататься на лыжах.

Изменение структуры лыж. Штайншлифтинг

Если вас не устраивает структура, нанесенная на фабрике, или она подверглась значительному износу, ситуацию можно исправить двумя путями. Первый - это нанесение так называемой «ручной» структуры с помощью специальных инструментов - ручных накаток . Второй путь - нанесение структуры машинным способом на шлифовальных станках , получивших обиходное название «штайншлифт» , что с немецкого можно примерно перевести как «шлифовка с помощью наждачного камня».

Структура, нанесенная с помощью ручных накаток , держится недолго, поскольку материал скользящей поверхности - полиэтилен UHMW (Ultra-high molecular weight polyethylene) - это достаточно эластичный материал, который при температуре около 100 градусов и выше стремится вернуться к своей первоначальной форме. Это значит, что при каждой последующей подготовке лыж с помощью утюга бороздки от накаток практически исчезают. Следует также учесть, что базовая фабричная структура не исчезает полностью при использовании накаток. Это означает, что приспособить «холодные» лыжи к теплой погоде (и наоборот) с помощью накаток довольно проблематично. Это относится в первую очередь к ручным накаткам с вращающимися резцами, которые «выдавливают» сравнительно неглубокий рисунок на скользящей поверхности. Накатки с фиксированным резцом «прорезают» бороздки, которые держатся дольше, но все равно исчезают через некоторое время. К тому же следует отметить, что резцы накаток затупляются довольно быстро (после обработки 10-15 пар лыж) и требуют заточки или замены.

Более радикальным и эффективным способом обновления структуры на скользящей поверхности является обработка лыж на специальных шлифовальных станках (штайншлифтах) . Основные преимущества этого процесса таковы:

  • Нанесенная структура удерживается в течение довольно длительного времени. Даже амбициозные гонщики прибегают к этой процедуре не более двух раз за сезон, а гонщику-любителю достаточно обработать свои лыжи перед началом нового сезона.
  • Станок-штайншлифт воспроизводит структуру практически с идеальной точностью. То есть, если та или иная структура хорошо себя зарекомендовала в наиболее характерных для данного региона условиях, ее можно воспроизвести при каждой последующей обработке.
  • Программное обеспечение станка способно обеспечить нанесение большого количества различных по типу и по параметрам структур, что позволяет подобрать оптимальный вариант структуры практически для любых погодных условий и состояния снега.
  • Станок-штайншлифт не просто наносит ту или иную структуру на скользящую поверхность. С его помощью можно полностью удалить следы предыдущих структур, а также идеально выровнять скользящую поверхность, сделав ее перед нанесением новой структуры абсолютно плоской (без «завалов» в ту или иную сторону, что характерно при износе лыж, особенно коньковых).

Однако следует учитывать тот факт, что сервис-центры, оказывающие подобные услуги, зачастую имеют дело в основном с горными лыжами и сноубордами. При обработке лыж и сноубордов с металлическими кантами обычно делают 5-6 проходов для выравнивания скользящей поверхности, а затем еще 3-4 прохода для нанесения структуры. При этом абразивный камень оказывает достаточно большое давление на скользящую поверхность лыжи или сноуборда. Металлические канты препятствуют снятию слишком большого слоя полиэтилена, поэтому такая обработка не представляет для них особой опасности.

Совсем иначе обстоит дело с беговыми лыжами. У них нет металлических кантов, а слой скользящего пластика несколько тоньше. Их обработка должна проводиться с особой осторожностью, при меньшем давлении абразивного камня на скользящую поверхность и, как правило, меньшем количестве проходов. В противном случае ваши лыжи могут быть безнадежно испорчены. Поэтому, прежде чем воспользоваться услугами того или иного сервис-центра, соберите все возможные сведения о его специализации и репутации.

Нанесение структуры машинным способом - это достаточно редко проводимая операция. Хотя, по сути, она не сильно дороже, чем подготовка лыж с помощью фторуглеродных порошков и ускорителей, но ее нельзя проводить слишком часто из-за износа пластика в данном процессе. Поэтому желательно принять меры к тому, чтобы эта структура сохранялась как можно дольше. Прежде всего, следует бороться с окислением скользящей поверхности, поскольку окислившийся (точнее говоря, потерявший изначальную твердость) пластик необходимо удалить путем циклевки, а это влечет за собой и удаление структуры. Поэтому необходимо тщательно следить за состоянием скользящей поверхности, не допуская ее высыхания. Своевременно обрабатывайте скользящую поверхность парафином, удаляйте старую смазку скольжения только «горячим» способом, заливайте пластик транспортировочным парафином при хранении и перевозке лыж - вот основные правила ухода за лыжами, которые необходимо строго соблюдать.

Ремонт скользящей поверхности лыж.

При появлении царапин не спешите «лечить» их с помощью ремонтных свечек. Мелкая царапина значительно меньше влияет на скольжение, чем большая заплатка.

Еще одним важным преимуществом машинной структуры является форма и глубина бороздок. Это особенно важно при нанесении структур типа «елочка», состоящих из отдельных коротких бороздок, расположенных в диагональном направлении. Режущие абразивные камни с нанесенным рисунком позволяют прорезать довольно тонкие и глубокие бороздки, которые не будут забиваться снегом при скольжении. Эти полости служат как «карманы» для воздуха, который и предотвращает торможение за счет «подсоса». Ручные накатки воспроизводят такие бороздки, у которых глубина нарастает постепенно. Они легко забиваются снегом и теряют свою эффективность.

Очень важным моментом является качественная обработка скользящей поверхности после нанесения структуры на станке «штайншлифт». После такой обработки на скользящей поверхности, которая на первый взгляд может показаться идеальной, остается большое количество ворсинок и частиц пластика. Для их удаления следует осторожно, без большого нажима (чтобы не повредить нанесенную структуру) обработать скользящую поверхность острой металлической циклей , а потом фибертексом . Затем несколько раз провести горячую очистку с помощью легкоплавкого парафина, снимаемого в теплом состоянии. Окончательную очистку лучше проводить с помощью тугоплавкого («холодного») парафина, который при снятии его скребком будет «откалываться» от скользящей поверхности вместе с ворсинками. Окончательную доводку лыж (так называемую «откатку») можно провести единственно правильным естественным способом - на них нужно проехать несколько десятков километров, при этом качество скольжения будет улучшаться с каждым пройденным километром.

