Что отражает сущность понятия спорт. Теоретическое изучение сущности понятия «спорт» и его особенности

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) -вольного сокращения первоначального слова disport - игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда - различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человек нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений.

Спорт - это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и норд поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижениям высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

«Cпорт» - обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» - смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.

Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.

2. ОПТИМАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.

Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Специалист, завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в физическом самосовершенствовании.

3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

– спортивная подготовка;

– профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду.

4. ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел - головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2- 2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15-20% используемого организмом. В течение 1 мин мозгу необходимо 40- 50 см 3 кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно - на 500-1000 ккал выше, чем уровень основного обмена.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснаб-. жение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям го- : лобного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа - замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на I обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, - все это неизменно сказывается на 1 циркуляторном аппарате кровообращения.

Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы - 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, занятых синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин. У научных сотрудников во время выступления на коаЯ ференциях наблюдалось повышение индекса напряженности сердечной деятельности от 200 до 1300%. У преподавателей после лекций обнаружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях - на 50-300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напряжениях).

При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000-9000, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению - более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).

Все эти изменения часто более выраженно проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом; наконец у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство - усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого.- Усталость - психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.

Степень усталости студент может оценить баллами: не устал -О баллов, легкая усталость - 1, средняя усталость - 2, сильная усталость - 3, очень сильная усталость - 4 балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. Это позволит более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и оценивать влияние средств, направленных на компенсацию усталости.

При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.

Основной фактор утомления - сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА СНА

Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто И безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.

Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 ч сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерно внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч сна и даже более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.

Наиболее распространенное расстройство сна, когда человек мало и плохо спит, называют бессонницей. Иногда не дают заснуть дела: переволновался или растревожился человек. Такую бессонницу называют ситуативной. Обычно она проходит вместе с исчезновением причин беспокойства или конфликта. Случается, что кризисная ситуация проходит, но оставляет вредную привычку «слишком сильно стремиться заснуть». Она может вызвать обратную реакцию - развитие стойкой бессонницы от боязни бессонницы. Причиной стойкого расстройства сна могут стать успокаивающие и снотворные средства, если их долго принимать. Снотворные лекарства выключают механизм сна, ломают и перекраивают его фазы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Большая советская энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1971.

    Васильева З. А., Любинская С. М. Резервы здоровья, М., 1984.

    Гусалов А. Х. Физкультурно-оздоровительная группа. М, 1987.

    Комаров Ю. М. Концепция дальнейшего развития здравоохранения и прикладной медицинской науки в Российской Федерации. - М., 1994.

    Коц Я.М., Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 1986.

    Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.

    Кузьменко М. М., Баранов В. В., Шиленко Ю. В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики. М., 1994.

    Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. –М.: ПРОФИЗДАТ, 1987.

    Лисицын Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Проблемные лекции: Учебное пособие. - М.: Медицина, 1992

    Орешкин Ю. А.. К здоровью через физкультуру. М., 1990.

    Популярная медицинская энциклопедия, -М.: Советская энциклопедия, 1979.

    Основные понятия спорта.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Спортивные достижения, спортивный результат, спортивная квалификация.

    2. Тренированность, подготовленность, спортивная формаспортсмена.

    3. Квалификация видов спорта.

    4. Функции спорта

    В основе соревновательной деятельности лежит состязание в определенном виде спорта, регламентированном правилами выполнения двигательных действий, нормами поведения соревнующихся и способами оценки достигнутых результатов.

    Многообразная соревновательная деятельность, характерная для современного спорта, делится на несколько групп, в каждую из которых входят родственные виды спорта, основанные на использовании различных физических упражнений и характерных особенностях ведения спортивной борьбы. В принцип деления видов спорта на группы положены различные признаки: структура двигательных действий, способность и качества, являющиеся основой достижений в данном виде. Так, Л.П.Матвеев подразделяет виды спорта на группы по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности. К первой группе относятся виды спорта с предельно активно двигательной деятельностью соревнующихся, результаты которой зависят от собственных двигательных возможностей спортсменов и выявляются в процессе соревнования (гимнастики, плавание, легкая атлетика и тяжелая атлетика, спортивные игры и др.). Вторая группа включает виды, основы которых составляют действия по управлению различными средствами передвижения (мотоциклом, яхтой, автомобилем и т.д.). Третьягруппа – виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия (лука, винтовки и др.). В четвертую группу включаются виды спорта, где сопоставляются результаты модельно конструкторской деятельности спортсмена (автомодели, авиамодели и т.п.). Пятая группа – виды спорта, основное содержание состязаний, в которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки).