Существует большое количество типов структур, различающихся по форме и глубине бороздок, а также расстоянию между ними. Их влияние на скольжение до сих пор не изучено с научной точки зрения, поэтому лыжники и специалисты лыжного сервиса полагаются на свой опыт и интуицию. При выборе структуры полагайтесь на собственный опыт или доверьтесь надежным проверенным в деле специалистам.

Некоторые разновидности структур, наносимых на станке «штайншлифт» представлены на рисунках ниже.



Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.
    Структура скользящей поверхности.
    Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:
  • очень гладкая, блестящая, как бы полированная
  • оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением
  • оксидированная, сухая в результате хранения без слоя мази
Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхность лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также разрывает поверхностное натяжение плёнок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основных группы:
  1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15°С и ниже;
  2. Средняя структура для промежуточного трения от -15°С до О°С;
  3. Крупная структура для мокрого трения при 0°С и теплее.Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемости снега и содержанием свободной воды в снеге.
Структура, нанесенная вручную.
Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами. Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи - накатка. Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0.25 мм, 0.5 мм, 0.75 мм. 1,0 мм. 2.0 мм и 3.0 мм). Инструмент проводится от носка к хвосту лыжи (либо наоборот, в зависимости от конструкции накатки) с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности грядок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом для скругления острых кромок бороздок.
Структура, нанесенная шлифовальной машиной.
Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперёк рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создаёт на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу прижимают к шлифовальому камню и скорость, с которой лыжу проводят над камнем - вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. Более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.
После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остаётся мало или не остаётся совсем. Для того, чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог сплавиться при шлифовке.

Снятие ворса
Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истёртого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Фибертекс разработан специально для снятия ворса. Наилучшие результаты даёт фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния. Для снятия ворса движения фибертексовой губкой могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом пройдите поверхность бронзовой щёткой несколько раз. Можно даже пройти щёткой и фибертексом несколько раз от хвоста к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом, который содержит более мягкий абразив.
Другой очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон - бритвенный скребок. Лёгкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

Ожог поверхности (оксидированная скользящая поверхность)
Обычной неприятностью при катании по жёсткому снегу является так называемый "ожог поверхности". Он лучше всего виден на чёрных поверхностях. "Обожжённая" поверхность выглядит "сухой", но на самом деле то, что вы видите, это истёртые о жёсткий холодный снег, разлохмаченные полиэтиленовые волокна. В первой половине зимы, когда воздух и грунт холодные, а снега мало, шансы на повреждение поверхности в результате истирания наиболее высоки.
"Обожжённая" и оксидированная поверхности обрабатываются одинаково. Разумно снять истёртый слой бритвенным скребком или стальным скребком. Не забудьте заново нанести бороздки накаткой. Однако, если ожог или оксидирование "мягкое" (не сильное), возможно, будет достаточно только фибертекса. Насытьте поверхность горячим способом мягкой мазью. Чтобы снизить износ поверхности при этих условиях, в качестве верхнего слоя предпочтительнее использовать мази с синтетическими парафинами. Они могут быть использованы самостоятельно или в смеси с мазью, на одну ступень более тёплой.

Перед выходом на лыжню позаботьтесь о своих лыжах!

Прогресс не стоит на месте, и в наши дни каждый уважающий себя лыжник должен знать такие слова, как "парафин", "ускоритель" и "структура".
Необходимость смазки лыж определяется очевидным образом. Если они плохо скользят, к скользящей поверхности подлипает снег, а при движении создаётся впечатление, что вам кто-то наступает сзади на лыжи, то самое время задуматься о смазке.
Начнём с того, что по "правилам" лыжи необходимо готовить к каждому выходу на лыжню, хотя это и не обязательно. Но если вчера ваши лыжи скользили хорошо, а сегодня температура и влажность воздуха (и, соответственно, снега) изменились - это верный признак того, что стоит вспомнить, чем же мазали лыжи вчера, и внести коррективы. Если погода стоит болееменее ровная, снег хороший, а Вы - человек ленивый, то после обработки лыж хорошим парафином можно спокойно кататься 15-20 км, обычно столько держится парафин на скользящей поверхности лыж.
Иногда скользящая поверхность лыжи выглядит как будто бы "засохшей", покрытой каким-то белым "налётом". На самом деле это микроворсинки, торчащие из разлохмаченной кристаллами снега скользящей поверхности лыж. Такой "налёт" - отличный повод запарафинить лыжи, но старайтесь не допускать его появления, так во время окисления скользящая поверхность теряет драгоценный фтор, графит и другие примеси содержащиеся в ней. Кроме истирания, скользящая поверхность с нанесённым на неё парафином, подвержена ещё одному неприятному явлению - она отлично впитывает различную грязь, что хорошо видно, когда скользящая поверхность изначально имеет белый цвет, а потом начинает сереть (в настоящее время лыжи с белой скользящей поверхностью практически не выпускают, так как было уже замечено ранее в состав скользящей поверхности входят такие составляющие как фтор и графит придающие ей темный цвет). Дело в том, что полиэтилен, из которого изготовлена скользящая поверхность - материал пористый. Эти поры впитывают парафин, особенно при горячем нанесении, и помогают дольше его удерживать. Но в эти же поры проникает грязь. Поэтому перед нанесением свежего парафина следует почистить скользящую поверхность, удалив старый загрязнённый парафин. Кроме того, на подготовленную скользящую поверхность может наноситься так называемая структура - микроскопические продольные бороздки. При подготовке беговых лыж структуру можно нанести специальными накатками в домашних условиях, причём, шаг и глубина её бороздок определяется состоянием снега, а именно - размерами его кристаллов.
А теперь подробнее.

2. Подготовка классических лыж.