    Спортивная деятельность человека охватывает две взаимосвязанные стороны: преобразовательную, в процессе которой человек совершенствует и преобразует свою природу, расширяет границы своих возможностей; познавательную, в которой спортсмен получает сумму знаний, умений, навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей.

    Спортивное достижение . В каждом конкретном случае его уровень определяется одаренностью спортсмена, эффективностью системы подготовки.

    Высшее достижение является показателем, отражающим максимальные возможности человека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития.


    Школа спорта – это сложившаяся организационно-методическая система обучения, воспитания и подготовки спортсмена, сформированная под влиянием социально-экономических условий, достижений спортивной науки и практики.

    Спортивная тренировка представляет собой специализированный процесс физического воспитания, основанный на использовании физических упражнений с целью развития и совершенствования качеств и способностей, обуславливающих готовность спортсмена к достижению наивысших показателей в избранном виде спорта. В результате тренировки спортсмена происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения, которые и определяют состояние тренированности спортсмена.

    Тренированность – это преимущественно процессы биологического характера, связанные с адаптационными перестройками в организме спортсмена.

    Тренированность спортсмена обычно подразделяют на общую и специальную.

    Общая тренированность – это воздействие неспецифических упражнений, управляющих здоровьем, повышающих физические качества и функциональные возможности органов и систем организма применительно к различным видам мышечной деятельности.

    Специальная тренированность – это совершенствование конкретного вида мышечной деятельности, избранного в качестве предмета спортивной специализации.

    Подготовленность – это понятие, отражающее весь комплекс способностей организма спортсмена к проявлению максимальных возможностей в соревновательной деятельности.

    Спортивная форма – состояние наивысшей готовности спортсмена к достижениям, характерное для данного этапа спортивного совершенствования.

    Сущность и функции спорта.

    Современная социология спорта подчеркивает его всевозрастающую и многостороннюю роль в обществе. Научное понимание этого факта исходит из анализа специфических функций спорта как общественного явления и его разнообразных связей с другими общественными явлениями. Спорт выполняет ряд социально заданных функций.

    4. Разработка методики тренировки, появление квалифицированных тренеров.

    5. Наличие жесткой конкуренции, борьбы, противоборства.

    6. Расширение географии развития видов спорта.

    7. Коммерциализация (закон бизнеса). На спортсменов профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, связанные с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке».

    Таблица 1

    Элементы физической культуры личности
    (по и, 2001)

    Основные
    составляющие

    Компоненты

    качеств

    Признаки

    качеств

    Знания и интеллектуальные способности

    Объем

    Эрудиция

    Научность

    Обоснованность

    Осознанность

    Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению

    Умения

    Уровень усвоения

    Физическое совершенство

    Физическое развитие

    Морфологические признаки

    Функциональные признаки

    Психомоторика

    Физические качества

    Двигательные умения Контроль сознания

    Низкий уровень усвоения

    Двигательные навыки

    Высокий уровень усвоения

    Точность Автоматизация

    Надежность

    Физическая подготовленность

    Эталон Результат Динамика

    Мотивы

    Социальное значение

    Профессиональное значение

    Личностное значение

    Мотивационно-

    ценностные ориентации

    Интересы

    Спортивные

    Физкультурно-оздоровительные

    Установки

    Уровень достижения цели

    Сила воли

    Целеустремленность

    Убеждения

    Степень осознанности

    Потребности

    Самоуважение

    В социальных связях

    Безопасности

    Физиологические

    Социально-духовные ценности

    Нравственность

    Физкультурно-спортивная этика и культура

    Эстетика

    Чувство прекрасного

    Чувство красоты

    Отношение к труду

    Трудолюбие

    Мировоззрение

    Степень научности знаний и убеждений

    Здоровый образ жизни

    Отказ от вредных привычек

    Системность

    Физкультурно-спортивная деятельность

    Спортивная

    Оздоровительная

    Прикладная
    Образовательная
    Пропагандистская
    Инструкторская
    Судейская

    Самосовершенствование

    Частота использования

    Затраты времени
    Уровень достижения
    Динамика

    Лекция № 3

    Тема: Сущность и функции спорта

    План:

    1. Понятие спорт. Сущность спорта (классификация спорта)

    2. Функции физической культуры и спорта

    3. Классификация видов спорта

    Литература:

    1. Платонов, подготовки спортсменов в олимпийском спорте

    2. Курамшин, Ю. Ф. ТиМФК

    3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. ТиМФВиС

    4. Волков, И. П. ОТиМСТ

    5. Ильинич, культура студента

    6. Холодов, Ж. К., Кузнецов, по ТиМФВиС

    -1-

    Понятие спорт. Сущность спорта

    Спорт в виде состязательных упражнений существовал уже в первобытном обществе. В рабовладельческом обществе максимального развития спорт достиг в Древней Греции. Об этом свидетельствуют факты из ИФК.