Как очистить классические лыжи от мази? Например, от жидкой мази?
  1. Закрываем зону лыж, покрытую мазью, туалетной бумагой или салфетками.
  2. Прогреваем утюгом до впитывания мази в бумагу.
  3. Используя пластмассовый цикл, удаляем эту пропитанную бумагу. В случае необходимости эту процедуру повторяем.
  4. Остатки грязи удаляем смывкой.
Готовим колодку для классических лыж.
Мазь ложиться ровнее, если наносится холодной, и если наносится несколькими тонкими слоями. Растирать мазь лучше (и правильнее) на профильном станке.
Растирание мази выполняется быстрыми движениями. Пробка растирает за счет тепла, создаваемого трением, однако если тепла будет слишком много мазь начнет тянуться, в результате появятся комки и просветы.
Помните, что при использовании жидких мазей колодка должна быть короче, поскольку коэффициент сцепления со снегом у жидких мазей намного выше по сравнению с твердыми. В среднем при применении жидкой мази колодка становится короче на 15 см. Многие лыжники при переходе на жидкие мази не только колодку делают короче, но часто вообще переходят на более жесткие лыжи. Кроме того, на длину колодки при переходе на жидкие мази большое влияние оказывает длина дистанции - чем она больше, тем больше спортсмен устает, тем более уверенное держание ему необходимо, а значит - и более длинная колодка. В этом случае колодка укорачивается по сравнению с твердыми мазями не на 20 см, а на 15 или всего 10 см.

Колодка для жидкой мази держания (клистера)

3. Подготовка коньковых лыж.

Поскольку парафины - это мази горячего нанесения, то для их использования понадобится утюг, затратьте немного денег на покупку хорошего смазочного утюга - он будет лучше работать и убережёт ваши лыжи от перегрева.

КАК ВЫ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УТЮГ
После достижения утюгом правильной температуры (которая обычно является температурой, при которой парафин начинает плавиться на поверхности утюга), утюг перемещают от носка лыжи к концу одним непрерывным проходом. Перенесите утюг и снова начните ту же самую процедуру с носка лыжи. Повторите процесс от 4 до 7 раз на лыжу. Этот процесс гарантирует правильное время, потраченное на прогрев лыжи и маленькую вероятность перегрева базы.
Температура комнаты обязательно должна быть не ниже 16°С. Большинство лыжников не понимает важности этой проблемы. При окружающей температуре ниже 16°С температура внутри лыжи также падает, и между молекулами полиэтилена остается слишком мало места для надлежащего поглощения парафина. Холод в комнате часто заканчивается нагревом базы до чрезмерных температур или плохим проникновением парафина.
Нанесение парафина - важнейший момент при правильной подготовке лыж.Простые факты:

  • Сухой окисленный полиэтилен может приводить к появлению "заставленной" базы.
  • Старые сухие базы плохо впитывают парафин, особенно фтористый.
  • Плохо обработанная база теряет нанесенную структуру быстрее.
  • Скорость вашего гоночного парафина сильно зависит от состояния лыж перед нанесением парафина.
  • В конечном счете, перегрев может снижать эффективность и производительность всех парафинов, особенно содержащих 100% фтора.

    ОБЩИЕ ОШИБКИ:
    Большинство лыжников использует неправильный утюг. Домашний утюг, который обычно используется большинством лыжников, не предназначен для расплавления фтористых и твердых синтетических парафинов. Точка плавления Swix Cera F - 100°С (212 F), а точка плавления Swix СН 4 - 95°С (203 F). Парафины, сделанные сегодня, меньше стираются, они более твердые по сравнению с традиционными парафинами, и поэтому требуют более горячей температуры утюга. Когда лыжники используют домашний утюг, они обычно устанавливают температуру где-нибудь в районе... "хлопок", "шелк" или "синтетика". Это ужасно!
    Не используйте бытовой утюг!

    Подготовка лыж для грунтовки
    Прежде чем приступить к подготовке новых лыж, необходимо определить - каким способом обработана скользящая поверхность. Лыжи, обработанные заводским способом шлифовки, требуют легкой ручной циклевки (острой металлической циклей), при которой удаляются только ворсинки, но не пластик (т.е. не стирая рисунка - штайншлифта на скользящей поверхности). Если не было заводской шлифовки, то необходимо проверить состояние скользящей поверхности, удаляя дефекты. Это делается путем снятия тонкого слоя поверхности металлической циклей, которое чередуется с пропиткой парафином (обильно пропитать парафином, затем сциклить - повторить эту процедуру несколько раз). Затем очищаем лыжи от остатков парафина при помощи латунной щетки и жесткого фибертекса.

    Грунтовка лыж
    После циклевки лыжи металлической циклей необходимо тщательно вычистить скользящую поверхность латунной или бронзовой щеткой и жестким фибертексом, а затем нанести грунтовочный парафин (специальный грунтовочный или любой более или менее мягкий с диапазоном применения - 3 -10 градусов. Обычно используют фиолетовый). При этом желательно применять парафин в избыточном количестве, прогревая лыжи два-три раза без промежуточной циклевки и добавляя парафин постольку, поскольку он впитывается в поверхность.
    Остудите лыжи. Через 20 - 30 минут удалить избыточный парафин пластмассовым скребком и обработать поверхность нейлоновой щеткой. Произвести такую обработку скользящей поверхности несколько раз с тщательной зачисткой нейлоновой щеткой после каждого слоя. Вышеуказанной грунтовкой лыж мы должны добиться создания на поверхности поблескивающего слоя.
    Если погодные условия требуют, чтобы на лыжах была структура, а лыжи не имеют заводского штайншлифта, необходимо вручную сделать соответствующую нарезку. Нанесение структуры всегда производится перед тем, как на лыжу наносится основной парафин. Правда, иногда в этот порядок работы вмешивается погода: например, в последний час перед стартом резко меняется температура, влажность. В этом случае нарезку приходится наносить после основного парафина.