    В настоящее время спорт занял такое место в жизни общества, которое он не занимал не когда в истории человечества. В научном плане «спорт» рассматривают сейчас обычно в узком и широком значениях.

    Спорт в узком смысле слова это собственно соревновательная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов.

    Эта деятельность имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся:

    а) наличие борьбы, противоборства, конкуренции непосредственно в игре, поединке, схватке на дистанции и т. п.;

    б) унификация действий, посредством которых осуществляется деятельность спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами;

    в) регламентация поведения спортсменов в соответствии с принципами отношений между людьми.

    В широком понимании спорт включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности.

    Таким образом, можно сделать вывод: спорт – это такой вид деятельности , который исторически сложился как один из способов выявления, сравнения и развития способностей человека в борьбе за первенство, за наивысшие спортивные достижения.

    Сфера спорта – это специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования. Сфера современного спорта включает в себя: управление, идеологическое, научное, методическое, программное, нормативное и медицинское обеспечение; подготовку кадров; материально техническое и финансовое обеспечение; отбор и тренировку спортсменов и многое другое (рис. ниже). Общая сфера спорта

    left">

    Вполне очевидно, что между этими блоками (службами, подсистемами) существуют тесные взаимосвязи, и каждый из них может быть подвергнут разной степени детализации. К примеру, систему управления можно рассматривать на общегосударственном уровне и на уровне города, клуба; отбор детей для занятий, кандидатов в сборные команды, для участия в соревнованиях и пр.

    Спорт род культурной деятельности сложившейся в форме соревнований и системы подготовки к ним.

    Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность , специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявить, сравнить и сопоставить человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т. п.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

    Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

    Достижение высоких спортивных результатов невозможно без хорошей системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и т. п. Они осуществляются на различных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

    Классификация спорта

    Классифицировать СПОРТ можно по различным признакам:

    1. По целевым установкам выделяют

    Спорт высших достижений:

    Массовый спорт

    2. По масштабу и его организации в рамках международного спортивного движения различают:

    Олимпийский

    Неолимпийский спорт

    3. По характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от спортивной деятельностью, выделяют:

    Коммерческий

    Некоммерческий спорт

    4. По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают:

    Профессиональный

    Любительский спорт

    5. По формам организации занятий выделяют:

    Учебный спорт (как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и

    Специального образования)

    Самодеятельный спорт (как добровольный процесс, проводимый в свободное время)

    6. По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность, различают:

    Детско-юношеский спорт

    Спорт для взрослых

    7. По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют:

    Школьный спорт

    Студенческий спорт

    Военный (армейский) спорт и др.

    8. По характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной деятельности , различают:

    Профессионально-прикладной

    Военно-прикладной спорт

    9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют:

    Оздоровительно-рекреацивный

    Физкультурно-кондиционный спорт

    10. По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях:

    Глухонемых

    Спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.

    11. По предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют: легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт , лыжный спорт , автомобильный спорт , шахматный спорт и др.

    -2-

    Социальные функции спорта

    Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества. Функции спорта условно подразделяются:

    w специфические (соревновательно-эталонная, эвристически-достиженческая)

    w общие (имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучение и развитие; оздоровительно-рекреативная; эмоционально-зрелищная; коммуникативная функция и экономическая функция)

    СПЕЦИФИЧЕСКИЕ функции:

    Ø Эталонная функция

    Суть, которой заключается в максимальном выявлении, сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний. Достижение спортивного результата, стремление к нему. Техника, тактика соревновательных упражнений является эталонам, а также телосложение. Эта функция наиболее ярко выражена в СВД, где наблюдается неуклонный рост мировых рекордов, однако свойственна и спорту в целом. Уровень достижений в спорте, в отличие от иных эталонов, не остается неизменчивым, а со временем повышается, стимулируя тем самым реализацию усилий спортсменов по самосовершенствованию своих способностей, несмотря на кажущиеся пределы человеческих возможностей.

    Ø Эвристическая функция

    Представляет собой деятельность творчески-поисковую, включающую моменты открытия, обнаружения нового. Открытия в области спорта чего-то нового. Наиболее полно выражена в СВД, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, тактических решений ведения спортивной борьбы, элементы техники (например, купальники в плавании – новая ткань, фармакология, шапочки, коньки, исследования, тренажеры), методы отбора, средств восстановления и др.

    ОБЩИЕ функции:

    Ø Личностно-направленного воспитания, обучения и развития

    Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания.

    Введение

    Актуальность исследования. В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений физической культуры и спорта. Они имеют большую популярность, становятся наряду с наукой и искусством полноправными компонентами социальной жизни общества.То, что мы называем "современным спортом", приобрело знакомые нам формы на рубеже Х1Х-ХХ веков. Его появление связано с развитием городской культуры. Его истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а в новых возможностях досуга: если атлеты древности своим совершенством приближались к богам, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом.

    Для того чтобы достичь высоких спортивных результатов, необходима отлаженная система подготовки спортсменов, складывающаяся и действующая в сфере многообразных человеческих контактов между спортсменами, тренерами, научными и медицинскими работниками, судьями, организаторами соревнований, обслуживающими персоналом, зрителями, спонсорами, представителями средств массовой информации и т.д. Эти контакты осуществляются на разных уровнях, начиная с межличностных отношений в отдельном спортивном коллективе и заканчивая стратегической управленческой деятельностью организаций самого высокого, в том числе международного, уровня.

    На основе вышесказанного была сформирована тема нашего исследования: «Сущность спорта и его роль в современном обществе».

    Проблема исследования: какова сущность спорта и какую роль играет спорт в современном обществе.

    Цель исследования: изучить сущность спорта и выявить его роль в современном обществе.

    Объект исследование: спорт как социальное явление.

    Предмет исследования: влияние спорта на социальную жизнь.

    Задачи исследования:

    Раскрыть сущность понятия «спорт» и его функции;

    Рассмотреть классификацию видов спорта;

    Изучить основные направления развития спортивного движения;

    Выявить социальные функции спорта;

    Определить роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека.

    Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы; наблюдение; анализ продуктов деятельности; сопоставление полученного материала.

    Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

    Список литературы включает 30 источников.

    физическая культура спорт

    Теоретическое изучение сущности понятия «спорт» и его особенности

    Понятие «спорт» и его функции

    Как смело утверждает Жиляев А.С. «спорт в широком понимании представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности».

    По мнению Л.П.Матвеева в таком широком понимании спорт «представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества» .

    С определенных позиций, спорт, использующий двигательную деятельность как фактор физического совершенствования и направленного развития физической дееспособности населения, является составной частью физической культуры. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта не связаны непосредственно с высокой физической активностью (радиоспорт, шахматы и т.д.). Наряду с этим, занятиям физической культурой не всегда свойственна ярко выраженная «достиженческая» соревновательная деятельность. Именно поэтому справедливо дифференцировать физическую культуру и спорт как различные понятия.

    Кудрящев В.Г. указывает, что, спорт - это «исторически сложившаяся область человеческой деятельности, связанная с выявлением в ходе соревнований победителя, спортивных достижений и результатов» . Обязательное условие спорта - состязание. Соревновательный результат в спорте достигается при высокоактивных двигательных действиях и поэтому напрямую зависит от возможностей спортсмена - функциональных возможностей, физической подготовки и физического развития, технической, тактической и психологической подготовленности.

    Спорт имеет не только собственную соревновательную деятельность, но и широкие возможности для включения человека в межличностные отношения. В широком смысле он охватывает соревновательную деятельность, межличностные отношения, поведенческие нормы, которые складываются на основе этой деятельности.

    Многосторонняя значимость спорта решается через его функции в обществе. Выделяют следующие среди них :

    Соревновательную, обеспечивающую выявление сильнейшего, определяющую уровень спортивной подготовленности и резервные возможности в экстремальных условиях, включающую разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности и др.;

    Воспитательную, обеспечивающую, с одной стороны, повышение соревновательной деятельности спортсменов, а с другой, воспитание социально активной личности;

    Повышающую физическую активность, способствующую подготовке к различным видам общественной деятельности и призванную содействовать всестороннему развитию человека;

    Оздоровительную, направленную на укрепление и сохранение здоровья;

    Рекреационную, позволяющую использовать спорт как средство активного отдыха людей;

    Производственную, направленную на профессиональную подготовку и повышение производительности труда за счет укрепления здоровья, улучшения физического развития, приобретения жизненно необходимых умений и навыков;

    Познавательную - использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей организма в условиях соревнования;

    Укрепляющую дружеские отношения между странами и народам;

    Зрелищную - удовлетворение желания миллионов людей стать свидетелями спортивных соревнований;

    Экономическую - обеспечение финансовыми средствами развитее спорта внутри страны, установление внешнеэкономических связей;

    Престижную - использование достижений в спорте для повышения престижа страны;

    Современный спорт подразделяется на массовый (любительский) и спорт высших достижений (профессиональный).