    Грунтовка лыж под соответствующую погоду.
    При грунтовке скользящей поверхности под основной парафин следует помнить:

  • Температура плавления парафина, используемого при грунтовке, должна быть выше температуры плавления основного парафина, т.е. грунтовочный парафин должен быть более тугоплавким (в этом случае основной парафин не смешивается с грунтовочным). В случае холодной погоды, когда в качестве основного парафина используется морозный, а значит - тугоплавкий твердый парафин - и нет возможности в качестве грунтовочного использовать более твердый, грунтуем лыжи парафином, аналогичным по твердости основному парафину.
  • При очень старом, жестком, "агрессивном" снеге, если длительный период времени стоит одна и та же погода (особенно мороз), да и просто для снятия с поверхности электростатического напряжения при грунтовке рекомендуется использовать парафин-"антистатик" (например, "START"-antistatic или "REX"-antistatic, и т.д.)при грунтовке лыж под соответствующую погоду под обычный парафин необходимо использовать простой, а под фторсодержащий - фтористый.
    Грунтовка производится обычным способом, при помощи утюга с нормальной для данного парафина температурой плавления (как правило, это температура 120 градусов). Нанести парафин на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина.

    НАБЛЮДЕНИЕ: – не всегда есть возможность (прежде всего финансовая) парафин на лыжу "лить рекой". Многие любители лыжного спорта используют следующий способ: коротким быстрым движением плитка парафина оплавляется на утюге и таким же быстрым движением этой плиткой (пока на ней есть расплавленный парафин) натирается участок лыжи. Процедура повторяется несколько раз до тех пор, пока вся лыжа не покроется парафином. Затем парафин плавится на лыже, как обычно, утюгом. Этот способ неплох и вполне имеет право на жизнь. Во всяком случае, вам удастся добиться значительной экономии парафина.
    Остудите лыжу в течение 20-30 мин. (до комнатной температуры), затем излишки парафина удалить пластмассовым скребком и тщательно обработать поверхность нейлоновой щеткой.

    СОВЕТ: – графитсодержащие скользящие поверхности лучше грунтовать графитовыми или фторграфитовыми парафинами

    Нанесение основного парафина (соответствующего погоде)
    Под соответствующую погоду отбираем наиболее подходящий парафин. После выбора подходящего парафина нанесите его на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина. Дают остыть и циклят при помощи пластмассового цикля. Далее нейлоновой щеткой удаляют остатки парафина. Затем нужно произвести шлифовку до блеска при помощи либо шлифовальной ткани, либо при помощи более мягкой щетки.
    При нанесении парафина необходимо знать следующее: если используется парафин на морозную погоду (более тугоплавкий парафин), то необходимо большую его часть снять пластмассовой циклей до его затвердевания, поскольку, если дать тугоплавкому парафину полностью остыть, он станет жестким и при циклевке будет скалываться с лыжи кусками, оставляя большие пространства лыжи без парафина. После окончательного остывания лыжи оставшийся парафин удаляют жесткой пластмассовой циклей и затем жесткой нейлоновой щеткой. Мягкие парафины обрабатываются аналогичным образом. Единственное отличие заключается в том, что мягкому парафину следует дать полностью остыть, а затем удалить с помощью пластмассовой цикли и нейлоновой щетки средней степени жесткости. В остальном процедура нанесения и снятия парафина идентична той, которая применяется при грунтовке лыж.

    Нанесение последнего слоя: обычного (сыпучего) порошка или спрессованного (ускорителя)
    Порошок посыпают тонким слоем на скользящую поверхность, а затем при помощи утюга расплавляют (о правильном расплавлении порошка свидетельствуют своеобразные "пляшущие" искорки или звездочки, появляющиеся в течение одной-двух секунд после прохождения утюга). При этом расплавлять порошок или ускоритель желательно одним движением, когда утюг медленно движется вдоль лыжи.
    После остывания скользящую поверхность лыжи очищают от излишек порошка при помощи натуральной щетки (из конского волоса) и шлифуют полировальной бумагой. Все! Ваши лыжи готовы к гонке.

    СОВЕТ: при очистке скользящей поверхности от остатков порошка не следует сильно нажимать на лыжу - совершайте мягкие движения с незначительным давлением на щетку.

    Порошки и ускорители можно растереть и в холодном виде, не используя утюг. Для этого порошок посыпают на скользящую поверхность лыжи (а ускорителем, соответственно, лыжу натирают) и растирают рукой, натуральной пробкой или специальной полировальной пробкой. Затем обрабатывают натуральной щеткой и шлифуют полировальной бумагой. Однако нанесенный таким образом порошок удерживается на лыже хуже, чем порошок, закрепленный на лыжах с помощью горячего утюга, и данный способ приготовления лыж рекомендуется лишь при участии в соревнованиях на короткие (5 -10 -15 км) дистанции.

  • Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.

    Структура скользящей поверхности.
    Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:

    · очень гладкая, блестящая, как бы полированная

    · оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением

    · оксидированная, сухая в результате хранения без слоя мази

    Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхность лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также разрывает поверхностное натяжение плёнок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основных группы:

    1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15°С и ниже;

    2. Средняя структура для промежуточного трения от -15°С до О°С;

    3. Крупная структура для мокрого трения при 0°С и теплее.Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемости снега и содержанием свободной воды в снеге.

    Структура, нанесенная вручную.
    Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами. Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи - накатка. Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0.25 мм, 0.5 мм, 0.75 мм. 1,0 мм. 2.0 мм и 3.0 мм). Инструмент проводится от носка к хвосту лыжи (либо наоборот, в зависимости от конструкции накатки) с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности грядок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом для скругления острых кромок бороздок.
    Структура, нанесенная шлифовальной машиной.
    Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперёк рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создаёт на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу прижимают к шлифовальому камню и скорость, с которой лыжу проводят над камнем - вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. Более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.
    После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остаётся мало или не остаётся совсем. Для того, чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог сплавиться при шлифовке.