    Массовый, любительский или общедоступный спорт включает школьно-студенческий, профессионально-прикладной, физкультурно-кондиционный, оздоровительно-рекреативный .

    В зависимости от направленности занятии в массовом спорте в процессе систематических занятии решаются следующие задачи : образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции). Он дает возможность людям укреплять здоровье, совершенствовать физические качества и двигательные возможности, способствует долголетию.

    Профессиональная спортивная деятельность, направленная на высшие достижения, занимает основное время спортсмена, накладывая отпечаток на его образ жизни.

    Высокие спортивные результаты и победы являются достоянием любой страны, т.к. рекорды и победы укрепляют ее авторитет на международном уровне. Миллионы зрителей, сидя на стадионах или у телевизоров становятся свидетелями различных соревнований. Олимпийские игры, чемпионаты мира, мировые рекорды стали духовными ценностями, которые притягивают миллионы болельщиков. Но не все знают, какой труд стоит за победами и рекордами. Выступления на соревнованиях требуют от спортсменов максимального напряжения всех систем организма. Кстати, общая годовая тренировочная и соревновательная нагрузка у спортсменов составляет до 1500 часов и занимает более 300 дней.

    Таким образом, основные критерии эффективности в спорте высших достижений - победы на международных соревнованиях, мировые рекорды, призовые места. По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.

  1. 1. Средства физического воспитания
  2. 2. Физические упражнения как основное средство физического воспитания
  3. Направления воздействия физических упражнений на человека
  4. 3. Понятие о технике физических упражнений
  5. 4. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как Вспомогательные средства физического воспитания
  6. 1. Общая характеристика методов физического воспитания
  7. Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании
  8. 2.2. Нагрузка и отдых как основные компоненты методов упражнения
  9. 1. Основы обучения двигательным действиям
  10. 2. Основы формирования двигательного навыка
  11. 1. Общие понятия
  12. 2. Основные закономерности развития физических качеств
  13. 3. Общие механизмы развития физических качеств
  14. 1. Общие понятия физического качества «сила».
  15. 2. Виды силы, измерение показателей силы
  16. 3. Средства воспитания силы
  17. 4. Методы силовой тренировки
  18. 5. Возрастные особенности развития силы и резервы силы
  19. 6. Методы измерения силы
  20. Общие основы быстроты
  21. 2. Тренировка быстроты и ее компонентов
  22. 3. Возрастные особенности развития быстроты
  23. 4. Измерение быстроты движений
  24. 5. Скорость и скоростно-силовые качества
  25. 6. Скоростная подготовка
  26. 1. Общая характеристика ловкости и координационных способностей
  27. 2. Физиологическая характеристика координационных способностей
  28. 3. Методика воспитания координации
  29. 4. Возрастные особенности развития координации
  30. 5. Методы оценки координационных способностей спортсмена
  31. 1. Общие понятия
  32. 2. Средства и методы воспитания гибкости
  33. 3. Методы измерения и оценки гибкости
  34. Виды и измерение выносливости
  35. Физиологические механизмы развития выносливости
  36. 2. Биоэнергетические механизмы выносливости (работоспособности)
  37. 3. Факторы, определяющие аэробную производительность
  38. 4. Методы развития выносливости
  39. 5. Методы измерения выносливости
  40. 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
  41. 2. Сущность спорта и его основные понятия
  42. 3. Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса
  43. 4. Общая характеристика системы поэтапной подготовки спортсменов
  44. 5. Цель и задачи спортивной тренировки
  45. 6. Физические упражнения как основное средство спортивной тренировки
  46. 7. Методы спортивной тренировки
  47. 8. Принципы спортивной тренировки
  48. 4 Семестр:
  49. Тема 1. Лекция 1-2. ФизичесКая культура в системе воспитанИя детей раннего и дошкольного возраста (4 часа).
  50. Особенности развития морфо-функциональных систем организма дошкольников
  51. Морфо-функциональная характеристика детей периода раннего детства
  52. Морфо-функциональная характеристика детей периода первого детства
  53. 2. Задачи и содержание физического воспитания детей дошкольного возраста
  54. 3. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста
  55. 4. Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  56. 5. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста
  57. 6. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  58. Список рекомендуемой литературы
  59. Тема 2. Лекция 3. Общая характеристика системы физического воспитания в общеобразовательной школе (2 часа)
  60. 1. Значение и задачи школьного физического воспитания.
  61. 2. Принципы, методы и средства школьного физического воспитания
  62. 3. Формы проведения школьного физического воспитания и организации детей на занятиях по физической культуре
  63. 4. Организационное обеспечение урока физической культуры
  64. 5. Гигиенические основы физического воспитания в общеобразовательной школе
  65. Список рекомендуемой литературы
  66. Содержание
  67. 1. Возрастные и методические основы физического воспитания детей младшего школьного возраста
  68. 2. Возрастные и методические основы физического воспитания детей среднего школьного возраста
  69. 3. Возрастные и методические основы физического воспитания детей старшего школьного возраста
  70. Список рекомендуемой литературы
  71. I. Программа
  72. Обязательный минимум содержания
  73. Программа
  74. Основное общее образование
  75. Обязательный минимум содержания
  76. Программа
  77. 1. Культурно-историческое содержание
  78. Пояснительная записка
  79. 2. Планирование процесса физического воспитания в общеобразовательной школе
  80. 2. План распределения учебного материала на учебный год
  81. 3. Рабочий план на четверть
  82. 4. План – конспект урочного занятия
  83. 4. Система проверки успеваемости и контроль процесса физического воспитания в общеобразовательной школе
  84. 2).Система проверки успеваемости.
  85. 3). Учет учебной работы.
  86. Контроль процесса физического воспитания в общеобразовательной школе
  87. Список рекомендуемой литературы
  88. Содержание
  89. 1. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников
  90. 2. Физическое воспитание детей подготовительной и специальной медицинских групп
  91. Список рекомендуемой литературы
  92. Тема 3. Лекция 7-8. Физическая культура в системе воспитания студентов пту, ссуЗов и вуЗов (4 часа) содержание
  93. 1. Значение, цель и задачи физической культуры студентов
  94. 2. Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах
  95. 3. Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра
  96. 4. Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза
  97. Список рекомендуемой литературы
  98. Тема 4. Лекция 9. Профессионально-прикладная физическая подготовка (2 часа) Содержание
  99. 1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
  100. 2. Построение и основы методики ппфп
  101. Список рекомендуемой литературы
  102. Тема 5. Лекция 10-11. Физическая культура в системе научной организации труда, расширенного отдыха и восстановления работоспособности людей молодого и зрелого возраста (4 часа) Содержание
  103. 1. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения
  104. 2. Мировые тенденции развития физической культуры
  105. 3. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта
  106. 4. Уровень развития массовой физической культуры России
  107. Тема 6. Лекция 13-14. Особенности направленного использования средств физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста (4 часа) Содержание
  108. 1. Оздоровительная физическая культура в практике физического воспитания
  109. 2. Современные двигательные системы
  110. Список рекомендуемой литературы
  111. Тема 7. Лекция 15-16. Современные физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании (4 часа)
  112. Список рекомендуемой литературы
  113. 2. Сущность спорта и его основные понятия

    Итак, что такое спорт? Дать обобщенный анализ спорта очень непросто. Социологи рассматривают спортивную деятельность как од­но из общественных явлений в жизни человека; физиологи - как средство сильнейшего влияния на организм человека в экстремальных условиях; педагоги - как процесс воспитания подрастающего поколе­ния и, главным образом, двигательных качеств и т.п.

    Вся история спортивной науки связана с познанием законов о спортивной деятельности человека, закономерностей роста мастерс­тва атлетов, направленных в конечном итоге на создание системы тренировочного процесса как постоянно развивающегося объекта и на разработку эффективных способов управления этой деятельностью.

    Спорт можно рассматривать как совокупность достигнутых на тот или иной исторический период жизни общества материально-ду­ховных ценностей, которые позволяют направить их на развитие спе­циализированной деятельности людей: двигательных и функциональных способностей. Причем эта деятельность имеет четко направленный характер - на целенаправленную интенсификацию двигательных, морфо-функциональных, психических и интеллектуальных возможностей человека с целью реализации их в соревновательной деятельности.

    Следовательно, спорт необходимо связывать прежде всего с со­ревнованиями, демонстрацией достижений в специализированной спортивной деятельности в условиях обязательной регламентации поведе­ния соревнующихся (в соответствии с принципами неантагонистического соперничества) и стандартизации правил соревнований. Кроме этого, к данной характеристике спорта следует добавить черты, ко­торые позволяют отделить эту деятельность человека от другой его деятельности:

      спорт непосредственно не связан с производством (однако это в полной мере можно отнести только к спорту высших достиже­ний);

      спорт без интенсивной специальной подготовки не может су­ществовать;

      занимающиеся спортом нацелены на достижение максимальных результатов, реализацию на этом же уровне своих двигательных, психических и интеллектуальных способностей;

      максимальные спортивные достижения сопоставляются только в сравнимых формах соревнований (единых правил, спортивной квалифи­кации, одинаковых условии состязаний, материально-технической ба­зы и др.).