    Снятие ворса
    Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истёртого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Фибертекс разработан специально для снятия ворса. Наилучшие результаты даёт фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния. Для снятия ворса движения фибертексовой губкой могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом пройдите поверхность бронзовой щёткой несколько раз. Можно даже пройти щёткой и фибертексом несколько раз от хвоста к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом, который содержит более мягкий абразив.
    Другой очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон - бритвенный скребок. Лёгкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

    Ожог поверхности (оксидированная скользящая поверхность)
    Обычной неприятностью при катании по жёсткому снегу является так называемый "ожог поверхности". Он лучше всего виден на чёрных поверхностях. "Обожжённая" поверхность выглядит "сухой", но на самом деле то, что вы видите, это истёртые о жёсткий холодный снег, разлохмаченные полиэтиленовые волокна. В первой половине зимы, когда воздух и грунт холодные, а снега мало, шансы на повреждение поверхности в результате истирания наиболее высоки.
    "Обожжённая" и оксидированная поверхности обрабатываются одинаково. Разумно снять истёртый слой бритвенным скребком или стальным скребком. Не забудьте заново нанести бороздки накаткой. Однако, если ожог или оксидирование "мягкое" (не сильное), возможно, будет достаточно только фибертекса. Насытьте поверхность горячим способом мягкой мазью. Чтобы снизить износ поверхности при этих условиях, в качестве верхнего слоя предпочтительнее использовать мази с синтетическими парафинами. Они могут быть использованы самостоятельно или в смеси с мазью, на одну ступень более тёплой.

    Перед выходом на лыжню позаботьтесь о своих лыжах!

    Прогресс не стоит на месте, и в наши дни каждый уважающий себя лыжник должен знать такие слова, как "парафин", "ускоритель" и "структура".
    Необходимость смазки лыж определяется очевидным образом. Если они плохо скользят, к скользящей поверхности подлипает снег, а при движении создаётся впечатление, что вам кто-то наступает сзади на лыжи, то самое время задуматься о смазке.
    Начнём с того, что по "правилам" лыжи необходимо готовить к каждому выходу на лыжню, хотя это и не обязательно. Но если вчера ваши лыжи скользили хорошо, а сегодня температура и влажность воздуха (и, соответственно, снега) изменились - это верный признак того, что стоит вспомнить, чем же мазали лыжи вчера, и внести коррективы. Если погода стоит болееменее ровная, снег хороший, а Вы - человек ленивый, то после обработки лыж хорошим парафином можно спокойно кататься 15-20 км, обычно столько держится парафин на скользящей поверхности лыж.
    Иногда скользящая поверхность лыжи выглядит как будто бы "засохшей", покрытой каким-то белым "налётом". На самом деле это микроворсинки, торчащие из разлохмаченной кристаллами снега скользящей поверхности лыж. Такой "налёт" - отличный повод запарафинить лыжи, но старайтесь не допускать его появления, так во время окисления скользящая поверхность теряет драгоценный фтор, графит и другие примеси содержащиеся в ней. Кроме истирания, скользящая поверхность с нанесённым на неё парафином, подвержена ещё одному неприятному явлению - она отлично впитывает различную грязь, что хорошо видно, когда скользящая поверхность изначально имеет белый цвет, а потом начинает сереть (в настоящее время лыжи с белой скользящей поверхностью практически не выпускают, так как было уже замечено ранее в состав скользящей поверхности входят такие составляющие как фтор и графит придающие ей темный цвет). Дело в том, что полиэтилен, из которого изготовлена скользящая поверхность - материал пористый. Эти поры впитывают парафин, особенно при горячем нанесении, и помогают дольше его удерживать. Но в эти же поры проникает грязь. Поэтому перед нанесением свежего парафина следует почистить скользящую поверхность, удалив старый загрязнённый парафин. Кроме того, на подготовленную скользящую поверхность может наноситься так называемая структура - микроскопические продольные бороздки. При подготовке беговых лыж структуру можно нанести специальными накатками в домашних условиях, причём, шаг и глубина её бороздок определяется состоянием снега, а именно - размерами его кристаллов.
    А теперь подробнее.

    Качество скольжения лыж определяет скорость движения лыжника и оказывает значительное влияние на его результат, идет ли речь о горных или беговых лыжах. Борьба за улучшения качества скольжения всегда носила принципиальный характер, особенно на соревнованиях мирового уровня. По сути она давно уже превратилась в отдельное (предстартовое) соревнование между сервисными бригадами. Отзывы сервисменов и самих лыжников-гонщиков о качестве скольжения в тех или иных условиях служили и продолжают служить наиболее ценной информацией для разработчиков лыжных мазей.

    К настоящему времени разработчики лыжной смазки, используя достижения современной химии и инновационные технологии (в том числе и нано-технологии), достигли совершенства в производстве своей продукции, так что дальнейшее улучшение качества скольжения за счет усовершенствования мазей скольжения на молекулярном уровне (прежде всего, речь идет о фторуглеродной смазке), становится все более проблематичным. Зато все большее значение придается теперь гораздо менее изученным с научной точки зрения факторам, и, в первую очередь, так называемой структуре скользящей поверхности.

    Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, освежим в памяти те факты, которые достаточно известны, общепризнанны, и не вызывают сомнений.

    При движении скользящей поверхности лыжи по снегу, она разогревается вследствие трения о снежные кристаллы. В результате снег плавится и возникает тонкая пленка воды. Благодаря этому лыжа хорошо скользит.

    Но все хорошо в разумных пределах. В очень холодную погоду при сухом снеге водяная прослойка может оказаться слишком тонкой, в этом случае она не обеспечит хорошее скольжение. Напротив, в теплую погоду и при влажном снеге воды образуется слишком много, возникает так называемый «подсос», и сила сопротивления увеличивается, а скорость скольжения уменьшается.

    Для того чтобы нейтрализовать это явление, на скользящую поверхность лыжи наносится так называемая «структура» - система бороздок, чем-то напоминающая канавки на автомобильных покрышках. Они способствуют отводу излишней воды, уменьшая тем самым тормозящее действие «подсоса».

    В общих чертах для холодной погоды и сухого снега расстояние между бороздками структуры должно составлять 0.5 мм и менее, для более теплого и влажного снега - от 0,75 мм и более. Другая формулировка этого правила состоит в том, что расстояние между бороздками структуры не должно превышать половины линейного размера снежного кристалла, чтобы предотвратить «забивание» бороздок снегом.

    По мнению сервисменов мирового уровня влияние правильно подобранной структуры на качество скольжения выше, чем влияние подбора правильной мази. Гоночные лыжи с черным (графитосодержащим) полиэтиленом требуют меньшей глубины бороздок структуры по сравнению с лыжами с бесцветным пластиком, поскольку черный пластик при скольжении выделяет меньше тепловой энергии. К этому следует добавить, что высокофтористые мази скольжения лучше «работают» на более тонкой структуре, поскольку они лучше «отталкивают» воду и не нуждаются в особо глубоких бороздках для ее отвода.