    Спортивные соревнования являются ведущей функцией спортивной деятельности и обеспечивают выявление победителей среди спортсме­нов и спортивных коллективов, распределяют всех участников сорев­нований по рангу их спортивного мастерства. Только соревнования могут быть объективным критерием творческой работы тренера и спортсмена, достижений науки н практики. Соревнования позволяют в полной мере выявить резервные возможности человека.

    Спортивная деятельность - это регламентированное с учетом определенных правил соревнований действия спортсмена. Она включа­ет в себя не только характер индивидуальных действий в условиях тренировки и соревнований, но и поведение в рамках норм спортив­ной этики. Спортивная деятельность всегда направлена на достиже­ние спортивных результатов.

    Все перечисленные понятия можно условно принять за исходные.

    Спортивная тренировка - это управляемый научно-педагогичес­кий процесс подготовки спортсменов, направленный на спортивное совершенствование через планомерное и целеустремленное воздействие на физические, морфо-функциональные и психические возможнос­ти спортсмена с целью достижения высоких результатов.

    Спортивная подготовка в узком смысле слова понимается как тесно взаимосвязанные между собой физическая, морально-волевая, психическая, техническая и тактическая подготовки, осуществляемые посредством физических упражнений.

    Остановимся на данных компонентах спортивной подготовки бо­лее подробно.

    Физическая подготовка - это процесс развития физических воз­можностей (способностей) человека, особенно основных его двига­тельных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и коор­динации.

    Показатели развития этих качеств и составляют основу спортивной работоспособности. Как правило, физическая подготовка направлена в том или ином виде спорта на преимущественное разви­тие двигательных качеств, составляющих основу избранной спортив­ной специализации. Физическая подготовка подразделяется на общую (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

    Спортивно-техническая подготовка - достижение рациональной, экономной и оптимальной техники выполнения специальных и специ­ально-вспомогательных упражнений. При этом особенно большое зна­чение имеет характеристика технической подготовки спортсмена в условиях его выступлений на соревнованиях.

    Тактическая подготовка - это в определенной степени уровень проявления теоретических н интеллектуальных знаний в области дан­ного вида спорта. Тактическая подготовка направлена на освоение совершенствования тактики в избранном виде спорта, эффективного применения всего набора умений и навыков с учетом тех или иных условий соревнований, а также других объективных факторов. Эта подготовка делится на общую тактическую и специальную тактическую подготовку. В первом случае спортсмен учится использовать тактику ведения спортивной борьбы из опыта других видов спорта, а во вто­ром - используются тактические приемы избранного вида спорта.

    Психическая подготовка - это спортивно-педагогический про­цесс, направленный на воспитание личности спортсмена, его мораль­но-волевых качеств, психологической устойчивости и готовности к напряженной борьбе с целью победы над соперником. Эта подготовка осуществляется на всем протяжении многолетнего тренировочного процесса.

    Спортивная форма - это такое состояние спортсмена, когда им достигается оптимальный уровень взаимоотношения физических, пси­хических к технических возможностей на том или ином этапе подго­товки и реализованный в условиях соревновании. Как правило, такое оптимальное соотношение различных компонентов тренировки достигается путем специальной подготовки в течение длительного времени. В тот период организм спортсмена постепенно подводился к ответственным соревнованиям. Еще более сложный процесс - поддержание высокой спортивной формы в течение длительного периода, осо­бенно там, где но необходимо (футбол, хоккей и др.). Однако надо знать, что сохранение высокого состояния спортивной формы не только крайне сложно, но и недеятельно, так как приводит к быст­рому истощению нервных и физических возможностей спортсменов.

    Спортивные достижения. В каждом виде спорта они представляют собой демонстрацию индивидуальных и групповых возможностей спорт­сменов и рассматриваются как признанный критерий успехов. Спортивные достижения - исторически обусловленный этап человеческих возможностей, реализованных в спортивной деятельности. Они оцени­ваются в каждом виде спорт прежде всего в выигрыше у соперника, а критерий этих достижении может быть выражен в баллах, килограм­мах, секундах, занятом месте и других видах измерений.

    Спортивные достижения могут быть обусловлены следующими фак­торами:

      индивидуальной спортивной одаренностью и степенью подго­товленности к достижению высоких результатов (рекорда);

      образом жизни;

      условиями окружающей среды;

      материальными предпосылками;

      научно-методическим обеспечением подготовки спортсменов и степенью внедрения передовых научных разработок в практику спорта;

      размахом спортивного движения в данном обществе.