    Гоночные лыжи, поступающие в продажу, как правило, имеют фабричную структуру различного уровня агрессивности в зависимости от их назначения (имеется в виду разделение на «холодные» и «теплые» лыжи). Они лучшим образом приспособлены именно к тем условиям, для которых предназначены, поэтому при покупке лыж следует учитывать климатические особенности того региона, в котором вы проживаете или собираетесь кататься на лыжах.

    Если вас не устраивает структура, нанесенная на фабрике, или она подверглась значительному износу, ситуацию можно исправить двумя путями. Первый - это нанесение так называемой «ручной» структуры с помощью специальных инструментов - ручных накаток . Второй путь - нанесение структуры машинным способом на шлифовальных станках , получивших обиходное название «штайншлифт» , что с немецкого можно примерно перевести как «шлифовка с помощью наждачного камня».

    Структура, нанесенная с помощью ручных накаток , держится недолго, поскольку материал скользящей поверхности - полиэтилен UHMW (Ultra-high molecular weight polyethylene) - это достаточно эластичный материал, который при температуре около 100 градусов и выше стремится вернуться к своей первоначальной форме. Это значит, что при каждой последующей подготовке лыж с помощью утюга бороздки от накаток практически исчезают. Следует также учесть, что базовая фабричная структура не исчезает полностью при использовании накаток. Это означает, что приспособить «холодные» лыжи к теплой погоде (и наоборот) с помощью накаток довольно проблематично. Это относится в первую очередь к ручным накаткам с вращающимися резцами, которые «выдавливают» сравнительно неглубокий рисунок на скользящей поверхности. Накатки с фиксированным резцом «прорезают» бороздки, которые держатся дольше, но все равно исчезают через некоторое время. К тому же следует отметить, что резцы накаток затупляются довольно быстро (после обработки 10-15 пар лыж) и требуют заточки или замены.

    Более радикальным и эффективным способом обновления структуры на скользящей поверхности является обработка лыж на специальных шлифовальных станках (штайншлифтах) . Основные преимущества этого процесса таковы:

    • Нанесенная структура удерживается в течение довольно длительного времени. Даже амбициозные гонщики прибегают к этой процедуре не более двух раз за сезон, а гонщику-любителю достаточно обработать свои лыжи перед началом нового сезона.
    • Станок-штайншлифт воспроизводит структуру практически с идеальной точностью. То есть, если та или иная структура хорошо себя зарекомендовала в наиболее характерных для данного региона условиях, ее можно воспроизвести при каждой последующей обработке.
    • Программное обеспечение станка способно обеспечить нанесение большого количества различных по типу и по параметрам структур, что позволяет подобрать оптимальный вариант структуры практически для любых погодных условий и состояния снега.
    • Станок-штайншлифт не просто наносит ту или иную структуру на скользящую поверхность. С его помощью можно полностью удалить следы предыдущих структур, а также идеально выровнять скользящую поверхность, сделав ее перед нанесением новой структуры абсолютно плоской (без «завалов» в ту или иную сторону, что характерно при износе лыж, особенно коньковых).

    Однако следует учитывать тот факт, что сервис-центры, оказывающие подобные услуги, зачастую имеют дело в основном с горными лыжами и сноубордами. При обработке лыж и сноубордов с металлическими кантами обычно делают 5-6 проходов для выравнивания скользящей поверхности, а затем еще 3-4 прохода для нанесения структуры. При этом абразивный камень оказывает достаточно большое давление на скользящую поверхность лыжи или сноуборда. Металлические канты препятствуют снятию слишком большого слоя полиэтилена, поэтому такая обработка не представляет для них особой опасности.

    Совсем иначе обстоит дело с беговыми лыжами. У них нет металлических кантов, а слой скользящего пластика несколько тоньше. Их обработка должна проводиться с особой осторожностью, при меньшем давлении абразивного камня на скользящую поверхность и, как правило, меньшем количестве проходов. В противном случае ваши лыжи могут быть безнадежно испорчены. Поэтому, прежде чем воспользоваться услугами того или иного сервис-центра, соберите все возможные сведения о его специализации и репутации.

    Нанесение структуры машинным способом - это достаточно редко проводимая операция. Хотя, по сути, она не сильно дороже, чем подготовка лыж с помощью фторуглеродных порошков и ускорителей, но ее нельзя проводить слишком часто из-за износа пластика в данном процессе. Поэтому желательно принять меры к тому, чтобы эта структура сохранялась как можно дольше. Прежде всего, следует бороться с окислением скользящей поверхности, поскольку окислившийся (точнее говоря, потерявший изначальную твердость) пластик необходимо удалить путем циклевки, а это влечет за собой и удаление структуры. Поэтому необходимо тщательно следить за состоянием скользящей поверхности, не допуская ее высыхания. Своевременно обрабатывайте скользящую поверхность парафином, удаляйте старую смазку скольжения только «горячим» способом, заливайте пластик транспортировочным парафином при хранении и перевозке лыж - вот основные правила ухода за лыжами, которые необходимо строго соблюдать.

    При появлении царапин не спешите «лечить» их с помощью ремонтных свечек. Мелкая царапина значительно меньше влияет на скольжение, чем большая заплатка.

    Еще одним важным преимуществом машинной структуры является форма и глубина бороздок. Это особенно важно при нанесении структур типа «елочка», состоящих из отдельных коротких бороздок, расположенных в диагональном направлении. Режущие абразивные камни с нанесенным рисунком позволяют прорезать довольно тонкие и глубокие бороздки, которые не будут забиваться снегом при скольжении. Эти полости служат как «карманы» для воздуха, который и предотвращает торможение за счет «подсоса». Ручные накатки воспроизводят такие бороздки, у которых глубина нарастает постепенно. Они легко забиваются снегом и теряют свою эффективность.

    Очень важным моментом является качественная обработка скользящей поверхности после нанесения структуры на станке «штайншлифт». После такой обработки на скользящей поверхности, которая на первый взгляд может показаться идеальной, остается большое количество ворсинок и частиц пластика. Для их удаления следует осторожно, без большого нажима (чтобы не повредить нанесенную структуру) обработать скользящую поверхность острой металлической циклей , а потом фибертексом . Затем несколько раз провести горячую очистку с помощью легкоплавкого парафина, снимаемого в теплом состоянии. Окончательную очистку лучше проводить с помощью тугоплавкого («холодного») парафина, который при снятии его скребком будет «откалываться» от скользящей поверхности вместе с ворсинками. Окончательную доводку лыж (так называемую «откатку») можно провести единственно правильным естественным способом - на них нужно проехать несколько десятков километров, при этом качество скольжения будет улучшаться с каждым пройденным километром.

    Существует большое количество типов структур, различающихся по форме и глубине бороздок, а также расстоянию между ними. Их влияние на скольжение до сих пор не изучено с научной точки зрения, поэтому лыжники и специалисты лыжного сервиса полагаются на свой опыт и интуицию. При выборе структуры полагайтесь на собственный опыт или доверьтесь надежным проверенным в деле специалистам.

    Некоторые разновидности структур, наносимых на станке «штайншлифт» представлены на рисунках ниже.

    Опыт показывает, что поверхность скользит плохо, если она:
    * очень гладкая, блестящая, как бы полированная
    * оплавлена при обработке высокой температурой и высоким давлением
    * оксидированная, сухая в результате хранения слоя мази

    Скольжение можно улучшить, нанеся рисунки на поверхности Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также "разрывает" поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основные группы:


    Эти группы структур соотносятся также с типами и размером снежных кристаллов, деформируемостью снега и содержанием свободной воды в снеге.
    МЕХАНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ До того, как воспользоваться новыми лыжами, следует проверить, чтобы у лыж не было фабричных дефектов. Беговые лыжи обычно проходят окончательную подготовку на заводе на станке с абразивной лентой или абразивным камнем. Окончательная обработка обычно проводится один раз перед началом эксплуатации новых лыж и периодически в течение сезона на шлифовальной машине с абразивным камнем, либо вручную, с использованием наждачной шкурки на тканевой основе. Обработка проводится опытными специалистами в специальных мастерских. Шлифовальная машина может быть настроена по-разному для получения структуры поверхности лыжи, которая соответствует конкретным тенденциям в состоянии снега.

    СТРУКТУРА, НАНЕСЕННАЯ ВРУЧНУЮ Превосходные структуры поверхности лыжи могут быть нанесены ручными инструментами.
    К фабричным дефектам можно, например, отнести нервности скользящего покрытия, которые в дальнейшем трудно будет исправить циклом, различная толщина и, соответственно, жесткость лыж и др.

    Наиболее употребительный инструмент для нанесения структуры на беговые лыжи - накатка наподобие Swix (Т401).Этот инструмент может формировать структуры от тонких до очень крупных (0,25 мм, 0,75 мм, 1,0 мм, 2,0 мм и 3,0 мм). Инструмент проводится от носка к пятке лыжи с плотным, постоянным нажимом. Лыжа должна иметь опору по всей своей длине, если возможно, с использованием профильного станка наподобие Swix Т79. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. После накатки структуры на поверхность острым стальным скребком или бритвенным скребком слегка сравняйте верхушки накатанных на поверхности бороздок. Также пройдите несколько раз вдоль лыжи фибертексом (Т265) для "скругления" острых кромок бороздок.

    СТРУКТУРА, НАНЕСЕННАЯ ШЛИФОВАЛЬНОЙ МАШИНОЙ Шлифовальная машина может создавать разнообразные рисунки скользящей поверхности. Шлифовка осуществляется, как известно, прохождением поверхности лыжи над быстро вращающимся абразивным камнем. Форма рабочей поверхности камня поддерживается снятием неровностей движущейся поперек рабочей поверхности алмазной заправочной головкой. Такая заправка не только поддерживает плоскую форму рабочей поверхности, но и создает на камне рисунок, который, в свою очередь, создаст структуру на поверхности лыжи. Скорость движения заправочной головки, скорость вращения абразивного камня, сила, с которой лыжу проводят над камнем - вот факторы, создающие желаемый рисунок на поверхности лыжи. В общем, более высокая поперечная скорость алмазной головки при заправке создаст более крупные структуры. Для более тонкой структуры эту скорость надо снизить.

    В общем, структуры, созданные шлифовальной машиной, определяются как "кусочно-линейные".
    Технология обработки лыж на специальной шлифовальной машине пришла в из горнолыжного где поверхность лыж изнашивается очень быстро, а циклевать горные лыжи практически невозможно по причине наличия у горных лыж металлических кантов. При шлифовке на машине снимается одинаковое количество материала и с металлических кантов, и с пластика поверхности.
    Возможности применения шлифовки наждачным камнем в промышленных масштабах привели к тому, что производители гоночных лыж стали использовать шлифовку камнем для доводки скользящей поверхности производимых лыж. На сегодняшний день все западные фабрики -производители «равнинных» лыж - используют шлифовку камнем не только для элитных лыж, нс и для прогулочных - такова конкуренция. Кроме того, все мало-мальски серьезные магазины или пункты проката стали обзаводиться машинами для каменной шлифовки. Машины последнего поколения уже приспособлены для более «нежной» работы с гоночными лыжами. Таким образом, шлифовка наждачным камнем стала неотъемлемой частью индустрии гоночных лыж.

    Что же представляет собой этот метод?
    Схематично машина состоит из вращающегося наждачного камня большого диаметра, на который лыжа подается с равномерной скоростью расположенным сверху наждачного камня подпружиненным резиновым роликом. Наждачный камень вращается навстречу движению лыжи и снимает определенный слой пластика скользящей поверхности под струями охлаждающей и связывающей пыль волы.