    Спортивный результат . Он отличается от понятия ""спортивное достижение", гак как характеризует только лишь количественный и качественный показатель, достигнутый на тот или иной период тренировки и показанный в условиях соревнования. Рост спортивного результата находится в тесной зависимости от методики тренировки, применения более повышенных объемов и интенсивности тренировочных нагрузок, особенно на первых этапах многолетнего тренировочного процесса.

    Спортивная квалификация - количественный и ка­чественный уровень подготовленности спортсмена в данном виде спорта. Это показатель имеет относительный характер и изменяется в зависимости от уровня спортивных достижении на том или ином этапе жизни общества.

    Типы спорта . Условно спортивная деятельность человека делит­ся на два основных направления - спорт высших достижений и массо­вый спорт. В то же время принято различать в качестве компонентов массового спорта: "общекондиционный спорт" (обеспечивающий дости­жение и сохранение базовой физической подготовленности), профес­сионально-прикладный спорт (направлен на подготовку человека к профессиональной деятельности), оздоровительно-рекреационный спорт (использование элементов спорта в качестве средства отдыха, восстановления работоспособности, а также для организации инте­ресного отдыха и т.п.).

    Спорт высших достижений. Это понятие в спортивной практике принято относить к тем спортсменам, которые подошли к этапу ре­кордных достижений, готовятся к завоеванию призовых мест в прес­тижных соревнованиях, стремятся получить высокое спортивное зва­ние: мастера спорта международного класса, заслуженного мастера спорта. По достижению спортсменами этих критериев оценивается пе­дагогическое мастерство тренера, спортивного коллектива, спорт­клуба, обслуживающего персонала, наук и др. Контингент спортсме­нов на этапе рекордных достижений формируется, как правило, на протяжении длительной целенаправленной многолетней подготовки из числе наиболее одаренных атлетов, проявивших свои способности уже на начальном этапе тренировочного процесса.

    Профессиональный спорт (коммерческий спорт) по своему харак­теру очень близок к спорту высших достижений, но в своей основе базируется на соревнованиях, где ставится цель не только победить своего соперника, но, главное, получить за свою победу как можно *\ более высокое вознаграждение. Следовательно, в этом типе спорта на первый план выступает экономический стимул как самого профес­сионала, так и клуба, который его содержит. Важнейшими особеннос­тями профессионального спорта являются его зрелищность, позволяю­щая привлекать большое число зрителей, средства массовой информа­ции и телевидения, а также престижность и экономичность. Этот вид деятельности спортсмена стопорится для него профессией, опреде­ленной трудовым законодательством, контрактом, пенсионным обеспе­чением.

    Спорт для всех ориентирован на освоение и распространение культуры двигательной деятельности с учетом склонности занимающе­гося, его физических и функциональных возможностей. Для массового спорта, как и для спорта в целом, характерными являются состяза­тельность, предельное усилие, специализация и ориентация па высо­кий результат. Но при этом важно учитывать, что в этом виде спор­та состязания проходят на уровне равных возможностей, проявление усилий - на уровне доступного. Допускается возможность освоения нескольких видов порта.

    Виды спорта (группы). Их различают по признаку предметной основы соревновательной деятельности человека. В процессе истори­ческого развития сформировалось большое разнообразие видов спор­та, причем более 60 из них признаны на международном уровне и это признание таких видов спорта продолжается. Итак, в практике име­ются вилы спорта, входящие в программу Олимпийских игр, чемпиона­та мира, Европы и других регионов Земли, например программы Все­мирных студенческих игр, спартакиад с т.д. С другой стороны, толь­ко в нашей стране проводится масса различных соревнований по на­циональным видам спорта (их более 100), которые не входят в число официальных, общепринятых в мире спорта.

    Виды спорта группируются по следующим признакам:

      первая группа - самая большая, в нее вошли виды, в которых спортивные достижения зависят от двигательной активности (возмож­ности) самого занимающегося (легкая атлетика, тяжелая атлетика, гимнастика, спортивные игры, борьба и др.);

      вторая группа охватывает виды спорта с действиями по управляемым специальными техническими средствами передвижения (мотоцикл, автомобиль, самолет, яхта и т.д.);

      третья группа - в нее входят виды спорта, в которых двигательная активность связана с поражением цели из спортивного ору­жия (винтовка, пистолет, лук);

      четвертую группу составляют виды спорта, в которых сопос­тавляются результаты модельно-конструкторской деятельности (мыс­ли) спортсменов (авиамодельный и др.);

      пятая группа - в ней объединяются виды спорта с абстрактно-логическим обыгрыванием (шахматы, шашки).

Что еще почитать