    На наждачном камне нанесены бороздки, которые при шлифовке переносятся на скользящую поверхность лыжи и образуют те или иные «структуры».
    Наждачный камень высокого качества состоит из специальных острых минеральных кристаллов. При работе кристаллы выхолащиваются, и рисунок на камне время от времени должен освежаться. Рисунок на камне наносится алмазным резцом, равномерно двигающимся вдоль образующей цилиндрического камня. Скорость вращения камня и скорость подачи резца определяют параметры получаемого рисунка.
    Когда резец движется медленно, на камне образуется мелкий рисунок, который наносит на лыжу мелкую структуру, более подходящую на новый мелкозернистый снег. Чем быстрее двигается резец, тем крупнее будет рисунок на камне и соответственно структура на лыже. Такая структура больше подойдет на грубый, мокрый, старый снег и лед. При движении алмазного резца в обе стороны вдоль поверхности шлифовального камня при нанесении на камень рисунка можно достичь решетчатой структуры на лыже. Если резец будет наносить рисунок лишь при движении в одну сторону, создадутся линейные структуры.

    Раньше фабрики завершали цикл производства гоночных лыж шлифовкой наждачной лентой-«шкуркой» в виде замкнутых лент. Этот метод очень хорошо выравнивал поверхность вдоль лыжи, но поверхность оставалась неровной в поперечнике. Шлифовка лентой оставляла также очень много ворса на скользящей поверхности лыжи, поэтому скользящая поверхность требовала большой доводки.

    Бесспорными преимуществами шлифовки камнем являются очень малое количество ворса и ровная скользящая поверхность в поперечнике лыжи. К недостаткам метода относятся: вероятность пережога пластика скользящей поверхности, «волна» на скользящей поверхности, «не та» структура.
    На сегодня шлифовка наждачной лентой в производстве лыж является подготовительной операцией перед шлифовкой камнем.
    Структура на лыжу наносится за несколько проходов. Если наждачный камень вращается слишком быстро или на подающий ролик оказывается слишком высокая вертикальная нагрузка, то пластик скользящей поверхности может быть «пережжен». Этого, правда, невооруженным глазом не увидишь, но можно определить по быстрому побелению скользящей поверхности лыжи в области пятки ботинка на сухом или «агрессивном» снегу или по тому, что при приплавлении парафинов на лыже остаются «сухие» пятна. Такую лыжу нужно циклевать или опять шлифовать. Качество каменной шлифовки зависит в большой степени от знаний и умений человека, производящего эту работу.

    Национальными сборными командами шлифовка камнем используется очень широко, хотя предмет изучен еще достаточно слабо. Дело в том, что воспроизвести ту или иную «победную» структуру со 100-процентной точностью практически невозможно. Камень изнашивается, и меняется его диаметр, состав камня неоднородный, резец тупится, камень вращается с разными скоростями, лыжа подается тоже на разных скоростях и т.д., и т.п. Например, норвежский олимпийский комитет выделил 300.000 $ на исследование структур и создание лазерного сканера с компьютерным обеспечением, с помощью которого можно будет снимать «слепок» структуры скользящей поверхности. В шутку норвежцы говорят, что, установив его под лыжней, можно будет скопировать структуры, например, у всех стартующих в той или иной гонке Кубка мира.
    Лыжники массового спорта готовы платить 40-70 $ за каменную шлифовку, что создает в мире ощутимый рынок таких услуг с оборотом примерно в 25 миллионов долларов в год.

    В России машины для каменной шлифовки лыж есть только на некоторых фабриках. К сожалению, весьма в плачевном состоянии. Со временем услуга по каменной шлифовке горных и гоночных лыж появится и в России. Российскому пионеру шлифовки камнем предстоит инвестировать как минимум 10.000 $ в подержанную машину (с проведенным предпродажным сервисом и заменой всех изношенных деталей) или 15-20.000 - в новую.
    На наш взгляд, шлифовка камнем скользящей поверхности гоночных лыж не является панацеей при решении проблемы скольжения. Лыжи, правильно подобранные по жесткости и распределению веса гонщика по лыже (профилю весового прогиба), - вот залог успеха. Если лыжа не скользила до шлифовки. Шанс, что она начнет работать после шлифовки, очень мал. Притом, что большинство отечественных лыжников имеет в своем арсенале лишь по 1-2 пары «боевых» лыж, хорошая стальная цикля, риллер-накатка, комплект хороших щеток и пара умелых рук являются неплохой альтернативой каменной шлифовке.

    После машинной шлифовки волокон, которые необходимо удалить, остается мало или не остается совсем. Для того чтобы убедиться, взгляните на поверхность через увеличительное стекло. Если после механической шлифовки пройти поверхность бритвенным скребком и затем фибертексом, это поможет удалить самый верхний слой скользящей поверхности, который мог оплавиться при шлифовке.

    СНЯТИЕ ВОРСА
    Для оптимального скольжения необходимо полностью освободить полиэтиленовую скользящую поверхность от микроволокон или ворсинок истертого пластика. При обновлении скользящей поверхности любым ручным способом или на станке с абразивной лентой для окончания обработки необходимо дополнительное снятие ворса. Наилучшие результаты дает фибертекс из тонких нейлоновых волокон и абразивных частиц карбида кремния, например, фибертекс Swix Т265. Для снятия ворса движения фибертексовой губки могут совершаться в обоих направлениях. Также для того, чтобы поднять больше волокон для последующего удаления фибертексом, пройдите поверхность бронзовой щеткой Swix Т158 несколько раз. Можно даже пройти щеткой и фибертексом несколько раз от пятки к носку лыжи для того, чтобы поднять больше микроволокон. Завершите процесс несколькими проходами фибертексом Т266, который содержит более мягкий абразив.
    Другой - очень эффективный инструмент для снятия полиэтиленовых микроволокон - бритвенный скребок Т89. Легкие скребущие движения им в сочетании с фибертексом Т265 удалят ворс без нарушения рисунка структуры.

    Скольжение молено улучшить, нанеся рисунки на поверхности лыжи. Эти рисунки или линейные текстуры (профили) обычно называются "структурой". Нанесение структуры на скользящую поверхность уменьшает площадь соприкосновения поверхности со снегом, а также "разрывает" поверхностное натяжение пленок воды на поверхности. Обычно наносимые структуры делятся на три основные группы:
    1. Мелкая структура для условий сухого трения от -15,5 °С и ниже;
    2. Средняя структура для промежуточного трения от -15,5 °С до 0,5 °С;
    3. Крупная структура для мокрого трения при 0,5 °С и теплее.

    Что еще почитать